Развод и психологические последствия развода для детей. Влияние развода родителей на психику и поведение детей. Развод: психологические и правовые последствия

Должность: педагог-психолог

Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего типа № 25 «Мишутка»

Населенный пункт: Мурманская обл. г. Ковдор

Консультация для родителей.

Последствия развода для ребенка.

Развод - всегда неожиданность, и мало кто представляет себе реальные последствия этого события, но, как и почти всему на свете, можно научиться расставаться цивилизованно.

Развод родителей - всегда травма для ребенка. Сколько бы ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей одним из самых тяжёлых воспоминаний детства. Это та реальность, к которой нужно быть готовыми и изменить которую невозможно. Но можно её смягчить, сделать просто грустным переживанием.

Нужно не забывать о том, что развод осуществляется для того, чтобы всем стало лучше. Во имя благополучия ребёнка на всех этапах развода нужно помнить о трех целях:

1. Добиться того, чтобы Ваша семья так и осталась семьёй.

2. Свести к минимуму негативные последствия для детей.

3. Принять развод как неотъемлемую часть бытия .

Для малыша до трех лет важнее всех на свете его мама, поэтому нежелательно отдавать ребенка в ясли до достижения им полных двух лет, как бы трудно ни приходилось. Слишком раннее " перерезание пуповины" может не благоприятно сказаться на нервно-психическом состоянии малыша, который еще не готов оторваться от матери. Страх разлуки может иметь соматические проявления, тогда ребенок частенько будет жаловаться на головную боль или на боле в животе. Могут проявляться приступы кашля, особенно по ночам. Говоря о детях от года до трех, не стоит забывать о том, что самые распространенные страхи этого возраста - боязнь недостаточной любви родителей и страх одиночества. Эти страхи заметно обостряются при конфликтной обстановке в семье, при рождении второго ребенка и особенно при разводе.

Если вы разводитесь, когда вашему малышу еще не исполнилось трех лет, постарайтесь быть очень внимательными к ребенку. Если он станет вольным или невольным свиделем конфликтов между папой и мамой (неважно, что ребенок при этом находится в другой комнате, - он ведь не глухой!), то потом придется иметь дело с целым "букетом" детских страхов или детским неврозом. Естественно, в этом возрасте тяжелее переживается уход матери, но, кто бы ни уходил из семьи, ребенок все равно будет чувствовать себя незащищенным. В этот же период развиваются такие важные психические функции, как восприятие, мышление, память и внимание. Все, что дети воспринимают, вызывает у них яркие эмоциональные реакции, и родители в том числе. Разумеется, хорошо, если папа и мама вызывают у ребенка радостные эмоции, если они оба сияют для него солнечным светом. Но, когда родители разводятся, часть сияния пропадает, и мир для малыша становится темнее и печальнее. Поэтому, дорогие родители, постарайтесь после развода поставить на первое место не себя и свои переживания, а психическое здоровье вашего малыша!

Дети в 2-3 года реагируют на расставание родителей плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, отсутствием опрятности, привязанностью к своим вещам и игрушкам. Нивелировать эти проявления можно создавая необходимый физический уход и заботу.

После трёх лет дети, оказавшиеся в ситуации развода, могут испытывать тревожность, чувство утраты, агрессивность, повышенную гневливость, общительные дети замыкаются. Многие считают себя причиной развода родителей, что может привести к устойчивому чувству самообвинения, снижению самооценки, депрессивным состояниям. Разрыв мальчика с отцом приводит к нарушению усвоения стереотипов мужского поведения.

В 5-6 лет дети отчетливо представляют, как развод родителей может повлиять на их последующую жизнь. Девочки в этот период переживают сильнее, чем мальчики, желают вернуть отца, тоскуют, ищут внимания. Наличие братьев, сестер смягчает ситуацию, дети снимают эмоциональное напряжение во взаимодействии друг с другом.

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются различия в реакциях и тем серьезнее могут быть нарушении в поведении. Чтобы минимизировать эти влияния, родителям необходимо выстроить правильную линию поведения с ребенком. Первое, что придется сделать - это честно и открыто поговорить с ребенком, сообщить ему о разводе. Пусть он поймет, что мама и папа любят так его так же сильно как прежде и всегда будут рядом, что он ни в коей мере не является причиной развода. Ребенок одинаково сильно любит обоих родителей, поэтому нельзя ставить его перед выбором с кем ему остаться. Ни один из родителей не имеет права лишать его внимания другого и ограничивать общение с ним. При ребенке стоит избегать бурных выяснений отношений и конфликтов. Важно направить все усилия на сохранение привычного образа жизни ребенка настолько насколько это позволяет ситуация. Родителям не стоит терзать себя чувством вины за разрушенную семью, ведь все эти переживания передаются ребенку. Счастливые родители – счастливые дети!

В большинстве случаев адаптация к новой обстановке, связанной с разводом родителей и образованием новой семьи завершается примерно через 2 года. К этому времени большинство детей и родителей приспосабливаются к новой ситуации и начинают вести нормальную жизнь, хотя следы развода могут проявляться вновь во время отрочества или юности. Тем не менее пока связанные с разводом проблемы существуют, они могут служить серьезной помехой социальному и эмоциональному развитию ребенка.

Чтобы ребенку после развода было комфортно:

  • - Обеспечить малышу достаточно общения. Ходите с ним в гости, приглашайте друзей к себе. Ни в коем случае не замыкайтесь в своем мирке!
  • - Идеально, если ваши родители могут много времени проводить с малышом. В этом случае он чувствует, что его любит не только мама, но и бабушка с дедушкой. И тетя. И даже солнышко улыбается персонально для него.
  • - Чтобы ребенок ни "учудил", сохраняйте в общении с ним ровный тон и неизменную доброжелательность. Пусть малыш будет уверен в том, что он и его поступки для вас вещи разные.

Правила безопасного развода:

  • - обязательно объясните на доступном ребенку уровне, что такое развод и почему самые близкие ему люди решили расстаться;
  • поделитесь с малышом своими трудностями, попросите помогать вам и поддерживать и сами обещайте ему помощь и поддержку;
  • учитесь справляться с собственными перепадами настроения и помогайте ребенку справляться с собственными переживаниями. Нет ничего предосудительного в том, чтобы вместе всплакнуть: слезы дают облегчение и сближают;
  • - общайтесь с ребенком как с самым близким и родным человеком. Пусть знает, что он для вас дороже всех сокровищ мира;
  • - почаще находите повод похвалить ребенка, отмечайте его достижения и не заостряйте внимание на неудачах;
  • - всеми силами поддерживайте в ребенке уверенность и оптимистичный взгляд на будущее.

Три «никогда», которые помогут Вам в общении с ребёнком:

  • Никогда не надо говорить ребёнку, что он станет таким же, как отец - пьяницей, забулдыгой, никчемным человеком, как мать, безответственным и агрессивным.
  • Никогда не говорите ребёнку, что он унаследовал от отца (или матери) все самые плохие качества и черты характера.
  • Никогда не пугайте ребёнка, что если он будет себя плохо вести, Вы отправите его жить к отцу (или матери).

Для того чтобы лучше понять собственные мысли и чувства, услышать голос собственного ребёнка и не приписывать ему собственных страхов, обид и тревог, попробуйте сделать следующее

Нам не дано предугадать, как отзовется развод на будущем ребенка. Но в наших силах смягчить последствия и направить развитие ребенка в позитивное русло. И тогда он будет расти счастливым, несмотря на развод, а то и благодаря ему!

Используемая литература:

1.Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей./И.Ю.Млодик.- М.:Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013-79 с.

2.Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А.Мухортова

М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

Отношение детей разводу родителей, как правило, сугубо отрицательное, и даже если между взрослыми давно уже нет любви, малыши все равно предпочитают, чтобы мама и папа жили вместе.

Психология ребенка: как на детях отражается развод родителей

Влияние развода родителей на детей можно охарактеризовать как потрясение. И если не сразу, то впоследствии оно все равно даст о себе знать. В возрасте до полугола малыши практически не замечают отсутствия одного из родителей и быстро его забывают, при условии, что они окружены максимальной заботой со стороны других родственников. Психология ребенка при разводе родителей такова, что в возрасте от полугода до 2,5 лет из-за отсутствия папы или мамы у малыша может часто и резко меняться настроение. А в возрасте от 2,5 до 6 лет дети иногда испытывают психологическое потрясение, часто даже серьезное. У ребенка в 6-9 лет может возникнуть по этому поводу довольно сильная депрессия. Подростки в случае развода родителей ведут себя по-разному, все зависит от воспитания. Некоторые могут невзлюбить отца, другие -мать. Идеальный случай, когда подросток сохраняет добрые отношения и с папой, и с мамой, но в том возрасте, когда ребенок сам себя не всегда понимает, когда у него происходят психические и физиологические изменения, такое практически невозможно.

Как на детях отражается развод родителей, что чувствуют малыши? Исследования показали, что многие взрослые убеждены в том, что дети-дошкольники слишком малы, чтобы как-то ощутить развод. Наверное, руководствуясь таким восприятием, большинство супругов ничего не говорят малышу о предстоящем разводе. Дети в таком случае сами начинают искать причины происходящего. Влияние развода родителей на психику ребенка таково, что многие дошкольники винят в расставании взрослых себя: «Я себя плохо вел, поэтому папа и уходит». И зачастую их очень сложно разубедить в этом.


Самое страшное для детей после развода родителей, если мама и папа не могут наладить контакт друг с другом после разрыва отношений. Они не могут прийти к компромиссу, когда папе навещать ребенка, какими способами он будет участвовать в его жизни. Многие отцы хотели бы встречаться со своими детьми раз в неделю, а может даже и чаще, но довольно мало есть матерей, которые допускают подобное. Некоторые мамы вообще считают такие встречи нежелательными. Если же коснуться вопроса об участии в воспитании ребенка (контроль за успеваемостью в школе, забота о проведении им свободного времени), то папы с большим желанием выбирают после развода такой вариант, как дарить ребенку подарки.

Если мама не против встреч малыша с папой, то в скором времени, возможно возникновение ситуации, когда она замечает, что ребенок, особенно мальчик, больше тянется к отцу, с нетерпением ждет каждой встречи с ним. Такое закономерно вызывает в ней обиду от того, что все повседневные заботы о ребенке выполняет она, а любви больше достается «воскресному папе». Мама начинает задаривать малыша подарками, папа делает то же самое, ребенок мечется между родителями, но со временем он осознает выгоду от подобного положения вещей и беззастенчиво пользуется ситуацией. Стоит ли говорить о том, что такое поведение родителей может плохо сказаться на личностном и психическом развитии малыша, которые проявятся через годы, а изменить уже что-либо будет сложно.

Однако самые серьезные последствия для ребенка от развода родителей – это воспитание в неполной семье. И как бы мама ни старалась, какие бы усилия ни прилагала, она не в состоянии полностью удовлетворить все психологические потребности ребенка. Уход папы из семьи может негативно проявиться уже в подростковом возрасте (в определенных адаптационных трудностях), позднее – в браке, а также в психологическом и сексуальном развитии.

Любящая мама старается своими любовью и заботой компенсировать то, что, как ей кажется, недополучают ее дети из-за отсутствия папы. Она занимает по отношению к ним позицию опекуна, контролирующего и постоянно сдерживающего инициативу детей. Такое поведение матери вредит ребенку, так как способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, эгоистичной и подверженной постороннему влиянию личности.

Дети из неполной семьи чаще оказываются под нравственно-психологическим давлением со стороны детей из полных семей, а это в свою очередь приводит к развитию у них чувства неуверенности в себе и даже озлобленности и агрессивности.

Психологи пришли к выводу, что переживание детьми развода родителей в дальнейшем может оказывать влияние на выполнение ими супружеской или родительской роли.

Влияние развода родителей на грудного ребенка и реакция детей дошкольного возраста

Психологи считают, что развод для ребенка является стрессовой ситуацией, которая может стать причиной нарушения их душевного равновесия. Особенно остро на развод реагируют 5-7-летние дети, преимущественно мальчики. Для девочек периодом, когда они больше всего переживают отсутствие отца, становится возраст от 2-х до 5-ти лет.


Некоторые специалисты, впрочем, склонны полагать, что иногда развод может быть полезным для ребенка, если, конечно, он изменяет к лучшему условия жизни малыша и формирования его личности. Например, когда мать уходит от пьющего отца или когда после развода прекращаются все ссоры и скандалы, в которые был вовлечен и ребенок.

Даже грудной ребенок при разводе родителей способен переживать определенную психологическую травму, такую же, как и мама. Исследования доказывают, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у младенца совпадают с частотой пульса матери. Если мама находится в состоянии стресса, вызванного разводом, то в большинстве случаев раньше времени прекращается процесс грудного вскармливания.

Влияние развода родителей на детей дошкольного возраста не менее остро. Зарубежные исследователи пришли к выводу, что для ребенка данной возрастной группы развод родителей – это ломка устойчивых понятий о семейной структуре, привычных отношений с мамой и папой, конфликт между привязанностью к родителям.

Агрессивное поведение у детей, перенесших развод родителей

По наблюдениям психологов, дети 2,5-3,5 лет проявляли реакцию на развод в виде плача, расстройства сна, пристрастия к собственным вещам, игрушкам, снижения познавательных процессов.

Поведение детей 3,5-4,5 лет при разводе родителей становится более озлобленными, агрессивными, тревожными. Мальчики в этом возрасте расставание взрослых переживают более остро, чем девочки. Это можно объяснить тем, что в данный период происходит ускоренное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения, а уход отца прерывает данный процесс.

Дети 5-6 лет проявляли большую агрессивность, тревожность, раздражительность. Агрессивное поведение у детей, перенесших развод родителей, объясняется тем, что малыши данной возрастной категории уже достаточно хорошо представляют, какие изменения в их жизни происходят при расставании взрослых, они уже способны их описать, рассказать о своих переживаниях. У таких деток не наблюдается ярко выраженных изменений в развитии или снижения самооценки. Среди них более остро переживают уход папы девочки.

Единственный ребенок в семье, независимо от возраста, более остро переживает уход одного из родителей. Реакция развод родителей детей, которые имеют брата или сестру, легче, потому что, как бы странно это не звучало, у них есть возможность выместить свою тревогу или агрессию друг на друге, что снижает их эмоциональное напряжение, а это реже приводит к нервным срывам.

Как дети и подростки переносят развод родителей и последствия переживаний

Последствия развода могут отрицательно повлиять на всю последующую жизнь ребенка. Вот как влияет развод родителей на ребенка согласно статистике:

  • у 31,1% детей снижается школьная успеваемость;
  • у 19,6% нарушается дисциплина дома;
  • 17,4% детей требуют повышенного внимания;
  • 8,7% убегают из дома;
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Специалисты утверждают, что каждый пятый ребенок с неврозом пережил разлуку с отцом.

Душевная травма, полученная после развода родителей, у подростков проявляется иначе, чем у детей других возрастных групп. Наиболее тяжело развод родителей переживают именно подростки. Ребята из-за развода родителей могут разувериться в любви, могут избегать близких отношений и обязательств, их общение с другими довольно поверхностно, они предпочитают большие компании.

Родители сталкиваются также с проблемой жестокости подростка, выросшего без отца. Если в семье отсутствует положительный образец мужского поведения, такие подростки могут не различать мужское и псевдомужское поведение. За желанием возвыситься за счет слабого, унизить его, они скрывают свою несостоятельность, потому что у подростков, выросших в неполных семьях, наблюдается заниженная самооценка.

По данным специалистов, даже спустя 1-2 года ситуация развода родителей может вызвать у подростка тяжелую форму невроза!

Чем старше по возрасту ребенок, тем сильнее проявляются в нем гендерные различия. Поэтому последствия развода родителей могут быть более серьезными. Они становятся заметны не только в семье, но и вне нее. Они могут проявляться в виде агрессии в школе, на улице, неожиданных слез, конфликтов, рассеянности внимания и др.

Для того чтобы снизить негативное воздействие на психику своих детей, разводящиеся родители должны знать и помнить о том, что психическое здоровье ребенка в большей мере зависит от характера отношений, сложившихся у родителей после развода, от их умения сохранить дружеские чувства и совместно воспитывать своих малышей.

Общение с ребенком и его воспитание после развода родителей

В психологии выделяют несколько типов общения родителей с ребенком после развода и взаимоотношений между будущими супругами.

  • Отличные товарищи. Такие пары даже после развода сохраняют дружеские отношения. В данном случае супруги общаются довольно часто. Но такие отношения они не могут сохранить на всю жизнь, поэтому они переходят в другие типы – «сотрудничающие коллеги» или «сердитые союзники».
  • Сотрудничающие коллеги. В этом случае родители также сохраняют достаточно высокую степень коммуникации. По вопросам воспитания ребенка после развода родители в этом случае взаимодействуют достаточно эффективно. Естественно, что и такие пары со временем переводят свои взаимоотношения в разряд «сердитых союзников». Но большинство из них все-таки сохраняют данный тип отношений, даже если они вступают в повторный брак.
  • Сердитые союзники. Это те пары, которые поддерживают вынужденное общение, совместно решая проблемы их ребенка. В данной категории находятся люди, которые не могут подавить свои негативные эмоции по отношению друг к другу и в процессе общения позволяют проявляться этим чувствам. Для общения с ребенком отдельно живущему родителю выделяется строго обозначенное время. Пары, которые после развода практикуют данный тип общения, в последующем переходят в категорию «ярых врагов» или «распавшихся дуэтов», хотя некоторые из них улучшают свои взаимоотношения до «сотрудничающих коллег».
  • Ярые враги. Это пары, которые настолько погрязли в конфликтах, что свои споры при разводе решают через суд. Они, как правило, мало общаются, и только по официальным поводам.
  • Распавшийся дуэт. Такие пары полностью прерывают всякий контакт друг с другом после развода. Это типичные семьи с одним родителем, где второму просто нет места.

В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью и то, как он будет переживать ситуацию с разводом родителей, во многом зависит от того, как относится к этой проблеме мать. Ее поведение во взаимоотношениях с детьми и форма обсуждения с ними данной ситуации могут или еще больше усугубить их психическое состояние, или, наоборот, улучшить его.

Типы отношения матери к ситуации развода.

  1. Мама избегает всяческих упоминаний об отце и воспитывает детей так, будто его совсем не было.
  2. Мама пытается дискредитировать отца, старается стереть из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные его качества. Обвиняет в распаде семьи именно отца и сводит его контакты с детьми к минимуму.
  3. Самый трудный путь – женщина пытается сохранить детям обоих родителей. Такая мать объясняет им, что у папы есть свои недостатки, но есть и определенные достоинства.

Если родители после развода разлучают братьев и сестер, привязанных друг к другу, то это может стать причиной еще большей психологической травмы, чем сак развод.

Как правильно сказать ребенку о разводе родителей

Надо также обратить внимание на то, как правильно сказать ребенку о разводе родителей, ведь не все взрослые в пылу обиды друг на друга или даже ненависти могут правильно преподнести эту новость своему малышу.

Как и другие системные кризисы, развод имеет последствия для всех членов семьи. Однако в силу высокой эмоциональной значимости в обществе темы последствий развода для ребенка на ней стоит остановиться подробнее. Условно эти последствия можно разделить на реактивные (относительно краткосрочные) и структурные (относительно долгосрочные в силу того, что они, по сути, характеризуют социальную ситуацию развития ребенка).

Реактивные последствия подробно описаны и проанализированы в работах психоаналитически ориентированного терапевта Г. Фигдора (1995, 1998). В них показано, что негативная эмоциональная симптоматика у ребенка - гнев, страхи, импульсивность и др., - возникающая непосредственно после развода, не является патологической, а представляет собой здоровые реакции на внезапно пошатнувшийся мир. В частности, страх во многих случаях заставляет детей регрессировать, они опять будто «цепляются» за мать. Регрессия в таком случае представляет собой попытку вновь восстановить доверие, которое пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как когда-то в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери.

При этом внезапное исчезновение реакций на развод в большинстве случаев еще не свидетельствует о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций связано с вытеснением или отрицанием тревоги. Появление внешнего спокойствия в ситуации кризиса, в том числе и в поведении детей, часто служит признаком именно начала патологического реагирования и развития ребенка. Ошибочные заключения по поводу взаимосвязи между видимыми реакциями и психическими событиями наблюдаются в виде надежды родителей на то, что ребенок спокойно воспримет развод, и приводят к борьбе с внешними проявлениями его горя, например с гневом или регрессивными реакциями. Таким образом взрослые могут неумышленно усилить его страх: ребенок боится окончательно потерять отца - из-за того, что в их встречах возникают трудности, или мать, потому что замечает ее злость, когда проявляет свои реакции и симптомы.

За консультацией обратилась мать 16-летней девушки, оканчивавшей школу. На протяжении всех лет обучения девочка училась хорошо, легко и с удовольствием, но в последние несколько месяцев ее поведение кардинально изменилось: она начала прогуливать уроки, игнорировать домашние задания, конфликтовать с учителями. Семейная ситуация, сложившаяся в предшествующие этим изменениям месяцы, объясняла ее поведение: неожиданно для всех из семьи ушел отец (к другой женщине, прожив в браке более 20 лет), и одновременно старшая сестра вышла замуж и уехала из родительского дома.

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание наложение друг на друга сразу нескольких задач развития: подростковый возраст младшей сестры, развод родителей, замужество и переезд старшей сестры. Все это требовало быстрого псреструктурирования семейного устройства, что стало чрезмерным стрессом для всех. Проблемное поведение девушки позволяло компенсировать резкость изменений: как только матери становилось известно об очередной выходке дочери, она вызывала отца и старшую дочь, и семья вновь «воссоединялась». Однако сама девушка не испытывала при этом облегчения, так как остро переживала, что подводит и огорчает мать в такой сложный для нее период, и одновременно чувствовала, что теряет ценное для нее уважение отца.

Структурные последствия развода родителей для ребенка, причем развода двух типов - и завершенного, и незавершенного, представлены в исследовании Г. Л. Будинайте и Л. Коган-Лернер . Данные наблюдений терапевтов и консультантов, занимающихся помощью семье на протяжении второй половины XX в. в Америке и Европе и в последние два десятилетия в России, свидетельствуют о том, что степень адаптации ребенка к постразводной ситуации во многом зависит от того, как бывшим супругам удается справиться с разводом, а именно - как им удается «развести» функциональные зоны супружества и родительства.

В реальных жизненных ситуациях, как правило, можно встретить три варианта такого «разведения», потенциально имеющих различные последствия развода для ребенка:

  • 1) один из бывших супругов сохраняет родительскую роль, второй полностью лишается ее (добровольно или нет);
  • 2) оба супруга сохраняют родительские роли, несмотря на конфликтность;
  • 3) оба сохраняют родительские роли и способны к родительскому сотрудничеству и партнерству.

Терапевтическая практика показывает, что именно поведение и степень включенности родителя в воспитание ребенка, не проживающего с ним (в нашей стране это чаще отец), а также наличие или отсутствие конфликтов между бывшими супругами, сама возможность родительского сотрудничества зачастую определяют особенности последствий развода.

В исследовании изучались особенности представления о семейной структуре детей, переживших развод родителей от 2 до 6 лет назад (2 года - минимальный срок, необходимый для перестройки системы), в сравнении с представлениями о семейной структуре детей из семей с сохраненным супружеством. Группа детей из переживших развод семей была разделена на две подгруппы - с завершенным (функциональным) или незавершенным разводом. Эти подгруппы выделялись на основе анализа особенностей протекания развода, контактов родителей друг с другом, конфликтности их общения, частоты контактов ребенка с обоими родителями.

Согласно данным, полученным с помощью системного семейного теста Геринга (FAST), между семьями с завершенным и незавершенным разводом обнаружены существенные различия. Для группы с незавершенным разводом характерна размытая, невыраженная иерархия , что, с одной стороны, может быть связано со снижением родительского авторитета в восприятии ребенка при наличии большого количества скрытых или явных конфликтов и негативизма в общении родителей. С другой стороны, во многих случаях дети из таких семей часто принимают на себя роль психологического партнера родителя, с которым живут, обеспечивая ему эмоциональную поддержку. В группе семей с завершенным разводом распределение данных, полученных по параметру «иерархия семейной системы», совпадает с распределением данных, полученных по этому параметру в группе семей с сохраненным супружеством, что можно объяснить более последовательным выполнением бывшими супругами родительских функций.

Другим параметром изучения семьи в данном исследовании стал параметр иерархических отношений в родительской подсистеме, отражающий представления ребенка об иерархических отношениях отца и матери (как родителей). В группе семей с сохраненным супружеством почти во всех репрезентациях фигура отца была больше, чем фигура матери, а в группе разведенных семей фигура отца больше фигуры матери только в одном случае. В семьях с завершенным разводом больше всего репрезентаций (67%), в которых фигуры отца и матери одинаковы по высоте. Авторы делают предположение, что семьи с сохраненным супружеством характеризуются более патриархальным укладом семьи. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственной связи двух явлений: патриархальность служит условием создания более устойчивого брака - по крайней мере, в нашей культуре - или, напротив, стремление к устойчивости отношений приводит к развитию этой характеристики. Также можно предположить, что прийти к завершенному разводу в наибольшей степени способны эгалитарные пары, в которых иерархия родителей может восприниматься как равная.

По параметру уровня близости в семейной системе группа семей с незавершенным разводом оказалась ближе к семьям с сохраненным супружеством, чем группа семей с завершенным разводом. Обозначая с помощью расстояния между фигурами не только психологическую, но и территориальную близость, дети из семей с завершенным разводом чаще разделяют семью на несколько групп с несколькими ядрами, отражая изменение границ в жизни семьи. Возможно также, что высокий уровень близости в ситуации незавершенного развода связан не столько с реальной, сколько с желаемой ребенком близостью между членами семьи. При завершенном разводе чаще задействуется ресурс расширенной семьи, тогда как при незавершенном разводе это может нс происходить. В случае же незавершенного развода на фоне возрастающей близости и даже «слияния» ребенка с матерью, а иногда, например, с бабушкой по маме, связи ребенка с родственниками по второму родителю очень часто нарушаются.

Таким образом, учет типа развода позволяет дифференцировать его структурные последствия и более точно оценивать их влияние на психологическое благополучие ребенка без опоры на исключительно эмоциональную оценку данного события.

Развод родителей изменяет привычную семейную и жизненную ситуацию ребенка, что закономерно вызывает у него различные реакции - протестные, фобические, депрессивные. На остроту и устойчивость его переживаний оказывает влияние совокупность факторов:

  • - характер внутрисемейных отношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем: дисфункциональные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий; устойчивые реакции дезадаптации детей фиксируются в хронически конфликтной семье;
  • - особенности протекания процесса развода : эмоциональная реактивность детей соответствует этапам переживания утраты, например, первые два года после развода у дошкольников наблюдается неблагоприятная эмоциональная и поведенческая симптоматика, затем происходит нормализация, и через 3-4 года, при благоприятных семейных условиях, признаки перенесенной психологической травмы исчезают ;
  • - характер взаимоотношений бывших супругов после развода ;
  • - степень изменений привычного уклада жизни ;
  • - степень информированности ребенка о разводе и открытость коммуникации в семье, доступ к контактам с обоими родителями: положительное воздействие на успешность преодоления детьми последствий развода оказывает открытое обсуждение с ними ситуации, напротив, табуирование этой темы, уход от «лишних» вопросов приводят к росту тревоги у ребенка, замещению информации о реальности фантазиями, вытеснению «трудных» или «стыдных» переживаний;
  • - возраст ребенка. Наиболее трудный и опасный возраст для переживания развода родителей - от 4 до 10 лет, так как это возраст эгоцентрического, или «магического», мышления (Ж. Пиаже), когда ребенок воспринимает и мыслит себя неотъемлемой частью всех жизненных событий, свидетелем которых становится. Он будто все берет на себя, во всем видит свое участие и старается повлиять на то, что для него важно. К концу этого периода, на основе того, как ребенком была воспринята и понята жизненная ситуация, он часто принимает некоторые решения-стратегии относительно себя и других. Они ложатся в основу его идентичности и, автоматизируясь, превращаются в устойчивые убеждения, руководя его жизнью в дальнейшем.

Женщина 35 лет абсолютно убеждена, что мужчин надо либо постоянно контролировать, либо держаться от них подальше. Это убеждение коренится в ее детстве, когда, начиная с 7-летиего возраста, она то «отчаянно и безуспешно старалась наладить» совместную жизнь своих родителей, то пыталась убедить их развестись.

  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91-110.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

Это очень больно. Страшно и обидно. Развод еще никогда никому не приносил удовлетворения. Даже если супруги расстаются по обоюдному желанию (что бывает не так уж и часто), даже если они все сделали «цивилизованно», оба испытывают разочарование, боль, потерянность. В России сегодня по статистике Росстата распадается около 50% семей. Причем, большая часть разводов приходится на те семьи, где муж и жена прожили в браке от 5 до 9 лет. Это немалый срок. И, как правило, в таких ячейках общества уже есть дети.

Ситуации, конечно, бывают разные, и иногда развод действительно становится единственным разумным выходом, но принимают решение о расставании всегда только взрослые. А дети – всегда, во всех без исключения случаях, становятся заложниками родительского развода.

Каждый ребенок, независимо от возраста и темперамента, воспитания, религии, гражданства и места на социальной лестнице, любит своих маму и папу одинаково сильно. Для него потеря контакта с любым из них – даже не травма, а настоящая катастрофа.

Чтобы хоть приблизительно представить себе, что чувствует ваш ребенок, возьмите за основу свои переживания и умножьте их на два. И это будет еще не все.

Влияние на психику ребенка

Сильнее всего развод родителей влияет, как ни странно, на неродившихся еще детей. Если так получилось, что семья распалась во время беременности женщины, кроха в ее утробе переживает ведь спектр маминых негативных эмоций, его атакуют невероятные дозы гормонов стресса. Малыш может родиться с серьезными нарушениями в работе нервной системы, в психике. В 90% случаев такие дети очень тревожны, капризны, часто болеют.

Разлад в семье чувствуют и груднички, и дети постарше. Что же они испытывают?

Внешне ваши отпрыски могут и не проявлять ничего, особенно если конфликт на домашнем фронте развивался давно, и всем уже изрядно надоели крики, разборки и хлопанье дверью. В этом случае ребенок, вероятнее всего, отнесется к разводу как к логическому завершению сложного периода. Но внутри у него будут полыхать пожары и извергаться вулканы, потому что внутренний стресс (кстати, самый опасный для жизни и здоровья человека) никуда не денется сам по себе. Он накапливается, растет.

Часто к нему «на помощь» приходит комплекс собственной вины за то, что случилось. Так бывает у ребят в возрасте от 2 до 7 лет. Дело в том, что ребенок в силу возраста никак не может понять всех реальных причин развода родителей. А потому «назначает» виновного – себя. «Папа ушел, потому что я плохой». «Мама уехала, потому что ее не слушалась». Это страшное состояние разрывает душу ребенка на две части. Одна остается с мамой. Другая - с отцом. Плюс нелюбовь к себе. Результат – страхи (вплоть до развития фобий), истерики, агрессия или другая крайность – замкнутость и плаксивость.

Если вовремя не оказать таким детям помощь, последствия будут плачевными – психические расстройства, невозможность построить собственные семьи в будущем.

Дети 9-12 лет впадают в другую крайность – начинают испытывать сильную злость на ушедшего родителя (обычно это папа), обиду, у них появляется ощущение собственной ненужности. Особенно если оставшийся родитель бросается устраивать свою личную жизнь – искать нового «папу» или «маму». Ребенок остается один на один со своей бедой.

Подростки обычно встречают весть о разводе ярко выраженным протестом, особенно если семья была благополучной или казалась такой. Больше «бузят» мальчики, они категорично обвиняют мам в том, что папа ушел, или, наоборот, растаптывают авторитет отца и встают на сторону матери. Тем самым они подавляют в себе мужское начало и запускают программу «самоуничтожения». Девочки-подростки переживают развод родителей более сдержанно, но не менее сильно.

Многие подростки признаются, что начали испытывать жгучий стыд за неполную семью перед своими ровесниками. И почти у всех ребят из семей, где недавно произошел развод, снижаются интеллектуальные способности. Дети начинают хуже учиться, становятся рассеянными, неорганизованными.

Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок заболевает физически. Некоторые уже подросшие ребята начинают писаться по ночам. У девочек-подростков дает сбой менструальный цикл. Не так уж редко у детей начинаются проявления аллергии, кожных заболеваний. Обостряются хронические недуги.

Самый сложный период - первое время после развода. Где-то около 6 - 8 недель вам будет невыносимо тоскливо, одиноко, обидно и страшно. А потом еще полгода продлится стадия адаптации к новой жизни. Важно, чтобы именно в этот период мы, взрослые, сделали над собой усилие, обуздали свои негативные эмоции и организовали правильно жизнь ребенка. Потому что ему тяжелее вдвойне. Помните об этом.

Узнать, что чувствует ребенок при разводе родителей, можно, посмотрев следующий видеоролик.

Как рассказать о разводе ребенку

Если решение уже принято, и оно окончательное и бесповоротное, четко спланируйте разговор со своими детьми. Если факт расставания еще неочевиден, не спешите «трепать нервы» своему чаду. Говорить нужно только тогда, когда никаких ложных надежд на воссоединение семьи нет.

Кто должен сказать о предстоящем разводе? Это решать вам. Чаще миссия гонца с плохими вестями достается маме. Но это может быть и папа, и оба супруга вместе. Если вы не находите в себе сил держать эмоции под контролем, поручите важный разговор бабушке, дедушке, тете или дяде ребенка. Главное, чтобы малыш доверял человеку, который взялся объяснить ему ближайшие перспективы семейства. А сами обязательно постарайтесь присутствовать при этой беседе.

К важному разговору нужно тщательно подготовиться. В своей взрослой голове разложите все по полочкам, чтобы быть готовым к любым вопросам ребенка.

Для разговора нужно выбрать подходящее время. Лучше всего, если это будет выходной, когда отпрыску не надо идти в школу, в садик и на занятия в секцию. При этом у него не должно быть запланировано какое-то важное дело или ответственное мероприятие. Неизвестно, как малыш воспримет неприятные новости. Может случиться истерика, ему может потребоваться уединение. Пусть разговор пройдет дома, в привычной обстановке.

Кому говорить?

Все дети достойны правды. Но не все они в силу возраста смогут принять вашу правду и уж тем более понять ее. Поэтому с ребенком, которому еще нет 3 лет, лучше не обсуждать предстоящий развод. Дождитесь, пока карапуз начнет задавать вопросы сам. А он довольно скоро поинтересуется, где папа, почему он приходит только в выходной, где он живет. Подготовьте ответы. Время еще есть.

Сообщать в предстоящем разводе обязательно нужно ребятам от 3-х и старше. Главный принцип такой: чем младше ребенок, тем меньше подробностей ему следует говорить.

Как построить разговор?

Честно. Прямо. Открыто.

  • Выражайтесь простыми словами, понятными ребенку в его возрасте. Употребление незнакомых умных выражений и терминов, смысла которых чадо не поймет, вызовет тревогу и даже панику.
  • Чем старше ребенок, тем откровеннее должен быть ваш разговор. Употребляйте местоимение «мы». «Мы решили», «Мы посоветовались и хотим тебе сказать». Говорите о разводе как о неприятном, но временном явлении. Попросите помощи у подростка, чтобы пережить трудный период. «Мне без тебя не справиться», «Мне очень нужна твоя поддержка». Дети это любят, и с удовольствием возьмут на себя дополнительную ответственность.
  • Говорить нужно честно. Акцент сделайте на своих чувствах, но не перегибайте палку. «Да, мне это очень больно и неприятно, но я благодарна папе за то, что у нас есть такой прекрасный и любимый ты». Подчеркните, что развод- это по большому счету процесс нормальный. Жизнь не закончилась, все продолжается дальше. Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что папа и мама по-прежнему будут любить своего сына или дочь, заботиться, воспитывать. Просто жить вместе они уже не будут.
  • Не стоит врать ребенку, объяснять отсутствие папы или мамы «срочными делами в другом городе». У детей отлично развита интуиция, и если даже они не знают истинных причин происходящей в доме катастрофы, они прекрасно почувствуют вашу ложь. И это непонимание приведет их в ужас. К тому же они могут перестать вам доверять.

Рассказывая ребенку о предстоящем разводе, нужно избегать негативной оценки своей еще недавно любимой второй половинки. Не нужны малышу ваши грязные подробности – кто кому изменил, кто кого разлюбил и т.д. Для него оба родителя должны оставаться хорошими и любимыми. Когда он вырастет, разберется во всем сам. Но если расставание происходит из-за патологической зависимости одного из членов семьи - алкоголизма, наркомании, азартных игр, скрывать это бессмысленно. Однако говорить на эту тему нужно корректно и аккуратно.

Чего не нужно делать?

Разводящиеся родители, как правило, допускают одни и те же ошибки. Главная из них – зацикленность на собственных переживаниях, неумение поставить себя на место ребенка. Требовать полной адекватности от людей, находящихся в состоянии сильнейшего стресса, глупо, а потому просто запомните, чего нельзя делать в период развода в присутствии ребенка:

  • Выяснять отношения, употреблять оскорбительные и унизительные выражения, муссировать детали предстоящего развода, раздела имущества. Кто кому и сколько должен вы будете выяснять в зале суда или когда ребенка не будет дома. Подслушанный разговор такого содержания может дать растущему человеку повод для размышлений на тему: «Как они могут говорить о квартире и машине сейчас, когда рушится наша семья?». Это сформирует неправильные установки на будущее – материальное будет важнее духовного.
  • Плакать, устраивать истерики. Ваш негативный выброс больно бьёт ребенка в самое уязвимое место. Хочется порыдать? Отправляйтесь к подруге, к маме, к психотерапевту. Там можно без проблем и поплакать, и пожаловаться на «неблагодарную скотину».
  • Резко менять порядок жизни и семейный уклад. Пусть для ребенка после развода все течет в привычном ритме. Ему и без переездов тяжелее некуда.
  • Манипулировать ребенком в отношениях с уже бывшей второй половинкой, ограничивать общение с отцом.
  • Подчеркивать ребенку его сходство с бывшим супругом (супругой), если он сделал что-то нехорошее. Нельзя кричать на разбившего дорогую вазу сына, что он «весь в отца». Образ папы будет ассоциироваться у ребенка исключительно с плохими поступками. Да и вас такое поведение не красит.

  • Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалисту. Развод – слишком мощный стресс и суровое испытание для психики взрослых. Для ребенка – он сравним с ядерной катастрофой. Часто без помощи опытного психолога ни вам, ни ребенку с этим не справиться.
  • Дети в семье, которая распадается или уже развалилась, вдвойне нуждаются во внимании. Уделяйте им время, следите, чтобы стресс не вышел из-под контроля и не превратился в тяжелую депрессию или психическое расстройство у ребенка.
  • Постарайтесь проводить выходные, как раньше, всей семьей. Конечно, если отношения с супругом остались доброжелательными. Это потребует от женщины огромной выдержки и самоконтроля, но оно того стоит. В такой обстановке ребенку будет проще привыкнуть к новой жизни.
  • Не срывайте свое зло на ребенке. Не слушайте советчиков, уверяющих, что мальчика, оставшегося без отцовского воспитания, нужно растить жестче и суровее. Такие мамы хватаются за ремень по поводу и без, ужесточают систему наказаний и постепенно становятся настоящими диктаторами.

О том, как воспитывать ребенка без отца, смотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Как помочь себе и ребенку пережить развод, можно посмотреть в следующем видеоролике.

После развода

Развод, безусловно, тяжелая травма для ребенка, но иногда он лучше, чем продолжать жить в семье, где давно нет взаимопонимания, уважения, где родители соревнуются, кто громче крикнет или хлопнет дверью. Последствия от развода для ребенка в будущем часто бывают менее серьезными, чем последствия от жизни в неадекватной агрессивной обстановке.

Хорошо, если ребенок сможет продолжать общаться с отцом и его родственниками после развода. Если такой возможности нет, попросить о помощи можно своих друзей - мужчин, других родственников - представителей сильного пола, потому что ребенку (особенно мальчику) необходимо общение с себе подобными в гендерном плане.

Почему стоит найти отца-наставника сыну, смотрите в следующем видео, где психолог Ирина Млодик рассказывает многие нюансы.

В России обычно дети остаются с матерью. Но бывают исключения. Несовершеннолетние могут отправиться жить к отцу по решению суда, если мама ведет асоциальный образ жизни, страдает алкоголизмом, употребляет наркотики.

Как будут общаться дети и родители после развода, зависит от того, как сумеют договориться бывшие супруги. Было бы неплохо установить порядок общения с ребенком после развода: кто и когда ведет его в бассейн, кто забирает, когда папа может сводить чадо в кино, а когда мама отправится с ним на экскурсию.

Чтобы ребенок не ощущал хаоса, маме и папе нужно строго придерживаться графика общения. Оба родителя должны уметь держать свое слово – пообещали приехать за ребенком в субботу, будьте добры исполнить. Время общения родители тоже должны определить самостоятельно.

Желательно, если бывшие супруги смогут находить хотя бы один день в месяц для совместного досуга. Ребенок нуждается не только в свиданиях с папой или мамой, ему нужно находиться хоть изредка с ними обоими.

Не превращайте ребенка в шпиона, не расспрашивайте вернувшегося из пиццерии после свидания с отцом сына, как там папа, где он живет, есть ли у него кто-нибудь, как он выглядит? Счастливым?

Избегайте на встречах с ребенком обсуждения тем состоявшегося развода. Что было, то прошло.

Если у бывших мужа и жены не получается построить конструктивного диалога, и самостоятельно договориться о порядке общения с ребенком после развода, это может стать причиной дополнительного стресса для малыша. Разве будет счастлив карапуз, которому мама пытается ограничить общение с отцом? Оба родителя по закону имеют одинаковые права на своего сына или дочь. Если одна сторона пытается ущемлять это законное право другого, поможет обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. Тогда уже служители Фемиды установят график и время общения с ребенком.

Я – сторонница диалога, а не судебных тяжб, а потому уверена, что двое взрослых всегда могут договориться при условии, что у них есть такое желание. В конце концов, ребенок ни в чем не виноват. Развод – это только ваше решение. Не позволяйте ему разрушить жизнь своего малыша. Ведь это отдельная личность, уникальная, любящая и ждущая ответной любви. От вас обоих.

В следующем видеоролике психолог Ольга Кулешова расскажет о некоторых нюансах развода и то, как они могут отразиться на психике ребенка и его дальнейшей жизни.

О том, с кем остаются дети после развода, смотрите в следующем видео.

О том, как лучше сказать ребенку о разводе родителей, смотрите в следующем видео.