Изготовление ювелирных украшений своими руками. Как делать ювелирные изделия Как делают украшения из серебра

Перейдем к фотоотчету? ;)

Мастерская находится на развивающемся заводе Кристалл. Так как уже смеркалось, шел дождь и я опаздывала, фотографировать его не стала. Но он очень атмосферный, поэтому иллюстрирую рассказ фотографией из интернета:

Завод находится около Яузы, через реку от Винзавода и Артплея. Сейчас, когда искала фотографию, увидела, что завод будут реконструировать: здесь планируют сделать приятное общественное пространство с кафешками, магазинами, креативными офисами и прочим. Уже прошлым летом там проходили ярмарки и фестивали, много народу побывало в новом месте. Концепция и внешний вид напоминают дизайн-завод Флакон, не правда ли? Конкуренция! :)

Но о заводе в другой раз, я туда хочу вернуться, когда погода будет получше, чтобы исследовать новое тусовочное место;) А сейчас вернемся к мастер-классу, который проходил в творческой мастерской. Она совмещена с небольшой, но симпатичной фотостудией, поэтому здесь много фотоаппаратов разной степени винтажности, картин и заляпанных краской мольбертов. Атмосферное место!

Так выглядит рабочее место ювелира - ничего роскошного, а ведь здесь обрабатывается не только серебро, но и золото, и драгоценные камни. Внизу педалька для шлифовочной машинки.

Сначала мы взяли небольшое количество серебра и расплавили его.

После этого вылили расплавленную массу в форму, где она застыла, но не крепко. Вообще серебро довольно податливый металл и некоторое время с ним можно работать без нового плавления.

Охладив получившуюся «колбаску» в холодной воде, мы перешли к обкатке. Она происходит в два этапа: сначала нужно задать ширину кольца (правая часть машинки), а потом - толщину (левая часть). Колбаску вставляешь в проем, крутишь ручку и она проползает через отверстие. Обкатка происходит постепенно, на каждый из этапов примерно 30 прокруток. То есть нельзя сразу взять и за одну прокрутку сплющить металл - он тогда треснет и надо будет начинать заново.

Во время последней прокрутки можно было отпечатать на металле (он еще мягкий, помните?) какой-нибудь узор. Мне предложили кусочек кружева, еще что-то - я выбрала листик, потому что совсем недавно у меня появилось кольцо в виде веточки, а это колечко я решила делать на фалангу. Получилась такая эко-тема:)

После этого с помощью ниточки я измерила обхват пальца и отрезала требуемое количество. Это было сложно, потому что лобзик нужно держать строго вертикально и следить за тем, чтобы он не «уезжал» в сторону. Здесь мне помогли, так как это важный этап - спилы должны быть идеально ровными, чтобы потом соединиться.

Потом из полоски формируется кольцо вокруг конусовидной палки при помощи мягкого молоточка. Я очень сосредоточенная и напряженная:)

Теперь пора отбелить серебро в кислоте, чтобы вернуть изначальный цвет - оно после переплавки темнеет.

Следующий этап: шлифовка несколькими способами. Сначала шлифуются боковые грани кольца при помощи наждачной бумажки.

Потом шлифуются внешняя и внутренняя сторона наждачной бумагой, закрученной в бормашину. Кольцо нужно держать крепко-крепко, иначе может вылететь в глаз. А это не так-то и просто, потому что оно под воздействием бормашины сильно вибрирует - у меня пару раз улетало, так что этот этап я предпочла пофотографировать:)

После этого кольцо проходит последний этап шлифовки на машинке с быстро крутящимся резиновым «колесом». От быстрого трения кольцо мгновенно нагревается и после каждого прикосновения к «колесу» его нужно опускать в холодную воду.

Все, кольцо готово! Осталось только очистить его в ультразвуковой ванне - оставляем его там на 10 минут. Можно отдохнуть и вытереть со лба пот усердия:)

А вот и результат!

Непередаваемое ощущение, когда ты сам делаешь какую-то вещь: теперь это кольцо ношу, не снимая - вот она, сила хэндмейда. Так что советую съездить на мастер-класс, он совсем не дорогой. Или вариант для парней: купить сертификат на МК и подарить его 14 февраля или 8 марта;)

Спасибо моим ювелирным наставникам, которые помогли мне в создании фотоотчета!

Покупка ювелирных изделий может быть довольно дорогостоящей, гораздо дешевле сделать ювелирные изделия своими руками особенно кто любит делать все своими руками. Вы можете делать ювелирные изделия своими руками, которые точно соответствуют вашему стилю и вкусу. Изучив несколько базовых методов, вы научитесь создавать уникальные наборы ювелирных изделий своими руками, а так же ожерелья, браслеты и сережки.Прибыль которую вы можете получить от данного рода деятельности описана в .

1 Часть начало работы с ювелирными изделиями

1 Купите комплект ювелирных изделий для создания ювелирных изделий своими руками

Наборы для изготовления ювелирных украшений предоставляют вам основные материалы и инструменты, которые позволят вам самостоятельно. Большинство комплектов поставляются с некоторыми базовыми инструкциями с различными ювелирными идеями, но вы можете использовать свое воображение для создания любых видов ювелирных изделий, которые вы хотите. В зависимости от того, какие именно ювелирные изделия вы хотите сделать, существует множество вариантов наборов ювелирных изделий. Например, есть бисероплетение наборов ювелирных изделий, набивки наборов ювелирных изделий и наборов ювелирных изделий из проволоки.


2 Выберите конкретный проект ювелирных изделий, который вы хотите попробовать

Потому что существует огромное разнообразие возможных ювелирных изделиях (ожерелья, браслеты, серьги), изготовленные из множества возможных материалов (бусины, проволока, нитка, смола, бумага и т. Д.), Выбирайте материал и драгоценные камни, что бы создать ювелирные изделия своими руками с которыми вы хотели бы работать. Найдите вдохновение, посетив ювелирные магазины или посмотрите онлайн на социальных платформах, визуальных организационных веб-сайтах или веб-сайтах магазинов ювелирных изделий.


3 Материалов для изготовления ювелирных изделий

В зависимости от того, какие украшения вы планируете сделать, вам, вероятно, понадобятся некоторые базовые инструменты для завершения вашего проекта. [ Некоторые базовые инструменты для начинающих должны учитывать:

  • Различные плоскогубцы — плоскогубцы с круглым носом, плоскогубцы для цепей, плоскогубцы для плоскогубцев, изогнутые плоскогубцы и плоскогубцы из нейлона
  • Металлическая линейка, которая измеряет как сантиметры, так и дюймы
  • Резаки для проволоки
  • Проволоку или провод для создания основы ювелирных изделий
  • Пэг-доски для гибки проволоки


4 Покупка ювелирных изделий ручной работы

Ювелирные изделия ручной работы могут быть изготовлены из многих различных видах расходных материалов, но есть несколько основных принадлежностей, которые используются для большинства ювелирных изделий ручной работы. Наборы для ювелирных изделий могут предоставить вам общие или проектные материалы, но если вы планируете начинать делать украшения без использования комплектом материалов, вам необходимо приобрести некоторые материалы по своему усмотрению.

Нужно купить:

  • Бусины
  • Ювелирная проволока общего размера (18, 20 и 22); 20 лучше подходит для новичков
  • Шпильки для сережек
  • Замки и затворы
  • Кольца для прыжков


5 Ознакомьтесь с основными измерениями ювелирных изделий

Чтобы определить, насколько большой или маленький вы хотите, чтобы ваша ювелирная деталь была, ознакомьтесь с некоторыми основными измерениями ювелирных изделий. Существуют обычные стандартные размеры для ожерелий и браслетов (в зависимости от того, ювелирные изделия предназначены для мужчин или женщин), и каких конкретно вы хотите достичь размеров.
Например, разные стили ожерелья — имеют определенную длину.

Чокеры составляют около 38 см в длину, ожерелья в стиле принцессы имеют длину около 45 см, а ожерелья из веревки — около 86 см в длину и больше.
Ожерелья, которые падают чуть ниже воротниковой кости, имеют тенденцию измерять около 17 дюймов для женщин и около 50 см для мужчин.

Общая длина браслетов составляет около 18 см для женщин и от 25 см для мужчин.


6 Изучите основные навыки и методы изготовления ювелирных изделий

Чтобы начать процесс создания собственных ювелирных изделий, вы должны изучить некоторые базовые навыки и методы, чтобы успешно завершить свой проект. Общие навыки и методы, которые необходимо изучить, включают в себя создание прыгающих колец, режущий провод, проводку, нарезку и использование приспособлений и колышек и т д.
Чтобы изучить эти различные методы, вы можете читать книги о ювелирных изделиях, искать учебные пособия и проводить семинары по изготовлению ювелирных изделий.
Поиск в Интернете для получения инструкций о том, как сделать конкретные серьги, браслет, кольцо или другие виды ювелирных изделий, которые вы хотите попробовать.


7 Соберите необходимые материалы

Как только у вас будет выбранный ювелирный проект, который вы хотите сделать, собраны все необходимые материалы. Опять же, ваши материалы могут поступать из набора для изготовления ювелирных изделий, или вы можете исследовать стиль ювелирных изделий, определить уровень сложности, а затем сами купить необходимые материалы.
Например, чтобы начать создавать серьги с шармом, вам сначала нужно выбрать материалы, которые вы хотите использовать. Проект который вы хотите создать можно найти в интернете, в магазинах ремесел или ювелирных магазинах. Затем вам нужно выбрать результаты своей серьги, которые являются частями серьги.
Когда вы будете готовы начать делать свои драгоценности, переходите к инструкциям, которые вы приобрели, о том, как изготовить ювелирный предмет.


8 Практикуйте технику, прежде чем делать работать с дорогими материалами

Как уже упоминалось ранее, для ювелирных изделий с проволокой, практическая проволока — это хорошая идея, чтобы практиковать и отрабатывать навыки изготовления ювелирных изделий, прежде чем переходить к изгибу и разрезать более дорогой провод. Таким образом, вы сможете отточить свое мастерство с большим количеством повторений, поэтому ваш конечный продукт будит более качественный.
Независимо от того, какой ювелирный материал вы используете, всегда старайтесь сначала практиковать эту технику, прежде чем использовать свои настоящие драгоценные ювелирные материалы.
Тонкая медная проволока всегда является хорошим выбором для практического применения.

2 часть изготовление серег


1 Попробуйте сделать серьги из кристаллов Сваровски

Эти серьги достаточно просты в изготовлении и требуют только двух кристаллов для ваших целей, двух прыгающих колец и двух выводов серьги. Вам также понадобится набор плоскогубцев, чтобы согнуть ювелирные изделия в нужных местах.


2 Добавьте кристаллы к кольцам

Используйте ваши плоскогубцы, чтобы перевернуть и открыть два кольца. Подавайте кристаллы на с кольца через отверстия. Убедитесь, что если кристаллы имеют четкую переднюю и заднюю стороны, передняя сторона будет показана впереди, как только вы закроете кольцо и наденьте серьгу. Если нет, вы всегда можете снова открыть кольцо и повернуть кристалл на кольцо.


3 Добавьте найденные серьги к кольцам

Как только кристаллы находятся на скаковых кольцах, сдвиньте серьги на с кольца. Используйте плоскогубцы, чтобы закрыть и зафиксировать кольца.
Этот проект серьги может занимать менее пяти минут, а в конце у вас есть уникальная пара красивых серег.

3 часть изготовление браслета


1 Попробуйте сделать бисером браслет

Простой браслет из бисера — отличный способ начать делать браслеты ручной работы. Для этого браслета вам понадобятся бусины по вашему выбору:

набор для бисероплетения

проволочные резаки

обжимные бусины

кольца

закрывающая застежка


2 Добавьте бусы в браслет.

Начните с наложения бусинок на проволоку, для того что бы создать ювелирные изделия своими руками все еще прикрепленную к катушке. Удержание проводов, прикрепленных к катушке, позволяет вам изменить длину браслета в зависимости от ваших целей.


3 Определите длину браслетов

Выясните, сколько длины нужно для застежки и кольцо будут добавлены к вашему окончательному браслету продукта, учтите это и удалите некоторые бусины, эквивалентные этой длине.


4 Добавьте кольцо к концу вашего браслета

Добавьте на обжимной шарик и кольцо до конца вашего браслета. Оставьте себе немного места на конце провода. Возьмите конец тега провода и проденьте его обратно через концевой шарик.


5 Закрепите браслет

Продолжайте наматывать провод через остальную часть бусинок до тех пор, пока кольцо прыжка не будет натянуто против провода. Используйте ваши обжимные клещи, чтобы зажать обжимную шайбу и закрепить зажимную шайбу. Вы также можете обрезать лишний провод рядом с обжимным шариком, чтобы вы не тряслись. Повторите этот процесс с другой стороны браслета.Добавьте застежку к концу браслета. Добавьте застежку на одно из колец конечного прыжка, используя плоскогубцы, чтобы скрутить и открыть кольцо прыжка, а затем подайте застежку на кольцо. Закройте кольцо прыжка и соедините браслет.
Эта же техника может использоваться с длинным проводом и большим количеством бусинок, чтобы сделать простую ожерелье.

Изготовление ювелирного украшения - это долгий и кропотливый процесс, требующий нескольких лет обучения, знания физики, химии и наличия дорогостоящего специального оборудования. Мы знаем это и тратим часы на поиски желаемых ювелирных изделий в магазинах. Многие даже самостоятельно разрабатывают эскиз и обращаются в ювелирную мастерскую, чтобы мастер изготовил для них украшение мечты.

Времена меняются, и теперь ювелирным мастером может побыть каждый. Для того чтобы сделать настоящее серебряное кольцо с собственным дизайном, мы обратились в ювелирную школу ARGENTARIUM и убедились, что это не только интересно и захватывающе, но и действительно легко.

(Всего 26 фото)

Перед началом работы нам показали украшения, сделанные инструкторами и учениками школы. Вариантов украшений множество, и все это можно сделать своими руками.

Несмотря на такое разнообразие возможностей, мы по-прежнему хотели кольцо. Решили, что, если понравится, чуть позже вернемся за кулоном.

Удивление первое: оказалось, что не требуется плавить серебро, чтобы придать ему нужную форму. Украшение делается из пластичного серебра Precious Metal Clay (PMC), которое придумали специалисты японской компании Mitsubishi Materials Corporation. Масса PMC состоит из смеси мельчайших частиц серебра, воды и нетоксичного пластификатора, и работать с ней так же просто, как с обычным пластилином.

Весь процесс простой и понятный: вам нужно придумать украшение, сделать его, обжечь в печи (вода и пластификатор при этом сгорят, а частицы серебра прочно спекутся друг с другом), и на выходе вы получите серебряное изделие 999-й пробы. Современная алхимия во всей красе! Перед началом работы руководитель школы Евгения показала нам, какими инструментами мы можем воспользоваться, чтобы создать именно то украшение, которое хотим.

Удивление второе: большая часть инструментов для работы найдется у каждого под рукой: текстуру можно «отпечатать» любую, а чтобы вырезать желаемую форму, подойдет шило или лезвие.

Различные штампы для получения отпечатков и оттисков на серебряной массе до обжига.

Для создания объемных изделий можно воспользоваться жидким серебром в шприце. На пробковую основу шприцем выдавливается серебряная паста. В процессе обжига эта основа сгорает, и вы получаете полую серебряную бусину, аналогичную тем, которые создавались мастерами серебряного дела сотни лет назад и назывались «филигрань».

Есть тоненькие пластинки-листочки из пластичного серебра, из которых можно сложить любую фигурку, например оригами. Разве не чудо - сложить себе журавлика или кораблик из чистого серебра?

А можно в качестве заготовки для будущего украшения использовать засушенные листья. Если листочек покрыть жидким серебром, обжечь, лист сгорит, а вы получите уникальный кулон или подвеску, полностью повторяющую все природные изгибы и текстуру, сделать которые самостоятельно просто невозможно.

В ювелирном деле без драгоценных камней никуда. В дизайн любого украшения можно добавить разноцветные вставки: кубические цирконы (фианиты) или другие лабораторные камни, выдерживающие высокую температуру.

Конечно, было очень соблазнительно сделать себе уникальный кулончик, но мы пришли за кольцом и решили все-таки делать его.

Прежде чем начать работать с пластичным серебром, нужно правильно рассчитать размер кольца, потому что в процессе обжига масса дает усадку 16%.

Смазываем доску специальным составом, чтобы серебро не прилипало, и вперед!

Раскатываем РМС в блинчик рассчитанного размера. Карты, склеенные по несколько штук по бокам от заготовки, позволяют нам регулировать толщину будущего кольца и раскатывать серебро равномерным слоем. Простой лайфхак, проверенный практикой 🙂

Серебро PMC можно резать, раскатывать, дополнять текстурой и придавать ему совершенно любую форму. Удивление третье: особенно приятно, что пластичное серебро прощает любые ошибки - после подсыхания оно легко восстанавливается водой и вновь принимает рабочее состояние. У вас есть возможность переделать украшение до обжига, если что-то не понравится в первоначальной заготовке, или добавить дополнительные элементы.

Мы создавали кольцо с растительным орнаментом, используя резиновый штамп.

После того как мы получили нужный оттиск и замкнули кольцо, его нужно высушить.

Обжиг можно проводить разными способами. Профи используют ювелирную муфельную печь, а для новичков подойдет более бюджетный «домашний» вариант - керамическая горелка особой конструкции, работающая на сухом спирте.

Мы обжигали кольцо в муфельной печке. При правильном температурном и временном режиме вода полностью выпаривается, органический пластификатор выгорает, а серебряные частицы сплавляются друг с другом, образуя на выходе цельный металл, сохраняющий весь дизайн вплоть до отпечатков пальцев.

Через 25 минут наше кольцо «испеклось» 🙂

Теперь убираем оксидную пленку - белый налет, который появляется на поверхности изделия во время горения. Дальше с помощью ювелирных инструментов доводим украшение до ума.

Удивление четвертое: после обжига с металлом можно делать все что угодно. Сверлить, пилить, шлифовать, эмалировать, чернить и, конечно, полировать до зеркального блеска!

С помощью стальной щетки счищаем оксидную пленку.

Шлифуем наждачной шкуркой.

Черним специальным раствором - у ювелиров он называется «серная печень», а простым смертным доступно другое средство - серная мазь, которая продается в любой аптеке. К слову, чернение ювелирного изделия - это тоже целое искусство. Чернение подчеркивает структуру и орнамент украшения: в зависимости от техники результат может быть настолько разным, что этому делу посвятили отдельный мастер-класс .

Полируем кольцо с помощью инструмента из агата, чтобы придать ему блеск.

И вот оно - кольцо мечты! Сделанное по собственному дизайну и своими руками!

При желании можно научиться вязать, шить, плести из бисера и обжигать горшки. Кажется, что создание ювелирных украшений - это что-то за гранью обычных человеческих возможностей, где-то на стыке алхимии и магии. На самом деле пройти мастер-класс и сделать собственное украшение может каждый. Технология, оказывается, удивительно проста, особенно когда ее объясняет хороший мастер. Наш преподаватель Евгения смогла заинтересовать даже скептически настроенных учеников. Кажется, теперь половина группы обязательно вернется за кулоном для своей авторской коллекции.

Возможно, и мы 🙂 А на первое посещение любого мастер-класса дарим нашим читателям скидку 10% по промокоду BIGJEWEL (его нужно ввести в форме записи на занятие).

Серебряная глина - отличный материал для начала работы с серебром, но можно также резать, плавить и сцеплять твердые кусочки серебра с помощью ювелирной ножовки, паяльника либо молотка и наковальни. Попробуйте объединить техники, и вы получите неожиданный результат.

Шаги

Лепка из серебряной глины

    Решите, чем вы будете нагревать глину. После придания глине формы вам нужно будет нагреть ее до высокой температуры, чтобы весь связующий материал расплавился и осталось только серебро. Некоторые виды металлической глины можно нагревать на газовой плите, другие же - только газовой горелкой или даже в обжигательной печи. Прежде чем выбрать глину, определите, какой температуры вы сможете достичь.

    • Если будете нагревать глину на газовой плите, вам потребуется решетка из нержавеющей стали.
    • Если планируете использовать горелку, подыщите кирпич или камень, способный выдержать высокую температуру.
    • Не рекомендуется обжигать большие или толстые предметы в обжигательной печи.
    • Чтобы понять, какой температуры вы можете достичь на плите, нагрейте небольшую алюминиевую кастрюлю с тонкими стенками на большом огне и поднесите к поверхности инфракрасный термометр, когда она прогреется.
  1. Купите серебряную глину. Возможно, ее придется заказывать в интернете, поскольку во многих магазинах ее нет в наличии. Глина из чистого серебра продается чаще, однако украшение, которое получится в итоге, будет менее прочным.

    Сделайте из глины желаемое украшение. Можно лепить руками или специальными инструментами. Можно добавить деталей с помощью ножа или проволоки либо вырезать из глины разные фигуры через трафарет.

    Просушите и отшлифуйте глину. Дайте глине подсохнуть за ночь или просушите феном. Отшлифуйте поверхность наждачной бумагой с мелким зерном.

    Нагрейте глину горелкой. Если у вас горелка, положите глину на кирпич, а кирпич - на жаропрочную поверхность. Держите горелку в двух сантиметрах от глины и нагревайте ее до тех пор, пока она не загорится. Она начнет гореть, потом станет светиться красным от накаливания, а затем свет станет слабым. Нагревайте глину не менее пяти минут или столько, сколько указано в инструкциях на упаковке.

    • Время от времени отводите глаза, чтобы они могли отдыхать.
  2. Нагрейте глину на плите. Если у вас газовая плита, вам нужно будет поступить следующим образом:

    Нагрейте серебро в обжигательной печи. Если у вас есть печь, вы сможете следовать точным инструкциям по обжигу глины. Серебро достигает максимальной прочности при длительном обжиге на небольшой температуре, однако есть и более быстрые способы добиться результата. Специальная ювелирная печь нагреет серебро быстрее, но и обычная тоже подойдет.

    Охладите металл (по желанию). Рекомендуется дать серебру остыть самостоятельно, но если вы спешите, вы можете опустить горячее серебро в холодную воду (однако не стоит прикасаться к нему сразу же после этого). Охлаждение может повлиять на структуру серебра, и оно будет ломаться, если вы решите нагреть его заново, но тщательная сушка поможет избежать этого.

    Отполируйте поверхность (по желанию). После обжига серебро будет белым и слегка мутным. Если вы хотите, чтобы оно заблестело, отполируйте поверхность щеткой с медной или стальной щетиной. Можно также использовать машину для полировки c полировочным порошком.

    Помойте изделие в теплой воде с мылом. Это смоет с поверхности остатки полировки. Протрите сухой чистой тканью, желательно шерстяной или замшевой.

    Прикрепите к каждой сережке крючок. Высверлите маленькое отверстие в каждой сережке, вставьте крючок, перекрутите его либо закрепите другим способом, чтобы он не оторвался. Если вы делаете не сережки, пропустите этот шаг.

Пайка серебра

    Соберите необходимые материалы и инструменты. Если вы хотите соединить несколько элементов, проще всего сделать это с помощью плавки. Конечно, процесс потребует тщательной подготовки, а также следующих материалов и инструментов:

  1. Подготовьте рабочее место. Вам потребуется помещение с хорошей вентиляцией и жаропрочный стол, а также кирпич или жаропрочный камень. Важно надеть защитные очки, чтобы защитить себя от мелких частиц, которые будут лететь во время тонкой работы. Подготовьте также перчатки, передник из джинсовой ткани или кожи и облегающую, но не синтетическую одежду.

    • Вам понадобится резервуар с водой, где вы могли бы промывать изделия. Если вы работаете в помещении, где есть легковоспламеняемые материалы, подготовьте огнетушитель.
  2. Очистите серебро и нанесите флюс. Если серебро испачкано или его часто держали в руках, обработайте его специальным раствором, смывающим жир. Если серебро потемнело из-за окисления, погрузите его в травильный раствор. Когда серебро очистится, вотрите флюс в те места, где серебро будет соединяться с другим кусочком.

    • Если у вас флюс в порошке, из него нужно сначала получить жидкость или пасту. Ознакомьтесь с инструкциями производителя.
  3. Начните паять серебро. Если вы ничего раньше не паяли, сначала узнайте, как это делается, либо следуйте нашей инструкции:

    • Аккуратно разместите предметы на жаропрочном камне для паяния, затем пинцетом положите наверх кусочек припоя (или капните немного флюса).
    • Нагревайте изделие с расстояния 10 сантиметров, стараясь расплавить самый толстый участок серебра. Не нагревайте припой напрямую. Чтобы тонкие кусочки серебра не расплавились, держите их пинцетом.
  4. Промойте, протравите и промойте снова. Когда припой расплавится и скрепит две части серебра, выключите горелку и дайте припою 1-2 минуты, чтобы он застыл. Медными щипцами погрузите серебро сначала в воду, затем в травильный раствор, чтобы удалить следы окисления. Снова промойте в воде и просушите тряпкой.

    • Не допускайте контакта травильного раствора и кожи либо одежды, поскольку он очень едкий.
    • Щипцы, сделанные не из меди, могут вступить в реакцию с травильным раствором, что повредит металл.
    • Если вам нравится состаренный вид серебра, не нужно погружать изделие в травильный раствор.

Если мы попытаемся представить себе процесс изготовления ювелирных изделий, то в голове у большинства из нас возникнет, вероятно, образ седовласого мастера, который, вооружившись лупой и набором инструментов, в одиночку создает перстни или кулоны: льет, гнет, паяет. Но хоть, конечно, такие мастера существуют и поныне, основной ассортимент ювелирных магазинов делается совсем не так.

1) Первый шаг Производству всегда предшествует художественный замысел. Сначала художник создает эскиз, который предстоит оценить как производственникам (можно ли сделать?), так и маркетологам (будет ли спрос?).

А чтобы понять, как именно, «ПМ» посетила производственную площадку завода «Диамант», разместившуюся в поселке Красное-на-Волге — одном из главных ювелирных центров России. Почему сосредоточение производства колец, сережек и колье случилось именно в этом населенном пункте в 34 км от Костромы, никто точно не знает. Драгоценные металлы здесь не добывают, камни не гранят, но еще в XVI—XVII вв. /bm9icg===>еках возникли тут первые мастерские. «Диамант» тоже вырос из мастерской, но теперь это современное промышленное предприятие, где работает около 1800 человек. Но даже при такой численности работников делать каждое из 6 000 000 изделий в год исключительно вручную не получилось бы. Нужны подлинно индустриальные технологии, которые, однако, позволяли бы ювелирному изделию остаться воплощением красоты и изящества.


1. Первый шаг. Производству всегда предшествует художественный замысел. Сначала художник создает эскиз, который предстоит оценить как производственникам (можно ли сделать?), так и маркетологам (будет ли спрос?).

Красиво? Технологично?

Поэтому, конечно, все начинается с замысла художника-ювелира, который и рисует эскиз будущего украшения. «Правда, художник обязан быть немного технологом, — рассказывает Олег Штыркунов, технолог предприятия, любезно согласившийся быть нашим гидом, — ведь то, что красиво смотрится на бумаге, не всегда может быть реализовано в производстве. Мы, конечно, делаем все, чтобы соединить мысль художника с технологическими возможностями, но порой это не удается».


2. В мозг компьютера. Работа 3D-модельеров — один из самых ответственных этапов создания ювелирного изделия. Язык эстетики переводится на язык производства, и украшение прорабатывается до мелких технических деталей.

Поэтому одним из ключевых моментов в реализации замысла художника становится 3D-моделирование будущего изделия — именно на этом этапе художественный замысел совмещается с требованиями производственников и службы сбыта. 3D-модельер задает точные размеры посадочных мест для камней, причем допуски здесь составляют порядка 10 мкм, иначе камень либо невозможно будет вставить, либо он легко вылетит из украшения. По окончании всех согласований 3D-модель отправляется на прототипирование.


3. Резина и воск. Резиновая матрица дает рождение восковому слепку, который станет уникальным прообразом украшения из драгоценного металла. После выхода слепка из матрицы умелые руки мастеров удалят облой и скорректируют поверхности.

Прототипирование — это распечатка модели на 3D-принтере, причем используются две технологии. Первая — печать пластиком, при которой отдельные «пиксели» на слое жидкой массы отверждаются точечным УФ-излучением. Вторая больше похожа на традиционную струйную печать: головка слой за слоем покрывает поверхность крошечными капельками воска, причем более тугоплавкий синий воск используется для создания собственно промодели, а белый — для поддержки (позже он будет выплавлен). Оба метода имеют свои недостатки: воск дает менее качественные поверхности (их можно подкорректировать вручную специальным инструментом), а пластик всем хорош, но…

Промодели заливают формомассой на основе гипса, чтобы создать формы для литья из серебра. Это будет, конечно, еще не ювелирное изделие, а лишь промежуточная модель. Так вот, при изготовлении форм воск легко плавится и вытекает, а пластик частично горит и оставляет золу, что может в конечном итоге привести к браку литья. И все-таки при моделировании изделий с более тонкими деталями предпочтение отдается пластику.


4. Судьба «елочки». Из отверстия в опоке, залитой формомассой, торчит только кончик ствола «елочки». В печи весь воск вытечет через это отверстие, оставив внутри полости для будущего литья и, возможно, камни, если они были вставлены в модели.

Руки незаменимы

То, что получится из серебра, — еще довольно грубое изделие. Оно несет на себе следы грубой дискретности 3D-печати, и следы эти придется убирать вручную. «Вообще мне хотелось бы подчеркнуть, что при всех индустриальных масштабах производства ювелирных изделий, — говорит Олег Штыркунов, — роль ручного труда, в том числе высококвалифицированного, в производстве по‑прежнему велика». Помимо исправления поверхностей, тщательной обработки и корректировки требуют посадочные места для камней — с учетом усадки при литье, усадки восковой, усадки металла. Камень не должен вывалиться или треснуть. Обработка посадочных мест доверяется самым опытным мастерам, так как в конечном счете именно от них зависит качество будущего изделия.


Когда серебряная модель готова, ее помещают внутрь пачки пластин из сырой резины. Мягкая резина плотно облегает металл, повторяя его рельеф. Резиновый брикет отправляется в вулканизатор, подвергается там воздействию высокого давления и температур и возвращается обратно уже в виде довольно твердого монолитного кирпичика. Теперь задача состоит в том, чтобы не просто извлечь из формы серебряную модель, но и очень грамотно, по определенному алгоритму вскрыть форму, превратив ее в две хорошо смыкаемые друг с другом половинки. Необходимо обработать ее так, чтобы добиться хорошей проливаемости металла и вместе с тем избежать появления большого количества облоя.


5. Металл и вакуум. Опока, из которой вылился воск, помещается в другую печь, где происходит литье. В условиях вакуума расплавленное золото или серебро займет пустоты, только что оставленные воском. После литья опоку охлаждают или дают ей остыть.

В этих формах будут отливать кольца, элементы сережек и колье, кулоны? Да нет, конечно. Всего лишь очередную промежуточную модель. Но уже каждая такая модель станет прототипом для одного-единственного изделия. Модели делают из литьевого воска с помощью специальных инжекторов. Нагретый воск под давлением впрыскивают в форму, причем эта операция может проводиться как в ручном режиме, так и на полуавтоматических линиях, если требуются особо точные параметры давления и объема воска. Конечно, одна резиновая матрица используется для отливки множества моделей, однако их количество зависит от сложности изделия. Сложные матрицы служат всего пару недель, зато резиновые формы для более простых изделий могут работать годами.


6. Свобода от оков. «Елочка» возродилась в золоте или серебре. Окружающую формомассу размывают водой. Сначала просто из-под крана, затем с помощью струи под давлением. Теперь изделия ждет галтовка и финишная отделка.

Пустота вместо «елочки»

Разумеется, выплавленные из воска модели подлежат дополнительной ручной обработке — удаляется облой, корректируются поверхности. А затем наступает самый, пожалуй, феерический этап массового производства литых ювелирных изделий. На специальном участке девушки с помощью прибора, напоминающего аппарат для выжигания по дереву, припаивают модели к толстому восковому стержню. Получается то, что производственники называют «елочкой» — и действительно, стержень в окружении «веточек» из моделей сильно напоминает украшенное новогоднее дерево. Стержень втыкается в основание из пластика, что еще более усиливает сходство. Количество веточек разнится в зависимости от размеров будущих изделий — их может быть от десяти до многих десятков.


От воска к золоту. «Елочки» из литьевого воска формируются с помощью аппарата, похожего на прибор для выжигания по дереву. Модели, припаиваемые к стержню, могут представлять собой отдельное украшение, а могут быть элементами сборной конструкции (например, сережек).

«Елочку» взвешивают и с помощью пропорции рассчитывают количество требуемого драгоценного металла — чтобы не было перелива или недолива. Затем «елочку» помещают в цилиндрическую кассету — опоку — и заливают формомассой, опять же на основе гипса. Тут стоит заметить, что, если в литое изделие предполагается вставить много мелких камней, применяется технология воскового литья с камнями: в опоку погружают «елочку», в восковые элементы которой уже вставлены камешки.


Так делают для того, чтобы впоследствии камни оказались фактически вплавленными в поверхность изделия — создание для них механических креплений-крапанов не дало бы нужной прочности, и появился бы риск выпадения камней. Опоку помещают в печь и в течение нескольких часов подвергают нагреву (обычно в ночные часы). В это время происходит два процесса: формомасса отверждается, а воск вытекает из занятых им полостей через отверстие в основании. Подобно тому как в застывшей лаве Помпей обнаруживали пустоты, образованные сгоревшими дотла телами людей, здесь мы обнаружим пустоту на месте восковой «елочки».


Наконец-то золото!

Следующий этап — печь вакуумного литья. В расположенном в верхней части печи тигле плавится золото или серебро, но до поры до времени он закрыт специальным штоком. Вынутая из печи опока помещается в так называемый стакан под тиглем. Из стакана откачивается воздух, шток вынимается, и под действием силы тяжести и разряжения металл буквально всасывается внутрь формы.


Все зависит от дизайна. Разумеется, литьем перечень производственных операций, используемых при изготовлении ювелирных украшений, не исчерпывается. В некоторые изделия вставляют большие камни, иногда наносят гравировку, поверхности других покрывают родием для придания благородного блеска.

Процесс литья закончен. Если внутри опоки уже есть камни, ей надо дать остыть: мгновенное охлаждение приведет к растрескиванию камней. Если камней нет — можно охлаждать быстро. А дальше совершается нечто прозаическое и волшебное одновременно. Сначала опоку просто помещают под кран с водой, и внешняя часть формомассы быстро размывается и удаляется. Далее в специальной камере остатки формомассы вымываются с помощью находящейся под высоким давлением водяной струи. И мы снова видим «елочку», только теперь она состоит из золота или серебра! Но скоро ей конец.


Уже отлитые украшения или их части срезаются с «елочки» специальными ножницами. Заодно удаляются так называемые питатели — технологические элементы, фактически являющиеся слепками каналов, по которым металл (а ранее воск) поступал к отливаемому украшению. Места их сочленений с изделиями заполировываются.

Драгоценная пыль

Конечно, литые украшения, вынутые из печи, еще не имеют того товарного вида, который мы привыкли видеть в ювелирных магазинах. Им необходимо несколько стадий галтовки, то есть шлифовки и полировки в барабанах, наполненных абразивами. Барабаны бывают мокрыми (они наряду с абразивом заполнены жидкостью) и сухими — там жидкости уже нет. Абразивы имеют разную форму и назначение: это могут быть конусообразные гранулы из пластика или молотая кожура грецкого ореха.


Но все же окончательный блеск украшения приобретают на этапе ручной финишной отделки, где золотые и серебряные поверхности полируют различными инструментами с мягким ворсом. У рабочих в этом цеху руки покрыты слоем металлической пыли, и когда в конце рабочего дня сотрудники моют руки, стекающая вода не уходит в канализацию, а собирается в особых баках, где потом отстаивается.

Затем из осадка экстрагируются попавшие туда частички драгметаллов. «Утилизации отходов драгметаллов, — говорит Олег Штыркунов, — важная часть производственного процесса. С определенной регулярностью на «Диаманте» проводится общая чистка всех поверхностей в производственных цехах с целью сбора ценных отходов. На крупных ювелирных предприятиях на Западе сейчас даже применяют специальные устройства, которые фильтруют воздух в вентиляции, дабы драгметаллы не улетали «в трубу», и, возможно, о такой системе вскоре придется задуматься и нам».