Хадисы для женщин и мужей. Хадисы о недостойном поведении Хадис о том что нельзя

Обратите внимание. Упоминание о запрете Пророка записывать и собирать хадисы приводится во всех собраниях хадисов. Где же логика? Раз вы знаете о запрете Пророка, зачем вы составляете и издаете эти собрания хадисов? Ужель вы утверждаете, что вы умнее и мудрее самого Пророка? Или вы хотите сказать, что радеете об Исламе больше, чем Пророк Мухаммад? Пояснения типа: «Пророк запрещал записывать хадисы, чтобы они не перепутались с аятами Корана, но теперь уже такой опасности нет, хадисы с Кораном перепутать уже невозможно, потому мы и составляем собрания хадисов» также нельзя считать адекватными.

Если бы хадисы были частью Ислама наравне в Кораном, а Пророк запретил бы записывать их, он тем самым обрек бы их на забвение. Тогда Пророк совершил бы недопустимое для Пророка – проповедовал бы и оставил будущим поколениям вероустав Бога в недостаточном, неполном виде. Если бы хадисы были в глазах Пророка важной составляющей частью Ислама, то как бы он мог запретить записывать их и не позволить сохранить их, если Суры и аяты в Коране не перепутываются, то как бы перепутались с Кораном хадисы? Да к тому же, есть ли хадис Пророка о том, что записывать хадисы можно только после того, как не останется риска смешивания Корана и текста хадисов? В заключение этой цепи вопросов подчеркнем: о вы, люди хадисов, согласно вашим же хадисам вы обязаны собрать все ваши книги-сборники хадисов и немедленно уничтожить их? А теперь вопрос: вы соблюдаете повеление этого хадиса Пророка, которое есть во всех ваших книгах?

Мы ясно видим, как из хадисов в Ислам проникают те положения, запреты и дозволения, которых нет в Слове Бога – Коране. А теперь давайте вспомним еще один хадис Пророка, произнесенный им, по свидетельству сподвижников, во время последней молитвы за несколько часов до завершения земной жизни:

О люди, Зажжен уж Огонь. Фитна уже близко, как близок мрак ночи. Клянусь Богом, вам нечего будет свидетельствовать против меня. Я дозволял и призывал вас лишь к тому, что дозволял и к чему призывал Коран. Я делал запретным для вас только то, что делал запретным для вас Коран». (Ибни Хишам Сирет 4, стр.332 )

Бог повелел вам некоторые обязательства, не нарушайте их. Всевышний повелел вам некоторые запреты, не приближайтесь к их границам. Он запретил вам некоторые вещи, не совершайте их. Он милостью своей напомнил вам некоторые вещи чтобы вы не забывали, не нарушайте же их. (Махмуд Абу Райа. Освещение сунны Мухаммада, стр.403 )

То, что Бог сделал запретным вам в Своей Книге, то запретно. То, о чем Бог не упоминает, то дозволено. Примите то, что дозволено Богом и знайте, что Бог не ведает забвения. (Абу Давуд К.Этиме 39/ Тирмири К.Либас 6. Ибни Мадж К.Этиме 60/ Аль Мураджаат, стр 20 )

Согласно этому хадису все, что не запретно Кораном, запретным не является. В таком случае, на основании чего вы делаете запретным пожимать руку женщине, слушать музыку, рисовать и ваять. Есть ли аят Корана, запрещающий это: мы прекрасно знаем, что вы прибегаете к вымышленным хадисам для того, чтобы запретить то, что вам кажется неугодным. Но ведь опять таки согласно вашим хадисам запретным считается только то, что запретно Кораном, а не вами лично. Пророк запрещал только то, что запрещал Коран, и ничего сверх того. То есть получается, что те хадисы, которые запрещают то, чего нет в Коране, вовсе и не хадисы и никакого отношения к Пророку не имеют, потому что противоречат его словам.

«После меня тридцать лет будет халифат, а потом царствие» (Сахихи Бухари )

Смотрите, в самом достоверном из собраний хадисов Пророк осуждает то, что настанет в среде мусульман через 30 лет существования халифата. И, действительно, период правления 4-х праведных халисов длился 30 лет (Абубакр, Омар, Осман, Али). За это время не было создано ни одного мазхаба, не было записано ни одного хадиса, был только Коран (см. 11-ю главу книги). Почему же вы не живете по тому Исламу, когда Коран был во главе угла, был единственным источником Ислама и принятия решения во всех аспектах жизни? Ах да, вы же полагаете, что этот хадис был придуман сторонниками Али, которые так сильно не любили Омейадов. Но согласно вашей же Сунне любой мусульманин, кто опровергнет хотя бы один из хадисов Бухари, станет кяфиром. Тогда почему, как повелевает вам этот хадис, вы не пойдете и не сожжете, как во времена 4-х праведных халифов, все собрания непонятно кем придуманных хадисов? Почему вы верите хадисам, которые были написаны и собраны после периода правления 4-й праведных халифов во времена буйного расцвета мазхабов и хадисотворчества, всячески поощряемого Омейадами?

Только и только Коран

Опять таки согласно некоторым хадисам Пророк Мухаммад в житейский вопросах, не касавшихся проповедей Корана или соблюдения норм Корана в жизни, допускал ошибки. Поэтому допускать дополнения к Корану примерами из жизни Пророка было бы неверно. Поскольку, как вы теперь знаете, в любых вопросах, которые не запрещены и строго не прописаны в Коране, человек свободен в своем решении. Хадис гласит:

Когда наш пророк прибыл в Медину он увидел, как мединцы прививали финиковую пальму. Пророк спросил: «Что это вы делаете?», мединцы сказали: «Мы так делали всегда». Пророк сказал: «Быть может будет лучше, если вы не будете этого делать». Тогда Мединцы, последовав слову Пророка, перестали прививать финиковые пальмы и они перестали вообще давать плоды. Когда же они напомнили о его словах Пророку, он сказал им: «Я всего лишь человек. Когда я повелеваю что-либо о вашей вере, исполняйте это непременно. Но когда я говорю что-либо свое о житейских вопросах, то я ведь только человек и вы свободны в своем решении». (Муслим, К.Фазаиль 140 / Ибн Ханбаль 3/152 )

Перед сражением при Бадре Пророк Мухаммад выбрал для дислокации армии место вблизи воды. Один из сахабов аль Хаббаб ибн Мунзир сказал Пророку: «О Посланник Аллаха, это место тебе указал Господь и назначил его для нас как лучшее, или ж это твоя военная хитрость подсказала тебе поставить здесь штаб?» Посланник Аллаха сказал: «Это военная хитрость». На что Хаббаб сказал: «Но это не совсем хорошее место для штаба. Давай поставим штаб рядом с самым близким к нашим врагам колодцу. Потом проведем себе канал от колодца, чтобы вода поступала к нам, а им воды не оставалось». Пророк сказал: «Ты верно подметил» и сделал так, как говорил сахаб. (Ибн Хишам, ас-Сирех, том 1, стр 620 / Табари атТарих, том 2, стр 144 )

Я всего лишь человек. Вы же приносите мне на рассмотрение свои споры. Я надеюсь, что вы приводите мне доказательства в свою пользу вернее, чем другие, и я принимаю решение на основании тех доказательств, которые мне видятся более убедительными. А если я приму в отношении кого-либо из моих братьев несправедливое решение, то право этого брата не принимать мое несправедливое решение». (Аль Кади Ийяз, аш Шифа, том 2, стр 179 )

Теперь подытожим все сказанное Пророком:

1 - Запретно и дозволено только то, что запрещено или дозволено Кораном, нет другого источника запретов и дозволений.

3 - Деяния Пророка, не касающиеся Корана и религиозных аспектов, не могут рассматриваться как обязанность для мусульман и не могут быть внедрены в Ислам как дополнения к Исламу.

Несомненно и то, что Коран содержит полные и достаточные сведения об Исламе, и мы не нуждаемся в дополнительных источниках, кроме Корана. И в этой главе мы показали, сколь противоречивы и полны вымыслов хадисы, и сколь сильно заблуждались те, кто составлял эти сборники хадисов, кто печатает и тиражирует их, вводя в заблуждение массы людей.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

К сожалению, многие братья и сёстры либо не знают о том, что создание изображений является запретным, либо знают, однако ослушиваются Аллаха, потакая своим страстям. И мне, с дозволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы привести некоторые хадисы о том, какая страшная угроза и наказание ждёт тех, кто создаёт изображении.

Обязанность покориться полностью Корану и Сунне.

Когда искренний мусульманин слышит достоверные хадисы от посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), он сразу же подчиняется ему и следует за ним, и сторонится всего того, что он запретил, и избирает его судьёй во всем том, в чём они препираются.
Как сказал Всевышний Аллах: “Но нет – Клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, в чем они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчиняться полностью” Ан-Ниса,65.
“Если же вы станете препираться о чем нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению”. Ан-Ниса,59.
Также Всевышний Аллах сказал: “Пусть же остерегаются те, которые поступают вопреки велению пророка, чтобы их не постигла фитна или не постигла их мучительное наказание” Ан-Нур,63.
Ахмад ибн Ханбал (да смилуется над ним Аллах) сказал: “А знаешь ли ты, что такое фитна? Фитна – это ширк (многобожие). Это означает, что если кто-либо станет отвергать даже часть высказываний пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет “.

Создание изображения приводит к многобожию (к ширку).

Братья! Воистину, создание изображений является причиной, приводящей к ширку. Всё то, что приводит к ширку, является запретным, и это противоречит таухиду (единобожие). И как нам всем известно, причиной возникновения первого ширка (в народе пророка Нуха (мир ему), было создание изображений. Как рассказывал ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) о словах Всевышнего Аллаха: ” “И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”. Нух,23.
И он (ибн Аббас) сказал: ” Это имена праведных людей в народе Нуха (мир ему). Когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им памятники в местах их собраний (или местах их поклонения), и назвали эти скульптуры их именами. Они им не поклонялись, однако когда умерли те люди, которые установили эти памятники, и знание было забыто, им начили поклоняться”.
Ибн Койим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Некоторые предшественники поведали: ” Когда они (праведные люди в народе Нуха) умерли, на их могилах соорудили их статуи, и когда прошло достаточно много времени, им стали поклоняться”.
Это указывает на то, что создание изображений является причиной возникновения ширка. После того, как человек создал изображение, или установил памятник, шайтан начинает внушать народу: ” Этот памятник приносит пользу и устраняет вред”. И люди начинают его возвеличивать и поклоняться ему: просить у него бараката, приносить ему в жертву животных и давать ему обеты, – превращают его в объект поклонения, которому поклоняются наряду с Аллахом.

Доводы о запрете создания изображений.

Некоторые хадисы пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о том, какая страшная угроза и наказания ждёт тех, кто создаёт изображения живых существ.

Первый хадис: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал о том, что пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Сказал Всевышний Аллах: “Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто, подобное тому, что сотворил Я. Так пусть же попробует создать хотя бы самую маленькую букашку или пшеничное или ячменное зерно” . Хадис передали Бухари и Муслим.
В этом хадисе содержится вызов и угроза тем, кто создаёт изображения. Потому что создатель изображения пытается создать рисунок, подобный творениям Аллаха. Один только Всевышний Аллах является Создателем и Дарующим облик.
Как сказал Всевышний Аллах: “Он Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик” Аль-Хашр,24.
Также Всевышний Аллах сказал: “Он создал небеса и землю ради истины, придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. К Нему предстоит прибытие”. Ат-Тагабун,3.
“Всевышний Аллах является Дарующим облик. Поэтому тот, кто хочет создать какую-то форму на подобие творениям Аллаха, как например, человека, животное, глаза или нос и.т.д., то это попытка стать соучастником Аллаха в Его творении, даже если он не намеревался уподобиться Аллаху в этом. Потому что в уподоблении не обуславливается намерение: если есть уподобление, то оно есть (и его постановление (хукм) утверждается). Поэтому, если кто-то уподобился женщинам своей одеждой, но говорит, что не хотел уподобляться им, то, как говорят учёные, он действительно уподобился женщине, хотел он этого или нет”. См. Коулулмуфид Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль- Усаймин.

А что касается дозволенности создания фотографии посредством определенных лучей, при этом ничего не меняя в изображении фотографируемого, то в этом вопросе среди учёных есть разногласие.
Некоторые из них говорят, что это является созданием изображения. Потому что человек, когда фотографирует, нажимает на кнопку фотоаппарата. В противном случае, если бы он не нажал на кнопку, рисунок не проявился бы. Поскольку было движение рук, фотограф рассматривается как создатель изображения.
Другие учёные говорят: “Человек, нажавший на кнопку фотоаппарата, не рассматривается как создатель рисунка. Потому что создание рисунка – это действие того, кто создаёт рисунок. А этот человек, на самом деле, не создал рисунок, а лишь нажал на кнопку, и всё. А само изображение это то, что создал Аллах.. Например, если какой-то человек написал книгу и попросил её ксерокопировать, после чего выходит через ксерокс почерк писателя, а не копировщика. Разве этот копировщик рассматривается как создатель этой книги? Конечно, создатель – это тот, кто написал книгу и дал её для создания ксерокопии. Быть может, копировщик даже не умеет читать и писать, или вообще слепой, но умеет ксерокопировать. И как копировщик не является создателем книги, так и фотограф не является создателем рисунка. Однако возникает вопрос: является ли это действие дозволенным (халяль) или запретным (харам)?
Далее Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сам же дает на него следующий ответ:: “Если фотографирование было совершено для харама (запретного), то оно является харамом, а если для мубаха (разрешённого), то оно является мубахом. Потому что средства имеют такое же постановление (хукм), как и цели. И поэтому, если человек фотографирует кого-то “на память”, независимо от того, фотографировал он его для того, чтобы в дальнейшем смотреть на эту фотографию и наслаждаться, или для того, чтобы тосковать по нему, то это является харамом, поскольку он оставляет изображение у себя. И нет сомнения в том, что фотография является изображением, и никто не отрицает это.

А если же человек фотографировался для паспорта, водительских прав или тому подобное, то это является мубахом (разрешённым). Если человек, который нуждается в удостоверении, отправился к фотографу, который выводит фотографию, без проявления пленки и тому подобное, и сказал ему: «фотографируй меня» после чего он сфотографировал его, то мы не говорим, что этот фотограф входит в хадис, в котором упоминается о угрозе создания изображения. Что касается того, кто сказал: «фотографируй меня» для другой цели, которая не является мубахам (дозволенным), то это входит в раздел содействия в грехе и вражде. См.аль Коулулмуфид.Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин

Подводя итог, Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) дозволяет фотографирование, во-первых, при наличии крайней необходимости, а во-вторых , фотографирование должно произойти моментально, без проявления пленки.

Второй хадис: Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала о том, что посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “В День Воскресения самая жёсткая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении” Передали хадис Бухари и Муслим.
Этот хадис также указывает на то, что создание изображений является одним из смертельных грехов.

Третий хадис: Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: “Я слышал как посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Каждый, кто создаёт изображения, будет в огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучение в Аду” Передали хадис Бухари и Муслим.
Этот хадис также указывает на сильную угрозу тем, кто создаёт изображения. Учёные дают следующее объяснение слов пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) “каждый, кто создаёт изображения, будет в огне”. Этот хадис охватывает всех тех, кто создаёт изображения, – будь это создающий на бумаге или на доске, или с помощью электронного фотоаппарата или с помощью сотового телефона и.т.д. Все они, без исключения, входят в этот хадис, потому что все они хотели создать изображение и создали его. И ни кто не имеет права отклонять от прямого смысла слов посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), кроме как с доказательством из Корана или сунны. Поэтому слова посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), “Каждый кто создаёт изображения будет в Огне” охватывают всех тех, кто создаёт изображения. Слова Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) понятны. Но кто-то приходит и говорит: “Нет, о посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Создающий изображения с помощью электронного фотоаппарата не будет в Огне”. Да упасёт нас Аллах от этого (См. Иианатулмустафид. Шарх Китабу Таухид. Шейх Солих ибн Фаузан)

Что касается слов посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “И каждому созданному ими изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучение в Аду”, то ученые говорят о них следующее: из слов посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) понимается то, что если человек, например, создал за свою жизнь десять изображений (даже если они являются копиями одного изображения), то воистину, представят ему эти десять изображений в Огне и скажут ему: “Вдохни в них дух”. Внешне хадис указывает на то, что он будет мучиться в Огне, пока не закончатся эти изображения, которые он создал в своё время.
А что касается создания изображения, в котором нет души (т.е. картины природы, городов, машин и.т.д), то создавать эти изображения дозволено.
См.аль Коулулмуфид.Шарх Китабу Таухид. Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усаймин.

Четвертый хадис: Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Тот, кто при жизни создал какое-то изображение, то заставят его вдохнуть в него дух в Судный день, и он будет не в состоянии сделать это” Передали хадис Бухари и Муслим

Пятый хадис: Муслим передал хадис от Аби аль Хайаж, который сказал: “Али (да будет доволен им Аллах) сказал мне: “Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): “Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сравняй её с землёй”.
Этот хадис указывает на то, что мы должны спешить уничтожать изображения живых существ, когда у нас есть на то возможность, уничтожив его полностью, либо отрезав или зарисовав его голову. А также этот хадис указывает на то, что нужно сравнивать с землей возвышенные могилы (тому, кто имеет силу), либо сообщать о них имеющим власть среди людей, поскольку возвышенные могилы являются причиной, приводящей к многобожию.

Заключение.

В заключение: Создание изображений является придаванием Аллаху сотоварищей, с той стороны, что тот, кто создаёт изображения, уподобляет своё действие действию Аллаха. И поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, входит в слова Всевышнего Аллаха: “Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно” Аль-Бакара,22.
Поэтому тот, кто довольствуется созданием изображений, этим самым придаёт Аллаху в сотоварищи создателя изображения. Даже не смотря на неполноценность этого созданного человеком изображения. Тогда как во всех творениях, созданных Всевышним Аллахом, полнота и совершенство. Аллах даёт всем Своим созданиям подходящий им облик, в соответствие со Своей мудростью. И убежденность в том, что только один Всевышний Аллах – создатель совершенного, прекрасного внешнего вида творений, из полноты таухида (единобожие). Также таухид требует наличие в сердце ненависти к созданию людьми изображений живых существ, так как право на создание облика принадлежит целиком и полностью лишь одному Аллаху. И довольствующийся созданием изображений животных или людей противоречит полноте таухида (единобожие).
Также создание изображений является одной из причин, приводящих к ширку, поэтому необходимо устранять их, чтобы люди удержались от поклонения кому-то, кроме Аллаха. Да упасёт нас Аллах от этого!
Значит, создатель изображений своими действиями уподобляется Аллаху в Его творении, претендует на звание творца изображения. А довольствующийся этим, довольствуется тем, что кто-то уподобляет себя Аллаху в Его творении.
Также, создатель изображений своими действиями создаёт причины приводящий к ширку. А довольствующийся этим, довольствуется теми причинами, которые приводят к ширку.
Все вышеприведенные хадисы из сборников Бухари и Муслим, все они достоверные. И все учёные единогласны в запрещенности создания изображения живых существ чем бы то ни было, будь это рукой, или с помощью электронных фотоаппаратов, или с помощью сотового телефона, кроме как при крайней необходимости. И мне хотелось бы обратиться ко всем мусульманам и мусульманкам, (которые фотографируют себя и выставляют это на всеобщее обозрение в интернете), чтобы они побоялись наказания Аллаха и исправили содеянное. И я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что мои братья и сёстры уничтожат все хранящиеся у них фотографии и будут помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.

Да поможет нам Аллах полностью следовать за Его посланником (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Вторая Статья

ПРИЧИНЫ ЗАПРЕТА ИЗОБРАЖЕНИЙ

1. ШИРК В АТ-ТАУХИДЕ АР-РУБУБИЙА – УПОДОБЛЕНИЕ В ТВОРЕНИИ АЛЛАХА.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» аль-Бухари и Муслим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как пророк сказал: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду» ”. аль-Бухари и Муслим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи уа саллям) говорил: “Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это”» . аль-Бухари и Муслим.

Абдулла ибн Мас’уд (пусть Аллах будет доволен им) сообщил, что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Те, кто будет наиболее строго наказан Аллахом в День Воскрешения, будут создателями изображений”. (Сообщено аль-Бухари, см. “аль-Фатх”, 10/382).

Посланник Аллаха сказал: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”» . ат-Тирмизи.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: «О ‘Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!» ‘Аиша сказала: “И после этого мы разорвали её, сделав из неё подушку”. аль-Бухари и Муслим.

Усама ибн Зайд рассказывал: “Однажды я вошел в Ка‘бу (в день завоевания Мекки), к находившемуся там посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, увидев изображения (живых существ) на стенах, повелел принести ведро воды. Я принес ему воды, и он, смывая эти изображения, говорил: «Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали» “. ат-Таялиси 623, ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996.

2. ШИРК В АТ-ТАУХИДЕ АЛЬ-УЛЮХИЙА – ТО, ЧТО ПРИВОДИТ К ЧРЕЗМЕРНОМУ ПОЧИТАНИЮ И ВПОСЛЕДСТВИИ К ПОКЛОНЕНИЮ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ.

Они сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Уадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра”. Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же несправедливым ничего, кроме заблуждения!» (Коран, 71: 23-24).

‘Ата со слов бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им, и его отцом: « …имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, шайтан начал наущать их народу установить им статуи на тех собраниях, на которых они присутствовали, и назвать эти статуи их именами, что и сделали люди. Им не поклонялись до тех пор, пока не умерли те, кто установил эти памятники, и было забыто людьми, зачем их установили, и им начали поклоняться» . См. Аль Бухари (4920).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.

От Ибн Мас’уда и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, первым, кто изменил религию пророка Ибрахима и установил идолов, был Абу Хуза’а ‘Aмр ибн Люхай. Я видел его волочащим свои кишки в Огне!» Ахмад 446, Ибн Хишам 1/76, Ибн Абу ‘Асым 192. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, а основа этого хадиса есть также и у аль-Бухари и Муслима.

О ЗАПРЕТЕ НА ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ИХ УНИЧТОЖЕНИЯ

‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я организовал угощение и пригласил пророка. Он принял моё приглашение, однако придя и увидев (в доме) изображения живых существ, он удалился”. Ибн Маджа, Абу Йа’ля.

Сообщается, что когда ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один из жителей Шама пригласил в гости, ‘Умар спросил: “Имеются ли у вас в доме изображения живых существ?”Хозяин дома ответил: “Да!” После этого ‘Умар не вошёл в его дом до тех пор, пока не были поломаны и выброшены эти изображения. аль-Байхакъи.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из неё два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”» . Ахмад, Абу Дауд.

Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать” . ат-Тирмизи.

Сообщается со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллаха), что пророк Аллаха сказал: «Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения или осквернённый» . Абу Дауд, ан-Насаи.

Хайиан ибн Хусейн сказал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй»” . Муслим.

О ДОЗВОЛЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ

Дозволено рисовать неодушевленные предметы

Сообщается, что как-то раз к Абдуллаху Ибн ‘Аббасу (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и сказал, что он зарабатывает на жизнь своими руками, делая изображения. Ибн ‘Аббас ему сказал: “Я скажу тебе лишь то, что слышал от посланника Аллаха. Я слышал, как он сказал: «Того, кто создаст какое-либо изображение, Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнёт в него дух, а он не сможет сделать этого никогда!»” Услышав его слова, этот человек глубоко вздохнул, и его лицо пожелтело от страха. Тогда Ибн ‘Аббас сказал: “Горе тебе, если уж ты непременно и впредь хочешь заниматься этим, то тебе следует изображать деревья и всё то, в чём нет души”. аль-Бухари.

Дозволено создавать игрушки для детей

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка (салляЛлаху алейхи уа саллям), и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи уа саллям), они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной”. аль-Бухари, № 5779; Муслим, № 2440.

Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.

Развешивание изображений живых существ

Во-первых , не разрешается развешивать на стенах изображения, как объемные, так и плоские, отбрасывающие и не отбрасывающие тень, как выполненные от руки, так и изготовленные фотографическим способом.
Мусульманин, способный снять эти изображения со стены должен сделать это, если он не в состоянии их уничтожить. Об этом говорится в ряде хадисов:

Из этого хадиса можно сделать два вывода.
Первый вывод : запрещается развешивать изображения живых существ, а также любые предметы, несущие на себе подобные изображения.
Второй вывод: этот запрет распространяется на любые изображения – как на объемные, так и на плоские. Иными словами, не важно, отбрасывает изображение тень или нет. Именно так полагает большинство ученых.

Ан-Науауи сказал: «Некоторые из праведных предшественников придерживались того мнения, что запрещенным считается лишь то изображение, которое способно отбросить тень, а все то, что не отбрасывает тень, может использоваться без каких-либо ограничений. Такая точка зрения неверна. Ведь на занавеске, против которой возразил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имелось изображение, не отбрасывавшее тень. Тем не менее, он приказал ее снять».
Анализируя этот хадис, переданный со слов ‘Аиши, один современный автор в своем исследовании утверждает следующее: «Данное изображение вступало в противоречие с реальностью и передавало то, чего не может быть на самом деле, то есть лошадей с крыльями. Это и послужило основанием для того, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, признал этот рисунок недозволенным» .
Однако такое мнение является ошибочным по следующим причинам:
Во-первых: в хадисе нет ни малейшего намека на то, что изображение было признано недозволенным из-за того, что оно вступало в противоречие с реальностью! Напротив, из него следует, что причина крылась в другом.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал на эту причину, сказав: «Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ» ». Таким образом, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обобщил все изображения живых существ и не ограничил их каким-либо определенным видом. Он приказал снять занавесь, дабы устранить препятствие, которое мешало ангелам войти в дом, и это абсолютно ясно из данного хадиса.
Во-вторых: если бы занавесь была признана недозволенной по причине, на которую указывает уважаемый автор, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы ‘Аише иметь среди множества игрушек крылатого коня, о чем говорится в другом хадисе, приведенном нами в 40-ом разделе под номером 5.
Таким образом, слова уважаемого автора не выдерживают никакой критики, а данный хадис остается в силе, поскольку не существует противоречащего ему хадиса.
Что же касается хадиса, переданного со слов Абу Тальхи: «Ангелы не входят в дом, если в нем есть изображения живых существ, за исключением узоров на одежде», то здесь имеются в виду изображения, которые не вешаются на стены и к которым относятся пренебрежительно, без почтения, на что указывает приведенный нами хадис ‘Аиши.
Из хадиса ‘Аиши ясно, что ангелы не входят в дом до тех пор, пока в нем находятся развешанные изображения живых существ.
Совсем иная ситуация возникает тогда, когда к изображению относятся пренебрежительно. Об этом свидетельствуют слова ‘Аиши: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение» . В данном случае речь идет об изображении, которое не мешает ангелам войти в помещение.
Таким образом, хадис ‘Аиши конкретизирует хадис Абу Тальхи. Поэтому нельзя абсолютизировать хадис Абу Тальхи, как это сделал уважаемый автор.
К тому же уважаемый автор совершил еще одну ошибку, полагая, что хадис Абу Тальхи указывает на разрешенность рисования изображений живых существ на одежде и, следовательно, может быть основанием для того, чтобы признать дозволенным рисование подобных изображений на бумаге! Однако, это является глубоким заблуждением.
Хадис Абу Тальхи разрешает всего лишь использовать подобную одежду при соблюдении вышеупомянутых нами условий. Что же касается дозволенности или недозволенности рисования самого изображения, то об этом ничего не говорится в хадисе Абу Тальхи.
Однако этот вопрос сполна раскрывает хадис ‘Аиши, который ясно указывает на запрет рисования любых изображений на одежде: «Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки». Таким образом, нельзя пренебрегать установлением хадиса ‘Аиши в пользу хадиса Абу Тальхи, который не вмещает в себя ответ на этот вопрос. Этот факт очевиден для каждого беспристрастно мыслящего человека, если на то будет воля Аллаха.
Из сказанного выше следует, что мусульманину, знающему суть установлений шариата по данному вопросу, не следует приобретать одежду, несущую на себе изображения живых существ, даже в целях пренебрежительного использования, поскольку он тем самым стимулирует производителей одежды на создание подобных изображений. Однако человеку, который приобрел такую ткань, не зная об этом запрете, дозволено пренебрежительно использовать ее, на что указывает вышеприведенный хадис ‘Аиши. И да посодействует нам Аллах в наших делах!
Возможно, разрез прошел посередине изображения, о котором идет речь в конце данного хадиса: «Я видела, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение».
Таким образом, первоначальный вид изображения был изменен до неузнаваемости. Именно на этом построил свои доводы Ибн Хаджар, проводя согласование между собой этих двух хадисов с хадисом о подушке, приведенном выше в разделе № 33.
Позднее я обнаружил хадис, переданный со слов Абу Хурейры, который будет приведен далее. В нем рассказывается о том, Джибриль сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «В этом доме на стенах есть занавеси с изображениями живых существ. Так обезглавьте же их и сделайте из этих занавесей подстилки или подушки и ступайте по ним! Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ» . Все рассказчики данного хадиса являются рассказчиками аль-Бухари в его сборнике «ас-Сахих», что я и пояснил в книге «Силь-силят аль-Ахадис ас-Сахиха»

Хадис №2. ‘Аиша рассказывала: «Однажды я набила для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, небольшую подушку, украшенную изображениями живых существ. Увидев ее, он остановился при входе, изменившись в лице.
Я спросила его: “Что произошло, о посланник Аллаха? [Каюсь пред Аллахом в совершенном грехе]”. Он спросил: “К чему эта подушка?”. Я ответила: “Я изготовила эту подушку для тебя, чтобы ты лежал на ней”.
В ответ он сказал: “Разве тебе не известно, что ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ, и что те, кто изготовили эти изображения, будут терпеть муки в День воскресения, и им будет сказано: “Оживите то, что вы сотворили?!”» [Согласно другой версии хадиса: «”Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки в День воскресения”). [И он не вошел до тех пор, пока я не вынесла подушку из дома]». Этот хадис передали аль-Бухари, (2/11 и 4/105) и Абу Бакр аш-Шафии в «аль-Фауаид», (6/68), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках. Цепочка рассказчиков данного хадиса достоверна. Схожий по смыслу хадис приводят аль-Бухари и Муслим, а также другие авторы. Мы подробно рассмотрели пути передачи данного хадиса, анализируя хадисы, вошедшие в книгу профессора Йусуфа аль-Карадауи «аль-Халяль уа-ль-Харам» (№ 121). Этот хадис уже был приведен нами выше в 33-ем разделе.

В данном хадисе совершенно определенно указано на то, что изображение живых существ, выставленное напоказ, мешает ангелам войти в дом даже в том случае, если с предметом, несущим на себе подобное изображение, обращаются пренебрежительно. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не вошел в дом до тех пор, пока подушку не вынесли прочь, и сказал применительно к ней: «…ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ».

Хадис №3. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера, но мне помешала войти статуя над дверью [с изображением людей], занавеска, на которой имелись изображения, а также собака, находившаяся в доме. Прикажи обезглавить статую, чтобы она стала подобна дереву, разрезать занавеску и сделать из нее пару подушек, которые можно мять, и вывести собаку. [Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ или собака]”».
Пес [щенок], принадлежащий Хасану или Хусейну, сидел под их кроватью (согласно другой версии хадиса: «…у него под кроватью»), [и он сказал: «О ‘Аиша! Когда здесь появился этот пес?». ‘Аиша ответила: «Кляусь Аллахом, не знаю»].
Тогда он приказал вывести пса из дома, [а затем зачерпнул воды рукой и пролил на то место, где сидела собака]. Этот хадис достоверен. В данном случае он представляет собой сводный текст сообщений в передаче сразу от пятерых асхабов. Хадис в первой передаче известен со слов Абу Хурайры – мы приняли текст хадиса в его изложении за основу. Хадис в передаче от Абу Хурайры приводят Абу Дауд, (2/189); ан-Наса’и, (2/302) и ат-Тирмизи, (4/21). Достоверным его считали Ибн Хиббан, (1487); Ахмад, (2/305, 308, 478); Абд ар-Раззак в аль-Джами‘, (номер 68); Ибн Кутайба в Гариб аль-хадис, (1/100/1); аль-Багауи в Шарх ас-Сунна, (3/218/1) и ад-Дийа’ в аль-Мухтара, (10/107/1). По их мнению иснад этого хадиса надежен. Вторая и третья передачи хадиса известны со слов Аиши и Маймуны. В их передаче этот хадис приводят Муслим, (6/156); Абу Ауана в Сахих, (8/249, 250, 253/2); Ахмад, (6/142, 143, 330); аль-Багауи (3/217/1), а также ат-Тахтауи в аль-Мушкиль, (1/376, 377) и Абу Йа‘ла, (333/2 и 335/2).
Четвертая передача хадиса известна со слов Абу Рафи‘ – она приводится у ар-Руйани (25/139/2). В этой передаче хадиса присутствуют второе и последнее из указанных дополнений со слов Маймуны, а также предпоследнее дополнение и вариант, заключенный в круглые скобки, со слов Аиши.
Все дополнения к данному хадису в передаче от Абу Хурайры приводятся у Ахмада и некоторых других авторов.
Хадис в пятой передаче бытует со слов Усамы ибн Зайда – ат-Тахауи приводит ее с хорошим иснадом.

Данный хадис совершенно ясно указывает на то, что изменения в предмете, благодаря которым его разрешается использовать, должны касаться внешнего вида предмета и происходить до такой степени, чтобы он приобрел совсем иную форму.
Некоторые ученые сформулировали подобные изменения следующим образом: «Если в результате проделанных изменений изображенный объект представляется нежизнеспособным, предмет может использоваться в дальнейшем».
Такая формулировка не может считаться удовлетворительной, так как она открывает возможности для манипуляций с текстами хадисов, оставляет место попыткам обойти их предписания путем иносказательных толкований или апелляции к авторитетным суждениям частных лиц по поводу их содержания.
Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода может послужить пространная статья одного автора, которую я прочитал несколько лет назад в журнале «Нур аль-Ислям», позднее издававшемся под названием «Маджаллят аль-Азхар». Содержание статьи сводится к тому, что изобретательному (!) мусульманину дозволено изваять полноценную скульптуру, однако в голове изваяния ему следует сделать отверстие с углублением, доходящим до того места, где обычно располагается головной мозг человека.
Таким образом, если бы такую скульптуру можно было одушевить, изображенный в ней объект не смог бы жить ни секунды!
Далее уважаемый шейх продолжил упражняться в изобретательности и сообщил, что для того, чтобы художественный изъян скульптуры не был заметен зрителям, художник может прикрепить к голове изваяния парик и таким образом прикрыть отверстие.
В результате появляется полноценное и безукоризненное скульптурное изображение, которое, по мнению шейха, одновременно удовлетворяет как деятелей искусства (!), так и всевышнего Законодателя!
О мусульманин, видел ли ты, чтобы кто-нибудь еще манипулировал законами шариата и священными текстами так искусно, как это сделал автор опуса, опубликованного на страницах уважаемого издания?!
Клянусь Аллахом! Это так похоже на деяние тех иудеев, которых постигло унижение и бедность, и о которых всевышний Аллах сказал: «Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться»Сура «аль-А’раф», 163

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”».

Хадисы о важности женитьбы

Пророк ﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится – не из нас», то есть, не на нашем пути (Абу Мансур)

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Женитьба является моим путем, и тот, кто отвернется от нее, тот отвернулся от меня»

В другом хадисе говорится: «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (Аль-Бухари, Муслим)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, оно потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине, пост умерит его желание» (Аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, aн-Насаи)

«Кому будет дано четыре вещи, то это будет лучшим благом этого мира и мира вечного: 1) благодарное сердце; 2) язык, занятый поминанием Аллаха; 3) терпеливое на бедствия тело; 4) супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом» (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]» (аль-Хаким)

Хадисы о сватовстве

«Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты, и тебе следует жениться на той (мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи)

Передают со слов аль-‘Урса ибн ‘Амиры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал:«Советуйтесь с женщинами (относительно выдачи их замуж), так как разведённая лучше знает о себе, а согласие девственницы – её молчание» (Ат-Табарани, Аль-Байхаки)

Со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Предлагайте женщинам согласиться на замужество» (Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан)

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то из вас захочет выдать замуж свою дочь, пусть спросит о её согласии» (Ат-Табарани)

Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас пожелает посвататься к женщине, то не будет греха, если он взглянет на неё, с целью сватовства, даже если она не будет знать об этом» (Ахмад, ат-Табарани)

У Пророка Мухаммада ﷺ спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому» (Ан-Насаи, имам Ахмад)

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство» (ат-Тирмизи).

Хадисы об отношении к женшинам

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою верующую жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое» (Ахмад, Муслим)

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, ат-Тирмизи)

«Я наказываю вам хорошо обходиться с женщинами» (Аль-Бухари, Муслим)

«Лучшие из ваших женщин – это любящие, часто рожающие, покорные и соответствующие мужьям, если они страшатся Аллаха. А худшие из ваших женщин – это выставляющие свою красоту напоказ и высокомерные. Они лицемерки! (Тех) из них, которые войдут в рай так же мало, как (мало) ворон с белыми пятнами на ногах» (Аль-Байхаки)

«Поистине, женщина была создана из ребра, и если ты постараешься выпрямить его (полностью), то сломаешь его, а если оставишь его, то этой кривизны будет достаточно, чтобы жить с ней (и наслаждаться ею)» (Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи, ад-Дарими)

«У кого было две жены, и он склонялся к одной из них в ущерб другой, тот в Судный день придет перекошенным, волоча одну половину тела, падая или склоняясь» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Хаким)

Са"д ибн "Убада, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Если бы я увидел какого-нибудь мужчину с моей женой, я бы ударил его мечом, не задумываясь!» Пророк ﷺ сказал: «Вы удивляетесь ревности Са"да? Поистине, я еще более ревнив, чем он, а Аллах еще более ревнив, чем я, и именно из-за ревности Аллаха были сделаны запретными все проявления непристойности, как тайные, так и явные» (Аль-Бухари)

«Если мужчина напоит водой свою жену, то он получит за это вознаграждение» (Ат-Тирмизи)

Абу Са"ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одно из самых худших мест у Всевышнего в Судный День будет занимать человек, который вступал в близость с женщиной, а потом распространял её секреты» (Муслим)

Му"авией аль- Кушайри, да будет доволен им Аллах, передал: «Я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: "Что ты скажешь о наших женщинах?" Он сказал: "Вы должны кормить их из того, что едите сами, одевать их из того, что носите сами, и не бить их и не оскорблять"» (Абу Дауд)

Айша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Хинд, жена Абу Суфьяна, да будет доволен ими Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян - человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моим детям, если только я сама не беру у него без его ведома». Он сказал: «Бери столько, сколько достаточно для тебя и для твоих детей согласно обычаю» (Аль-Бухари, Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал в прощальном хадже: «А они (женщины) имеют право на то, чтобы вы кормили их и одевали согласно обычаю» (Муслим)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сирот и женщин!”» (Ахмад, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

Сообщается, что Аль-Микдад ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: “Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая любовь друг к другу”» (Ат-Табарани)

Аль-‘Аля аль-Гъасани, да будет доволен им Аллах, сказал: «До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чем не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго, и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания» (Ат-Табарани)

«Поистине, величайший грех пред Аллахом совершает (тот) человек, который женится на женщине, а когда он удовлетворяет с ней свою страсть, то разводится с ней и не уплачивает её свадебный дар [махр]; а также человек, который нанял работника, а потом не заплатил ему; и тот, кто понапрасну убивает животное» (Аль-Хаким, Аль-Байхаки)

Хадисы об отношении к мужу

«Если жена говорит мужу: «Да воздаст Аллах тебе благом», ей прощаются грехи. Если же она хоть немного гневается на мужа, Аллах стирает награду ее добрых дел и прощает мужа (за его терпение)» (Муслим)

«Если женщина будет совершать пять (предписанных) молитв, соблюдать пост (в месяце Рамадан), оберегать своё целомудрие и будет повиноваться своему мужу, то ей скажут: “Заходи в рай через те врата рая, которые желаешь!”» (Ахмад, Ибн Хиббан)

«Поистине, женщины, которые требуют развод (от своих мужей без причины), разрывая брачные узы, являются лицемерками”» (Ат-Табарани)

От Ибн Аббаса, да будет Аллах ими доволен, передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я увидел, что большинство из обитателей Ада – это женщины, потому что они проявили неверие». И его спросили: «Неверие в Аллаха?» И он ответил: «Неверие в мужа, неверие в мужа, неверие в щедрость к ним. И если всю жизнь к ней хорошо относились, а потом она увидела что-то, [что бы ей не понравилось] то она скажет мужу: «Я ничего хорошего не видела от тебя» (Бухари и Муслим)

«Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам» (Муслим)

Хадисы о супружеских отношениях

«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

«Если мусульманин проснётся ночью, разбудит свою жену и они вместе совершат молитву в два рак’ата, то они будут записаны среди мужчин и женщин, много поминающих Аллаха» (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

«Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)

Пророк ﷺ сказал: «...и даже совершение любым из вас полового сношения [с женой] - это милостыня!» Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворяет своё желание, он получает награду?!» Он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, его ждёт награда!» (Муслим)

"Абдуллах ибн Амр ибн алъ-"Ас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "О "Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам". Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай так, но постись иногда и не соблюдай поста иногда, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так соблюдай же право каждого обладающего правом "» (Аль-Бухари, Муслим, Ат- Тирмизи)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Шейх Али аль-Хаддади* : «Нельзя обольщаться при виде того, кто хочет победы для Ислама, пока не узнаешь, что он на Сунне» .

Комментарий к хадису «…Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком».

Со слов Абу Хурайры приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Хайбара велел Билялю обратиться к людям: «Не войдет в Рай никто, кроме покорившейся души (мусульманина). И поистине, Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком » (приводят аль-Бухари и Муслим).

Причина этого хадиса: Абу Хурайра сообщил: «Мы присутствовали при Хайбаре, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который был с ним и заявлял о своем Исламе: «Он из обитателей Огня ». Когда началось сражение, этот человек сражался самым сильным образом, а когда ран на нем стало много и некоторые люди уже стали сомневаться, он стал изнемогать от ран и тогда взял свой колчан, достал оттуда стрелы и порезал себя ими. Люди из числа мусульман обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, Всевышний подтвердил твои слова, ведь тот человек убил самого себя». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поднимись, о такой-то, и сообщи людям, что не войдет в Рай никто, кроме верующего. И поистине, Аллах оказывает поддержку этой религии нечестивым человеком ».

Комментарии

1. Мусульманин должен быть осторожным, нельзя обольщаться при виде любого, кто заявляет о том, что хочет победы для Ислама, будь он объявляющим джихад, или выдвигающим себя для дауата, или для порицания зла, или для благотворительных акций или еще для каких-либо дел, которые в наше время принято называть словом «исламская деятельность»…

Не надо спешить признавать его, доверять ему и принимать то, что он говорит, побуждать людей сидеть с ним и слушать его, пока вы не убедитесь, что этот человек находится на Сунне. Дело в том, что у приверженца Сунны все его основы соответствуют тому, с чем пришел Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но признавать того, кто соответствует Сунне лишь частично, недостаточно! Ведь каждая секта, относящаяся к Исламу, в чем-то соответствует Сунне, одни больше, другие меньше. По этой причине ученые из числа саляфов указывали на важность этого правила, ибо наибольший урон для приверженцев Сунны (не только для простых людей из их числа, но и для тех, кто не стремится к различению) наносится именно с этой стороны.

Так, сказал имам аль-Барбахари в книге «Шарх ас-Сунна»: «Не разрешается человеку говорить: такой-то является приверженцем Сунны, пока не узнает, что по всем вопросам тот человек соответствует Сунне, нельзя называть кого-то приверженцем Сунны, пока вся Сунна не соберется в нем ».

Сегодня же среди людей есть такие, кто спешит давать хорошую характеристику неизвестным ему людям, называть приверженцем Сунны лишь за то, что услышит, как некто хвалит обладателей власти, либо за то что тот, например, покритиковал таблиговцев и тому подобное. Таким образом, они дают свои рекомендации и добрую характеристику, зная лишь отдельные стороны, через которые еще нельзя судить об остальном. Если уж требуется дать ему характеристику, то пусть оценивает лишь ту сторону, которая ему известна и в которой он показал себя с хорошей стороны, но пусть не обольщает других людей, пока не разберется в истинной сущности того человека.

2. Приверженцы нововведений прибегают к утаиванию своих взглядов в начале своей деятельности, особенно – когда чувствуют опасения для себя, например, когда большинство людей вокруг соблюдают Сунну или когда власти пристально наблюдают за сектантами. Они продолжают скрываться, пока не наступает удобный момент, и вот тогда они запускают свой яд хитрыми и вероломными способами.

Сказал имам аль-Барбахари: «Приверженцев нововведений можно сравнить со скорпионами, которые скрывают свою голову и тело под песок и оставляют хвост на поверхности, и жалят, как только появляется возможность. Так же и сторонники нововведений скрывают себя среди людей, а когда появляется удобный случай, они совершают намеренное ».

В истории есть множество уроков и примеров подобного. Например, тот, кто прочитает о событиях, связанных с фитной аль-Мухтара ибн Абу Убейда в Ираке или с фитной Ибн Тумурта в Магрибе, увидит как много хитрости и вероломства они применили для того, чтобы испортить убеждения людей, свергнуть правителя, распространить нечестие на земле, пролить кровь и т.д.

Одной из уловок приверженцев нововведений, с помощью которой они обманывают разных людей, является то, что они выдают себя за последователей кого-то из суннитских ученых, а также приписывают свое новшество тому праведному ученому, дабы простые люди поверили им и приняли новшество из уважения к тому ученому.

Так, Ибн Батта сказал об одной из уловок секты кадаритов: «Иногда кого-то из них спрашивают: кто ваш имам, за котором вы следуете в своем убеждении – грязном и недостойном? И они заявляют, что их предводителем является сам аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах. Так эти нововведенцы к своему мерзкому неверию и лицемерию добавляют возведение лжи на имама из числа имамов мусульман, их господина и ученого, приписывая ему неверие, бросая на него поклеп и обвиняя его ложно и греховно. Все это для того, чтобы украсить свое новшество перед своим оппонентом, побеждающим их ».

Подобное происходит и сегодня в большом количестве, ведь как часто сторонники прихотей возводят ложь на ученых Сунны, выдавая за их слова то, чего они не говорили, но что поддерживает их новшество, либо искажая их речи и применяя их не к тем ситуациям и наполняя их посторонним смыслом.

3. Ученые из числа праведных предшественников указали на некоторые признаки, отличающие сторонников прихотей, дабы их лживые убеждения не повлияли на последователей Сунны. Ограничусь упоминанием трех из них.

Первый . Проявление гнева при упоминании критики в адрес новшеств, сект, джамаатов и их последователей.

Гнев, вызванный в такой ситуации, указывает на любовь к тому мнению, ради которого человек гневается, ему было тяжело слышать критику и выявление его фальши. Если бы он был настоящим салафитом, то не стал бы гневаться при критике новшеств, а наоборот радовался бы этому, потому что он не защищает слепо ложь и знает, что подобная критика – это один из видов джихада на пути Аллаха, оберегающий границы религии.

Известно, что некий человек обратился к Абу Бакру ибн ‘Айяшу: «О Абу Бакр, кто есть суннит?» Тот ответил: «Это человек, который не гневается при упоминании прихотей ».

Смысл его слов в том, что гнев проявляет именно приверженец прихотей либо, как минимум, тот, в чьем сердце есть болезнь и подверженность им, так что остерегаться от этого нужно обязательно.

Второй . Человека можно узнать по его товарищам, единомышленникам, сообщникам и окружению. Как сказано в хадисе: «Человек находится на религии своего друга».

Многие ранние имамы указали на это полезное средство, с помощью которого можно убрать запутанность с того человека, чья истинная сущность остается непонятной для многих людей, особенно – с того, кто внешне выдает себя за последователя Сунны. Нет другого такого признака, которым можно было бы их также быстро выявить.

Сказал имам Аль-Ауза’и (Абдурахман ибн Амр): «У того, кто скрыл от нас свое нововведение, не скроется для нас его окружение ».

Сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак: «Чье новшество для нас осталось незамеченным, не скроется его окружение ».

Сказал аль-Фудайль ибн Ияд: «Остерегайся того, кто сидит с приверженцем нововведения ».

Когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он начал наблюдать за положением ар-Раби’ ибн Субайха среди людей и спросил: «Какое у него направление?» Ему ответили: «Нет у него другого направления, кроме Сунны». Он спросил: «Кто входит в его окружение?» Ему сказали: «Люди из числа кадаритов». Тогда он сказал: «Значит, он кадарит ».

Третий . Порицание ученых Сунны.

Это общий признак для всех приверженцев прихотей. Порицание ученых бывает в разных видах, иногда более явно, иногда – менее, прямо или косвенно. Об этом упоминают ученые при рассказе о видах клеветы.

4. Никто не отрицает, что иногда истину могут защищать приверженцы нововведений, либо их руками убирается нечто из ложного, либо в начале пути некий человек находится на истине, а затем заблуждается. Но ничто из этого не должно обманывать людей в отношении этого человека, покуда он является в числе приверженцев нововведений. Наоборот, кто узнает истинную сущность этого человека и поймет исходящую от него опасность, пусть раскроет его положение и сделает искренний совет мусульманской умме.

Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опасался для своей уммы человека, который будет читать Коран настолько, что на нем станет заметен его блеск, и он будет опорой для Ислама, а затем изменится его положение, и он выступит против своего соседа-мусульманина, объявив его неверным и дозволив его кровь.

Как прекрасны слова имама аль-Ааджурри, предостерегавшего последователей Сунны от обольщения речью приверженца нововведений и его многочисленным поклонением, покуда тот находится на заблуждении. Говоря о хариджитах, он сказал следующее: «Кто увидит усердие хариджита, вышедшего против имама мусульман (будь тот имам праведным или несправедливым), собравшего вокруг себя общину, обнажившего меч, дозволившего убийство мусульман, тому не стоит обольщаться ни красотой его чтения Корана, ни долготой совершения молитв, ни частотой поста, ни его красивыми словами о знании, если его путь – это путь хариджитов ».

* Шейх Али ибн Яхья аль-Хаддади известный саляфитский талибуль-ильм, который родился в Саудии в ар-Рияде. Ему сейчас 41 год. Он учился у шейха Ибн База, также из его шейхов — шейх Салих аль-Фаузан, шейх Ахмад ан-Наджми, шейх Зайд аль-Мадхали и др.

Он получал иджазу от таких ученых, как шейх Исмаиль аль-Ансари, шейх Абдуллах ибн Акыль, шейх Ахмад ан-Наджми, шейх Раби’ аль-Мадхали, шейх Уасыюллах Аббас.

Является автором многих хороших работ, которые хвалили ученые. Например, у него есть прекрасная работа, посвященная теме излишества в религии (аль-гъулю), на которою делали такъдим шейх Ахмад ан-Наджми и шейх Уасыюллах Аббас, хвалившие эту работу и называвшие Али аль- Хаддади уважаемым шейхом, когда ему было меньше 35 лет.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Приём пищи – это действие, которое совершает каждый человек, ибо жизнедеятельность любого живого существа зависит от питания. Однако в зависимости от того, что потребляет человек и каким образом проходит процесс употребления пищи, зависит многое. Также важен момент начала и завершение трапезы. Как известно, приём пищи следует начинать с упоминания имени Аллаха и заканчивать, также воздав хвалу Всевышнему и совершив дуа. Такая трапеза непременно принесёт человеку пользу, и вдобавок к этому ему запишется за это вознаграждение.

Однако некоторые действия во время трапезы могут лишить еду бараката. Крайне нежелательно брать пищу левой рукой, и об этом сказано и написано очень много. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о нежелательности этого действия.

Во время приёма пищи многие люди дуют на горячую еду или питье. Многие делают это неосознанно, ибо им не приходит в голову, что это может быть вредно.

Когда речь заходит о том, что является макрухом (нежелательным) при приёме пищи, то в первую очередь на ум приходит именно дутьё на пищу. Приступать к трапезе, когда еда горячая, считается не только макрухом, но и причиной уменьшения бараката этой пищи.

Аль-Хатиб Аш-Ширбини, перечисляя адабы приёма пищи в своей книге «Мугни аль –мухтадж», пишет следующее: «…не употреблять горячую еду, пока она немного не остынет ».

От Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что она, когда готовила суп, накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, и потом говорила:

إني سمعت رسول الله – صلى الله عليه وسلم – يقول: إِنَّهُ أَعْظَمُ لِلْبَرَكَةِ . يَعْنِي الطَّعَامَ الَّذِي ذَهَبَ فَوْرُهُ

«Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Поистине, в этом наибольшая благодать", имея в виду еду, которая перестала вариться ». (Ибн Хиббан, 1344; Аль-Хаким, 4/118; Байхакъи, 7/280)

Также передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

لا يؤكل طعام حتى يذهب بخاره

«Не следует принимать пищу, пока от неё поднимается пар ». (Байхакъи в «Аль-Ирваъ», 2038).

Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أبردوا الطعام الحار فإن الطعام الحار غير ذي بركة

«Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна ». (Хаким )

Всё это относится не к обычной, в меру горячей пище, а к еде, которая не перестала кипеть, и от неё ещё поднимается пар; между ними есть разница, ибо та еда, которая перестала кипеть, не перестаёт быть ещё горячей.

Также в хадисах Пророка ﷺ говорится о запрете дуть в посуду или выдыхать в сосуд во время питья воды или других напитков. Запрет (нежелательность) дуть на посуду может быть связан с целым рядом причин: дующий может быть болен, что может негативно отразиться на тех, кто собирается пить после него, или же это вызовет отвращение у других к этой еде. В любом случае это считается неприличным поступком.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أنَّ النَّبيَّ - صلى الله عليه وسلم - نَهَى عَن النَّفْخ في الشَّرَاب ، فَقَالَ رَجُلٌ : القَذَاةُ أراها في الإناءِ ؟ فَقَالَ : أهرقها . قَالَ إنِّي لا أرْوَى مِنْ نَفَسٍ وَاحدٍ ؟ قَالَ : فَأَبِنِ القَدَحَ إِذَاً عَنْ فِيكَ

«Когда Пророк ﷺ запретил дуть на питьё, один человек сказал: "Но иногда я вижу в нём соринки ". Пророк ﷺ сказал: "Выплесни их ". Этот человек сказал: "Поистине, я не напиваюсь за один дух ". Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи стакан ото рта (то есть: отведи кубок ото рта и сделай вдох) "». (Имам Ахмад, 3/32; Тирмизи, 1887; Ибн Хиббан, 5327)

Также от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِيَّ - صلى الله عليه وسلم - نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ

«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него ». (Тирмизи, 1888; Абу Дауд, 3728; Ибн Маджах, 3428 и 3429)

Как мы выше упомянули, нет принципиального запрета дуть на еду или в посуду. Это является не приказом Посланника Аллаха ﷺ , а советом. Поэтому, с точки зрения фикха, дуть на еду или в посуду является нежелательным действием (макрух), противоречащим адабу приёма пищи.

Однако в любом случае мусульманину следует воздержаться от этого, ибо соблюдение адабов занимает очень важное место в Исламе.

Пусть каждый человек размышляет над тем, какую заботу проявляет шариат, чтобы научить мусульманина , которые он должен соблюдать даже во время еды и питья. Как много внимания уделяется в книгах учёных-богословов вопросам адаба, гигиены и чистоты. Это всё лишний раз подтверждает истинность и совершенство религии Ислам!

Резюмируя, хотелось бы сказать : не следует есть очень горячую пищу, необходимо дождаться, когда она немного остынет. Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул на еду и не дул в посуду, из которой ел или пил, и предостерегал других от этого, так как это не соответствует адабам.

Муслим Абдулаев