Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие детей первой младшей группы Мониторинг сенсорного развития

«Мониторинг в школе» - Техника чтения начальная школа (в % к норме) 1 и 2 полугодия 2007-2008уч.г. Специфика мониторинга в школе (схема проведения мониторинга успеваемости учеников и успешности работы учителя). Итоги 2 триместра 2007-2008 уч.г. по общеобразовательным классам Карамышевская школа. Алгоритм проведения мониторинга (по данным справочника заместителя директора школы 2007г).

«Проекты младших школьников» - Цель, объект, предмет. Подготовительный. Исторические подходы к пониманию проектного метода в педагогике. Разработка учебного проекта. Учебный проект. Определить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Основные современные подходы к пониманию проектного метода.

«Развитие речи младших школьников» - Содержательность логичность точность выразительность. Основные понятия: « Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Толковый словарь В. Даля. Формирование основ функциональной грамотности через развитие речи младших школьников. Функциональная грамотность -. Актуальность.

«Сенсорные системы» - См. также Зрение, Зрения органы. Что обозначают следующие понятия? Привить интерес к сенсорной системе. Сетчатка слуховой анализатор зрительный анализатор. Научить синтезировать информацию. Как вы думаете, может ли человек существовать без сенсорной системы? Аннотация. Расширение кругозора. yandex.ru 2. Научные журналы.

«Экологический мониторинг» - С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. Охрана и восстановление естественных экологических систем. Функционирование региональной системы экологического мониторинга. Экологическое образование и просвещение населения. Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС».

«Мониторинг образования» - Статья 37. Мониторинг качества образования осуществляется на региональном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения и предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, оценка результатов, хранение и использование информации. Порядок проведения мониторинга.

Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Уровни сенсорного развития каждого из детей:

Высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;

Средний уровень – 2- 3 выполненных задания;

Низкий уровень – 1 выполненное задание.

1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 - похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 - похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 - похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла - ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла - ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

4 балла - ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка:

1 балл - ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

    высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

    средний уровень – количество набранных баллов 15–10;

    достаточный уровень – количество баллов 10–5;

    начальный уровень – количество баллов 5–0.

Валентина Радушкевич
Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

ФИО воспитателя

Дата проведения (октябрь, май)

- Критерии :

I. Познавательная сфера :

1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний, маленький, по просьбе взрослого;

2. Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию;

3. Собирает последовательно вкладыши, матрешки, мисочки, формочки (вкладывает маленькую в большую) ;

4. Строит самостоятельно несложную постройку из 6-10 форм (кубика, шара, кирпичика, призмы, цилиндра, по просьбе взрослого.

II. Цветовой спектр : (6 цветов : красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

1. Установление сходства : («Подбери к платьицам похожие по цвету бантики» );

2. Выбор по названию : («Покажи, где желтый лучик у солнышка» , «Найди зеленую иголочку для елочки» и т. д.).

III. Восприятие формы :

1. Установление сходства : «Принеси похожую» (форма и цвет совпадают) ;

2. Выбор по названию : «Покажи, где кубик, шар, кирпичик и т. д.» ;

3. Собирает разрезные картинки из 6-8 частей (фрагментов) .

IV. Слуховое восприятие :

2. Узнает по звучанию и называет музыкальные инструменты.

- Оценка в баллах :

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;

2 балла – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

3 – 2,4 балла – высокий уровень

2,3 – 1,7 балла – средний уровень

1,6 – 1 балл – низкий уровень

+ – высокий уровень

– – средний уровень

0 – низкий уровень

Итоги мониторинга сенсорного развития детей младшего возраста (октябрь, май месяцы) 20___г.

Количество детей в группе (списочный состав) ___

Из них :

Высокий – количество - %

Средний – количество - %

Публикации по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори». Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори. Сенсорное.

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Психологами доказано, что для каждого возраста существует.

1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Енсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы

Николаевой Т.В.была разработана методика комплексного педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя)

Прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; деревянная или пластмассовая доска с пятью прорезями - квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и пятью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2) деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

3) одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя)

4) пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5)пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6)цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7)одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8)три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания по сенсорному развитию

Задания для детей 2-2,5 лет:

1. Вложить геометрические фигуры(4) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы, например кубики, по цвету при выборе из 2.

3. Сложить одноцветную пирамидку из 3 колец, убывающих по величине.

4. Сложить две пирамидки разного цвета из 3 колец, убывающих по величине.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на две части.

Задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы(5) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Дополнительные задания по сенсорному развитию.

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5-2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими возрасту):

1. Вложить геометрические формы(3) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из двух, например, красные и желтые кубики.

3. Нанизать 5 одинаковых по величине колец на стержень.

4. Сгруппировать однородные предметы по величине при выборе из двух: большие кубы и маленькие кубики желтого цвета.

5. Сгруппировать однородные предметы, учитывая их цвет и форму: шары разного цвета сложить в ведёрко, а кубы разного цвета - в коробку.

Задания выше возрастных требований к ребёнку для детей 3-4 лет(для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Опустить геометрические формы (6) в соответствующие им отверстия.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из шести.

3. Сложить четырёхсоставную матрешку.

4. Сложить пирамиду из 3 колец, чередующихся по цвету.

5. Сложить разрезную картинку из четырёх частей.

Проведение обследования

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.

Обучение

Если ребёнок затрудняется выполнить задание самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учётом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка

По каждому заданию фиксируется:

· Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

· Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

· Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Особое внимание обращается на способ ориентировки ребёнка в задании. Например, ребёнок действует путём проб: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирает все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находит нужную прорезь и вкладывает фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

В другом случае ребёнок действует на уровне примеривания. Вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а поносит её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези.

В третьем случае он действует на уроне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускает геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывает трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка с нарушенным слухом третьего года жизни.

Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремлённо и точно. Если допускает отдельные ошибки, то тут же замечает их и самостоятельно исправляет. Самостоятельно выполняет серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использует метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Соответствие возрастной норме: быстро устанавливает контакт со взрослым, задания заинтересовывают ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверок. Действует целеустремлённо, но допущенные ошибки устраняет, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполняет не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствует образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользуется методом проб, практическим примериванием, а так же использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Отставание от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индеффирентен. Не замечает и не устраняет допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствует образцу. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, предназначенными для его возраста, но может выполнить самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук.

Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимает что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использует поисковые способы ориентировки, а действует силой. Отмечаются не адекватные действия с предметами: берёт игрушки в рот, стучит, кидает.(7)

Результаты обследования заносятся в протокол.

Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
- Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
- Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
- Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
- Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Цель проекта:
- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
Задачи проекта:
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Вид проекта:
познавательно-игровой
краткосрочный - 2 недели
групповой.
Ожидаемые результаты: .
Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Этапы реализации проекта:
1. Диагностический:
. изучение литературы;
. проведение анкетирования родителей;
. проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития
детей
2. Организационный
. Родительское собрание «Участвуем в проекте»
. Составление плана работы с детьми и родителями
. Обогащение развивающей среды
. Консультации для родителей
. Индивидуальные беседы с родителями
3. Практический
. Подбор и изготовление дидактических игр
. Подбор и изготовление наглядных пособий
. Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»
. Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
. Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
. Проведение индивидуальной работы с детьми

4. Обобщающий
. Оформление наглядного и дидактического материала
. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
. Создание презентации проекта по сенсорному развитию
. Оформление фотовыставки.

План реализации проекта:
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
НОД:
занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка», Рисование»: «Лучики для солнышка»

«Ознакомление с художественной литературой»:
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку»

Работа с родителями:
Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и
развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

Проведение родительского собрания «Участвуем в проекте»

Проведение анкетирования родителей.
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «Собери карандаши в стаканы», «На что похожа фигура?» , «Разноцветные шумелки», «Кто что услышит?» , «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», «Пересыпалочки», "Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый – холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с
прищепками», «Мягкий конструктор», «Разложи чашки по цветным тарелочкам» , «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка».
Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста» .

Оформление фотовыставки
В результате реализации проекта РППС группы оснащена центром "Сенсорика"




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста.
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую

Игры с пробками
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания;
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и
создания собственного изделия.

Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная,
жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении

Соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! »,
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »

«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

2 блок - Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и
тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия

УГАДАЙ НА ВКУС
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»

Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »

Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и
шероховатой поверхности.

Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»

Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;

Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Мягкий конструктор
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Непосредственно образовательная деятельность «Познавательное развитие» в первой младшей группе на тему: «Зайка к нам пришел»

Цель : сенсорное развитие детей первой младшей группы.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, отзывчивость.
2. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг);
3. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый);
4. Закреплять знания о величине (большой, маленький);
5. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: игрушка зайца, коробка, геометрические фигуры разной величины и цветов, магнитная доска.

Предварительная работа : изготовление геометрических фигур из картона, разучивание стихотворения «Зайчик».

Ход занятия:
Дети сидят в группе полукругом.
-Дети, сегодня к нам в гости кто-то придет! Но чтобы узнать, кто придет, вам
нужно отгадать загадку:
Клочок пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? (зайчик)
- Правильно дети, конечно же, это зайчик.
Воспитатель приносит большую игрушку зайчика и начинает обыгрывать его словами.

Зайчик:
- Здравствуйте дети! Какие вы все хорошие, красивые! Мне очень нужна ваша помощь! Я принес вот такую интересную коробочку, в ней у меня лежат разные фигурки, мне нужно, чтобы вы помогли в них разобраться, нужно
узнать где квадрат, а где круг, а то я все перепутал.
- Дети, мы же поможем зайке разобраться в фигурках? (Поможем!)
- Зайка, а ты садись и наблюдай (сажает зайку на стульчик, достает из коробочки геометрические фигурки.)
- Дети, смотрите! Это какая фигура? (квадрат)
- Какого цвета квадрат? (ответ детей)
- Это большой квадрат или маленький. (Ответы детей.)
Далее воспитатель показывает детям круги и треугольники, и задает те же самые вопросы.
- Ну вот зайчик, мы и помогли тебе разобраться в фигурках.
- Зайчик, а еще мы хотим показать тебе, как мы умеем превращаться в зайчиков.
Речь с движением «Зайчик»:
Зайчик шел, шел, шел (шагают)
И капусту нашел. (показать руками)
Сел, поел и дальше пошел.(присесть)
Зайчик шел, шел, шел
И морковку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
- Какие вы все молодцы!
- Зайчик, мы еще умеем фигурки превращать в картинки.
- покажите, как мы умеем из треугольников делать домики (Катя выходит, составляет на планшете с магнитиками картинку домика).

Вот, какой домик у нас получился! Дети, а давайте покажем зайчику, как мы все умеем делать елочки. Садитесь за столики, елочку будем делать.

Воспитатель показывает, как правильно нужно составлять елочку.

Вот этот самый большой треугольник внизу, затем возьмем поменьше, и самый маленький треугольник вверху.
Потом дети составляют снеговика, вагончик, елочку и т. д.
Когда дети делают елочку, зайчик ходит и смотрит, хвалит детей.
- Молодцы, ребята!
- А теперь пора прощаться с зайчиком. (До свидания, зайчик!)

Непосредственно образовательная деятельность

Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему: «Геометрические фигуры. Рисование с помощью штампов»
Цель сенсорное развитие детей первой младшей группы.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.
2. Научить детей рисовать красками с помощью штампов, используя деревянные фигурки.
3. Учить ориентироваться на листе бумаги.
4. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг).
5. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий).
6. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование : краски гуашь, листы бумаги, деревянные фигурки в виде кубика, цилиндра, пирамиды, крышки, вода в банках, салфетки, плоские геометрические фигуры разных цветов.

Техника: рисование с помощью штампов.
Ход занятия:
Воспитатель готовит краски и разливает их по крышкам. Перед началом работы показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), дети называют их.

Я вам сегодня принесла деревянные фигуры (цилиндр, кубик, пирамиду). С их помощью мы будем рисовать. Посмотрите, как это можно сделать быстро и просто.

Воспитатель показывает, как следует взять кубик-штамп, окунуть его одной стороной в краску, приложить к бумаге и придавить, затем осторожно поднять – на бумаге останется яркий оттиск.

С помощью деревянного цилиндра сделайте желтый круг, с помощью кубика сделайте красный квадрат, с помощью пирамиды – синий треугольник.

Дети по очереди делают отпечатки на своем листе бумаги. Воспитатель помогает расположить отпечатки равномерно на листе.

Проводится полуподвижная игра «Игрушки»:
-Скачет мячик, как живой (прыжки на двух ногах)
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем, (кулачок к кулачку)
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины, (присесть на корточки, имитировать действия водителя)
Зашуршали шины.
Воспитатель организует выставку детских работ.

Итоги проекта «Мир сенсорики»
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. дидактические игры, сделанные своими руками
5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.