Семь месяцев ребенок как плачет. Как успокоить ребенка, если он плачет. О чем же говорит плач во время пробуждения малыша

Чудесная неделя 37: Мир категорий

Примерно на 37 неделе (между 36 и 40) вы можете заметить, что ваш ребёнок пытается делать новое. В этом возрасте ребёнок начинает более методично подходить к изучению мира. К примеру, ваш малыш может подбирать крошки с пола и внимательно их рассматривать, зажав между большим и указательным пальцами. Или, к примеру, ваш подающий надежды юный повар может перераспределять содержимое своей тарелки, проверяя, как плюхает пюре банана и как шпинат хлюпает между пальцами. При проведении этих исследований у него будет необычайно серьёзное, сосредоточенное выражение лица. В общем-то, это и есть те исследования, которые позволят малышу категоризировать окружающий его мир.
Ваш малыш сейчас начинает осознавать, что определённые объекты, ощущения, звери, люди могут быть объединены в группы или категории. Например, банан на вид, на вкус и на ощупь отличается от шпината, но их оба можно съесть. Ребёнок начинает выделять эти важные сходства и различия. Скачок в мир категорий затронет все виды чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ваш малыш будет больше узнает об окружающих людях и о своих собственных эмоциях. Речевые навыки будут интенсивно развиваться. Может, ваш ребёнок и не скажет первые слова, но понимать будет гораздо больше.
Как и предыдущие миры , появление этого переворачивает представления ребёнка. Мозговые волны (ЭЭГ) ребёнка в этом периоде показывают, что происходят интенсивные изменения. Это меняет способ восприятия мира вашим ребёнком, и поначалу ребёнка это будет тревожить. Беспокойный период начнётся на 34 неделе, или в промежуток между 32 и 37 неделями. Длиться он будет, вероятно, около 4 недель, но может занять и 3, и 6. Когда ваш ребёнок вступит в это беспокойное время, очень внимательно смотрите - он может пытаться освоить новые навыки.

Признаки этой недели:
Когда дети готовятся вступить в мир категорий, они становятся более плаксивыми, чем были в предыдущие недели. Матери говорят, что они раздражённые, неугомонные, сварливые, недовольные, неуправляемые, беспокойные, нетерпеливые и вечно ноют и в плохом расположении духа. Всё это можно понять.
Вашему малышу сейчас особенно тяжело, потому что из своего прошлого скачка он понял, что вы в любой момент можете от него уйти куда вам вздумается и оставить его одного. Сперва большинство детей очень страдают от этого, но потом учатся как-то по-своему с этим мириться. Только всё начало идти более-менее гладко - как снова случились большие изменения и всё опять развалилось. И опять беспокойный малыш хочет постоянно быть с мамой, прекрасно понимая при этом, что в любой момент она может встать и уйти. Это понимание ещё хуже расшатывает всю ситуацию и увеличивает напряжение.

Как вы поймёте, что пришло время подрасти:

Может цепляться за вашу одежду
Ваш малыш может беспокоиться, когда вы от него отходите. Дети, которые ещё не поползли, в этой ситуации могут только вопить. Для некоторых любой мамин шаг в сторону - причина для форменной паники. Ползающие дети следуют за своими мамами и иногда так крепко цепляются за них, что мамам не пошевелиться.

Может быть более недоверчив
Ребёнок может захотеть большую, чем обычно, дистанцию между собой и другими людьми. Желание быть ближе к маме особенно сильно проявляется в присутствии других людей - иногда даже если этот «другой» - папа, брат или сестра. Зачастую маме единственной позволяется смотреть на малыша и разговаривать с ним. И практически всегда маме единственной позволяется прикасаться к ребёнку.

Может прижиматься крепче
Когда ребёнок сидит у вас на руках или вы его носите, он может пытаться как можно сильнее к вам прижаться. И, возможно, он будет злиться при попытке его положить.

Может требовать больше внимания
Большинство детей требуют больше внимания, и даже самые спокойные не всегда довольны, когда их оставляют одних. Некоторые особо требовательные маленькие личности не успокаиваются до тех пор, пока мамино внимание не будет полностью сосредоточено только на них. А некоторые особо беспокоятся, когда матери переключают своё внимание с них на что-то другое, как если бы они ревновали.

Может хуже спать
Большинство детей начинают хуже спать. Они могут сопротивляться укладыванию, хуже засыпать и быстрее просыпаться. Некоторых особо трудно уложить днём, других - вечером. Ну, а некоторые больше бодрствуют и днём, и ночью.

Могут сниться «кошмары»
Беспокойный ребёнок может и спать более беспокойно. Он может вскрикивать, ворочаться и постоянно вертеться - как если бы ему снились кошмары.

Может стать необыкновенно милым ребёнком
В этом возрасте ваш ребёнок может начать пробовать новые приёмы удержания вас рядом. Вместо нытья и жалоб он может переключиться на совершенно другой способ и начать жаться и целоваться. Часто дети переходят от одного способа обратно к другому, балансируя между чудесным и ужасным поведением, проверяя, что сработает лучше. Мамы независимых детей часто бывают приятно удивлены, что их малыш наконец-то так нежно к ним жмётся!

Может быть вялым
Малыш может в целом стать тише. Вы можете реже слышать, как он лепечет, реже видеть, как играет и двигается. Иногда он может вдруг бросить то, что делал, и тихо лежать, созерцая пространство. Не волнуйтесь, это временное явление.

Может протестовать против смены подгузника
Когда вы кладёте ребёнка для переодевания или смены подгузника, он может бурно протестовать - кричать, выгибаться, вести себя нетерпеливо и неуправляемо. Большинство в это время именно так и делает.

Может стать ещё бо льшим ребёнком
Мамы могут заметить возврат к такому поведению, которое, как они думали, ребёнок уже перерос. Шаги обратно, возможно, уже были, но чем старше ребёнок, тем ярче они видны. Мамам не нравится видеть такие шаги назад - они чувствуют себя неуверенными, хотя на самом деле это абсолютно нормально. Эти шаги назад показывают, что скоро будет прорыв вперёд. Попробуйте понять, что за прорыв это будет. Короткие периоды возвратов случаются во время каждого из беспокойных периодов. Радуйтесь - это показывает, что ваш малыш продвигается в правильном направлении.

Может терять аппетит
Многие дети в это время меньше интересуются едой и питьём. Некоторые могут упорно есть что-то одно и отказываться от всего остального. Другие могут есть только то, что сами положат себе в рот. Ребёнок может стать разборчивым, проливать еду и плеваться. Поэтому кормления занимаю больше времени, чем раньше.
Если ваш ребёнок и до этого волновался во время еды, сейчас он может стать неуправляемым - не хотеть есть, когда еда стоит перед ним и требовать тогда, когда её убирают. Или в один день могут потребовать много еды, а на следующий не съедят ничего. Возможны варианты.

Лучшие игры для этого времени

Изучаем
Некоторые вещи для вашего малыша притягательны, но самостоятельное их изучение может стать для него опасным. Так помогите же ему! Держите за него рамку с фотографией или тяжёлую статуэтку, так чтобы он и сам не ушибся, и их не повредил, и при этом удовлетворил своё любопытство.

Звонки и выключатели
Позвольте вашему ребёнку позвонить в дверной звонок. Он сможет сразу же услышать результат того, что он делает. Дайте ему нажать кнопку вызова лифта. Так он почувствует, что делает что-то взрослое. Пусть он включит свет, когда стемнеет, так чтобы он увидел эффект. Иногда даже можно дать ему нажать кнопку в автобусе или на пешеходном переходе, объясняя, что последует дальше и чего надо ждать. Это позволит ему понять взаимосвязь между тем, что он делает, и результатом.

Гуляем и смотрим
В этом возрасте дети никак не могут нагуляться. Брать его на прогулки сейчас - значит многому его научить, он увидит много нового. Если вы едете на велосипеде, идёте куда-то, просто прогуливаетесь или идёте в поход, не забывайте периодически останавливаться, чтобы ваш ребёнок мог посмотреть поближе, послушать, потрогать.

Одеваемся
Казалось бы, у многих детей нет времени на одевания. Они заняты куда более важными вещами. Но при этом им очень нравится смотреть на самих себя, и ещё интересней им становится на себя смотреть, когда при этом с ними что-то делают. Используйте это преимущество. Вытирайте полотенцем, одевайте и раздевайте своего малыша перед зеркалом, так чтобы он успел поиграть в «ку-ку» с самим собой.

Слова
Ваш ребёнок понимает гораздо больше, чем вы думаете, и ему очень нравится это показывать. Сейчас он будет расширять ряд слов и фраз, которые он с удовольствием понимает.

Называем
Называйте то, на что ребёнок смотрит и к чему прислушивается. Когда ребёнок жестом показывает, что он хочет, проговаривайте его вопрос за него. Это научит его тому, как можно выражать желания словами.
Позвольте ребёнку выбрать книгу и дайте её ему. Посадите его к себе на коленки или рядом с собой. Так он сможет сам переворачивать страницы. Указывайте на картинку, которую он разглядывает, и называйте то, что там изображено. Если на рисунке животное, можно издать звук, который издаёт это животное. Поощряйте повторение этого звука ребёнком. Не настаивайте, если ребёнку стало это неинтересно. Некоторым детям нужно, чтобы их обняли или пощекотали после каждой страницы, вернув таким образом их внимание.

Задания
Когда ваш ребёнок держит что-то, спросите, не хочет ли он вам это дать: «дай это маме!». Иногда просите дать что-то и папе тоже. Также вы можете просить ребёнка передать что-то для вас, например: «дай мне зубную щётку», или «передай мне мячик». Также иногда зовите его, когда он вас не видит: «где ты?», чтобы он вам ответил. Или попросите его: «иди сюда». Хвалите ребёнка за участие в этой игре и продолжайте только до тех пор, пока всё это ему нравится.

Подражатель
Многим детям нравится рассматривать людей и подражать им. Если и вашему ребёнку это нравится, подражайте ему и поощряйте, когда он подражает вам.

Делай так
Сперва спровоцируйте ребёнка подражать вам, а потом подражайте ему сами. Зачастую дети так этим увлекаются, что могут делать это вечно. Меняйте свои жесты, делайте их медленнее и быстрее. Делайте жесты одной рукой или двумя. Можно сопровождать звуком или делать молча. Попробуйте также и перед зеркалом. Некоторые малыши любят повторять свои же жесты, смотря на себя в зеркало и проверяя, как у них получается.

Разговор с зеркалом
Если вашему ребёнку интересна артикуляция (как во время речи двигаются губы), иногда делайте это перед зеркалом, превращая в игру. Садитесь перед зеркалом вместе и играйте с гласными, согласными или словами - что малышу больше нравится. Делайте паузы, чтобы он посмотрел и повторил. Многим малышам нравится так же копировать жесты, такие, как движения рук и головы. Так тоже попробуйте. Когда ваш ребёнок, повторяя за вами, видит и вас тоже, он сможет лучше понять, правильно ли он повторяет.

Спойте песенку
Спойте строку из песенки и дайте ребёнку почувствовать каждое движение, которое вы при этом делаете. Для этого возьмите его руки в свои и делайте эти движения вместе. Ребёнок может хлопать и поднимать руки в своём собственном темпе. В этом возрасте он пока ещё не может повторять последовательности движений, но уже может получать удовольствие от такой игры.

Меняемся ролями
Поощряйте ребёнка в выполнении определённой роли, а потом попробуйте поменяться и ним ролями.

Погоня
Самая простая игра в «догонялки». Можно играть в неё, ходя или ползая. Уползайте или убегайте от ребёнка, ясно показывая ему, что вы ожидаете, чтобы он пополз за вами. Если ребёнок попытается вас поймать, постарайтесь не пойматься. Если всё же малыш вас поймал, или вы его поймали - приласкайте его или поднимите высоко.

Прятки
Спрячьтесь так, чтобы ваш ребёнок видел, куда вы спрятались, и дайте ему возможность вас найти. Также иногда делайте вид, что вы его потеряли и ищете. Иногда дети хорошо прячутся и сидят за кроватью или в углу очень тихо. Обычно они выбирают те места, в которых вы сами только что прятались или которые стали супер-хитом накануне. Когда вы находите друг друга, реагируйте с энтузиазмом.

Вступает в силу новый виток развития малыша. Ребёнок готовится к тому, чтобы стать вашим постоянным собеседником и компаньоном.

Это время необычайно интересно, ведь теперь у малыша развивается не только двигательная активность, но и умственные способности. Постоянно наблюдая за крохой, вы можете заметить, что теперь его действия стали гораздо более осмысленными.

Ребёнок уверенно практикует уже полученные навыки и активно обучается новым умениям. Его организм начинает подготовку к «вертикализации», ведь в скором времени малыш сможет становиться на ножки. Всё, что требуется от мамы – следить за всеми достижениями ребёнка, а если у него что-то получается не так, как хотелось бы, корректировать их с помощью развивающих занятий.

В 7 месяцев ребёнок набирает примерно такой же вес, как и в предыдущий месяц – 550-600 грамм. В норме малыши этого возраста должны весить не менее 8-9 кг. На этом оканчивается фаза быстрого увеличения массы тела, ведь чем старше ребёнок становится, тем меньшее количество набранного веса ему нужно для гармоничного развития.

Также на несколько сантиметров увеличивается и рост малыша. В 7 месяцев девочки имеют рост 65-70 см, а мальчики – 68-71 см. Заметно изменение и объёмов тела: окружность головы увеличивается всего на пол сантиметра, зато грудная клетка становится шире на целых 1,3-1,5 см, что делает фигурку ребёнка более пропорциональной.

Малыш по-прежнему активно интересуется происходящим вокруг.

Большинство детей в этом возрасте уже достаточно уверенно сидят без поддержки, что позволяет им наблюдать за действиями взрослых.

Более того, когда малыш сидит, он уже практически не опирается на ручки. Это значит, что параллельно он может выполнять массу других важных дел: рассматривать игрушки, перекладывая из одной ручки в другую, кидать их, а также придерживать чашку или ложечку во время кормления.

На этом этапе уже можно проследить, какой ручкой ребёнку удобнее управлять – левой или правой.

Питание и режим кормления ребёнка в 7 месяцев

Ребёнок уже успел познакомиться с первыми видами прикорма, и теперь его рацион вполне может стать ещё более разнообразным. Каким будет новый продукт для малыша, зависит от того, насколько успешным было введение предыдущего.

Если было принято решение начинать введение прикорма с каш, и с их усвоением у малыша не возникло никаких проблем, то можно смело угощать его овощным пюре. И наоборот, после введения первого овощного прикорма могут следовать безглютиновые каши.

Варить крупы лучше на водной основе, так как ещё достаточно уязвимая пищеварительная система ребёнка может отвергнуть животный белок.

Также детки в этом возрасте уже могут попробовать свои первые фруктовые десерты. Для этого отлично подойдут яблочные или грушевые пюре без добавления сахара.

Однако основной пищей для малыша по-прежнему остаётся грудное молоко или адаптированные смеси.

Прикорм в качестве дополнительной пищи даётся ребёнку несколько раз в сутки, желательно в дневное время, и может заменять собой только одно кормление. Перерывы между кормлениями должны составлять не менее 4 часов.

Продолжайте делать малышу регулярный массаж. Обращайте особое внимание на область спины и ягодиц: тонус мышц, создающих опору для позвоночника, очень важен при ходьбе. Как и обычно, начинайте массаж с нескольких поглаживаний. Массаж для ребёнка 7 месяцев включает в себя приёмы растирания, поколачивания, пощипывания.

Игры, проводимые с ребёнком, должны включать в себя элементы интеллектуального развития.

Как можно больше общайтесь с малышом на равных, сопровождайте свою речь визуальными дополнениями: картинками, карточками, игрушками. Старайтесь употреблять как можно меньше уменьшительно-ласкательных выражений в речи, способствуйте формированию правильной речи ребёнка.

Малышу важно осознавать, что он может тем или иным образом влиять на ход окружающих его событий. Выбирайте для него не только мягкие и приятные на ощупь игрушки, но и динамичные, развивающие – те, которые тем или иным образом реагируют на прикосновение. Способствуйте формированию логического мышления ребёнка. Возьмите игрушку, издающую характерный звук при нажатии, и спрячьте её за спину или под одеяло. Пусть малыш видит, как вы это делаете. Обнаружив её, ребёнок станет понимать, что вещи, исчезнувшие из поля зрения, не исчезают «насовсем».

Сколько спит ребёнок в 7 месяцев?

Режим сна семимесячного малыша сохраняется тот же, что и в 6 месяцев. Общее количество времени, проведённого во сне, варьируется от 12 до 14 часов. Старайтесь не отходить от установленного режима дня.

Интересно! Укропная вода против колик для новорожденных: рецепт, инструкция

Позволяйте ребёнку ложиться спать днём тогда, когда ему захочется. Но слишком долгий дневной сон может нарушить режим, поэтому длиться он может не более 3 часов.

Почему плачет ребёнок в 7 месяцев?

Беспокойства малыша связаны и с физиологическими, и с психологическими факторами. В это время может только начинаться или продолжаться болезненный процесс прорезывания зубов. Также некоторые проблемы со здоровьем иногда связаны с введением прикорма. Боль в животике, колики и другие неприятные вещи становятся свидетелями того, что какой-то из новых продуктов вызывает нежелательную реакцию.

Семимесячный ребёнок уже вполне отдаёт себе отчёт в том, что такое «страшно», «весело», «интересно», «скучно». Любая вещь, с которой у малыша связаны плохие ассоциации, способна вызвать его реакцию в виде плача. Ребёнку могут быть неприятны и чужие люди.

Плач по-прежнему остаётся требовательным сигналом. Пока ещё не научившись произносить внятные звуки, ребёнок, не получив реакции от взрослых на свои требовательные жесты, начинает плакать. Иногда детки, поняв, что плач вызывает мгновенную реакцию у родителей, начинают манипулировать этим умением.

Если вы видите, что малыш злоупотребляет своими полномочиями, поговорите с ним, как с взрослым. Когда ребёнок смог разработать такую нехитрую стратегию, то и ваши слова не останутся для него пустым звуком.

В 7 месяцев ребёнок уже умеет:

Сидеть без поддержки взрослых довольно долгое время (в процессе игры или кормления).

Способен прослеживать действия предметов и создавать логические цепочки: погремушка звенит, если ею потрясти.

Запоминает индивидуальные образы и формирует своё отношение к ним. Кричит, если видит постороннего; улыбается, если видит маму и папу.

Стремится к общению с взрослыми, но пока его речь ещё находится в стадии лепета. Повторяет слоги, меняя при этом тональность и силу голоса.

Разглядывает своё отражение в зеркале. Малыш пока ещё не ассоциирует человечка из зеркала с собственной персоной, но охотно изучает строение личика и тела.

Заранее подготовить малыша к первым расставаниям

Волнение, вызванное расставанием

"Это удивительная способность моего полугодовалого сына: он плохо засыпает и капризничает именно тогда, когда мне нужно уходить. Ну, например, мне нужно встретиться с преподавателем (я студентка, пишу дипломную работу). Я все домашние дела сделала, оделась, думаю: сейчас сына покормлю (это обычно занимает 20 мин), потом 10 мин его на ручках подержу, он уснет (как всегда в это время), потом придет муж, а я спокойно пойду в институт. И что вы думаете? Он сначала есть не хочет, а потом сна ни в одном глазу! Лежит у меня на руках, ручками-ножками играется, только в кроватку положу - в крик. Муж приходит, сына передаю со своих рук - крик, я уже опаздываю, сына жалко, перед мужем виноватой себя чувствую, кое-как убегаю... Настроение, сами понимаете, не для учебы..."

Младенец возмущается уходом мамы, потому что воспринимает ее как часть себя. Его страх расставания связан, скорее, не с расставанием как таковым, а с опасением потерять какую-то важную часть себя самого.
Психологи называют это "страхом потери себя": ребенок как будто тревожится, а не исчезнет ли вместе с мамой, например, его способность передвигаться (ведь это мама носит его туда, куда он хочет) или его способность есть (ведь это мама подносит еду к его рту и дает ее так, чтобы ему было удобно глотать).

Ребенок постарше (от года до двух-трех лет) не хочет отпускать родителей по другой причине. Он уже знает и чувствует, что сам может ходить, есть (может сам взять бутылочку, печенье и даже ложку). Уже не только мама, но и многие люди понимают его слова, жесты, а значит, могут прийти ему на помощь. Он вполне самостоятельный! НО...

Существует новая проблема, которую ему предстоит преодолеть. Годовалый ребенок не хочет отпускать маму (и папу!) потому, что не может понять, сколько времени продлится расставание, что происходит с родителями, когда они выходят за порог дома, и что будет происходить с ним самим, когда он останется один с другими людьми.

Он боится, что, расставаясь с мамой или папой, он расстается с ними навсегда. Он их любит и боится потерять. Потерять не в эмоциональном смысле, а совершенно реально, как теряются машинки и лопатки в песочнице или мячики под кроватью.

Это обычная тревога малышей. Психологи называют ее "страхом потери объекта", имея в виду реальную потерю объекта любви и привязанности, то есть потерю того, кого любишь и в ком нуждаешься больше всего на свете.

"Страх потери объекта" - это закономерный этап в нормальном умственном и эмоциональном развитии малыша. Он является необходимым для каждого развивающегося ребенка, и избежать его невозможно, можно только помочь ребенку благоприятно пережить этот период развития. Как помочь?

Если говорить коротко, то:

Во-первых, тренировать способность ребенка к прогнозированию, пониманию "постоянства объекта" и фантазированию о предметах и людях.

Во-вторых, учить ребенка прощаться и "мужественно" переносить разлуку с любимыми (игрушками, людьми, событиями).

Мама только перемещается, а не исчезает!

Вы когда-нибудь пробовали дать малышу 5-6-ти месяцев интересную игрушку, а потом взять ее у него и спрятать под простынку прямо перед ним? Малыш возмущается! Иногда отчаянно плачет, обижается и вынуждает маму себя успокаивать, что порой не очень просто. Он ведет себя так, будто навсегда потерял игрушку, иногда он даже не может успокоиться, когда ему ее показывают, словно не верит теперь, что она вернулась к нему и не исчезнет опять...

А буквально через месяц малыш перестает обижаться, хватает простынку и стягивает ее с любимой игрушки, с радостным криком возвращая ее себе. Мало того, он радуется, если мама повторяет это "загадочное" исчезновение погремушки или зайчика, а он опять их находит.

Что же происходит за этот месяц с малышом? Почему сначала исчезновение игрушки приводит его в отчаяние, а потом вызывает радость, любопытство и желание поиграть?

А происходит совершенно удивительная вещь: малыш начинает понимать, что спрятанная игрушка СУЩЕСТВУЕТ даже тогда, когда он ее не видит! Это открытие так озадачивает ребенка, что он начинает активно экспериментировать с исчезновением разных предметов и их появлением вновь. Начинается период игры "в прятки": от игрушек, спрятанных под простынкой (в 6-7 месяцев), до пряток самого малыша за стульчиками, под одеяльцами и т. д. (в год - полтора).

Кроме игры "в прятки" ребенок изобретает всевозможные игры по принципу "приди-уйди". Например, выбрасывает игрушки из кроватки и требует, чтобы мама их принесла (это очень полезно для малыша, хотя и сердит родителей). Или вытаскивает вещи и книги с полок в шкафах и наблюдает за тем, как мама, ругаясь, все убирает обратно (кстати, вы уже завязали веревочками дверцы нижних полок шкафов, или ваши дети уже выросли?).

А вот еще один пример игры в "приди-уйди", весьма озадачивающий взрослых: ребенок берет в рот еду с ложки, потом выплевывает все обратно на тарелку и, разглядывая, норовит все потрогать руками, а затем запихнуть обратно в рот.

Ну, хорошо. Игра в прятки, утомительные (для родителей) "приди-уйди". Но какое это все имеет отношение к расставанию с родителями? Удивительно, но САМОЕ прямое. Дело в том, что с помощью этих игр ребенок убеждает себя в том, что объекты (игрушки, вещи, люди) НЕ ИСЧЕЗАЮТ, а только ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ. Нам, взрослым, это кажется очевидным, но когда мы были совсем маленькими, мы в это тоже не верили.

Это понимание и доверие к исчезающим вещам и людям приходит не сразу, оно требует интеллектуальных усилий, а значит, его можно тренировать. Для тренировок понимания "постоянства объекта" у малыша (как и для получения ребенком других умений и навыков) используется лучший в мире "детский тренажер" - ДЕТСКИЕ ИГРЫ.

Игры, которые помогают малышу понять "принцип постоянства объекта"

Предлагаем вам ряд игр, которые помогут вашему малышу (в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет) понять "принцип постоянства объекта".

Покажите ребенку движущуюся игрушку. Пусть она "заедет" за экран (стол, ширму, шкаф), а потом появится с другой стороны. После того, как он несколько раз это увидел, оставьте игрушку за экраном и попросите ребенка жестами и словами ее поискать. Роль экрана может выполнять и обычная диванная подушка или лист бумаги.

Когда вы собрались кормить малыша, положите на стол перед ним три салфетки. Покажите ему печенье и затем спрячьте его под одну из салфеток. Предложите найти печенье. Когда он его найдет, дайте ему съесть печенье.

Аналогичным образом спрячьте игрушку, например под одну из двух подушек. Это могут быть также две лежащие на кровати пеленки, под одну из которых вы спрячете игрушку. Пусть ребенок видит, куда именно вы ее прячете. Предложите ему найти игрушку. Если он еще не сможет этого сделать, спрячьте игрушку так, чтобы ее немного было видно. А затем спрячьте игрушку полностью.

Когда ребенок будет играть в песочнице, спрячьте при нем маленькую яркую игрушку в песок. Пусть он откопает ее.

Разрешайте ребенку искать в карманах вашей одежды пряник, конфету, яркую интересную игрушку, ключи или что-нибудь другое, предварительно спрятанное вами. Сначала спрячьте предмет только частично, чтобы его было немного видно, а затем спрячьте полностью.

Возьмите миску и насыпьте туда вермишель или горох. Положите внутрь миски яркую игрушку и слегка присыпьте ее. Предложите ребенку достать эту игрушку. При этом он наверняка рассыплет горох или вермишель по столу. Помогите ему собрать их со стола и положить в миску (заодно ребенок потренирует моторику рук).

Соберите побольше пластмассовых крышечек для майонезных баночек. Сложите их все в миску, а потом рассыпьте по столу на глазах у ребенка. Начните их собирать и пригласите его делать то же.

Цель игр: играя в "разбрасывание-собирание" или в разные виды пряток, ребенок учится верить, что разные вещи могут исчезать и возвращаться на свои места снова и снова, и от этого они не портятся и не исчезают.

Детский плач всегда пугает родителей, особенно, если у вас первенец. Малыш плачет, а взрослый часто чувствует бессилие и не знает, как ему помочь. Почему ребенок плачет, и что скрывается за этим?

Что такое плач?

Плач - это способ общения ребенка со взрослым. Все дети плачут. В силу возраста ребенок еще не может донести до родителей, что его беспокоит.

Задача родителей - научиться понимать своего малыша и его «язык» общения с вами. Это не так уж трудно, если наблюдать за ребенком в течение дня и строить предположения, о чем говорит его плач.

Не бойтесь ошибиться. Через метод проб и ошибок тут проходят все. Только спустя несколько дней вы с удивлением обнаружите, что плач такой разнообразный!

Малыш может кряхтеть, стонать, кричать, хныкать и даже выгибаться в истерике. Истерика - уже очень серьезный сигнал, который говорит о В таких случаях взрослому срочно нужно помочь плачущему ребенку успокоиться: пошишикать, погладить, взять на руки, самых маленьких можно лучше зайти в можно включить или тихо и спокойно приговаривать ласковые слова, спеть колыбельную, можно подержать на руках, немного покачать или просто побыть рядом, полежать в обнимку. Присутствие мамы рядом с ребенком, ее голос, запах и прикосновения помогают снизить уровень кортизола «гормона стресса» в крови, а гормоны удовольствия обезболивают детский организм. Присутствие близкого помогает пережить стресс, справиться со своими эмоциями.

О чем же говорит плач во время пробуждения малыша?

Чаще всего ребенок просыпается и плачет оттого, что хочет кушать. Тем более, если это новорожденный, у которого еще совсем маленький желудок и который нуждается потому так часто в С возрастом малыш может выдерживать более длительную паузу без еды. Но, конечно же, голод - это не единственная причина плача.

Малыш, особенно первые месяцы, очень нуждается в маминых объятиях и прикосновениях. Дарите их чаще своему крохе. Почему? В контакте с мамой малыш обретает спокойствие, расслабление и чувство безопасности. К тому же ученые утверждают, что первые дни у ребенка «тактильная доминанта» - это значит, что дети в первые дни очень сильно нуждаются в прикосновениях и объятиях со значимым взрослым, даже важнее, чем в питании. Потому прикладывание к груди первый месяц не только еда, но и способ взаимодействия с мамой, возможность осуществления контакта «кожа к коже». Чувствуя запах мамы, ее сердцебиение и дыхание, малыш успокаивается, и, кстати говоря, у мамы также повышается полезные гормоны для восстановления в послеродовом периоде (эндорфины, окситоцин, пролактин).

Если ребенок проснулся с плачем, это может говорить и о том, что у него

  • Колики. Частая причина плача у детей до полугода - колики. Ведь желудочно-кишечный тракт еще не сформирован, продукты мамы могут вызывать газообразование и дискомфорт у малыша.
  • Прорезывание зубов. Обычно к шести месяцам колики постепенно проходят, но в этом возрасте детки уже чаще сталкиваются с . Все по-разному переносят этот опыт. Но признаки обычно налицо: повышенное слюнотечение, малыш всегда все тянет в рот, припухлая десна, при нажатии на нее - плач.
  • Плотный ужин. Для деток после полугода плотный ужин может стать причиной беспокойного сна и плача оттого, что желудок слишком нагрузили на ночь и организм не может расслабиться, чтобы заснуть.
  • Начинающаяся болезнь, недомогание. Также начало болезни может вызвать прерывистый сон, плаксивость и истерики. Тут мы рекомендуем обратиться к педиатру, чтобы найти причину и назначить лечение. Трудности во время родов могут стать причиной частых истерик при пробуждении, тогда важно посетить невролога.

Ребенок плачет, когда просыпается, а мамы нет рядом (или близкого человека, с которым засыпал). В раннем возрасте малыш может испугаться, когда просыпается один. Страхи и ночные кошмары обычно встречаются у детей после 1,5 лет.

Недосып и смена условий засыпания - самые распространенная проблемы, вызывающие плач «вокруг снов».

Самая распространенная причина плача «вокруг снов» - это ребенка. Ребенок просыпается, сам уснуть не может, хотя очень хочет и даже показывает признаки усталости и потирает глаза. Но детская нервная система еще не совершенна, потому не может справиться с переутомлением. Тогда тут потребуется активная помощь взрослого: утешить, успокоить, расслабить. Иначе у детей накапливается недосып и утомление.

Также обратите внимание на условия пробуждения вашего крохи. Если вы уложили чадо в одной комнате при одних условиях, а потом он заснул, и вы перенесли его в другое место, то скорее всего, проснувшись, он испугается. Дети любят привычное и стабильное, им комфортно в одинаковых условиях. А потому важно, когда малыш засыпает и просыпается в одном и том же месте в своей кровати.

Помните, что сон - это отражение того, как прошел день и время бодрствования малыша. А потому не перегуливайте и не перевозбуждайте своего непоседу в течение дня, особенно перед сном. Переизбыток новой информации и очень сильные эмоции, даже положительные, могут перевозбудить малыша, и тогда ночные пробуждения с истерикой частая картина в таких случаях.

Помогайте своему непоседе , следите за , придумайте приятные занятия перед сном, уделите время расслабляющим ритуалам для засыпания, дайте возможность насытиться общением с вами, и тогда ваш кроха будет спать сладко!

Ребёнок ещё в период нахождения в утробе устанавливает с матерью крепкую эмоциональную связь, которая помогает ему улавливать любое изменение её настроения.

Вот почему новорождённый чрезвычайно чувствителен к маминому состоянию. Рыдающий ребёнок может дополнительно занервничать, когда поймёт, что мать беспокоится, растеряна, ощущает беспомощность или раздражение.

Педиатры настоятельно советуют подходить к плачущему крохе в ровном настроении. Если это невозможно (не каждая женщина может оставаться спокойной в такой обстановке), лучше попросить о помощи мужа или другого близкого родственника, который излучает уверенность.

В отличие от детей постарше, новорождённый никогда не будет кричать без острой на то необходимости. У грудничкового плача всегда есть какая-либо причина, пусть даже она и не лежит на поверхности.

Крики и слёзы грудного ребенка игнорировать не стоит. Вопреки некоторым убеждениям, такой плач не несёт пользу для лёгких или закаливания характера.

Напротив, непрекращающийся рёв способен расшатать нервную систему крохи и подорвать его доверие к окружающему миру. Ещё одно нежелательное последствие продолжительных криков – грыжа пупка.

Прежде чем разбираться в том, как успокоить плачущего младенца, нужно установить источник детских слёз. Специалисты выделяют несколько главных причин:

Первоначально мамы ещё не умеют по характеру плача устанавливать, чего именно хочет карапуз. Но через некоторое время разные типы детского крика становятся различимыми, так как громкость, длительность и интонация в каждом случае будет существенно отличаться друг от друга.

Как понять причину криков?

Обычно ребёнок плачет из-за того, что проголодался, ощущает боль при коликах или его что-то (или кто-то) напугало. В подобных случаях новорождённый будет плакать очень громко, надрывно и не переставая.

Определить, что конкретно из вышеперечисленных факторов тревожит младенца в настоящий момент, помогут определённые характеристики и признаки.

  1. Голодный ребёнок плачет достаточно громко, интенсивно и продолжительное время. Если сразу не подойти к нему, то он начнёт будто захлёбываться. А после взятия на ручки он сразу же станет отыскивать сосок.
  2. Если причиной детского крика является боль, то можно услышать в нем жалобные нотки. Если же болевой синдром внезапный или резкий, ребёнок будет плакать заливисто и очень громко.
  3. Предпосылкой плача становится испуг? Тогда малыш кричит истерически, резко начиная и столь же неожиданно заканчивая. Обычно при виде мамы и ощущении тепла её тела он быстро успокаивается.

В остальных ситуациях ребёнок начинает звать родителей призывающими криками, то есть таким образом пытается обратить их внимание на свою проблему. Малыш немного плачет, потом прекращает, чтобы оценить родительскую реакцию.

Если же мать или отец игнорируют детские требования, то крики будут повторяться вновь и вновь через разные временные интервалы. Обычно ребёнок не успокаивается до тех пор, пока источник неудобства не будет устранён.

Если пока не получается определять причину по характеру плача, доверьтесь логическим умозаключениям. При устоявшемся режиме питания можно уже предполагать, когда грудничок голоден, а в каких ситуациях просто соскучился.

Пятишаговая система включает следующие приёмы, которые наверняка знакомы многим мамам.

  1. Тугое пеленание. «Скованный» по рукам и ногам ребёнок ощущает ту же тесноту, что и в матке. Это помогает вернуть ему ощущение безопасности и, следовательно, успокоить.
  2. «Белый шум». Многие новорождённые неплохо засыпают под монотонное гудение бытовых агрегатов. Такие звуки копируют шум работающих органов маминого организма. Можно включить фен или самому пошипеть над детским ухом.
  3. Положение на боку. Обычно дети лучше спят на спинке, но вот успокаиваются быстрее на боку или животике, когда их лицо смотрит немного вниз. Нужно положить кроху к себе на колени боком, поддерживая головку.
  4. Осторожное укачивание. Уложите ребёнка так, чтобы его головка покоилась на ваших ладонях, а лицо смотрело вниз. Трясти кроху нужно ритмично, несильно и не очень резко. Это напоминает ощущение, которое возникало при ходьбе матери.
  5. Сосание. Удовлетворение сосательного рефлекса – ещё один эффективный приём. Новорождённому дают или грудь, или пустышку, или даже свой чистый палец.

Харви Карп рассказывает, как успокоить ребёнка младше 3 месяцев, в том числе, и в видеофильме «Ваш счастливый малыш». На примере нескольких младенцев автор демонстрирует эффективность пятишаговой системы.

Как успокоить плачущего ребенка старше 3 месяцев?

Пятишаговая методика Карпа действительно помогает, однако эти приёмы уже неэффективны по отношению деток постарше. Чтобы успокоить, к примеру, 6-месячного младенца, нужно его отвлекать, а не пеленать, и применять другие способы.

Ещё один полезный совет – сделать обстановку детской комнаты более комфортной. Некоторые чувствительные дети устают от яркости освещения или чрезмерного количества ярких предметов.

Успокоение ребёнка перед сном

Многие мамочки жалуются, что крайне сложно успокоить малыша перед сном. Основная причина детского плача в вечернее время – банальное переутомление.

Судите сами, в течение дня ребёнок узнаёт много новой информации, встречается с различными знакомыми или чужими людьми. Событий множество, а нервная система не всегда с их обработкой справляется.

Если младенец кричит и плачет вечерами без видимой причины, скорее всего, он сильно устаёт. Это взрослые могут заснуть от утомления, ребёнок же перевозбуждается и, напротив, отказывается засыпать и плачет.

Если ваше чадо никак не хочет успокаиваться перед вечерним засыпанием, следует:

  • отказаться от излишней активности;
  • проветрить помещение и довести увлажнение до оптимальных показателей;
  • немного покачать ребёнка на ручках;
  • уложить и предоставить пустышку.

Добиться крепкого сна позволяет выполнение определённой очерёдности действий. К примеру, мама кормит ребёнка, купает в воде оптимальной температуры, укладывает в кроватку, читает книжку или поёт колыбельную. Обычно малыш после этого ритуала быстро засыпает.

Важно понимать, что вопрос успокоения новорождённого нужно решать индивидуально. Для одного ребёнка подойдёт укачивание, для другого – пеленание, третьего успокаивает только танец.

Задача родителей – изучить предпочтения своего чада и выбрать наиболее подходящий метод. Однако, следует помнить, что малыш имеет право плакать, протестуя таким образом против различных «неудобств». Ну а маме нужно быть рядом, демонстрируя свою любовь.