Миф о древнегреческом герое нарцисс и эхо. Древнегреческий миф о нарциссе. Любовная линия Нарцисс – Эхо

А вы знаете почему самовлюблённых людей называют нарциссами? Почему именно этот цветок, а не прекрасная роза, пышный пион или статный гладиолус?

По древнегреческой легенде у речного бога Кефисса и нимфы Лириопы был сын, прекрасный юноша (читай подросток, психологически незрелый человек, не определившийся со своей сексуальностью). В него влюбилась нимфа Эхо. Но он отверг её чувства, чем разгневал богиню любви Афродиту и навсегда был лишён способности любить взаимно. От безответной страсти нимфа стала сохнуть и остался от неё только голос — эхо, вторившее своим собеседникам (та, которая отчуждена от своего тела, не имеет своего мнения, уверенности и любви к себе, повторяет за другими). А сам Нарцисс так и умер, не в силах оторвать взор от своего отражения.

Этот цветок распускается одним из первых весной (важность быть во всём первым, в лидерах). Его соцветие всегда склонено немного набок и, когда он растёт у водоёмов, кажется, что он любуется на своё отражение. Чрезмерное акцентирование на собственной персоне, гордыня и превосходство над людьми, убеждённость в особом положении, ожидание безусловного принятия всеми и хорошего отношения, неадекватная оценка своих талантов и достижений, поглощенность фантазиями о себе и идеей о непременной зависти окружающих — всё это характеризует личность нарцисса. Я оглушаю, я ошеломляю, я одурманиваю — так переводится с греческого нарцисс (narcao).

У древних греков этот цветок считался символом смерти. Патологический нарциссизм является смертноносным. Цель — совершенство и достижение идеала во всём, по сути не несёт в себе жизни, где есть дуальность, середина и даже посредственность. Либидо направлено на себя, а не на взаимодействие с другими, где есть границы и различия себя и значимого Другого. Любовь - глубинное и интимное чувство, направленное на другую личность. Из взаимодействия двух различных энергий рождается новая жизнь. При нарциссизме же влечение испытывается к самому себе или себе подобным (считай бесполым и гомосексуальным), к таким же «великим и особенным» нарциссам. А значит там нет продолжения жизни. Биологически, конечно, в такой паре может родиться ребёнок, но себя, своего психологического пространства он не будет иметь. У нарциссичных родителей дети также становятся нарциссами.

Чрезмерные инвестиции в своё тело, желание быть вечно молодым, красивым, с идеальными пропорциями в превосходных нарядах — всё это вклад в себя ради оценки других. Когда юноша увидел своё отражение в реке, то наклонился, чтобы поцеловать его, но свалился и утонул. На этом месте вырос прекрасный, стремящийся к тёплому солнцу, нежно-хрупкий, как Эго нарциссического типа личности, холодной красоты цветок — нарцисс. Стремясь привлечь к себе внимание и получить положительную оценку Нарцисс тратит всю энергию на это, не в силах перенести отвержение.

«Достоин своей любви только я, но и себе не отвечу взаимностью» — вот проклятие богини любви Афродиты, от которого страдает нарцисс. Переполненный ненавистью, а не любовью к себе, меряя крайностями, он вынужден окружать себя свитой поклонников (подражающими влюблёнными нимфами Эхо). Короля делает свита. Не способный видеть, чувствовать и осознавать себя, ему постоянно нужно отражение. Похвалили и восхитились сегодня — я самый прекрасный и на вершине блаженства, а завтра недооценили — я полное ничтожество и на дне чёрной печали.

По сути нимфа Эхо также страдает нарциссизмом, влюбляясь в романтический образ, который сама же и спроецировала на юношу Нарцисса. Но нарциссизмом может страдать и мужчина и женщина. Сам нарцисс всегда создаёт вокруг себя флёр шарма и обаяния, стремясь завоевать признание и любовь окружающих. Имитация, копирование и подражание — в этом нарциссизм Эхо. Идеализированный в фантазиях, он является спасением для её обесцененной самости. Ею движет желание слиться с партнёром, чтобы присвоить его качества превосходства и величия, приподняв тем самым её самооценку. Сильная зависимость от мнения окружающих выражается в потребности играть роли, носить маски и желании соответствовать их ожиданиям. «Как на меня посмотрят», «что обо мне подумают», «а вдруг меня отвергнут» - такие мысли постоянно в зоне внимания. Чувства стыда и вины, гордыня и заносчивость, тревога и меланхолия — постоянные спутники нарциссов.

Над нимфой Эхо тяготело проклятие богини Геры за излишнюю болтливость и обман. В наказание она была изгнана и лишена языка, оставив возможность только повторять последние слоги слов за кем-либо. Не имея опоры на своё Я нарциссы оттачивают мастерство подражания. Копирование и присваивание себе чужого, выдавая за своё мнение где-то услышанное или позаимствованное — всё это от скудности внутренного мира Я. В отсутствие своего мнения, в стыде и страхе отвержения вместе с горделивым ощущением своего навыка копирования, (ведь это единственное, что у неё есть), несёт своё несчастное существование Эхо. «А король-то голый» (с).

Застывший в вечной юности, нарцисс является символом весны, смерти в юности, сна и возрождения. Цветок быстро увядает и в этом его влечение к смерти. Древние греки изображали его на надгробиях, символизируя метафору, что смерть есть сон. И ведь действительно, если вдуматься, то зацикленный исключительно на себе, на своём превосходстве и ничтожестве, отчуждённый от своего Я, нарцисс не живёт, он погружён в сон в своём стремлении к совершенству. Название цветка перекликается со словом «наркоз», в греческом языке имея один корень, что означает «нечувствительность». Не чувствуя себя, не чувствуя эмоций других людей, но всецело зависящий от них, нарциссу для выживания так важны власть, контроль и управление. Ставя в зависимое положение других от себя, манипулируя, есть шанс контролировать их и справляться с тревогой. Властвуя, требуя полного подчинения себе нарцисс не допускает критики, желая получить исключительное одобрение своим поступкам.

Нарцисса тяжело и больно любить, будь то дружеские отношения, любовные или родственные связи. Он не способен на взаимность, деспотичен, безразличен и не имеет жалости, холодно и жестоко игнорируя чувства другого. Используя в своих интересах и жонглируя человеческими судьбами как заблагорассудится, ведь значимого Другого для нарцисса нет, люди - функция, выполняющие свою роль для удовлетворения потребностей нарцисса. В мифе в Нарцисса влюбился юноша Аминий. Нарцисс бессердечно подал ему меч, чтобы тот убил себя. Обреченные сохнуть от любви, забывая о своих интересах, влюбленные в нарцисса также теряются по жизни, отвергая свою душу и плоть, как и Нарцисс, умерший от голода и страдания, бесконечно всматриваясь в своё отражение в реке.

В наказание за свою бессердечность гнев богов выражен в мести. Мстительность и обидчивость с отсутствием критичности мышления — метафора отчаяния в наказании богиней Немезидой за страдание отверженных молодых людей, влюблённых в нарцисса. Немезида — богиня возмездия услышала проклятия Аминия и мольбы отвергнутых нимф и повергла Нарцисса. Надменный нарцисс как будто мстит всем, кто его полюбит или отвергнет, говоря тем самым «Не нужна мне ваша любовь, вы недостойны меня». Обесценивая всех, спасаясь от любви бегством, как преступник, нанеся опережающий удар.

Весна, лето, осень, зима, и снова весна — цикл времён, который не проживает нарцисс. Не принимая свой возраст, откладывая дела на потом, нарушая границы, обещания и сроки, постоянно пребывая в мечтах о лучших временах, когда будет достигнут идеал, не замечая никого и ничего вокруг — в этом бесконечная весна и юность нарцисса и бесчувственность течения времени.

В мифе родители юноши Нарцисса обращались к прорицателю Тересию с вопросом о будущем ребёнка. Мудрец ответил, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Метафора «увидеть своё лицо» означает увидеть себя, своё глубинное Я и способность трансформироваться через исследование своей души. Постоянно оглядываясь на публику, тщательно скрывая стыд своего несовершенства даже от себя, нарцисс не взрослеет психоэмоционально, оставаясь всегда в душе незрелым и по-детски хрупким. Влюблённый не в себя, а в своё отражение нарцисс совсем не знает своего внутреннего мира, когда-то получив прививку от любви. Потребность быть значимым и хорошим, при постоянном ощущении себя никем и плохим — постоянные качели, где нет самоощущения Я ЕСТЬ. Есть тело, есть работа, недвижимость, деньги — всё это функция для жизнедеятельности, а внутри лишь депрессия, пустота и эмоциональная дыра. Нарцисс как актёр, который так и не сыграл свою главную роль — быть собой, настоящим, живым, естественным и любящим кого-то, кроме себя.

Нарцисса нет без глаз других людей. Но что можно увидеть с позиции юношеского максимализма, да ещё и в течении реки? Изображение не чёткое, разрозненное, фрагментированое. Такое и самоощущение нарцисса с поверхностным искаженным знанием о себе и всемогуществом ребёнка. При всём своём стремлении к отвержению и обесцениванию людей, которые его полюбят, чувства одиночества, изоляции и отчуждённости живут бок о бок с потребностью прильнуть поближе к людям, чтобы лучше отразиться и иметь право на своё существование. «Мне так нужна была ваша близость, но она несёт только боль и разочарование, требуя постоянно её заслуживать» - обесценивающая песнь холодного цветка. «В детстве я так нуждался в любви и принятии, но получил лишь холодное отвержение от самых близких важных людей и скудную похвалу за достижения. Но я справился, я выжил благодаря только себе, я избранный, мои чувства принадлежат только мне и сколько в этом удовольствия!»

Помимо паталогического нарциссизма есть и здоровый нарциссизм. Всё дело в норме и наполненности им.

Являясь частью семейства амарилловых цветок нарцисс имеет ядовитые свойства. Одурманивающий аромат и ядовитые особенности луковиц способны вызывать отравление у животных различной степени. Гиппократ пытался лечить этим растением злокачественные опухоли. На данный момент, содержащиеся в нарциссах алколоиды, применяются для лечения радикулита и хронических воспалений лёгких. В народной медицине спектр применения полезных свойств нарциссов ещё более широк.

Так и с нарциссизмом. Патологический нарциссизм как злокачественная опухоль поражает личность и как яд отравляет всех, кто полюбит Нарцисса. Тогда как в здоровом нарциссизме —лекарство для души, в достаточном количестве любви к себе мы знаем свою внутреннюю суть и исцеляем свои душевные раны, не нуждаясь в постоянном отражении других. Позволяя себе просто быть собой, без наносного и без чрезмерной опоры на мнение окружающих. И жизнь продолжается в здоровой любви к себе, своим близким и к жизни.

Согласно мифу о Эхо и Гере, Эхо была одной из самых миловидных нимф, но не это привлекало к ней других нимф, дриад и наяд. Она обладала великолепным, мелодичным голосом, равному которому не было во всей Древней Греции, а кроме того умела так увлекательно рассказывать, что ее даже богини. Особенно любили болтовню Эхо Афродита и Гера. По одному из мифов Афродита даже пообещала Эхо одарить нимфу любовью любого человека, по ее выбору, но Эхо отказалась, сославшись на то, что сейчас она ни в кого не влюблена, но попросила не забыть об обещании и разрешить ей обратиться к богине любви тогда, когда у нее возникнет в этом нужда.
История о просьбе Эхо к Афродите имеет продолжение в одной из версий мифа про нимфу и Нарцисса.

Гера же с удовольствием внимала Эхо, пока не , что нимфа отвлекает ее разговорами по просьбе Зевса, использующего это время для многочисленных измен своей жене. Существует версия, что Гера также обнаружила, что Эхо не гнушалась сплетнями, пересказывая другим божествам истории о похождениях Громовержца, но не донося их до ушей его супруги. Разгневанная богиня лишила нимфу «свободы слова», велев ей повторять только последние фразы других, произнесенные рядом с ней.

Эхо и Пан

Имя нимфы Эхо фигурирует и в некоторых легендах о Пане. Согласно одной из них, козлоногий бог дикой природы полюбил сладкоголосую нимфу, но она не ответила на его ухаживания взаимностью. Тогда Пан посеял среди пастухов безотчетный ужас, панику, внушив что источник опасности – прекрасная Эхо. Охваченные приступом пастухи разорвали нимфу на мелкие кусочки и развеяли их по . Милосердная Гея приняла их и, взяв плоть, оставила жить голос Эхо, так пленявший всех вокруг.
Есть мифы, в которых Эхо любит Пана и рожает ему двух дочерей – Иингу и Ямб. В честь последней, согласно мифам, был назван одноименный стихотворный размер.

Нарцисс и Эхо

Лишенная права на собственную речь, Эхо встретила прекрасного юношу, Нарцисса, и полюбила его. Она долго момента, когда сможет повторить его слова, заведя с ним таким образом беседу и однажды, когда Нарцисс остался один, ей это удалось. Юноша услышал шум в ветвях и крикнул: «Кто здесь?». «Здесь» - ответила ему Эхо. «Выходи ко мне» - сказал Нарцисс. «Ко мне» - повторила Эхо. «Давай пойдем на встречу друг другу» - предложил юноша и нимфа повторила последние слова его фразы и бросилась к юноше. Увидев ее, красавец не только не воспылал чувствами, но отчего-то преисполнился отвращения и запретил Эхо даже попадаться ему на глаза. Влюбленная нимфа ходила за ним по пятам, скрываясь в листве, пока не истаяла от безответной любви, оставив на земле лишь голос.
История любви Эхо к Нарциссу вдохновила многих писателей, художников и композиторов. Среди них Овидий, Пуссен, Глюк.

Существует версия мифа о Нарциссе и Эхо, в которой нимфа не была наказана Герой, а просто влюбилась в юношу и была жестоко отвергнута им. Страдая, она обратилась к Афродите и напомнила, что та обещала ей не отказать в просьбе, но Эхо хотела не заставить Нарцисса полюбить ее, а исчезнуть, чтобы с ней исчезла и иссушающее ее чувство. Богиня развоплотила Эхо, оставив на земле лишь ее прекрасный голос, лишенный чувств и страданий, а Нарциссу решила отомстить. Она заставила юношу влюбиться в собственное отражение, увиденное им в глади воды. Долгие часы Нарцисс провел, умоляя ответить на его любовь некую речную нимфу, за которую он принял свой отраженный облик и, в конце концов, также истаял от любви, как отвергнутая Эхо, превратясь в нежный цветок, получивший его имя.

Во все времена поэты разных стран воспевали цветок, носящий красивое название - нарцисс. По великолепию это растение не уступает даже розе. Изящность и красота цветка восхищают. Возможно, что свою лепту внес и миф о Нарциссе, который родился у древних греков.

Благодаря легенде название растения стало именем нарицательным. Сейчас нарцисс сравнивается с себялюбием. В мире ботаники этот цветок связывают с эгоизмом, пустыми надеждами и мечтами.

Итак, миф о Нарциссе. Кратко можно изложить, о чем он. Повествование идёт о юноше, который полюбил собственное отражение и погиб. Он не мог ни на секунду оторвать взгляд от отблеска в воде, любуясь собой. На месте гибели юного красавца вырос необычной красоты цветок, названный нарциссом. Растение стали считать символом сна или забвения, выбраться из которых можно в другом обличии. Это некий символ воскрешения. Но все не так просто, ведь очень запутан миф о Нарциссе. Краткое содержание его не раскроет всю суть истории.

Юноша по имени Нарцисс был красив и самовлюблен. Он был рожден нимфой Лириопой от бога рек Кефисса. После рождения мальчика родители услышали предсказание Тиресия о судьбе Нарцисса. Прорицатель сулил мальчику счастливую судьбу и долгую жизнь, если только он никогда не будет видеть собственного отражения. В то время не было зеркал, и родителей предсказание не испугало. Шли годы, мальчик рос. Он был статен и красив, его любовь пытались завоевать все девушки. Даже взрослые мужчины поражались красоте Нарцисса. Но парень не обращал внимания ни на кого.

Многочисленные поклонники были обижены, они просили богов Олимпа наказать гордого юношу. Миф о Нарциссе гласит, что мольбы о помощи услышала богиня по имени Немезида, и вскоре Нарцисс увидел собственное отражение в воде. Сбылось пророчество: парень влюбился в своё отражение и погиб, так и не сумев отойти от воды.

Судьба нимфы Эхо

Но и на этом не заканчивается миф Древней Греции о Нарциссе. Стоит поведать печальную историю Эхо - нимфы, безумно влюбленной в Нарцисса. Судьба её весьма трагична. Эхо крепко дружила с богиней Герой, которая была довольно сурова.

Зевс был супругом Геры, и о его тайных похождениях узнала Эхо, но тщательно скрывала от своей госпожи. Гера была рассержена за это, она лишила Эхо голоса и прогнала её. Девушка твердила лишь последние фразы, сказанные людьми, а её спасением должна была быть любовь.

Несчастная любовь

Миф о Нарциссе - трагичная история безответной любви. Красивый парень не любил никого, отвечал всем отказом. Эхо полюбила его и всюду следовала за ним. Юноша не обращал на нимфу никакого внимания. От девушки остался лишь голос. Эхо прокляла Нарцисса, она желала ему испытать такую же безответную любовь.

Любовь в данном случае не объединила два сердца. Она не сделала счастливым ни Нарцисса, ни Эхо. От девушки остался лишь голос - эхо. А юноша так и погиб от безответной любви, ведь отражение бездушно.

Углубимся в философию

Мы рассказали непростую любовную историю. В этом мифе есть скрытый смысл, или осуждение. Красивый юноша по сути несчастен, и судьба сыграла с ним злую шутку. Он полюбил внешнюю красоту, хотя она и была лишь его собственным отражением, о чем и не догадывался Нарцисс. Отражение затмило разум парня, и он обо всем забыл. Он не хотел докопаться до внутренней красоты, до души. Если бы Нарцисс узнал, что такое душа, то, возможно обрел бы "себя". Действительно, парень испытал муки безответной любви, как сотни девушек. Но это не остановило его: юноша безволен, он предпочел тоску и печаль вместо счастливой жизни.

Нимфа по имени Эхо - несчастна и измучена. Она пыталась сохранить чужое счастье и обрекла себя на страдания. Преданная подруга наказала девушку, она забрала у Эхо голос. Нимфа потеряла смысл жизни и все же пыталась отыскать вторую половину, чтобы стать счастливой. Только взаимная любовь могла сотворить чудо, но молодой нимфе не повезло. Эхо влюбилась лишь во внешность, ей приглянулась телесная оболочка, но не душа, что и обрекло ее на гибель.

Скрытый мифический смысл

На том месте, где умер Нарцисс, вырос прекрасный цветок. Каждый его увидевший мгновенно влюблялся в красоту и удивительный аромат. Растение выглядело слегка тоскливо, и это придавало ему шарм. Нарцисс стал символом смерти, темного царства Аида. Он тесно связан с тоской, печалью и забвением.

В этом мифе Нарцисс был олицетворением холода и бесчувствия. В Древней Греции цветок под названием нарцисс был символом смерти.

Изначально древнегреческая история описывала страх людей того времени столкнуться с самим собой в отражении, то есть ощутить реальность. Чуть позже было придумано понятие "нарциссизм", или эгоизм и излишняя самовлюбленность. Но никакими мифами и поверьями не напугать садоводов, которые любят выращивать этот прекрасный благоухающий цветок. В художественных произведениях часто встречаются упоминания о нарциссах, поэты воспевают цветы, ну а люди их собирают и преподносят букеты своим любимым и близким.

Нарцисс, сын бога реки Кефиса и нимфы Лириопы, был юноша чудесной красоты, но сердце у него было гордое и жестокое, он никого не любил.
Однажды он охотился на горе Киферон и загнал в сеть молодого красивого оленя.
Увидала стройного юношу-охотника нимфа Эхо, полюбила его и пошла тайно следом за ним, пробираясь по горам, лесам и долинам.
Но нимфа Эхо была наказана Герой - она не могла говорить первая и не могла молчать, когда говорили другие. Ей хотелось теперь сказать юноше ласковое слово, но, обреченная на молчание, она стала ждать, пока он что-нибудь скажет, чтоб отозваться на его слова.
Идя по густому горному лесу. Нарцисс сбился с пути и отстал от товарищей. Оглянувшись и увидев, что вокруг никого нет, он крикнул:
- Есть ли кто здесь?
- Здесь! - ответила Эхо.
Остановился юноша Нарцисс, осмотрелся кругом и крикнул:
- Ко мне!
- Ко мне! - ответил чей-то таинственный голос.
Оглянулся Нарцисс снова, видит - никого нет.
- Зачем гонишься ты за мной? - сказал он, и голос ему ответил: - Гонишься за мной!
- Иди ко мне, будем друзьями, - крикнул Нарцисс, и голос нежно ответил:
- Будем друзьями!
И вот из чащи лесной показалась нимфа Эхо и стала манить рукой его к себе.
Но Нарцисс стал от нее убегать, и, убегая, он крикнул;
Никогда я не подружусь с тобой!
И ответила Эхо:
- Подружусь с тобой!
Вдруг она исчезла в дремучем лесу и в смущении скрыла лицо в зеленых ветках деревьев. С той поры таится она в пустынных глухих пещерах, оврагах, грустя о прекрасном Нарциссе. И от грусти покрылось ее лицо морщинами, она похудела, остался от нее один только голос. Но голос остался у нее такой же, как был, - молодой и звонкий, а тело ее обратилось мало-помалу в скалу.
Голос Эхо слышен в лесах, на горах и в рощах, и хотя видеть ее невозможно, но она слышна всем.
Другие нимфы тоже полюбили жестокого, бессердечного юношу Нарцисса, а он не любил никого.
И они сказали тогда:
- Пусть и его никто не любит!
Однажды в знойный летний полдень охотился Нарцисс на горе Геликон и, усталый, подошел к прозрачному тихому ручью, что протекал под сенью густых деревьев.
Он лег у ручья на траву и, томимый жаждой, наклонился, чтобы напиться воды. И вдруг он увидел в светлой зеркальной воде прекрасного юношу - это было его отражение. И, точно прикованный какой-то чудесной силой, он глядел и не мог насмотреться на прекрасное лицо юноши, не зная, что он полюбил себя самого. Глаза его не могли налюбоваться своим отражением в воде, а губы его целовали холодные струи; он протягивал руки и обнимал светлые воды ручья. Он не ел, не пил и не спал, обращаясь к своему отражению:
- Выйди из воды, прекрасный юноша, я знаю - ты любишь меня, ты целуешь и обнимаешь меня, когда я тебя обнимаю. Я улыбаюсь, ты в ответ улыбаешься мне.
Я плачу, ты отвечаешь на плач мой слезами. Но горе мне - видно, люблю я свой собственный образ, люблю себя самого.
Склонился Нарцисс над водой; сидит неподвижно и смотрит в светлый ручей, и с каждым днем силы его слабеют. Плачет он и говорит:
- Горе мне, горе!
И нимфа Эхо, любя по-прежнему юношу, повторяет: «Горе! Горе!»
Вздыхает Нарцисс, и вздыхает за ним Эхо.
И вот склонил Нарцисс на траву свою усталую голову и умер.
И, узнав о смерти Нарцисса, заплакали горько дриады лесные и заплакала Эхо.
Собрались они хоронить Нарцисса и стали искать его тело, но найти его нигде не могли.
Там, где юноша склонил на траву голову, вырос красивый, холодный, стройный цветок с белыми лепестками, и люди назвали его нарциссом.

Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.

Нарцисс, сын бога реки Кефиса и нимфы Лириопы, был юноша чудесной красоты, но сердце у него было гордое и жестокое, он никого не любил.
Однажды он охотился на горе Киферон и загнал в сеть молодого красивого оленя.
Увидала стройного юношу-охотника нимфа Эхо, полюбила его и пошла тайно следом за ним, пробираясь по горам, лесам и долинам.
Но нимфа Эхо была наказана Герой - она не могла говорить первая и не могла молчать, когда говорили другие. Ей хотелось теперь сказать юноше ласковое слово, но, обреченная на молчание, она стала ждать, пока он что-нибудь скажет, чтоб отозваться на его слова.
Идя по густому горному лесу. Нарцисс сбился с пути и отстал от товарищей. Оглянувшись и увидев, что вокруг никого нет, он крикнул:
- Есть ли кто здесь?
- Здесь! - ответила Эхо.
Остановился юноша Нарцисс, осмотрелся кругом и крикнул:
- Ко мне!
- Ко мне! - ответил чей-то таинственный голос.
Оглянулся Нарцисс снова, видит - никого нет.
- Зачем гонишься ты за мной? - сказал он, и голос ему ответил: - Гонишься за мной!
- Иди ко мне, будем друзьями, - крикнул Нарцисс, и голос нежно ответил:
- Будем друзьями!
И вот из чащи лесной показалась нимфа Эхо и стала манить рукой его к себе.
Но Нарцисс стал от нее убегать, и, убегая, он крикнул;
Никогда я не подружусь с тобой!
И ответила Эхо:
- Подружусь с тобой!
Вдруг она исчезла в дремучем лесу и в смущении скрыла лицо в зеленых ветках деревьев. С той поры таится она в пустынных глухих пещерах, оврагах, грустя о прекрасном Нарциссе. И от грусти покрылось ее лицо морщинами, она похудела, остался от нее один только голос. Но голос остался у нее такой же, как был, - молодой и звонкий, а тело ее обратилось мало-помалу в скалу.
Голос Эхо слышен в лесах, на горах и в рощах, и хотя видеть ее невозможно, но она слышна всем.
Другие нимфы тоже полюбили жестокого, бессердечного юношу Нарцисса, а он не любил никого.
И они сказали тогда:
- Пусть и его никто не любит!
Однажды в знойный летний полдень охотился Нарцисс на горе Геликон и, усталый, подошел к прозрачному тихому ручью, что протекал под сенью густых деревьев.
Он лег у ручья на траву и, томимый жаждой, наклонился, чтобы напиться воды. И вдруг он увидел в светлой зеркальной воде прекрасного юношу - это было его отражение. И, точно прикованный какой-то чудесной силой, он глядел и не мог насмотреться на прекрасное лицо юноши, не зная, что он полюбил себя самого. Глаза его не могли налюбоваться своим отражением в воде, а губы его целовали холодные струи; он протягивал руки и обнимал светлые воды ручья. Он не ел, не пил и не спал, обращаясь к своему отражению:
- Выйди из воды, прекрасный юноша, я знаю - ты любишь меня, ты целуешь и обнимаешь меня, когда я тебя обнимаю. Я улыбаюсь, ты в ответ улыбаешься мне.
Я плачу, ты отвечаешь на плач мой слезами. Но горе мне - видно, люблю я свой собственный образ, люблю себя самого.
Склонился Нарцисс над водой; сидит неподвижно и смотрит в светлый ручей, и с каждым днем силы его слабеют. Плачет он и говорит:
- Горе мне, горе!
И нимфа Эхо, любя по-прежнему юношу, повторяет: «Горе! Горе!»
Вздыхает Нарцисс, и вздыхает за ним Эхо.
И вот склонил Нарцисс на траву свою усталую голову и умер.
И, узнав о смерти Нарцисса, заплакали горько дриады лесные и заплакала Эхо.
Собрались они хоронить Нарцисса и стали искать его тело, но найти его нигде не могли.
Там, где юноша склонил на траву голову, вырос красивый, холодный, стройный цветок с белыми лепестками, и люди назвали его нарциссом.