Приемная семья. Что такое приемная семья Закон о передаче ребенка в приемную семью

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

28.10.1999 № 000

(в редакции постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

17.07.2012 № 000)

ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и
попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях
воспитания и содержания детей и , заключаемых
управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного
комитета, местной администрации района в городе (далее - управление
(отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и
попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а - с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

На воспитание в приемную семью передается от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), с учетом детей, над которыми установлена опека (попечительство) одним из супругов. Количество детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, очередность и сроки их передачи определяет управление (отдел) образования по месту жительства приемной семьи. Управления (отделы) образования, учреждения образования, в которых обучаются (воспитываются) дети, переданные на воспитание в приемную семью (далее - приемные дети), и социально-педагогические центры предоставляют приемным семьям психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и приемной семьи.

План развития приемной семьи разрабатывается приемными родителями совместно с управлением (отделом) образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приемных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, в районе, городе и утверждается для каждой приемной семьи управлением (отделом) образования. Управления (отделы) образования, уполномоченные ими организации, осуществляют контроль и анализируют исполнение приемными родителями должностных обязанностей и обязанностей опекуна (попечителя).

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Управление (отдел) образования организует поиск и подбор кандидатов в приемные родители, предоставляет им информацию и перечень документов, необходимых для создания приемной семьи, организует проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленных на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов приемных детей (далее - обучающие курсы). Кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования по месту своего жительства с заявлением о создании приемной семьи. Лица, состоящие в браке, указывают в заявлении, кто из супругов ходатайствует о приеме на работу в должности приемного родителя.

В случае наличия в районе (городе) детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с порядком создания и функционирования приемных семей и порядком подготовки документов, указанных в пункте 4.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.01.01 г. № 000 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр Республики Беларусь, 2010 г., № 000, 1/11590) (далее - перечень).

При отсутствии детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, управление (отдел) образования организует учет кандидатов в приемные родители.

9. Управление (отдел) образования либо уполномоченные им
организации проводят обследование условий жизни кандидатов в
приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и
традиции семьи, межличностные в семье, оценивают
готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные
потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных
интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов
в приемные родители.

При подборе кандидатов в приемные родители управление (отдел) образования учитывает опыт и результаты воспитания ими родных, подопечных и детей, продолжительность срока и результаты патронатного воспитания ребенка (детей).

10. Для подготовки проекта решения органа опеки и попечительства
о создании приемной семьи и передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью управлением (отделом) образования истребуются из
соответствующих органов и организаций следующие документы и (или)
сведения:

копия документа, подтверждающего кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

На основании обследования условий жизни кандидатов в приемные родители и документов и (или) сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей, и информирует заявителей о сроках прохождения обучающих курсов. Освоение обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью кандидатов в приемные родители.

По результатам освоения образовательной программы обучающих курсов кандидаты в приемные родители должны знать условия создания и функционирования приемных семей, приобрести умения и навыки работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

Кандидаты в приемные родители, не располагающие условиями, необходимыми для удовлетворения потребностей ребенка, для которого подбирается семья, в число слушателей обучающих курсов не включаются. В этом случае управление (отдел) образования по желанию заявителей может вернуть им документы, не вынося вопрос на рассмотрение органа опеки и попечительства. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

По письменному заявлению кандидата в приемные родители орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в приемные родители может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в приемную семью.

15. Администрация детского интернатного учреждения, учреждения
профессионально-технического, среднего специального, высшего
образования, управление (отдел) образования по месту жительства вновь
выявленного ребенка обязана ознакомить кандидата в приемные родители
с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о
состоянии его здоровья.

Администрация учреждения, в котором находится ребенок, управление (отдел) образования несут ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

Документ утратил силу

Утверждено постановлением главы городского округа Лосино-Петровский Московской области от 27 февраля 2007 г. N 65

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье", Законом Московской области от 27.11.1997 N 58/97-ОЗ (в ред. от 31.12.2005) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" и определяет механизм и условия создания и функционирования приемной семьи на территории муниципального образования городской округ Лосино-Петровский.

2. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной.

3. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.

4. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

5. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается администрацией городского округа Лосино-Петровский в лице начальника отдела образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский (далее - отдел образования) и приемными родителями по форме согласно приложению N 1 (не приводится).

7. Отдел образования выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2 (не приводится).

8. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в отдел образования (по месту своего жительства) заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо декларация о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в жилом муниципальном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; паспорт либо другой заменяющий его документ.

10. Для подготовки заключения отдел образования составляет акт обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

11. Отдел образования в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемным родителем.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

12. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка в приемную семью отдел образования доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

13. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью осуществляется на основании постановления главы городского округа и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

14. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства представляют следующие документы: свидетельство о рождении; документы, подтверждающие правовые основания для передачи на воспитание в семью ребенка (свидетельство о смерти родителей, копия решения суда о лишении родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

15. При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо (лиц), желающее взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

16. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством.

17. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

18. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание. К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между отделом образования и приемными родителями.

20. Ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому родителю устанавливается в размере четырех минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

21. За воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с отклонением в развитии оплата труда, предусмотренная в п. 20, увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда.

22. На организацию отдыха приемной семье ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена приемной семьи.

23. Средства для оплаты труда приемных родителей и для организации отдыха приемных семей предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенции муниципальным образованиям.

24. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в отдел образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

25. Контроль за деятельностью приемных родителей осуществляет отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа.

По всем вопросам можно обращаться в отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский, выполняющий функции опеки и попечительства, по адресу: г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 6, тел. 56-7-45-52.

  • Постановление Правительства Москвы от 22.04.2014 N 207-ПП О перераспределении в 2014 году объема бюджетных ассигнований между мероприятиями Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" и предоставлении в 2014 году субсидии из бюджета города Москвы Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московская социальная гарантия" в целях возмещения затрат, связанных с проведением в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов
  • Постановление Правительства Москвы от 23.01.2014 N 8-ПП О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов
  • Постановление главы городского округа Звенигород МО от 28.04.2008 N 540 О признании утратившими силу постановлений главы городского округа Звенигород от 26.01.2007 N 45 "Об утверждении Положения о приемной семье на территории городского округа Звенигород", от 23.03.2007 N 283 "Об организации работы по осуществлению патроната на территории городского округа Звенигород"
  • Постановление главы Воскресенского муниципального района МО от 08.05.2007 N 615 О приемной семье

1. В Положении имеют место формулировки, которые препятствуют приёмной семье быть семьёй, превращая ее в мини детский дом. Необходимо найти эти формулировки и исключить их из действующего законодательства. Следует признать, что дети не хотят быть сиротами, они хотят иметь папу и маму. Поэтому в интересах детей – всегда находиться в семье с родителями. Все нормы в законодательных актах, которые препятствуют этому, следует найти и исключить.

2. Второй вопрос - приёмные родители часто содержат приёмных детей за свой счет. Частично расходы покрывает детское пособие, остальные расходы несут приёмные родители. Законодательством предусмотрены определенные выплаты семьям, в которых есть иждивенцы. В то же время иждивенцами признаются родные дети, а приёмные дети - нет. Это явная дискриминация. За одним столом едят родные дети и приёмные.

Если Правительство предлагает, чтобы приёмные дети были на государственном обеспечении, то оно должно обеспечить им достаточный прожиточный уровень. Если же не имеет возможности это обеспечить, то пусть законодательно признает, что дети находятся на иждивении приёмных родителей.

3. Необходимо установить ответственность органа опеки и органов образования перед ребенком и перед приёмными родителями. Например, не обеспечены установленные государственные гарантии – значит, виновные должны быть привлечены к ответственности.

На основании изложенного предлагаем:

Контроль
П.6 дополнить формулировкой: «Контроль осуществляется с целью выявить потребности семьи и оказать ей помощь и поддержку».

Из списка форм контроля исключить телефонные разговоры с детьми (как ребенок по телефону может отличить педагога от мошенника?).

Все беседы и опросы ребенка – только в присутствии его законных представителей и с его согласия с разъяснением права отказаться отвечать на вопросы.

Посещение семьи на дому – только по согласованию с семьёй. При этом не допускается хождение по помещению в уличной обуви, залезание в холодильник, шкафчики с продуктами и посудой, шкафы с одеждой и т.п. работниками, не имеющими санитарной справки и без предварительного умывания рук с мылом.

Порядок организации приемной семьи

П.12 справки о месте работы, справки о размере заработной платы кандидатов в приемные родители - исключить, так как это ограничит возможности взять на воспитание приёмных детей людям, которые временно не работают или домохозяйкам.

П.16 первый – добавить в соответствии со ст.118 КоБС абзац: «При подборе приемной семьи должны учитываться родственные связи, этническое происхождение детей, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании». В настоящее время на это как-то совсем не обращают внимание.

П.16 второй– Установить конкретную ответственность официальных лиц за достоверность сведений о ребенке для исключения случаев, когда информация о физическом и психическом состоянии ребенка, перенесенных им венерических заболеваниях становиться известной уже после попадания его в приемную семью. Такие случаи не должны оставаться безнаказанными.

П.19 – исключить формулировку «и правилами внутреннего трудового распорядка».

П.24 дополнить предложением «кроме временной и разовой работы».

Передача детей на воспитание в приемную семью

П.27. Необходимо подбирать кандидатов в приёмные родители из числа уже состоявшихся родителей, имеющих крепкие нравственные устои и положительные характеристики воспитания своих детей. С жизненным опытом, с опытом воспитания собственных детей. Исключить случаи, когда родителей «готовят» лекторы, психологи и педагоги, которые имеют только теоретический «опыт».

П.30. - формулировку «в том числе» заменить на «а именно». При этом сам пункт 30 является рекомендательным. Если его сделать обязательным, то это будет противоречить ст. 151 КоБС.

Абзац 2 п.31 – исключить.

П.33 дополнить формулировкой «не более чем месячной давности».

п.34. Исключить формулировку «Приемный родитель обязан готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение». Приёмные дети имеют право общаться с биологическими родственниками, но обеспечивать это общение должны сами родственники.

П.36 – исключить. Если ребёнок получил комнату в общежитии, то родители ему уже не нужны?

Приемные родители, их права и обязанности

П.40 дополнить формулировкой «по желанию приёмных родителей». Иначе это будет просто увеличением никому не нужных бумаг.

п.43-46 – Правовая неразбериха. Это все равно, что уходя в отпуск, Министр образования возложит свои обязанности на жену.

Кроме того, ребенок все равно остается в семье при приемном родителе, и такой отпуск - фикция. Согласно ст.153 ТК «отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей».

Да и интересы самого ребенка стоило бы учесть, ведь именно они являются приоритетными.

Таким образом предлагаем п.43 изложить в следующей редакции: «Органы опеки на время ежегодного отпуска обеспечивают совместный отдых для приёмных детей совместно с приёмными родителями. По желанию приёмных родителей им выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск для самостоятельной организации совместного отдыха».

П.44-46 – исключить.

П.47. Изложить в следующей редакции: «Без согласия приёмных детей и родителей не допускается изъятие приёмных детей из приёмной семьи для усыновления другой семьёй. В виде исключения дети из приёмной семьи могут быть переданы на усыновление в случае, если в стране нет других детей сирот».

П. 48 Необходимо установить повышения выплат родителям в зависимости от повышения квалификации, иначе нет стимула повышать квалификацию.

П.50 – исключить.

Материальное обеспечение приемной семьи

В главе «Материальное обеспечение приемной семьи» не определены нормы и сроки выплат, какая сумма должна тратиться на питание. Уровень прожиточного минимума установлен не для определения нормы для детей сирот, а определения черты бедности. Кто установил, что сирота, проживая в замещающей семье, должен жить на черте бедности? Кто должен доплачивать до нормальных потребностей? Учитывая, что возрастная НОРМА питания перекрывает, как правило, всю сумму пособия, за чей счет приобретаются одежда, школьные принадлежности и т.п.?

Необходимо установить ответственность органа опеки перед приёмным ребенком и приёмной семьёй.

Требуется особый подход в отношении детей сирот с особенностями.

1)Ребенок-инвалид должен приравниваться к двум здоровым детям и более, в зависимости от степени утраты здоровья.
2)Мать, воспитывающая 8 лет ребенка-инвалида уходит на пенсию на 5 лет раньше. Надо сделать такую же льготу приемным родителям и опекунам.

Дети-инвалиды, дети с особенностями развития, как правило, находятся в отдельных интернатах. Получается, что в некоторых городах (например Богушевске) в приемные родители могут брать только больных детей, в Витебске – только более-менее здоровых, т.е. без особенностей. Это существенно сужает возможность детишек инвалидов. Надо отменить принцип «территориальности», чтоб дать таким детям хоть маленький дополнительный шанс.

О многодетных приёмных семьях

Необходимо установить, что приёмная семья, имеющая троих и более детей (и тем более детский дом семейного типа), получает статус многодетной.

Число малышей, которые остались без заботы и любви родителей, в России, велико. Чтобы помочь таким детям, разрабатываются специальные государственные программы. С их помощью бездетные супружеские пары и детишки из приютов имеют шанс стать счастливыми.

В соответствии с законодательством России передача ребенка происходит по-разному - это может быть опека, усыновление, а также приемная семья. Последняя форма возникла чуть более 10 лет назад, и многим не совсем понятна ее суть. Неоспоримым преимуществом приемной семьи является ее доступность для обычных граждан. По сравнению с усыновлением, условия, на которых разрешается взять малыша, не слишком строгие.

Понятие приемной семьи и законодательное регулирование

Приемная семья – особая форма устройства сирот и деток, которые остались без попечения отца и матери. В соответствии с Семейным кодексом, взять на себя ответственность за воспитание детей позволяется и супружеским парам, и одиноким гражданам.

Приемная семья и усыновление – разные способы определения несовершеннолетнего в семью. При усыновлении между родителями и ребенком устанавливаются родственные связи, в первом же случае таковые отсутствуют. Родители не имеют права менять фамилию, имя либо дату рождения принятого сироты, а за ним сохраняется статус, то есть все причитающиеся детям-сиротам выплаты и льготы. Для приемных детей предусмотрены путевки в санатории и базы отдыха. Кроме того, каждый месяц приемный ребенок получает пенсию.

Приемные дети могут находиться в семье до момента совершеннолетия или окончания учебы. После этого молодым людям предложат работу и комнату в общежитии. В отличие от усыновления, дети в приемных семьях находятся лишь какое-то время, после чего ведут самостоятельный образ жизни. Иногда отношения между сторонами складываются положительно, и сироты остаются жить с приемными родителями и в старшем возрасте.

Орган опеки обращает внимание на благонадежность и порядочность приемной семьи. При этом учитывается здоровье приемных отца и матери, размер их общих доходов и условия проживания (квартира, дом, комната в общежитии). Взять на попечительство позволяется не более 8 детей, но бывают и исключения.

До передачи малыша приемным родителям между ними и органом опеки и попечительства заключается договор на определенный срок, который регламентирует взаимодействие сторон с точки зрения права. Создание и функционирование приемной семьи регулируется следующими законодательными актами:

  • Семейный кодекс РФ (ст.ст. 152 и 153);
  • «Положение о приемной семье», утв. Постановлением Правительства РФ № 829 от 17.07.1996 г.

Ст. 152 Семейного кодекса дает определение приемной семьи:

Статья 152. Приемная семья

(в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

  1. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
  2. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
  3. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

Ст. 153 содержит критерии отбора будущих родителей, содержание заключаемого договора и порядок его расторжения. Положение о приемной семье подробно расписывает процедуру ее создания, материального обеспечения ребенка, принятого на воспитание, и взаимоотношения семьи и органов опеки.

Отличия приемной семьи от опекунства

Опека представляет собой форму воспитания деток младше 14 лет. Над подростками старше указанного возраста оформляется попечительство. Право оформления опеки в первую очередь предоставляется родственникам несовершеннолетнего.

Право ребенка на воспитание в семье соблюдается независимо от того, приемные родители у него, либо он растет в опекунской семье. Опекун заботится о ребенке безвозмездно, зачастую эту обязанность на себя берут его кровные родственники.

В приемные семьи попадают детки, которых нельзя усыновить или передать под опеку близким людям. За воспитание ребенка приемные родители получают денежное вознаграждение.

Какой из вариантов для ребенка предпочтительнее? Однозначного ответа нет. Его счастье и комфорт зависит не от формы воспитания, а от любви и заботы людей, взявших на себя ответственность.

Критерии отбора приемных родителей

Основные требования к приемным родителям – это искреннее желание воспитывать ребенка, совершеннолетие и дееспособность. Нет ограничений и для иностранных граждан - они имеют возможность стать приемными родителями детей-сирот. Причины для отказа в получении статуса приемной семьи:

  • отсутствие постоянной работы;
  • погашенная либо непогашенная судимость у одного из заявителей;
  • болезнь кого-либо из претендентов (СПИД, туберкулез, гепатит С);
  • отсутствие недвижимости, которой можно распоряжаться;
  • недееспособность заявителя, установленная судом.

Порядок оформления ребенка в приемную семью и необходимые документы

Родителям, решившимся взять приемного ребенка, следует обратиться в орган опеки и попечительства. Государственная служба предоставит заявления для заполнения, после чего их направят на обучение для оформления статуса усыновителей. Прохождение курсов – это обязательное условие. На них заявители смогут получить ценную информацию о том, как быстро найти подход к ребенку и преодолеть возникшие трудности. Платить за обучающий курс не нужно, а после его окончания слушатели получают свидетельства.

Список необходимых документов:

  • справка с места жительства про состав семьи;
  • копии паспортов;
  • документ, подтверждающий право собственности на недвижимость;
  • справки из отдела кадров об официальном трудоустройстве;
  • оригинал свидетельства о браке (при наличии);
  • справки о средней заработной плате;
  • письменное согласие всех членов семьи о получении статуса;
  • справки о состоянии здоровья;
  • автобиографии заявителей;
  • справки из правоохранительных органов об отсутствии судимостей;
  • свидетельство о прохождении обучения.

После подачи документов представители опеки рассмотрят заявление, и в течение 3 недель претенденты получат письменное решение с подтверждением или отказом. За это время будет проведена проверка жилищных условий, на основании которой будет составлен акт.

В случае необоснованного отказа заявители могут обжаловать решение в суде. Если семья получила одобрительный вердикт, дальнейший шаг – знакомство с ребенком и заключение договора. Вначале родители получат направление на знакомство. Если же контакт установить не удалось, выдается повторное направление на встречу с другим ребенком. После согласия заявителей подписывается договор. В нем присутствуют следующие пункты:

  • условия проживания, содержания и обучения ребенка;
  • период действия договора;
  • права и обязанности родителей;
  • права и обязанности органа опеки;
  • условия досрочного прекращения договора.

Обязанности приемных родителей

Решение стать приемными родителями не может основываться на эмоциональном порыве и сиюминутном желании. Такой шаг должен быть осознанным, ведь на плечи взрослых ляжет вся ответственность за маленького члена семьи.

Приемные родители не должны игнорировать обязательства, указанные в договоре, иначе это послужит основанием для его расторжения. Обязанности родителей в приемной семье описываются в статье 148.1 Семейного кодекса РФ. В частности, это такие обязанности, как:

  • воспитание ребенка, забота о его здоровье, а также физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • обеспечение всем необходимым (едой, одеждой, предметами личной гигиены и др.);
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье;
  • помощь в обучении в соответствии с образовательной программой;
  • защита прав и интересов ребенка, если того требуют обстоятельства.

Программы поддержки детей-сирот в приемных и опекунских семьях

В отношении детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и переданных в приемную семью, под опеку или попечительство, устанавливаются меры материальной, социальной, образовательной и иной поддержки в соответствии с программами общегосударственного и регионального уровней:


Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет - 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.