Нии гигиены и профилактики заболеваний детей. Научный центр здоровья ребенка (рамн). История НИИ педиатрии

Россия, Москва и Московская обл., г. Москва
105064, Москва, Малый Казённый переулок, дом 5

Описание

В 2014 году исполнится 55 лет со дня организации Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, созданного специальным Постановлением Совета Министров СССР в 1959 г. в составе АМН СССР. С 1965 г. Институт работал в системе Минздрава СССР, а в 1996 г. вновь был передан РАМН.

Здание института

21 января 1998 г. постановлением Президиума РАМН образовано государственное научно-клиническое учреждение Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, в которое вошел НИИ гигиены и охраны..

здоровья детей и подростков.

Вхождение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Научный центр здоровья детей РАМН совместно с Институтом педиатрии не случайно. У гигиены детей и подростков много общего с педиатрией. И это, прежде всего, общая задача — воспитание здорового, гармонически развитого подрастающего поколения. Главное различие между ними состоит в том, что гигиена детей и подростков занимается массовыми контингентами, исследует групповое состояние здоровья и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно к большим коллективам детей, объединенных общими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и т.д.).

История института

Педиатрия же, как наука, имеет дело с отдельными детьми и педиатр ставит диагноз и назначает лечебные и оздоровительные процедуры каждому ребенку в зависимости от конкретных обстоятельств.

Для педиатра детский коллектив - сумма индивидуумов, для гигиенистов индивидуум - часть коллектива.

Для педиатра объект воздействия - ребенок с учетом внешней среды; для гигиениста объект воздействия - внешняя среда на основе учета реакции ребенка на эту среду.

Педиатрия стремится усовершенствовать организм ребенка, а гигиена - организовать и, если нужно, преобразовать среду, исходя из возрастных свойств и возможностей ребенка и подростка.

Институт - единственное научно-исследовательское учреждение такого профиля в Российской Федерации, является головным научным учреждением по гигиене и охране здоровья детей и подростков, на его базе организован и функционирует Научный совет по гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН по проблеме.

С 2000 г. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков по поручению Министерства здравоохранения РФ является Национальным Центром поддержки «Российской сети школ здоровья» (РСШЗ).

История института

С учетом задач, поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением перед Институтом, была разработана концепция научных исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе его развития, и, в связи с этим, предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола и возраста ребенка, состояния его здоровья и уровня достигнутого развития.

Была разработана методология научных исследований: применение естественного гигиенического эксперимента в органическом сочетании с лабораторными исследованиями и методами санитарной статистики.

На основе выдвинутых концепции и методологии Институт осуществляет углубленные исследования по научному обоснованию гигиенических норм и регламентов, методов профилактики, совершенствования медицинской и психо-социальной помощи детям и подросткам, укрепления физического, соматического, психического и репродуктивного здоровья, обеспечивающих благоприятное развитие детей и подростков, снижение заболеваемости, инвалидизации.

С момента образования Института получили развитие следующие научные направления:

  • гигиена деятельности (учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, спортивная);
  • гигиена материальной окружающей среды (планировка, благоустройство, микроклимат, освещенность, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и режиму работы образовательных учреждений; оборудование, учебники, одежда, обувь, игрушки и др.);
  • гигиена питания;
  • закономерности морфо-функционального, психо-физиологического и психо-социального развития;
  • состояние здоровья детских коллективов.

Этим основным научным направлениям деятельности соответствует структура Института.

Читать полностью ↓

История Научного центра здоровья ребенка уходит своими корнями во времена правления Екатерины Второй. Именно она подписала Манифест о создании в Москве Воспитательного дома с госпиталем для детей. 1 сентября 1763 года Воспитательный дом был признан государственным учреждением. Именно он, по прошествии многих лет перенеся немало реформ и преобразований, стал носить название « здоровья ребенка». И он заслужил уважение многих жителей столицы и других городов страны.

Ломоносовский проспект, 2, Научный центр здоровья детей - этот адрес знают многие родители, чьи дети нуждаются в квалифицированной медицинской помощи.

Центр сегодня

На сегодняшний день Научный центр здоровья детей (Москва) - это крупнейшее учреждение в Российской Федерации, в котором проходят лечение не только российские дети, но и приехавшие из-за рубежа. Медицинский центр оснащен новейшим оборудованием. Здесь работает уникальный комплекс, позволяющий проводить диагностику заболеваний по всем направлениям и на самом высшем уровне.

Кроме того, Научный центр здоровья детей силами своих сотрудников ведет активную исследовательскую работу в области педиатрии, они разрабатывают и внедряют технологии реконструктивной хирургии при врожденных пороках у детей.

Состав Научного центра

В его состав входят три института:

  • педиатрии РАМН.
  • гигиены детей и подростков.
  • профилактической педиатрии и восстановительного лечения.

В стенах центра работают только специалисты, имеющие а именно: сто пятьдесят кандидатов медицинских наук, девяносто шесть докторов наук, сорок восемь профессоров и четыре академика РАМН. Директор - А.А. Баранов - академик РАМН, профессор, председатель Исполкома Союза педиатров России. Все они ведут активную исследовательскую деятельность, пишут учебники и монографии, патентуют изобретения. Научный центр здоровья детей РАМН (Ломоносовский проспект) носит звание «Ведущая научная школа».

Кроме того, в течение года более пяти с половиной тысяч детей получают медицинскую помощь, а за день поликлинику посещают более двадцати пяти тысяч ребят.

Центр консультации и диагностики

Консультативно-диагностический центр вошел в состав НИИ «Научный центр здоровья детей РАМН (Ломоносовский проспект) в 2006 году.

Здесь оказываются как платные услуги, так и услуги по системе добровольного медстрахования. Неотложную помощь можно получить в любое время суток любым детям от рождения до 18 лет с непонятными состояниями или обострениями хронических заболеваний. При поступлении в отделение врач проводит быструю диагностику состояния. При необходимости дети помещаются с одним из родителей в палату на стационар.

Научный центр здоровья детей (Ломоносовский проспект, 2) включает в себя и консультативное отделение. Работа отделения ведется в две смены с раннего утра и до позднего вечера, включая выходные дни. Это сделано для удобства работающих родителей. Именно такие семьи чаще обращаются в это отделение в субботу и воскресенье.

Здесь принимают сто шестьдесят три специалиста, оказывается помощь по тридцати трем педиатрическим направлениям, таким как аллергология, генетика, артрология, гинекология, кардиология, лечебная физкультура, ортодонтия, стоматология, хирургия и так далее.

Оборудование кабинетов

Все кабинеты КДЦ оснащены новейшим оборудованием. В структуру консультативного отделения входит и лор-кабинет, где осуществляется комплексный подход к выявлению лор-заболеваний, в который входит: отоскопия, отомикроскопия, эндоскопия носоглотки, акустическая импедансометрия, при необходимости - компьютерная томография височных костей.

Консультативно-диагностический центр, входящий в Научный центр здоровья ребенка РАМН, предоставляет как экстренную, так и необходимую медицинскую помощь для лечения детей.

Реабилитационные центры

Врачи говорят, что в медицине главное - не вылечить болезнь, а предупредить ее. Еще важнее после лечения пройти курс восстановительной медицины. Научный центр здоровья ребенка имеет в своем составе реабилитационные центры по различным направлениям. В таких центрах находятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, перенесшие серьезные заболевания глаз или сердца, имеющие задержку развития.

Центр психического здоровья

Научный центр психического здоровья детей - это ведущее научное учреждение страны в области психических заболеваний. Основные направления деятельности этого учреждения заключаются в следующем:

  • Разрабатываются новые методы диагностирования, лечения и профилактики таких болезней.
  • Внедряются новейшие методы терапии и реабилитационных курсов.
  • Социальная адаптация людей, перенесших психические расстройства.
  • Проводятся научные исследования проблем психического здоровья.
  • Исследуются и внедряются новые формы оказания психиатрической помощи.

Нарушение психического здоровья нередко происходит в детском возрасте. Если заболевание вовремя не вылечить, то оно может оказать разрушительное воздействие на мозг человека, может привести к смерти (чаще суициду). Поэтому Научный центр психического здоровья детей и подростков особое внимание уделяет развитию вопросов диагностирования психических заболеваний, особенно на ранних стадиях развития. Исследовательская работа, которую ведет Научный центр здоровья детей, позволяет распознать болезнь и, совмещая безвредные лекарственные препараты и коррекционные методики, добиться значительных результатов, а иногда и полностью излечить заболевание.

Разработки в области психического здоровья детей

Огромная работа ведется в направлении патологических изменений психического здоровья у детей раннего возраста. Некоторые разработанные методики переходят в разряд стандартизированных. Это, например, «Схема оценки нервно-психического состояния у детей до трех лет». Также существует группа ученых, которая исследует детский аутизм, изучает его типологию и клинические показатели. Уже появился ряд коррекционных методик, способных облегчить состояние больных детей, сделать более реальной их адаптацию в социуме. При этом исследовательском отделе функционирует детский сад для детей с аутизмом, что позволяет ученым наблюдать за детьми более продолжительное время в течение суток. Это помогает добиваться наиболее корректных исследовательских результатов и внедрять специальные методики.

Метод «Сравнения понятий»

Известно, что такое психическое заболевание, как шизофрения, приводит к патологии мыслительных процессов. Сотрудники НИИ РАМН С.Е. Строгова, и А.И. Хромов разработали методику «Сравнение понятий» для изучения нарушения мыслительной деятельности детей и подростков при этом заболевании. После применения этой эффективной методики становится ясной картина нарушений, что позволяет подобрать эффективное лечение.

Реабилитационный центр НИИ педиатрии

Недавно на территории более шести тысяч квадратных метров открылся реабилитационный центр одного из институтов РАМН - НИИ педиатрии. Он включает в себя 12 отделений. Здесь разрабатываются и внедряются программы индивидуального восстановительного лечения детей. Специалисты этого центра планируют готовить спортсменов юного возраста к участиям в спортивных олимпиадах, спартакиадах, соревнованиях различного уровня. Этот реабилитационный центр работает и как Научный центр здоровья ребенка, проводя исследования по всем необходимым направлениям деятельности.

Деятельность НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН

В этом научном исследовательском институте проводится огромная работа по развитию таких теоретических положений, как:

  • Адаптация детского организма.
  • Выявление закономерностей роста и развития детей, изучение состояния здоровья.
  • Гигиеническое нормирование.

Анализ работы за последнюю пятилетку позволил выявить закономерности изменения подрастающего поколения, объяснить причину ухудшения и сделать прогноз на ближайшее будущее. Также на основании исследований были получены новые данные об адаптации детей к учебному процессу и разработаны гигиенические нормы обучения. Были сделаны выводы о ранней трудовой занятости, когда ребенок совмещает учебу и работу, и доказано негативное влияние такой формы существования на детский организм. Были разработаны и научно обоснованы нормы переноски тяжелых предметов для парней и девушек 14-17 лет, разработаны гигиенические нормы для профессиональных училищ и колледжей. Также была проведена исследовательская работа по изучению одежды детей и подростков и материалов, из которых она изготавливается. На основании этих исследований составлен перечень требований, которым должна соответствовать детская одежда.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН активно разрабатывается нормативная документация, направленная на сохранение и поддержание здоровья подрастающего поколения. Она представлена в виде монографий, сборников и другой литературы.

Итак, Научный центр здоровья детей РАМН является крупнейшим государственным научно-практическим учреждением. Он оказывает как необходимую медицинскую помощь на высшем уровне, так и занимается исследовательской деятельностью, продвигая медицину России.

В 2019 году исполняется 60 лет со дня организации Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, созданного специальным Постановлением Совета Министров СССР в 1959 г. в составе АМН СССР. С 1965 г. Институт работал в системе Минздрава СССР, а в 1996 г. вновь был передан РАМН.

21 января 1998 г. постановлением Президиума РАМН образовано государственное научно-клиническое учреждение Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, в которое вошел НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Вхождение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Научный центр здоровья детей РАМН совместно с Институтом педиатрии не случайно. У гигиены детей и подростков много общего с педиатрией. И это, прежде всего, общая задача — воспитание здорового, гармонически развитого подрастающего поколения. Главное различие между ними состоит в том, что гигиена детей и подростков занимается массовыми контингентами, исследует групповое состояние здоровья и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно к большим коллективам детей, объединенных общими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и т.д.).

Педиатрия же, как наука, имеет дело с отдельными детьми и педиатр ставит диагноз и назначает лечебные и оздоровительные процедуры каждому ребенку в зависимости от конкретных обстоятельств.

Для педиатра детский коллектив — сумма индивидуумов, для гигиенистов индивидуум — часть коллектива.

Для педиатра объект воздействия — ребенок с учетом внешней среды; для гигиениста объект воздействия — внешняя среда на основе учета реакции ребенка на эту среду.

Педиатрия стремится усовершенствовать организм ребенка, а гигиена — организовать и, если нужно, преобразовать среду, исходя из возрастных свойств и возможностей ребенка и подростка.

Институт — единственное научно-исследовательское учреждение такого профиля в Российской Федерации, является головным научным учреждением по гигиене и охране здоровья детей и подростков, на его базе организован и функционирует Научный совет по гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН по проблеме.

С 2000 г. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков по поручению Министерства здравоохранения РФ является Национальным Центром поддержки «Российской сети школ здоровья» (РСШЗ).

Становление Института и его развитие в течение более тридцати лет связано с именами академика РАМН Галины Николаевны Сердюковской и доктора медицинских наук, профессора Сергея Михайловича Громбаха, воспитавших и подготовивших научную школу ученых, работавших не только в г. Москве, но и во многих городах Советского Союза и России.

Директорами Института были академик РАМН Галина Николаевна Сердюковская, академик РАН и РАМН Александр Александрович Баранов, а в настоящее время Институт возглавляет член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма.

На самом начальном этапе организации Института трудились замечательные учение и специалисты, внесшие большой вклад в разработку и развитие теоретических и прикладных проблем гигиены детства, профессора И.А.Арнольди, Л.Т.Антонова, И.Д.Карцев, Е.И.Кореневская, Ю.Д.Жилов, З.И.Коларова, А.Г.Сухарев, П.И.Гуменер, Р.Г.Сапожникова, В.Г. Властовский, Л.Ф.Бережков, Л.И.Абросимова.

Многие годы в Институте работали специалисты, создавшие научный фундамент для решения многих прикладных вопросов охраны здоровья детей и подростков: Е.К.Глушкова, В.А.Доскин, Р.А.Калюжная, О.В.Кайсина, И.И.Кондратьева, Д.Н.Крылов, Л.В.Михайлова, Ю.М.Пратусевич, Л.Г.Рогачевская, Е.С.Рысева, Г.В.Терентьева, Г.Л.Туровец, А.Н.Усольцев, Г.К.Ушаков, М.А.Шарова, Л.А.Щеплягина, И.Д.Дубинская, В.С.Залевский, А.С.Зутлер, А.Г.Ильин, Г.Н.Каминская, А.Н.Малахова, К.Э.Павлович, Г.М.Сапожникова, В.В.Стан, Л.М.Тихомирова, Ц.Л.Усищева, Т.Г.Хамаганова, Л.Г.Центерова, М.И.Чурьянова, Г.П.Юрко, К.Э.Павлович, Ю.А.Ямпольская, С.С.Молчанова, А.В.Куликова, Г.А.Шаршаткина и др.

В Институте плодотворно трудились и трудятся профессора и доктора наук Л.М.Сухарева, Н.Н.Куинджи, И.К.Рапопорт, М.И.Степанова, П.И.Храмцов, В.В.Чубаровский, Е.И.Шубочкина, Ж.Ю.Горелова, Н.А.Скоблина, М.А.Поленова; кандидаты наук Н.К.Барсукова, Н.О.Березина, Н.А.Бесстрашная, Б.З.Воронова, Г.А.Гончарова, И.В.Звездина, И.П.Лашнева, Д.С.Надеждин, З.И.Сазанюк, Л.М.Текшева и многие другие, прошедшие большой путь от аспирантов до ведущих ученых Института.

Целью создания Института явилось изучение влияния факторов среды жизнеобитания на состояние здоровья и дееспособность детей и подростков организованных коллективов и разработка на этой основе мероприятий, направленных на охрану, укрепление здоровья и благоприятное развитие растущего организма.

С учетом задач, поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением перед Институтом, была разработана концепция научных исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе его развития, и, в связи с этим, предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола и возраста ребенка, состояния его здоровья и уровня достигнутого развития.

Была разработана методология научных исследований: применение естественного гигиенического эксперимента в органическом сочетании с лабораторными исследованиями и методами санитарной статистики.

На основе выдвинутых концепции и методологии Институт осуществляет углубленные исследования по научному обоснованию гигиенических норм и регламентов, методов профилактики, совершенствования медицинской и психо-социальной помощи детям и подросткам, укрепления физического, соматического, психического и репродуктивного здоровья, обеспечивающих благоприятное развитие детей и подростков, снижение заболеваемости, инвалидизации.

С момента образования Института получили развитие следующие научные направления:

  • гигиена деятельности (учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, спортивная);
  • гигиена материальной окружающей среды (планировка, благоустройство, микроклимат, освещенность, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и режиму работы образовательных учреждений; оборудование, учебники, одежда, обувь, игрушки и др.);
  • гигиена питания;
  • закономерности морфо-функционального, психо-физиологического и психо-социального развития;
  • состояние здоровья детских коллективов.

Этим основным научным направлениям деятельности соответствует структура Института.