Какие могут быть советы читателю. Добрые советы дорогому читателю. Сделайте чтение привычкой

Знаешь ли, что есть читатели толковые и бестолковые? В детской библиотеке много активных читателей. У двух симпатичных мальчиков читательские формуляры пестрели самыми разнообразными названиями книг.

– Ты какую книгу только что сдал?

– «Всадник без головы», - ответил маль­чик.

Если ты не обращаешь внимания на того, кто написал книгу, которая тебе понравилась, ты не можешь взять в библиотеке другие книги этого автора. Не имеешь представления о том, кто этот писатель - твой современник или нет. Тогда ясно: ты читаешь бессистемно и довольно бестолково.

– О чём я читал? Что нового я узнал?

Все незнакомые слова, которые ты встречаешь при чтении, посмотри в словаре, в энциклопедии или спроси у взрослых. Иначе как ты будешь расширять свой словарный запас?

Чаще заглядывай в словари и всевозможные справочники. Они большое подспорье нашей памя­ти. Иногда и не надо запоминать какие-то факты, которые всегда можно посмотреть в книге. Эйнштейн говорил, что он принципиально не запо­минает, какова скорость звука, раз её можно по­смотреть в любом справочнике.

И ещё - больше читай. Учебник - это макет знаний. А целое появляется, когда мы читаем книги. Например, из учебника истории узнаешь причины войны 1812 года, даты сражений и цифры потерь, основные этапы войны и ее последствия... А прочитав роман Л.Н. Толстого «Война и мир» , можешь представить, почувствовать эту войну, понять, как её воспринимали люди разных социаль­ных слоев, ты можешь её пережить вместе с героями романа.

Книги дают нам детали, факты, подробности, всё то, что учебник дать не в состоянии. Поэтому больше читай. Начитанному человеку гораздо легче учиться.

Ты получил так много советов, как себя развить, как стать человеком способным, что голова может пойти кругом, как со всем этим справиться?

Не спеши. Перечитай наши советы ещё раз и медленно.

Определи, к чему у тебя есть склонности, что у тебя развито хорошо, а что тебе надо тренировать.

А теперь надо составить план твоей работы над собой.

Определи цели: чего же ты хочешь? Ты хочешь стать волевым, трудолюбивым человеком, чтобы хорошо учиться и добиться внимания и успеха?

Выясни свои возможности: какой ты? На какие свои достоинства можешь опереться, чтобы достигнуть поставленной цели?

Найди противоречия между тем, каким ты хочешь быть и какой ты сейчас. Осознание этого противо­речия и заставит тебя заниматься.

Как только это поймёшь, можно составлять программу по самовоспитанию. Такие программы составляли многие подростки, из которых выросли потом великие люди: учёный О.Ю. Шмидт, пи­сатель Л.Н. Толстой , педагог К.Д. Ушинский.

Программа может быть общая - на долгое время, даже на всю жизнь, как у Шмидта. И подроб­ная – на каждую неделю и каждый день.

Для того, кто решил заняться самовоспитанием, есть несколько советов:

1. Никогда не принимай невыполнимых решений.

2. Раз уж принял решение - выполняй его во что бы то ни стало. Невыполненное решение делает человека слабым.

3. Человека делает сильным каждодневное пре­одоление трудностей.

Сильный, волевой чело­век - это тот, кто может выполнить кропотливую работу, если она необходима для дела, а не тот, кто может единожды совершить подвиг.

Ты сам должен контролировать, как выполняешь свою программу. Обязательно контролировать в конце каждого дня или в конце каждой недели. Каждый день делай хоть один маленький шажок впе­рёд, чтобы вечером ты мог сам себя за это похвалить. Максим Горький сказал, что даже маленькая победа человека над самим собой делает его намного сильнее.

Например, ты решил тренировать внимание, потому что ты рассеянный и это мешает тебе хорошо учиться и будет мешать хорошо работать. Поставь перед собой задачу: тренирую внимание каждое утро по дороге в школу и днём, когда иду с занятий домой. Буду внимательным, не пропущу ни одного слова учителя или отвечающего у доски одноклассника хотя бы 15 минут на каждом уроке. Через неделю усложни задачу: 20 минут, потом 25 ты внимательно слушаешь и работаешь на каждом уроке.

Вечером обязательно проверь, выполнил ли ты свой план за день. Где, когда, сколько минут ты был внимательным. Обязательно в первые же дни до­бейся успеха. Успех тебя окрылит, заставит пове­рить в себя, и ты сможешь выполнить все те задачи, которые поставил перед собой.

Иногда даже из способного человека с большими природными склонностями не получается хороше­го специалиста. Подавал-подавал надежды в дет­стве, а вырос пустоцветом. Почему? Потому что был безвольным, ленивым, не смог себя заставить хоро­шо учиться.

Но мы верим, что ты сможешь развить в себе способности. Потому что хочешь стать человеком умным, образованным, умеющим учиться и полу­чающим удовольствие от своего труда.

Береги время. Чем раньше ты начнёшь с пользой тратить каждую минуту, тем интереснее ты будешь жить, тем больше узнаешь и больше сможешь сделать.

Все дела, которые тебе надо завтра выполнить, запиши вечером на листок. А на следующий день сделаешь дело - вычёркивай за­пись. Сразу будет видно, что ты успел, а что нет.

Можем сказать, в какие часы у человека самая большая работоспособность. Учёные установили, что лучше и быстрее всего мы работаем от 11 до 12 часов, от 16 до 17 и от 20 до 21 часа. Вот и строй свой день так, чтобы готовить домашние задания в это время.

Взрослый человек ответственность за свои поступки, за своё свободное время несёт перед собой сам. И ты взрослеешь. Задумайся о себе. Стань себе судьёй и опорой. Не криви душой, искренне и честно ответь: «Какой ты и каким бы хотел стать?» А потом засучи рукава и действуй!

В. Карпенко

Я читаю

Я читаю, я читаю,
О пиратах я мечтаю.
Я мечтаю о буранах,
О штормах и ураганах.
Сел за книгу и уже
Нахожусь на вираже.
Вот плыву на льдине в море,
Чайки реют на просторе.

Только сел в дирижабль –
Отплывает мой корабль…
Вдруг: «А ну, иди в кровать,
Хватит вечером читать!»

Я уже на берегу,
Я ложусь – и ни гу-гу…
Завтра встану, почитаю…
А во сне я помечтаю!

В. Фетисов

Я читаю

Спит сестрёнка,
Спит братишка.
На столе
раскрыта книжка.
Я читаю.
Мне не спится.
У меня - шумит тайга.
По тайге, стуча копытцами,
Несётся кабарга.
Засвистел бурундучишка,
Шишку скинув на росу.
Шелестит листами книжка,
Как листва шумит в лесу.

Мама просит:
- Спи, сынок!
Я уснул бы, если б мог,
Если б книжка помолчала:
В океане не качала
И не мчала вдоль дорог
Страны ночи!..
Страны солнца!..
Море! Море!..
Сна всё нет...
На страницы тихо льётся
От аквариума свет.
Сквозь стекло читает сомик,
Ртом тихонько шевеля,
И со мной картинки смотрит
Про широкие моря.
Полумесяц сонно свесился
Усами с вышины.
По стене уходит время -
Все шаги его слышны.
Зорька скоро загорится,
Звёзды скоро улетят.
А страницы - крылья птицы -
Шелестят и шелестят.

О. Станкевич

Томик Пушкина

Сидишь… Откроешь томик Пушкина
И «Зимний вечер» в сотый раз прочтёшь.
Мне кажется, что вечер в деревушке
И ветер злится, воет у ворот.

Солома зашуршит на крыше,
Я слышу стук веретена…
А ветер дует, воет, дышит,
И снег кружится у окна.

А. Трутце

Д’Артаньян

Всё так же свежо ветра дуновенье,
А ведь прошло три с половиной века!
Какой громадный срок для человека…
А для Вселенной - меньше чем мгновенье!

Как много видел мир за жизнь свою!
Как мало - мы… Одно светило солнце
Для д’Артаньяна, храброго гасконца,
И для меня, когда в лучах стою.

Менялись люди, времена и страны.
И облака по небу так же плыли.
И мы эпоху Ришелье забыли,
Но до сих пор мы помним д’Артаньяна.

Н. Костина

Мои друзья

Читаю книгу я, и вдруг
Чуть слышно, не спеша,
С индейским луком Чингачгук
Проходит, не дыша…

Из рощи выскочил олень,
Прислушался, исчез,
И клич воинственных племён
Раздался на весь лес.

Отважный Немо, капитан,
К глазам поднёс трубу.
Ему подвластен океан
И в бурю, и в грозу.

Ассоль стоит и смотрит вдаль,
Ей хочется скорей,
Чтоб к ней приехал принц её,
Прекрасный Артур Грей…

А. Кривас

Сказки

Ты вспомни: детство, тихий вечер,
И вот сидишь ты у окна,
За ним - зима, и воет ветер.
С тобою - бабушка. Она
Тебе рассказывает сказки,
И непогода не скучна.
Ты видишь: тёплая страна,
Сидит король на троне глупый,
Летит колдунья в быстрой ступе,
Тебе немножечко страшна...
Волшебник, витязи, война
И званый королевский пир...
Да! Сказки - это целый мир!

А. Твардовский

* * *

…Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.
…И летних гроз, грибов и ягод,
Росистых троп в траве глухой,
Пастушьих радостей и тягот,
И слёз над книгой дорогой.

К. Ваншенкин

Одному знакомому читателю

Книги для ума и для души,
Разные такие –
Для тебя чрезмерно хороши.
Ты прочтёшь другие.

Здесь на полках – всевозможных книг
Столько тысяч!
Ты проходишь, безмятежно в них
Взглядом тычась.

Д. Самойлов

* * *

Я маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
А папа поёт мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»

Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной,
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.

В. Тушнова

* * *

Открываю томик одинокий –
Томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались…

Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их , но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.

Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий - это хороший подарок, но только не самому себе.

2. Правило 50 страниц

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.

Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет - се ля ви.

Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.

3. Кто пишет и о чём

Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.

Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.

4. Альтернативные форматы

На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, и лонгриды, дайджесты и рассылки.

Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.

5. Читайте с карандашом

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

Книга - это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?

Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.

6. Не менее 30 страниц в день

У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.

7. Смешиваем жанры

У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.

В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё - фантастику, а затем книгу по переговорам.

Умение чередовать литературные жанры - это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.

8. Пишите о прочитанном

Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.

Заведите свой книжный . Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.

Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей - пара поводов любить вас ещё больше.

9. Перечитывайте заметки

Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.

Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.

10. Презентация о прочитанном

Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.

Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.

Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:

  • Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
  • Судите о книге по первым 50 страницам.
  • Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
  • Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
  • Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.

1. Заведите себе излюбленное место для чтения. Для разных текстов можно выбрать разные места: например, профессиональную литературу читать за столом, а художественную - в кресле или на диване.

2. Расслабьтесь и успокойтесь: лишние телодвижения отвлекают. Также не стоит объединять чтение с едой и питьем.

3. Текст должен быть хорошо освещен. Желательно использовать для этого дополнительный источник света. Если вы правша - установите лампу слева, если левша - то справа.

4. Располагайте книгу на расстоянии 35-40 см от глаз. Лучше всего держать ее под наклоном, чтобы все строки были равноудалены. Хорошо использовать подставку для книг или другую опору. Если вы держите книгу в руках - постарайтесь их максимально расслабить.

5. Предпочитайте бумажные книги электронным устройствам, несмотря на то, что это так несовременно. Разрешение напечатанного на бумаге текста в несколько раз выше.

6. Избегайте чтения в дороге. Во время движения вибрация от транспорта передается книге, и глаза сильнее устают. Если вам жалко терять время в пробках, отдайте предпочтение аудиокнигам.

7. Читайте в тишине: лишние звуки неизбежно забирают часть вашего внимания, так как человеческий мозг не заточен под многозадачность.

8. Приучите себя читать в одинаковой, наиболее комфортной позе. Современные ученые рекомендуют сидеть под углом 135 градусов, облокотив спину на опору, открыв грудную клетку и поставив ноги на пол. Лучше всего расположиться в удобном кресле, а не на жестком стуле и при необходимости подкладывать подушки и валики. Главное, чтобы это не выглядело вот так.

Обратите внимание, чтобы шея во время чтения не вытягивалась вперед. Поза должна быть симметрична: без перекосов вправо или влево.

9. Делайте логические перерывы не реже, чем раз в час. Встаньте, налейте себе стакан воды, съешьте фрукт, сделайте гимнастику для глаз, обдумайте прочитанное.

Составляйте списки книг, которые вы хотели бы прочитать. Собирайте рекомендации друзей, уважаемых вами знаменитостей, выписывайте отсылки из книг, песен, фильмов.

Тратьте на книги фиксированную сумму в месяц. Это вложение гарантированно окупится, потому что направлено на ваше развитие.

Обменивайтесь книгами с друзьями. Нет смысла хранить то, к чему вы не планируете возвращаться второй раз.

Чередуйте стили: после деловой литературы приятно «полакомиться» художественной, в после психологии - почитать стихи.

Читайте с карандашом. Попутное записывание заинтересовавших вас мыслей, идей, фактов, событий значительно улучшает качество усвоения материала. Если под рукой нет блокнота, можно оставлять заметки на полях и отмечать фрагменты в тексте.

Перечитывайте свои записи - это вдохновляет читать еще больше и помогает понять, какая книга будет актуальна сейчас.

Выделите специальное время для чтения. В идеале хорошо бы найти час или два в день. Занятому человеку сложно выкроить их целиком, поэтому разделите это время на небольшие отрезки. Например, читайте по 20 минут после обеда и ужина и хотя бы полчаса перед сном.

От родителей учеников младшей школы часто можно услышать: "Читает по слогам, жалуется, что трудно и неинтересно. Приходится за книгу чуть ли не силой садить, со слезами и скандалами ".

На самом деле любви к чтению нужно учиться. А как это делать, расскажет талантливый преподаватель Василий Михайлович .

Вальтер Фирл "Наслаждение чтением"

С чтением - как с ездой на велосипеде или с плаванием: прежде, чем научиться делать это хорошо, нужно потренироваться и, возможно, набить пару шишек. Но оно, чтение, того стоит! Хотите – верьте. Хотите – проверьте. Можно, конечно, довольствоваться чужими пересказами, оценками, но на вкус и цвет, как говорится, товарища нет.

Упражнение с диктофоном

Итак, вы собрались с духом и решили-таки привить своему ребенку любовь к чтению. Что для этого надо? Годится любая детская книжка с достаточно крупным шрифтом и без картинок. Хотя бы на той странице, где напечатан текст. Чтобы не отвлекаться. И диктофон. Или устройство, с помощью которого можно записать речь: телефон, плеер, ноутбук с микрофоном, компьютер с гарнитурой.

Включите диктофон на запись и пусть ребенок прочитает десять строчек вслух. Записанное прослушайте вместе. Это занятие вполне можно превратить в игру: скорее всего, ребенку будет интересно, и в процессе родится азарт, желание каждый раз читать лучше и быстрее. Каждый день в течение двух недель повторяете это упражнение – и техника чтения (мы пока только над техникой работаем) обязательно улучшится. Вместо 40-50 слов в минуту ребенок будет читать в два раза больше.

Для усвоения школьной программы, для получения удовольствия от чтения необходимо читать больше 100 слов в минуту. Вслух. Про себя и того больше. Есть возрастные нормы техники чтения (кстати, под техникой не только скорость подразумевают, но это особый разговор):

Как видите, здесь нет норм для начальных классов и пятиклассников. Просто вычтите по 20 из каждой цифры за каждый год. Скажем, в пятом классе надо читать: 115-135, 145-180, 100-120, 140-180 слов в минуту.

Где искать "правильную" книгу

Мест не так уж много. Первое – это библиотека. Ищем. Чаще всего это самая затертая, с вылинявшей обложкой, много раз кем-то читанная книга. Да, свою Книгу Читатель готов читать много раз, практически бесконечно. Один мой товарищ детства 30 раз брал в библиотеке книгу "Давид Сасунский". Я тоже ее читал – понравилась, но одного раза хватило. Моя сестра лет с девяти регулярно перечитывала "Графа Монте-Кристо". Каждый год. Лет до двадцати. Не удивлюсь, если и сейчас не отказывает себе в удовольствии достать из книжного шкафа любимый роман Александра Дюма? =)

Если предпочитаете книги покупать, делайте это разумно. Не стоит сметать с полок все подряд в надежде, что хоть одна заинтересует ребенка. Можно ориентироваться на список литературы, который задали в школе на лето. Выбирайте классику, вспомните, что любили читать в детстве сами. Конечно, нет ничего приятнее хрустящих страниц недавно отпечатанной книги, но когда произведения пылятся на полках годами - шедевр чьей-то мысли превращается в макулатуру.

Пьер Огюст Ренуар "Полдень детей в Варжемоне"

Так что же все-таки прочесть?

Попробую предложить свой вариант из серии "10 книг для младших школьников". Сразу оговорюсь: номер 1 ничем не лучше и не хуже номера 10, все книги одинаково могут быть интересны. Выбирайте любую, формируйте свой рейтинг, составляйте свой список.

  • Александр Волков. Волшебник Изумрудного города.

Книга, любимая многими поколениями детей. Она написана по мотивам сказочной повести Лаймена Фрэнка Баума "Удивительный волшебник из страны Оз". Но русскоговорящие читатели любят именно книгу Волкова. Почему? Трудно объяснить. Попробуйте прочитать оригинал Баума и копию Волкова – может, вам удастся ответить на этот вопрос. К слову, что у Волкова, что у Баума написана целая серия книг про волшебную страну. Если любите сказки с продолжением, попробуйте почитать.

  • Николай Носов. Повесть "Витя Малеев в школе и дома", "Приключения Незнайки и его друзей".

Дети постарше могут начать с последней истории про Незнайку – "Незнайка на Луне»".

  • Юрий Томин. Повесть "Шел по городу волшебник".
  • Обязательно прочитайте хотя бы одну из повестей об Алисе Селезневой, которую придумал писатель Кир Булычев.
  • Ефим Чеповецкий. Повесть "Непоседа, Мякиш и Нетак".
  • Включите в свой список произведение Астрид Линдгрен .

Ее герои - Пеппи Длинныйчулок, Калле Блумквист, Эмиль из Лённеберги, Расмус и, конечно, Малыш и Карлсон – известны во всем мире.

  • Эрнест Сетон-Томпсон. Маленькие дикари.

Для тех, кто не любит сказки, но от приключений не отказался бы =)

  • Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
  • Произведения Эдуарда Успенского.

Кот Матроскин, дядя Федор, крокодил Гена, Чебурашка, гарантийные человечки и обезьянка Анфиса. Всех знаете? Точно? А помните, что вместо печки и люстры использовали те самые трое из Простоквашино? А братьев Колобков знаете?

  • Сага Джоан Роулинг о Гарри Поттере.

Желаю вам приятного чтения. И помните о том, что ребенку будет очень трудно полюбить книги, если он никогда не видит их в руках мамы и папы =)

Чарльз Вест Коуп "Джордж Герберт и его мать"

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти "правила" могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

1. Читайте регулярно

Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

2. Читайте с блокнотом под рукой

Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом "скелет" или "конспект" книги, но это уже детали.

3. Читайте вдумчиво

"Читать правильно " не означает "читать быстро", скорее наоборт. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг "определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого". Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

4. Постоянно ищите книги

Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список "к прочтению". Следите за новинками в интересующей вас области, читайте . Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

5. Читайте разные книги

Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу "для пользы", а другую, художественную, для удовольствия.

6. Переходите на электронные книги

Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

7. Делайте выводы о прочитанном

После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.