Какой штраф за отсутствие детского кресла. Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели

Изменения по перевозке детей на переднем сиденье машины были внесены в ПДД 12 июля 2017 года . Изменения в этом плане были существенные. Если ранее ребёнка до 12 лет нельзя было перевозить без автокресла, то теперь это делать можно, но с определёнными тонкостями и условиями. О том, со скольки лет можно перевозить ребёнка на переднем сиденье на легковых и грузовых автомобилях (в том числе когда речь идёт о ребёнке на переднем сиденье в Газели), какие есть нюансы перевозки детей без автокресла, пристёгнутыми штатными ремнями безопасности, мы будем разбираться в статье.

Давайте обо всём по порядку!

Со скольки лет можно возить ребёнка на переднем сиденье без кресла?

Итак, ПДД регулируют 3 периода возраста детей, для каждого из которых действуют свои правила перевозки. Также Правила отделяют легковые и грузовые автомобили, и передний и задние ряды сидений для обозначения условий перевозки.

Для быстрого ответа на вопрос, со скольки лет можно перевозить ребёнка на переднем сиденье, предлагаем пройти быстрый тест конкретно для Вашего случая перевозки детей.

Можно ли мне перевозить ребёнка на переднем сиденье - быстрый тест

1. Вы собираетесь перевозить ребёнка на легковом или грузовом автомобиле (в том числе Газели)?

На легковом На грузовом

2. В каком диапазоне возраст Вашего ребёнка?

Менее 7 лет 7-11 лет 12 и более лет

Вы можете перевозить ребёнка, пристегнув его штатным ремнём безопасности.

Пройти заново

Вы можете перевозить ребёнка, но только в автокресле или другом типе детского удерживающего устройства.

Пройти заново

Давайте сначала приведём выдержку из пункта 22.9 ПДД, а затем в удобном табличном виде обозначим, ребёнка какого возраста и со скольки лет можно перевозить в определённых автомобилях в определённом месте. Только приготовьтесь, цитата из ПДД достаточно длинная:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка.
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребёнка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Вышеприведённое правило достаточно сложное для понимания, а для многих может показаться запутанным. Поэтому давайте упростим его понимание! В таблице-схеме ниже приводим простой ответ на вопрос, можно ли перевозить детей в тех или иных автомобилях в детском удерживающем устройстве (ДУУ) или пристёгнутым штатными ремнями безопасности или вовсе нельзя перевозить.

В горизонтальных рядах таблицы представлен возраст дитя, в вертикальных колонках вид автомобиля и расположение ребёнка в салоне (впереди или сзади) и далее можно ли перевозить его в ДУУ или автокресле либо пристёгнутым штатным ремнём безопасности или нельзя.

Возраст ребёнка/тип и ряд сидений авто Ребёнок до 7 лет Ребёнок от 7 до 12 лет Ребёнок старше 12 лет
Переднее сиденье легкового авто Автокресло или ДУУ 1 Автокресло или ДУУ Ремень безопасности
Заднее сиденье легкового авто Автокресло или ДУУ Ремень безопасности Ремень безопасности
Переднее сиденье грузового авто Автокресло или ДУУ Ремень безопасности Ремень безопасности
Заднее сиденье грузового авто Автокресло или ДУУ Ремень безопасности Ремень безопасности
Заднее сиденье мотоцикла Запрещено Запрещено Шлем

Как видим, основные отличия состоят только в том, что в грузовой машине дитя в машине на переднем сиденье может ездить, пристёгнутым ремнём, с 7 лет, в то время как в легковом - только с 12 лет.

Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье Газели?

На переднем сиденье Газели (тентованной, фургоне), где вовсе нет заднего ряда сидений тоже иногда бывает нужно посадить ребёнка. Понадобится ли для этого автокресло или можно его пристегнуть ремнём? Ведь, с одной стороны, ПТС Газели указывает на то, что это транспортное средство принадлежит к грузовым машинам, с другой - автомобиль весит менее 3,5 тонн, и практически все пункты ПДД распространяются на Газель как на легковую машину!

Ответ на этот вопрос однозначен. ПДД явно не отличают грузовые и легковые машины в контексте их снаряжённой массы до 3,5 тонн и более. Есть требования либо к массе авто, либо к его виду. В пункте 22.9 ПДД указаны именно грузовые машины, поэтому и Газель в контексте этого пункта относится именно к грузовым.

Это значит, что в Газели ребёнка на переднем сиденье можно перевозить, пристёгнутым ремнём безопасности, если ему исполнилось 7 лет. Причём, независимо от того, есть в Газели задний ряд сидений ("Фермер" или пассажирская версия) или нет.

Как инспектор ГИБДД определит, есть ли ребёнку 7 лет или нет?

Доказательство возраста чада лежит ни на ком из двух оппонирующих в определённый момент времени лиц: водителя и сотрудника ГАИ. И это, можно сказать, в законодательстве.

Дело в том, что ПДД чётко предписывают, что обязан передавать для проверки инспектору ДПС водитель : водительское удостоверение , СТС , ОСАГО и другие документы в определённых случаях. Ни свидетельства о рождении, ни иного подтверждающего документа среди них нет.

Если инспектор всё-таки требует доказательств и говорит Вам при этом, что он в любом случае выпишет штраф за непристёгнутого ребёнка, а Вы потом уже доказывайте, достиг ли он 7-летнего возраста или нет, то он в этом случае не прав. Водитель не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения в невиновности привлекаемого водителя должны трактоваться в пользу этого водителя (пункты 3 и 4 статьи 1.5 КоАП).

Какой штраф за непристёгнутого ребёнка?

В Административном кодексе нет различий конкретного нарушения, которых может быть несколько из положений вышеприведённого пункта 22.9 ПДД. Ребёнок может перевозиться с нарушением:

  • непристёгнутым штатным ремнём,
  • в возрасте до 7 лет на заднем сиденье машины, пристёгнутым ремнём, в то время как он должен быть в детском удерживающем устройстве,
  • в возрасте до 12 лет, а в грузовой машине до 7 лет на переднем сиденье, пристёгнутым ремнём, в то как он должен быть в детском удерживающем устройстве,
  • до 12 лет на мотоцикле.

В КоАП просто есть одна единая статья, которая предусматривает штраф за любые нарушения правил перевозки детей:

Статья 12.23
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере трёх тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Лишения прав и эвакуации машины на штрафстоянку за нарушения перевозки детей не предусмотрено.

Может ли инспектор запретить дальнейшее движение после штрафа?

В функции ГИБДД возложено обеспечение безопасности дорожного движения, в числе которых пресечение и предупреждение нарушений. А теперь ситуация, когда Вас остановил сотрудник ГИБДД с ребёнком младше 12 лет на переднем сиденье, а едете Вы в легковой машине, и выписал штраф за нарушение. По логике он должен запретить Вам дальнейшее движение, ведь автокресла и другого вида детского удерживающего устройства у Вас нет, соответственно, если он Вас отпустит, то допустит дальнейшее нарушение.

К слову, никаких запретов эксплуатации, равно как и суток или любого другого времени на устранение нарушения в законодательстве о дорожном движении на 2020 год нет. Однако, любые процессуальные действия, в числе которых запрещение дальнейшего движения, задержание транспортного средства и другие, прямо прописаны в административном кодексе с определёнными основаниями. Если что-то не прописано, то порождать "отсебятину" инспектор ДПС не может - это ему прямо запрещает статья 6 Федерального закона "О полиции":

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом .

В данном случае ни в каком российском федеральном законе не прописана обязанность или даже возможность инспектора пресечь нарушение, отправив водителя за покупкой автокресла и только на таком условии отпуская его в дальнейшее движение.

Однако, бессмысленно спорить о безопасности детских кресел, сравнивая их с притёгнутым чадом штатным ремнём, и совершенно бессмысленно оправдываться аккуратной ездой - Вы на дороге не одни и не можете повлиять на других водителей. Качественное автокресло стоит как два-три штрафа за его отсутствие. Но главное, всегда помните, как бы это грубо и цинично ни звучало, что стоимость детского гробика всегда выше цены хорошего сертифицированного автокресла. Задумайтесь об этом! Особенно, если будете оправдываться "всего одним разом" перевозки ребёнка, ведь хоронят детей тоже только один раз.

Поехали мы с сыном к бабушке. Сыну уже 11 лет и сажать его в детское сиденье, а также пользоваться треугольником, как минимум глупо. Он просто пристегнулся обычным ремнем безопасности. Буквально через несколько метров, нас остановил патруль, и сотрудник ГИБДД выписал штраф за езду без детского кресла.

Когда я стала возмущаться по поводу того, что ребенок у меня рослый и приобретать для него детское кресло глупо, инспектор пригрозил мне лишением прав.

В результате, я получила существенный штраф и была вынуждена обратиться к руководителю инспекции с жалобой. Что получилось из этого, и какой информацией я располагаю сегодня, мне бы хотелось рассказать в своей заметке.

Изменения в действующем законодательстве относительно штрафов за перевозку детей без кресла

Прежде всего, следует отметить, что отсутствие детского кресла вот уже несколько лет считается правонарушением и карается штрафом в размере 3 тыс. рублей. Данное правило прописано в ст. 12.23. КоАП РФ. Последние изменения по этому вопросу были внесены еще в 2017 году и коснулись следующих моментов:

  1. Был установлен запрет на оставление детей в возрасте до 7 лет в салоне автомобиля. Несоблюдение правила влечет наложения штрафа в размере 2,5 тыс. рублей для столичного региона и 500 рублей для регионов.
  2. Дети в возрасте 7-11 лет разрешено перевозить без кресла, но только на заднем сиденье и пристегнутых ремнем.
  3. Отменены все «прочие устройства», используемые водителями в качестве подкладки под ремень.
  4. Детям до 12-ти лет запрещено совершать поездки на мототранспорте.

В остальных случаях правилами ГИБДД 2019 года назначается штраф в размере 3000 рублей и в отношении водителя, нарушившего перечисленные моменты, составляется протокол.

При оплате начисленной суммы в течение 20 суток с момента назначения такой меры наказания, электронным образом, гражданин получает скидку в размере 50% от размера штрафной суммы. В итоге, уплатить необходимо будет только 1500 рублей.

Как правильно выбрать кресло для ребенка, чтобы не получить штраф

Многие водители ориентируются при покупке кресла для перевозки ребенка исключительно на производителя, что в корне неверно. Помимо этого параметра в учет следует принимать другие характеристики, такие как:

  • на какой рост и вест рассчитано изделие;
  • используемые материалы и застежки;
  • из чего сделано покрытие кресла и насколько оно безопасно для ребенка.

Важно не только избежать получения штрафа за детское кресло, но и максимально обезопасить своего малыша от получения травм и возникновения опасности его здоровью. Выбор подходящего изделия следует осуществить с учетом следующих характеристик:

Группа пользователей с учетом возраста ребенка Возраст ребенка, лет Вес, кг. Характеристика
«0» 0-1 до 10 «люлька» для малыша, устанавливается в горизонтальном и сложенном положении
«0+» 0-1,5 до 13 Ребенок размещается в кресле полулежа, а устройство располагается спиной или лицом.
«1» 1-4 9-18 Размещается по ходу движения.
«2» 3-7 15-25 Имеет спинку и может быть отрегулировано по росту подростка.
«3» 7-12 22-36 Кресло имеет регулируемую спинку и фиксируется при помощи обычного ремня безопасности.

Приобретать подходящее кресло следует учитывать описанные моменты. Это позволит удобно устроить ребенка во время поездки.

Как себя вести, если инспектор выписывает штраф

Мною уже было отмечено, что штраф за отсутствие детского кресла выписывает сотрудник ГИБДД, однако не всегда действия представителя правоохранительного органа являются правомерными.

Основанием для принятия такой меры, может стать отсутствие специальной конструкции, при условии, что пассажиру меньше 12 лет, он весит до 36 кг и имеет рост в 150 см и ниже.

Требования к возрасту и росту ребенка предъявляются в связи с тем, что водитель или законный представитель малыша не обязан иметь при себе документы, удостоверяющие возраст ребенка. Все физические характеристики, инспектор определяет визуально.

После выписывания штрафа, гражданину дается 70 суток на его оплату. Исходной датой является день составления протокола. На такой штраф распространяется действующая скидка в размере 50%, при условии, что взыскание будет оплачено в первые 20 суток после принятия данного решения.

Какие обстоятельства противоречат действию законодательства

Иногда, отдельные пункты российского законодательства противоречат реальным обстоятельствам и водитель не в состоянии выполнить все требования. Именно по этой причине нередко, назначение штрафа за нарушение данного положения зачастую вызывает недовольство со стороны населения.

Ситуации могут быть такими:

  • сложно перевозить детей с ограничениями по здоровью, а именно с инвалидностью;
  • водитель, получивший штраф, продолжает движение с ребенком без кресла;
  • дети, имеющие физические показатели, превышающие вышеуказанные параметры, а именно, дети-акселераты, также должны перевозиться в специальных креслах;
  • в старых автомобилях, не предусматривающих ремни безопасности, применение детского кресла не требуется.

Все эти моменты являются спорными, и граждане зачастую начинают выяснять отношения, а не оплачивать штраф.

Заключение

В итоге можно сделать вывод, что перевозка детей без кресла — это не просто нарушение действующих ПДД, но и возможность обезопасить ребенка от возможных трав при попадании автомобиля в ДТП. В случае нарушения такого требования, виновному лицу назначается штраф.

Перевозка детей, не достигших 12-летнего возраста, без специальных удерживающих устройств запрещена (). При этом, каким конкретно должно быть такое устройство, законодательством не установлено. В результате сотрудники ДПС нередко выписывают штрафы за перевозку ребенка не в автокресле, а с использованием других средств фиксации, и многие суды с ними соглашаются. Однако у Верховного Суда РФ иная позиция – недавно он отменил судебные решения по делу водителя, которого оштрафовали за перевозку ребенка, пристегнутого детским удерживающим устройством "ФЭСТ" (). Рассмотрим подробнее данное дело.

Фабула дела

Постановлением инспектора ДПС от 30 апреля 2016 г. гражданин К. был оштрафован на 3000 руб. за нарушение правил перевозки людей (). Состав административного правонарушения, согласно постановлению, заключался в том, что К. перевозил своего ребенка на заднем сиденье автомобиля без специального детского удерживающего устройства. Данное постановление было оставлено без изменения районным и областным судами (решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 7 июня 2016 г., решение судьи Свердловского областного суда от 3 августа 2016 г., постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 5 октября 2016 г.). Тот факт, что ребенок был пристегнут детским удерживающим устройством "ФЭСТ" – эластичной тканевой конструкцией трапециевидной формы, которая крепится на автомобильный ремень безопасности, не гарантировал, по мнению судей, надлежащего уровня безопасности ребенка, поскольку данное устройство является лишь "адаптером для ремней".

Позиция ВС РФ

Судья ВС РФ не согласился с коллегами из нижестоящих инстанций. Он напомнил, что в соответствии с перевозка детей младше 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть его с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.

Ознакомиться с массивом судебных решений о привлечении водителей к ответственности за нарушение правил перевозки детей можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Поскольку в рассматриваемом деле ребенок находился на заднем сиденье, а детское универсальное устройство "ФЭСТ" является одним из вариантов удерживающего средства, позволяющего пристегнуть ребенка с помощью стандартного автомобильного ремня безопасности, его использование не противоречит указанному пункту ПДД, указал судья ВС РФ. Кроме того, он подчеркнул, что данное устройство, согласно представленным документам, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза " " и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 " ". В связи с этим он отменил все вынесенные по делу судебные решения и прекратил производство в связи с отсутствием состава правонарушения ().

Стоит отметить, что использование устройства "ФЭСТ" довольно часто становится причиной штрафов и обжалования соответствующих постановлений сотрудников ДПС в суде. Ряд судей прямо указывают, что оно не является детским удерживающим устройством ( , ).

Другие же судьи, напротив, отмечают, что использование "ФЭСТ" допустимо, но исключительно на заднем сиденье автомобиля (), и штрафуют за перевозку пристегнутого с его помощью ребенка на переднем сиденье (). Аналогичным образом решается вопрос применения так называемых "бустеров", представляющих собой сиденья с подлокотниками, но без спинки и собственных ремней ().

ВС РФ занимает в этом вопросе последовательную позицию, не находя нарушения ни в использовании "ФЭСТ" в качестве удерживающего устройства, ни в перевозке детей, сидящих на подушках и пристегнутых "взрослыми" ремнями безопасности ( , ).

Что же выбрать?

Возможно, практика привлечения к административной ответственности водителей, перевозящих детей не в детских креслах, связана с тем, что действующая формулировка не относит к детским удерживающим устройствам те устройства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, называя их иными средствами, но не определяя конкретные характеристики.

Определение понятия "детское удерживающее устройство" дано в уже упоминавшемся ГОСТе. Под ним понимается совокупность лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства, например детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья или противоударного экрана ().

При этом конструкция может быть нецельной и включать в себя частичное удерживающее устройство (например, дополнительную подушку), которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте (). К этому типу, судя по всему, относится и "ФЭСТ".

Тем не менее не стоит забывать о том, что главная цель использования удерживающего устройства – не в избежании штрафа, а в снижении вероятности травмирования ребенка в случае резкого торможения или ДТП. Поэтому к выбору его вида нужно подходить вдумчиво.

Логично предположить, что для перевозки грудного ребенка должна использоваться специальная детская люлька ( , ). А малыша, который уже может находиться в полулежачем положении, можно перевозить в детском кресле ().

Удерживающие устройства, напомним, делятся на группы в зависимости от того, для перевозки детей какого веса они предназначены: для детей массой менее 10 кг (группа 0), менее 13 кг (группа 0+), от 9 до 18 кг (группа I), от 15 до 25 кг (группа II) и от 22 до 36 кг (группа III).

Однако нужно не просто выбрать подходящее по параметрам устройство, но и правильно его установить. Так, например, устройства, относящиеся к группам 0 и 0+, должны быть расположены против направления движения транспорта (). Как правило, в характеристиках модели указывается способ установки: "спиной вперед" или "лицом вперед". Также важно знать, что использование детского удерживающего устройства, установленного против направления движения, на пассажирских сиденьях, которые оборудованы подушками безопасности, не допускается ().

Кроме того, следует помнить, что не все выпускаемые удерживающие устройства являются универсальными – те, которые относятся к полууниверсальной, ограниченной и особой категориям, могут быть установлены только на определенных транспортных средствах при использовании соответствующих креплений ( , ). Сведения о категории устройства, согласно ГОСТу, указываются в инструкции по эксплуатации, причем так, чтобы их можно было прочитать без снятия упаковки.

Таким образом, во избежание проблем с использованием конкретного удерживающего устройства перед его приобретением желательно проконсультироваться с продавцом. Последний, кстати, вправе рекомендовать покупателю обратиться к изготовителю данного устройства ().

В прошлом году МВД России , согласно которым иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, исключаются из . Предлагалось установить, что детей младше семи лет можно перевозить исключительно с использованием детских удерживающих систем (надо полагать, подразумеваются цельные конструкции этих устройств, то есть автокресла). При перевозке же детей в возрасте от 7 до 11 лет, согласно проекту, допускается использование как детских удерживающих систем, так и стандартных ремней безопасности. Правда, такой выбор возможен только при размещении ребенка на заднем сиденье. Принятие этого документа, вероятно, решило бы проблему отсутствия на рынке удерживающих устройств для детей младше 12 лет, которые весят более 36 кг.

К слову, некоторые автоэксперты считают, что правила перевозки , а не его возрасту, так как никаких "стандартных" параметров ребенка определенного возраста просто не может быть.

Тем не менее пока никаких изменений, касающихся перевозки детей, в ПДД не внесено.

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения в правилах перевозки детей. Разбираемся с каждым из изменений с нашим экспертом Александром Старостиным.

МВД подготовило проект изменений в ПДД, которые упростят правила перевозки детей в автомобиле. Проект поправок размещен на сайте .

Согласно проекту изменений в ПДД, планируются следующие нововведения, касающиеся правил перевозки детей:

22.9. Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка. Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Что это значит и как к этому относиться? Разбираемся.

Вводится новое понятие «детская удерживающая система, соответствующая весу и росту ребенка». Детей до 7 лет теперь можно перевозить на заднем сидении автомобиля только с ее помощью.

Четкого описания, что такое «детская удерживающая система, соответствующая весу и росту ребенка» пока не дано, но очевидно, что под ней подразумевается детское автомобильное кресло. На сегодняшний момент действует п. 22.9 ПДД, согласно которому детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье нужно перевозить с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». К этим «иным средствам», которые исключены из п. 22.9 проекта поправок, относятся бустеры, адаптеры, накладки, подушки и пр.

«Перевозите малышей до 7 лет только в автокреслах! Бустеры и прочие устройства – это дешевая альтернатива, чтобы избежать наказания, — сообщил «Здоровым детям» эксперт по безопасности автоспортивных соревнований, спасатель . — Так как в Правилах четко не прописано, что из себя должно представлять удерживающее устройство, нерадивые водители-родители, чтобы обойти закон и не получать штрафов от инспекторов ГИБДД, прибегают к использованию любых «иных средств», вплоть до домашних подушек и Советской энциклопедии. Предприимчивые люди тряпочку с двумя кнопочками начали называть адаптером или удерживающим устройством, ссылаясь всего лишь на один параметр — что ремень не должен проходить через шею ребенка (адаптеры — приспособления, которые позволяют изменить геометрию прохождения штатного ремня безопасности автомобиля через тело ребенка – прим. Артем Магидович )».

Стоит добавить, что Росстандарт инициировал изменения в европейские правила, запрещающие сертификацию и, как следствие, официальную продажу адаптеров ремней безопасности, сообщает . Использование же бустеров ведомство предлагает разрешить только детям ростом выше 125 см.

«При использовании схемы «бустер плюс рост ребенка 125 см» штатный ремень безопасности автомобиля будет правильно удерживать ребенка, его тело будет попадать именно в те зоны, которые считаются максимально безопасными и предназначены для сохранения жизненных функций – это зоны безопасности для плечевого пояса и головы. Адаптеры же не работают в динамике так, как этого хотелось бы производителям. В статичном состоянии они позволяют изменить геометрию прохождения ремня безопасности, а в условиях реальных нагрузок, как правило, они работают на отказ, и все происходит не по тому сценарию, по которому хотелось бы».

Детей старше 7 лет разрешат перевозить на заднем сидении без автомобильного кресла, используя штатные ремни безопасности автомобиля, а на переднем сидении – только с использованием « детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка».

Александр Старостин: «Это наиболее приближено к реальности, потому что мало кто школьников возит в автокреслах. Это нормально, потому что в возрасте 7 лет дети как правило такого размера, что в автокресле они чувствуют себя не очень уютно. Обычно в этом возрасте они уже попадают в штатные размеры под ремни и под сиденья, которые предусмотрены заводом-изготовителем. По статистике при лобовых столкновениях, передняя часть автомобиля больше подвергается перегрузкам, нежели задняя часть. Поэтому место на заднем сидении будет более безопасным для ребенка».

Ездить на переднем сидении без вспомогательных удерживающих средств детям теперь можно будет с 11 лет, а не с 12, как было ранее.

Александр Старостин: «Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка. Подобные нормативы – некий усредненный баланс. В каждом конкретном случае родителям лучше самим принимать решение, стоит ли ребенку ездить спереди без автокресла. Понятно, что детям хочется как можно скорее сесть вперед и почувствовать себя взрослым. Также необходимо учитывать, что у автомобилей разных классов отличаются размеры сидений и салона.»

«Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица». За это нарушение предлагается ввести штраф 500 руб.

Александр Старостин: «Согласен. Основная проблема здесь – эмоциональное состояние ребенка и температурный режим. Дети, как правило, начинают перегреваться в машине, происходит обезвоживание организма, угроза теплового удара. Если автомобиль заведен, ребенок может перебраться к органам управления и натворить дел. Кроме того, были случаи и у нас и в Европе, когда тонированные машины с ребенком в салоне увозили на эвакуаторах, что также приводило к негативным последствиям для здоровья детей».

Карается административным штрафом. Первоначально штраф был таким же, как за ремень безопасности, который не был пристегнут, но с 2013 года он составляет 3 000 рублей, что вполне сопоставимо с ценой самого кресла. Это должно избавить водителей от искушения «отделаться штрафом».

Платить штраф должен водитель. Понятно, что на самого ребенка штраф наложить нельзя, ведь ему нет 16 лет. Но если водитель не является родителем ребенка, например, родители едут с малышом на такси, то ответственность возлагается не на родителей, а именно на него. Таксист может попытаться договориться с пассажирами, которые согласились везти ребенка без , попросить их возместить ему сумму штрафа, но заставить их это сделать нельзя.

Виды автокресел

Детские кресла относятся к определенным группам соответственно возрасту ребенка и его весу.

Группа 0+ – кресла для новорожденных и детей грудного возраста, т.е. до года, чей вес не достигает 13 кг. От всех прочих кресел они отличаются тем, что устанавливают их против хода движения.

Кресла группы 0+/I можно устанавливать лицом по ходу и против хода. Первое положение применяется для детей от полугода до полутора лет, второе – для детей постарше. Данная группа охватывает детей весом до 18 кг в возрасте от полугода до 4 лет.
Кресла других групп устанавливаются исключительно лицом вперед. Группа I – 9-18 кг, 9 месяцев – 4 года, I/II/III –9 месяцев – 12 лет, 9-36 кг, II/III – 3-12 лет, 15-36 кг.

Если вес ребенка превышает 36 кг, а рост его более 1,5 метров, но возраст не достиг 12 лет, его полагается пристегивать обычным ремнем безопасности, снабженным специальным адаптером, не позволяющим ремню съезжать на шею ребенка. В народе адаптер называют «индульгенцией», поскольку при его наличии сотрудники ГИБДД нередко «закрывают глаза» на отсутствие кресла при перевозке детей любой возрастной категории.

Требования к автокреслам

Даже при наличии автокресла водитель может быть оштрафован при несоблюдении некоторых правил, касающихся его использования.
Кресло должно быть установлено в наиболее безопасной части заднего сидения – посередине или за спиной водителя.

Кресло должно быть исправным. Недопустимы внешние или внутренние повреждения каркаса, трещины и вмятины на сидении, потертость ремней.

Если кресло в автомобиле есть, а находится не в нем, а на сидении или на руках у взрослого, можно считать, что кресла нет. Карается штрафом и несоответствие автокресла возрасту ребенка.

Законы, касающиеся , существуют и в других странах. Во Франции за поездку с ребенком без автокресла водителя могут оштрафовать на €90, в Германии – на €40, в Италии – на €71. Особенно же суров американский закон: в США штраф за такое нарушение достигает $500.