Как разговаривать с упрямым ребенком. Упрямый ребенок что делать и кто виноват? От чего же он защищается или, вернее, что защищает

Если в семье растет упрямый ребенок что делать? Винить таких же упрямых родителей или дело все-таки не в генах? Дети не рождаются похожими на своих родителей. Мы замечаем, что глаза мамины, а нос и губы от папы. И продолжаем дальше — ищем черты характера родителей, замечая их привычки - радуемся. Опасное заблуждение — проводить параллели между телом и психикой, думать, что раз ребенок похож на вас внешне, то он и внутренне такой же. Эта ошибка может стоить очень дорого в жизни вашего ребенка.

В этой статье мы разберем, какие ваши ошибки при воспитании могут привести к упрямству у ребенка. А дальше — к неуверенности при общении с противоположным полом, к бесконечным спорам, занудству, отстаиванию своей правоты в пустяковых разговорах.

Упрямый ребенок: кто способен таким стать


Сразу можно успокоить часть родителей, сказав, что упрямство присуще и способно проявиться лишь у некоторых. В первую очередь таким детям крайне важно отношение к ним мамы , ее настроение, ее психологическое состояние. Это отражается на внутреннем комфорте ребенка, его восприятии мира. Мама спокойна — и ребенок тихо играет, мама нервничает — ребенок капризничает, потерян, жмется к ней, чтобы снова почувствовать их связь.

Каждый пятый ребенок, то есть лишь 20% от всех детей настолько привязаны и так зависимы от мамы . Это проявляется от самого рождения и до конца. Для одних мать — это святое, они постоянно общаются и во взрослом возрасте. А другие выросли, уехали учиться и живут своей жизнью. Это заложено в нас природой с самого начала.

Разные дети — как различить и не совершить ошибку?


Каков ваш ребенок? Активный, деятельный, инициативный, быстрый и ловкий, за которым не угонишься, или медлительный, ведомый, ждет, пока вы придумаете ему занятие? А может, утром он в одном состоянии, а вечером в другом? Варианты могут быть разные, и все они описаны системно-векторной психологией.

Здесь я написал в двух словах, чтобы показать некоторые отличия и выявить нашего будущего упрямого ребенка, с печатью тяжелого упрека на лице. Они же способны стать настоящими профессионалами, мастерами своего дела, порядочными и уважаемыми людьми. Все зависит от воспитания, в вопросах, на которые обычно мы не обращаем внимания.




Упрямство - поведение обратное от послушания. Еще раз напомню, что оно также присуще не всем. Ваш ребенок послушный или исполнительный? Что им движет - желание выполнить, что сказала мама, чтобы услышать похвалу или чтобы получить какое-то материальное вознаграждение? Мотивы поведения зависят от врожденных свойств ребенка, и их важно различать.

Послушный ребенок с ранних лет постоянно нуждается в помощи, чтобы его направляли. Его характер таков, что ему крайне сложно начать что-либо делать или принять решение. Он полностью зависим от мнений и указаний окружающих его людей, особенно мамы - первого человека в его жизни. Поэтому для таких деток так важно, чтобы с самых ранних лет им задавали верные ориентиры.

- Вася, ты чего сидишь?
- Не знаю, а что мне делать, мам?
- Иди книгу почитай.
- А какую?
- Вот эту возьми.

Для учителя это самые хорошие дети: послушные, следуют указаниям. Причем они и сами любят учиться. Когда такие дети превращаются в свою противоположность? В момент, когда в семье начинаются конфликты, когда психологическое состояние мамы ухудшается, когда ребенок не получает заслуженную похвалу, когда на него возлагают слишком большие ожидания, когда его торопят и не дают ему закончить начатое дело. Это все заставляет ребенка испытывать стресс и проявлять противоположные свойства.


Упрямый ребенок: причины поведения


Основная проблема - непонимание родителями природы детей. Она часто бывает противоположна их собственной природе. Например, мама старается все сделать быстро, не терять времени, везде успеть без опозданий. Она живет в быстром темпе, легка на подъем и просто переключается с одного занятия на другое. И точно также относится к своим детям. Все нужно делать быстро и не задерживаясь.

Упрямый ребенок же ее живет в более медленном ритме. Его сила не в скорости, а в качестве, которое всегда требует время. То, что мама воспринимает как недостаток своего ребенка, на самом деле одно из главных его положительных качеств. Скажите, вам к какому стоматологу, у которого все по-быстрому или качественно, но долго?

Такие детки могут подолгу завязывать шнурочки, медленно готовить портфель в школу и нудно рассказывать, казалось бы, неважные детали.

Для мамы потеря времени - стресс. Она его дергает, постоянно дает указания и, в конце концов, ребенок выдает: «Не буду завязывать шнурки! Не пойду в садик!». Надувает губки и не двигается с места.

Маме в этот момент кажется, что он это делает назло, поэтому наказывает ребенка, кричит и дергает, усугубляя ситуацию. Если так будет продолжаться день ото дня, то постепенно вырастет самый настоящий упрямец. При любых обстоятельствах он будет стоять на своем и считать себя правым. На земле появится еще одна несчастная судьба.



Здесь главное - понимать особенности ребенка и давать ему высказаться , доделать, довести начатое до конца. Начиная с самого начала - детского горшка, сидеть на котором они так любят. Сдергивать с него и торопить все сделать побыстрее нельзя.

Позднее (при условии правильного воспитания) основательность таких детей найдет свое применение и будет использоваться в любом роде деятельности, где нужно учитывать мельчайшие детали. Они станут хорошими врачами, учителями, программистами или учеными. При неправильном подходе, наоборот, вырастут упрямыми, "тяжелыми" людьми, которые ничего не могут ни начать, ни довести до конца. Например, известный всем ремонт. У наших упрямцев он длится годами.

Как воспитывать упрямого ребенка. Подведем итоги


Создавая благоприятную почву для упрямого ребенка, родители, воспитатели и учителя сопутствуют успешному психологическому развитию и счастливой судьбе. К этому можно прийти, лишь понимая систему ценностей, желания и свойства ребенка, на базе которых можно будет поступать безошибочно, избегая лишних проблем и конфликтов. Запишитесь на бесплатные вводные онлайн лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана - прослушав их, вы начнете во много раз лучше понимать как своих детей, так и окружающих вас взрослых людей.
В этой статье показана лишь общая картина. Она повторяема и случается повсюду. Читайте реальные результаты людей, которые благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана смогли услышать своих детей и начать общаться с ними на совершенно другом уровне.
  • Обвиняя своего ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямы ли Вы сами. Достаточно ли у Вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет? Умеете ли Вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или Вам необходимо только его беспрекословное послушание? Проанализируйте свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли Вы его?
  • Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку, нет ли Вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли Вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь о его обязанностях и забывая о правах? Вспомните, желанным ли был он? А если вдруг нет: Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает папе и маме, - что здесь плохого, ведь атмосфера негативизма - обычное состояние семьи.
  • Когда как будто Вы ни в чем не виноваты, а послекризисный "дух противоречий" у Вашего ребенка все нарастает и нарастает, очень волнуя и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте малыша.
  • Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите - где источник стресса? Ведь если стресс не прекратится, то это путь к неврозу.
  • Учтите, что когда такой ребенок возбужден и непоседлив, неугомонен и не доводит начатое дело до конца лишь только потому, что он не может из-за возникшей неустойчивости внимания, то Ваши замечания, которым он все равно не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела.
  • Когда такой ребенок заторможен, все Ваши просьбы игнорирует, задумавшись о чем-то своем, а Вы торопитесь, спешите, Вам очень некогда, хотя копуша безразличен к этому, своей медлительностью будто бы специально желая вывести Вас из себя, - не объявляйте войну упрямству, а лучше посоветуйтесь с врачом и постарайтесь сделать все возможное, чтобы найти малейший повод для похвалы упрямца.
  • Иначе говоря, чтобы упрямство не осложняло Вам жизнь и жизнь Вашего ребенка, не создавайте себе искусственных проблем.

    Остановитесь на мгновение и вспомните себя, каким Вы были в детстве.

    • Когда малыш особенно упрям, не надо, чтобы Вас зацикливало так же, как его. Найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтобы он выполнил его с успехом, и не забудьте похвалить его.
    • Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним. К примеру, Ваша малышка из самых - самых добрых побуждений решила сделать Вам сюрприз: стоит и моет после еды свою посуду, разбила тарелку, взяла чашку. Вы, полные негодования, требуете прекратить такое мытье. Но если Вы требуете прекратить и это запрещено, она продолжает мытье уже с удвоенной энергией, как будто бы Вам назло и только потому, что в этом возрасте у всех малышей повышенный интерес к тому, что "нельзя".
    • Поймите ребенка и проявите чуткость. Превратите мытье в игру и домойте посуду вдвоем, подчеркивая, что дочка Вас очень и очень помогла. Но ей надо еще немножечко вырасти, чтобы стать главной помощницей в доме. Пусть она больше не расстраивается из-за разбитой тарелки, ей надо будет лишь чуть-чуть подождать, когда придет время, и тарелки не будут выскальзывать из ее рук.* В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и "дух противоречия" беспричинен, а Ваш малыш не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязательно покажите его врачу.
    • Помните, что проявление упрямства может свидетельствовать не только о возрастных особенностях ребенка, но и о заболевании малыша.

    КАК НЕ НАДО вести себя родителям с упрямым ребенком

    • Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
    • Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.
    • Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, особенно касающихся неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т.д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться Вам, а, невольно поддерживая упрямство, Вы создаете почву для неврозов.
    • Если Ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения , наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО :
Достигнуто не своим трудом.
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить :
За поступок, за свершившееся действие.
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:
Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:
Наказание не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
Надо наказывать и вскоре прощать.
Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Одни из наиболее частых жалоб родителей - жалобы на детское упрямство. За этими жалобами стоит или прямо высказанный, или подразумеваемый вопрос: как быть с упрямцами, как их переделать? Вопрос прост и ясен, но вот столь же простого и однозначного ответа на него дать нельзя. Да и самое ожидание такого ответа, самое представление, что сведущим людям, педагогам и психологам, известны рецепты на все случаи жизни, а дело родителей лишь узнать и выполнять их - опасное заблуждение. Характерно, что именно родители, воспитанием своих детей занимающиеся - скажем осторожно - от случая к случаю, ждут и требуют советов как раз такого однозначного характера. В тех же семьях, где внимательны к поведению и душевному миру детей, взрослые не ждут однозначного ответа. Они на опыте уже убедились, что и у сходных детских недостатков могут быть разные корни, что успех в воспитании даёт только знание собственного ребёнка, что общие советы и рекомендации могут указать лишь направление поисков и действий, но отнюдь не их подробную программу.
Итак, упрямство. Прежде всего, нужно отличать его от капризов. Капризы - это проявление детской слабости, это достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов слабости»: слёз, нытья, жалоб и т. п. В этом смысле упрямство есть недостаток поведения прямо противоположный: достижение цели, удовлетворение желания с помощью «приёмов силы».

В чём же выражается детское упрямство?

В неповиновении, непослушании, неподчинении. Вы даёте сыну правильный совет, но он не желает следовать ему и всё делает по-своему. Вы просите дочку объяснить вам какой-то её поступок - в ответ молчание. И чем настойчивее вы просите, тем упорнее и молчание.
Нередко упрямцы сами очень хорошо понимают справедливость вашего требования или просьбы, вашего указания или приказания. Но это нисколько не меняет их поведения, не ослабляет их упрямства - в чём же дело? Почему ребёнок, заведомо чувствуя вашу правоту, не подчиняется, не следует вашим советам? Часто многим родителям такое поведение кажется бессмысленным, нелепым. Что же, «по здравому смыслу» это и действительно так…
Но ведь упрямство возникло у ребёнка не сразу, оно сформировалось постепенно и по каким-то причинам. Так вот, прежде всего и надо понять, что это за причины.
Одно из главных свойств любого ребёнка - стремление к самостоятельности. Уже наблюдая трёхлетнего малыша, можно достаточно отчётливо заметить, сколь оно значимо, сколь постоянно. Конечно, кругозор трёхлетки мал, знаний тоже немного, навыков и умений не больше. Поэтому для многих родителей стремление такого малыша к самостоятельности кажется или причудой, или милой шалостью; да внешне и выглядит это часто именно так. Но вдумчивый родитель должен увидеть в этой причуде, в этом пустяке очень важное, прямо-таки центральное явление в жизни ребёнка. Какую бы смешную или пустячную форму в наших глазах ни приобрело это стремление, для ребёнка оно всегда серьёзно: это важный шаг в его развитии, а правильном построении его поведения.
А что же родители? Самые частые, «типовые» их ошибки здесь таковы: одни просто не обращают на это внимания; другие стараются всё сделать сами, считая своего ребёнка слишком маленьким; третьи хотят искоренить даже само притязание на самостоятельность, видя уже в нём неповиновение и подрыв своего авторитета. Но в любом из этих случаев возникшая самостоятельность - это закономерное и важнейшее свойство поведения ребёнка - не получает должного внимания и поддержки.
И вот, как ни парадоксально, все три способа подавления самостоятельности могут со временем привести к развитию упрямства. Ведь, в сущности, упрямство и есть искривлённое и изменённое стремление к самостоятельности. Только в самостоятельности вся та деятельность, которой занимается ребёнок, и свобода этой деятельности естественны, а в упрямстве они извращены.

Давайте внимательно присмотримся: что есть упрямство?

Ребёнок может быть упрям или «на словах», или «на деле». Вот вы говорите: «Садись за уроки», а он отвечает: «Не сяду». - «Сходи в магазин». - «Не пойду». Во втором случае ваш сын или ваша дочь поступают наперекор: вы их просите играть тише - они шумят ещё больше; вы просите прийти с прогулки раньше - они нарочно приходят позже. Чего хотят добиться они своим упрямством?
В обоих случаях цель поступка - сказать или поступить наоборот, вопреки вашему желанию, вашей просьбе. Пусть вопреки здравому смыслу, пусть даже вопреки собственной пользе, но именно вопреки, именно наоборот, именно по-своему, а не по-вашему. Ребёнок хочет показать свою волю, показать, что он может делать как он хочет, а не как вы или как все. Поэтому поступки упрямого человека кажутся (да и на самом деле нередко оказываются) нелепыми, неразумными, бессмысленными с точки зрения здравого смысла; но ведь они и вызваны к жизни не здравым смыслом, а иным мотивом: во что бы то ни стало всё сделать по-своему.
И такой противоестественный способ самоутверждения рождается тогда, когда ребёнок лишён реальной возможности проявить самостоятельность. Ведь если он постоянно или часто имеет возможность поступать согласно своему мнению и желанию, то упрямству места не будет. И когда такого ребёнка просят что-то сделать, то он, оценив резонность этого требования и превратив ваше требование в своё, поступит так, как вы просите.
Но если поток требований так велик, что ребёнок и шагу ступить не может самостоятельно, то вот здесь мы и увидим рождение упрямства. Да ведь обычно и мы, взрослые, так же поступаем: охотнее делаем то, с чем согласны, что признаём; когда же нам просто навязывают чужую волю, то мы, даже внешне не возражая, в душе тоже упрямимся - такое требование вызывает у нас внутреннее сопротивление.
Всё сказанное не оправдание упрямства, а его объяснение. Как видите, упрямство вырастает на почве подавленного или направленного «не туда» стремления к самостоятельности. Если в том возрасте, когда это стремление обычно только начинает пробуждаться и позже, ребёнку всё время говорят «нет!», то возникает так называемое упрямство подавления. Если ребёнка слишком много опекают, избавляя от малейших самостоятельных усилий, то приходится сталкиваться с так называемым упрямством избалованности. Если, наконец, на ребёнка не обращают внимания, не хотят ему помочь там, где нужно, поощрить его шаги на пути к самостоятельности, подсказать правильный путь, то вырастает упрямство заброшенности.

Из всего сказанного можно сделать вывод: упрямство - защитная реакция ребёнка.

От чего же он защищается или, вернее, что защищает?

Он защищает свою самостоятельность, свободу действовать по-своему. Но ведь это может быть и положительным качеством! Недаром многие считают упрямство действительно положительным качеством, отождествляя его с настойчивостью. И в этом есть своя доля истины. Но вся беда в том, что эта самостоятельность достигается неправильным способом, часто вредным и для самого ребёнка, и для взрослых.
Почему упрямство - беда для взрослых, думаю, подробно объяснять не надо: оно частично или полностью нейтрализует наши воздействия на ребёнка. Оно образует тот смысловой барьер, о который разбиваются все старания и действия взрослых.
Однако упрямство доставляет не меньше вреда и самим ребятам. Мы уже говорили, что в глубине души упрямцы нередко понимают справедливость требований взрослых; значит, у них создаётся определённая раздвоенность: советы и просьбы родителей и педагогов, да и их собственный разум говорят одно, а делают они другое. Эта раздвоенность, конечно, тяжело отражается на дальнейшем развитии и усложняет жизнь подрастающего человека. И когда, скажем, старшеклассник осознаёт весь вред упрямства, ему очень нелегко будет избавиться от него - слишком сильна привычка! Возникает и другая трудность: упрямство, как и многие качества личности, имеет способность распространяться с взаимоотношений с родителями на взаимоотношения с учителями, одноклассниками, сверстниками.
Родителям надо обязательно учитывать, что упрямство - это часто роль, которую волей или неволей стали исполнять дети. Причём роль трудная и часто тягостная, но слишком привычная.
Но прежде чем наметить пути предупреждения и преодоления недостатка, хотелось бы сказать несколько слов о мнимом упрямстве. Дело в том, что во многих случаях за упрямство родители принимают иные неправильности поведения.
Особенно часто, смешивают упрямство с непослушанием. Вот самый обычный, заурядный пример. Пятилетний Саша играет в увлекательную игру: строит домик, заселяет его жильцами. И вдруг мама или няня без всякого предупреждения отрывает его от дела, ведёт мыть руки, чтобы посадить за еду. Саша протестует, сопротивляется, не слушается. Но это не упрямство. Здесь нет желания поступить вопреки требованиям матери. Просто у детей этого возраста переключение с одного вида деятельности на другой не происходит мгновенно. Поэтому Саша просто не может так вот сразу бросить игру. Отсюда непослушание. И вызвано оно неправильными действиями мамы. А можно поступить иначе: заранее, минут за пять предупредить мальчика, чтобы он постепенно заканчивал игру, быстрей вселял бы всех жителей в дом и готовился к обеду. В таких случаях дети спокойно доигрывают и послушно следуют требованиям родителей.
Но и в более старшем возрасте нередко приходится встречаться с непослушанием детей. Кстати, и здесь оно во многих случаях вызывается взрослыми: родители не учитывают возникающих интересов и склонностей своих взрослеющих детей, их новых увлечений, продолжают деспотично навязывать свою волю, не считаясь с их взглядами и желаниями.

Но мнимое упрямство может иметь и другие причины . Часто оно возникает после болезни ребёнка. Он становится раздражительным, непослушным, нередко вдобавок пассивным и рассеянным. Родители привыкли, что ребёнок неукоснительно выполняет их требования. А здесь он то увиливает, то делает не так, то жалуется, что ему трудно. Что же делать? А надо просто на время дать ребёнку прийти в себя, нужно быть снисходительным, не придираться по мелочам, не замечать некоторых поступков выздоравливающего. Обычно после того как проходит этот период, всё становится на свои места, и от мнимого упрямства не остаётся следа.

Несколько слов о том, как закрепляется, как усиливается упрямство у детей.

Обычно в дошкольном возрасте оно носит эпизодический характер и часто перемежается непослушанием, капризами, простым неумением выполнять требования взрослых. В младшем школьном возрасте упрямство может перейти уже в привычный способ реагирования на требования взрослых - родителей и учителя; а в подростковые же и юношеские годы оно нередко превращается в стойкую черту характера.
Поэтому понятно: чем раньше родители заметят проявления упрямства, тем легче они смогут победить это отрицательное качество. Но важно помнить и другую общеизвестную истину: легче предупредить возникновение какого-либо недостатка, чем его искоренить. Эти истины необходимы для работы с упрямым ребёнком.

В чем же состоит такая работа?

Прежде всего, необходимо тщательно разобраться, истинное или мнимое упрямство у вашего ребёнка. Если это упрямство «ненастоящее», надо точно определить, что побудило сына или дочь поступить вопреки вашим требованиям: непослушание, неумение, временное ослабление здоровья или ещё что-либо. Установив причину такого нежелательного поведения, важно спокойно, доброжелательно постараться наладить отношения с ребёнком. Не менее важно увидеть ваши собственные ошибки и постараться самокритично отнестись к ним.
Если перед вами упрямство эпизодического характера (что чаще всего бывает у дошкольника или у младшего школьника), то можно или не заметить такое временное упрямство, или спокойно, но твёрдо и настойчиво добиваться от ребёнка выполнения ваших требований. Да, иногда весьма полезно просто не обратить внимания на упрямый поступок ребёнка. В воспитательной практике часто приходится сталкиваться с тем, что родители по каждому поводу (а то, в сущности, и без повода) начинают бить во все колокола, предпринимают крутые меры: «Ты упрямец, и я выбью эту привычку!» И тем самым могут дать ребёнку «патент на упрямство». Он теперь будет считать: «Раз меня считают упрямым, то мне позволено быть им!» И он становится действительно упрямым. Но если вы видите, что, в общем-то, ребёнок не упрям, что у него это всего лишь эпизод, случай, то можно и не придать значения такому поступку.
Ещё раз повторяю, «не заметить» можно случай временного, эпизодического упрямства. Кстати, у дошкольников нередко преодолевают упрямство «методом отвлечения». Привычки у таких детей не носят устойчивого характера, и простым переключением на другое занятие, другую игру снять упрямство легко. Это возможно, однако, в младшем и среднем дошкольном возрасте, в старшем дошкольном возрасте и, особенно у школьника эта мера не даёт особого эффекта.

Но если перед нами сложившееся упрямство подростка, старшеклассника? Что делать тогда? С какой стороны подойти?

Нужно начать с того, что постараться очень тактично разъяснить весь вред упрямства, прежде всего для самого подростка или юноши. Конечно, это не значит, что после такой беседы упрямство как рукой снимет. Но сделать такую попытку нужно обязательно. Лучше это обычно удаётся или близкому человеку - родственнику, или хорошему знакомому, другу вашего дома.
Постарайтесь установить тип упрямства. Если причиной упрямства является слишком суровое и требовательное воспитание, когда любое действие ребёнка, вопреки воле родителей, рассматривается как бунт (упрямство подавления), стоит и к себе отнестись самокритично. Крайне необходимо стремиться к более ровным отношениям с ребёнком, проявлять больше доверия к его самостоятельным действиям, больше уважения к его интересам, желаниям, склонностям и увлечениям.
При втором типе (упрямство избалованности) надо, наоборот, усилить требовательность к ребёнку; не спешить удовлетворять каждое его желание, поменьше суетиться вокруг каждого его «хочу», найти разумную меру уважения, любви, ласки и требовательности. Ведь обычно родители, особенно мамы, грешат тем, что до поры до времени бывают слишком любвеобильны, стараются ни в чём не отказать своему чаду. А потом, увидев, к чему такая воспитательная метода привела, круто меняют манеру обращения с ребёнком: становятся излишне суровыми и требовательными. А ведь это может вызвать ещё большее упрямство, повышенное сопротивление. Поэтому особенно важно повышать уровень требований и усложнять обязанности ребёнка постепенно, так, чтобы он не воспринимал это как внезапное охлаждение. Крутые воспитательные перемены в таких случаях только осложнят вашу работу и усилят детское упрямство.
О третьем типе (упрямство заброшенности) трудно говорить подробно потому, что в этом случае главное - сам внутренний уклад семьи, характер взаимоотношений между взрослыми. Здесь для начала надо понять одно: пока не нормализуются эти взаимоотношения между взрослыми, говорить об искоренении упрямства (впрочем, как и любого другого недостатка ребёнка) невозможно.
Ещё важно помнить, что беда не приходит одна. Упрямство не обособленное отрицательное проявление поведения и характера. Оно вызывает постепенно ряд других отрицательных качеств. И второе: любая отрицательная привычка, черта характера, усиливаясь, укрепляясь со временем, становится трудноискоренимой. С эпизодическим или мнимым упрямством дошкольника нетрудно справиться. Временное, частное упрямство младшего школьника искоренить труднее, но возможно. Упрямство подростка и юноши часто остаётся с ним навсегда. Поэтому чем раньше вы начнёте работу по преодолению этого недостатка, и чем настойчивее вы это будете делать, тем быстрее и с меньшими трудностями достигнете цели.

Добрый день, уважаемые родители! Не всегда понятно, как бороться с детскими капризами и причудами. Выстроить грамотную систему поощрения и наказания не так просто как может казаться. Тема сегодняшней статьи: упрямый ребенок, что делать родителям. Стоит ли обращать внимание на детские манипуляции и как с ними бороться? Можно ли договориться с ребенком или нужно просто заставить его сделать по-вашему? Давайте попробуем разобраться почему у вас возникают проблемы в общении с малышом и что можно с этим сделать.

Выяснить причину

Если ваш отпрыск стал невыносимо упрямым, то первое что вам следует сделать - выяснить причину такого поведения. Почему ваш малыш упрямится, капризничает и никак не хочет делать то, что его просят?

Чаще всего такая черта, как упрямство появляется в три года. Поэтому если у вашего малыша в 2 года появились признаки упрямства, попробуйте понаблюдать за его физическим состоянием. Может быть, ему дискомфортно, он устал, он заболевает и так далее. Физическая усталость достаточно сильно сказывается на поведении. Поэтому не стоит сразу ругаться на непослушного карапуза.

А вот в 4 года это уже может быть манипуляция, с помощью которой он научился получать желаемое. Это прямой результат родительского поведения. Если вы привыкли на слезы и истерики выполнять детские требования, то так будет продолжаться до тех пор, пока вы не смените тактику воспитания.

Еще одна причина, почему отпрыск может упрямиться - негативная атмосфера в доме. Когда родители постоянно ругаются и ссорятся, то и малыш перенимает подобную тактику поведения. Поэтому я предлагаю вам со стороны посмотреть на ваши отношения с мужем. Часто ли дети становятся свидетелями скандалов?

Как обстоят дела у вашего малыша в садике или школе? Порой упрямство дома возникает из-за серьезных проблем в образовательных учреждениях. Постарайтесь осторожно узнать не обижают ли его, есть ли у него друзья, чем он занимается в свободное время.

Кроме того, некоторые родители совершенно не обращают внимание на некоторые особенности, например, темперамент и характер . Каждый человек обладает своим неповторимым характером. Поэтому старайтесь узнавать малыша, пытайтесь сотрудничать с ним, а не конфликтовать.

Если он не хочет выполнять ваши требования, учитесь понимать почему, а не наказывать его за непослушание.

Найти подход

Как же найти подход к своему отпрыску? Просто установить границы дозволенного мало. С детьми нужно общаться и объяснять каждое ваше решение. Почему сейчас можно смотреть мультики, а перед сном нельзя; почему нельзя зимой выходить без шапки; что будет если разбить чащу и так далее. Запаситесь терпением и разговаривайте. Медленно, понятно и четко объясняйте все, о чем вас спрашивает ребенок.

Вы не должны вести себя с детьми, как строгий надсмотрщик. Просто требовать от детей послушания бесполезно. Пытайтесь понять своего малыша. Что ему нравится, на что можно переключить его внимание во время истерики и что может заставить ваше чадо смеяться от души.

Проявляйте терпение и чуткость. Я не говорю, что вы не можете устать, разозлиться или разнервничаться. Все эти эмоции вполне нормальны и естественны. Только вот детки не всегда все понимают. Будьте как можно более чуткими, вспомните себя в их возрасте.

Помните, что дружелюбная, здоровая и гармоничная атмосфера в доме обеспечивает психическое здоровье каждого члена семьи. Поэтому старайтесь не ругаться, постарайтесь ограничить воздействие посторонних раздражителей, таких как телевидение, интернет.

От чего стоит отказаться

Не оказывайте слишком сильного давления в момент упрямства. Так он может раскапризничаться еще больше, а в дальнейшем может и вовсе закрыться от вас. Не торопите малыша, не подгоняйте его и не ругайте, когда он медлит. Детки не такие быстрые, как взрослые. Нет ничего страшного в том, что вы куда-то опоздаете, зато ваш малыш сам научится одеваться и застегивать пуговицы - это куда более важно.

Никогда не сравнивайте своих детей с другими. Слова «а вот Петечка из соседнего двора такой послушный мальчик, не то что ты» могут сильно ранить. Забудьте про сравнения. Хотите показать пример? Просто расскажите историю, сказку или небылицу про героя, который поступает так, как вам нужно. Воспитание не строится на сравнении своих детей с чужими. Помните, что все дети индивидуальны.

Никогда не обзывайтесь. Даже если он очень капризный, не слушается, кричит и бьется в истерике. Называя его бестолковым, глупым или капризным вы не вырастите умного или послушного человека. Прочитайте статью « » и найдите другой подход.

Иногда упрямство и капризы появляются от недостатка родительского внимания. Может быть, сейчас у вас проблемы на работе и вы мало времени уделяете семье? Поверьте, такие вещи очень сильно сказываются на поведении детей.

Хочу предложить вашему вниманию книгу Роберта Маккензи «Упрямый ребенок ». В ней вы сможете найти многочисленные советы и подсказки, как стоит вести себя в определенной ситуации, как исправить свое поведение и добиться гармонии в ваших отношениях. Любите своих детей, будьте терпеливы и старайтесь понимать их. Ваша забота, ласка и внимание очень важны для ребенка.

В какие моменты ваше чадо начинает упрямиться? Что он не хочет делать? Помогают ли наказания? Кого малыш слушается лучше маму или папу?

Всего вам наилучшего!