Динамика развития речи ребенка 1 год. Как развивать речь ребенка с рождения? Как создать правильную среду для развития речи

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем - заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.

Как формируется речь у детей раннего возраста


Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, ведь крохе предстоит приобрести столько знаний и умений: научиться издавать звуки, запомнить значения слов, понять логику построения предложений. Рассмотрим особенности формирования коммуникативных навыков в разном возрасте.

От 0 до 6 месяцев. Первые попытки общения с внешним миром младенец предпринимает сразу же после появления на свет. С рождения и до 2 месяцев единственной доступной для ребенка формой коммуникации является плач. Так малыш дает маме понять, что проголодался, устал или хочет спать, чувствует себя некомфортно. С 2-3 месяцев появляется гуление. Ребенок учится произносить первые гласные и согласные звуки: «а», «у», «ы», «г». И вот уже родители радуются первому «агу». Кроха пытается управлять своими голосовыми интонациями, слушает обращенную к нему речь. В 3-6 месяцев малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону их источника. В этот же период ребенок начинает лепетать, узнает свое имя. Родители могут заметить, что малыш плачет по‑разному, когда устал, голоден или хочет спать.

С 6 месяцев до 1 года. На этом этапе развития речи появляются первые слоги. Обычно в возрасте около полугода ребенок воспроизводит сочетания звуков «ба» и «ма» - их произнести проще всего. Он часто повторяет слоги, а к 7-9 месяцам учится комбинировать их между собой. К году появляется звукоподражание. Малыш пытается повторить звуки из речи взрослых, откликается на свое имя. Уже в этом возрасте он понимает, что значит слово «нет».

С 1 года до 1,5 лет. С 12-13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.

С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.

С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150-200 слов.

После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.

Что влияет на развитие речи

Индивидуальные физиологические особенности. Для формирования речи важно, чтобы у малыша правильно функционировали органы слуха, определенные центры в головном мозге, нервная система. Здоровое физическое и психическое развитие - необходимое условие для овладения навыками общения в сроки, которые считаются возрастной нормой. Большое влияние на физиологические особенности может оказать течение беременности и родов.

Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.

Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).

Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте


В первые годы жизни дети воспринимают информацию о внешнем мире через слух, зрение, вкус, осязание. В младенческом возрасте познание осуществляется именно через сенсорные каналы. Малыш прислушивается к звукам, тянет предметы в рот, чтобы изучить их вкус и форму, вертит в руках игрушки, рассматривает яркие предметы. Для раннего развития речи у детей до года важно помочь им получить как можно больше информации об окружающем мире. Сделать это можно именно с помощью сенсорных стимулов.

Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.

Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.

Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.

Вкус. С 4-6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.

Важность общения с ребенком для развития речи

Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, - внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное - разговаривать с крохой. Общение должно быть не только во время занятий, но и постоянно, каждую минуту совместного пребывания с ребенком. Обращенная речь взрослых - мощный стимул для развития малыша. Разговаривайте с ним обо всем, озвучивая свои действия. Обычно у мамы это получается легко: она просто сопровождает комментариями кормление, купание, переодевание, укладывание. Важно показывать ребенку окружающие предметы и называть их. Когда малыш начинает агукать и лепетать, нужно откликаться на издаваемые им звуки, как бы поддерживая разговор. По мере формирования речи с ребенком становится все проще и проще общаться на самые разные темы, но и в раннем возрасте разговаривать с ним надо обязательно.

Методы развития речи

Проговаривание ситуаций. Мы уже сказали, что для развития речи нужно сопровождать словами каждое действие. Полезно проговаривать ситуации во время игр, просмотра картинок, сборов на прогулку и т. д. Не нужно специально выбирать тему для разговора, достаточно просто озвучивать происходящее. Приведем пример, как это может происходить при одевании малыша. «Мы сейчас пойдем гулять на площадку, нам нужно одеться. Где лежит кофточка? Вот она. А это штанишки. Сейчас мы их наденем: сначала на правую ножку, теперь на левую. Покажи, где кармашки. Молодец. А кто нарисован на кофточке? Это котенок. Пойдем надевать ботинки и т. д.».

Пальчиковые игры. Особенность таких игр для развития речи состоит в том, что взрослый не просто загибает пальчики малыша или выполняет другие действия с его ручками, но и одновременно рассказывает стихотворение, потешку. В игровой форме ребенок учится воспринимать речь на слух, запоминает слова и звуки, которые затем будет пытаться повторить. Начать занятия с малышом можно со знакомых всем игр: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Еще вариант - учить названия пальчиков, загибая их.

Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант - рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.

Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.

  • Угадай инструмент. Если дома есть несколько разных музыкальных инструментов, даже игрушечных, можно предложить ребенку угадать, на чем играет мама или папа. Малыш быстро научится различать, как звучит пианино, гитара, барабан, гармошка.
  • Как говорят животные. Приготовьте картинки знакомых ребенку зверей. Предложите ребенку показать, как «разговаривает» кошечка, корова, собака. Потом можно попросить воспроизвести звуки, которые издают их детеныши: как мяукает котенок, мычит теленок, тявкает щенок и т. д.
  • Повторяй за мной. Эта игра для развития речи предполагает, что взрослый отстукивает простой ритм или издает определенный звук, который ребенок должен повторить. Когда он освоит эту игру, можно поменяться. Пусть кроха издает звуки, а родители их воспроизводят.
  • Узнай по голосу. Для этой игры потребуется не меньше 3 взрослых (чем больше, тем лучше). Ребенка ставят к ним спиной, чтобы он не видел, кто говорит. Затем один из играющих произносит имя малыша, а тот должен угадать, кто его позвал.
Логопедические занятия. Они могут проводиться как со специалистом, так и дома. Упражнения для развития речи и языковой подвижности должен подбирать логопед. Если родители занимаются с крохой самостоятельно, важно точно выполнять рекомендации врача. Во время выполнения упражнений малышу должно быть весело и интересно. Для этого занятия проводятся в игровой форме. Нужно учитывать, что дольше 5 минут ребенку трудно удерживать внимание. Пусть упражнения будут короткими, но выполняются каждый день.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей

Основная задача проведения такой гимнастики - сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений. Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию.
  • «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
  • «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
  • «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
  • «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
Несколько обобщенных рекомендаций, как развить речь у ребенка, помогут родителям, которые хотят, чтобы их малыш как можно скорее заговорил, постоянно расширял словарный запас и учился строить развернутые предложения.
  • Реагируйте на звуки, которые издает ребенок, подражайте лепету и гулению.
  • Повторяйте потешки, короткие ритмичные стишки.
  • Учите ребенка названиям предметов, именам родственников.
  • Ежедневно читайте вслух, например перед сном.
  • Обращайте внимание малыша на различные объекты, издающие звуки (животных и птиц, транспорт, бытовые приборы и т. д.).
  • Поощряйте ребенка, когда он инициирует общение, учит новые слова.
  • Во время разговора поддерживайте визуальный контакт с малышом.
  • Во всех подробностях описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Включайте малышу аудиосказки и детские песенки.
  • Следите, чтобы обращенная к маленькому собеседнику речь была грамотной, четкой и выразительной. Выбирайте понятные ребенку слова, используйте не слишком сложные предложения.
  • По мере взросления малыша заменяйте звукоподражания и упрощенные слова в его речи правильными. До года кроха может говорить «ам-ам» вместо «кушать», «мяу» вместо «кошка», «ту-ту» вместо «поезд». Для правильного развития речи в дальнейшем желательно каждый раз сопровождать произнесенную ребенком форму общепринятым словом. Например, кроха увидел кошку, показывает на нее пальцем и говорит «мяу!». Мама может добавить: «Да, это кошечка пробежала».
  • Тактично исправляйте ошибки в речи малыша, не ругайте и не стыдите его - это отбивает мотивацию общаться.
  • Проговаривая ситуации, используйте повествовательный стиль вместо описательного («Посмотри, это собачка, она несет хозяину палочку, так она играет» вместо «Вон собачка»).
  • Заменяйте простые фразы ребенка полными предложениями, это помогает обогатить речь. Если кроха говорит: «Дай пить», можно прокомментировать: «Ты хочешь выпить воды».
  • Учите малыша следовать простым инструкциям. В игровой форме попросите его выполнить несложные задания, состоящие из нескольких действий: «Найди мишку, подними его, принеси мне».
  • Давайте ребенку простые поручения (например, отнести фантик от конфеты в мусорное ведро), благодарите за помощь.
  • Как можно больше играйте с малышом в ролевые игры - они хорошо способствуют развитию речевых способностей и навыков коммуникации.
  • Показывайте, что внимательно слушаете малыша: кивайте, задавайте вопросы, улыбайтесь.
  • Рассказывайте ребенку, о чем Вы думаете, как Вы рассуждаете и планируете.
  • Используйте наглядный материал для развития речи: карточки, плакаты, игрушки.
  • Задавайте ребенку различные вопросы, стимулируйте его к размышлениям.
  • Вечером обсуждайте с малышом, как прошел день, вместе вспоминайте самое интересное.
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи в освоении родного языка.

Что может затормозить развитие речи

Излишняя предупредительность родителей. Чрезмерная опека ребенка и предугадывание всех его желаний могут затормозить многие процессы в развитии речи. Если родители сразу дают малышу то, что он хочет, стоит только показать жестом или заплакать, у него не возникает потребности в ясном выражении мыслей. Зачем трудиться, когда мама и папа все сделают и так? Для формирования речи очень большую роль играет мотивация, поэтому не стоит сразу же бросаться на помощь полуторагодовалому или двухлетнему малышу до того, как он попытается попросить об этом словами.

Заниженные или завышенные требования. Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие - заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.

Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.
  • В 1,5-2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).
Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг - все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

Клуб Увлеченных Мам

Вот и исполнился год вашему малышу. Вы, как заботливая мама, конечно, переживаете, соответствует ли развитие вашего чада нормам.

До года речевое развитие у разных детей проходит одинаковые стадии, о них мы писали в статье « «. Разница между сверстниками поначалу незначительна, но после года речь развивается активными темпами и чтобы «держать руку на пульсе» и направлять развитие малыша, мы и поговорим о развитии речи ребенка в 1 год .

Итак, в соответствие с нормами к концу первого года жизни ваш ребенок должен уметь:

  • правильно произносить от 2 до 6-8 слов,
  • использовать около 5-10 лепетных слов типа: би-би, бо-бо, гав,
  • показывать предметы, которые вы называете,
  • выполнять простые просьбы типа: дай руку, посмотри на тетю,
  • понимать слово «нельзя».

Дальнейшее развитие речи ребенка в 1 год будет обусловлено такими факторами:

  1. качественной речевой обстановкой;
  2. здоровьем малыша;
  3. развитием мелкой моторики;
  4. наследственными факторами.

Из всех этих факторов родители не в силах изменить лишь наследственность, а остальное все в наших руках.

1. Качественная речевая обстановка

Скажем образно — «для того, чтобы растить вкусные плоды, нужна плодотворная почва». Это значит, что вам необходимо создать такие условия, чтобы малыш имел возможность пополнять словарный запас и тренировал навыки произношения. Более подробно о том, как читайте в отдельной статье.

2. Здоровье малыша

Если ваш малыш часто болеет, то это значит, что большое количество его энергетических ресурсов уходит на то, чтобы восстанавливать нарушенный болезнью баланс организма. Потому что для выживания здоровье тела важнее, чем речевые навыки и многое другое.

Постарайтесь понять, почему часто болеет ваш ребенок. Консультируйтесь с разными специалистами, но не надейтесь только на врачей, анализируйте сами, никто лучше, чем вы, не знает вашу реальную семейную ситуацию.

Как только малыш перестанет болеть, вся сила пойдет на развитие.

3. Развитие мелкой моторики

О том, как развитие мелкой моторики влияет на речь, знают уже большинство родителей, если хотите проверить, правильно ли вы понимаете этот процесс, загляните .

Развивайте мелкую моторику у вашего малыша — это благотворно повлияет на развитие его головного мозга.

В разделе « » вы найдете много идей для интересных развивающих игр и занятий с малышом.

4. Наследственные факторы

Изменить наследственность нам не под силу, но знать «слабые места» вашего семейного генофонда и проявления нежелательных заболеваний просто необходимо! Тогда можно вовремя реагировать и обязательно проводить профилактику хронических семейных болезней.

Условия для развития речи ребенка в 1 год

Общение

Продолжайте много разговаривать с вашим малышом, рассказывайте ему все, что происходит, что он видит, куда вы идете и кто пришел. Не думайте о том, поймет ли он вас, достаточно того, что он слышит вашу речь и запоминает конструкции разных фраз.

Пополнение пассивного словаря

Называйте ребенку разные предметы, пусть он их находит глазами или указывает на них пальчиком, так вы будете видеть, что понимает малыш больше, чем говорит.

Указательный пальчик

После года наступает момент, когда ребенок начинает показывать на что-то пальцем и просить вас объяснить, что это такое. Ловите эти моменты и удовлетворяйте любопытство своего годовасика, и он будет расти любознательным и разговорчивым.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Подберите несколько стишков, которые вы будете сопровождать движениями, со временем малыш начнет запоминать движения и повторять их за вами. Так вы увидите, что малыш уже учит стихи, но пока не может их прочитать вам вслух.

Пальчиковые игры

О важности пальчиковых игр написано очень много, поэтому не будем повторяться. Еще можно делать ежедневный массаж пальчиков и ладошек, складывать кисть в кулачок, тренировать указательный жест — это может быть не менее весело и полезно, чем пальчиковые игры.

Песенки

Пойте с малышом песенки, в таком возрасте малыши стараются активно подпевать. Придумайте простые движения к песенкам и танцуйте вместе.

Выбирайте коротенькие песенки на одно-два четверостишия, и вскоре малышу будет под силу их с вами петь.

Предложения

Помогайте малышу строить предложения. Если он тянет к вам ручки и говорит «мама», озвучьте его просьбу, проговорите ее вслух, тем самым подавая пример, что в такой ситуации надо сказать – «Мама, возьми меня на ручки».

Ролевые (сюжетные) игры

Самое время начинать учить ребенка играть в ролевые игры. Проигрывая разные жизненные ситуации, вы не только развиваете речь малыша, но и готовите его к адекватному восприятию житейских ситуаций и умению реагировать на разные сюжетные повороты.

К сожалению, психологи и педагоги отмечают, что нынешнее поколение детей дошкольного возраста не умеет развивать сюжетных игр, поэтому научите ролевым играм своего ребенка сами.

Играйте в дочки-матери, в магазин, в доктора, развивайте социальные навыки вашего ребенка вместе с речью.

Развивая речь своего ребенка в 1 год , помните, что каждый малыш уникален, а значит, он может не «укладываться» в средние нормы. Однако если вы видите, что ваш малыш не успевает в своем развитии за нормами постоянно, то это тревожный сигнал, и лучше пройти консультацию у специалиста.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет

К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: "мама", "папа", "гав-гав", "би-би", "тик-так", "пи-пи" и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит "мама", когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе "Покажи, где лошадка" смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще "автономны", порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название - с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков. Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: "встань", "сядь", "ложись" и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые движения по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка 7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова "ладушки", "до свидания", движения ножками на слова "топ-топ". Для того чтобы "разучить" с ребенком понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к этому предмету.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, должна не просто сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, тогда только она воспринимается ребенком. Если даже ребенок умеет самостоятельно обращаться с чашкой и ложкой, но не приучен к общению, он не реагирует на обращение к нему по поводу этих предметов речь.

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово "нельзя", если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова "можно", "хорошо", "плохо". Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка.

Формируется активная речь. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: "баба", "папа", "мама", "дай", "на", "бах", "ав" и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных") слов, которые несут смысловую нагрузку. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов.

Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы).

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не "ав-ав", а "собачка", хотя само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди,

а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них вопросов: "А это?" "Какая?", что говорит об уровне их познавательной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными речевыми реакциями? Так, лепетом они пользуются во время ходьбы, разнообразных движений, словами - до 1 года 6 месяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов в поле зрения. После 1 года 6 месяцев дети начинают пользоваться слова и во время игры, при этом их речь часто носит необращенный характер. Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к двум годам, хотя первые слова малыш может произнести и раньше. Однако срок - 2 года - оказывается очень приблизительным для возникновения речи. Ни одно приобретение ребенка не имеет таких индивидуальных вариантов в сроках появления, как речь.

Начиная с двух лет , ребенок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. В начале второго года звуки "ам" превращаются обычно в звуки "ням-ням". Иногда ребенок отвечает в случае согласия принять пищу словами "мам", "ня-ня", "дай-дай" и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он "а-а", ребенок отвечает звуками "а-а", при этом тужится и всей мимикой выражает свое состояние. Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это еще не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовет взрослого ("мам", "няня", "тетя"), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой. Слова ребенок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или вопрос взрослого. 1 полугодие 2-го года жизни.

Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

Слово дает возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать воспринимаемое. Эта деятельность имеет уже некоторые элементы произвольности. Ребенок выполняет предложение близкого взрослого только в том случае, если оно сделано ласковым тоном.

На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в речевой форме: "да", "не" ("нет"). Понимание ребенком смысла слова в своем развитии проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, с действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит каждое понимаемое слово к широкому кругу различных предметов и действий, к целым ситуациям, которые связаны с предметом. Но с другой стороны, ребенок не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от друга по размеру, по материалу и т. п.

К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно: одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, например: дять буку (дай булку), титети (конфеты).

Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее. В это время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Как известно, ребенок проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго до возникновения самостоятельной речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими словами.

Во втором полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: "Что это?", "А что это?" или просто - "Это?".

К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны: это и просьба в чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний. Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его. С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, "разговаривать" по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.

Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничиться тем, что ребенка просят показать тот или иной предмет на картинке, например: где кошка? Где у нее глаза, усы, уши, хвост? Где колеса? В приведенных примерах обе картинки (кошка, машина) эмоционально приняты ребенку, что составляет важное условие его заинтересованности. При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.

К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы "почему?" и "как?". Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени. Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.

Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком.

Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого надо правильно повторить предложение, произнесенное ребенком с ошибками, и при этом не настаивать, чтобы он снова повторил его, теперь уже правильно. Конечно, правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша повторять правильные образцы, можно обескуражить его и привить ему комплекс боязни неправильного произношения.

К концу третьего года жизни большинство детей уже может вести беседы и связано рассказывать о простых событиях.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: "Это паркет", - объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ("Чашка - это посуда. Из чашки пьют", "Это растет на грядке. Морковочка это".) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложные рассказы взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются взаимоотношения между понимание и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, "велосипед" произносят "апипед", "весипед").

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.

В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: "почему?", "где?", "когда?", "зачем?". Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: "зяйка" (зайка), "пизяма" (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно ("лиса"), в другом - неправильно: "повзет" (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: "балабан" (барабан), "Зеня" (Женя).

Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков . Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

http://www.child-psy.ru/rechi/244.html

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.

В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Нормы развития речи на втором году жизни малыша

Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик - кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом -домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две - три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут - отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу - с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

Проверка слуха

Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.

Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

Диагностика органов артикуляции

Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

Возможные проблемы:

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.

Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

Проверка понимания речи

Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.

Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).

На видео ниже хорошо рассказано про развивающие речь игры в этот период:

Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.

Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.

Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.

Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

Если у вас остались вопросы по развитию речи ребёнка с одного года до двух лет, вы можете задать их нам. Если вы хотите провести диагностику возможной патологии развития речи, или просто показать ребёнка специалисту, чтобы убедиться в отсутствии речевых нарушений, обратитесь к нам за консультацией.