Игры для развития детей 2 3 лет. Игры для самых маленьких онлайн. Играем с сенсорными коробками

Однако сегодня компьютер есть практически в каждом доме, а возраст уверенных пользователей ПК уменьшается не то, что с каждым годом, а просто на глазах. Это не могло не коснуться сферы воспитания детей, даже самых маленьких. Развивающие игры для детей 3 лет – это совсем не обязательно пустое времяпровождение или развлечение, хотя и это немаловажно. Чем же могут быть полезны игры для трехлеток?

Ответить на этот вопрос достаточно просто, ведь ребенок в возрасте от двух до трех, как раз учиться познавать мир, оценивать его, пробует все на вкус и на зуб, еще не совсем четко представляя, как и что называется и для чего используется. Вот в этом, как раз, и помогут компьютерные игры для трехлеток.

Игры о цветах радуги, раскраски, пазлы

Эти игрушки помогут детям быстро и в веселой, игровой форме, выучить, как называется каждый цвет, запомнить его хорошенько, и научиться правильно подбирать цвета по внешнему виду и названию. Кроме того, они позволят мамам, не беспокоится об испачканной красками одежде. Да и рисовать на компьютере, под веселенькую музыку будет гораздо интереснее и родителям, и детям.

Игры о геометрических формах и размерах

Такие развивающие игрушки научат вашего ребенка правильно оценивать понятия «маленький-большой», а также изучить название различных геометрических форм, например куб, квадрат, треугольник, круг и тому подобное.

Логические игры для малышей

Эта категория игр может научить ребенка, как правильно применять разнообразные навыки, решать простые задачи, получить представление, например, про длину, возраст, вес, форму. Логические игры могут помочь с раннего возраста приучить ребенка не принимать поспешных решений, оценивать следующие шаги, причем в веселой и интересной, игровой форме.

Следует отметить, что развивающие игры для детей 3 лет сами по себе подразумевают участие взрослых в игровом процессе, что способно еще больше сблизить ребенка с родителями. Кроме того, что они развивают логику, дают представление о мире и его восприятии, учат ребенка основам счета и даже помогут изучить буквы, эти игрушки развивают мелкую моторику рук, повышают способность к быстрой и адекватной реакции на происходящие события. А самое главное, что все игры для малышей позволят объяснить деткам, что учиться можно приятно и весело, а играть в них чрезвычайно забавно.

Я умею делать что-то

Пришло время немного размяться: попрыгать, побегать похлопать в ладоши - словом, повеселиться. Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

Вот что я могу

(подпрыгните, а малыш - вслед за вами)!

Продолжайте:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то,

Вот что я могу

(хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое)!

Потом, прочитав этот стишок, вы можете присесть, побегать по комнате - что захотите. Главное, чтобы малыш повторял все ваши движения.

Игра развивает координацию движений, умение последовательно выполнять движения.

Послушаем специалистов

Помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, произноситься б «пустоту» или с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Я очень прошу тебя не делать того-то и того-то» или «Зайка моя, спички - не игрушка, правда ведь?»

С мамой за покупками

Вы собираетесь в магазин? Возьмите малыша с собой, не отказывайте ему в удовольствии. А прежде чем выйти из дома, вместе составьте список покупок. Пусть малыш подсказывает, что нужно купить. Попросите его: «Ну-ка, посмотри, хлеб еще есть? Нет? Значит, надо купить».

Дома малыш поможет вам достать из пакета покупки, рассмотрите вместе этикетки - это тоже интересно! И приготовьте какое-нибудь блюдо из тех продуктов, которые вы покупали вместе с малышом. Поблагодарите его от всего сердца: он так старался, помогал маме. Пусть он почувствует себя нужным и значимым. Настоящий помощник - опора маме!

Игра учит самостоятельности, ответственности, аккуратности.

Послушаем специалистов

Следите за тем, чтобы не провоцировать ребенка на нарушение запрета по собственной забывчивости. Например, вы запрещаете малышу брать что-либо с кухонного стола. Однажды бы говорите так: «Помоги маме, подай со стола пульт от телевизора!»

Малыш рассуждает: «Теперь мне разрешается это делать и самому!»

Ладошки и пальчики

Давно же мы не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:

Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!

Где были?

У бабушки.

Спали на подушке (руки положите под щеку),

Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).

И пальчики потренировали, и малыша развеселили!

Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики

Послушаем специалистов

Понемногу приучайте малыша, чтобы он помогал вам накрывать на стол и убирать посуду после еды. Пока ему нет четырех лет, он может расставлять небьющуюся посуду. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Но не заставляйте молчать: люди за столом всегда разговаривают!

Право выбора

Сядьте с ребенком на диван и усадите рядом его любимые игрушки: куклу и мишку. Обратитесь к кукле: «Ляля, что ты хочешь съесть: яблоко или банан?» Пусть малыш ответит за куклу. Вы можете вместе обсудить все «за» и «против» каждого варианта.

Потом обратитесь к мишке: «Мишутка, что мы будем делать: поиграем дома или пойдем гулять?» Снова дайте малышу подумать и обсудить эти два варианта. Решение принято? Тогда пусть малыш ответит за мишку. Главное, чтобы малыш остался доволен выбранным решением.

Игра учит ответственности и умению принимать решения.

Послушаем специалистов

Чтобы бы могли придерживаться раз заведенных правил и призывать чадо к порядку, запретов не должно быть много, но те, что есть, никогда не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Ни в коем случае не отменяйте принципиально важные запреты в «награду» за что-то или «под хорошее настроение».

Оденем куклу

Купите или сшейте наряды для куклы и объясните ребенку: «Вот это - одежда зимняя, это - летняя, это - спортивная. Трусики и маечки - нижняя одежда, а платье с кружевами - наряд на выход». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды - так он быстрее запомнит.

Оденьте вместе куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда - вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал - наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку - пальто, шапку и шарфик.

Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.

Послушаем специалистов

Научите ребенка использовать в игре предметы-заместители. Пусть он печет пирожки из песка, барит макароны из травы, жарит картошку, заменяя ее шишками. Главное - освоить действия, а играть можно с чем угодно. Такие игры прекрасно развивают различные житейские навыки, фантазию и воображение.

Маленький химик

А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.

Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну - немного, в другую - побольше, в третью - еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось. В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных - сильнее и сильнее.

Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку - от самого светлого оттенка к самому темному.

Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.

Послушаем специалистов

У маленьких детей больше разбита крупная моторика, и они рисуют от плеча, поэтому лист бумаги должен быть достаточно крупным. И приготовьтесь к тому, что радиус «жертв и разрушений» равен примерно 3 м, поэтому лучше всего застелить все вокруг газетами.

Лёд - тоже Вода?

Малышу будет интересно смотреть, как оттаивает лед. Но для начала нужно ему показать, что лед получается из воды, Налейте воду в разные формы: стаканчики, тарелочки, формочки для песка и поставьте в морозилку. Можно в одну из чашек положить маленького пупсика, а потом посмотреть, как он будет оттаивать.

Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте в комнате на столе, третью - у батареи. Понаблюдайте вместе с малышом - где лед растает быстрее?

Можно также положить кусочки льда в стаканы с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит результаты и попробует объяснить, почему так получилось. Если ему это трудно, подскажите.

Игра развивает познавательные способности и наблюдательность.

Послушаем специалистов

Дети очень наблюдательны. Иногда нам кажется, что они просто шалят: разливают воду, кидают вещи на пол, ломают игрушки. А на самом деле малыши таким образом познают мир. Им интересно, почему вода растекается, почему мячик отскакивает от пола, а кукла - нет и что будет, если оторвать мишке лапу.

Ай, ду-ду!

Малыш всегда готов поиграть и повеселиться. Спойте ему веселую песенку-потешку. А одновременно изображайте, что играете на дудочке. Вы знаете, как это делать: держите кисти рук на уровне рта, а пальцами совершайте волнообразные движения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная.

Вот как малыш весело подыгрывает и подпевает вам!

Игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики.

Послушаем специалистов

Маленькие дети часто что-то требуют. Все, что им нравится, они хотят получить немедленно. И это абсолютно нормально. А как в такой ситуации поступать родителям? Уступать ребенку из каких-то ложных соображений (из чувства вины или из страха, что он будет плакать) не нужно. Малыш быстро усвоит, что вами легко манипулировать. Однако не следует также говорить «нет», просто чтобы показать ребенку, что вы главнее. Он это почувствует и станет еще более требовательным и капризным.

Веселая зарядка

Попросите ребенка нагнуться и достать лежащую перед ним игрушку. Ножки при этом должны быть прямыми - придерживайте его за коленки. Так, хорошо, а теперь можно выпрямиться.

Положите малыша на спинку. Ножки его согнуты в коленях. Приложите ладони к его ступням, а он пусть старается отодвинуть ваши руки. Вот какие сильные ножки!

Малыш лежит на спине, а в руках держит палочку. Придерживая его одной рукой за коленки, другой тяните за палочку до тех пор, пока он не сядет. Получилось? Умница!

Упражнения развивают силу и тренируют мышцы.

Послушаем специалистов

Дети от полутора до трех лет часто впадают в, казалось бы беспричинную, раздражительность и даже в истерику. Подобные припадки гнева сильно изматывают родителей. Однако краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка. Они снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям.

Волшебный мешочек

В волшебный мешочек можно играть вдвоем с малышом, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс, когда соберется веселая компания из нескольких ребят. Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов: расческу, шнурок, карандаш.

Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!

Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими. Вы можете положить в мешочек предметы, названия которых начинаются на одну букву. Пусть малыш постепенно осваивает алфавит!

Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.

Послушаем специалистов

В этом возрасте дети развиваются столь стремительно, что двухлетний и пятилетний малыши - это жители разных галактик. Если новые друзья по развитию будут сильно опережать вашего ребенка, то он всегда будет лишь на вторых ролях. Если же вокруг окажутся дети младше его, ему будет с ними скучно.

Картинки-парочки

«Где-то у нас было лото? Надо его достать. Наверняка там найдутся парные карточки с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т. д, Сейчас мы поиграем по-другому!»

Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.

Запомнил? Тогда переверните картинки изображениями вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.

Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не будут найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. Постепенно усложняйте задачу: увеличивайте их количество.

Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.

Послушаем специалистов

Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел. Малышу очень важно чувствовать себя полезным и ощущать гордость за самостоятельно выполненную работу. Не лишайте его этого удовольствия!

Кубики с картинками

В кубики малыш уже давно играет, но таких у него еще не было. На них что-то нарисовано, а что - непонятно. Может быть, мама объяснит? Мама составила кубики, и получилась картинка!

Если малыш понял, в чем секрет, раздвиньте немного кубики, но не переворачивайте их.

Теперь переверните кубики на другие грани и составьте другую картинку. Снова немного раздвиньте их и попросите малыша собрать. Справился, молодец!

Когда малыш чуть-чуть подрастет, купите ему кубики с буквами и цифрами и научите его по ним читать и считать.

Игра в собирание картинки развивает память, координацию, сообразительность, мелкую моторику.

Послушаем специалистов

Прежде чем начать собирать кубики, малыш должен представить, что у него должно получиться. Такое мышление называется наглядно-образным, поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Учимся рисовать

Рисовать можно по-разному. Изображать все, что хочется, призывая на помощь фантазию и воображение. Можно положить перед собой картинку и стараться повторить рисунок на альбомном листе. Или обвести контуры по заранее заготовленным шаблонам. Это тоже очень полезно.

Купите или сделайте из картона шаблоны с контурами предметов, которые малышу хорошо знакомы. Это могут быть рамки с рисунками внутри, а могут быть фигурки, которые нужно обводить снаружи. Покажите малышу, как это делается, и пусть он попробует,

Продвигайтесь от простого к сложному. От простых геометрических фигур - к силуэтам животных и птиц. От картонных шаблонов - к картинкам, нарисованным на бумаге. Когда малыш научится обводить сплошные линии, переходите к картинкам, нарисованным пунктиром,

Шаблоны для рисования развивают согласованность движений глаз и рук, помогают научиться рисовать.

Послушаем специалистов

В трехлетнем возрасте любой ребенок охотно рисует. Не следует ждать, что в три года малыш сможет правильно нарисовать человека, дом, машину. Не нужно поправлять его и учить рисовать «правильно». У него свое видение мира и свое присущее его возрасту умение передавать то, что он видит.

Солнечные зайчики

Выглянуло солнышко - какая радость! Где наше маленькое зеркальце? Сейчас мы будем пускать солнечных зайчиков! Вот так - на пол, на потолок, на стены!

А теперь пусть малыш поймает зайчика. Подержите зеркальце неподвижно - дайте малышу коснуться зайчика рукой, а потом быстро переместите его.

Малыш тоже хочет пускать зайчиков - дайте ему зеркальце! Подвигайте маленькой ручкой - малыш почувствует, что передвижение зайчика зависит от его движений. Пусть ребенок поиграет самостоятельно.

Игра развлекает ребенка, заставляет его двигаться, способствует развитию мышления.

Послушаем специалистов

Детям-зрителям интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием рисуют, лепят. Малышей-слушателей легко успокаивают музыка или знакомые голоса. Они любят петь, рассказывать стихи и предпочитают разговорные игры. Малыши-деятели много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают на руках взрослые. Им больше нравятся подвижные игры.

Без веревочки, а едет!

У малыша большая радость: ему подарили машину на дистанционном управлении!

Запустите машину и покажите, как ею управлять. Вот как она едет! И вперед, и назад, и направо, и налево. А вот - остановилась.

Вложите дистанционное управление в руку ребенка и нажимайте его пальчиками на кнопки. Пусть малыш почувствует, что это он управляет машиной. А вы иногда присоединяйтесь к игре: просите малыша направить машину в ту или иную сторону

Игра развивает мелкую моторику, воображение, ориентирование в пространстве, внимание.

Послушаем специалистов

Двухлетнего ребенка уже не надо побуждать к игре: она становится его самостоятельной потребностью. Делайте акцент на обыгрывании различных Житейских ситуаций, доступных его пониманию, используя замещающие предметы (камешки вместо пирожков для кукол, нитки вместо макарон и т. д.).

Совершенствуемся в лепке

Покажите малышу основные способы лепки. Попросите его раскатать небольшие кусочки пластилина между ладонями. Отлично - получилась колбаска. Заострите один конец колбаски - готов карандашик.

А теперь слепите разноцветные колечки. Или бублики. Малыш постепенно начнет работать не ладошками, а пальчиками.

Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер и воображение.

Послушаем специалистов

Раньше было распространено мнение о том, что дети-вундеркинды, как правило, отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Однако в последние десятилетия это мнение учеными опровергнуто. Установлено также, что ранние успехи ребенка не связаны с каким-либо особым нажимом со стороны воспитателей.

Играем в «классы»

Нарисуйте на асфальте самые простые «классы», из пяти клеток, и пронумеруйте их. Покажите малышу, как бросать биту. Это может быть камешек или круглая коробочка от гуталина. Главное - не слишком маленькая и не острая.

Пусть малыш допрыгает на одной ноге до клетки с битой. Если на одной ноге пока не получается, можно - на двух. Задача малыша - постараться не наступить на линию. Допрыгал - снова кидаем биту. Можно позвать других ребят - будет еще веселее!

Игра развивает координацию движений, чувство равновесия и навыки счета.

Послушаем специалистов

Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является обязательной ступенью в развитии ребенка. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании.

Кукольный театр

Подберите к спектаклю специальные куклы-бибабо, которые надеваются на руку, как перчатки. Рассмотрите игрушки вместе с малышом: «Узнаешь, кто это? Помнишь сказку?»

Пусть малыш выберет себе игрушку, а вы помогите ему надеть ее на руку. Вторую игрушку наденьте себе на руку и сразу войдите в роль: «Я - Лиса. А ты кто?»

Малыш слегка растерялся: не знает, что отвечать. Подскажите ему: «А ты - Колобок. Спой мне песенку!» Поговорите с маленьким артистом, введите его в спектакль,

Отрепетируйте пьесу, а потом позовите всех домашних смотреть представление. И пусть все громко хлопают в ладоши.

Игра развивает фантазию, стимулирует речевое развитие и артистизм.

Послушаем специалистов

Обыгрывая любимые сказки, дети активно усваивают ролевые отношения и эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Времена года

Найдите четыре красочные картинки, на которых изображены осенний, зимний, весенний и летний пейзажи. А теперь подберите еще много-много картинок, меньших по размеру, но тоже посвященных временам года. Покажите малышу четыре большие картинки. Спросите его, какое сейчас время года, и вспомните с ним вместе, какие бывают еще.

Разложите маленькие картинки поверх больших: сезон к сезону. Каждый раз объясняйте: «Видишь, здесь нарисован снег - значит, это зима. Кладем туда, где лежат зимние картинки», и т. д. А потом смешайте все картинки - пусть малыш сам разложит их по группам.

Игра способствует развитию зрительной памяти, внимательности и умению анализировать.

Послушаем специалистов

Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Математические паззлы

Принцип таков: на картинке изображена цифра, а под картинкой располагается кармашек, в который нужно вкладывать соответствующее количество предметов.

Сложите вместе с малышом все паззлы. Назовите цифры по порядку.

Возьмите несколько предметов, попросите малыша пересчитать их и вставить в кармашек, расположенный под нужной цифрой.

Игра помогает освоить порядковый счет, запомнить изображение цифр, учит соотносить число с количеством предметов.

Послушаем специалистов

Детские представления о мире остаются в памяти очень надолго. Общаясь с малышом, всегда поддерживайте и стимулируйте его стремление к новым познаниям. Ведь это - основа умственных и творческих способностей.

Ещё порисуем!

Как приятно рисовать пальцем на запотевшем окне или по насыпанной тонким слоем на столе или подносе крупе! А еще можно намочить пальчик и водить им по доске. Вариантов множество, и все они нисколько не исключают рисования.

Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Пусть малыш нарисует дорожку или цветные ленточки.

Освойте с ним вместе рисование красками методом «тычка»: кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона. Получится снег или дождь.

Обратите внимание малыша на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии. «Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки - правда, малыш?»

Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.

Послушаем специалистов

Педантичность и строгость родителей приводят к тому, что ребенок растет тревожным, плохо воспроизводит информацию, боясь ошибиться и быть наказанным.

Железная дорога

Соберите железную дорогу вместе с малышом. Расскажите, для чего она нужна, как по ней ездят поезда и как далеко на них можно уехать.

Ну что ж, самое время запустить паровоз. Сперва - один, без вагонов. Покажите малышу, как его останавливать на станциях. Если станций в комплекте нет, постройте их сами - из кубиков.

Ну а теперь можно прикрепить к составу вагоны - и в добрый путь!

Игра расширяет кругозор, развивает мелкую моторику и умение играть в сюжетные игры.

Послушаем специалистов

Нарушения развития речи у детей в наше время зачастую объясняются тем, что родители не находят времени с ними просто поговорить. И маленькие дети подолгу смотрят телевизор. Не перекладывайте свои родительские обязанности на телевизор. Ведь это всего лишь техника, а вашему малышу нужны мама и папа.

Игрушечный баскетбол

Прикрепите кольцо к стене на уровне вытянутой руки ребенка. Покажите ему, как забросить мяч в сетку.

Сначала пусть малыш забрасывает мяч с близкого расстояния. А вы стойте рядом и считайте меткие попадания. Каждый раз отмечайте его успехи: «Надо же, в прошлый раз ты попал пять раз из десяти, а сегодня — целых восемь!»

Игра развивает крупную моторику, координацию, способность управлять собственным телом.

Послушаем специалистов

Трехлетнему малышу важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его игру, что он для них - самый интересный человек на свете. В этом возрасте у него формируются привязанности, которые он пронесет через всю жизнь.

Строительный конструктор

Соберите несколько маленьких домиков. Получился настоящий город лилипутов! Огородите его крепостной стеной с воротами.

Расскажите малышу историю про Гулливера в Стране лилипутов. Он обещал быть осторожным и перешагивать через маленькие дома, чтобы не сломать их.

А теперь расставьте домики из конструктора так, чтобы между ними можно было пройти. Малыш будет Гулливером! Он будет шагать по улицам города лилипутов, переступая через препятствия. Не очень-то легко: нужно поднимать ножки и при этом сохранять равновесие.

Игра способствует развитию мелкой моторики, фантазии, координации движений и равновесия.

Послушаем специалистов

В три года у ребенка совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки. Причем делает не только то, что хочет, но и то, о чем его просят.

Веселые картинки

Ваш малыш уже не раз пробовал рисовать, и ему это занятие очень понравилось. А значит, пришло время не просто делать «каляки-маляки», а что-нибудь изобразить. Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка: шарик в небе!

Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.

Ну, что нарисовал юный художник? Попытайтесь угадать. Если не получается, осторожно задайте ему несколько наводящих вопросов.

Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Послушаем специалистов

В некоторых семьях чаще используется система наказании, а не поощрений. Родители скупы на ласку и похвалу. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется тревожный тип личности. Он имеет низкую самооценку и крайне неуверен в себе.

Машинка с мелкими деталями

Малыш немного подрос, и теперь ему можно купить машинку более сложной конструкции. Ведь так интересно открывать дверцы и капот, крутить руль!

Покажите ему какие детали машинки открываются и двигаются. Посадите в машинку пупсика или зверюшку. Открываем дверцу садимся, закрываем дверцу крутим руль - поехали!

Сядьте друг против друга на пол и катайте машинку. Придумывайте различные игровые ситуации: аварии, езду по горке или по дороге-змейке.

Игра развивает фантазию, мелкую моторику и координацию движений.

Послушаем специалистов

Обычно двух-, трехлетние малыши очень не любят, когда кто-то берет их игрушки. Они плачут, кричат, топают ногами! Родители начинают перевивать: малыш растет жадиной! Если мама требует отдать игрушку, малыш обижается: может, мама больше любит другого мальчика?

Музыкальные прятки

Что может быть веселее игры в прятки? Только музыкальные прятки.

Пусть малыш отвернется, а вы возьмите какой-нибудь музыкальный инструмент, спрячьтесь и сыграйте на нем. Малыш прислушается: откуда раздается музыка? - и найдет вас. А вы удивитесь: «Ой, а как же ты меня нашел?»

Теперь - очередь малыша прятаться. Вручите ему инструмент и дайте побольше времени, чтобы он успел куда-нибудь укрыться. И конечно, долго изображайте, что не можете его найти. Найдете вы его или он сам выскочит- неважно. Все равно будет весело!

Игра способствует развитию слуха, сообразительности и воображения.

Послушаем специалистов

Если у малыша наблюдается задержка речи, то есть, если в (5 года он не реагирует на простые слова и не знает названий окружающих предметов, а в возрасте 2 лет не пытается повторять слова, обратитесь к врачу, ведь в 2,5 года он уже должен составлять фразы из двух слов, а в 3 года - произносить простые предложения.

Игрушечный городок

Конструктор у вас есть, но пока вы с малышом собирали из него самые простые сооружения. Сядьте рядышком с ним и соорудите из конструктора какую-нибудь постройку. Пусть ребенок сделает нечто похожее.

Обсуждайте с малышом его действия: детали какой формы и какого цвета ему понадобятся.

Так у вас появится игрушечный городок, в котором будут проживать пупсики и зверюшки. Вместе вы придумаете интересные сюжеты для игр. Задавайте побольше вопросов: малыш с удовольствием расскажет вам о своем городке и его обитателях.

Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность, фантазию и творческие способности малыша.

Послушаем специалистов

На третьем году жизни малыш играет все более самостоятельно. Его действия уже не разрозненны, а вполне последовательны и осмысленны. Малыш сам придумывает сюжет игры, состоящий из разнообразных событий и действий, и старательно ему следует.

Поймай рыбку!

Опустите в банку с водой несколько пластмассовых рыбок с металлическими вставками. Сделайте удочку из карандаша и лески. К свободному концу лески привяжите магнит. Покажите малышу, как ловится рыбка. Опуская удочку в воду, приговаривайте:

Ловись-ловись, рыбка,

Большая и маленькая!

Ну что ж, первая рыбка поймана. А следующую поймает малыш - дайте ему удочку!

Спрашивайте его, сколько рыбок он поймал и какого цвета. Если ребенок выловит ту рыбку, которую наметил, это - большой прогресс!

Игра развивает координацию движений, умение сосредоточиваться.

Послушаем специалистов

Катать шарик длинной палочкой или спицей по лабиринту, сделанному из кубиков; забрасывать шарики и мячи в кастрюли и миски - это веселые и полезные задания на тренировку координации и согласованности движений.

Раскраски

Детям очень нравится не только рисовать, но и раскрашивать картинки. Купите ребенку раскраску, карандаши и фломастеры.

Покажите, как это делается: закрасьте один рисунок. А малыша просите подавать вам карандаши определенного цвета. Говорите примерно следующее: «Так, а сейчас мне нужно закрасить травку. Какого цвета травка? Правильно, зеленого. Значит, дай мне зеленый карандаш».

Следующий рисунок раскрасит малыш. А вы все так же обсуждайте с ним, какого цвета огурец и листья на деревьях, какого цвета солнце, какого - яблоко и т. д. Похвалите своего маленького художника - он так старался!

Игра развивает изобразительные навыки, умение соблюдать границы рисунка, совершенствует мелкую моторику рук и память.

Послушаем специалистов

Ребенок не должен считать себя главой семьи. При всей любви к малышу не давайте ему собой манипулировать. Общайтесь с ним на равных, не сюсюкая и не заискивая. Уважайте и любите себя - тогда и малыш будет испытывать по отношению к вам такие же чувства.

Узоры из кубиков

Предложите малышу собрать одноцветную дорожку. Пусть он сам подберет кубики. Прекрасно получилось! Теперь соберите дорожку с чередующимися цветами, например, красно-синюю.

Составляйте с ним вместе квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Теперь разберите и попросите малыша составить квадрат заново. Так он понемножку освоит соотношение части и целого.

Постепенно усложняйте задачу, используя все больше и больше кубиков.

Не забывайте спрашивать малыша, какого цвета квадрат он складывает. Пусть малыш учится обращать внимание на цвет и на форму.

Игра развивает пространственное представление, мышление, память, усидчивость.

Послушаем специалистов

Как ни странно, подчинение правилам игры доставляет ребенку большое удовольствие. Он придает этим правилам огромное значение и не разрешает никому их нарушать. Для него очень важно, чтобы в игре было все «как в жизни». Так что не нарушайте правил - в игре это главное условие.

Мячик, поскачи!

Если дома есть мяч, скучно никогда не будет. Сколько же с ним можно придумать веселых игр и развлечений!

Бросайте мяч об пол или стенку и ловите его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Теперь пусть малыш попробует сделать то же самое. Если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем он его поймает, ничего страшного.

Покажите малышу, как можно ударять мяч об пол одной или двумя руками. А в такт ударам мяча читайте стихотворение С, Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не расстанемся с тобой!

И малыш тоже хочет, и ему дайте мяч! Вот как он делает, вот как бьет по мячику! Укатился мячик - побежали догонять!

Игра способствует физическому развитию ребенка, совершенствованию координации движений.

Послушаем специалистов

Если постоянно указывать ребенку на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимать как нечто само собой разумеющееся, он начнет сочинять истории о своих достижениях. Хвалите малыша за его успехи: потом не придется ломать голову над тем, почему он вдруг стал обманывать.

Играем на кухне

Покажите малышу овощи. Проговаривайте названия четко и ясно: «Вот это морковь, свекла, репа, картошка».

Загадывайте ему загадки. Например, про морковку: «Сидит девица в темнице, а коса - на улице». Или про лук: «Сто одежек - все без застежек».

Попросите его разложить яблоки по двум мискам: маленькие - в одну, большие - в другую.

Можно рассортировать овощи и фрукты по форме, можно - по цвету. И постепенно усложнять задачу. В конце концов, вы попросите малыша: «Выбери из этих овощей не зеленый и не красный, не большой и не маленький».

Игра способствует развитию логического мышления и памяти ребенка.

Послушаем специалистов

Большинство малышей демонстрируют разнообразные таланты и способности. И тем не менее родители с грустью замечают, что по мере того, как малыш растет, эти способности почему-то становятся значительно скромнее. Для того чтобы так не происходило, нужно с раннего детства развивать у детей память и логическое мышление.

Где же наши ручки?

Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите. А малыш пусть повторяет за вами названия частей тела и выполняет те же движения.

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (покажите руки).

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои (закройте уши ладонями)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (покажите уши)!

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои (закройте глаза ладонями)?

Раз, два, три, четыре, пять!

Покажитесь мне опять (уберите ладони от глаз)!

Игра способствует развитию координации движений,

Послушаем специалистов

Для развития речи у малыша подберите стишки или песенки-потешки, в которых рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся одним только звуком («наша - Маша»).

Угадай, что на картинке?

Возьмите картинку, на которой изображено что-то хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, кошка, собака и т. д. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой.

Когда картинки будут малышу хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. А потом дадите малышу несколько частей одной картинки - пусть попробует составить.

Игра развивает зрительную память и сообразительность.

Послушаем специалистов

Если у вашего малыша зрительное восприятие разбито в большей степени, чем слуховое, то учите с ним стихи следующим образом. Прочитав строку, покажите ему соответствующую картинку в книге. В воображении малыша Возникнет связь между этим изображением и текстом. Подобная ассоциация очень поможет ему запомнить стишок.

Больше или меньше?

Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ. Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.

Итак, начнем: муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар и т. д.

Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.

Игра развивает интеллект, сообразительность, способность к аналитическому мышлению.

Послушаем специалистов

Необходимо разобраться в причинах, побуждающих малыша жаловаться. И помнить, что основная причина - доверие к взрослому и надежда на помощь с его стороны. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на свои трудности.

Игрушки пляшут

А сейчас мы устроим танцы! Нам понадобятся две мягкие игрушки. Предположим, заяц и мишка.

Пусть малыш выберет, кем из них он будет играть. Договорились: он - мишкой, вы - зайцем.

Зайчик умеет плясать веселый танец и хочет научить танцевать мишку: «Мишка, давай потанцуем!» Он показывает движения, а мишка в руках у малыша их повторяет. Напевайте песенку:

Мы танцуем весело,

Поднимаем ножки,

Поднимаем ручки,

Крутим головой.

Делаем наклоны,

Хлопаем в ладоши,

Мы такие ловкие,

Куколка, с тобой!

Вместо слова «куколка» вы можете говорить «мишенька», если у малыша в руках мишка,

А теперь поиграйте по-другому. Возьмите обе игрушки и «танцуйте» за них, а малыш пусть танцует сам.

Игра способствует развитию координации движений и мышления малыша.

Послушаем специалистов

Зачастую в сюжете игры отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты. А для вас игра вашего малыша - это окно, через которое бы можете заглянуть в его мир.

Найди половинку

Для этой развивающей игры вам понадобятся два одинаковых набора красочных открыток. Разрежьте их из одного набора пополам. Положите перед малышом целую открытку и 3-4 половинки от разных открыток.

Покажите малышу половинку открытки и попросите найти подходящую к ней. Трудно? Не получается? Тогда начните вместе прикладывать эту половинку к другим разрезанным картинкам. Нет, эта не подходит... И эта не подходит... А эта подошла - вот какая получилась картинка!

Понравилась малышу игра? Получается у него? Значит, усложните задачу: предложите ему уже не 3-4, а 8 половинок,

Игра развивает логику и мышление,

Послушаем специалистов

Малыш может совершенно по-разному вести себя с мамой и папой, бабушкой и воспитательницей в детском саду. Это напрямую связано с характером взаимоотношений, складывающихся у ребенка со взрослыми.

Мячик-солнышко

Если к вашему малышу пришли в гости другие детишки вы можете затеять с ними веселую игру в мячик. Усадите всю компанию в круг - прямо на пол. Пусть малыши широко расставят ножки и катают мячик друг другу. А вы тем временем читайте им стишок:

По небу солнце холит

И в домики заходит.

И к Ване заходит (мячик катится к Ване),

И к Кате заходит (мячик от Вани катится к Кате),

И к Пете заходит (мячик от Кати катится к Пете),

И к Маше заходит (мячик от Пети катится к Маше)...

Игра способствует физическому развитию, совершенствует координацию движений и чувство ритма, учит находиться в коллективе.

Послушаем специалистов

Когда ребенок окажется в коллективе сверстников, ему придется соотносить сбои желания с их желаниями, иначе с ним никто не захочет играть. Поэтому, даже когда вы играете с ребенком вдвоем, приучайте его к правилам коллективной игры. Ведь другие дети ему так потакать не будут!

Расскажу про кошку

А вот прекрасная игра для пальчиков:

Подставляй ладошку

(возьмите детскую ручку и поверните ладошкой вверх)!

Расскажу про кошку (погладьте ладошку).

(малыш сжимает пальчики в кулак и разжимает)!

раз-два-три-четыре-пять

(поочередно загибайте ему пальчики)!

Вот - кулак (ладошки сжаты в кулачок),

А вот- ладошка (малыш разжимает ладошку),

На ладошку села кошка

(«пробегите» своими пальцами по детской ладошке)!

И крадется потихоньку

(«пробегите» пальцами по его руке до плеча),

И крадется потихоньку

(спрячьте свою руку малышу под мышку)...

Видно, мышка там живет!

Вот как весело малыш смеется - под мышкой щекотно!

Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и артистизм.

Послушаем специалистов

Вы можете помочь своему карапузу избавиться от неуклюжести с помощью игры. Скажите ему, например, так: «Сейчас ты - зайчик. Прыгай так, чтобы тебя не услышала лиса». Увидите, насколько точными станут его движения!

Кто что делает?

А вот сразу несколько хороших устных игр. Вы начинаете, малыш - продолжает. А можно - наоборот.

Машина едет, гудит...

Кошка бегает, спит...

Назовите два предмета или два живых существа. Пусть малыш назовет, какое общее действие они совершают:

И лягушка, и зайчик... (прыгают).

И птица, и муха... (летают).

А теперь нужно перечислить предметы, выполняющие одно действие:

Едет- машина, поезд, велосипед, а еще...

Тает - мороженое, лед, а еще...

Игры расширяют кругозор и способствуют развитию интеллекта, сообразительности, памяти.

Послушаем специалистов

Случается, что совсем маленькие дети очень охотно произносят бранные слова. Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова употребляются. Во-вторых, дети видят, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, и используют их именно с этой целью.

Играем в прятки

Покажите малышу игрушку например, зайчика. Пусть он внимательно его рассмотрит. А вы расскажите ему что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Попросите малыша отвернуться к стене или закрыть глаза. Положите зайчика на какое-то новое, но видное место, можно среди других игрушек. И позовите малыша: «Все, открывай глазки! Найди зайчика, где он спрятался?»

Если малыш легко справился с задачей, в следующий раз спрячьте зайчика так, чтобы он не был виден целиком. Прикройте его платочком так, чтобы видны были только ушки.

Игра не только забавляет детей, но и развивает их внимание, память, воображение.

Послушаем специалистов

Очень часто от взрослых можно услышать следующие изречения: «Ты же мальчик, что же ты плачешь, как девочка?» Может быть, не стоит обострять отношения между будущими мужчинами и женщинами?

Какой игрушки не хватает?

Разложите перед ребенком 5-6 игрушек - пусть он хорошенько рассмотрит их. Через минуту попросите его отвернуться и уберите одну или две игрушки, а остальные переставьте.

Попросите малыша вспомнить, какой игрушки не хватает. Сразу он, может, и не назовет, но постепенно будет играть в эту игру все лучше и лучше. А вы постепенно усложняйте задачу: с каждым разом раскладывайте все больше игрушек и убирайте по две-три сразу.

Игра способствует развитию наблюдательности и памяти.

Послушаем специалистов

Чем старше становится ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Став постарше, он начнет прибегать к определенному приему - связывать новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации.

Какие разные звуки!

Читайте стихотворение и произносите выделенные слова вместе с малышом:

На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у!»

Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з!»

Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф!»

Колокольчик зазвенел: «Динь, динь, динь!»

Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с!»

Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх!»

Птичка маленькая пела: «Тиль-ль, тиль-ль!»

И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж!»

Пусть малыш сначала послушает, а потом попытается повторить. Если сразу не получается, не приставайте к нему! Все придет со временем.

Игра предназначена для тренировки артикуляционного аппарата.

Послушаем специалистов

Наиболее легко детское ухо воспринимает низкочастотные звуки (у, о, м, н, л, р, п, в, д, г). Большинство из этих звуков, за исключением «л», «р», появляются в детской речи одними из первых (мама, баба, папа, дядя). Многие высокочастотные звуки (и. з, с, з, ш, ж, ч, щ, ср) усваиваются детьми в произношении несколько позже, после 3-4 лет.

Елочки и грибочки

У вас есть цветная бумага? Отлично! Значит, можно поиграть с малышом в мозаику. Вырежьте 10 карточек зеленого цвета и 10- красного. Обрадуйте малыша: скажите ему, что сейчас вы будете играть в елочки и грибочки.

Возьмите карточку зеленого цвета и положите на стол. Объясните малышу, что в вашей игре это - елочка. Рядом положите красную карточку - это будет грибочек. Размещайте карточки на столе поочередно: елочка-грибочек, елочка-грибочек. И приговаривайте:

Елочки нарядные

Встали все в рядок,

А за каждой елочкой -

Красненький грибок!

Пусть малыш попробует продолжить ряд самостоятельно. Если он ошибется, скажите: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?»

Иногда дети размещают 2-3 пары правильно, а потом начинают ошибаться. И ваш малыш запутался? Тогда помогите ему немного: пусть он выкладывает карточки под вашу диктовку: «Елочка-грибочек, елочка-грибочек...»

Когда ребенок освоится, добавьте в мозаику цвета и измените последовательность их чередования, например: елочка-грибочек-белый цветочек-желтый цветочек-синий цветочек и т. д.

В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету, Игра развивает абстрактное мышление и воображение.

Послушаем специалистов

Может быть, вам знакома такая ситуация: не успел малыш родиться, а его уже учат плавать, не успел научиться отличать один предмет от другого, его сажают за разрезную азбуку. А все потому, что иметь вундеркинда очень престижно! Зачастую родители требуют от своего малыша то, что ему пока не по силам, постоянно сравнивают с каким-нибудь соседским ребенком, научившимся читать в три года, и т. д. В результате малыш становится капризным, делает все наоборот, хитрит и изворачивается. Это типичные симптомы недоразвития. Трудновыполнимые требования и неготовность малыша им соответствовать создают для него стрессовую ситуацию. Если и вы заметили нервозность в поведении своего ребенка, сбавьте уровень требований и постарайтесь сделать все, чтобы он сам потянулся к занятиям.

Малыши-карандаши

Теперь, когда компьютер перестал быть прерогативой взрослых, игры для самых маленьких онлайн уже никого не удивляют. Наряду с детскими развивающими пособиями, которое всегда найдутся в наличии каждой семьи, где есть ребенок, компьютеризированные помощники играют немаловажную роль. Родители найдут в сети Интернет множество предложение, где игровые сайты выделяют под детское развитие отдельные рубрики или же полностью специализируются на таких продуктах.

Игры онлайн для самых маленьких предназначены для развлекательного развития малышей и учат их всем необходимым навыкам. На этапе познания ребенком окружающего мира, для него все ново и полезно. Ему еще только предстоит узнать названия животных, птиц, насекомых, растений. Неизвестные пока цвета станут узнаваемы, если научить его их различать. Наименования предметов, которые нас окружают, и природные явления, тоже входят в программу по обучению. Запомнить весь этот многообразный мир предстоит, играя в игры бесплатно для самых маленьких.

Чтобы научиться узнавать цвета, для детворы предложены простые игрушки, в которых надо указать предметы определенного цвета - перетащить их в машину, тележку или просто щелкнуть по ним мышкой. Правильный ответ вознаграждается похвалой «молодец» и предложением сыграть заново. Именно в таком игровом варианте лучше всего усваивается обучающий материал. Пазлы для юных геймеров выполнены с изображением привлекательных зверушек или природы. Крупные разрозненные мозаичные элементы надо уложить на свои места, которые очерчены контуром. Подобные игры развивают логическое мышление и также идут с музыкальным сопровождением. Среди логических игр есть и такие, в которых надо осознать понятия: . больше или меньше,

  • выше или ниже
  • легче или тяжелее
  • один или много и так далее

Для тех, кто умеет читать, вверху окна будет стоять вопрос, например: «Что, больше?» (или меньше), а для тех, кто еще не постиг премудрость чтения, приятный голос ласково озвучит этот вопрос. Если ответ ребенка верен, вокруг указанного предмета загорятся звездочки победителя, ну а неправильный, издаст звук щелчка. В конце каждой игры ребенок непременно получит свое: «молодец!».

Обучайтесь весело играя в Игры для самых маленьких

Бесплатные игры для самых маленьких раскраски - это особо любимые игры юных геймеров. Мультяшные персонажи ждут своей очереди, чтобы маленький художник вернул им краски. Самое примечательное в таких играх - это возможность менять цвета одним движением руки, что невозможно сделать в бумажных альбомах. Виртуальная рука будет макать кисть в баночки с разноцветными красками, и переносить их на полотно. Чтобы помочь деткам определиться с правильным выбором разрисовок, каждая деталь очерчена тем цветом, в который надо раскрасить объект. А необходимость раскрасить мелкие детали, упражняет мелкую моторику рук. Уроки математики и письма тоже присутствуют в обучалках.

Вместе с Машей (Дорой) и ее друзьями, дети скоро научатся решать простые примеры, узнают, как правильно пишутся слова и будут помогать персонажам игры решать логические задания. Даже обычное одевание для прогулки может стать целой миссией. Прежде, чем применить одежку на виртуальную девочку, надо найти все предметы гардероба, которые могут скрываться в шкафу, тумбочке или на спинке стула. Поскольку мальчишки не особо любят играть с нарядами, для них придуманы игры для самых маленьких мальчиков, где вместо одежек придется иметь дело с автомобилями и всем, что их сопровождает. Раскрашивать машинку или же искать для нее запчасти куда интереснее, нежели забавляться с куклами.

Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка. Итак, начнем!

Развиваем воображение.

Что можно сделать с ватными шариками?
-Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
-Пересчитывать их.
-Удерживать их на разных частях тела - голове, на плече или на носу.
-Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
-Положив их на стол, стараться их сдуть.

Изучаем цвета.
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть.
Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником - открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

Помоги мне, пожалуйста.
Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие.
Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев.
Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста».
Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

Массаж. Веселое развлечение.
Рельсы, рельсы
(проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы)
Шпалы, шпалы
(проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы)
Ехал поезд запоздалый
(кулачком провести по спине малыша, или покачать ребенка, если он сидит на коленях)
Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек.
(легко постучите пальцами по спине)
Пришли утки - поклевали, поклевали
(постучите тремя пальчиками по спинке)
Пришли гуси - пощипали, пощипали
(пощиплите спинку малыша)
Пришел слон - потоптался, потоптался
(постучите аккуратно кулачками по спинке)
Пришел дворник все подмел, все подмел.
(погладьте спинку ребенка).

Учим различать формы.
Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

Развитие координации. Пальчиковая гимнастика.
Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама (папа) его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой, папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).
Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

Вспомним русские народные потешки, прибаутки:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот - лишь глядел!

Сорока -ворона кашу варила…

Ладушки, ладушки где были? У бабушки…

Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.
Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:

Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…

Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.
Выбрав время поиграть с ребенком, вы делаете подарок не только ему, вы делаете подарок себе. Пусть живут в вашем доме ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО и СЧАСТЬЕ!

С 2 до 2,5 лет

Учим наизусть

Малыши очень быстро запоминают стихи, особенно если слова сопровождаются действиями. Читайте стишок и показывайте:

Игра развивает память и речь.

И снова мячик

Положите малыша животиком на надувной мяч и покачайте, придерживая за ножки.
На животике полежали — попробуем на спинке. Тоже хорошо!
А теперь посидим на мяче. Вот как на нем можно подскакивать!
Чтобы было еще веселее, напевайте:

Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мне с ним играть!

А где наши маленькие мячики? Нужно собрать их в коробку. Кто быстрее?

Игры с мячом развивают координацию, мелкую и
крупную моторику, чувство равновесия, тренирует
мышцы всего тела.

Посмотри-ка на себя!

Скажите малышу: «Если на тебе есть туфли, подпрыгни».
Помогите ему: покажите, что нужно сделать.
Вопросов можно придумать сколько угодно.
Например:
«Если на тебе есть рубашка, наклонись вперед»;
«Если на тебе надеты носочки, присядь».

Игра развивает наблюдательность и расширяет словарный
запас.

Лети, птичка!

Встаньте лицом к малышу и возьмите его за ручки. Держась за руки, ходите по кругу и напевайте:

«Полетайте», расправив руки-крылья и касаясь разных предметов.

Игра расширяет словарный запас и развивает координацию.

Прыг-скок на лошадке

Усадите кроху на колени лицом к себе. Крепко держите его за талию и качайте вверх-вниз, напевая:

Прыг-скок, прыг-скок, стой, лошадка, тпру-у-у-у.

(крепко прижмите к себе малыша)

Прыг-скок, прыг-скок, выше, выше, выше, ух!

(поднимите малыша на руках)

Прыг-скок прыг-скок, в ямку бух!

(поддерживая малыша подмышки, опустите его)

Игра поднимает настроение и способствует установлению тесного контакта малыша со взрослыми.

Снова водим хоровод

Возьмите карапуза за ручку, ходите с ним по кругу и пойте:

Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Раз, два, три — сели!

Сядьте на пол. Потом встаньте и снова ходите по кругу, напевая:

Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Раз, два, три - поворот!

Покружитесь на одном месте и снова возьмитесь за руки:

Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Раз, два, три — прыг!

Действия можно придумывать любые — хлопать в ладоши, приседать, делать наклоны.

Игра развивает координацию и пространственное
восприятие.

Зарядка с мячом

Положите малыша на мяч спиной, выпрямите ножки. Плавно покачивайте ребенка из стороны в сторону и
вперед-назад — 10 раз в каждом направлении. А теперь покачайте его в позе лягушки — тоже на спине,
но с подтянутыми к груди коленками. Приговаривайте:

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки, —
Ква-а-а! Ква-а-а!

Теперь положите малыша на бочок: сначала — на левый, потом — на правый. Покачайте его в разные стороны и вперед-назад.
Качание на мяче очень полезно для общего расслабления и тренировки позвоночника. Малыш перестает бояться и привыкает доверять взрослым.

Три медведя

Вместе с малышом расставьте на столе три комплекта посуды так, чтобы большая ложка лежала около большой тарелки, средняя — около средней, а маленькая — около маленькой. Точно так же расставьте стулья.
Инсценируйте сказку «Три медведя». Папа исполнит роль медведя Михаила Потаповича, мама — медведицы Настасьи Петровны, а малыш — маленького медвежонка.

Игра развивает воображение, дает возможность сравнить понятия «большое — маленькое» и поднимает настроение.

Стойкий оловянный солдатик

Как стоит на одной ноге стойкий оловянный солдатик? Покажите малышу!Пусть малыш попробует постоять на одной ножке, а вы в это время читайте ему стишок:

На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди, не упади.
А сейчас постой на левой.
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой.
Если ты солдатик бравый.

Игра развивает координацию, помогает научиться различать понятия «правый» и «левый».

Потанцуем!

Спойте песенку на стихи Ануфриевой, а малыш повторяет за вами движения:

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходите по комнате, высоко поднимая ноги)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопайте в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(ходите по комнате)

И в ладошки ударяем.

(хлопайте в ладоши)

Toп-топ, ножки, топ!

(топайте, стоя на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!

(хлопайте)

Ай да малыши!

(кружитесь, положив руки на поясе)

Ай да крепыши!

Танцы развивают чувство ритма, творческие способности.

Кто как ходит?

Поиграйте с малышом в разных животных. Как они ходят?
Пройдитесь, изображая верблюда, то есть медленно
и важно, выбрасывая вперед ноги. А малыш пусть повторит.
Изобразите лошадку. Отлично, а теперь пусть он покажет.
Покажите лисичку — пройдитесь на носочках.
Потом мишку косолапого — потопайте вразвалочку.
Поскачите зайчиком — то прямо, то в сторону.

Игра развивает творческие и физические способности.

Кто не любит одеваться?

Если малыш не любит одеваться, нужно сделать этом занятие веселым и увлекательным.
Правила игры довольно просты: одевая малыша, скажите ему, что его ручки, ножки, животик, спинка играют с ним в прятки.
Надевая носочки, приговаривайте: «Маленькие пальчики хотят поиграть с малышом в прятки. Сейчас мы наденем носочек и посмотрим. Точно, нет пальчиков — они спрятались!»
Когда вам нужно будет раздеть кроху, измените правила: находите спрятанные ручки, ножки, пальчики.

Игра развивает воображение и поднимает настроение.

От 2,5 до 3 лет

Я умею делать что-то

Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:

Я умею делать что-то.
Делать что-то, делать что-то,
Вот что я могу!

Подпрыгните, а малыш — вслед за вами.

Продолжайте:

Я умею делать что-то.
Делать что-то. делать что-то.
Вот что я могу!

Хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое.
Потом, читая этот стишок, вы можете приседать, бегать — что захотите. И малыш вместе с вами!

Игра развивает координацию, умение последовательно
выполнять движения.

Телефонный разговор

Для того чтобы научить малыша говорить, позвоните ему по настоящему телефону.
Задавайте вопросы, на которые малыш смог бы ответить хотя бы «да» и «нет».
Попросите бабушку, чтобы она звонила каждый день и разговаривала с малышом. Это будет настоящий ритуал:

«Малыш, беги к телефону, тебе бабушка звонит!»

Игра развивает речевую активность.

Идет бычок, качается...

Возьмите хорошо обработанную доску шириной 20-25 см и длиной 1,5-2 м. Положите доску одним концом на диван, а другим на пол — вот вам и горка.
Возьмите малыша за руку и предложите ему подняться по доске. Помогите ему спуститься. Постепенно малыш научится это делать самостоятельно.

Упражнение развивает координацию, укрепляет
мышцы ног.

Пятнашки-догонялки

Скажите малышу: «Догони меня!», и он радостно помчится за вами вдогонку. А теперь бегите за малышом, хлопая в ладоши и приговаривая: «Догоню-догоню!»
Усложните задачу: пусть малыш бежит на носочках. Пойте песенку-потешку:

Где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки!
Пляшут наши ножки.
Где же наши детки.
Где же наши дежи?
Вот, вот наши детки.
Пляшут наши детки!

Игра очень полезна для улучшения осанки и профилактики плоскостопия.

Теплое-холодное

В одну пластиковую бутылку налейте холодную воду, в другую — прохладную, в третью — теплую, в четвертую — горячую. Дайте малышу потрогать бутылки:
«Видишь, вода имеет разную температуру. Ну-ка сравни!» Попросите расставить бутылки от самой холодной к самой горячей.
Приучайте пользоваться кранами с горячей и холодной водой.

Игра развивает познавательные навыки ребенка и самостоятельность.

Мячик, поскачи!

Бросайте мяч об пол или стенку и ловите его двумя руками, приговаривая:

Мячик, мячик, поскачи!»

Покажите, как бросать одной или двумя руками. Читайте стишок С. Маршака:

Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не расстанемся с тобой
Я тебя ладошкой хлопал.
Ты скакал и громко топал.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород.
Докатился до ворот.
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Где же наши ручки?

Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите.

У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)

Покажитесь мне опять! (покажите руки)
У меня пропали уши.
Где ВЫ, ушеньки мои? (закройте уши ладонями)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять! (покажите уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (закройте глаза ладонями)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять! (уберите ладони от глаз)

Игра развивает координацию движений.

Зайчик и белочка

Вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) надо разнести зайчику и белочке - игрушечным или нарисованным, но находящимся в разных уголках комнаты; предварительно вы объясняете (или напоминаете), кто из них что любит.
Когда малыш справится с заданием, не забудьте поблагодарить его от имени накормленных зверушек. В этой роли, понятно, могут быть не только зайчики, но и белочки, ежики, мишки, собачки… Главное, чтобы малыш запоминал и выполнял ваши инструкции, усваивал элементарную классификацию предметов.