Как организовать подготовку малыша к школе. Как подготовить ребенка к школе: полезные советы Подготовка малыша к школе

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Вариативность мнений о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делается, воистину разнообразна. Некоторые родители накануне поступления ребенка в школу, пускаются, как говорят, во все тяжкие - в хорошем смысле этого слова. Бесконечные, нудные занятия дома, всевозможные тренинги и курсы, натаскивание ребенка в иностранных языках, кружки, группы подготовки к школе - все это может привести к тому, что ребенок уже заранее будет чувствовать раздражение и отторжение от ненавистной ему школы, еще не посетив ее. Не стоит перегружать ребенка излишне. Это вредно и для неокрепшей детской психики, и для детского организма. Всему свое время. Если Ваш будущий первоклассник соответствует в развитии своему возрасту, и у него нет проблем с памятью и вниманием, все будет хорошо. Не бегите впереди паровоза.


Многие родители будущих первоклассников не учитывают уровень психоэмоционального развития своего ребенка при подготовке к школе. А этот уровень при нормальном или даже высоком уровне интеллектуального развития может быть совершенно разным. Например, ребенок-дошкольник при поступлении в первый класс может свободно читать и писать, владеть иностранным языком на возрастном уровне, решать математические задачи уровня 2-3 классов. Но самостоятельно завязать шнурки, найти в школе туалет, наладить отношения с одноклассниками, поддерживать порядок в своем ранце без утери ручек, пеналов и тому подобного - для него неразрешимая проблема. В этой ситуации родителям следует, наряду с интеллектуальной подготовкой ребенка к школе проводить подготовку и социальную в том числе. В параметры социальной подготовки входит: навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками и признавать авторитет взрослых, умение в некоторых вопросах принимать самостоятельные решения, усидчивость в выполнении задания, вежливость, организованность. Если Вы видите, что Ваш ребенок еще полностью не созрел по некоторым пунктам, возможно, будет целесообразнее отложить поступление в школу до следующего года. Более зрелый психологически, впоследствии он может достичь лучших результатов.

Для чего нужна подготовка к школе


Подготовка к школе, в том или ином виде, бесспорно, нужна. Основная задача подготовки к школе - помочь Вашему ребенку созреть эмоционально, социально и психологически для нового, сложного периода в жизни. Правильный, хороший старт поможет Вашему ребенку и в будущем - в решении жизненных проблем и в достижении новых высот. Подготовку к школе можно осуществлять как и дома, так и на специальных курсах или в группах подготовки к школе. Естественно, не стоит записывать ребенка в десять групп сразу. Лучше выбрать одно направление, с хорошими отзывами и положительными результатами. Занятия в группе имеют бесспорный плюс - они помогут Вашему ребенку научиться строить отношения в коллективе, взаимодействовать с людьми, детьми и взрослыми. Особенно актуально это, если Ваш ребенок не посещал детский сад. Плюс домашней подготовки - Вы лучше знаете своего ребенка, его сильные и слабые стороны. И при правильном подходе сможете глубже раскрыть вашего малыша интеллектуально. Оптимальный вариант для хорошей предшкольной подготовки - сочетать домашнюю подготовку (в ненавязчивой форме), и подготовку на курсах.

Показатели готовности ребенка к школе


Он должен знать:

  • ​Определяющую личную информацию: полную расшифровку(ФИО) - свою, родителей, близких, собственный домашний адрес, номер телефона (свой и близких), название города и страны, в которой живет.
  • Названия и как выглядят - основных животных и растений.
  • Отличать времена года в их последовательности, ориентироваться в количестве месяцев в году, отношении этих месяцев к временам года, знать дни недели.
  • Различать основные цвета, не путаться в известных видах спорта и профессиях.
  • Знать хотя бы несколько известных имен музыкантов или писателей.
  • Владеть знанием основных правил дорожного движения (не переходить улицу на красный свет)
  • Ориентироваться в известных праздниках.

​Он должен различать:

  • Правую и левую стороны.
  • Страну, улицу, город.
  • Фрукты и овощи
  • Деревья и кусты.
  • Животных и птиц, диких и домашних, насекомых.
  • Гласные и согласные (звуки).

Должен уметь:

  • Решать простые логические задачи, отгадывать загадки.
  • Выстраивать несложные логические последовательности, видеть общие признаки предметов и их различия.
  • Описать событие или картинку связными, четкими предложениями. пересказать текст, выучить стихотворение.
  • Выполнять простые арифметические действия в пределах 10. Знать цифры.
  • Немного читать, пусть даже по слогам, но с пониманием прочитанного текста.
  • Рисовать геометрические фигуры.
  • Вырезать фигуру ножницами по нарисованному контуру.
  • Хорошо держать в руке карандаш и ручку. Закрашивать картинку без выхода за контур, проводить четкие линии без линейки.

Группы подготовки к школе могут существовать как и при самой школе, так и в частных, коммерческих организациях. Как правило, курсы для подготовки ребенка к школе, являются платными, а это заманчивая возможность для людей, которые имеют весьма условное отношение к педагогике и воспитанию детей, немного подзаработать. Поэтому, при выборе места и программы подготовки обратите внимание на следующие аспекты:

  • Наличие у организации правовых разрешающих документов на образовательную и просветительскую деятельность.
  • Педагогический состав, уровень образования его членов, и профессиональное соответствие занимаемой должности.
  • Наличие юридически утвержденных программ, по которым проводится обучение.
  • Наличие пособий и материалов для обучения.
  • Продолжительность и уровень интенсивности заданий (перегружать детей не рекомендуется)
  • Количество детей в группах. Отдайте предпочтение группам с небольшим количеством детей. Так вы будете уверены, что ваш ребенок будет полностью охвачен вниманием преподавателя, и образовательным процессом.

Готовимся к школе дома


Основная ошибка большинства родителей - предъявлять завышенные требования к своему ребенку. Естественно, он будет ошибаться, уставать, не все будет получаться с первого раза. Любой ребенок - это уникальная, индивидуальная личность со своим особым развитием. И раздраженные окрики и сравнения с более способными детьми вызовут глухое неприятие навязываемых родителем занятий, а иногда могут даже спровоцировать развитие комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности может разрушить у ребенка веру в свои силы, убедить его в собственной никчемности и ненужности. Последствия этого могут сказаться на всей дальнейшей жизни Вашего ребенка. Вы же ему не враг? Как помочь ребенку раскрыться и освоить новое, помогая, а не осуждая его? Поставьте себя на его место. Представьте, что Вы пришли на новую работу, в особенностях которой смыслите очень мало. И вместо того, чтобы цивилизованно и дружелюбно ввести Вас в курс дела, Вас начнут критиковать и орать на вас при очередном промахе. Приятно? Думаем, нет. Тем более, дело будет усугубляться тем, что любой малыш для мамы с папой хочет быть самым лучшим, хочет, чтобы им гордились. Ваша резко высказанная отрицательная оценка или раздражение будет ранить его.

Как помочь ребенку подготовиться к школе дома


  1. Развивайте у ребенка самостоятельное мышление: много разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, не отмахивайтесь. Читайте вместе, обсуждайте прочитанное, делайте выводы.
  2. Подходите к освоению нужных функций в игровой форме: считайте вместе ступеньки, деревья, лужи. Читайте вывески на магазинах. Изучайте цвета на наглядном примере: небо голубое, трава зеленая, кошка серая. Пусть Ваш ребенок побудет учителем, а любимые игрушки - учениками. Повторяя таким образом полученную информацию, он быстрее усвоит ее.
  3. Ходите вместе в кино. После просмотра фильма попросите ребенка высказать свое мнение, ненавязчиво помогая строить ему логические последовательности и умозаключения и четко высказывать свои мысли.
  4. Развивайте мелкую моторику ребенка. Лепите из пластилина, собирайте конструктор и пазлы, клейте поделки из цветной бумаги.
  5. Физическая активность ребенка должна быть достаточной. Если позволяют квадратные метры, оборудуйте дома спортивный уголок.
  6. Развивайте в ребенке самостоятельность.
  7. Объясните ребенку правила безопасности дома и на улице.
  8. Не раздражайтесь, если у ребенка что-то не получается. Лучше объясните еще раз. И ни в коем случае не делайте его работу за него. Иначе он всегда в решении трудных вопросов будет надеяться на Вас, и стремления делать самому у него не будет.
  9. Не развивайте ребенка однобоко, по принципу, что интересно, то и будем изучать. То, что плохо получается, должно быть освоено в первую очередь.
  10. Занятие должно длиться не более получаса, иначе ребенок устанет и потеряет интерес. Перемежайте занятия рисованием, активными играми.
  11. Приучайте ребенка вставать в определенное время и соблюдать режим. Это поможет ему быстрее адаптироваться к школьным будням.
  12. Подавите в себе страх отпустить ребенка от себя. Он растет, и в некоторых ситуациях должен уметь справиться с трудностями самостоятельно.
  13. Все способы и советы, написанные в этой статье, нужно применять заранее, а не за месяц до школы.

Как подготовить ребенка к школе/видео/


Как подготовить ребенка к школе

Советы психолога

Как не отбить желание учиться

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Как подготовить ребёнка к школе, чтобы он полюбил учиться?

Вывод:

Первый раз в первый класс. Эта фраза заставляет ностальгически дрогнуть сердца взрослых дяденек и тетенек - нас с вами. Ведь когда-то и мы шагали в школу с ранцем за плечами и с большим букетом в руке - для своей первой учительницы. А теперь наши ребятишки - смешные и серьезные мальчишки и девчонки, готовятся сделать свой первый серьезный шаг по трудной, но такой интересной дороге жизни. Наш долг - помочь им сделать эти первые шаги твердо и уверенно.

Родителям малышей, которые посещают детский сад, не нужно волноваться о подготовке ребенка к школе. Этим занимаются воспитатели и специально подготовленные специалисты. А что делать взрослым, чьи детки не посещают дошкольных учреждений? Можно ли самостоятельно подготовить кроху к школьной жизни, и как это правильно сделать?

Когда нужно приступать к подготовке ребенка к школе?

Неопытные родители полагают, что если кроха пойдет в школу в 6 лет, то достаточно позаниматься с ним лет с пяти, и за год ребенок освоит, так сказать, курс молодого бойца. На самом деле это явное заблуждение.

Психологи утверждают, что самый благоприятный возраст для начала подготовки к школе это 3,5-4 года.

Уже к 3-м годам ваш любимый человечек сформировался как личность. Маленький почемучка с огромным интересом познает окружающий мир, а вопросы сыплются из него, как из рога изобилия. Надо пользоваться моментом, и просто направить его любопытство в нужное русло .

К трем годам у ребенка проявляется пространственное и логическое мышление, активизируется память. Он не только хочет получить ответы на свои вопросы, но и запомнить их. Поэтому не сердитесь на малыша, если он по нескольку раз спрашивает об одном и том же.

Что нужно для подготовки ребенка к школе?

Занятия с ребенком ни в коем случае не должны носить эпизодический характер. Составьте для себя четкий план, похожий на школьное расписание. Разбейте всю информацию, которую вы должны донести до крохи на отдельные темы.

При этом учтите, что, пока малыш не достигнет возраста 4,5-5 лет, один урок не должен превышать пятнадцати минут. Раскрытие одной темы должно укладываться в этот промежуток времени.

После каждого урока делайте перерыв на 15-20 минут. Чтобы кроха не уставала и не теряла интерес к обучению, проводите не больше 3-х занятий в день. Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Заниматься с ним нужно спокойно и терпеливо.

Оборудуйте удобное место для занятий, выделите ему полочку в шкафу, где ваше чадо будет хранить все учебные принадлежности. С первых дней приучайте его содержать свое рабочее место в порядке, не раскидывать по столу ручки, тетрадки или книжки.

Порой не так сложно привить навыки чистописания или умение считать, как приучить ребенка к усидчивости и соблюдению распорядка дня, который ожидает его в школе.

Какие занятия необходимы для подготовки к школе?

В подготовку малыша входят такие занятия, как:

  • чтение;
  • чистописание;
  • математика;
  • творческие занятия (лепка, рисование, аппликация);
  • один из иностранных языков.

Чтение

Этот предмет стоит на первом месте. Чем быстрее кроха освоит буквы и научится складывать их сначала в слоги, а затем в слова, тем быстрее пойдет весь процесс получения новых знаний. Идти надо от простого к сложному. Любое слово состоит из букв, поэтому первоначальная задача родителей — выучить с ребенком алфавит.

Найдите в интернете или в детских книжках стихи про буквы. Слушая описание каждой буковки в стихотворной форме, кроха быстрее их запомнит. Кроме того, будет стараться повторять отдельные фразы из стиха.

Вот неплохие стихи Бориса Заходера:

Всем известна буква А,
Буква очень славная.
Да, к тому же, буква А
В алфавите главная.

Вот пример четверостишия другого автора:

Б похожа на трубу,
Что гудит «Бу-бу, бу-бу»,
И немного на утюг,
Говорит мой лучший друг.

Согласитесь, что в такой форме учить буквы маленькому любознательному человечку будет очень интересно.

После того, как малыш освоит буквы, покажите ему, как из них складываются слоги. Называйте согласные буквы так, как произносится звук, то есть не «мэ» или «бэ», а «м» и «б». Иначе слово мама, сложенное из букв, кроха может произносить мэа-мэа.

Приобретите в книжном магазине великолепный красочный плакат с алфавитом. Повесьте его над рабочим столом малыша. Когда взгляд ребенка наталкивается на изображение, у него активизируется пассивная память. Разглядывая знакомые буквы, он будет лучше их запоминать.

Чтобы обучение складыванию слогов не затянулось надолго, купите малышу магнитную азбуку. Деткам нравится перемещать по доске красочные буквы. Ваша задача — помочь крохе выбрать из них те, которые нужны для складывания того или иного слога или слова. Обратите процесс разучивания алфавита и обучения чтению в завлекательную игру .

Сегодня в продаже имеется огромное количество красочного материала по чтению. Это могут быть кубики, карточки или пазлы с отдельными буквами или слогами. Поищите картинки, на которых наглядно показано, как буквы соединяются в слоги. Подобной информации много в интернете, в детских книжках и красочных дидактических материалах.

Обучение чистописанию

В возрасте 3,5-4 лет малыш еще не совсем уверенно держит в руках карандаш или ручку. Поэтому ожидать, что ребенок быстро научится хорошо писать не стоит. В этом возрасте ему подвластны лишь палочки и небольшие крючочки. Давая крохе несложные задания, загляните в школьные прописи. Даже первоклашки не начинают сразу писать буквы. Обучать малыша писать буквы лучше с пяти лет . При этом начинать нужно с печатных букв.

Не нужно сразу требовать от малыша хороших результатов. Задатки к обучению тому или иному предмету разные у всех детей. Если у ребенка хромает мелкая моторика, научить его красиво писать будет сложно. Сначала нужно показать малышу, как правильно держать ручку.

На почерк может оказывать влияние и поза, в которой кроха корпит над своим заданием. Следите за правильной осанкой ребенка, когда он занимается чистописанием. Спина у него должна быть выпрямлена, а стол — на уровне груди. Локти малыша должны лежать на столе.

Обратите внимание на расположение тетради на столе. Она должна размещаться чуть под углом, а нижний левый угол — лежать по центру груди ребенка.

Изучаем математику

К моменту поступления в школу будущий первоклашка должен уметь бегло считать до 10 туда и обратно, складывать и вычитать в пределах этих чисел.

С чего же начать обучение крохи?

  • Сначала малыш должен усвоить такие количественные понятия , как меньше, больше, равно. Научите его сравнивать между собой 2 группы предметов. К примеру, разложите на столе разное количество машинок и кубиков. Кроха должна разобраться, каких предметов больше, а каких меньше и что нужно сделать, чтобы их стало поровну. Таким образом, ребенок познакомится с такими терминами, как прибавить и отнять.
  • Кроме этого, он должен научиться оперировать такими понятиями, как близко — далеко, высоко — низко . Еще до знакомства с цифрами малышу нужно рассказать о геометрических фигурах, научить отличать круг от овала, квадрат от прямоугольника или треугольника.
  • На следующем этапе с помощью мелких игрушек, карандашей или счетных палочек с ребенком изучают цифры . Возьмите один кубик и покажите маленькому ученику цифру 1. Затем добавьте еще кубик и познакомьте малыша с цифрой 2.

При этом не стоит перегружать ребенка информацией. За один день достаточно ознакомления с двумя цифрами.

Когда малыш запомнит, как выглядят все цифры, и будет знать, что рядом с цифрой 3 нужно положить 3 палочки, а с цифрой 5 — ровно 5 палочек, можно переходить к обучению крохи сложению и вычитанию.

Любые занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заниматься математикой, не совсем обязательно усаживать кроху за стол. Считать можно все что угодно — деревья на улице, машины на стоянке, детишек на детской площадке. Первое, что начинают считать малыши, так это пальчики на руке. Главное, не перегружать ребенка большим объемом информации . К примеру, если вы куда-либо идете, не надо заставлять его пересчитывать все предметы, которые попадаются на пути. Достаточно услышать от малыша 2-3 ответа и перейти к другой теме, например, вспомнить любой стишок.

Изучая новый материал, не забывайте повторять с малышом то, что он выучил раньше.

Занимаемся изобразительным творчеством

На уроках творчества можно закреплять пройденный по другим предметам материал. Купите малышу раскраски с буквами и цифрами, учите его рисовать геометрические фигуры. Помогите крохе научиться пользоваться линейкой, чтобы чертить прямые линии.

Когда ребенок рисует, обращайте его внимание на то, что солнышко похоже на круг, а крыша домика — на треугольник. Учите его раскрашивать рисунки аккуратно, чтобы краска не заходила за контур рисунка. Между делом объясняйте малышу, что небо синее, а трава зеленая.

Не нужно заставлять маленького художника рисовать то, чего хотите вы. Дайте ребенку проявить свою фантазию, пусть он выражает свои чувства и эмоции через свои рисунки.

Изучаем иностранный язык

Если вы решили научить своего ребенка иностранному языку еще до школы, начинайте изучение с красочной азбуки с картинками. Не стоит расстраиваться, если вы сами не знаете один из иностранных языков в совершенстве. Для малыша, который пойдет в обычную школу, без углубленного изучения английского, французского или другого языка, достаточно хорошо знать алфавит и иметь небольшой словарный запас.

Выучите с ребенком несколько коротких стихов и повторяйте их на прогулке или во время домашних игр. Следите за произношением малыша. Если он привыкнет говорить иностранные слова неправильно, переучивать его в школе будет сложно.

Самостоятельно подготавливая своего малыша к школе, наберитесь терпения. Не ругайте маленького ученика, если у него что-то не получается. Если малыш устал и невнимателен на занятиях, отложите урок. Обучение должно доставлять ребенку радость, в противном случае можно надолго отбить у него охоту к учебе, что скажется на его знаниях в школе.

Обучение ребенка необходимым для школы навыкам – это очень аккуратный и постепенный процесс. В принципе, самые общие и легкие развивающие задания можно и нужно давать уже с трех лет, очень медленно увеличивая сложность заданий. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения и игры соответствовали не только возрасту, но и индивидуальным особенностям вашего чада. Возможно, в 3 года он будет щелкать задания, как орешки, а возможно, что ему нужна будет помощь. Не бойтесь, помогайте малышу и терпеливо подбирайте нужный уровень заданий. Очень важно в этот тяжелый период не отбить тягу к знаниям! Поэтому обязательно хвалите его за старания и за хорошо выполненные упражнения.

Не переживайте, если подготовку к школе вы решили начать только в 5 лет. Развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет готовиться к школе в более интенсивном и быстром темпе. Но, опять же, следите за тем, как на такие нагрузки реагирует малыш. Если же подготовка затянулась до 6 лет, и в следующем году вы собираетесь отдать его в школу, то лучше всего отправить его на специализированные курсы подготовки. Педагоги и психологи смогут справиться с этой задачей в самые сжатые сроки и дадут вам рекомендации по домашнему обучению. Такие курсы существуют на базе многих школ, так что, планируя отдать свое чадо в школу, можно поинтересоваться, ведут ли они там подготовительные курсы. Так малыш привыкнет к школьной обстановке и усвоит знания, которые ему понадобятся в первом классе конкретно этой школы.

Как часто нужно заниматься?

Занятия должны проводиться ежедневно. Конечно, это не должны быть школьные нагрузки по 5-6 часов в день, но небольшие содержательные уроки по 15-20 минут. Постепенно длительность увеличивайте до 35-40 минут, следя за утомляемостью ребенка. Если у него уже нет сил делать упражнение, сделайте перерыв и дайте задание чуть полегче. Полезно использовать на занятиях песочные часы (или обычные, если малыш уже умеет в них ориентироваться), чтобы он научился чувствовать время и регулировать в соответствии с ним темп своей работы.

Обязательно составьте план занятий и старайтесь его придерживаться, корректируя темы по мере необходимости. Каждый урок должен начинаться с повторения предыдущего материала, упражнения и игры не должны быть постоянно однотипными, старайтесь их разнообразить. Подбирайте красочный стимульный материал, чтобы увлечь ребенка.

Какие предметы должны быть включены в программу?

Математика. Нужно научить малыша считать от 0 до 10 и от 10 до 0. Счет в прямом порядке желательно довести до 100. Ребенок должен уметь решать простые арифметические задачки, складывать и отнимать цифры в пределах 10, ориентироваться в понятиях больше/меньше. Счет необходим и в вопросах общего развития: ребенок должен знать, сколько существует времен года, месяцев, дней недели, времен суток.

Геометрия и рисование . Необходимо знать названия основных геометрических фигур и уметь их изобразить. Кроме того, малыш должен легко ориентироваться в пространстве и на листке бумаги: где лево, где право, где на листке правый верхний угол и т.д. Графические диктанты и копирование рисунка по клеточкам должны стать обязательной частью программы в этом разделе.

Русский язык . К этому предмету относится много важнейших аспектов развития: письменная речь, устная речь и чтение. К школе нужно знать алфавит, различать буквы и звуки, отличать гласные и согласные буквы, уметь выделять слоги в слове, уметь писать печатными буквами. Желательно в этом возрасте составлять стройный рассказ по картинке и знать наизусть несколько простых стихотворений.

Природоведение и окружающий мир . Это раздел самых общих сведений, в которых малыш должен:

  • Знать цвета и примеры к ним;
  • Знать названия животных и растений;
  • Отличать живое от неживого и их представителей друг от друга.;
  • Знать названия основных профессий, видов спорта, музыкальных инструментов, строительных инструментов, посуды, мебели и т.д.;
  • Знать даты и названия основных праздников.

Логика. К 6 годам необходимо ориентироваться в признаках предметов, различать и сравнивать предметы по ним, находить лишнее в группе объектов.

Моторика. К школе малыш должен владеть своими руками: крепко держать ручку и карандаш, уметь ими четко изображать задуманное, уметь работать с мелкими предметами (рисование, лепка, собирание конструкторов).

Есть ещё ряд общих вопросов , которые малыш обязательно должен знать, поступая в первый класс:

  • ФИО свое и родителей;
  • Свой адрес (включая страну и город);
  • День и месяц своего рождения.

Таким образом, заблаговременно собрав необходимые материалы и построив индивидуальную программу обучения, вы сможете самостоятельно подготовить малыша к поступлению в первый класс. Но курсы подготовки на базе будущей школы никогда не будут лишними.

Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»

Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

Как правильно подготовить ребёнка к школе.

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу.

С помощью предложенного теста «Готов ли ребёнок идти в школу» родители смогут определить уровень готовности к школе своего ребёнка.Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подска­жет вам темы дальнейших занятий с будущим школьником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

Предварительный просмотр:

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

2.Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, — то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять.

И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

Предварительный просмотр:

Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?»

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.

Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать пазлы)?

2.Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3.Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4.Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5.Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6.Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)!

9.Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

10.Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

11.Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

12.Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

13.Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

14.Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

15.Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

16.Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

17.Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Оценка результата.

15 — 17 вопросов, можете считать, что ваги ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 — 14 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?

Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

Ребёнок должен знать:

Своё имя, отчество, фамилию;

Свой возраст и дату рождения;

Свой домашний адрес и номер телефона;

Название своего города, его главные достопримечательности;

Название страны, в которой он живёт;

Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

Названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

Названия домашних животных и их детёнышей;

Названия некоторых диких животных и их детёнышей;

Названия зимующих и перелётных птиц;

Названия овощей, фруктов и ягод;

Названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.

Ребёнок должен уметь:

Различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

Пересказывать русские народные сказки;

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

Полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

Запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

Различать гласные и согласные звуки;

Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

Хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

Сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Предварительный просмотр:

Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.