Боевые искусства с точки зрения обычного человека. «Удары мешком по животу»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Цель этой книги - предоставить читателю информацию. Автор и издатели не дают гарантии ни успешного применения показанной здесь техники в реальных ситуациях самозащиты, ни соответствия последствий ее применения степени опасности ситуации и действующим правовым нормам. Автор и издатели предуп­ реждают о возможности получения травмы при попытке самостоятельно освоить показанную здесь технику, рекомендуют проконсультироваться с врачом и найти хорошего инструктора, прежде чем приступить к занятиям.

Тедески М.

Т29 Анатомия для исцеления и боевых искусств / Марк Тедески. - Пер. с англ. А. Дробышева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 184 с: ил. - (Боевые искусства).

ISBN 5-8183-0644-5 (рус.)

ISBN 0-8348-0443-3 (англ.)

Эта книга знакомит читателей, и особенно целителей и мастеров боевых искусств, с основопо­ лагающими теориями строения тела человека, принятыми в западной и восточной медицине. При­ веденные здесь обзоры анатомических концепций, детальное описание меридианов, точек акупунк­ туры, приемов самомассажа и оживления дают исчерпывающую картину взаимосвязи биологичес­ ки активных точек со строением тела человека и его уязвимыми областями. Около 200 цветных и черно-белых иллюстраций делают информацию максимально наглядной.

УДК 615.8:796 ББК 53.584 (7США)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-8183-0644-5 (рус.) ISBN 0-8348-0443-3 (англ.)

Copyright Weatherhill, Inc., New York and Tokyo First edition 2000

© Издание на русском языке, перевод на рус­ ский язык, оформление. ФАИР-ПРЕСС, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга предназначена для тех, кто занимается боевыми искусствами или целительством. Она содержит основ­ ные сведения о теле человека в свете традиций как за­ падной, так и восточной медицины. В современном под­ ходе к целительству и боевым искусствам глубокое по­ нимание как тех, так и других воззрений имеет решаю­ щее значение: взгляды здесь хотя и различны, но дополняют друг друга. Западная медицина уделяет боль­ шое внимание научному методу, благодаря чему мы смогли понять материальные принципы действия человеческо­ го организма.

Традиционная восточная медицина, обогащенная более чем трехтысячелетним философским наследием, помо­ гает нам понять холистический (целостный) и энерге­ тический подходы к концепции тела человека, а запад­ ная медицина только начинает осваивать его. Благодаря одновременному сравнительному изучению и тех и других традиций мы, вероятно, сумеем прибли­ зиться к более полному, научно обоснованному взгляду

на организм человека, что, возможно, позволит чуть глуб­ же постичь тайну сокровищ боевых искусств и искусств врачевания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Для мастеров боевых искусств и целителей со­ вершенно необходимо изучение анатомии челове­ ка, поскольку именно на знании анатомии основа­ на эффективность технических приемов как в той, так и в другой области. На основе ограниченных знаний вырабатываются грубые, малоэффектив­ ные приемы, в то время как богатые знания со­ здают основу для высокой эффективности приемов воздействия на противника и для дальнейших спортивных достижений. Например, детальное знание точек акупрессуры (чувствительных точек на теле человека, на которые воздействуют на­ жимом) можно использовать и для усиления эф­ фекта от ударов и болевых приемов, и для уско­ рения лечения травм. В настоящей книге освеще­ ны важнейшие анатомические принципы, функции тела человека и жизненно важные области тела с точки зрения как восточной, так и западной меди­ цины - обе системы имеют огромную ценность для мастеров боевых искусств и для целителей.

КОНЦЕПЦИИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Существуют различные системы, описываю­ щие строение и функционирование тела челове­ ка. Западная медицина основывается на изуче­ нии органов и их систем, на результатах науч­ ных наблюдений, на анализе явлений, которые можно измерить и сосчитать. Это привело к по­ явлению так называемой системной концепции, согласно которой тело состоит из различных ос­ новных систем: нервной системы, системы кро­ вообращения, скелетно-мышечной системы и др.

Традиционная восточная медицина имеет глу­ бокие корни в античных философских системах и воззрениях на тело человека и сильно отличает­ ся от западной. Например, в ней не существует концепции нервной системы, а есть только самые общие представления об анатомической структу­ ре тела. Организм рассматривается как сложная взаимосвязь процессов жизнедеятельности, в ко­

торых главную роль играют потоки жизненной энергии. Хотя каждая европейская нация до опре­ деленного исторического момента развивалась обо­ собленно и вследствие этого современная запад­ ная медицина возникла как результат объедине­ ния всех европейских культур, ни одна из них не содержит этой фундаментальной идеи.

Например, медицинские традиции Китая, Ко­ реи и Японии рассматривают тело человека как сложную сеть меридианов, представляющих со­ бой пути движения жизненной энергии (ее назы­ вают Ци, иногда Чи) к тем или иным областям тела. В некоторых местах меридианы проходят близко от поверхности тела. Вдоль этих путей име­ ются расположенные на поверхности или неглу­ боко под ней небольшие участки-точки. В науч­ ной литературе их называют по-разному - чув­ ствительными, биологически активными (БАТ), точками акупунктуры, электроактивными точка­ ми, китайскими точками. Эти точки можно ис­ пользовать для регулирования потоков Ци.

В восточной медицине на точки акупункту­ ры воздействуют массажем, нажимают на них пальцами (акупрессура), подвергают воздей­ ствию иглоукалывания и других целительских процедур. В боевых искусствах эти точки ис­ пользуются для увеличения эффективности уда­ ров, блоков, удержаний и бросков.

Медицинские и философские традиции Индии близки к упомянутой энергетической концепции тела человека. Так, в медицинской системе «Аюрведы» и в йоге человеческое тело рассмат­ ривается как вместилище семи важнейших энер­ гетических центров, называемых чакрами. Глав­ ные семь чакр окружены сложной системой дру­ гих чакр, меньших по силе и значению. Чакры регулируют потоки жизненной энергии, называе­ мой Праной. Они управляют всеми процессами жизнедеятельности человеческого организма. Прана циркулирует по всему телу по путям, ко­ торые называются «нади». В традиционной ин­ дийской медицине качество жизни и происходя­ щие вокруг события рассматриваются как фак­ торы, влияющие на здоровье.

Некоторые сравнения

Разницу между восточной и западной систе­ мами можно лучше понять, рассмотрев несколь­ ко примеров. Восточная медицина признает связь между специфическими точками акупун­ ктуры на поверхности тела человека и специфи­ ческими внутренними физиологическими функ­ циями. Например, введение игл в специфичес­ кие точки на руке при акупунктуре может пони­ зить кровяное давление. Западная медицинская наука не дает физического объяснения этого яв­ ления, хотя уже в течение десятков лет появля­ ются публикации, в которых ученые пытаются дать материалистическое обоснование восточ­ ной медицины. В настоящее время высокое кро­ вяное давление в основном пока лечат лекар­ ствами, вызывающими изменения в нервной системе и системе кровообращения.

Другой пример - из области боевых искусств. С точки зрения западной медицины нокаут мо­ жет быть вызван сильным ударом в голову, в ре­ зультате чего происходит удар мозга о внутрен­ нюю поверхность черепа. При этом мозгу может быть нанесена травма-сотрясение. Восточная боевая техника может вызвать потерю сознания легким прикосновением к ряду ключевых точек акупунктуры на теле или конечностях. Научного объяснения этому явлению нет, хотя издавна было замечено, что удары по точкам акупунктуры при­ носят ощутимые, видимые результаты.

Подобный метод требует значительно мень­ шего силового воздействия, но исключительной точности, мастерства и знаний.

Хотя восточная и западная системы медицины могут показаться совершенно различными, они, тем не менее, одинаково признают жизненно важными или биологически активными многие области и точки на теле человека. Например, чувствитель­ ные точки вдоль локтевого и срединного нервов соответствуют точкам акупунктуры меридианов Перикарда и Сердца*. Для боевых искусств и целительства не так важно, как подобные точки

* В этой книге восточные названия внутренних органов пишутся с прописной буквы, чтобы отличить их от западных аналогов, имеющих то же название. Например, следует отличать Сердце в понимании восточной медицины от сердца в западной трактовке. - Прим. пер.

идентифицировать. Гораздо важнее знать, где они находятся, каков максимальный эффект от воздей­ ствия на них и как достичь желаемых результатов.

А то, как будет трактоваться данный эффект: по-западному - как следствие изменения нервных импульсов, изменения электромагнитных полей, биохимической активности - или по-восточно­ му - как результат воздействия на точки акупун­ ктуры, вызывающего изменения потока Ци, или биоэнергии, - это в данном случае не имеет зна­ чения. Мастера боевых искусств больше заинте­ ресованы в фактических результатах, чем в спе­ цифических или философских понятиях, стоящих за ними. Удар наносится с абсолютно определен­ ной целью: отвлечь внимание, лишить возможно­ сти двигаться, убить. Чем точнее они могут пре­ дугадать результат от применения того или иного приема, тем эффективнее действуют и обладают большим контролем над конкретной ситуацией. Той же точки зрения придерживаются и многие цели­ тели: они заинтересованы скорее в максимальном лечебном эффекте, чем в точном объяснении дей­ ствующих при этом механизмов и законов.

Энергетические термины

На протяжении истории появилось много терминов для обозначения фундаментальной жизненной силы, или энер­ гии, дающей жизнь всему живому. Вот некоторые из них.

ареалоха

астральный свет

сила одика

синтропия

биоплазма

биоэнергия

нервный эфир

чи, ци, ки

вис натуралис

параэлектричество

эсканкар

РАЗВИТИЕ ЦЕЛИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Большинство историков считают, что величай­ шие мировые целительские традиции зародились приблизительно в один и тот же период времени в Китае, Индии и в странах Средиземноморья. Все эти традиции явились отраженьем духовной

и философской практики народов этих стран. Это

и привело к формированию значительного числа

Слева. Тело человека состоит из взаимосвязанных систем: нервной, кровеносной, костной, мышечной и других. На этом рисунке воспроиз­ ведена работа Везалия, выполнен­ ная в XVI веке. Он основан на ана­ томических наблюдениях, получен­ ных в результате препарирования тела человека.

В центре. Восточная философская концепция рассматривает тело че­ ловека как сложную сеть меридиа­ нов (путей распространения жизнен­ ной энергии - Ци). Здесь изображе­ на карта меридианов, относящаяся к 200 году до н. э. Древние восточные целители не занимались изучением анатомии человека.

Справа. По индийской духовной концепции, тело человека состоит из сложных энергетических центров и каналов, по которым распростра­ няется жизненная энергия - Прана. Здесь приводится современное изображение, так как в древности не существовало традиций выпол­ нения медицинских иллюстраций.

Сравнение концепций строения тела человека

уникальных подходов к медицине, однако все они развивались на основе взаимовлияния, а не изо­ лированно друг от друга. Приемы целительства передавались как часть культуры того или иного народа - вместе с воззрениями, религиозными, философскими, научными и военными знаниями.

Медицинские традиции Древней Индии миг­ рировали с распространением буддизма на тер­ ритории Юго-Восточной и Центральной Азии. Опыт китайской медицины проникал и распрос­ транялся в соседних регионах - в Корее, Япо­ нии, на полуострове Индокитай. Тибетская ме­ дицина, возникшая в VII веке в результате вза­ имовлияния медицины Индии и Китая, а также других стран Востока, спустя тысячу лет укоре­ нилась в Монголии. Западные греко-романские медицинские традиции, усвоенные арабо-ислам- ским миром, в VII веке распространились и в Индии. Что касается западной медицины, то до XVII века она разделяла многие натуралистичес­ кие и природно-ориентированные концепции, обыч­ но связываемые с восточной медициной, а за­ тем ее развитие шло уже по пути рационализма и науки. Как нетрудно заметить, несмотря на уни­ кальность медицинских традиций разных наро­ дов, между ними существовало взаимное влия­ ние, конечно, до определенной степени. В резуль­ тате все они имеют немало сходных моментов.

что ждет нас в будущем? Единое мировоззрение?

В последние десятилетия было принято про­ тивопоставлять восточную медицину западной, и наоборот; рассматривать их как системы, опира­ ющиеся на диаметрально противоположные точ­ ки зрения. И хотя здесь присутствует известный момент исторической правды, легко заметить четкую разницу между традиционной и современ­ ной восточной медициной. В то время как оба подхода сейчас повсеместно распространены в Восточной Азии, возможно, кто-то удивится, уз­ нав, что в современной китайской больнице за­ падные медицинские процедуры применяются

более широко, нежели восточные. На самом деле здесь нет ничего удивительного, поскольку мно­ гие восточные медицинские традиции возникли под влиянием различных зарубежных культур. По мере расширения контактов с Западом традици­ онные медицинские подходы даосов и шаманов дополнялись западными идеями.

Китайцы, корейцы и японцы, развивая свои целительские традиции, охотно заимствовали и ас­ симилировали знания и опыт других культур. Пос­ ле «культурной революции», происшедшей в 60-70-е годы XX века, правительство Китая вело очень активную деятельность с целью освоения западной медицины и интеграции ее в нацио­ нальную систему здравоохранения. Был взят курс на модернизацию традиционной китайской меди­ цины, на устранение из нее суеверий и проведение интенсивных научных исследований для матери­ алистического обоснования традиционных восточ­ ных медицинских теорий. Сегодня в Китае, Корее и Японии беспрепятственно сосуществуют вос­ точные и западные медицинские практики.

На Западе тоже начинают признавать дей­ ственность восточной медицины и включают мно­ гие ее процедуры в клиническую практику. Это происходит даже в крупных центрах здравоохра­ нения и медицинского страхования, хотя еще в недавнем прошлом принципы восточной медици­ ны упорно игнорировались. Ныне комплексное ле­ чение, сочетающее как восточные, так и запад­ ные традиции, широко применяется на Западе. Его часто называют альтернативной, холистичес­ кой (целостной) или интегрированной медициной.

Возможно, наблюдаемые в настоящее время тенденции - первые шаги к интегрированию этих разных целительских традиций в единое мировоз­ зрение: в этой книге, например, достаточно под­ робно показано, как постепенно сходят на нет различия в применении методов лечения в ме­ тодике работы современных медицинских учреж­ дений и индивидуально практикующих врачей, а также в методике обучения в медицинских кол­ леджах. Акцент сдвигается в сторону более це­ лостной, научно обоснованной медицины.

новые концепции

Современные западные ученые много внима­ ния уделяют энергетике человеческого организ­ ма. Сейчас широко признается, что тело чело­ века, подобно магниту, обладает ощутимым электромагнитным полем. В этом нет ничего уди­ вительного, ведь известно, что нервный импульс передается посредством цепи электрохимичес­ ких реакций между нервными клетками. Боль­ шинство ученых признают существование в организме электромагнитных полей, однако они пока не в состоянии выяснить их роль в физио­ логии человека. Многие восточные теоретики пытаются соотнести электромагнитные поля че­ ловека с восточной теорией меридианов.

Одна из наиболее смелых гипотез заключа­ ется в том, что тело человека - всего лишь энергия, а ее физическая, материальная фор­ ма - это лишь более плотный уровень энерге­

тической субстанции, которая существует в виде энергетического поля, распространяющегося вокруг. Именно большая плотность поля и де­ лает тело видимым и осязаемым. Полагают, что этот мощный энергетический уровень ок­ ружают другие уровни с меньшей энергетичес­ кой плотностью и поэтому невидимые (см. рис. вверху справа). Иными словами, энергетичес­ кое поле имеет внешне организованную струк­ туру; оно образует оболочку, состоящую из по­ дуровней, переходящих в конце концов в физи­ ческий уровень, где она становится видимой и осязаемой для органов чувств человека. Вооб­ ще говоря, такая энергетическая модель про­ тиворечит нашим современным научным пред­ ставлениям, которые гласят, что все энергети­ ческие образования начинаются на молекуляр­ ном уровне (физическом) и простираются наружу (постулат теоретической физики).

Среди практикующих боевые искусства су­ ществует точка зрения, что уровень техники ма­ стера боевых искусств в высочайшей степени зависит от знания им тела человека. Так, боль­ шинство современных мастеров, владеющих ис­ кусством поражения жизненно важных точек, се­ рьезно изучали основы восточной медицины или соответствующих целительских искусств. В ре­ зультате полученные ими знания о наиболее уязвимых точках человеческого тела дали воз­ можность масимально повысить эффективность боевых приемов. Такое знание наделяет чело­ века огромной разрушительной силой, но, с дру­ гой стороны, оно же позволяет в значительной степени снизить вероятность серьезных травм. Воздействуя на уязвимые точки тела, можно лишить нападающего возможности сопротив­ ляться или значительно ограничить его подвиж­ ность, не причиняя серьезного ущерба его здо­ ровью. Уровень мастера боевых искусств на­ прямую связан с его способностью вести спортивный бой, безопасный для противника, не подвергая при этом риску себя, и в то же время демонстрируя собственное превосходство.

Также важно понимать, что бой - это лишь один из аспектов боевых искусств, но не един­ ственный, немаловажное значение имеют хоро­ шее физическое состояние, эмоциональное и ду­ ховное развитие. Именно это и отличает боевое искусство от других систем ведения боя, напри­ мер таких, как бокс или борьба. Духовно разви­ тый мастер боевых искусств в своих действиях всегда руководствуется моральной ответствен­ ностью перед обществом - за уместное, но не излишнее применение силы.

ПРОСТОТА, ВЕРА И НАУКА

Понять природу человеческого организма, а значит, и овладеть основами западной и восточ­ ной медицины - нелегкая задача. Нет простых ответов и решений, позволяющих освоить этот постоянно возрастающий объем знаний. В ре­ зультате многие искатели истины не выдержи­ вают груза информации и возвращаются к при­ митивной медицинской практике, нередко осно­ ванной на суевериях и устаревших теориях, зато доступной и легко объяснимой.

Традиционные подходы к целительству часто основываются на концепциях, возникших более двух тысяч лет назад; необходимо понимать, что эти концепции представляют собой наиболее ус­ пешные попытки людей того времени понять про­ цессы и явления в мире и в теле человека. Есте­ ственно, с тех пор человечество накопило боль­ шой объем новых знаний, и не принимать их в расчет было бы неразумно, так же как нельзя ог­ раничиваться достигнутым и не учитывать уров­ ня развития и теоретических знаний, и практики.

Очень соблазнительно верить, что сложные концепции можно свести к простым аксиомам, но, к сожалению, от такого упрощения зачастую страдает самое важное. Следует уважать и за­ падную, и восточную медицину, а также иметь в виду, что самое простое решение не всегда верное. С учетом этого на страницах данной книги сделана попытка доступно изложить глав­ ные концепции природы человеческого организ­ ма, избегая, однако, излишнего упрощения.

Результаты научного исследования, в котором приняли участие свыше 2,2 тысяч испытуемых из 10 стран мира, показали, что занятия тайцзицюань и другими видами китайских боевых искусств снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют давление крови и даже способствуют очистке сосудов от холестерина и прочих вредных жировых отложений. С ними также связывают снижение депрессии и общее улучшение качества жизни у пациентов отделения кардиологии.

По данным, опубликованным в журнале Американской ассоциации кардиологов, китайские упражнения не оказывают ярко выраженного влияния на здоровье сердечной мышцы, частоту ее сокращений и насыщение ее клеток кислородом. Однако физические и психологические преимущества занятий боевыми видами искусства должны определяться на основе научных исследований. На данный момент полученных данных недостаточно для объективной оценки.

Особенности боевых искусств

Занятия боевыми искусствами пользуются большой популярностью среди жителей различных стран. В большинстве случаев эти виды спорта выбирают не как средство самозащиты, а именно для укрепления физического и эмоционального здоровья. Но следует иметь ввиду, что первоначальной целью улучшение физического здоровья не являлось. Кроме того, эти занятия выбирали для себя люди с отличными физическими данными и незаурядными возможностями организма, поскольку начинающим приходится сталкиваться с множеством трудностей на пути освоения техники.

Многие стили и школы не располагают специальными тренировочными упражнениями, которые позволяют улучшить физическую форму. Часто изучаемая техника боя несет потенциальную опасность для самого бойца, поскольку определенные части тела испытывают сильную нагрузку. В некоторых боевых искусствах есть приемы, из-за которых могут пострадать внутренние органы, поэтому для их выполнения носят специальную защитную одежду.

Если ваша основная цель – укрепление здоровья, следует внимательно подходить к выбору школы. Специалисты рекомендуют специфические стили, содержащие приемы для улучшения техники дыхания и координации движений.

Какие стили и техники подходят лучше всего

Лучшими практиками являются некоторые стили ушу и тайцзицюань . Для выполнения их упражнений требуются концентрация и ловкость. Большая часть движений выполняются плавно, относительно медленно, большое внимание уделяется технике дыхания.

Люди, у которых имеются заболевания костей, мышц, органов дыхания, сердца и крови делают выбор в пользу тайцзицюань . Движения, используемые в этой технике, оказывают благоприятный эффект на деятельность вегетативной и центральной НС, позволяют избавиться от мигреней и справиться с бессонницей. Занятия этим боевым искусством подходят даже пожилым людям не зависимо от возраста.

Еще одна техника, известная под названием айкидо , ценится за отсутствие резких движений и ударов. Но начинающим следует быть готовым к кувыркам и падениям, без которых невозможно изучение остальных приемов.

Также существуют различные японские школы, учащие управляться с оружием. От бойцов требуются высокая концентрация внимания, координация и ловкость. Все эти показатели развиваются во время тренировок и благотворно влияют на многие органы и системы.

«Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины гун-фу - занимайтесь цигун. Если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун - занимайтесь медитацией».
Сифу Хо Фатт Нам

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого Мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что Мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами.
Что же такое цигун? Система упражнений? Путь к бессмертию? Магия? Философия? Искусство? Образ жизни? В чем его секрет и как его можно использовать в повседневной жизни?

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого - то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” - Искусство Взращивания Жизни.

Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярн. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, то есть нужен Мастер.

Некоторые люди имеют искаженные представление о цигун. При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, - такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других. Аналогичная ситуация сложилась и с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения или как о разновидности гимнастики. В то время как все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги - единению с Богом. Таким же образом многие люди понимают цигун поверхностно. Они не осознают поистине неограниченных возможностей этого древнего Искусства.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это - огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела - физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем - изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап - расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его истинной природы.

Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Для тренировки воинов, цигун стали применять во времена династии Тан. Учеников школ гун-фу знакомят с базовыми понятиями цигун ещё на начальном этапе обучения, а в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Шаолиньское гун-фу, наиболее знаменитое из китайских боевых искусств, содержало семьдесят два специализированных направления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Известный факт, что Мастера шаолиньского гун-фу выдерживают удары, не получая травм, ломают кирпичи голыми руками или бегают очень долго и быстро, не уставая. Секрет следует искать в искусстве управления потоком ци.

Также цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче - качества, бесценные для любого бойца. Все достижения гун- фу так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Это уже неоспоримый факт: цигун существенно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств (не использующих цигун в тренировках) и различных видов физических упражнений, цигун позволяет человеку совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики только лишь возрастает.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий цигун, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, то с цигун они неизменно спокойны и уравновешены.
Подобные качества являются прямым результатом дыхательных и медитативных техник по системе цигун. Например, Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун, как основной составляющей, то занятия тай-цзи цюань как таковые, принесут несомненную пользу. Однако, тренировки с привлечением техник цигун, значительно усилят боевой эффект.

Поскольку уровень достижений тренирующихся неодинаков, то очень трудно одной методикой охватить тысячи вариантов. Но большинство школ гунфу развивают только нижний даньтянь. Это можно объяснить тем, что именно этот даньтянь совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники. Кроме того, энергия и структура нижнего даньтяня являются наиболее доступными для изучения. Человек, постигший ис¬кусство владения даньтянем, может лечить, об¬ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития даньтяня. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся Мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни.

Как пример, можно привести японские практики развития тандена или хара. В сумо «центр тела» выступает видимым образом – это огромные животы борцов. В схватках сумотори зрители видят не просто движения в виде серии толчков и бросков, а поединок, взаимное столкновение центров борцов. При этом, каким бы физически крепким и массивным не был бы борец, он всегда уступит своему противнику, который лучше овладел своим хара. Также в японской культуре есть очень важное понятие - «харагэй» («искусство хара»). Это интуитивный процесс общения людей и понимание ими друг друга при помощи намеков. В таком виде концепция хара вошла в такие искусства, как чайная церемония, каллиграфия и японский театр.

Кисида Кэндзо, директор общественной организации, занимающейся вопросами морального воспитания населения (сюёдан), которая была основана в 1906 г. (39-й год Мэйдзи), сказал следующее:
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет.
Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, так как все «оседает на дно» хара.
В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку.

В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара.

И в-пятых, искусство харалечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение. Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления».

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.

Дьяченко Дмитрий

Предыдущие упражнения преследовали одну цель - научиться постоянно аккумулировать в организме Ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов. При этом Ци трактовалась как формообразующая энергия макро- и микрокосма, влияющая на все энергетические процессы в природе.

На высших ступенях боевых искусств, используя эзотерические методы, занимающиеся приступают к практическому использованию различных видов Ци применительно к боевому искусству. К этому времени обыкновенно весь технический арсенал изучен и ученик представляет собой как бы необработанный драгоценный камень. Превратится камень в бриллиант или нет - теперь полностью зависит от самого ученика.

Использование всего арсенала работы с Ци в боевом аспекте целиком зависит от того, насколько хорошо ученик овладел предыдущими ступенями мастерства, т. е. насколько весь его предшествующий опыт и мастерства способствуют инстинктивному мгновенному выбросу Ци в виде удара, блока, защиты и т. д.

Искусство выдергивания гвоздей . Подготовьте толстую доску из древесины. Вбейте в нее молотком 108 железных гвоздей размером около 10 см. Выдергивайте их тремя пальцами - большим, средним и указательным. Первой ступенью к достижению мастерства будет выдергивание всех гвоздей из доски. Затем снова вбейте гвозди в доску, облейте ее водой, так чтобы гвозди заржавели. Снова выдергивайте гвозди. Когда сможете справиться с этой задачей, вы овладеете мастерством.

Комментарий . Это одно из жестких специальных искусств Шаолиня, управляемых силой Ян. В каноне «Секреты искусств Шаолиня» сказано: «Каждый день выдергивайте гвозди, пока не выдерните самый глубоко вбитый гвоздь».

Что же касается боевых искусств, то при помощи этого мастерства легко разодрать кожу противника. После тренировки полощите руки в подогретом в воде растворе озерной соли и кожицы корня березы. Это делается для стерилизации и предотвращения опухолей.

Прыжки сколопендры . Упритесь в землю руками и ногами, удерживая туловище - живот, грудь и т. д. - на расстоянии около 10 см от земли. Это исходная позиция для начинающих, называемая «вытянуть тело, обратившись к земле». Затем согнитесь в виде дуги, поднимая туловище кверху и удерживая его над землей, сильно упираясь в землю ладонями и ступнями. После этого подпрыгните вперед, снова упираясь в землю руками и ногами, а туловище удерживая на расстоянии около 10 см от земли. Хорошо освойте это упражнение, при прыжке передвигая ладони и стопы.

Затем тренируйтесь, сжав кисти рук в кулаки и касаясь земли кулаками и стопами. Научившись прыгать на кулаках, перейдите к прыжкам на пальцах - сначала на пяти, затем на трех, на двух, на одном пальце. Отлично выполняя форму на двух стопах, перейдите к прыжкам на одной стопе. Вы овладеете этим искусством, когда сможете перепрыгивать вперед и назад в таком положении.

Комментарии . Это одно из жестких специальных искусств Шаолиня, управляемых силой Ян, тренирующее пальцы рук и ног. Также оно называется «прыжки лицом к земле». Прыжки сколопендры могут быть вертикальными (несколько слитных движений, затем возвращение в исходное место и стойка на ноги), горизонтальными (несколько слитных прыжков в сторону, затем по той же линии прыжки обратно), по кругу (после прыжка ладони опускаются на землю влево, а стопы вправо, происходит движение по кругу относительно первоначального положения тела), балансирующими (при прыжке сначала поднимаются в воздух руки, в то время как они опускаются, от земли отрываются ноги. Когда же стопы приземляются, руки начинают подниматься в воздух) и т. д. Эта форма способствует развитию гибкости, координации движений. Мастера Шаолиня говорят, что это искусство часто используется в ночных поединках. У овладевших прыжками сколопендры пальцы рук и ног очень выносливы. Этот метод помогает при отступлении. Такие прыжки могут сбить противника с толку.

Искусство левитации . Набейте узкие полотняные мешочки свинцовой дробью или речным песком и обверните их вокруг голеней. Каждый день быстро бегайте и прыгайте по широкой площадке, пока не устанут мышцы и не иссякнут силы. Сначала положите в мешочки немного речного песка, затем через несколько дней добавьте еще немного песка. Так постепенно наполняйте мешочки песком, доведя их массу до 22,5 кг. Начинающие обычно чувствуют себя плохо, и только после долгого времени тренировок перестают замечать нагрузки. Например, с нагрузкой по 2–2.5 кг на каждой ноге ежедневно проходите быстрым шагом большие расстояния. После нескольких лет тренировок, удалив с ног свинец, передвигайтесь целый день по широкой площадке. Если Вы не будете ощущать под собой ног, можете переходить к тренировкам на обрывистых высоких местах, не имеющих шероховатую поверхность стенах - поднимайтесь и спускайтесь по ним с ловкостью обезьяны. Сняв с ног груз, Вы будете ощущать себя легким, как ласточка, сможете быстро пересекать многочисленные равнины, взбираться на высокие неприступные склоны.

Комментарий . Искусство полета, также называемое «искусством перемещения в ночи» или искусством перемещения за «тысячу ли», - одно из традиционных искусств Шаолиня, обучающих облегчению веса тела. Овладев им, Вы сможете ходить по стенам, запрыгивать на карнизы.

Искусство облегчения тела . Перед занятиями подготовьте семь больших сосудов, наполните их водой. Научитесь ходить по их горлышкам, затем быстро пробегать по ним.

После этого повесьте за спину мешок с железным или свинцовым песком массой около 1 кг, предварительно вымочив песок в свиной крови. По-прежнему проходите по горлышкам сосудов. Через месяц или 21 день начинайте постепенно убавлять воду из сосудов и прибавлять песка за спиной.

Выполняйте это до тех пор, пока воды в сосудах совсем не останется, а за спиной будет около 2,5 кг железного или свинцового песка. Научитесь ходить по краю горлышка сосудов. Затем замените сосуды на широкое решето (грохот).

Наполните его железным песком и ходите по его краю. Постепенно уменьшайте количество железного песка в решете.

Когда сможете ходить по краю пустого решета, это будет важным этапом в овладении искусством облегчения тела.

Затем посыпьте на мощеную дорожку мелкого песка толщиной около 3 см, сверху покройте его тонкой бумагой из коры тутовника и ходите по ней. Сначала на бумаге будут оставаться отчетливые следы. Занимайтесь долгое время до тех пор, пока следы на бумаге будут еле видны.

Тогда уберите бумагу и ходите по песку, не оставляя следов, так чтобы ни одна песчинка не сдвинулась. Тогда это будет совершенным искусством.

Комментарий . Искусство облегчения тела - одно из известнейших мягких внутренних искусств Шаолиня. Овладевший им гибок и легок. В канонах отмечается, что по-настоящему владеющих этим искусством очень мало. Существуют поговорки о трудностях обучения этому мастерству, так как человек весит очень много и не может порхать, как бабочка, и стремительно перелетать с места на место, как ласточка. Говорят, что можно ходить по воде и по снегу, не проваливаясь и не оставляя следов. Самый короткий срок обучения - 12 лет, но и за это время трудно достичь высшего мастерства.

Искусство управления Инь при вдохе . Для начала научитесь тренироваться с внутренней Ци. Освободитесь от мыслей, ни о чем не думайте, отрегулируйте дыхание. В первые дни занятий не задерживайте мысли ни на каком предмете. Затем начинайте сосредотачиваться на даньтяне, собирая там силы и энергию всего тела. Научитесь проводить Ци вверх и вниз, чтобы Ци циркулировала по всему телу (см. выше «искусство малого и большого небесного круговорота»). Тренируйтесь несколько раз в день, но не переутомляйтесь, иначе принесете вред и телу, и духу.

Мысленно сосредоточиваясь на даньтяне, следите, чтобы при этом мошонка увеличивалась в виде шара. Вслед за подъемом вверх силы и энергии подбирайте яички. При занятиях внутренним Цигуном на вдохе поднимайте Ци вверх, при этом подбирая яички вверх к животу, оставляя снаружи лишь мошонку. Когда Вы сможете тренироваться таким образом, Вы овладеете искусством управления Инь на вдохе.

Комментарий . Это искусство также называется искусством «накапливания Инь», это одно из «мягких» внутренних искусств Шаолиня.

Область паха является чрезвычайно важным органом тела мужчины, в то же время это одно из самых уязвимых мест. Ведь даже от слабого удара в область паха человек чувствует нестерпимую боль, а сильный удар может привести к тяжелым последствиям вплоть до импотенции и бесплодия. Нельзя допускать, чтобы противник при атаке поранил мошонку. Сознательно подбирая яички, также вберите анус, так чтобы мошонка приняла округлую форму. После долгих тренировок при прыжках, ударах, других перемещениях тела мошонка не будет свисать вниз или мотаться в разные стороны. Все занимающиеся боевыми искусствами должны в какой-либо мере освоить это искусство.

Искусство железного колена . Сядьте прямо и, сжав кисти рук в кулаки, наносите удары по коленным чашечкам.

Нанеся 72 удара, разожмите кисти рук, положите их центрами ладоней на колени. Выполните ладонями 36 круговых массирующих движений снаружи вовнутрь, затем 36 аналогичных движений в противоположную сторону - изнутри кнаружи. Затем снова нанесите 72 удара кулаками по коленям, после нанесения ударов массируя их. Таким образом, выполняя весь цикл «удары - массаж», тренируйтесь 9 раз. Занимайтесь ранним утром каждый день в течение года, чтобы окрепли колени. Затем приготовьте два деревянных молотка размером с кулак округлой или квадратной формы, приделайте к ним ручки, ручка каждого молотка должна быть переплетена толстой лозой, лианой или веревкой. Это вносит элемент мягкости в твердую форму. Бейте молотком одновременно по обеим коленам 72 раза, затем выполните массаж колен, как описано выше. Проделав все упражнение 9 раз, закончите тренировку. Занимайтесь так, укрепляя колени, в течение года. Затем возьмите два молотка из металла, по размеру схожие с деревянными, но весом каждый 0,5–0,75 кг. Тренируйтесь так же, как с деревянными молотками, в течение года, когда Ваши колени станут железными.

Комментарий. Это одно из жестких внешних искусств Шаолиня, управляемых силой Ян и укрепляющих область коленных чашек.

Комментаторы канонов говорят, что при тренировке следует направить колени несколько внутрь, ни в коем случае не раздвигая их в стороны. Не сгибайтесь в пояснице, держите стопы полностью на земле. Расположите колени на центральной оси между голенью и бедром, коленные чашки не должны заходить за уровень носков по вертикали. Силу и энергию ног направляйте в стопы. Сидите устойчиво, не раскачивайтесь, чтобы центр тяжести тела не сместился вперед.

Что же касается применения этого искусства, то при нападении можно бить коленом в пах (удар вверх) или в лодыжку (удар вниз) противника, защищаться от ударов, выставив колено влево или вправо. Без специальных тренировок трудно использовать колени в боевом искусстве.

В стойке на одной ноге все силы направлены в колени, и если выполнять ее правильно, можно стоять так целый день. Среди мастеров ушу существует несколько поговорок, связанных с коленями: «при близком рукопашном бое наноси быстрые удары коленями», «поднимая руки, направляй вверх Инь», «колени поднимай к груди, «работай локтями, защищая сердце». «Ноги поднимай вслед за руками, руки опускай вслед за ногами. Нанеся точный удар, отступай». Колени часто используются при обороне. Наиболее распространенным способом защиты является удар коленом в грудь, в пах и т. д. При таком ударе задействованы не только коленные мышцы, сила передается также от бедер. Поэтому удар коленом быстр и силен. В шаолиньском трактате говорится: «Удар коленом сокрушителен, он подобен свирепому тигру, прыгающему в стадо овец. Руки как тучи закрывают солнце, ноги поднимаются вслед за ними».

Искусство железного колена помогает укрепить и закалить очень важную для боя часть тела - ведь в ушу на коленные суставы ложится большая нагрузка, они должны быть подвижными, гибкими и выносливыми. Применять же это искусство можно в любом виде боя - удар кулаком можно дополнить ударом коленом и т. д.

Обучаются этому искусству обычно чуть более двух лет.

Искусство гибких костей . На первом этапе начните занятия с тренировки ног, так как пословица гласит: «бить кулаками, не упражняя ноги, - это безрассудно». Тренировка ног - это прежде всего техника нанесения ударов ногами. Выполняя удар ногой вперед, вытяните ее, верхнюю часть стопы натяните, сделайте мах ногой как можно выше - лучше всего, если носок ноги при махе будет выше головы. Тренируйтесь в ударах ногами 2 раза в день, утром и вечером, нанося удары и правой, и левой ногой, по сто и более раз, в течение полугода. Затем тренируйтесь в упражнении стопами «упираться в небо». При выполнении этого упражнения встаньте прямо, левой ногой упритесь в землю, не сгибая ее в колене. Сделав мах правой ногой вверх к лицу, поддержите ее правой рукой, так чтобы передней стороной бедро прижалось к ребрам. Держите правую ногу вертикально стопой вверх («к небу»), приближая ее к уху. Затем вернитесь в исходную позицию и сделайте такой же мах левой ногой. Занимайтесь так в течение нескольких месяцев.

Затем тренируйтесь, садясь в шпагат. Существует две позиции шпагата: продольная и поперечная. В продольной позиции держите туловище прямо, таз опустите на землю, положите ноги на землю - левую ногу вытяните вперед, правую - назад, или наоборот. В поперечной позиции держите туловище также в вертикальном положении, таз опустите на землю, вытягивая ноги в сторону. Все это способствует растяжке мышц ног.

Что же касается увеличения гибкости поясницы, то сначала тренируйтесь, вытягиваясь в пояснице, как кошка.

Затем выполняйте упражнение «лован поднимает треножник» (лован - предводитель князей). После этого осваивайте упражнение «небожитель складывает руки в знак приветствия». Встав прямо, держите стопы параллельно друг другу. Скрестив кисти рук пальцами друг против друга, поднимите их выше головы центрами ладоней кверху.

Затем, наклонив туловище лицом вниз, вытяните кисти рук, вниз, центрами ладоней касаясь пола. При этом не сгибаете ноги в коленях, держите ровно голову, плечи и спину.

Выдохните воздух и расслабьте тело. Успешно овладев этим упражнением тренируйтесь в кувырках и сальто. Выполнив сальто назад, приземлитесь на купаки, выгнув тело в виде моста. Так же выполняйте сальто влево и вправо. После таких тренировок тело будет гибким. Затем сгибайтесь в виде круга, лежа навзничь (отжать воду из поясницы).

Координируя движения с дыханием, сгибайтесь и разгибайтесь. Разработанные суставы, связки, сухожилия придают телу дополнительные силы. Натренировавшись в растяжке поясницы и ног, переходите к занятиям с кулаками или оружием.

Комментарий . Это одно из «мягких» внутренних искусств Шаолиня, нацеленных на тренировку гибкости поясницы и ног.

Мастера ушу говорят: «Когда плечи широки, талия узка - это результат долгих тренировок». Учитесь изворачиваться и свиваться кольцами, как гусеница, при этом опуская Ци в даньтянь. Во время тренировок поясница гибка и мягка, как вата. Поясница - это ось тела, она должна быть гибкой, подвижной, должна изгибаться как плетка.

«Вся сила тела исходит от поясницы», «если учишься ударам, а поясница неподвижна - не добьешься высокого мастерства», «ноги - колеса, поясница - ось» и т. д.

Даже на начальном этапе изучения любого вида ушу сразу проявляется особая роль поясницы. В «левосторонней позиции лучника с прямым ударом вправо» необходимо повернуть по оси талии влево все мышцы поясницы, чтобы произвести удар кулаком. Скручивание, а также вытягивание плеча придают удару мощность и размах. Если в поединке на кулаках противник наносит Вам прямой удар кулаком, достаточно только несколько повернуться по оси талии в сторону, чтобы туловище отклонилось и удар противника не попал в цель. В свою очередь атакуя и нанося ответный удар, не обязательно делать шаг вперед, повернитесь в талии в обратном направлении и делайте прямой удар кулаком по груди противника. На этом примере наглядно показана важная роль поясницы, недаром говорят: «При любом передвижении, а также в состоянии покоя талия является основной осью (тела)».

Среди традиционных «восьми методов» шаолиньского гунфу к пояснице относится способ «движения змеи» - она гибка, подвижна, то сгибается, то выпрямляется, подобно передвижению змеи. Также следует обратить внимание на другой важный аспект - тренировать на гибкость позвонки спины и поясницы, так чтобы они были не только пластичными, но и выносливыми. В боевых искусствах тело, как мы говорили раньше, традиционно рассматривают состоящим из трех сочленений - руки и локти как верхнее сочленение (верхушка), поясница и живот как среднее сочленение, ноги и стопы как нижнее сочленение (корень).

Таким образом, поясница является центром тела как по вертикали (сгибы - разгибы), так и по горизонтали (повороты влево - вправо), связкой между руками и ногами.

Так что в ушу требования к пояснице особенно велики - гибкость, подвижность, выносливость, координация движений, скорость.

Перед тренировкой наполните деревянную бочку водой, накройте ее сверху белой материей, так чтобы она слегка промочилась в воде. Лягте на бочку лицом вверх, так чтобы «раскаленная Ци» испарялась с области поясницы, тогда упражнение будет эффективней.

Искусство алоханей . Овладение этим искусством делится на несколько этапов. Каждое утро, только проснувшись и еще не открыв глаза, разотрите большими пальцами кисти рук до теплоты, затем выполните круговой массаж глаз 14 раз (слева влево - вверх, затем прямо вверх - вправо - вниз, вправо - вверх, вправо, вправо - вниз, справа - снизу прямо вниз, затем влево - вниз и влево), по-прежнему не раскрывая глаз. Сделайте сначала 7 оборотов в вышеописанном направлении, затем 7 в противоположную сторону. Закончив массаж, подержите еще некоторое время глаза в закрытом состоянии, затем широко раскройте их.

Большими пальцами сделайте нажимающие движения на точку шао-сяо бровей 72 раза. Затем руками выполните массаж скул, после этого сделайте круговые надавливающие движения в точке эргэнь (основание уха) 36 раз. Затем массируйте лоб, начиная с точки, находящейся посередине между двумя бровями, и доходя до края волос на затылке.

Выполните эти движения 72 раза. При этом сглатывайте слюну, накопившуюся во рту, - она пригодится для утренних тренировок.

Склейте из светло-зеленой бумаги фонарь, зажгите его, так чтобы пламя было небольшим. Поставьте лампу посередине темной комнаты. Встаньте на расстоянии около двух сажен от лампы, затем сядьте на табуретку или же сядьте на пол, подогнув ноги. Успокойтесь, начните регулировать дыхание, сосредоточившись и направив пристальный взгляд на лампу. Просидев там некоторое время, закройте глаза, зрачками выполните 36 круговых движений вышеописанным методом (слева направо), затем в противоположном направлении также 36 раз. После этого снова пристально смотрите на лампу. Как только пламя заколеблется, опять закройте глаза и вращайте зрачками. Занимайтесь так каждую ночь (утро) около двух часов. После трех месяцев тренировок цвет бумаги на лампе несколько посветлеет, тогда отодвиньтесь от нее на 30–60 см. Время от времени меняйте бумагу на лампе на более темную, так чтобы в конце концов лампа была из темно-зеленой бумаги и отстояла от вас на расстоянии 1 м, а размер пламени от размеров конского боба уменьшился до размеров соевого боба.

Время занятий постепенно увеличьте до 4 часов. Таким образом, не делая перерывов в тренировках, учитесь разглядывать вещи в кромешной тьме, безошибочно различать лицо и глаза человека в темноте на расстоянии до 3 м. Тогда искусство «алоханей» будет достигнуто.

Комментарий . Это одно из «внутренних» искусств Шаолиня, нацеленных на тренировку глаз.

Каждый мастер ушу тренирует свои глаза, так как они помогают сосредоточиваться, концентрировать мысли на каком-нибудь объекте, без них осложнена ориентация в бою. Нужно следить за всеми передвижениями противника.

Глаза называют «разведчиком тела». С ними в ушу связано много поговорок: «кулаки подобны кометам, глаза подобны молниям», «глаза - это отростки сердца», «взглядом следи за руками, перемещай туловище вслед за ногами», «сначала бей в глаза, затем в желчный пузырь, а уж потом по рукам и ногам». В шаолнньском трактате говорится: «Глаза - важнейшие из семи отверстий, если они светятся, то можно увидеть десять тысяч вещей».

«Наблюдай за плечами и руками противника - и узнаешь об его атаке и защите» - так можно понять замыслы противника. Если видишь, что соперник отклонил левое плечо, значит, наступать он будет правой ногой, если отклонил правое плечо, то атаковать будет левой ногой. «В сражении уши слушают в восьми направлениях, глаза смотрят в четыре стороны», - взгляд должен быть проницательным, видеть не только движения противника, но и его мысли. Если противник поднимает правую руку - это для поддержки и усиления удара правым кулаком.

Кроме «искусства алоханей» существуют также и другие способы тренировки глаз, такие как «пересчитывание листьев на деревьях», «созерцание солнца и луны», «взгляд на голубой родник» и т. п. Несмотря на кажущуюся легкость овладеть этим искусством в совершенстве очень сложно. Натренировав же глаза, легче освоить другие изотерические шаолиньские методы, такие как перемещение в ночи, искусство плавания (при этом нужно хорошо видеть в воде) и т. д..

Каждый день перед едой съедайте немного барссучей печени, отваренной в воде без приправ. Это способствует эффективности внутренних тренировок.

Метод уклонения от ножа . На первом этапе занимайтесь растяжкой ног, поясницы, например, как описано в «искусстве гибких костей». Также необходимо тренировать глаза, так как если Вы не видите направления удара и самого клинка, Вы не сможете отразить удар. Сначала выполняйте «внутренние» тренировки глаз, как описано, в «искусстве алоханей». Научившись сосредоточиваться и улучшив зрение, займитесь подсчетом различных предметов. Сначала пересчитайте неподвижные предметы. Например, в свободное время считайте кирпичи в стене комнаты или куски черепицы на крыше. Пытайтесь охватить взглядом как можно больше пространства, затем пробуйте с одного взгляда просчитать все предметы. Постепенно увеличивайте количество считаемых предметов - кусков черепицы и т. п. Задача заключается в том, чтобы за минимальный период времени четко пересчитать требуемое количество предметов. После этого переходите к счёту движущихся объектов. Например, считайте уток в реке, даже когда в стае их более ста. В пересчете черепицы и других неподвижных предметов трудно ошибиться, так как они постоянно на своем месте, с движущимися объектами дело обстоит значительно сложнее. Поэтому следует успокоиться, сосредоточиться, иметь достаточную практику «внутренних тренировок» и пересчета неподвижных предметов. Через полгода кропотливых тренировок можно овладеть искусством счета движущихся объектов. Научившись считать уток, переходите к пересчету меньших по размеру и больших по количеству воробьев. Затем считайте, например, стрекоз, потом саранчу. В конце концов Вы должны легко пересчитывать муравьев и комаров. Когда на расстоянии 5 шагов и более Вы сможете четко пересчитать 2–3 тысячи муравьев, то Вы достигните предела мастерства.

Кроме глаз следует тренировать ноги и тело. Поэтому выполняйте стойку «Мэйхуа», «стойку девяти звезд» или подобные им, способствующие развитию туловища, ног и других частей тела, нaтренировавшись таким образом, подыщите широкую площадку, вбейте в нее бамбуковые шесты, деревянные столбики различной высоты и другие препятствия. Разложите также по площадке комки извести, но не по одной линии, а хаотично. Шесты расставляйте по площадке на расстоянии самое большое 33 сантиметра друг от друга, так чтобы боком можно было пройти, между ними.

Научитесь быстро ходить между шестами, не задевая их, а ногами не наступая на известь. Ходите не в каком-либо определенном направлении, а в разные стороны, подобно порханию бабочки от цветка к цветку или же подобно молодой змее, ползающей в траве. Новички должны ходить медленно, со временем увеличивая скорость. Хорошо овладев умением проводить между различными препятствиями, прикрепите к шестам острие лезвия, связки крючков и колючек.

Снизу между шестами разложите дрок, проволоку и другие мешающие передвижению предметы. По-прежнему ходите между препятствиями. Когда сможете перемещаться между ними свободно, тогда достигните своей цели.