Фактический брак: понятие, примеры из жизни. Чем отличается гражданский брак от фактического. Фактические брачные отношения: проблемы правовой регламентации II. Брак с инославными и иноверными

Межличностные отношения
Типы отношений

Агамия · Брак · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Броманс · Значимый другой · Моногамия · Поливерность · Полиамория · Полигамия (Многожёнство · Многомужество) · Родство · Семья · Сожительство · Отношения для секса

События

Личная жизнь

Ухаживание · Флирт · Свидание · Предложение · Помолвка · Свадьба · Супружеская измена · Расставание · Развод

Чувства и эмоции

Близкая связь · Влечение · Комперсия · Влюблённость · Любовь (эрос, филия, сторге, агапэ) · Привязанность · Ревность · Платоническая любовь · Романтика · Романтическая любовь · Страсть · Увлечение

Насилие в отношениях

В семье · Над взрослыми · Над детьми · Подростковое насилие

Шаблон: просмотр обсуждение править
Не следует путать с гражданским браком.

Незарегистрированный брак (также фактический брак , неформальный брак , (юрид. ), бракоподобные отношения (юрид. ) и др.) - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.

В некоторых странах партнёры (в том числе и однополые), состоящие в незарегистрированных брачных отношениях, при определённых условиях, предусмотренных государством, имеют некоторый перечень прав и обязанностей друг перед другом. Некоторые страны (например, Франция) предлагают партнёрам, не желающим заключать брак, облегчённую форму брака в виде гражданского партнёрства - правового института, по статусу находящегося между незарегистрированным и зарегистрированным браком.

В законодательстве РФ о семье и браке отсутствует понятие «фактический брак» (ч. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ «признается брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния»). Однако отсутствие термина и качественной характеристики этого термина в нормативных актах не исключает использования терминов сожительство и фактические брачные отношения в актах судебных органов России, что позволяет утверждать о допустимости использования данных терминов.

В разговорной речи для описания таких отношений зачастую ошибочно применяется понятие гражданский брак , хотя согласно определению БСЭ гражданским браком называется брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Гражданским браком незарегистрированные отношения начали называть в Российской империи в XIX веке, так как единственной официально признанной формой брака тогда был церковный брак и люди, сожительствовавшие без его заключения, называли свои отношения гражданским браком.

Юридическая сторона вопроса

В России

Термин «фактические брачные отношения» был введен в юридическое употребление с принятием КЗоБСО (Кодекса законов о браке, семье и опеке) РСФСР 1926 г. До 1944 года ведение совместного хозяйства и общее проживание считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» - со всеми вытекающими правами и обязанностями[источник не указан 1131 день ].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Но ныне действующий Семейный кодекс РФ, как и КоБС (Кодекс о браке и семье) РСФСР 1969 года, не содержит терминов «фактический брак», «фактические брачные отношения». Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь использованы словосочетания «лица, не состоящие в браке между собой», «живущие семейной жизнью».

Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

Также после принятия Семейного кодекса РФ в 1995 г. для признания отцовства стало достаточно любых доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребёнка от ответчика. Наиболее достоверным из них является генетическая экспертиза. Следует учитывать, что нормы Семейного кодекса РФ (кроме статей 34 - 37) не имеют обратной силы и не действуют в отношении установления отцовства детей, рождённых до 1 марта 1996 г.

Приобретаемое в фактическом браке имущество не является по умолчанию совместным. В случае прекращения сожительства собственником имущества (автомобиль, квартира и т. д.) будет то лицо, на которое оно оформлено. Также и банковские кредиты, взятые в фактическом браке, считаются обязательствами того из сожителей, на кого они оформлены.

В других странах

Количество людей, проживающих в фактическом браке, растёт по всему миру, и не имеет чёткой зависимости от уровня жизни в данной стране. Например, ещё в 1960 году примерно 5 % детей в США рождалось у незамужних женщин, но уже в 1980 году эта цифра достигла 18 %, а в 2009 году 41 %. В Европе процент фактических браков также неуклонно растет на протяжении последних десятилетий. По данным Евростата, в 2011 году 37,3 % всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными. Большинство детей родилось вне брака в Исландии (64,3 %), Эстонии (59,7 %), Словении (56,8 %), Болгарии (56 %), Норвегии (55 %), Швеции (54,2 %) и Франции (55 %). Другими европейскими странами с высоким уровнем внебрачной рождаемости являются Бельгия (49 %), Дания (48,6 %), Великобритания (46,9 %), Латвия (43,7 %), Нидерланды (43,3 %), Венгрия (42,2 %), Чехия (41,8 %), Финляндия (40,8 %), Австрия (40,4 %), Словакия (34 %), Германия (33,5 %). Чуть ниже доля внебрачных рождений в Греции (8,1 %) и на Кипре (15,2 %). В России почти каждый третий ребёнок (30 %) в 2010 году родился вне брака.

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55 % до 74 % детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением. Так, доля детей, рождённых вне брака, в Мексике составляла 41,5 %, в Чили - 43,6 %, в Пуэрто-Рико - 45,8 %, в Коста-Рике - 48,2 %, в Аргентине - 52,7 %, в Белизе - 58,1 %, в Сальвадоре - 73 %, в Панаме - 80 %.

Внебрачные рождения гораздо меньше распространены в Азии: в 1998 году их процент в Японии составлял 1,4 %, Израиле - 3,1 %, Китае - 5,6 %. Однако в Узбекистане он тогда достиг 6,4 %, Казахстане - 21 %, Киргизии - 24 %.

Германия


Процент детей, рождённых у женщин, не состоящих в браке (от общего количества новорожденных), по отдельным странам, в сравнении 1980 и 2007 года.

В Германии наряду с браками и однополыми гражданскими партнёрствами в немецком праве существует институт «бракоподобных жизненных сообществ» (нем. eheähnliche Lebensgemeinschaft ), также называемых «внебрачными жизненными сообществами» (нем. nichteheliche Lebensgemeinschaft ). Данные бракоподобные сообщества (как разно-, так и однополые) образуют при определённых условиях «единое жизненное сообщество» (нем. Einstehensgemeinschaft, Bedarfsgemeinschaft ), частично защищаемое законом.

Германское законодательство признает правовые последствия только за зарегистрированным браком или гражданским партнёрством (для однополых пар). Однако германская судебная практика рассматривает вступление в фактический брак как образование общества гражданского права, то есть объединения лиц, не являющегося юридическим лицом, но которое вправе иметь обособленное имущество. При этом фактическое сожительство признается внутренним обществом (Innengesellschaft). Это означает, что соответствующие нормы об обществе применяются только к отношениям фактических супругов между собой, но не с третьими лицами. Фактические супруги могут заключить договор, регулирующий их имущественные отношения, но не вправе включать в договор о партнерстве положения, затрагивающие интересы третьих лиц или государства (предусмотреть право одного из фактических супругов совершать без доверенности сделки от имени другого и т. п.).

Обычно такие договоры называются договорами о партнёрстве, их образцы опубликованы. В них предусматриваются, например, следующие положения: право одного партнера пользоваться вещами другого без предоставления замены потребляемых вещей; равное участие партнеров в расходах на наём жилого помещения для совместного проживания; обязанность партнера, расторгающего фактический брак, выехать из такого помещения и обязанность другого партнера освободить его со следующего после выезда месяца от расходов по оплате жилья; общая долевая собственность на приобретенные в период сожительства предметы домашнего обихода и раздел их при прекращении сожительства таким образом, чтобы каждый партнер имел возможность в дальнейшем вести отдельное хозяйство. Условия договора о партнерстве не должны противоречить «добрым нравам», например, устанавливать обязанность возместить убытки или выплатить неустойку в случае одностороннего прекращения сожительства.

Эквадор

В Эквадоре в 1982 г. был принят закон «О регулировании фактического брака», согласно которому «постоянный и моногамный фактический брак продолжительностью более двух лет между мужчиной и женщиной, свободными от брачного союза, чтобы вместе жить, рожать детей и оказывать друг другу взаимную помощь, дает основание для образования общности имущества». Все, что касается общности имущества в фактическом браке, регулируется нормами Гражданского кодекса Эквадора о супружеской общности. При этом постоянное управление общностью осуществляет тот из сожителей, который уполномочен на это официальной грамотой, а если уполномочие отсутствует, общностью управляет мужчина. Такой же порядок действует в Эквадоре и в отношении законного брака. Статья 0 закона Эквадора «О регулировании фактического брака» предписывает применять к пережившему лицу, состоявшему в фактическом браке, все правила о наследовании по закону, предусмотренные Гражданским кодексом Эквадора, как если бы он являлся супругом. Статья 11 предоставляет тем, кто «в согласии с данным законом основал фактический брак», право на все льготы, предусмотренные налоговым и пенсионным законодательством для супругов.

Общность имущества в фактическом браке по данному закону прекращается в следующих случаях: а) по взаимному согласию состоящих в нём лиц, выраженному в публичной грамоте или перед судьей по гражданским делам; б) по воле одного из сожителей, причём также выраженной письменно перед судьей по гражданским делам и сообщенной другому сожителю с соблюдением определенной процедуры; в) в случае вступления одного из сожителей в брак с третьим лицом; г) в случае смерти.

Моральная оценка явления

В наше время фактический брак занимает всё более значимую социальную роль в институте семьи. Согласно отчёту американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не оформляют свои отношения в юридическом плане.

Религиозный взгляд

В христианстве

С самого момента возникновения христианства допустимые римским правом отношения конкубината не одобрялись. Христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет:

Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве юридический договор.

Св. Василий Великий, в своих канонических правилах, утверждённых как общецерковные 2-м правилом Трулльским собором, прямо приравнивает сожительство к блуду:

Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожития (конкубината), то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет (26-е правило святителя Василия Великого)

59 правило св. Василия Великого в качестве епитимии предписывает отлучать блудников от причастия на семь лет, однако по всей видимости такая строгая епитимья налагалась довольно редко.

Среди позднейших византийских каноников встречаются более мягкие взгляды. Так, Матфей Властарь, иеромонах из Солуни, в своём труде «Алфавитная синтагма» полагал:

В настоящее время Русская Православная Церковь признает законным зарегистрированный гражданский брак:

В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключённого в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:

Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество.»

Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, Папа Римский Франциск утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт, и что Церковь не должна их сторониться. Он сказал:

В нашем церковном округе есть некоторые священники, которые не хотят крестить детей одиноких матерей, потому что эти дети не были зачаты в святости брака. Эти современные фарисеи. Это те, кто клерикализируют церковь. Те, кто хотят отделить народ Божий от спасения. А бедная девушка, которая вместо того, чтобы возвратить ребенка отправителю, имела отвагу принести его в мир, вынуждена ходить от прихода к приходу, чтобы его покрестить!»

На войне

См. также: Походно-полевая жена и Маркитантка

Признаки брака

    Моногамный брак, исключается однополый брак и полигамия

    Принцип свободы брака

    Равенство сторон в браке (статья 19 конституции)

    Отношения супружества пожизненны – без определенного срока

    Рождение и воспитание детей.

    Брак совершается в порядке и форме установленных законом. Исключения:

    1. пункт 7 статьи 169

      пункт 1 статьи 158, если отсутствует основания предусмотренные статьей 14 СК и не противоречат основным принципам семейного права (свободный добровольный союз мужчины и женщины)

Фактические брачные отношения

У простых людей это гражданский брак, но мы сверхчеловеки не должны это так называть. Такие фактические брачные отношения не влекут никаких юридических последствий.

Указ президиума ВС СССР ноябрь 1944 год – юридическое значение браки имеют только зарегистрированные. Сейчас суд толкует расширительно.

Правовые последствия фактических брачных отношений:

Не порождают никаких правовых последствий

Приравненные браки

– браки заключенные по религиозным обрядам до создания советских ЗАГСов и во время войны 1941-1945 годов на оккупированных территориях.

Условия и порядок заключения брака

Нормативная база:

    Глава 3 СК

    ФЗ от 15.11.97 №143-ФЗ об актах гражданского состояния

Условия заключения брака (статья 12) – это обстоятельства (юридические факты), необходимые для государственной регистрации заключения брака, а также в последствии признания брака действительным и недействительным.

    Взаимное, добровольное согласие вступающих в брак мужчины и женщины. Принуждение недопустимо и может в дальнейшим являться основанием для признания брака недействительным.

    Достижение брачного возраста. Статья 13 устанавливает такой возраст – 18 лет. Лицо недостигшее 18 лет – ребенок. При наличии уважительных причин по просьбе самих лиц органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак при достижении ими 16 лет. Уважительные причины – не установлены. Порядок и условия вступления в брак до 16 лет может быть установлено и разрешено законом субъекта.

Препятствия к заключению брака – обстоятельства (юридические факты) при наличии которых регистрация невозможна и неправомерна. Если брак все же заключен может быть признан недействительным. В статье 14 содержится перечень:

    Если хотя бы одно из лиц вступающих в брак уже состоит в зарегистрированном браке.

    Запрещаются браки между близкими родственниками по прямой нисходящей и восходящей линии, а также браки между полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Более дальняя степень родства не является препятствием.

    Браки запрещаются между усыновителями и усыновленными так как эти отношения в юридическом смысле приравниваются к отношениям родителей и детей.

    Недопустимо заключения брака с лицом признанным судом недееспособным в следствии психического расстройства. Если же в момент заключения брака лицо уже было подтверждено психическому расстройства, но решения суда ещё не было, то такой брак может быть признан в последствии недействительным по основанию того, что один из брачующихся не осознавал своих действий. Если один из супругов уже в браке становится недееспособным то брак продолжается, расторжение в обычном порядке.

Статья 15 СК РФ предусматривает медицинское обследование брачующихся – но это по желанию.

Государственная регистрация брака:

    Является единой формой заключения брака признаваемой государством

    Государственная регистрация порождает правоотношения супругов

    Брак заключается в органах записи гражданского состояния (пункт 1 статья 10)

Заключить брак можно в любом органе ЗАГСа на территории РФ.

    1. Основание – совместное заявление лиц вступающих в брак. Заявление, поданное до государственной регистрации брака не несет никаких последствий, то есть можно забрать без правовых последствий. Если у лиц нет возможности лично подать заявления, то они могут послать нотариально заверенное заявление в орган ЗАГСа. В пункте 1 статьи 11 СК и п.1 статьи 2 ФЗ АГЗ указывается, что регистрация производится по истечению 1 месяца со дня подачи заявления. Может быть изменен по уважительным причинам

      Заключение брака невозможно при отсутствии одной из сторон, если лицо не может явиться в ЗАГС для регистрации брака, то выезжает работник ЗАГСа, который регистрирует в больнице СИЗО и т.п.

      Делается отметка в паспорте о браке. Взимается пошлина в размере 1 МРОТ

      Фамилии супругов выбираются на усмотрение

  1. Государственная регистрация брака между гражданами проживающими за пределами РФ осуществляется (статья 157 СК) в дипломатических представительствах или консульских учреждениях (также статья 6 ФЗ АГЗ).

В статье 158 можно заключать брак в компетентных органах государства

Раздел I. О браке

Глава 1. Общие положения

1. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Брак оформляется регистрацией в органах записи актов гражданского состояния в порядке, определенном разделом IV настоящего Кодекса.

2. Регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака. Документы, удостоверяющие факт совершения брака по религиозным обрядам, никакого юридического значения не имеют.

Примечание. Браки, заключенные по религиозным обрядам до 20 декабря 1917 года, а в местностях, которые были заняты неприятелем, - до образования органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к зарегистрированным бракам.

3. Лица, фактически состоящие в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, вправе во всякое время оформить свои отношения путем регистрации, с указанием срока фактической совместной жизни.

Значение: В результате всенародного обсуждения в 1926 г. был принят новый семейный кодекс - Кодекс законов о браке, семье и опеке, многие позиции которого сохраняются и в наше время. Так, был установлен единый брачный возраст и для мужчин, и для женщин - 18 лет, введена общность имущества супругов (режим общей совместной собственности), восстановлено усыновление, упростился порядок установления отцовства и др. Изменился порядок расторжения брака: вместо прежних судебного и регистрационного (административного) порядка остался только последний, т.е. с момента введения кодекса в действие супруги могли оформить развод только в загсе в упрощенном порядке (иногда даже в отсутствии одного из супругов). Большим минусом в законодательном регулировании брачных отношений явилось приравнивание фактического брака к зарегистрированному. Это было введено в интересах женщин, т.к. зачастую из-за отсутствия специальности, необходимости ведения домашнего хозяйства, наличия маленьких детей они экономически еще не были равны с мужчинами. Следует отметить, что в двадцатые годы, как и сейчас, фактические браки были достаточно распространенным явлением в обществе. Чуть позже, в 1928 г. в Кодекс было внесено дополнение, которое мы бы назвали "наказанием за добродетель": в случае отказа фактического воспитателя от дальнейшего воспитания и содержания воспитанника он обязывался к алиментированию фактического воспитанника. В целом КБСиО 1926 г. явился прогрессивным нормативным актом, заложившим базисные начала регулирования семейных отношений в нашей стране, в т.ч. и в современный период.

7. Общая хар-ка и значение указа Президиума Верховного Совета ссср от 8 июля 1944 г.

В годы войны семейное право подверглось коренным изменениям, что обуславливалось наличием значительного числа детей, оставшихся без родителей, а также большим числом военнослужащих, оставивших детей и супругу без надлежащего материального обеспечения, значительным сокращением рождаемости детей и числа браков.

Пытаясь изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону ПВС СССР 08 июля 1944г. принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать- героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Указ принципиально менял отношение государства к официальному признанию брачных отношений между супругами. Устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения более не приравнивались к зарегистрированному браку. Лица, которые состояли в фактических брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни. Несправедливость была частично устранена указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов" допускалось в виде исключения судебное установление фактических брачных отношений, если они возникли до 08 июля 1944г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов. Оставшийся в живых супруг может обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Однако далеко не все могли воспользоваться таким правом, как из-за его незнания, так и боязни иметь дело с судом. Кроме того, не всякий обратившийся с подобным иском мог представить необходимые доказательства и получить решение суда в свою пользу. Указ от 8 июля 1944г. предусмотрел обязательную запись зарегистрированного брака в паспортах с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, место и времени регистрации брака.

Чем были вызваны такие установления государства? Дело в том, что, не признавая фактические браки, государство освобождало себя от обязанности выплачивать пенсию детям погибших военнослужащих, состоявших до призыва на военную службу в фактических брачных отношениях, но не сумевших оформить их в ЗАГСе.

Соответственно, мать признавалась одинокой и могла рассчитывать только на получение пособия, которое было намного меньше пенсии по случаю потери кормильца – военнослужащего.

По-иному регулировалось положение внебрачных детей. Указ не допускал установление отцовства ни в регистрационном ни в судебном порядке. Отменялось существовавшее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося в незарегистрированном браке. При регистрации внебрачного ребенка в органах ЗАГСа такой ребенок записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Данные правила не распространялись на детей родившихся до издания Указа от 08 июля 1944г.

Указ ПВС ССР от 08 июля 1944г. содержал ряд моральных и материальных стимулов для увеличения деторождаемости в стране. Выплата государственного пособия устанавливалась при рождении 3-го ребенка. Денежная сумма пособия возрастали при рождении каждого последующего ребенка. Многодетным матерям устанавливались почетное звание «Мать- героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». Увеличивался отпуск по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней, для низкооплачиваемых родителей снижалось плата за помещение детей в детские сады и ясли.

Указ ПВС СССР от 08 июля 1944г. значительно осложнил процедуру расторжения брака. Согласно Указу брак можно было расторгнуть только через суд. Для подачи заявления требовалось выполнить ряд условий: указать мотивы развода, вызвать в суд другого супруга для ознакомления с заявлением, опубликовать в местной газете объявление о расторжении брака и др. Дела о расторжении брака проходили 2 стадии судебного разбирательства. Народный суд принимал меры к примирению супругов. В случаях не достижения примирения истец вправе был обратиться в вышестоящий суд, который рассматривал дело по существу. На основании состоявшегося судебного решения, органы записи актов гражданского состояния выписывали свидетельство о разводе. При выдаче свидетельства делалась отметка о разводе в паспорте каждого из супругов и взималось с одного или обоих супругов по определению суда, от 500 до 2000 рублей.

8. Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) Устанавливается порядок и условия вступления в брак, регулируются личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и принятием детей на воспитание, а также порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния. Закрепляются равные права граждан в семейных отношениях. Брачный возраст устанавливается в 18 лет, который в исключительных случаях может снижаться до 16 лет. В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства. Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ - интернатов и других детских учреждений.

Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни. Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Кодекса о браке и семье РСФСР

Задачами Кодекса о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются:

дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали;

построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;

воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;

всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;

окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;

воспитание чувства ответственности перед семьей.

Статья 2. Отношения, регулируемые Кодексом о браке и семье РСФСР

Настоящий Кодекс в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье устанавливает порядок и условия вступления в брак, регулирует личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Тема: «Брак по семейному праву».

Рассмотрим вопросы:

    Понятие, формы, значение регистрации брака.

    Признание правовой силы за фактическими брачными отношениями.

    Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению.

    Порядок регистрации брака.

    Брачный договор:понятие, содержание, форма.

На основе анализа Семейного кодекса можно выявить следующие признаки брака:

    п.3 ст.1 СК закрепляет принцип добровольности и равноправия брачного союза мужчины и женщины.

    п.1 ст.27 СК одним из оснований признания брака недействительным устанавливает его фиктивность, т.е. регистрацию брака без намерения создания семьи, а с целью приобретения материальных выгод - приобретение права на жилплощадь, приобретение гражданства и т.д. Т.е. цель брака - создание семьи.

    Кроме того, браком признается только союз, зарегистрированный в органах ЗАГС

Исходя из этих признаков брака, можно сформулировать его определение:

Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, совершенный в установленной законом форме (прошедший гос. регистрацию) и порождающий взаимные права и обязанности супругов с момента его заключения.

Форма брака- в РФ признается браком только союз, прошедший гос. регистрацию в ЗАГСе.

Браки, совершенные по религиозному обряду, национальным обычаям и традициям не влекут правовой силы.

Юридическое значение регистрации брака - именно с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов.

Вопрос 2.

В законе есть 3 исключения, когда правовая сила признается за незарегистрированными отношениями.

1. До 1917 года не требовалась регистрация брака и признавалась юр сила за незарегистрированным браком, т.к. органы ЗАГС в то период только начинали создаваться. Первый нормативный акт, положивший начало семейному праву в России был декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 дек 1917г. « О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». В нем говорилось, что отныне юр. силу имеют только браки, зарегистрированные в ЗАГСе.

2.с1 янв 27 года был введен в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке, который новь допустил возможность признания юр.силы за фактическим браком в судебном порядке. Но 8 июля 44 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССРО,в котором кроме всего прочего, говорилось о том, что отныне правовая сила признается только за браком, зарегистрированным в ЗАГСЕ. Лицам, которые состояли в фактических отношениях, предлагалось зарегистрировать брак с указанием реального времени его возникновения. Если граждане не регистрировали брак (не хотели),юр. Сила за их отношениями признавалась только за период с 1 января 27 года по 8 июля 44 года. Т. е.,если люди живут без регистрации брака с 28 года по нынешнее время и решили поделить имущество, все что они нажили до 8 июля 44 года мы делим пополам, как между супругами, а все нажитое позднее – по правилам об общей долевой собственности, т.к. супругами с точки зрения закона они уже не считаются.

Если же брак не мог быть зарегистрирован вследствие смерти или пропажи без вести одного из фактических супругов во время ВОВ, другой фактический супруг мог обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего на основании ранее действовавшего законодательства. Для этого по правилам особого производства необходимо было в суде установить факт состояния в фактических брачных отношениях..

3. п.7 ст.169СК приравниваются к зарегистрированным браки, совершенные по религиозным обрядам во время ВОВ на оккупированных территориях СССР до восстановления на этих территориях органов ЗАГСа.

Фактические брачные отношения приравнивались к брачным отношениям, заключенным в органах ЗАГС при каких условиях и до

Денис акимкин

Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
2. Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения) , брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
Статья 265. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

И где тут сожительство?

Фактические брачные отношения не влекут возникновения семейных прав и обязанностей. Однако, количество мужчин и женщин, состоящих в фактических брачных отношения в России, как и в других странах растет.

Фактические брачные отношения принято называть Семейный кодекс РФ не содержит понятия фактических брачных отношений, но КЗоБС РСФСР 1926 года признавал фактические брачные отношения имеющими юридическую силу. В 1944 году Указом ПВС СССР от 08.07.1944 года было предписано узаконить фактические брачные отношения, зарегистрировав брак в органах государственной регистрации. После издания этого указа фактические брачные отношения не влекут никаких правовых последствий.

Общие признаки фактических брачных отношений

Фактические брачные отношения характеризуются рядом общих признаков:

  1. ведение общего хозяйства и совместного бюджета;
  2. совместное проживание аналогично законным супругам;

Наличие совместных детей обязательным признаком фактических брачных отношений не является, так как и законные супруги по тем или иным причинам могут не иметь детей.

Фактические брачные отношения характеризуется рядом особенностей.

Первая особенность заключается в том, что в отличие от зарегистрированного брака родители детей рожденных в фактическом браке записываются таковыми только пос подачи ими совместного заявления в органы ЗАГСА. Презумция отцовства в фактическом браке не действует.

Вторая особенность касается режима имущества приобретенного в фактическом браке. Имущество, приобретенное супругами в период зарегистрированного брака, признается их совместно нажитым. К имуществу нажитому в период фактических брачных отношений режим совместной собственности на него не применяется.

Фактические супруги могут договориться о распространении на приобретаемое ими имущество режима общей долевой собственности. На практике фактические супруги таких договоров не составляют.

Совместное проживание, ведение общего хозяйства, наличие общего семейного бюджета указывает на наличие у сожителей воли к установлению режима общей долевой собственности на имущество и составляет предмет их общего хозяйства. Но имущество приобретенное не в связи с совместным проживанием, а например в результате занятия предпринимательской или творческой деятельностью то для признания такого имущества общим необходимо, чтобы имелась ясно выраженная воля фактических супругов к созданию общей собственности.

Имущество зарегистрированное в законном браке (недвижимость, транспортные средства) на одного из супругов является совместной собственностью обоих супругов. Имущество зарегистрированное во время фактического брака считается собственностью того супруга, на которого оно зарегистрировано.

Под совместным ведением хозяйства понимается такой же порядок пользования, владения и распоряжения имуществом как и в законном браке.

Третья особенность кается алиментных обязательств. Супруги состоящие в законом браке, а так же бывшие законные супруги обязаны платить алименты на содержание другого супруга в случаях указанных ст. 89 и 90 СК. Фактические супруги такой алиментной обязанности не имеют. Однако, фактические супруги могут заключить письменный договор об установлении обязательства по предоставлению содержания одному из сожителей другим сожителем в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК. При заключении такого договора фактические супруги сами определяют форму договора (нотариальная или простая письменная), возможность и порядок индексации алиментов, способ и порядок и размер их выплаты и т.д. Положения семейного кодекса об алиментных обязательствах супругов и бывших супругов на фактических супругов не распространяются.

Четвертая особенность, касается наследования по закону. Фактические супруги не являются наследниками по закону первой очереди после смерти одного из супругов. Переживший фактический супруг может быть признан наследником по закону лишь судом, если он являлся нетрудоспособным иждивенцем наследодателя, т.е. если до дня смерти наследодателя он являлся нетрудоспособным и не менее года, совместно с ним проживал и находился у него на иждивении.

Пятая особенность касается правового положения фактических супругов в иных отраслях права, например, в налоговом. При дарении законным супругом другому супругу недвижимого или иного имущества НДФЛ не взимается. Фактические супруги обязаны такой налог уплатить. В уголовном процессе законный супруг вправе не свидетельствовать против своего супруга. Это положение не распространяется на фактического супруга.

В настоящее время во многих зарубежных странах фактические брачные отношения получают законное признание. По-видимому, такая необходимость уже имеется и в России. Узаконение фактических брачных отношений позволит разрешить ряд проблем связанных с имущественными отношениями, отношениями детства и материнства.

1. Как доказать фактически сложившихся брачные отношения для заключения брака?

1.1. Что вы имеете в виду? Либо брак есть (в ЗАГСе зарегистрированный), либо его нет и называется это "сожительство". Фактически брачные отношения можно установить на словах, но не через суд.

1.2. Уважаемый Егор г. Ярославль!
При решении данного вопроса вам необходимо понимать что:
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК это брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в органах ЗАГС (ст. 10 СК РФ).
Ваши отношения называются СОЖИТЕЛЬСТВОМ и это НЕ является гражданским браком!

Кроме того, при сожительстве:
- НЕТ семьи (сожитель и сожительница);
- НЕТ совместно нажитого имущества;
- НЕТ семейного бюджета и т.д.
Также сожитель и сожительница НЕ имеют права НАСЛЕДОВАНИЯ по ЗАКОНУ после смерти друг друга.

Тем самым, только зарегистрированные в ЗАГС отношения могут называться Браком.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 10.12.2017 г.

1.3. Доброго вам времени суток. Всё дело в том, что либо брак есть, который зарегистрирован в ЗАГСе либо его нет. Желаю удачи в решении вашего опроса.

1.4. Здравствуйте. Показаниями свидетелей, регистрацией в одном жилом помещении, совместными покупками в общий дом (чеками, квитанциями), всем, что может подтвердить совместное проживание, ведение хозяйства. Только смотря для чего Вам нужно это установить? Фактические брачные отношения не влекут никаких правовых последствий.

Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями "гражданский брак", "фактические брачные отношения" и "сожительство". Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения.

В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.

Гражданский брак

Для понимания смысла, который вложен в термин "гражданский брак", надо учитывать, что:

    его употребляли в России как противопоставление церковному браку, поскольку условия вступления в брак в России на протяжении веков устанавливались церковью;

    до декабря 1917 года оформление брака происходило в церкви по установленным правилам;

    именно церковный брак признавался единственно законным и имел юридические последствия (включая то, что церковный брак нерасторжим);

    в процессе отделения церкви от государства государство присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Именно поэтому брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака – церковного (религиозного);

    с принятием декретов ЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года и "О расторжении брака" от 19 декабря 1917 года гражданский брак стал единственно признаваемой в России формой брака. Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года определял: "Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в органе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком".

Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви . В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.

Фактические брачные отношения

Термин "фактические брачные отношения" был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях , если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни .

Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.

Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака "настоящим" – со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

    только в случае смерти одного или обоих супругов;

    только в случае, если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 года по 8 июля 1944 года;

    только если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

    никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до смерти не состоял в другом браке.

Сожительство

Сожительство - cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении .

Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.

Гостевой и виртуальный брак

Гостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска .

Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах . Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.

Юридические последствия незарегистрированного брака

В отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:

  • Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства).

    Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» .

    Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

    Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака .

    Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:

    Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.

    В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания.

    Освящение брака, совершенное - по ошибке или злоумышленно - при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста.

    Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов» .

    В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема.
    При благословении супругов, много лет проживших вместе и не венчанных в Церкви, следует использовать «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих » .

    II. Брак с инославными и иноверными

    Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками.

    Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» .

    В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14).

    Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» .

    III. Прекращение брака

    Супружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: « Что Бог сочетал, того человек да не разлучает » (Мф. 19, 6).

    В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак.

    В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:

    • отпадение одного из супругов от Православия;
    • прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19, 9) и противоестественные пороки;
    • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
    • монашеский постриг одного из супругов, совершенный при условии взаимного согласия и выполнения всех нравственных обязательств по отношению к членам семьи; постриг, совершенный без соблюдения этих условий не может считаться действительным, а последствия его должны регулироваться Положением о монастырях и монашестве;
    • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
    • заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга;
    • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
    • злонамеренное оставление одного супруга другим;
    • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
    • посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей, установленное в судебном порядке;
    • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством.

    При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения.

    Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно.

    По исследовании вопроса епархиальный архиерей выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения.

    Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    О кровном родстве и свойстве

    В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак запрещен без возможности исключения, состоят:

    • во второй степени - братья и сестры, в том числе единокровные и единоутробные (здесь и далее);
    • в третьей степени - дяди и тети с племянниками и племянницами;
    • в четвертой степени -
      • двоюродные братья и сестры между собой;
      • двоюродные дедушки и бабушки с внучатыми племянницами и племянницами (то есть с внуками или внучками своих братьев или сестер).

    В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях) :

    • в пятой степени -
      • данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с правнуками и правнучками своих братьев или сестер;
    • в шестой степени -
      • троюродные братья и сестры между собой;
      • данное лицо с внуками и внучками своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с праправнуками и праправнучками своих братьев или сестер;
    • в седьмой степени -
      • данное лицо с детьми своих троюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с правнуками и правнучками своих двоюродных братьев или сестер;
      • данное лицо с прапраправнуками и прапраправнучками своих братьев или сестер.

    В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при единобрачии обоих супругов состоят:

    • в первой степени - супруг и родители другого супруга;
    • во второй степени -
      • супруг и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
      • родители мужа и родители жены между собой;
    • в третьей степени -
      • супруг и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга;
      • родители одного супруга и бабушки, дедушки, братья и сестры другого супруга;
    • в четвертой степени -
      • супруг и прапрадеды, прапрабабушки, двоюродные дедушки и бабушки, двоюродные братья и сестры, внучатые племянники и племянницы другого супруга;
      • родители одного супруга и прадеды, прабабушки, дяди, тети, племянники, племянницы другого супруга.

    В свойстве от двух родов (двухродном свойстве) при двубрачии одного или обоих супругов состоят:

    • в первой степени - отчим и мачеха с пасынками и падчерицами;
    • во второй степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами сына или дочери;
      • сводные братья и сестры;
    • в третьей степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами внуков или внучек;
      • данное лицо с детьми своих сводных братьев и сестер;
    • в четвертой степени -
      • данное лицо с пасынками и падчерицами правнуков или правнучек;
      • данное лицо с внуками своих сводных братьев и сестер;
      • дети сводных братьев и сестер между собой.

    В свойстве от трех родов (трехродном свойстве) в первой степени состоят:

    • отчим и жена его пасынка; мачеха и муж ее падчерицы;
    • муж и свекровь его жены от другого её брака; жена и тесть её мужа от другого его брака.

    1 - "Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви» (Об участии верных в Евхаристии, V)

    2 - См. документ « . II, 2

    3 - Срав. документ « О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» . II, 1

    4 - В кровном родстве по прямой линии состоят родители и их дети, дедушки и бабушки с внуками

    5 - Пояснения относительно степеней кровного родства в боковой линии см. в приложении к настоящему документу

    6 - Отношения свойства возникают из брачного союза представителей двух родов: между супругом и родственниками другого супруга и между родственниками супругов

    7 - Пояснения относительно степеней свойства см. в приложении к настоящему документу

    8 - Укaзом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей

    9 - См. также раздел III настоящего документа

    10 - Определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918гг. «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», п.10

    12 - Основы социальной концепции , Х.2

    13 - Основы социальной концепции , Х.2

    14 - «Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей … в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов» (Устав Русской Православной Церкви , глава XV, 19 (г))

На рассмотрение Госдумы внесена поправка в Семейный кодекс, согласно которой мужчина и женщина, прожившие вместе более пяти лет, будут признаваться мужем и женой, даже если их брак официально не зарегистрирован. Для этого в Семейном кодексе появится понятие "фактические брачные отношения".

"Фактические брачные отношения – не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)", – говорится в законопроекте.

Статус фактических брачных отношений влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством. В частности, для вступления в такие отношения лица должны быть совершеннолетними, не состоять в другом браке и не быть близкими родственниками.

"Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)".

"Наши соотечественники не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи, – объясняют авторы законопроекта. – Однако с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение". Поэтому он предлагает распространить на имущество, нажитое в период совместного проживания, "законный режим имущества супругов": все, что нажито ими в период сожительства, будет признаваться совместной собственностью.

"Совершенно лишняя инициатива"

В пояснительной записке к документу содержится ссылка на страны, где имеются подобные законы, – Швеции, Нидерландах, Норвегии, Франции и Германии. Однако в России реакция на подобные инициативы оказалась достаточно сдержанной.

Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что ее новый законопроект "немножко пугает". "Я считаю правильным не вторгаться законодательно в эту область, потому что, если взрослые люди хотят заключить брак, они это сделают. А если не хотят, по любым причинам, то законодатель их обязывать не должен, – отметила Пушкина в комментарии порталу iz.ru. – Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива".

По ее мнению, принятие такой поправки в Семейный кодекс приведет к возникновению многочисленных судебных споров, где один из супругов будет доказывать, что сожительство продолжалось пять лет, а другой – что четыре с половиной. "Бред же получится", – констатировала зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей.

"Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива".

В Общественной палате РФ новую законодательную инициативы прокомментировали еще жестче. "Этот закон направлен исключительно на дележку имущества, вопрос не должен так стоять, ответственность супругов не должна быть материально мотивирована, – уверена член ОП Элина Жгутова. – Ответственность отца, который часто уходит от семьи, вряд ли повысится, если его заставят делить имущество".

По мнению Жгутовой, новые поправки в Семейный кодекс лишь узаконят "порочную практику так называемых сожительств". По результатам анонимного опроса, проведенного в мессенджере Telegram, за приравнивание сожительства к брачным отношениям проголосовали 27% респондентов, против – 73%.

В пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что "по данным Минтруда, в 2016 году было официально зарегистрировано минимальное количество браков в Российской Федерации за последние 20 лет". Новый закон, вероятно, поможет подправить эту статистику, если позволит чиновникам приравнивать "гражданские" браки к официальным. Но на отношение россиян к институту семьи и брака он не повлияет.

По данным опросов ВЦИОМа, 81% россиян не считают незарегистрированный брак чем-то предосудительным, а 60% уверены, что главный мотив для вступления в брак – рождение детей. 79%россиян убеждены, что в браке жить лучше, чем в одиночестве. А 12% предпочитают не жениться, заявляя что-то типа "семейная жизнь не для меня, и каждый день видеть одного и того же человека я просто не в состоянии".

Сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви

При этом социологи отмечают, что сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви. В пользу этого говорит динамика браков и разводов: по данным Росстата, в 2017 году было заключено почти на 47 тысяч больше браков, чем в 2016-м. Количество разводов при этом выросло за год всего на 3 тысячи.

В результате в прошлом году на 905,9 тысячи браков пришлось 505 тысяч разводов. Чаще всего подают на развод женщины, среди самых частых причин разводов – измены, пьянство и рукоприкладство. При этом, как отмечают социологи, если в 1960-е годы после развода вновь выходили замуж 30-40% женщин, то сегодня – 70%.

Сологамия и хикикомори

Статистика количества официальных браков в России – слабая тень кризиса семьи, который сегодня разворачивается в развитых странах мира. Речь даже не идет о распространении однополых браков.

Кстати, когда Верховный суд США два года назад легализовал однополые браки, израильская газета Maariv разразилась ехидной статьей по поводу того, что "когда весь мир уходит от утомительного института брака, ЛГБТ-общине разрешили жениться".

"Дорогие мои геи, прежде чем вы радостно окунетесь с головой в омут под названием "брак", знайте, что хоть формально распадается лишь треть браков, это значит только то, что все остальные страдают молча, – написал автор заметки Дрор Рафаэль. – Вы получили равную возможность быть несчастными, а равенство – это очень важно".

Социологи расценивают сологамию как "закономерный результат развития нарциссизма и индивидуализма в современной культуре, основанной на социальных сетях". "Брак с самим собой – это естественное следствие современного индивидуализма, который заходит гораздо дальше индивидуализма традиционного, – отмечает британский социолог Джон Хорват. – Традиционный индивидуализм так или иначе учитывает ограничения традиций и обычаев. Постмодернистский индивидуализм опирается на идею об абсолютной автономии человека. Людям говорят, что они сами – единственные архитекторы своей свободы и предназначения, а главная цель их жизни – упоительная гонка за реализацией собственных интересов".

Обратной стороной распространения этих "новых форм семьи" оказывается беспрецедентное количество одиноких людей, что становится огромной социальной проблемой в развитых странах. На прошлой неделе в Великобритании даже был учрежден пост министра по вопросам одиночества. Министром стала Трейси Крауч, которой предстоит разработать первую в истории страны правительственную стратегию по борьбе с проблемой одиночества.

На противоположной стороне земного шара, в Японии, крупнейшая национальная газета "Майнити симбун" на прошлой неделе опубликовала большую статью о хикикомори – людях, сознательно изолирующих себя от общества. Впервые о них СМИ заговорили около десяти лет назад, тогда речь шла прежде всего о подростках.

В 2010 году было проведено первое общенациональное исследование, по результатам которого количество людей, "которые более полугода не ходят в школу или на работу", составило около 700 тысяч человек. Сейчас их число сократилось до приблизительно 540 тысяч человек. Однако при этом количество японцев, находящихся в состоянии хикикомори более семи лет, увеличилось с 17 до 35%. Обнаружилось, что этот синдром становится затяжным, а также то, что ему теперь подвержены люди все более старших возрастных категорий.

В Японии 45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что "не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их".

Сегодня больше всего хикикомори насчитывается среди японцев старше 40 лет. Причем средняя длительность самоизоляции от общества в этой возрастной группе составляет более 22 лет. Но это не единственная беда: параллельно с проблемой хикикомори японцы обсуждают новое социальное явление – "проблему 80-50". Суть проблемы в том, что все больше родителей в возрасте 80-89 лет продолжают материально содержать своих 50-60-летних сыновей и дочерей.

В прошлом году шоком для японского общества стали результаты социологического исследования, которые СМИ назвали "синдром безбрачия". В ходе широкомасштабного социологического опроса выяснилось, что 61% незамужних мужчин и 49% женщин в возрасте 18-34 лет никогда не состояли в каких-либо романтических отношениях.

45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что "не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их". На основании этих опросов японские демографы составили прогноз, согласно которому численность населения Страны восходящего солнца к 2060 году сократится на треть.