Конспект нод в подготовительной группе по исследовательской. Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Ищем следы весны. Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

Редькина Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми

Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..12.2019).

Заказ № 36491

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).

Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.

Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы;

Высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.

Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа

Тема

Тема деятельности

Цель деятельности

Описание

«Планета Земля в опасности»

«Глобус своими руками»

Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года.

Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10)

«Обитатели нашего уголка природы».

«Растения пьют»

Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды).

В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды.

Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям)

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

вые комнатные растения».

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот.

Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу.

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет»

Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя.

Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?».

Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета.

Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные.

Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы.

«Беседа об осени»

«Почему листья осенью желтеют»

Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня.

Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда).

«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне»

Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно.

Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки.

Зачем лягушке такая особенность?

Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка…

У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему?

«Как видит лягушка»

Показать особенности зрения лягушек.

Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой.

Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это?

Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны

«Сравнение рыб и лягушек».

«Как видят рыбы»

Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды.

Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям.

Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии.

Хорошо видно друг друга? (плохо)

Так и рыбы видят - они близоруки.

Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду.

Хорошо видно? (ничего невидно).

Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде?

Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы)

«Беседа о кроте»

«Как видит крот»

Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.

Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота).

Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно)

А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно).

«Почему мех крота ложится в разных направлениях»

Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против.

Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти)

Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад).

«Слепые землекопы»

Проект «Слепые землекопы»

Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей.

Презентация «Слепые землекопы»

«Что мы знаем о птицах?»

«Как видят птицы»

Показать зависимость расположения глаз от типа питания.

Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя)

А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы).

«Полет листа бумаги»

Показать важность площади опоры о воздух для полета.

Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук.

Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему?

Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.

«Сохраним елку - красавицу!»»

«Елочки - школьницы»

Показать сколько елок вырубается на праздник.

Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей.

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

«Маскировка»

Уточнить приспособительные особенности животных.

Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Этажи леса»

Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает.

Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Волк и лиса - лесные хищники»

«Чьи ноги быстрее»

Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи.

Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих.

Подвижная игра «Поймаем зайца»

Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи.

Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться.

«Лес в жизни человека»

«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели»

Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях.

Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.

«Заповедные места и памятники природы»

Сюжетная игра «Некультурные туристы»

Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей.

Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы.

«Кому нужна вода?»

«Капля за каплей»

Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов.

Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана?

Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня.

«Обитатели водоёма»

Фото-загадки «Животное водоема»

Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем.

Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей).

«Что живет в воде, что растет в воде»

«Почему завяла валлиснерия»

Показать детям полную зависимость от воды водных растений.

Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть.

«Почему ива плачет»

Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы

В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода.

Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями.

Праздник «Земля, с днём рождения тебя!»

В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др.

«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями»

Показать способы размножения растений, виды корневой системы.

Посадка и пересадка комнатных растений.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
  2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи: Развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, объяснить, почему воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. Познакомить с разными видами ветра: смерч, тайфун, ураган. Закрепить с детьми воздушный транспорт, количественный счет до десяти, величину: высокий, низкий. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Словарная работа: смерч, ураган, тайфун, духовые инструменты, понятие фразеологизма «ветер гуляет в голове».

Материалы и оборудование: ноутбук, пластиковые стаканы, трубочки, вода; различные мелкие предметы: камень, растение, деревянный кубик, гвоздь; духовые музыкальные инструменты, апельсины, ширма, ватман, картинки с изображением различных живых и не живых предметов, клей, кисточки.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно услышала спор, идущих впереди меня мальчиков-школьников. Первый мальчик утверждал, что воздух есть только внутри человека. Второй говорил, что воздух есть внутри всех предметов. На что первый ответил, что предметы неживые и воздуха там нет. А как вы думаете, кто из них прав? Может у вас есть свое мнение?

(Дети высказывают своё мнение, предположения.)

Я вам предлагаю провести опыт и проверить есть ли внутри человека воздух.

Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)

Посчитай сколько здесь ребят и меня не забудь, принеси столько соломинок из научного центра.

Возьми в уголке экспериментирования 6 высоких стаканов.

Принеси 5 стаканов пониже.

Возьмите в кухне бутыль с водой и принесите.

(На столе стоят 6 высоких стаканов, 5 стаканов пониже, 11 соломинок, бутыль с водой.)

Ребята, возьмите каждый себе по стакану и по соломинке. Я вам сейчас налью воду в стаканчики, а вы подумайте, как с помощью всего этого можно определить есть ли в человеке воздух? (Поставить соломинку в стакан и подуть, пойдут пузырьки, это выходит воздух.)

Только будьте аккуратны, не ставьте стаканы на край стола, чтобы случайно не уронить.

Что мы видим?

Ребята, помните, второй мальчик утверждал, что воздух есть во всех предметах. Как вы думаете это так? (Варианты ответов детей.)

Опыт № 2: Нам понадобятся некоторые предметы из нашего уголка экспериментирования. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси емкость для воды.

Принеси мел.

Принеси камень.

Принеси гвоздь.

Принеси ракушку.

Принеси растение, оно стоит на подоконнике.

(На столе стоит емкость с водой, мел, камень, ракушка, гвоздь, растение.)

Как мы можем узнать есть ли в этих предметах воздух? (Варианты ответов детей.) Дети поочередно кладут данные предметы в воду, если пошли пузырьки, значит, воздух есть внутри, если не пойдут пузырьки, значит, воздуха нет.

Что мы видим?

Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: Воздух есть не во всех предметах. Он занимает все свободное место в пустотах предметов. Мел и камень пористые, т.е. в них есть небольшие дырочки, поэтому в них попал воздух. На растении мы тоже увидели пузырьки, это значит, что воздух проник и в него. А знаете ли вы, что растение помогает нам в очистке воздуха. Может быть, кто-то знает, каким образом? Растение выделяет кислород, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Для чего сажают деревья вдоль дорог? (Очищает воздух от вредных примесей, п.ч. на дорогах больше загрязнений, по ним ездят машины.) Где полезнее гулять в лесу или возле дороги. В каком предмете мы не обнаружили воздух? (варианты ответов детей). Потому что гвоздь – металлический, он очень плотной структуры, там нет пористости. А где в мире нет воздуха? (Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает детям подвести итог: в космосе нет воздуха, поэтому космонавты при выходе в открытый космос используют скафандры. А что такое скафандр? (Варианты ответов детей)

А кто знает, может ли воздух передать какую-нибудь информацию человеку? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: По воздуху перемещается запах…дыма (если пожар), пищи (если жарят, варят), речь человека (звуки речи), звуки предметов. А сейчас мы проверим, правда ли воздух может нам передать информацию. Какую информацию до вас донесёт сейчас воздух, проверим. (За ширмой порезать апельсин, варианты ответов детей, показ разрезанного апельсина.)

Ребята, а вы знаете, что есть инструменты, которые звучат только с помощью силы потока воздуха. Сейчас мы это проверим. Возьмите каждый себе в уголке музыкальный инструмент и подуйте в него. Что мы слышим. Как, получается звук, который мы слышим? (Воздух проходит через преграду в музыкальном инструменте и получается звук.) Как, одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Почему они духовые? (Варианты ответов детей.)

Покажите свои ладошки. Помашите ладонью перед своим лицом, что чувствуете? (прохладу, легкий ветерок).

А может, вы знаете, что такое ветер? (Варианты ответов детей.)

Ветер – движение частиц воздуха). Мы сейчас рукой разгоняли частицы воздуха и получили ветер.

Может ли быть такой ветер опасен для человека?

А какой ветер может быть опасен?

А вы знаете, какой бывает ветер? (Варианты ответов детей.)

Посмотрите на экран ноутбука, я вам покажу слайды с изображением видов ветров. (Изображение тайфуна, смерча и урагана с комментариями воспитателя)

А сейчас поиграем в игру «Узнай»: я показываю вам картинку, а вы говорите название ветра. (Варианты ответов детей.)

Ребята, хочу вас порадовать: мы с вами живет в таком благоприятном месте, что нам эти ветра не страшны.

Воспитатель: А вы знаете что, раньше в старину люди наделяли ветер необыкновенной, волшебной силой. В какой сказке герой – царевич обращается к ветру, чтобы найти свою невесту? (Варианты ответов детей;

Елисей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».) О ветре еще, писали стихи, песни. Я вам прочту стихотворение современного автора В.Орловского «Ветер»:

Знают взрослые и дети

Для чего в природе ветер.

Он по небу гонит тучи

И вздымает волны круче.

Вертит мельниц шестеренки,

Сушит детские пеленки.

Знают все на белом свете,

Что бывает разным ветер:

Слабым, сильным, штормовым,

Летним – нежным,

Зимнем – злым.

Но зачем неясно мне

Нужен «ветер» в голове?

А что, значит, «ветер гуляет в голове»? (Варианты ответов детей) Воспитатель помогает детям в пояснении: так говорят про человека не внимательного, рассеянного, т.е. в голове должен быть мозг, который для внимания и памяти, а у него «ветер в голове».

С ветром мы разобрались, но вернемся к воздуху. Воздух еще является средой обитания некоторых животных. Как вы думаете для каких? (Варианты ответов детей.)

Еще люди изобрели транспорт, который летает по воздуху. Как он называется, одним словом? Какой вы знаете воздушный транспорт? (Варианты ответов детей.)

У меня есть разные картинки: растение, человек, самолет, парусник, дерево, птица и т.д. Вам нужно выбрать те, которые каким-нибудь образом связаны с воздухом и, наклеить их на этот плакат. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси клеенки.

Принеси кисточки.

Принеси клей, а я вам его налью в баночки.

Подумайте и обсудите, какие картинки будете наклеивать, и наклейте их. (Дети обсуждаю, наклеивают картинки на плакат).

Почему наклеили дерево, птицу, человека? (Варианты ответов детей.)

Рефлексия: Так кто же из мальчиков был прав? (Варианты ответов детей.) Я обязательно встречу этих мальчиков и расскажу им о той работе, которую мы с вами сегодня проделали.

Инна Мордик
План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Сентябрь

Занятие №1 : «Наши помощники»

Опыт : «Слушай во все уши»

Цель : Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.) . Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал : Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку» , гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 55

Занятие№2 : «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель : Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Материал : Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки : водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Цель : Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Материал : Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3 : «Может ли растение дышать?»

Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал : Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Опыты : Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 28

Занятие №4 : «Почему листья осенью опадают?»

Цель : Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

Материал : Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

Опыт : Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 33-34

Занятие№1 : «Вода в природе и в быту» .

Цель : Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды : прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес , наблюдательность, мыслительную деятельность .

Материал : Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Опыт : «Вода – помощница»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с. 41-42.

Занятие №2 : «Вода и температура»

Цель : Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём.

Закрепить полученные знания о температуре.

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Материал : Учебный модуль «температура» , холодная, горячая вода, кубики льда. 3-х литровая банка с водой,

Литнратура : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 22 урок 2

Занятие №3 : «Вода – растворитель»

Цель : Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Материал : Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 41-42.

Занятие №4 : «Путешествие капельки»

Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

Материал : эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода» ,схема «Круговорот воды в природе» , глобус.

Опыт : «Откуда берется вода?»

Литература : Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность » стр. 70-73

Занятие № 1 : «Магнит – фокусник»

Цель : Познакомить детей с магнитом . Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материал : Магнит, датчик, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты : «Магнитные силы» , «Мы – фокусники» , «Притягиваются – не притягиваются»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 48-49.,

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 1

Занятие №2 : «Сила тяготения»

Цель : дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материал : датчик, глобус, небьющиеся, разные по весу предметы : листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.

Опыт : «Почему все падает на землю» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» ,стр. 51

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 2

Занятие №3 «Что мы знаем о звуке»

Цель : Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; знакомить детей с органом слуха; познакомить с понятиями «звук» , «звуковая волна» , «высокие и низкие, громкие и тихие звуки» .

Литература

Занятие №4 : «Что мы знаем о времени»

Цель : Дать понятие «время» , объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней) . Закрепить понятие «беречь время» .

Материал : глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» (Тугушева, стр. 80) .

Литература : электронная презентация «Детям о времени» .

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » . Тема «Мы исследователи» стр. 244

Занятие№1 : «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Цель : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый) . Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Материал : Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка.

Литература : О. А. Зыкова с. 47.

Занятие №2 : «Живые камни»

Цель : Познакомить с камнями , происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал : Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Литература : Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

Опыт : «Что есть в почве?» Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38

Занятие№ 3 : «Как появляются горы?» «Извержение вулкана» .

Цель : Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор : движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Материал : иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 50.

Занятие №4 : «В пустыне»

Цель : Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал : Большие пробирки, вода в мерном стаканчике, Иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен и сухой песок.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 56, 60.

Занятие №1 : «Если зимушка пришла, много снега принесла»

Цель : Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар) . Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал : емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Опыты : «Какие свойства» , «Твердые - жидкие»

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 : «Огонь – друг или враг»

Цель : Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Материал : Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.

Опыты : 1. Как первобытные люди добывали огонь?

2. Человек подчинил себе огонь.

3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.

Литература : Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников » стр. 70.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 145.

Занятие №3 : «Кто как видит»

Цель : Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Материал : повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.

Эксперимент : 1. Одинаково ли видят оба глаза.

2. Как видят заяц и птица.

3. Какие глаза видят лучше : большие или маленькие?

4. Как видит крот?

Литература : А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр. 169.

Занятие №1 : «Как увидеть и услышать электричество»

Цель : Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток» . Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материал : Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. Опыты : «Чудо прическа» , «Волшебные шары» , «Вертушка»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 98 - 100.

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие №2 : «Почему горит фонарик?»

Цель : Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке, 6-8 лимонов.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие№3 : «Электроприборы»

Цель : Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.) . Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа) . Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Материал : Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Батарейка, батарейный блок с тремя батарейками, динамо-машина.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 34 урок 2

Занятие № 4 : «Свет вокруг нас

Цель : Познакомить детей со свойствами света. Формировать элементарные представления о том, что такое «свет» , «фотоны» . Учить сравнивать освещённость различных объектов.

Развивать любознательность и внимание.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 26 урок 1

Занятие №1 : «Первоцветы. Как растут растения?»

Цель : Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Опыт : «Что внутри?» ; «Вверх к листочкам»

Цель : установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

Материал : стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 34.

Занятие №2 : «Где растения любят жить?»

Цель : углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Материал : горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Опыт : «Где растения быстрее получат воду» , «Хватает ли света?»

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 38.

Занятие №3 : «О чем поют весной птицы?»

Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал : перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.

Опыт : «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 40

Занятие №4 : «Кто как гнездо вьет?»

Цель : развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Материал : плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.

Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.

Опыт : «У кого какие клювы» , «Без рук, без топора, построена изба»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 32, 40

Занятие№1 : «Солнце, Земля и другие планеты »

Цель : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета . Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет . Чем дальше планеты от Солнца , тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Материал : Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.

Литература : Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » стр. 208

Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 136.

Занятие№2 : «Этот загадочный космос»

Цель : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас : космос, космонавт, космическая невесомость.

Материал : Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.

Опыт : «Темный космос» , «На орбите»

Материал : фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 112.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 55-56

Занятие №3 : «Рукотворный мир»

Цель : учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Материал : предметы из различных материалов, эл. презентация.

Опыт : «Родственники стекла» , «Мир вещей» .

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – с.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 59.

Занятие №4 : «Кто такие насекомые»

Цель : Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов; развивать знания детей в процессе наблюдений з животными.

Материал : лупа «Любопытный глаз» , мини лаборатория.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 71.

Занятие №1 : «Свет и цвет»

Занятие : «Откуда радуга берется?» .

Цель : Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей , существующих в неживой природе.

Материал : Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.

Занятие №2 : «Сила»

Цель : Познакомить детей с понятием силы. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик давления, резиновая груша, пластиковая пластина,поршень, воздушные шарики.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 52 урок 1

Занятие №3 : «Звук»

Цель : Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Объяснить детям вред громких звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик звука, ксилофон, свистки, флейта, карточка со схемой строения органов слуха.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Что нового мы узнали?

Как мы к этому пришли?

Какие были трудности?

Ребята, теперь вы знаете, что, твердое, может превратиться в жидкое, а жидкое в твердое.

Название: Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №124 Детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Теперь я вам расскажу немного о соли!

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка.

Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе.

Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем халаты ).

Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к столу, перед вами карточки с картинками, в одну сторону сложите картинки, изображающие, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя! (Перед детьми 9 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников разложить их в 2 группы, что делать можно, а что нельзя. Карточки пробовать, нюхать, трогать окажутся между этими двумя группами, нужно объяснить что не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать ).

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной!

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль?

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?

Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?

Сыпучая не сыпучая?

Давайте сделаем вывод, соль она какая?

Опыт 2.

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике. (дети пробуют воду ).

Так что вы попробовали?

Имеет ли она вкус?

Теперь давайте попробуем растворить соль в воде . Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!

Пробуем на вкус, какой стала вода?

А какой была? Делаем вывод.

Опыт 3:

(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).

Скажите, что вы видите перед собой?

Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.

Что произошло?

А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?

Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.

— Подведем итог, что мы узнали о соли?

— А теперь немного отдохнем.

Физминутка:

А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.