
Космический камень впервые обеспечивает возможность исследовать природу вещества, которое долгое время считается наиболее распространенным на нашей планете. Тем не менее, ученым никогда раньше не удавалось получить его в природном виде.
Само открытие сможет пролить свет на структуру и динамику внутренней части Земли, а также на раннюю историю Солнечной системы.
Автор исследования на данную тему Oliver Tschauner, минералог Университета Невады (Лас-Вегас, США), говорит, что поиск данного вещества в составе метеоритов велся на протяжении десятилетий, но важнее всего было подобрать правильный метод его обнаружения.
Минерал являет собой высокоплотную версию магниево-железистого силиката (оливин). Это наиболее распространенное вещество на нашей планете (38% от всего объема Земли). Тем не менее, для его стабилизации требуются очень высокие показатели температуры и давления, что предполагает возможность изучения лишь вещества, которое было создано в лабораторных условиях.
Под действием высокой температуры и давления нижней мантии Земли (глубина от 660 до 2600 километров) магниевый силикат может переходить в магниевый перовскит, который можно изобразить в виде массива из двойных пирамид, соединенных углами. Центральная часть каждой пирамиды состоит из силиката, а ее углы – из кислорода; магний и железо располагаются в промежутках между пирамидами.
Как бы то ни было, ученым до настоящего времени не удавалось обнаружить такой минерал природного происхождения, поскольку тот не смог бы пережить долгое «путешествие» из нижней мантии к поверхности Земли, трансформируясь по пути в вещества с меньшей плотностью.
Тот факт, что ученые не находили образцов магниевого перовскита в природе, значит также, что он не получил соответствующего наименования от Международной Минералогической Ассоциации. Геологи попали в странную ситуацию, в которой фигурирует безымянный минерал, являющийся в то же время наиболее распространенным на нашей планете.
Поскольку исследователи не могли обнаружить естественную версию оливина на Земле, они обратили свои взгляды в космос. Была выдвинута версия, согласно которой падения метеоритов, происходящие на высокой скорости, могут генерировать достаточные температуру и давление для образования данного минерала. Именно поэтому образцы оливина следует искать в составе космических камней, упавших на Землю.
Oliver Tschauner и его коллегам удалось изъять магниевый перовскит из метеорита. Он получил официальное название «бриджманита» (в честь «отца» экспериментов с использованием высокого давления Перси Бриджмана).
Исследователи проанализировали состав метеорита Tenham, космического камня, упавшего вместе с метеоритным дождем на территории Австралии в 1879 году. Данный метеорит кажется таковым, что был частью астероида, пережившего сильное столкновение. В его состав также входят минералы акимотоит и рингвудит, структура и происхождение которых похожи на бриджманит.
В своих предыдущих поисках бриджманита исследователи часто использовали электронные микроскопы, но эта стратегия связана со сканированием минерала потоками электронов, которые могут превратить его в стекло. Вместо этого Oliver Tschauner и коллеги применили высокоэнергетическое рентгеновское излучение синхротрона (разновидность ускорителя частиц). Данный вид излучения практически не вредит бриджманиту, помогая ученым определить его состав и кристаллическую структуру.
Исследователи установили, что бриджманит имеет в своем составе большее количество железа и натрия, чем в синтетических образцах. Обнаружение бриджманита в других метеоритах даст возможность определить силу столкновений, пережитых их материнскими космическими телами. Давление и длительность этих столкновений, в свою очередь, позволят определить размеры этих тел на разных этапах истории Солнечной системы.
Источник - 24space.ru