Развитие долговременной памяти у взрослых. Как улучшить свою память: советы от психологов. Чтение укрепляет нейронные связи

Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Здоровье

Вам еще нет тридцати, вы полны сил, и вам кажется, что так будет всегда? Отнюдь, утверждают специалисты из Университета штата Виргиния (University of Virginia) . Если вам уже исполнилось 27, то вероятность того, что ваша память будет непрерывно ухудшаться, очень высока. А начнется все с притупления когнитивных (сознательных) навыков мозга.

На страницах нашего сайта неоднократно можно встретить советы о том, как укрепить свою память и повысить активность мозга . Казалось бы, мы уже все знаем об этом вопросе. Однако информация, поступающая из разных концов мира, от различных столпов медицины, порой, весьма противоречива. Вот и сейчас специалисты из Виргинского университета, основываясь на проведенных исследованиях, утверждают – ухудшение работы мозга, связанное с возрастными изменениями, неизбежно . Хорошая новость, по мнению ученых из этого университета, заключается в том, что негативный эффект старения можно уменьшить.

На чем основываются специалисты из Виргинии? В первую очередь, на статистке, полученной от так называемой Ассоциации Альцгеймера - организация, которая была создана в помощь больным этим заболеванием и изучения этой болезни. Сообщается, что эта болезнь Альгеймера проявляется каждые 70 секунд у кого-то из живущих на нашей планете. Эта болезнь является самой распространенной формой слабоумия в мире. К счастью, не каждый человек подвержен ей, да и те, кто подвержен, имеет все шансы избежать этого заболевания, если прислушается к следующим 20 советам по улучшению памяти .



© bairachnyi

Большинство исследований доказывают, что польза, которую приносят физические упражнения человеческому мозгу, соизмерима с той пользой, которую эти же упражнения приносят человеческому телу. Упражнения, вырабатывающие так называемую кардиореспираторную выносливость (выражающуюся обычно в возможности организма осуществлять продолжительную циклическую работу), способны снизить риск развития факторов, ведущих к болезни Альцгеймера. Речь идет о таких болезнях, как ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания.

По мнению экспертов (в этом они единодушны!) рутинные ежедневные физические упражнения должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Не надо обязательно ворочать тяжести несколько часов кряду. Постройте свой распорядок дня так, чтобы как можно больше двигаться . Все очень просто – ставьте свою машину, к примеру, в конце стоянки, чтобы дольше было идти к выходу. Совершайте ежевечерние рутинные прогулки вокруг дома, увеличивая их продолжительность день ото дня и так далее.


2. Чаще меняйте картинку перед глазами! Во всех смыслах этого слова


© claudiodivizia

Когда вы совершаете рутинные действия день ото дня, ваш мозг становится, если можно так сказать, на автопилот. Но стоит вам только переключиться на какую-нибудь другую работу, так ваш мозг начинает генерировать массу новых идей наряду с получаемой вами новой информацией.

Что можно порекомендовать в этом случае? Постарайтесь устраивать подобные мини-встряски вашему мозгу как можно чаще. К примеру, просто меняйте картинку, которая у вас перед глазами. Для этого не обязательно улетать на Гаити (хотя, это не самый плохой вариант!). Если вы работаете у компьютера, установите программу, которая будет менять картинки на рабочем столе каждый день, или даже каждый час. Идите на работу и возвращайтесь с работы, стараясь придерживаться разных маршрутов. Чистите зубы хоть иногда левой рукой (если вы правша), и наоборот, правой рукой, если вы – левша. Начните читать книги, которые заставят ваш мозг думать над высказанными в них идеями и генерировать новые!



© Moose

Как известно, во время сна наш мозг собирает, раскладывает по полочкам и сохраняет информацию, которую вы накопили в течение дня. Вот почему 8 часов сна, все-таки, так необходимы нашему мозгу каждые сутки . Но иногда лишь 5-10 минут сна днем бывают не менее эффективными, чем восьмичасовой ночной сон для того, чтобы устроить мозгу небольшую перезагрузку. А как считают немецкие ученые, основываясь на многочисленных экспериментах, 90 минут сна вполне достаточно для того, чтобы заставить мозг заново работать над восприятием, сбором и накоплением новых информационных порций.


4. Тренируйте свою фотографическую память


© Dean Drobot

Свойства памяти, как таковой, не сконцентрированы в какой-то одной определенной точке нашего мозга. Все данные, которые попадают в наш мозг, аккумулируются и сохраняются в разных его участках. Порой бывает нелегко извлечь из какого-либо уголка памяти нужную информацию . Попробуйте такое упражнение: чтобы заставить мозг запечатлеть надолго какой-нибудь случай, или ситуацию, творящуюся вокруг вас, попробуйте ее, как бы, сфотографировать. Иными словами, постарайтесь ее запомнить, включив все ваши чувства. Оглянитесь вокруг и обратите внимание на то, что вы видите . Постарайтесь запомнить цвета вокруг вас и даже текстуру предметов, вас окружающих. Какие запахи вы чувствуете? Если вы едите, пьете (или даже целуетесь!), попытайтесь определить вкус. Этот весьма эффективный трюк поможет вам надолго сохранять здравый ум даже в самом преклонном возрасте. И, кроме того, он позволит вам научиться никогда не забывать , куда вы закинули в этот раз, к примеру, ключи от машины!



© vasiliybudarinphotos

Не будем голословны, а перейдем сразу к результатам тестов. По информации, полученной от немецких ученых из Вестфальского университета имени Вильгельма (Westfälische Wilhelms-Universität Münster) , группа из физически здоровых добровольцев, средний возраст которых – 60 лет, в течение 12 недель питалась едой, калорийность которой была на 30 процентов ниже, чем калорийность их обычной ежедневной пищи. В результате все испытуемые увеличили результативность тестов, проверяющих память , на 20 процентов. Возможная причина: снижение уровня инсулина, вырабатываемого телом при переваривании пищи. Другая причина – снижение уровня так называемого C-реактивного белка , белка плазмы крови, концентрация которого повышается при воспалении. Оба фактора напрямую связаны с улучшением функций человеческого мозга и, в частности, памяти.

Участникам эксперимента давали не более 1200 калорий в день . Если вам покажется, что урезать до такой степени ваш дневной рацион – это бесчеловечно, тогда постарайтесь хотя бы ограничивать себя в потреблении жиров, мяса и некоторых молочных продуктов. Годом ранее исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета (Columbia University Medical Center) сообщили о результатах длительного исследования более чем 1300 человек, которые являлись приверженцами так называемой средиземноморской диеты . Речь идет о рационе, богатом овощами, фруктами, рыбой и так называемыми мононепредельными маслами (к примеру, оливковое масло). Диета почти полностью исключает всякие жиры, молочные продукты и даже говядину. Все испытуемые, придерживавшиеся этой диеты длительное время, показали снижение риска развития так называемых умеренных когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.


6. Вступите в клуб "Что? Где? Когда?"! Или просто чаще играйте в логические игры


© nomadsoulphotos

Возможно, шансов стать членов международного клуба знатоков "Что? Где? Когда?" у вас не так много, но зато никто не сможет вам запретить смотреть эту передачу (да и многие другие логические передачи ) по телевизору, напрягая мозг наравне с участниками, чтобы ответить на вопросы ведущего. Зачем, спросите вы? Затем, что еще в 2009 году результаты исследований, опубликованных в журнале Американского гериатрического общества (American Geriatric Society) , занимающегося проблемами старения, показали интересную закономерность. Люди старше 65-ти лет, которые использовали в течение часа в день на протяжении восьми недель специальную компьютерную программу для развития когнитивных навыков , улучшили свою память и развили внимание. Это показали тесты, сравнивающие этих пожилых людей с пожилыми людьми из другой группы участников, которые не работали с вышеупомянутой компьютерной программой.



© RossHelen

Нейробиолог Гэри Смол (Gary Small) , руководитель Центра памяти и старения (Memory & Aging Center) при Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (University of California at Los Angeles) и автор многочисленных исследований, изучающих человеческий мозг и его функции в разном возрасте, отметил, что пользование всемирной информационной сетью Интернет чем-то напоминает упражнения по тренировке мозга. Чтобы "измерить" активность мозга участников эксперимента при пользовании ими компьютера, ученые использовали метод магнитно-резонансной томографии . Надо отметить, что участникам эксперимента было от 55-ти до 76-лет. Испытуемые, при пользовании Интернетом, проявляли в среднем в два раза больше активности, чем обычно. Особые всплески активности наблюдались в моменты необходимости принятия решений.



© Gpoint Studio

Зеленый и черный чай оказывают превосходный защитный эффект на нашу память. Возможно, это результат влияния напитков на определенные ферменты нашего мозга. Кофеин, как известно, также увеличивает способность концентрироваться . И люди среднего возраста, которые регулярно потребляют умеренные дозы кофеина - от трех до пяти чашек кофе в день – подвергаются меньшему риску развития слабоумия в преклонном возрасте. Такие выводы из своих исследований сделали финские и французские ученые.

Не забывайте и о другой пользе потребления чая и кофе: попивая горячий напиток во время обеденного перерыва, или просто устраивая себе такие вот "чайные паузы" несколько раз в день, вы уменьшаете вероятность развития депрессии.


9. У вас уже налицо все признаки депрессии? Обязательно обратитесь к врачу!


© Monkey Business Images

Очень часто мы живем годами в депрессии, списывая свое состояние на перманентно плохое настроение. Но "перманентно плохое настроение" - это первый признак депрессивного состояния . А депрессия, если ее не лечить, способна значительно ослабить вашу память. Терапевтические беседы и прием соответствующих антидепрессантов может помочь решить эту проблему. Необходимо помнить, что если вы неожиданно потеряли интерес к тем вещам, от которых раньше не могли оторваться, и если вы перестали получать удовольствие от того, что когда-то любили, то у вас наверняка есть депрессия.

Примечательно, что такому состоянию, как депрессия чаще всего подвержены те, у кого кто-то из предков страдал от этого заболевания, и те, кто длительное время ухаживает за больными и пожилыми людьми.


10. Постарайтесь полностью сосредотачиваться на выполнении одной задачи


© shironosov / Getty Images Pro

Как показали исследования специалистов из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, людям удается запоминать меньше информации, если их мозг занят выполнением нескольких задач одновременно. Особенно память сложно работает, если такой человек пытается освоить новый для него материал . Бывают, конечно, и исключения. К примеру, вы изучаете что-либо (любой материал для запоминания), а рядом играет радио. Ваша память впоследствии может помочь вам вспомнить, или «выудить» из вашего мозга необходимую информацию, если вы вспомните, какая мелодия играла в момент запоминания этой информации.

Старайтесь постоянно изучать что-то новое. Используйте для этого любую возможность, делайте это регулярно, даже когда вы выполняете свои ежедневные обязанности на работе – составляете контракт, или просто делаете ксерокс. Постарайтесь полностью сосредоточиться на том, что вы делаете , отключив все отвлекающие внимание источники – телевизор, радио. Отключите звуковое оповещение таких программ, как skype, ICQ – это будет вас только отвлекать от выполнения поставленной задачи.



© Syda Productions

Если вы не страдаете от диабетического заболевания, то вам остается только поддерживать нормальный вес и следовать сбалансированной диете, для того чтобы не подвергнуться риску возникновения этой болезни. Если у вас диабет второго типа (им страдают 85-90 процентов всех больных диабетом ), необходимо всегда неукоснительно следовать советам лечащего врача для того, чтобы регулировать уровень сахара в крови.

Последние исследования показывают, что активность мозга постепенно снижается по мере повышения уровня сахара в крови у диабетиков. Происходит это из-за разрушения кровеносных сосудов , снабжающих кровью головной мозг. Этот процесс начинается сразу же, как только становятся очевидны проблемы с памятью. Порой, это происходит до того, как у человека диагностируют диабет.



© KTVisual / Getty Images Pro

Допустим, вы пытаетесь что-либо выучить наизусть или просто хорошо запомнить. Чтобы лучше выполнить поставленную задачу, отрывайтесь периодически от этого занятия и водите глазами из стороны в сторону в течение 30-ти секунд. По уверениям исследователей из Метрополитанского университета (Metropolitan University) (Манчестер, Англия), это простейшее упражнение помогает объединить два полушария головного мозга. Когда оба полушария работают в унисон, вам проще восстанавливать вашу способность запоминать, используя разные типы вашей памяти. Происходит это отчасти благодаря тому, что такая гимнастика для глаз возбуждает зрительные центры мозга, положительно влияя на его активность.



© RossHelen

К сожалению, не существует такого понятия, как диета, которая могла бы гарантировать любому человеку защиту от болезни Альцгеймера. Но люди, в рационе которых мало продуктов, содержащих соль фолиевой кислоты (фолат) и витамин B12 , рискуют больше других пострадать в преклонном возрасте от развития слабоумия. Впрочем, исследования на эту тему еще продолжаются. Гораздо больше известно о пользе для укрепления памяти витамина С , китайского гинкго (редкое растение, потомок древних семенных папоротников) и витамина E .

Прекрасным источником фолиата является зеленый салат, шпинат, спаржа, репа, листовая горчица, петрушка, капуста, брокколи, цветная капуста и свекла. Есть хорошая новость и для тех, кто терпеть не может всякого рода зеленые салаты. Так же питательны и полезны такие продукты, как чечевица, говяжья печень, фасоль и бобы.


14. Кратковременная остановка дыхания при засыпании – тревожный сигнал


© ajr_images / Getty Images Pro

Как сообщили исследователи из Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе, люди, страдающие от апноэ во время сна (временная остановка дыхания), обычно имеют определенные проблемы с памятью. Во время апноэ происходит блокировка дыхательных путей, которая заставляет людей дышать прерывисто. Мозг недополучает свою порцию кислорода в течение длительного времени.

Как известно, от синдрома обструктивного апноэ сна страдают порядка 12 миллионов американцев. И если у вас тоже есть такой синдром, необходимо проконсультироваться с вашим врачом, который назначит соответствующее лечение. Доктор может прописать ношение специального прибора для исправления дыхания , или специальной маски. Кроме того, врач может порекомендовать сбросить вес, или даже назначить операционный метод лечения.


15. Изучите что-то по-настоящему новое для вас


© wombatzaa / Getty Images Pro

Если вы фанат японской головоломки судоку , и вам кажется, что вы и так достаточно тренируете свой мозг, вы не совсем правы. Всегда есть возможность освоить другие головоломки, в том числе японские – кен-кен , кендоку , какуро и так далее. Но и в этом случае вы будете не совсем правы. Дело в том, что даже самому "шустрому" и изобретательному уму требуется для тренировки нечто абсолютно отличное по специфике от того, что он умеет делать. Так что, если вы сильны в головоломках и науках, связанных с цифрами, попробуйте изучить, к примеру, новый язык . Или если вы заядлый огородник, займитесь живописью – рисуйте те же овощи!


16. Откажитесь совсем от сигарет


© Pixel_away / Getty Images Pro

Добавить что-то новое к призыву бросить курить очень сложно. Кроме того, механизм связи между болезнью Альцгеймера и курением не очень прост для понимания даже ученых умов. Однако ясно одно – у курящих людей эта болезнь начинается на 6-7 лет раньше, чем у некурящих . Если вам это кажется малоубедительным доводом, чтобы отказаться от сигарет, поищите другие, более убедительные. Поверьте, их более чем достаточно.



© Jose Manuel Gelpi

Каждый год все новые и новые исследователи не перестают находить замечательные полезные свойства черного шоколада и не устают восхвалять его достоинства! Не меньше хвалебных од было воспето этому вкусному продукту за то, что он очень положительно влияет на память человека . Однако какао не является панацеей. В 2007 году, нейробиологами были оглашены результаты экспериментов над крысами, которым давали вещество эпикатехин , входящее в состав растительной пищи. Дальнейшие тесты показали, что это вещество влияет на мозг ничуть не хуже шоколада. Человек может получать эпикатехин, если будет регулярно потреблять виноград , разные ягоды и пить зеленый чай . Причем, все это можно делать с черным шоколадом.


18. Сохраняйте строгий порядок во всем


© Image Supply Co

Как говорилось выше, мозгу нужна, определенного рода, встряска в виде новых впечатлений. В то же время, человеческому мозгу, для того, чтобы он функционировал, как говорится, гладко и ничего ему не мешало, необходимо определенное количество устоявшейся, знакомой ему информации . Речь идет о порядке, и этот порядок должен быть во всем. Кладите свои очки и ключи всегда на одно и то же место. Пишите себе записки-памятки, в которых будет отмечено, что вам необходимо сделать сегодня. Даже сам процесс написания этих записок задействует часть мозга, отвечающую за воспоминания. Приготавливайтесь к завтрашнему дню заранее . К примеру, если вы планируете взять с собой утром что-либо на работу, положите это на столик в прихожей накануне – и вы это не забудете утром.


19. Как можно дольше не уходите на пенсию


© Robert Kneschke

Хорошая новость для тех, кто продолжает работать на любимой работе даже после достижения пенсионного возраста. Такие люди дают возможность своему мозгу сохранять активность как можно дольше , заставляя его цепляться за привычный образ жизни и за определенный строгий распорядок дня. Любая работа, которая доставляет на протяжении всей жизни удовольствие, позволит вам как можно дольше не терять связи с обществом, заставляя вас регулярно принимать решения и тренировать свою память.

Еще лучше, если речь идет о работе, к примеру, в музее, или в библиотеке, где вы можете не только регулярно общаться с большим количеством людей, но и постоянно пополнять свой багаж знаний новой информацией, заставляющей вас мозг работать.


20. Почаще устраивайте вечеринки для друзей


© Viktor Gladkov

Само присутствие людей вокруг нас в течение всей нашей жизни влияет положительно на работу мозга, уменьшая риск развития слабоумия. Конечно, при условии, что вас окружают приятные вам люди , которые ценят вас, и которых уважаете вы. Люди, физически изолированные от других людей (работающие в одиночестве дома), или люди, изолированные от других людей морально (работа в неприятном для вас коллективе) – это один из серьезных факторов, которые могут привести к депрессии . Вот почему так полезны всякого рода вечеринки и приемы.

Однако, на этих приемах может подстерегать другое зло – алкоголь. Данные, которые дают исследования о влиянии алкоголя на память человека, весьма показательны. К примеру, если пить на протяжении нескольких лет большие дозы алкоголя – это верный путь к слабоумию . Впрочем, кратковременная серьезная попойка также может отрицательно повлиять на вашу память. С другой стороны, на людей, которые потребляют алкоголь в умеренных дозах, тот оказывает определенное благотворное воздействие . К примеру, одно из исследований показало, что у людей со слабыми когнитивными расстройствами (легкая забывчивость, которая необязательно может привести к слабоумию в будущем) риск развития слабоумия уменьшался на 85 процентов, если эти люди потребляли в день не более одного бокала вина .


Краткий экскурс в устройство и основные виды человеческой памяти. Рекомендации на тему как развить память: упражнения, тренинги и советы специалистов.

Память – это одна из функций психики, которая заключается в том, чтобы закреплять, сохранять и впоследствии воспроизводить данные, опыт и ощущения.

Как устроена наша память

Человеческое восприятие имеет аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия: это слух, зрение и осязание.

Информация по этим каналам поступает в гиппокамп – парную часть системы головного мозга, расположенную в глубине височных долей и хранится там (что-то превращается в долговременную память, что-то не забывается).

Жаловаться на плохую память обычно начинают после 40 лет. Однако она не становится хуже, память так сказать «детренируется».

Кроме того, плохую память человека провоцируют следующие факторы:

  • употребление алкоголя, курение;
  • переизбыток информации;
  • неправильное питание;
  • нехватка кислорода в крови;
  • депрессия, беспокойство и стресс;
  • недостаток сна;
  • симптом приближающейся болезни (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера).

Возможности человека постоянно поражают разнообразием. Например, абсолютная память, обладатели которой помнят собственную жизнь до самых мелких деталей.

Она распространяется не только на имена и на числа – такие люди могут цитировать дословно книги и помнят все памятные даты родственников и даже их телефонные номера.

Виды

  1. Наглядно-образная память – запечатление материала первосигнально, в виде зрительных, осязательных, слуховых и прочих представлений. В её рамках существует эйдетическая память - разновидность зрительной памяти, характеризующаяся способностью точно, чётко и детально, с лёгкостью запоминать и затем восстанавливать картины увиденного на протяжении довольно долгого периода.
  2. Словесно-логическая или смысловая — запоминание мыслей, выраженных в словах, которые отражают суть явлений.
  3. Двигательная – её содержание заключено в мышечно-двигательных образах заученных телодвижений (величина, форма, скорость, амплитуда и т. д.)
  4. Эмоциональная — прошедшие эмоциональные состояния.
  5. Музыкальная – это быстрое запоминание музыкального произведения и возможность его максимально точного воспроизведения даже через долгое время после его разучивания.


Как развить память

Мы запоминаем то, что замечаем, ну а замечаем только если внимательны. То есть своё внимание следует тренировать.

Чтобы развить хорошую память, подойдут даже простые игровые упражнения. Мозг быстро сосредотачивается на деталях и привыкает к динамичной работе в различных ситуациях.

Сочетание разных типов памяти

Учительницам, которые жалуются на короткую память двоечников, не учащих стихотворения, хочется порекомендовать заставлять учеников произносить их вслух и отжиматься. Дети станут запоминать стихи одновременно с мышечными усилиями и движениями, что поможет даже спустя годы вспоминать эти стихи при отжиманиях.

Многих малышей учат таблице умножения, заставляя переписывать её и проговаривать про себя.

Запоминание по частям

Суть метода в раскладывании информации «по полочкам»: текст следует компоновать в конспект, слова делить на группы, учить формулы вместе с примерами.

Важно также одновременно решать возникшие вопросы, так как, самостоятельно добывая необходимое, мы лучше его усваиваем. Вы скорее заучите строчку, если она содержала незнакомое слово, подсмотренное в словарике.

Повторение — мать учения

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Вам сказали номер телефона, а возможности записать у вас нет. Под диктовку мысленно представьте трубку и набирайте на ней номер. Повторите еще раз и ещё, вслух проговаривая номер другу. Даже через пару часов вы все вспомните.

Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Новые знания и открытия

Занимающиеся студенты, которые посещают лекции, обладают отличной памятью, не подозревая этого. Если информация усваивается без усилий и на подсознательном уровне, ей свойственно хранится дольше.

Накануне сессии студент переживает, что не знает материал, однако отвечает на сложные вопросы однокурсников и понимает, что стоит слегка освежить память и он готов к экзамену. Это происходит оттого, что конспектируя, мы вникаем в информацию, но не думаем о запоминании.

Профессионально развиваясь, изучая иностранные языки и слушая новости – вы запоминаете, а, следовательно, улучшаете память.

Самоорганизация

Мы не можем зафиксировать что-то в памяти, не понимая, что именно запоминать и когда. Систематизировать необходимо не только материал, но и самого себя. Обзаведитесь ежедневником, личным расписанием, старайтесь всё делать вовремя, вспоминайте своих близких, которым уже давно не звонили.

Тренировка и упражнения

Феноменальная память – это уже не миф. Развить суперпамять поможет практика! Еженедельно хоть 30 минут уделяя внимание специальным методикам, скоро вы отметите результат.

Память, в том числе и фотографическая – это способность к запоминанию информации. Для её развития потребуются тренировки. Лучше всего попытаться за 5-10 секунд в деталях запомнить любую картинку. Потом мысленно воспроизвести её образ для сравнения с оригиналом.

При возникновении необходимости улучшить отдельные виды памяти можно ознакомиться с упражнениями, которые развивают память согласно её видам.

Для долговременной

Постарайтесь воспроизвести в памяти события, произошедшие с вами в возрасте 12-15 лет. Больше деталей – событий, эмоций и т.д. Закончив с этим периодом, восстановите в памяти воспоминания, которые относятся к вашим 8-11 годам, а затем — 4-7 годам.

Вероятно, вы сможете вспомнить события раннего детства и даже удивитесь качеству и количеству отроческих и детских воспоминаний.

Для кратковременной

Постарайтесь запомнить десять мелочей, стоящих на столе вашего сотрудника или десяток товаров на полке в магазине. Можно вспоминать мелочи, лежащие в ящике вашего рабочего стола.

Для зрительной

На протяжении дня смотрите на посетителя, потом закройте глаза и вспомните его облик и одежду. Прокручивайте в мыслях новостные сводки, воссоздавайте в голове красочные сюжеты. Фото, картинки и постеры также станут отличным подручным средством для упражнений «на бегу».

Для слуховой

Если позволяют обстоятельства, читайте вслух, при этом выразительно проговаривая все слова, после чего пересказывайте текст. Учите понравившиеся стихи. Попытайтесь распознавать по звуку шагов того, кто должен войти в кабинет.


  • фрукты: апельсины, персики;
  • бакалея: соль, мука;
  • молочные продукты: йогурт, сыр;
  • для ванной: зубная паста, гель для душа.

Самое главное – это постоянство. Все упражнения, которые вы выбрали для развития памяти нужно повторять на протяжении дня не менее 6 раз в течение 1.5-2 месяцев. При удовлетворительных результатах вы можете собой гордиться, а если желаете достичь большего – принимайтесь за тренировки снова.

Видео: Мнемотехника

На чтение 17 мин. Просмотров 17 Опубликовано 10.08.2018

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

Виды памяти

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.

Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.

Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

Метод, основанный на внимательности

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память?

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации . Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память?

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет , который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину , которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы . Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня : вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов . На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

25 упражнений для развития и тренировки памяти

Упражнение 1

Начнем с простого упражнения. Посмотрите на следующую картинку одну минуту. Затем закройте эту картинку и попробуйте нарисовать эти фигуры в таком же расположении на бумаге.

Если вам сложно запомнить все детали не расстраивайтесь, возьмите только верхнюю часть картинки и попробуйте запомнить ее. Затем посмотрите на нижнюю часть картинки и попробуйте нарисовать детали нижней картинки на бумаге.

После того как вы нарисуете детали на бумаге попробуйте сравнить с картинкой. Что у вас получилось? Если есть ошибки, попробуйте повторить упражнение.

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на картинку, здесь нарисованы цифры, под каждой цифрой написано слово. Внимательно посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте эту картинку и попробуйте написать на бумаге все цифры и под каждой цифрой написать слово.

Что у вас получилось? Если ошибок много попробуйте запомнить только верхнюю строчку от нуля до четырех, потом от пяти до девяти.

Сравните написанное с картинкой, если есть ошибки, повторите упражнение.

Упражнение 3

Посмотрите на следующую картинку, на ней нарисованы часы. Посмотрите внимательно, какие цифры нарисованы на ней больше, меньше, какие черточки на цифрах. Посмотрите на картинку одну минуту, затем закройте картинку и попробуйте нарисовать часы на бумаге.

Что у вас получилось? Если у вас не получилось запомнить и нарисовать все полностью разделите часы пополам и запомните половину. Затем попробуйте запомнить вторую половину и нарисовать ее на бумаге. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 4

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, но выделены они другим цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать все, что запомнили цветными карандашами или цветными ручками.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые три строчки и попробуйте запомнить их. Затем запомните и напишите вторые три строчки. Потом попробуйте запомнить и написать все шесть строчек вместе.

Упражнение 5

Посмотрите следующее упражнение, здесь написаны цифры двумя разными цветами. Посмотрите внимательно одну минуту на эти цифры и попробуйте запомнить их.

Закройте эти цифры и попробуйте написать на бумаге все то, что вы запомнили. Проверьте себя, если много ошибок попробуйте запомнить первые две строчки и затем написать их.

Затем попробуйте запомнить и написать вторые две строчки. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.

Попробуйте запомнить две крайние строчки и написать их, а затем запомнить две строчки в середине и тоже написать их. Не забывайте, что некоторые цифры написаны красным цветом.

Упражнение 6

В этом упражнении даны образцы узоров их надо запомнить, и продолжить точно также как на примере.

Сначала попробуйте выполнить задание под цифрой один.

Запомните рисунок под цифрой один закройте образец и продолжите на память соединять кружочки по образцу.

Теперь посмотрите образец рисунка под цифрой два. Закройте образец и соедините треугольники на память.

После выполнения задания под цифрой два приступайте к заданию под цифрой три. Здесь надо запомнить в каком порядке соединяются квадраты. После того как вы запомнили, закройте картинку и попробуйте соединить квадраты точно также.

Упражнение 7

Посмотрите внимательно на следующую картинку одну минуту. Здесь нарисованы разные предметы, запомните их.

Закройте картинку и напишите на бумаге, что вы запомнили. Предметы должны быть написаны или нарисованы в таком же порядке как на картинке.

Если вам сложно запомнить с первого раза столько предметов, то можно запомнить и написать половину этих предметов только по порядку.

Затем запомните и напишите вторую половину этих предметов.

Теперь попробуйте запомнить полностью все предметы по порядку и написать их в таком же порядке.

Упражнение 8

Посмотрите следующую картинку, на ней написаны цвета, они выделены все одним цветом. Посмотрите на картинку внимательно одну минуту и попробуйте запомнить слова.

Закройте картинку и попробуйте написать на бумаге все, что вы запомнили.

Что у вас получилось?

Если получилось запомнить мало, не расстраивайтесь, возьмите первые два столбика и попробуйте запомнить их. Затем запомните последний столбик и попробуйте написать все три столбика вместе.

Упражнение 9

Рассмотрите внимательно следующую картинку, на ней нарисованы животные, млекопитающие, рыбы и так далее. Постарайтесь запомнить все картинки в течение одной минуты.

Теперь напишите на бумаге по порядку все, что вы запомнили. Если запомнили не все или в неправильном порядке повторите упражнение.

Затем попробуйте запомнить в другом порядке, например с последней картинки до первой. Запишите все, что вы запомнили. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 10

Посмотрите на следующую пирамиду из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуйте запомнить все цифры по порядку. Запоминайте сначала первую строчку, затем вторую строчку и так далее.

Можно запомнить первые три строчки и написать их на память. Если получилось, то попробуйте запомнить первые четыре строчки и затем написать их. Проверьте себя.

Теперь попробуйте запомнить пять строчек и написать. Затем запомните всю пирамиду чисел и запишите их.

Упражнение 11

Посмотрите 20 секунд на следующие две картинки закройте их и скажите, сколько одинаковых фигур нарисовано на этих картинках. Нарисуйте их по памяти.

Теперь снова посмотрите на эти две картинки 20 секунд и закройте картинки.

Сколько разных картинок на этих двух картинках.

Проверьте себя. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение 12

Это упражнение можно делать в спокойной обстановке дома или на работе, если есть время.

Посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один из предметов и изучите его внимательно. На изучение вам дается двадцать секунд. Затем отвернитесь от этого предмета и попробуйте его описать.

Например, вы выбрали статуэтку.

Какая статуэтка большая, маленькая? Какого цвета статуэтка? Постарайтесь сделать полное описание того, что вы запомнили. Какая у нее поверхность (гладкая, лакированная, ребристая, пыльная, потертая и так далее). Какое основание у статуэтки (квадратное, круглое, необычной формы)?

Если вы мало успели запомнить за двадцать секунд, повторите упражнение.

Таким же образом вы можете рассмотреть другие предметы и попробовать их описать. С каждым разом предметы старайтесь выбирать сложнее.

Упражнение 13

Это упражнение сложнее выберите для описания следующий предмет, например ковер с рисунком.

Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили.

На ковре сложный рисунок, если не получилось запомнить весь попробуйте запомнить сначала какую-то часть ковра, потом возьмите кусочек для запоминания по-больше. Повторите упражнение. Затем попробуйте рассказать все, что на нем изображено.

Упражнение 14

Возьмите любые пять предметов. Это может быть кружка, ваза, тарелка, духи, статуэтка и так далее.

Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем накройте все эти предметы темным материалом и попробуйте рассказать то, что вы запомнили.

Если у вас получилось мало запомнить, повторите упражнение.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать.

Затем попробуйте добавлять по одному предмету и усложнять упражнение. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Упражнение 15

В этом упражнении вам надо описать какой-нибудь предмет по памяти.

Возьмите, например вазу, рассмотрите ее внимательно двадцать секунд. Отвернитесь от нее и попробуйте описать ее по памяти.

Вам надо описать все: форму, цвет, какой рисунок нарисован на этой вазе и так далее.

Затем повернитесь к вазе и посмотрите внимательно, что вы упустили и не рассказали.

Посмотрите еще раз на вазу и отвернитесь от нее. Попробуйте составить более полный рассказ о вазе.

Это упражнение вы можете сделать с другим предметом.

Упражнение 16

В упражнении 15 вы описывали вазу, отворачиваясь от нее. Теперь в упражнении 16 вам надо закрыть вазу, взять лист бумаги и карандаш и нарисовать ее по памяти.

Сравните ваш рисунок с оригиналом вазы. Вы все нарисовали или что-то упустили. Посмотрите внимательно каждую мелочь.

Упражнение 17

Перед сном попробуйте вспомнить людей и предметы, которые окружали вас целый день.

Вспомните фразы, которые были обращены к вам. Если вы слушали лекцию, то восстановите в памяти мимику, жесты. Вспомните, о чем говорилось на лекции дословно. Проанализируйте весь свой день и оцените свою память, наблюдательность и внимание.

Упражнение 18

Наш мозг способен увидеть понять обработать за одно мгновение очень большой объем информации. Вы можете развить и добиться многого, развивая свой мозг тренировками и упражнениями.

Возьмите книгу с яркими картинками.

Выберите одну и мгновенно посмотрите на нее. Закройте книгу. Что вы запомнили? Надо рассказать как можно больше, что вы запомнили. Повторите упражнение.

Для такого упражнения подойдет, например картина. Тренируйтесь и каждый раз сравнивайте, на сколько, улучшились у вас результаты.

Упражнение 19

В этом упражнении вам надо взять любые 5-7 предметов. Не рассматривайте их, положите на стол и закройте темным материалом.

Теперь откройте, сосчитайте медленно до десяти, и одновременно запоминайте эти предметы, снова закройте. Все что вы запомнили, запишите на бумаге. Опишите эти предметы.

Повторите упражнение, с каждым разом вы будете запоминать все больше и больше.

Выполняя упражнение в следующий раз, положите больше предметов, например 8-10 потом 11-13 и так далее. С каждым разом усложняйте себе упражнение.

Упражнение 20

Это упражнение перекликается с предыдущим. Вам надо зайти в незнакомую комнату и быстро как можно больше запомнить предметов и вещей, которые там находятся.

Затем вы выходите из комнаты берете лист бумаги и ручку и описываете все, что вы запомнили. Написанное можно сравнить с тем, что находится в комнате. На сколько много, и быстро ваш мозг запоминает. Если запомнили мало, повторите упражнение. В следующий раз попробуйте сделать это упражнение с другой комнатой и с другой обстановкой.

Упражнение 21

Это упражнение поможет вам запомнить важное.Запоминание связано со звуком, который вы слышите во время каких-то событий. Если нет никаких звуков, то их надо представить.

Представьте себе движущийся мотоцикл.

Он мчится и издает, какие-то звуки, какие они придумайте их. С помощью этих звуков вы всегда можете запомнить, что-то очень важное.

Упражнение 22

Это упражнение тоже на запоминание очень важной информации.

Вам надо взять любое стихотворение и выделить в нем фразы. К каждой фразе надо придумать несколько вопросов. Если хотите хорошо запомнить, делайте это каждый день.

Упражнение 23

Придумайте себе какой-нибудь маршрут, по которому вы пойдете. Например: от дома до магазина или от дома до работы.

Пройдите пешком по этому пути и замечайте все яркие приметы, которые вам встречаются на пути.

Затем дома возьмите бумагу и карандаш и составьте карту необычных примет. Запоминая яркие события, вы запомните и то, что рядом с ними находится.

Упражнение 24

В этом упражнении даны три столбика слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик.

Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

Затем прочитайте и запомните слова второго столбика. Закройте слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке.

После второго столбика прочитайте слова третьего столбика и попробуйте их запомнить. Закройте слова и напишите их в алфавитном порядке.

После того как вы запомнили все три столбика, посмотрите на слова еще раз, закройте их и напишите все слова трех столбиков в алфавитном порядке.

Упражнение 25

Посмотрите на следующую пирамиду цифр. Здесь шесть строчек. В каждой следующей строчке добавляется еще две цифры. Посмотрите сначала первые три строчки, они не большие, закройте пирамиду и попробуйте рассказать или написать то, что вы запомнили.

После того как вы написали или рассказали первые три строчки добавьте еще одну четвертую строчку, затем пятую и потом шестую строчку.

Получилось у вас написать в правильном порядке цифры?

Теперь вы это же упражнение попробуйте рассказать в обратном порядке снизу вверх. Посмотрите сначала нижнюю строчку закройте ее и расскажите, затем добавляйте по одной строчке вверх.

Заключение

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Хорошая память – ценный инструмент в любом возрасте, но пользуются ею по-разному. Детям главное запомнить, выучить, пересказать, чтобы не обвиняли, что « одно ухо влетело, а в другое»… ну, вы в курсе. По мере взросления людям становятся важны воспоминания. Приходит понимание важности хорошей памяти и настоящего вреда забывчивости. Беда лишь в том, что развивать память у взрослых сложнее, чем в детском возрасте, и мало кто умеет делать это по-настоящему эффективно. Ребенка достаточно заинтересовать, подростка - мотивировать. Только гаджету легко улучшают память, купив накопитель. Взрослым людям приходится развивать память и внимательность путем специальных тренировок.

Но есть и позитивная сторона: тренировки памяти у взрослых людей позволяет достичь превосходных результатов и продляют активность мозга, а значит, и молодость. Так что взрослым людям развивать память стоит даже в том случае, если нет никаких жалоб – просто в целях профилактики и самосовершенствования. Тем более что существуют увлекательные и даже забавные упражнения для тренировки памяти, можно выбрать по вкусу и темпераменту, и улучшать память с удовольствием и пользой. Так, совмещая приятное с полезным, вы сможете заметно улучшить память, внимание и другие важные ментальные способности, которые пригодятся и в работе, и в повседневной жизни.

Память. Виды памяти. Возрастные изменения памяти
Память – это основополагающее свойство нервной системы, благодаря которому живые существа могут учиться чему бы то ни было и хранить информацию о накопленном опыте. Память есть не только у людей, но и у животных, просто у них она менее развита. И этот факт подводит нас к закономерному вопросу: как же измерить память и оценить уровень ее развития? Какую память можно считать хорошей, а какую – неудовлетворительной, требующей улучшения? Подобные вопросы стоят перед психологами, нейрохирургами, педагогами по всему миру.

Однозначные ответы на них пока не найдены, но проделана огромная исследовательская работа, благодаря которой стали известны свойства и особенности памяти:
Кроме временных характеристик, память различают по содержанию (эмоциональная, образная), модальности (звуковая, зрительная, сенсорная, болевая), цели (произвольная, непроизвольная) и другим признакам. Но любая, даже самая прочная память подвержена возрастным изменениям. Это значит, что с годами замедляются метаболические и регенерационные процессы. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, так что запоминание, хранение и воспроизведение информации затрудняется. Единственный выход – развивать память взрослым людям, и начинать как можно раньше.

Как запоминать информацию и улучшить память?
Хотя естественные процессы старения и неизбежны, каждый человек сам управляет своим телом и разумом. Вы можете улучшить свою память и внимание, учитывая особенности механизмов запоминания. Кстати, их тоже для начала придется запомнить:
Педагоги знают, что для наилучшего запоминания нужно совместить несколько модальностей: проговорить материал вслух, записать его, обсудить с собеседником. Пользуйтесь перечисленными методами как можно чаще, чтобы лучше запоминать информацию. Постепенно поиск ассоциативных связей, группировка данных войдут в привычку и повысят способность к запоминанию. Не исключено, что в процессе использования вы найдете собственные способы запоминания: с помощью рифмы, визуального образа и т.п.

Как развить память у взрослого человека? Упражнения для тренировки памяти
Переутомление, избыток информации для запоминания, стрессы пагубно сказываются на способности запоминать информацию. Чтобы противостоять нагрузкам и заранее подготовить свою психику к возможной усталости, можно использовать простые упражнения для тренировки памяти:

  1. Определите, какой тип памяти развит у вас лучше других. Это индивидуально: одни люди лучше запоминают увиденное, другие – услышанное и т.п. Сильная сторона вашей памяти должна стать приоритетной – именно на ее развитие стоит направить максимум усилий. Значит, чтобы запомнить нечто, старайтесь получить информацию в подходящей для себя форме. Запишите, проговорите или даже зарисуйте. Повторите несколько раз – повторение закрепляет данные в памяти.
  2. Ознакомьтесь с приемами мнемоники. Это психологическая техника, направленная на прочное запоминание и развитие памяти у взрослых людей. Основные инструменты мнемоники – свободные ассоциации и условное кодирование. Для каждого материала можно и нужно подобрать рифму или закономерность. Яркий пример: стихотворение для запоминания цветов радуги («Каждый охотник желает знать…»), но вы можете придумать собственные или найти готовые примеры.
  3. Постарайтесь припомнить вчерашний день в подробностях, а заодно оцените свою память. Восстановите все события с точностью до 10-15 минут, в правильной последовательности. Эпизоды, которые не удастся вспомнить, пока опустите. Займитесь чем угодно, а через полчаса вернитесь к выполнению упражнения и заполните пробелы. Регулярно повторяйте составление «вчерашнего» списка дел, и со временем он будет получаться все лучше и лучше.
  4. Положитесь на свою память. Запланируйте любое дело на завтрашний вечер, не записывайте и не создавайте никаких напоминаний. Просто дайте себе установку: «завтра вечером я возьму с полки книгу и переложу ее на стол» (или любое другое действие, суть в не в нем самом). Проделывайте это регулярно с разными задачами самому себе в будущем.
  5. По дороге на работу, во время прогулки или похода по магазинам специально обращайте внимание на все объекты одного типа, который сами выбрали. Например, постарайтесь запомнить всех собак или всех девушек в длинных юбках, которых встретите по пути. Вечером прокрутите в голове получившийся список. Это упражнение удобно выполнять в паре, чтобы сверять данные.
Обратите внимание, что эти приемы рассчитаны преимущественно на взрослых людей, для детей лучше выбрать более простые упражнения или адаптировать эти в игровой форме. Но и детям, и взрослым для развития памяти однозначно полезны полноценный сон и свежий воздух для дыхания клеток мозга. Регулярно ешьте орехи, яичные желтки и свежие овощи, принимайте витаминные комплексы и минеральные вещества, способствующие улучшению памяти.

Пусть это похоже на каламбур, но для лучшего запоминания не забывайте, что память подобна мышце. Как и мускулы, хорошую память нужно качать, то есть тренировать. Поэтому используйте ресурсы памяти как можно чаще при любой возможности. Разгадывайте кроссворды, запоминайте расписание автобусов и заучивайте красивые стихи. Все эти действия помогают развивать память у взрослых и даже пожилых людей. Желаем долгих лет жизни, острого ума и только приятных воспоминаний!