Зачем нужно учиться? Для чего мы учимся? Зачем человеку нужны знания

Зачем нужно образование? Вроде бы понятно, что человек должен уметь читать, писать и считать. Но зачем? Зачем знать классическую русскую литературу? Неужели без нее нельзя прожить? Да, конечно же, можно. На вопрос, кто написал «Войну и мир», от студентки педуниверситета был получен ответ — «Достоевский«. И что? Не факт, что она выйдет замуж менее счастливо, чем те, кто знает правильный ответ. Скорее наоборот, потому что у умной и образованной девушки запросы более изысканные.

Большинство студентов налегают на учебу, в то время как их более успешные сверстники начинают работать. И, как показывает практика, когда первые заканчивают вуз с красным дипломом и в растерянности разглядывают объявления о найме, в которых указан обязательный опыт работы от года или двух, вторые успевают неплохо продвинуться по служебной лестнице. Так зачем нужно образование?

Ответ на вопрос о целях образования совершенно не очевиден. И если какой-то ученик начинает задавать вопросы, зачем ему нужна та или иная дисциплина, сформулировать убедительный ответ непросто. Обычно начинают говорить об утилитарной пользе, вроде того, что математика нужна, чтобы считать деньги, а русский язык – чтобы писать письма. На эти ответы следуют естественные возражения, что деньги и так сумеют посчитать, главное – были бы они, эти самые деньги; а письма можно вообще не писать. И их действительно пишут все реже и реже. А биология? Для того чтобы есть грибы, вовсе не нужно знать их место в линнеевской классификации. Физика? Для того чтобы пользоваться розеткой, утюгом, лампочкой или даже телевизором, знание теории электричества вовсе не нужно.

Многие считают, что высшее образование нужно для приличного заработка. Однако некоторые зарабатывают неплохо, имея лишь среднее. Может быть для профессионального роста или для социального статуса? Для общего развития или для осознания того, что ты не хуже других? Или кто-то из вас хотел испытать все радости студенческой жизни? А может быть есть такие, кто учится потому, что так хотят родители?

В 2007 году проводился опрос 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Был поставлен один вопрос: «Зачем нужно образование? Ради чего идут учиться в институт?» Мотивация людей была достаточно серьезная и обдуманная. 51% опрашиваемых стремились посредством получения высшего образования больше зарабатывать, 44% – после окончания ВУЗа занять более высокое положение в обществе, такое же количество получить знания, 36% хотели заниматься интересной работой, 26% учились для общего развития, 13% хотели пользоваться уважением окружающих людей, 9% решили учиться, потому что так принято, 6% пытались просто избежать армии, 3% решили отлично провести молодые годы, а 3% и вовсе не посчитали нужным получать высшее образование.

Вот наиболее распространенные мнения по этому вопросу:

  1. Диплом о высшем образовании вначале карьеры дает дополнительные плюсы для роста, своего рода толчок. Ну и если работаешь по профилю образования – помогает в работе. И конечно, диплом – это другой статус.
  2. Высшее образование нужно для общего развития, а вот пользоваться им или нет – личное дело каждого.
  3. Для того чтобы лучше ориентироваться в жизни. Это не только сумма знаний, но и образ мышления.

Существует еще одно распространенное мнение по поводу образования.

Если на вопрос «зачем нужно образование?» вы отвечаете: «для того, чтобы стать успешным человеком!», значит, вам нужно не образование, а умение пользоваться информацией.

Как правило, во всех вузах учат одному и тому же – умению добывать информацию и потом эту информацию умело использовать в жизни. Все формулы или исторические даты, которые вы так трепетно учили перед экзаменом, как правило, выветриваются из вашей памяти. А вот навык по добыванию знаний останется с вами навсегда. И теперь, если потребуется, вы без труда можете найти позабытые формулы в определенных источниках и произвести с ними нужные действия.

У некоторых людей этот навык работы с информацией врожденный. И они спокойно могут применять его на практике, как, например, основатель корпорации Майкрософт Билл Гейтс. Миллиардер поступил в Гарвард в 1973 году и был отчислен оттуда спустя два года. Это не помешало ему стать одним из самых богатых людей в мире. Через 32 года руководство университета решило задним числом сделать Гейтса своим выпускником, почтив таким образом его особые заслуги.

Те, кто не обладает способностями Гейтса, для развития навыков работы с информацией должны получать образование. Оно дает представление о различных аспектах организации знаний: методах их получения, классификации, передачи, хранения, защиты и т.д.

Итак, можно сделать некоторые выводы. Образование повышает шансы человека на успешную карьеру, а вместе с ней и на успешную обеспеченную жизнь. Можно поспорить с этим утверждением, сказав, что сейчас вокруг очень много обеспеченных или даже богатых людей, которые не имеют высшего образования. Да это так! Но они заработали свой капитал в эпоху перемен, когда лидерские качества ценились выше образованности. А сейчас когда ситуация с каждым годом становится все стабильнее на первое место выходят специалисты, имеющие багаж необходимых знаний. А их очень трудно получить, не имея образования.

1. Утилитарный: образование обслуживает потребности экономики и политики. Для экономики образование готовит работника, специалиста (рабочую силу), для политики (государства, власти) образование воспитывает, готовит лояльного, законопослушного конформиста.

2. Культурный: образование – это воспроизводство народа (в пределе – человечества).

Утилитарный подход к образованию определяет человека и его актуальную и будущую жизнедеятельность как средство для некоторых внешних для него целей. Культурный подход к образованию определяет человека как цель саму по себе. Если трактовать нравственность традиционно, по Канту, то нетрудно заметить, что утилитарный подход к образованию принципиально безнравственный, а культурный – принципиально нравственный. Утилитарный подход к образованию – это подход, безусловно, капиталистический, а культурный подход, конечно, коммунистический (если угодно, социалистический).

Для понимания существа проблемы полезна простая, «бытовая» аналогия. Зачем в семье ребенок? Ответ утилитарный: затем, чтобы он приносил пользу, работал по хозяйству (экономика) и почитал родителей (политика). Нетрудно заметить: это подход к ребенку, характерный для «традиционной», патриархальной семьи. Ответ культурный: затем, чтобы он жил собственной полноценной жизнью. Его собственная полноценная жизнь вполне может (и должна) включать в себя и принесение пользы, и почтение к родителям, но этим никак не исчерпывается.

При утилитарном подходе к образованию естественно, что всей сферой образования руководит государство, представляющее и власть и экономику. При культурном подходе к образованию сферой образования руководит общество, государство же здесь исполняет чисто служебные, а не командные функции. Главная задача государства здесь – не руководство образованием, а финансовое, материальное и организационное обеспечение его успешной, эффективной работы.

Большинство нынешних выпускников не трудятся по своей профессии. Учителя, преподаватели, инженеры, медики ввиду отсутствия мест или мизерной заработной платы работают секретарями-референтами, офис-менеджерами, администраторами, продавцами и т.д. Но ведь для того, чтобы отвечать по телефону, варить кофе, перекладывать бумажки со стопки на стопку и писать раз в месяц отчет, высшее образование совершенно не требуется. Тем не менее, работодатели хотят видеть у себя в штате уборщицу с дипломом специалиста, охранника со свободным владением английским языком. Оказывается, абсолютно всем нужна «корочка». А вот зачем нужно образование, большинство ответить так и не может. Для них – это вечный вопрос!

Посмотрим, как обстоит дело со знаниями.

Вот что мы находим в научной литературе о сущности знаний.

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Знание в узком смысле – обладание проверенной информацией (ответами на вопросы) позволяющими решить поставленную задачу.

Знание (предмета) – уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нем, а также использовать для достижения намеченных целей.

Но как известно, официальная точка зрения не всегда является верной. Поэтому познакомимся с мнением народным. Вот точка зрения, которая имеет множество сторонников. Приведем ее в виде цитаты.

«Люди всегда стремились к умствованиям и любили рассуждать, любили думать и восхищаться своими мыслями. Они только не понимали, зачем они это делают, кому нужны их знания. Поэтому они решили, что их знания нужны другим людям, и стали раздавать их направо и налево. Но это были не знания, а убеждения, как точка зрения человека на какое-либо явление. Так пошла логическая цепочка знаний, которую мы закладываем в головы наших детей. Поэтому дети становятся похожими на нас. Мы лишаем их собственного мнения, собственного лица, собственного выбора. Ведь маленький ребенок не имеет знаний и не имеет убеждений. Поэтому он доверчиво слушает своих родителей. А что ему остается делать – кроме родителей мы никому не нужны. У родителей свои убеждения, свои стереотипы, которые они передают своим детям. При этом выдают свои убеждения за знания.

В чем смысл знаний? Зачем людям нужно везде совать свой нос? Где искать настоящих знаний? В природе? Она богата, например, лекарственными растениями, которые могут помочь всем живым организмам. Но люди придумали медицину, чтобы сохранить свое здоровье. Еще раньше они изобрели оружие, чтобы это здоровье потерять. Мы каждый день губим его всеми возможными способами и снова бежим к врачу. Стремление к знаниям и есть первое предубеждение человека. Единственный смысл в познании для человека заключается в том, чтобы обрести разум. Как долго мы шли к этому! Долгие столетия суеты и безумия, легкомыслия и заблуждений. Миллиарды бессмысленных книг и сотни ошибочных научных теорий. И ведь вся наука вместе с хитроумной системой образования абсолютно беспомощны перед маленьким существом, делающим первые шаги в жизни. Мы можем только убедить себя в том, что в этом не наша вина. И с таким убеждением продолжаем орать на ученика во время урока.

Новое поколение стройными рядами уходит в тюрьмы или ударяется в пьянство и наркоманию, они продолжают развлекаться с чувствами, и для них уже нет ничего ценного, кроме электронных безделушек. Мы, набитые знаниями, вынуждены потакать их желаниям, придумывая для них все новые игрушки.

Задумаемся о природе спора. Каждый из спорящих людей отстаивают свою точку зрения так неистово, что кажется, будто у каждого действительно есть знания. Тогда не понятно, почему они спорят! Если знания соответствуют действительности, то они одинаковы для всех. Мы живем не в параллельных мирах и спор при абсолютных знаниях абсурден.

Зачем люди выясняют друг с другом хитросплетения их отношений друг к другу? Почему экономические отношения внутри страны и с другими странами так запутаны, что необходимо изучить сотни книг, чтобы понять в них что-либо. Почему-то такие примитивные насекомые как пчелы могут производить меда в несколько раз больше, чем они могут потребить без всякой теории экономики. Может все наши знания по экономике являются предубеждениями о том, что человек не может работать бесплатно, ведь пчелы делают это успешно?

Можно ли в нашей науке найти такие знания, после освоения которых наш мозг больше не сомневался бы ни в чем, и мог ответить на любой вопрос, найти всему объективное объяснение и познать истину?

Половина всех человеческих знаний наполнены суевериями, а истиной назван Бог. Бог всех нас якобы создал и немного недодумал, а человек теперь мучается, ждет смерти и вечного царствия небесного. Учебники по философии, таким образом, являются сказками и былинами.

У человека нет абсолютных знаний о самом себе. Все, что есть – догадки и предубеждения. В психологии размыты представления о личности. Не точно определены такие понятия как сознание, осознание, стереотип, мышление, чувство, желание, воля. Выдуманы понятия психика и душа. Нет действительного представления о характере и темпераменте. В философии не представлены четкие знания о разуме и логике, справедливости, нравственности и морали. В биологии запутаны понятия рефлекс и инстинкт, а также ни в одной науке не описана работа мозга и сознания, и существует заблуждение, что мышление – это высшая нервная деятельность человека, а животные не думают, а запрограммированы инстинктами. К тому же в логике человек считается умным, если он выражается сложным языком научных терминов. Однако это просто невежество и высокомерие говорить, когда никто из слушателей тебя не понимает! В разумном обществе все имеют объективное представление обо всем, объективные знания, единые для всех, потому что они отражают действительность.

Кстати в нашей науке ни в одном предмете не прописан эгоизм, как смысл жизни. Мы называем всех людей личностями, не отличая это понятие от эгоизма. Видимо ученых всегда подавляли как государственные деятели, указывавшие им что писать, так и предыдущие их коллеги, заставлявшие опираться на свои труды и перечитывать сотни предыдущих книг, накручивая мозгу все больше и больше логических умозаключений.

Таким образом, наше чувство знания является обманом. Наши предубеждения – это стереотип мышления наших предков, которые заблуждались и передали нам свои заблуждения. Приведем пример. Вам рассказали, что ваш друг – предатель. Вы не знаете точно – так это или нет. Поэтому все будет зависеть от доказательств, которые вам представят. Первоначально вы сомневаетесь, и это уже означает, что на 50 процентов вам доказали, что это так. К тому же мозг сам и без вас приводит доказательства подлости друга, когда выдает вам воспоминания о тех моментах, когда вы подозревали его в предательстве. Так будет складываться предубеждение. Если вам приведут вескую улику, то уже сформируется стереотип, в котором ваш друг навсегда останется подлецом. И этот стереотип вы будете выдавать за чувство знания людей и их склонности к предательству. Но в действительности вы никогда точно не узнаете, предавал он вас или нет, даже если он сам расскажет вам об этом. Мозг воспринимает как действительность то, что дают органы чувств. Полную уверенность мы получим, если увидят глаза. Но глаза можно тоже обмануть. Когда у мозга нет абсолютных знаний, он воспринимает предубеждения как знания и сам предлагает ближайшие доказательства, которые выстраиваются в логические цепочки. Если эти цепочки противоречат друг другу, вызывают сомнения и страхи».

Не правда ли, эта точка зрения наполнена пессимизмом?

Кстати, недоверие к знаниям проявляется у большей части людей. Вот результаты небольшого опроса по вопросу, зачем нужны знания:

Число опрошенных

Чтобы устроиться на хорошую работу

Просто так, для красоты

Чтобы хвастаться

Вообще не нужны

Никто из опрошенных не связывает знания с такими высшими идеалами, как постижение законов Природы, совершенствование жизни человека и т.п. Может, конечно, респонденты не относятся к академическим научным кругам. Но эти круги как раз и составляют такое меньшинство, которое на фоне остальной части населения образует в статистическом плане просто шум, пренебрегаемую погрешность вычисления.

Вообще, отношение к знаниям портится у человека по мере его взросления. Чем больше знаний он приобретает, тем отчетливее в его голове формируется сомнение об их целесообразности. Когда тратишь массу времени на изучение чего-либо, где-то подсознательно рождается мысль, что все это не просто так, а ради каких-то реальных будущих дел. Раз уж в твою голову путем затраты огромного количества времени и сил вбиты знания классиков, гениев литературы, то ведь надо как-то оправдать эти затраты в практическом преломлении, иначе зачем это все было сделано? Естественно, делается это для того, чтобы, встав на плечи титанов, как-нибудь в приступе вдохновения выдать «на гора» что-нибудь разумное, доброе, вечное, да к тому же еще и актуально-современное. Возможно, учителя (во всяком случае, некоторые из них) придерживались в какой-то степени этих убеждений, но как-то не слишком настойчиво и последовательно. Они работали (и сейчас работают) под прессом спущенных сверху методик, программ и инструкций, в которых много говорится о том, как и какие знания нужно вбить в головы учеников, но мало говорится о том, а зачем, собственно, эти знания нужны, что с ними делать.

Существует и противоположная точка зрения на знания – оптимистичная. Приведем одну из ее интерпретаций.

«Чтобы идти вперед, нам нужны желания и знания о мире.

Желания – это топливо для нашего внутреннего «мотора». Без желаний, нам будет трудно сдвинуться с места для того, чтобы изменить статус-кво. Любое, даже самое незначительное испытание, будет внушать нам страх и тревогу. Разум послушно подскажет нам множество оправданий, почему то или иное действие невозможно, нежелательно или несвоевременно.

Человек, который по-настоящему хочет, не ищет оправдания. Он ищет возможности – а если не может их найти, сам их создает. Он не ждет одобрения или разрешения, он сам выписывает себе разрешение и ставит мир перед фактом: «Я этого хочу, и вы должны с этим считаться».

Но одних желаний недостаточно. Чтобы потенциал стал реальностью, а желания превратились в достижения, человек должен максимально эффективно использовать свои внутренние ресурсы и ресурсы окружающего мира. Для этого он должен объективно оценивать эти ресурсы. Ему следует знать свои сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны окружающих. Ему необходимо четкое и достоверное знание о том, как устроен мир, по каким механизмам он работает.

Каким бы сильным ни было наше желание, оно может осуществиться только в контексте системы вселенских законов. Сила нашего желания не отменит ради нас законы физики, химии, психологии или человеческой мотивации. Понимание роли законов и готовность сотрудничать с ними отличает действительно успешного человека от пустого мечтателя.

Мир кажется враждебным лишь людям, знание которых о мире неглубоко и непрочно. Только невежды посылают миру проклятия и хотят убежать от него в иной, идеальный мир. Реальность прекраснее и богаче, чем мы это представляем – но только для тех, кто готов трудиться, чтобы извлечь ее сокровища на поверхность».

Итак, две точки зрения – два полярных взгляда на знания. Полное неприятие знаний и вдохновенное благоговение перед ними – это реальность, в которой мы живем. Говорят, что истина всегда находится где-то по середине. Можно ли найти такую середину в данном случае, сказать сложно.

Действительно, наши знания несовершенны, и поэтому абсолютно доверять им нельзя. Однако других знаний у нас нет, и приходится довольствоваться тем, что есть. При этом все не так уж плохо. Мы запускаем в космос ракеты, ездим в автомобилях, живем в теплых домах, общаемся в Интернете. Да, ракеты могут взрываться, автомобили – ломаться, дома – рушиться, а Интернет – превращаться в информационную свалку. Но с такими явлениями мы можем успешно бороться, так что, в целом, знания приносят свою пользу. И полезность знаний определяет их ценность для нас.

Понятия «ценность» и «полезность» часто рассматриваются как синонимы. Однако это верно только в экономике. Вообще, ценность – это характеристика объектов и явлений, обозначающая признание его личностной и/или социально-культурной значимости. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические, духовные, вечные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Можно заметить, что одни и те же знания для разных людей имеют неодинаковую ценность. Все дело в наших индивидуальных особенностях. Для человека с математическими способностями ценность высшей математики будет очень высока – она приносит материальную пользу и доставляет интеллектуальное удовольствие. Для людей, лишенных таких способностей, математика будет бесполезной. Соответственно, и никакой ценности она для них представлять не будет. Для музыканта ценна нотная грамота – он извлекает из нее пользу для себя, играя за деньги на скрипке или фортепиано. Для математика же, лишенного музыкального слуха, нотная грамота никакой ценностью обладать не будет – она для него бесполезна.

Конечно, данные рассуждения несколько упрощены. На самом деле картина значительно интереснее. Все понимают, что знания могут быть полезны и опосредованно. Например, математик-теоретик со своими знаниями высшей алгебры, теории групп и т.д. может найти такую физическую закономерность, которая будет полезной для всех остальных. И получается, что бесполезное для большинства знание математики обращается для них посредством математика-теоретика в полезность. Именно поэтому люди финансируют фундаментальные науки, поддерживают образовательные учреждения. Так знания становятся «вечными ценностями».

Случается, что ценные для человека знания не приносят ему никакой пользы. Это может произойти по многим причинам. Например, человек попадает на необитаемый остров и его знания античной философии становятся для него бесполезными. Или в результате политического переворота рушится идеология, ценная для большой части населения.

Может произойти и обратное, когда некоторые события делают для многих людей ценными знания, ранее для них никакой ценности не представлявшие. Так бывшие инженеры в условиях рыночной экономики становятся риелтирами, финансовыми брокерами и т.п. И кто знает, какие знания могут оказаться для нас полезными в будущем!?

Конечно, знания нужны для того, чтобы приносить человеку пользу. Но это лишь часть картины. В целом, наше суждение о знаниях формируется индивидуальными особенностями, системой ценностей и текущей ситуацией в обществе. Полезные на сегодняшний момент знания, как правило, имеют высокую ценность. Но ценное сегодня может потерять свою ценность завтра, и наоборот. Для обывателя ценность того или иного знания сугубо утилитарна. Для талантливого человека ценностью будут обладать знания, способствующие развитию его таланта. Есть творческие люди, для которых знания ценны просто сами по себе и т.д. и т.п. Поэтом на вопрос, зачем нужны знания и образование, каждый человек отвечает по-своему. И тут нет универсального ответа!

Теперь несколько слов об отличии знаний от информации.

Посмотрите, как легко получить недостающую информацию, например, о том, что такое знания! Щелкнул мышкой по гиперссылке – и информация перед твоими глазами. Не в голове, а на экране. Ты не знаешь, что такое знания, но ты знаешь как это узнать. А зачем тогда открывать книгу, или конспект? Зачем забивать себе голову? Нужно будет – и тут же прочитаю!

Вот и кажется, что вся разница между человеком образованным и необразованным, фактически, только в том, что у первого знания «в голове», а у второго – «на экране». Осталось понять, есть ли какие-либо преимущества у «знаний в голове» перед «информацией на экране».

Попробуйте применить с пользой для себя новую информацию. У вас уйдет уйма времени, прежде чем вы добьетесь первого успеха. А знающий человек сделает это очень быстро. У него в голове все уже «разложено по полочкам» сообразно оптимальным сценариям применения.

Возьмите любую незнакомую научную или техническую книгу. Придется изрядно попотеть, чтобы понять, что там написано. Возможно, для этого придется взять в руки еще ряд книг, разъясняющих написанное в первой книге. Информация превращается в знания далеко не сразу. Знание включает понимание информации. А понимание появляется только в результате успешного процесса обучения.

Чтобы процесс обучения был результативным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, информация должна быть доходчивой. Во-вторых, она должна быть правильно структурирована. В-третьих, под рукой всегда должна быть дополнительная информация, которая может потребоваться для разъяснения непонятных терминов, концепций и методов. В-четвертых, изучаемая информация должна быть ассоциирована с уже изученной. В-пятых, по информации должен осуществляться поиск. Для обеспечения выполнения всех этих условий и была создана бэкмология.

Бэкмология помогает превращать информацию в знания. Те, кто хочет сэкономить массу времени на изучении экономики, менеджмента, психологии, организации бизнеса, могут положиться на бэкмологию – она позволяет существенно сократить процесс самообразования.

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает вознагражден. Так для чего же нужны человеку знания?

Прежде всего знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей - страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда - энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот. Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний - того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

Для чего нам нужны знания

В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила». Для чего же нужны знания человеку?

Стремление к знанию одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость, нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: изобретение огня, календаря, выплавка металлов, приготовление пищи.

Итак, в первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека -география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Законы взаимоотношений между людьми описываютгуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Стоит сказать и о математике. Эта наука является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами!

Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет«Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны», - сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».

В современном мире есть много источников знаний. Это и интернет, и телевидение, и радио, и журналы. Фома Аквинский писал, что знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Но книга по-прежнему остаётся одним из самых главных источников знаний. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие.

Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды. Наши знания – это путь к успеху.

Тот мощи достигнет, кто знанья достиг;

От знанья душой молодеет старик.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет. (Фирдоуси)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Для чего нужны зоопарки.

Цель проекта: расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных определить значимость животных в жизни человека применять знания, приобретенные на дру...

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...

Допустим, ты вполне здорова, а “гранит науки” все же не поддается твоим зубам?

Разберись, что тебе мешает. Может быть, прежде всего следует задаться вопросом: зачем тебе нужны те знания, которые ты получаешь в школе? Давай попробуем ответить на этот вопрос.

Когда ты была маленькой, мама или бабушка, показывая тебе какой-нибудь предмет, например мячик, спрашивали: “Что это такое?” И ты с радостью называла слово, которому тебя научили. Ведь не случайно знаменитый шведский ученый Карл Линней говорил: “Если не знаешь названий, теряется познание вещей”. То есть если ты не знаешь названий и не понимаешь, что означает слово, то ты не сможешь ничего узнать и о самих предметах. В школе ты учишься читать и писать те слова, значение и произношение которых ты узнала, когда была малышкой. И с каждым школьным годом ты узнаешь о новых предметах и словах все больше, перед тобой открываются небывалые тайны. А впереди их оказывается еще больше, кажется, невозможно исчерпать их!

Кроме слов, обозначающих отдельные конкретные предметы (“ручка”, “мяч”, “кукла”), в школе ты познакомишься с общими - не только конкретными, но и отвлеченными - понятиями (“доброта”, “мир”, “природа”). Ты научишься понимать значение новых для тебя слов. Тебе придется узнать и запомнить уйму сведений о новых для тебя предметах - таких, например, как “общество”, “государство”, “народ”. Зачем нужны тебе все эти знания?

Мир, в котором всем нам приходится жить, расти, взрослеть, - огромен, сложен, противоречив, иногда даже опасен. Согласись, что тебе придется многое узнать и многое уметь, чтобы найти свое место в этом мире.

Через несколько лет тебе придется выбирать профессию, и ты не сможешь этого сделать, если не будешь подготовлена по основным школьным предметам достаточно хорошо. Не овладев знаниями, ты не сможешь раскрыться, а значит, проиграешь как личность. Но если ты со всей серьезностью отнесешься к учебе, то в будущем сможешь достигнуть не меньшей славы, чем, скажем, Софья Ковалевская или Анна Ахматова.

Тебе предстоит научиться общаться с людьми в самых разных ситуациях. Наверняка уже сейчас у тебя возникают проблемы в отношениях со сверстниками, а ведь их можно избежать. Для этого нужно уметь разбираться в мотивах поведения других людей, понимать их. Будь внимательной на уроках литературы и истории. Возможно, герои художественных произведений, а также реально жившие герои своим примером подскажут тебе, как с честью выйти из сложных передряг.

Кстати, об истории знаменитый древнегреческий оратор Цицерон говорил, что она - наставница жизни. История расскажет тебе о законах и правилах, по которым строились различные государства. Подобно пушкинскому Евгению Онегину, ты узнаешь, “как государство богатеет и почему не нужно золота ему”.

Изучение родного и иностранного языка поможет тебе лучше владеть своей речью и не теряться при встрече с иностранцами. Отличное знание языка позволяет людям расширять свой кругозор, учит ясно, точно и остроумно выражать свои мысли. Тебе легче будет общаться со своими сверстниками и налаживать отношения со взрослыми.

Ботаника, биология, химия, география откроют тебе тайны природы и ее законы.

Все, что ты видишь вокруг себя, можно понять, объяснить и предсказать. Как только ты вышла из пеленок, то первое, на что падает твой младенческий взгляд, - это движущиеся предметы. Движение - это такое явление, с которым мы сталкиваемся постоянно: животные бегают, самолеты летают, машины едут, реки текут, с гор обрушиваются вниз камни. Что же заставляет предметы двигаться? Чтобы описать и объяснить процесс движения, человек должен был научиться наблюдать и измерять. Или вот, например, другое интересное явление - теплота. Ты знаешь, что лед холодный. А железо на солнце становится горячим. Вода, когда закипит, превращается в пар. И вот, когда человек узнал, что зимой ему достаточно нагреть воду, чтобы выпить чай и согреться, ему стало легче жить. А что бы ты делала сейчас (только представь себе!), если бы дома не стоял такой привычный тебе холодильник, а летом в нем не было бы твоего любимого мороженого?..

Или вот еще какие вопросы (их так много!): если потереть расческу о волосы, она начнет притягивать к себе кусочки бумаги. А в небе перед дождем гремит гром и сверкают молнии. Эти явления связаны с электричеством. А почему, например, под лучами солнца небо голубое, а закат красный? Хочешь узнать - изучай физику. Она рисует картину окружающего мира во времени и пространстве.

Но физика никак не может обойтись без математики. Математика, как и физика, развивает пространственное воображение - то есть умение понимать и мысленно представлять расположение предметов в пространстве. Овладев физическими и математическими знаниями, ты станешь более находчивой и сообразительной.

Не допускай пробелов в знании математики. Не стесняйся показаться непонятливой и задавай вопросы.

Впрочем, это касается любого предмета, помни, что даже самые умные люди не в силах понять все с первого раза. Если ты чувствуешь, что не до конца уяснила тему, лучше сразу подними руку и спроси учителя, чем потом будешь судорожно рыться в учебнике, выискивая ответ на возникший вопрос.

Итак, чем больше ты накапливаешь знаний, тем умнее ты становишься и тем лучше развивается твой мозг. Знания, которые ты получаешь в школе, делают твою жизнь интересной и насыщенной, а неученые дурочки сегодня никому не нужны.

Я понимаю, что перестала меньше писать статей. Но я думаю, что вы меня понимаете, хочется делиться информацией, технологиями и инструментами с теми, кому это действительно надо, кто готов эту информацию изучать, применять на практике и давать обратную связь. То есть видеть результаты своего труда.

Сегодня мы поговорим о том, зачем человеку нужны новые знания и инструменты, если он не планирует переводить их в практику.

Судя по огромному количеству сайтов по духовному и личностному развитию, эта тема востребована и каждый из нас периодически читает подобную информацию. Знакомство с новой информацией подразумевает под собой развитие сознания. Но так ли это?

В основном новая информация – это жвачка для ума, чтобы ум был чем-то занят. Вы можете не согласиться с этим и быть абсолютно уверены в том, что прочитав что-либо, вы уже владеете новыми знаниями до такой степени, что способны применять их на практике.

Но когда начинается практика, оказывается, что это совсем не так.

«...чем вредна жвачка для ума?».

А чем алкоголик хуже меня? У него, по крайней мере, наблюдается физическая зависимость, зависимость на уровне тела от химического вещества. У меня же мой Ум получает кайф от того ощущения всезнайства, которое у него появляется только при изучении новой информации - и это диспансером не лечится))). Короче, опять игры Ума, опять не я управляю своей жизнью.

============

Но это еще полбеды. Мы не замечаем главного: чем больше мы развиваем свой ум, тем более неудовлетворенными мы становимся. Мы как на наркотик подсаживаемся на информацию, и нашей целью становятся не изменения, а знания.

Прочитали что-то новое, получили новые знания, удовлетворили свой ум, свое сознание, а проблемы как были, так и остались. Знания дают нам объяснение, как должно быть и как правильно. С этими знаниями мы ныряем в реальность и видим, что мир не соответствует этим новым знаниям, не соответствует не тому, как должно быть, не тому, что правильно. В итоге проблемы не решаются, а неудовлетворенность начинает расти все больше и больше.

Неудовлетворенность растет и у нас появляется желание от нее уйти. И мы опять уходим от нее привычным для нас способом – заполнением себя новыми знаниями.

Когда у вас случается какая-то проблема, что вы делаете? Начинаете искать ее решение в интернете, так? Нашли ответ на свой вопрос и временно успокоились. Но решилась ли при этом проблема?

И чем больше мы знаний получаем, чем более умными и знающими себя считаем, и заметьте – тем более нетерпимы к чужому мнению становимся. И так по кругу. Новая информация дает только временное облегчение и только в тот момент, когда мы ее поглощаем.

В итоге знания становятся источником получения энергии для сознания, для ума, но это одновременно и источник неудовлетворенности, как мы выяснили. «Многие знания – многие беды» или «горе от ума».

Вообще существует два типа людей:

  • первый – это те, кто накапливает знания, и копаются внутри этих знаний;
  • второй – это те, кто направляет свои знания на жизненные процессы через практику, опыт, закрепление того, что проникло в сознание.

Давайте посмотрим, что делаю те, кто накапливают знания.

Во-первых, они повышают свою информированность и совершенствуют интеллект. Они очень много знают и начинают учить других, не имея жизненного опыта, а в итоге все усложняют. Указывая другим, что и как правильно делать, они лишают и себя жизни и мешают жить другим. При этом они все знают и все могут обосновать.

Вы замечали, что от человека, который много знает, мы ожидаем проявления лучших человеческих качеств. Но с чем мы сталкиваемся в итоге? С нетерпимостью, с требовательностью иногда даже с агрессией и циничностью. Простой душевной теплоты у людей ума нет, так как их мало интересуют другие люди, как таковые. Для них главное высказать и навязать свою точку зрения.

Со стороны кажется, что эти люди реально много знают и умеют, но на самом деле информация вошла в них без усилия и душевной работы и осталась там только в виде установок: как правильно и как должно быть.

Такие люди не могут на простой вопрос дать простой и искренний ответ. Обязательно будет установка, совет, правило, мораль.

Татьяна: Вот смотри, у тебя народилось много крапивы (знаний) и ты ходишь и всем предлагаешь эту крапиву. Теперь переверни. Тебе предлагают крапиву, говорят, что она поможет от всех болезней. Какова будет твоя первая реакция?

О.: Моя реакция - отторжение, «не учите меня жить».))

К.: Вот вот, об этом Татьяна и говорит, по-моему. Когда действуешь на автомате «людям будет нужна моя информация» без про чувствования ситуации и человека с которым разговариваешь, у человека и будет такая реакция типа «да че она лезет со своими советами» (может ему и не нужны были советы) и он может не захочет с тобой общаться. Еще может сложиться представление о тебе, как о постоянно «льющей воду».

У меня лично ни то, ни другое впечатление о тебе не сложилось. Это, по-моему, потому что я тоже грешу «литьем воды»))) Как мы с тобой тут хорошо друг другу цитировали, помнишь, пока Татьяна нас на землю не вернула. Так бы и цитировали и ничего бы в жизни нашей не поменялось.

===========

Люди второго типа не приобретают знание в виде информации, а делают любое знание своим внутренним знанием через осознание, через опыт, через переживание. А когда знание входит через переживание, тогда любое знание созидательно, тогда нет желания навязать его кому-то как установку. Это уже образ жизни, когда слова и поступки не расходятся, когда появляется внутренняя структура и человек понимает что, зачем и как он делает.

Давайте сейчас посмотрим, что происходит с нами, когда мы читаем тексты действительно выдающихся авторов, таких как И.Калинаускас, Ошо, Ч.Трунгпа, Н.Д.Уолш, Лиз Бурбо и других.

Когда мы находимся в пространстве книги, в пространстве автора у нас возникает иллюзия сопричастности, иллюзия понимания, и мы пытаемся через слова, которые воспринимаем, вызвать переживания. Но в этот момент мы обращаемся к своей фантазии, считая, что это и есть переживания.

Но так ли это на самом деле?

Смотрите, стоит нам отложить книгу, информация, с которой мы знакомились, с которой отождествились, начинает сужаться. Половину того, что мы прочитали, мы уже не помним. Мы оказываемся в своем пространстве, в том, в котором были и до чтения книги. Да, знания или понимания прибавилось, но реальные изменения не произошли, хоть нам и кажется, что мы стали другими.

Из записей участников Мастерской:

Татьяна, хочу тебя поблагодарить, что направила мое внимание в нужную сторону (в очередной раз).

Вчера сижу, посмотрела-послушала ИНК (И.Н.Калинаускас), зафиксировала что «все понятно», хорошо так. Потом выключила и через минуты три уже пронаблюдала изменение в своем «все понятно» - я прямо почувствовала, КАК мое пространство отличается от его пространства. И вспомнила тут же твои слова, что пока мы в пространстве лектора, нам все понятно. Потом минут через десять, когда я еще обдумывала, что ИНК сказал, зафиксировала легкое раздражение и неудовлетворенность(!) потому что «все понятно» стало улетучиваться постепенно, и захотелось еще ИНК послушать. Я тоже это прямо прочувствовала. Вот так когда свое пространство не меняешь внутренней работой, через какое-то время наступает неудовлетворенность и опять хочется послушать ИНК или еще кого. Мне захотелось. Действительно - наркотик для ума. А в жизни-то ничего от этого не меняется! И от этого еще больше неудовлетворенность - и опять «вперед за знаниями». Я это осознала.

Так и ходим туда-сюда, фантазируя себе, представляя себя в какой-то роли или на месте автора книги, считая, что мы уже чуть ли не целостные и просветленные, все можем и все умеем.

Это самый страшный момент обмана себя, именно в этот момент мы уходим от себя, перестаем слышать свои собственные импульсы, свои собственные потребности. А если мы не слышим себя, то от чувства неудовлетворенности нам не избавиться.

Кто часто посещает психологические тренинги или курсы личностного роста, с этим явлением тоже сталкивался. Пока вы находитесь в пространстве тренера, вам кажется все понятно и все просто, у вас много энергии и вы уверены, что после тренинга со всем справитесь. Но после тренинга пыл начинает угасать, находится куча ограничений, почему вы не можете сделать то, чему обучались на тренинге и в итоге возвращаетесь к начальной точке и снова идете на тренинг. Такое явление я называю «духовная наркомания», уход от самого себя.

Как можно увидеть, что мы уходим от себя и входим в свои фантазии?

У нас сразу появится неудовлетворенность. Явно или фоном, но она появится. Придет ощущение, что нам чего-то не хватает, чего-то недостает, что-то с нами или в мире не так, мы чему-то не соответствуем или мир чему-то не соответствует.

Спровоцировать нас на осознание, на переживания может только живой человек в какой-то конкретной для нас ситуации. Иногда просто одним вопросом. Потому что есть вещи, которые мы можем усвоить только через переживание, которые не предназначены для понимания.

Книга пережить не поможет, она обращена ко многим, там построены логические цепочки для сознания. А значит для понимания и все. Тренинги не направленные на индивидуальные ситуации тоже не помогут получить переживания.

Только живое индивидуальное взаимодействие, практика в вашей конкретной ситуации при помощи наставника, через его пространство, тогда у вас могут возникнуть эти переживания. Не переживания ума, фантазии, как в книгах, а реальные переживания, когда вы не просто понимаете что-то, а ваша жизнь начинает меняться.

Истинные, глубинные знания приобретаются через напряжение ума, осознание, переживание и практические действия.

Мой опыт показывает еще одну интересную особенность: когда человек приходит на курс, поведение его в учебе – это следствие его поведения в жизни. Если человек в жизни ответственен и организован, то и к учебе он относится так же.

Если он не работает на курсе, то не работает только потому, что в голове полное состояние беспорядка, с которым он не хочет разбираться. Но при этом он имеет точное представление, как все должно быть. И вместо того, чтобы разобраться с собой, начинает требовать от других соответствия своему представлению, начинает учить других.

Человеку вообще очень трудно удержаться от того, чтобы не учить. Учить любят все, и вы можете за собой это пронаблюдать. А вот встать в позицию ученика – это самое сложное, намного сложнее, чем учить. И не у всех на это хватает мужества.

Проведите такой тест: загружая себя информацией, задавайте себе вопрос «что этой информацией я хочу сделать?». И дайте себе искренний ответ: увеличить свою информированность; или подтвердить свои знания, свои догадки; или применить эти знания на практике. Что?

С уважением, Татьяна Ушакова.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1