Что такое мутация голоса. Ломка голоса: этапы мутации и гендерные особенности. Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек

Педагоги по вокалу и родители относятся довольно серьезно, то с девушками дела обстоят иначе. Однако такой подход совсем не верный, поскольку мутация голоса у девочек носит не менее серьезный характер.

Каков механизм ломки голоса у девочек?

Мутационный период, как правило, у девочек намного короче, нежели у юношей. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно.

Учеными доказано, что развитие гортани у женщин происходит до 30 лет. Существует несколько переломных моментов развития, в которые стоит обратить пристальное внимание на гигиену и охрану певческого и разговорного голоса. Подобные кризисы относят к 12-15 годам и 23-25 годам, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

В процессе первичной перестройки гортань девушек увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера).

У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный и щитовидный хрящи. Неравномерный рост отдельных частей и органов в целом приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата. Например, у девочек наблюдается рост языка и окостенение хрящевидных тканей.

Голос понижается на несколько тонов, как правило, на терцию или кварту. При этом диапазон вокального голоса становится меньше. Тембр приобретает окрас: сгущается, становится глубоким и «мясистым». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас, который со временем исчезнет.

Особенности ломки голоса у девочек

Женский организм на протяжении всей жизни подчиняется особым законам. Функции всех органов зависят от менструального цикла, не исключение тому и голосовой аппарат. Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек.

В период кровотечений происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Вы спросите: «Причем тут голос и занятия вокалом?» Ответ прост. Все системы организма взаимосвязаны. В период менструации организм ослаблен, происходит качественное изменение состава крови и другие. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек?

Период роста организма наиболее важен и сложен. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:

  1. Никакого перенапряжения. Это может касаться как певческого голоса, так и разговорного. Любые сверхнагрузки могут спровоцировать серьезные нарушения. Режим бережного использования голоса и четкий график нагрузок – вот первое правило.
  2. Внимательность. В этот период стоит лучше прислушиваться к организму и при появлении даже малейших звоночков (переутомление, нежелание петь, сип, срывы голоса и т.д.) стоит свести нагрузки на нет. Важно чувствовать свой организм и слушать его.
  3. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период.
  4. Занятия вокалом лучше не оставлять, а продолжать с разумной нагрузкой.
Мутация - физиологическое явление, которое связано с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. В результате меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся смыканием краев голосовых складок, формируется новый, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок, голос приобретает грудное звучание.

Эпидемиология . Мутация в настоящее время начинается несколько раньше, чем 100 лет назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек - в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 мес до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 нед до 3 мес.

Этиология и патогенез .

Начало функционирования половых желёз у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желёз гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3-4 мм, в результате голос понижается только на терцию. Увеличение размеров гортани у мальчиков проходит как в продольном, так и поперечном направлениях на 1-2 см.

Патофизиологический механизм фонации во время мутации состоит в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, а с другой - изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, и обусловливают нестабильность звучания. Тогда, когда при фонации преобладает функция перстнещитовидной мышцы, сильное напряжение которой - причина поднятия гортани в верхнее положение, что включает фальцетный механизм. Сменяющаяся гиперактивность голосовых складок определяет образование грудного голоса. Для выработки правильных фонационных кинестезий необходимо продолжительное время.

Клиническая картина . Весь период мутации можно разделить на ряд стадий:
❖ предмутационную; раннюю мутационную;
❖ выраженную мутационную (высота мутации, пик мутации);
❖ уменьшение (спад) мутации;
❖ постмутационную стабилизацию;
❖ постмутационное развитие.

Первые признаки приближающейся мутации: сужение диапазона, потеря высоких нот, быстрая утомляемость, голос становится жёстче, напряжённее. Разгар мутации характеризует бурный рост гортани и голосовых складок, изменение механизма голосообразования. Возрастает размер всех хрящей, особенно хорошо доступен для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко»; удлиняются голосовые складки.

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризует непостоянство и вариабельность: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, изменяется диапазон, интонационные возможности ограничены. Возникает впечатление, что ребёнок не может управлять своим голосом. У 20% мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса. Нередко голос меняется постепенно, незаметно для самого ребёнка и окружающих. Лишь иногда появляются повышенная утомляемость и лёгкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретаёт мужской или женский тембр.

В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, возникают низкие ноты басового или баритонального тембра. Могут быть жалобы на неприятные ощущения или боли в горле, кашель или покашливание (при отсутствии катаральных явлений). В практике используют термин «остро возникшая мутация». Спокойно протекающая мутация - физиологический процесс и не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима. Встречают такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота, вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка возникает оформившийся голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1-2 дня.

Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким звучанием. В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон и тембр. Этот период продолжается 1-2 года и имеет большое значение для вокалистов. Поскольку голос ещё не окреп, отмечают быструю утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребёнка.

Диагностика . Диагноз ставят на основании данных анамнеза, субъективной и/или объективной оценки качества голоса и данных эндоларингоскопии, видеостроскопии. При эндоларингоскопии в период приближающейся мутации наблюдают повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках. В разгар мутации возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхлённость слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой её части. При фонации остаётся просвет, имеющий форму удлинённого треугольника в задних отделах - «мутационный треугольник». В этот период возрастают объём глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

Лечение . Спокойно протекающая мутация не требует проведения никаких лечебных мероприятий. При остро возникшей мутации рекомендуют соблюдение голосового режима, возможно назначение комплексных гомеопатических препаратов, фонопедическая коррекция.

Механизм рождения звука человеческого голоса уникален, но в то же время естественен и прост, как и все в природе. Тем не менее процесс ломки голоса в переходном возрасте, особенно у мальчиков, протекает не всегда «безболезненно». Об этом нам рассказал заведующий кафедрой оториноларингологии КГМА профессор Владимир Николаевич Красножен .

Звук голоса возникает при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха, словно в свистке, вибрируют только их края. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно родителям, и при подаче звука к нему могли прийти на помощь.

- Когда и при каких обстоятельствах начинает меняться голос? Почему этот процесс более выражен у мальчиков?

В 13-14 лет под влиянием гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Это гормонозависимая структура.

Сложности возникают, как правило, с мальчиками, которым трудно привыкнуть, «нащупать» свой новый голос. Проблема здесь, скорее, психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос ему может не нравиться.

При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый. Впрочем, юноши довольно быстро нащупывают новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда - специалиста по постановке голоса.

Если у мальчиков гортань увеличивается в полтора раза, то у девочек только на одну треть.

Во время мутации изменяется (понижается) не только голос, но и изменяется его тембр. Ведь тембр голоса зависит от формы голосовых складок, от резонаторов, которые тоже растут. Другими словами, у девочек голос просто становится более глубоким, грудным, приобретает большую выразительность.

- Что можно сделать, чтобы процесс ломки голоса прошел безболезненно для подростка?

В этот период не надо нагружать голосовые складки. На них из-за перенапряжения могут возникнуть узелки, которые меняют вибрацию складок, и голос становится хриплым. Некоторые узелки без каких-либо внешних воздействий имеют обратное развитие, поэтому не стоит торопиться с хирургическим вмешательством. Оно требуется лишь в том случае, когда есть органические изменения голосовых складок: папилломы, новообразования различного происхождения и т.д.

Простуды могут затянуть период ломки голоса - воспалительный процесс оказывает негативное влияние на голосовые складки, изменяя их. Если это произошло, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, необходимо обратиться к фониатру.

Как безболезненно пережить этот период? Рецепт прост - пусть подросток чаще смеется. Смех - это хорошая профилактика многих заболеваний, в том числе и простудных, а при мутации голоса смех будет полезен вдвойне.

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

Механизм ломки голоса у мальчиков

Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

  1. Предмутационный период.

Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

  1. Мутация.

Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к , в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

  1. Послемутационный период.

Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

Особенности мутации у мальчиков

Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.

Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.