Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой. Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой Какие занятия с мальчиком 1 5 года

Все игры и варианты времяпрепровождения с двухгодовалыми карапузами уже давно известны многим родителям. Осталось только освежить их в памяти и применить на практике.

Второй годик жизни можно охарактеризовать 3 главными новоприобретениями: ребёнок начинает активно передвигаться, разговаривать и взаимодействовать с окружающим миром.

Основное средство коммуникации – речь, которая активно развивается благодаря уникальной способности детей в полтора года и старше к подражательству. Совершенствуется и игровая деятельность малышей, теперь они воспроизводят в игре буквально всё, что видят вокруг.

Чтобы понимать, чем занять ребёнка в год или два, нужно более подробно разобраться в особенностях этого возрастного периода. Среди особенностей малышей старше 12 месяцев выделяют:

Поведение крохи в 1,5 — 2 года, в отличие от ребёнка в 4 месяца, характеризуется большей усидчивостью и внимательностью. В два года малыш способен увлечённо заниматься каким-либо действием в течение четверти часа, особенно когда мама также вовлечена в занятие.

Какие игры понравятся маленькому ребёнку?

  • мыльные пузыри. Ни один малыш не останется равнодушным, наблюдая за тем, как мыльная пена превращается в радужные пузырьки, которые к тому же можно лопать;
  • рисование. Заинтересовать годовалого карапуза можно специальными пальчиковыми красками. Двухгодовалый ребёнок сможет рисовать акварелью, гуашевыми красками и маркерами. Главное, чтобы все предметы были нетоксичными;
  • лепка. Пластилиновая масса или солёное тесто – идеальный материал для развития мелкой моторики. Первоначально маме нужно продемонстрировать, как катают шары, колбаски, а вот более сложные формы оставляют на потом;
  • сюжетно-ролевые игры. Заинтересованный ребёнок может подолгу с удовольствием кормить кукол, пеленать их, укладывать в кроватку или коляску. То есть малыш выполняет знакомые ему действия;
  • чтение. Поскольку малыши в один — два годика ещё не могут понимать хитросплетения сказок, лучше всего читать им короткие стишки и потешки. Чуковский, Барто – идеальный вариант;
  • . Без них точно не обойтись, поэтому важно запастись кубиками, пирамидами, вкладышами, конструкторами с большими прочными элементами;
  • воздушные шары. Ещё одно любимое занятие маленьких ребятишек – развлекаться с воздушными шарами. Их можно надувать и сдувать, разрисовывать фломастером, изображая смешные рожицы.

Кроме того, дети любят играть с водой. Тазик с водой и резиновыми игрушками, ванна с куклами – отличный вариант для развлечения. Ребёнок может плескаться, переливать водичку из различных ёмкостей, отмывать любимых пупсов, «стирать» кукольную одежду.

Отвлечь ребёнка на несколько минут, чтобы заняться своими делами, – задача не из лёгких. Нужно предоставить ему такое занятие, чтобы он даже не думал отправиться в опасное «путешествие» по изучению окружающего мира. Чем можно занять ребёнка на некоторое время?

Представленные выше занятия необходимо «разбавлять» минутками безделья. Стараться заполнить игрой или мультиком всё свободное время малыша не нужно. Пусть он чуточку посидит без дела и сам выдумает себе развлечение. Иначе есть риск снизить его естественную любознательность.

Отличная идея — приобрести для маленьких ребятишек. Узнайте основные преимущества различных моделей и прочитайте, как следует выбирать эти полезные приспособления.

Чтобы занять малыша ненадолго и параллельно обеспечить ему простор для развития, из подручных материалов.

Чем занять ребёнка в год или два на улице?

Подобные развлечения осуществимы в домашних условиях, но уличные игры не менее полезны. Не секрет, что ежедневные прогулки во дворе укрепляют детское здоровье и активизируют развитие ребёнка.

Пожалуй, первый объект для изучения окружающего мира – привычная всем песочница. Для игр в ней нужно запастись формочками, ведёрком и совком. Кстати, подобные манипуляции подготовят детскую руку к владению столовыми приборами.

Зимой можно лепить снеговиков, рисовать красками или палочками на снегу. Весной и осенью та же палка пригодится для измерения глубины луж. А ещё в весенних ручейках отлично плавают бумажные или деревянные кораблики.

Любая прогулка для ребёнка – приключение и открытие чего-то нового. Он интересуется всем: пролетевшей птичкой, промелькнувшей кошкой, проехавшим автомобилем. Вот почему необходимо менять местоположение, чтобы разнообразить впечатления.

Как только ребёнку исполнится три года, можно знакомить его с общественной жизнью. Например, трёхлетних малышей водят в ТЮЗы, зоопарки, парки аттракционов. Это позволит ещё больше расширить детский кругозор.

Вопрос, чем заниматься с ребёнком в 1 или 2 годика, решается с помощью маминой фантазии и желанием привить малышу большую самостоятельность.

Следует понимать, что не стоит занимать каждую свободную минутку детского времени. Иногда кажущаяся бездеятельность даже полезна, а скучающий ребёнок скорее найдёт себе полезное занятие.

В целом же с двухлетним малышом можно заниматься несколькими видами деятельности.

Забавы с участием родителей:

  • пускание мыльных пузырьков;
  • надувание воздушных шариков;
  • рисование;
  • работа с пластилином;
  • чтение;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • развлечения с игрушками.

«Самостоятельные» занятия детей:

  • игры с бумагой;
  • бизиборд;
  • забавы с крупами;
  • домашние хлопоты (уборка, мытьё пластиковой посуды);
  • просмотр мультфильмов.

Уличные развлечения:

  • игры в песочнице;
  • лепка снеговика;
  • наблюдение за окружающим миром;
  • пускание корабликов;
  • измерение глубины луж;
  • посещение зоопарка и т.д.

Таким образом, развлечение двухгодовалого ребёнка всегда идёт рука об руку с его развитием. Активные и дидактические игры помогут выплеснуть энергию, разовьют усидчивость и психические процессы. Родителям останется лишь уложить счастливое и спокойное чадо в кроватку.

Екатерина Андреещева

Занятие на тему «Мишка идет на День Рождения» .

Цели :

1. Формировать образное и пространственное мышление.

2. Развивать зрительное внимание . Продолжать учить основные цвета.

3. Развивать мелкую и общую моторику. Учить двигаться в общем для всех темпе, работать в команде с мамой , вырабатывать умение выполнять движения в определенном ритме.

4. Формировать представления «много» и «один» . Учить находить один и много предметов на картинке.

5. Развивать общую , ручную и артикуляционную моторику, умение выполнять действия в соответствии с текстом, который произносит педагог.

Материалы и оформление :Игрушки : Мишка, Кукла, клоун, Собачка, дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото» , крупные бусины для нанизывания на шнурок и шнурки, тесто для лепки и формочки, пазлы (для заданий, музыкальные инструменты (погремушки) и корзинки.

Музыкальное сопровождение : Е. Железнова. Музыка с мамой . У Жирафа пятна-пятна, Песня , МУЗЫКА С МАМОЙ . ЖЕЛЕЗНОВА - «Где же наши ручки»

1. Приветствие

2. Развитие речи . Рассказ Миши.

3. Собирание пазлов - кругов (4-х частей)

4. Подвижная игра «Принеси игрушку»

5. Дидактическая игра .

6. Подвижный танец. У жирафа пятна.

7. Развитие мелкой моторики руки. Нанизывание бусин на шнурок.

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку» .

«Один - много» . ОВОЩИ

10. Лепка «Печенье для Мишки» .

11. Пальчиковая гимнастика. Лепим печенье.

12. Хороводная игра «Каравай» .

13. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре.Родители и дети берутся за руки и произносят :

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы !

Будем весело играть

И друг другу помогать!

2. Рассказ Миши.

Педагог берет игрушку - Мишку. «К нам пришел в гости Миша. У куклы Маши, моей подруги сегодня день рождения. Она ждет меня в гости гостей и будет очень рада меня видеть. Вы пойдете со мной к ней в гости?»Дети : «Да!»

3. Собирание пазлов - кругов (4-х частей)

Педагог : «Мишка отправился в гости, идет по дорожке, встречает Собачку Лайку, а она совсем расстроилась - хотела она подарить Маше картинки, а они у нее рассыпались и сломались. вот поможем ей ребята?»

Дети : «Да, конечно» Дети собирают пазлы из 3 частей.

Педагог : «Молодцы, а теперь пойдем дальше»

4. Подвижная игра.

Педагог : «Ой,а у Маши совсем нет музыкальных инструментов - нужно принести ей, но сначала соберем их все вместе!» Из общей большой корзины дети носят муз. инструменты (погремушки, маракасы) своим мамам в корзинки. (под быструю веселую музыку) .

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото с буквами» .

Педагог : «По дороге на День Рождения Миша думает : «Во что же нам поиграть, когда мы все соберемся? И Придумал - у него же есть ЛОТО». Давайте тоже попробуем поиграть - потренироваться!. (Педагог показывает и называет картинки, дети с мамами раскладывают по карточкам)

6. Подвижный танец. Е. Железнова. Музыка с мамой . У Жирафа пятна-пятна

Дети повторяют движения за педагогом и повторяют слова.

7. Нанизывание бусин на шнурок.

Педагог : «По дороге встречаем Клоуна (какой день рождения без клоуна) Он хотел подарить Кукле Маше на день рождения бусы, но они рассыпались, соберем из них бусы. (Дети нанизывают большие бусины на шнурки, пелагог называет цвета бусин. Мамы помогают придерживать шнурок.) Вот какие нарядные бусы получились для куклы Маши»

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку» .

Дети повторяют движения за педагогом.

9. Формирование представления «Один - много» .

Педагог : «Миша решил сделать на День Рождения сладкий фруктовый салат!»

Какие фрукты вы знаете? (ответы детей - яблоко , груша и т. д.)

Педагог показывает картинку с фруктами и называет их. Посмотрите сколько здесь много фруктов! Какого цвета? А у детей на картинках фрукты не окрашены, отдельно лежат разноцветные фрукты - картинку надо собрать вместе. Собрали Молодцы.

10. Подвижная игра. МУЗЫКА С МАМОЙ . ЖЕЛЕЗНОВА - Где же наши ручки.

11. Лепка с помощью формочек «Печенье для Мишки» .

Педагог : «Мишка больше всего любит печенье. А Маша не успевает его приготовить к празднику. Давайте поможем Маше и сделаем для нее и для Мишки печенье. (Дети скатывают из теста для лепки шар, сминают его в лепешку и вдавливая в форму, украшают лепку, вдавливая тесто в «отпечатки» .)

11. Пальчиковая гимнастика.

Педагог (читает текст, на трех последних строчках поочередно загибает пальцы на руках, начиная с мизинца, а на последней строчке раскрывает ладошку, дети повторяют). Давайте покажем, как кукла Маша пекла печенье.

Кукла Маша печенье пекла,

Печенье пекла,

Всем гостям дала :

Зайке дала, лисичке дала,

Белке дала, мишке дала,

А злого волка прогнала.

Педагог. Давайте угостим Машу и Мишку печеньем. Дети кормят печеньем куклу и мишку.

12. Хороводная игра «Каравай» .

Дети вместе с педагогом берутся за руки и поют «Каравай» , водят хоровод.

13. Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам ещё!

До свиданья, до свиданья,

С вами очень хорошо!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

До свиданья, до свиданья,

Будем весело играть!

А вот такие замечательные печеньки получились у моих деток.

Когда вашему малышу год – он активен и подвижен, весьма любознателен и с радостью познает этот мир. В этот период жизни мама должна уделять эму достаточно внимания и находить различные интересные занятия.

Как говорится в пословице: «Материнство – это весьма тяжёлый труд, без выходных и возможности отпусков». Но согласитесь, невозможно посвятить все 24 часа в сутки, ведь существуют ещё домашние хлопоты в виде готовки, уборки и личного времени. Возникает логический вопрос, чем занять ребёнка в 1 год хоть на немного? Об этом далее.

На самом деле существует множество способов увлечь ребёнка интересными занятиями, тем самым получить немного времени для выполнения важных дел. Рассмотрим одни из самых популярных вариантов, которые можно предложить своему малышу.

  1. Новая красочная игрушка .Наверняка такому подарку будут рады все дети. Конечно, это не значит, что нужно приобретать каждый день по одной игрушке, но иногда этот вариант вовсе неплох. Это может быть что-то небольшое, но главное безопасное.

Не стоит покупать игрушки с мелкими деталями, чтобы они не представляли угрозы. Хорошо, если она будет иметь движущиеся элементы – они точно заинтересуют кроху, и он дольше будет играться новой находкой.

Ещё один вариант спасения – это «чудо коробка», в которой хранятся старые игрушки, которыми он не играл длительное время. Этот вариант проверен многими мамами, которым действительно нужен отдых или время на исполнение домашних дел.

  1. Бизиборд. Это странное слово слышали не все, но однозначно знают на практике его значение. Придумать занятия ребёнку в год помогут различные кнопочки, замочки, ручки, шнурки, верёвки, пуговицы и другие похожие мелкие детали, которые вместе объединяются на специальной доске, и называется она «бизиборд». Приобрести творение можно в магазине или же сделать своими руками. В основном игрушка направлена не только на отвлечение внимания ребёнка, но и на развитие у него мелкой моторики.

Прицепить туда можно все что угодно, начиная от старого ненужного калькулятора или мобильного телефона, заканчивая цепочкой от двери или колодки. Главное чтобы все детали были безопасными.

  1. Помощь в деле . Интересным подходом станет не отвлечение внимания малыша, а наоборот – увлечение его в свой рабочий процесс. На такой эксперимент согласятся отнюдь не все, ведь некоторые мамы глубоко убеждены, что ребёнок будет только мешать. Но для тех, кто не боится трудностей и готов наоборот приучать дитё с раннего возраста помогать родителям, вскоре будет приятно удивлён.

К примеру, покажите ребёнку, как правильно стирать. Поставьте небольшой тазик или ванночку в удобное место, предварительно постелив там клеёнку, налейте тёплой водички и дайте какую-то маленькую вещь для стирки. Вы будете приятно удивлены, с каким удовольствием ребёнок примется её стирать. Тем временем, пока он будет увлечён процессом, вы можете приняться за свои дела. Теперь и ребёнок на виду, и вы при деле.


Кстати, сейчас существует множество развивающих программ, которые направлены на учение и объяснение элементарных свойств предметов, к примеру, понимания значений высокий и низкий, толстый и худой, рассказывают о том, что такое день и ночь, весна и осень и т.д. Так что кроме отвлечения внимания, ребёнок может параллельно развиваться и познавать новые вещи.

  1. Говорящая игрушка . Это смешной хомячок или любая другая зверушка, которая будет повторять все слова, которые произносит ваш малыш. Очень смешно и весело наблюдать за игрой ребёнка с такой игрушкой.
  2. Танцы . Практически все детки в маленьком возрасте любят танцевать. Попробуйте включить вашему чаду музыкальный канал или радио. Если он в настроении, то непременно начнёт танцевать и скакать под музыку.
  3. Игры с пластиковой бутылкой . Предложите крохе большую пятилитровую пластиковую бутылку, с которой он сможет наиграться вдоволь. В комплекте с ней дайте ему мелкие игрушки, которые туда помещаются. Хоть на короткое, но все же время кроха непременно заинтересуется таким занятием.
  4. Поручение . Попросите карапуза выполнить какое-то совсем несложное занятие, к примеру, принести вещь или уложить куклу спать. В процессе выполнения, ребёнок отвлечётся на 10-15 минут, за которые можно успеть выполнить несложные задачи.

6 способов как занять ребенка без игрушек: видео

Варианты игр под присмотром взрослых

Кроме основных идей о том, чем занять ребёнка в 1 год, существуют варианты, которое можно также использовать, но с минимальным участием мамы или папы. Вот несколько из них.

  1. Краски. Искусство положительно влияет на развитие малыша. Конечно, в год ребёнку трудно будет пользоваться кисточкой для рисования, но он хорошо справиться пальцами или ладошками. Возьмите огромный лист бумаги или разрешите ему немного порезвиться на кафеле, который без проблем можно будет потом помыть. Пальчиковые краски для детей не представляют опасности (о том как сделать пальчиковые краски самостоятельно читайте в ), а процесс игры будет весьма ярким и полным эмоций. Главное приглядывать за малышом, чтобы он не начал переносить своё творчество на мебель и стены.
  2. Мыльные пузыри. Одно из самых любимых развлечений всех деток. Во время этого занятия они приходят в настоящий восторг, начиная заразительно смеяться и пробовать ловить пузырируками.
  3. Катаем мячик. Годовалого малыша трудно удержать на одном месте, ведь ему хочется постоянно бегать и прыгать. Если приобрести небольшой резиновый мячик, можно научить дитё катать его по полу, пинать и бегать за ним.

Есть вариант соорудить небольшую дорожку для боулинга, где вместо кеглей будут пластиковые бутылочки или надувные шарики. Такое развлечение увлечёт не только малыша, но и всю вашу семью.

  1. Музыкальные книги. Это конечно не отвлечёт внимание крохи надолго, но на некоторое время все же займёт его. Хорошо, если книга будет большой и картонной, с яркими картинками персонажей, детали которых можно двигать.
  2. Машина-каталка. Ещё одно спасение для мамы, когда ей нужно немного времени. Это отличное приспособление, которое подойдёт даже тем деткам, которые чувствуют себя ещё не вполне уверенно на своих двоих. Более того, этот вид транспорта станет полезным на несколько лет вперёд. В машинке можно ездить дома, или же брать её с собой на прогулку.
  3. Шведская стенка. Это прекрасный современный тренажёр для всей семьи, модели которого имеют дополнительные функции, рассчитаны для совсем маленьких деток. Часто туда включён канат, лестница из верёвок, горка или качели. Конечно, для такого вида развлечения нужно присматривать за ребёнком, но он вполне может самостоятельно съёжат с горки, где внизу для страховки поставьте мягкие подушки или покрывало.Если у вас есть в наличии такая стенка, это значит, что ребёнок с самых ранних лет будет вести активный образ жизни, а это положительно отобразится на его развитии и здоровье.
  4. Палатка или домик. Наверняка все в детстве строили небольшие укрытия из подушек, одеял и других предметов, которые без проблем можно найти дома. Представьте, как будет здорово построить такое сооружение и для своего малыша.

Ни для кого не секрет, что в год детки очень любят играть в прятки и ползать по закрытым территориям (к примеру, в туннелях на детской площадке). Если у вас нет желания тратить на это время, есть возможность приобрести такой домик из ткани и полиэтилена в магазине.


Чем занять малыша на улице?

Мы рассмотрели варианты, чем занять ребёнка в 1 год дома. Но как быть с улицей, ведь иногда тоже хочется перекинуться словечком с другими мамами.

Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень. Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?

Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:

Вес

Рост

Объем груди

Окружность головы

Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.

Психическое развитие

Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».

Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается. Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики. Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.

Вопреки устоявшимся стереотипам, малыши двух-трех лет еще не умеют манипулировать и «делать назло» — этому препятствуют особенности развития коры головного мозга и нервной системы. Большинство капризов – это попытки получить внимание и любовь мамы, а также прощупывание границ допустимого поведения.

Практические умения ребенка в 18 месяцев

Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.

Физическая сфера:

  • Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
  • Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
  • Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
  • Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
  • Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.

  • Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
  • Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
  • В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
  • Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
  • Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.

Социально-эмоциональная сфера:

  • Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
  • Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
  • Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,

Несмотря на явное желание расширять круг общения, малыш по-прежнему очень привязан к близким родственникам. Ему необходимо чувствовать рядом родное плечо, поддержку, уверенность в том, что все будет в порядке, его исследованиям, начинаниям, попыткам учиться новому ничего не грозит. Мама рядом является гарантом безопасности, а не прихотью.

Интеллектуальное развитие

Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:

  • Возить за собой игрушку на веревочке,
  • Собирать простую пирамидку,
  • Сортировать предметы по формам и цветам,
  • Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
  • Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
  • Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
  • Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.

Бытовые навыки

Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.

Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:

  • Питье из чашки и из трубочки,
  • Использование ложки – карапуз может кушать сам пюрированную и твердую пищу, учится есть ложкой суп,
  • Снимание с себя одежды (если ее не нужно расстегивать),
  • Самостоятельное умывание.

Камнем преткновения в дискуссиях молодых родителей со старшим поколением является приучение крохи к горшку. Вопреки опасениям бабушек, медицина не выявила доказательств вреда памперсов. Готовность ходить на горшок обусловлена развитием нервной системы малыша. Насильное, агрессивное, фанатичное приучение к туалету закончится нервными срывами мамы и серьезным противостоянием ребенка, которое только замедлит естественный процесс.

Режим, питание, уход

Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:

  • Спать дома,
  • Гулять во время бодрствования, в идеале утром и вечером,
  • Перед сном кроха должен пообедать, а после сна – пополдничать,
  • Перекус можно перенести на время после возвращения со второй прогулки, если она не слишком поздняя. Еще один вариант – взять что-нибудь съедобное на улицу, хотя это не очень удобно по многим причинам (невозможность умыться, взять что-то, что едят ложкой, излишний интерес других детей),
  • Определить одно и то же время для укладывания спать днем и на ночь,
  • Придумать ритуалы, которые будет соблюдаться каждый раз во время укладывания,
  • Если малыш спит днем два раза, выбрать оптимальное время для прогулки – самую светлую, теплую часть дня. В качестве второй прогулки можно организовать короткий выход перед вечерней ванной всей семьей.

Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной. Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов. Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.

Дети старше года должны учиться пережевывать твердую, плотную пищу. Нет необходимости превращать любое блюдо в пюре, предлагайте малышу кусочки – сначала совсем маленькие, потом побольше, очень скоро карапуз будет умело жевать свою еду совсем как взрослый.

Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения. Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать. Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.

Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд. Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета. Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.

Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:

  • Чистка зубов,
  • Умывания,
  • Причесывания,
  • Подстригание ногтей.

Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.

Досуг и развитие

В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня. Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск. Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:

  • Пробуйте собирать примитивные паззлы из двух-трех крупных деталей,
  • Стройте башни и пирамидки,
  • Показывайте, как можно группировать предметы по разным признакам (цвет, форма),
  • Давайте для игр прищепки, заколки, стучалки,
  • Попросите папу накрутить на лист фанеры различные защелки, крючки, открывающиеся разным способом окошки, имитацию розетки – кроха будет с упоением все это исследовать,
  • Организуйте игру в прятки,
  • Купите несколько вариантов лото, парных карточек на разные тематики,
  • Рисуйте красками с помощью кисти, губки, пальцев,
  • Занимайтесь лепкой, позволяйте карапузу перебирать предметы разных форм и фактур,
  • Разговаривайте, рассказывайте простым языком, как устроен мир, что вы чувствуете в разные моменты жизни, описывайте природу, погоду и других людей,
  • Включайте музыку, танцуйте и пойте вместе с малышом,
  • Делайте вместе утреннюю зарядку.

Если в какой-то момент у вас не хватает ресурса на занятия, активную игровую деятельность, насыщенные прогулки, делегируйте это папе, бабушкам и дедушкам, а сами потратьте немного времени на восстановление сил. Помните – мы развиваем детей каждый день, просто находясь рядом с ними, показывая на своем примере, как взаимодействовать с окружающей действительностью, общаясь с малышами на доступном им языке, проявляя свою любовь и поддержку.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Развивающие игры с ребенком возраста 1 год -1 год 3 мес.

1. Дидактические игры: развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Задача всех этих игр - научить кроху выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами . Например: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).

Такие игры - разовьют познавательную деятельность ребенка, мелкую моторику, обогатят его сенсорный опыт, мыслительную деятельность - первые понятия анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений в сознании малыша.

В играх с ребенком нужно использовать предметы, сделанные из различных материалов - металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань. Будет замечательно, если игрушки будут издавать и различное звучание.

Играем в кубики

Цели:

В практических действиях познакомить ребенка с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Ориентировочно дать малышу представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Вам понадобится:

Набор кубиков. Кубики (грань прим. 4 см) помещены в коробки с крышками, крышки закрыты. Коробки должны быть разные по форме (например: плоская и высокая).

Игра:

Погремите плоской коробочкой и дайте ее ребенку в руки, спросите: "Что там?". Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. В конце пустая коробочка показывается малышу: "Нет! ничего нет!" Коробка закрывается крышкой и опять встряхивается: "Не гремит. Пустая коробочка» - объясняете Вы крохе.
. Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает коробочку: "Тук-тук! Что там?" Наклоните высокую коробочку и один за другим, вытряхивая, передавайте малышу кубик за кубиком (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: "Нет! Ничего нет!"
. В третьей части занятия вместе с ребенком постройте башенку (кубики выкладываете один на другой - вертикально), а затем поезд (кубики прикладываете один к другому в горизонтальной плоскости).

Урок на вкладышах

Цели:

На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) - "колпачками".

Вам понадобится:

Набор вкладышей- колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Игра:

Поставьте перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Придвиньте всю конструкцию к малышу и предложите снять верхний колпачок, затем следующий, то, что под ним. Расскажите о форме и цветах каждого колпачка, старайтесь выстраивать их последовательно (в ряд) один за другим.
. Затем на глазах ребенка "сверните" все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается - «Давай спрячем колпачок!». Предоставьте малышу возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.
. Затем можно показать, как из колпачков можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший. А может Ваш малыш догадается до этого сам?

Вот какая матрешка!

Цели:

Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией матрешки: из одной, большой, появляется вторая, маленькая, и так далее.

Вам потребуется:

Две игрушки - матрешки - большая и маленькая. Сделайте для них 2 столика (один побольше, другой - поменьше) - из коробок, или изогнув картонку. А также «чайный сервиз» - чашки, если нет игрушечных, можно сделать из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой - это только еще больше разовьет у малыша фантазию.

Игра:

Придумайте для игры с матрешками занимательный сюжет. Например, они могут танцевать, играть "в прятки", кататься на машинках, прятаться под платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их под платочком.
. Закрепите полученные малышом знания, сравнивая разные по размеру матрешки. Озвучьте матрешек - как бы говоря за них: «Я бо-ольша-ая матрешка!» (говорится баском, протягивая звуки), «А я - маленькая!» (голосок тоненький, говорится быстро). Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, попросите показать, где "большая", а где "маленькая" матрешка.
. В конце занятия предложите "напоить" их чаем, угостить. Матрешек ставят за импровизированные столики. Большую - за высокий (большой) столик; маленькую - за низкий (маленький). Ярко обыграйте ситуацию чаепития, а затем матрешки пусть поблагодарят ребенка.
. Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.

Собираем пирамидку

Цели:

Нужно научить ребенка выполнять действие нанизывания на стержень. Полезно практиковать два захвата - кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.

Вам потребуется:

Пирамидка - цветные кольца на стержне (5-6 шт).

Игра:

Перед ребенком лежит 5-6 колец одинакового размера. Побуждайте малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учите ребенка брать кольцо кончиками пальцев - «отрепетируйте» два захвата - обхватывая кольцо сверху и сбоку. Используйте все возможности пирамидки - расскажите про цвета, форму колец, покажите - где большое, а где маленькое.
. Зазывно предложите крохе: "Давай соберем пирамидку!" Затем покажите - как это делается - наденьте первое кольцо на стержень сами. Затем предложите ребенку повторить это действие - дайте ему кольцо и скажите - «Теперь ты!». Если малыш затрудняется, то выполните действие его ручкой, или снова повторите показ.
. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается, падая на опору, издает звук. "Тук!" - весело прокомментируйте звук, пусть и малыш повторит за Вами. Затем пирамидка собирается полностью. Обязательно акцентируйте внимание ребенка на результате его "работы" - «Ах, какая прекрасная пирамидка получилась - разноцветная!».
. Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками с начала.

Занятие с шариками

Цели:

В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить ребенка с формой шара, научить его выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.

Вам потребуется:

Шарики. Лоток для скатывания шаров. Его можно сделать из картона. Занятие можно проводить сидя на ковре.

Игра:

Предложите ребенку коробку с шариками. Пусть он поиграет с коробкой, выберет шарики, посмотрит, как они раскатываются. Прокатите то один, то другой шарик к ребенку.
. Затем возьмите коробочку и предлагает малышу поочередно подать Вам шарики, которые Вы вновь собираете в коробку.
. В следующей части занятия научите ребенка скатывать шарики по желобку. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и раскатывание их повторяется несколько раз.

Игра "Что в кастрюльке?"

Цели:

Познакомить ребенка с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия.
Вам потребуется:
Набор "овощи-фрукты" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "овощи", накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи - фрукты, предварительно их помыв и просушив).

Игра:

Дайте ребенку заветную кастрюльку: "Что там?"
Малыш открывает крышку и берет овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков по поверхности каждого предмета. Комментируйте: "Это - огурчик, огурчик зеленый, а это - морковка". Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Сюжетные игры: воспитываем познавательную активность в знакомстве с окружающим миром

Познакомьте малыша с предметами домашнего обихода. Ребенка 1 г.- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели, посуды, одежды. Обязательно обратите внимание малыша на их назначение и как с ними нужно действовать. Расскажите и покажите простейшие транспортные средства - коляска, тележка, каталка. Например: покажите автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся). Покажите также животных, живущих рядом с человеком: кошку ("киса"), собаку, птичек. Отмечают внешние особенности каждого животного (какие глаза, хвост, уши), а так же - их голоса.

Домашний театр

Цели:

Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям, голосам животных (кукла - "ляля", собачка - "гав-гав"). Давать понятие общеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание.

Инсценировать бытовые ситуации из жизни, которые ребенок уже видел, или участвовал - они должны быть понятны ему. Закрепить представление о назначении окружающих его предметов - мебели, одежды, посуды, транспорте. Разнообразить эмоциональный внутренний мир ребенка разыгранными в сценках переживаниями.

Вам потребуется:

Сюжетные игрушки: животные, птицы. Кукла с одеждой (желательно подобрать игрушку, изображающую ребенка того же возраста, как и малыш, с доброжелательным, улыбающимся лицом). Машинки, игрушечная мебель и посуда.

Игра:

Проведите показ несложных сюжетов с помощью образных игрушек, инсценируя ситуации из жизни. Это могут быть игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку, зайчика, мишку) и кукла. Но при этом - кукла должна совершать «человеческие» действия, а животные - действия, присущие животным.

Например: собачка - кушает из миски, птичка летает и клюет зерна, зайка - прячется от мишки. А с куклой проведите показы бытовых и забавных ситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки). В инсценировании ситуаций с куклой закрепите представление о предметах мебели одежды и посуды (ложка, тарелка, чашка), их использование по назначению.

1. Пример игрового занятия с куклой:

Уберите игрушки игрушки, так чтобы малыш вначале занятия их не видел. Привлеките внимание ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, а затем разыграйте сценку: раздается стук. "Кто-то идет к нам в гости" - перед глазами малыша появляется куколка. "Кукла - Ляля пришла к Ване (имя ребенка)". Кукла здоровается, если малыш хочет взять ее в руки, отдайте игрушки, действия ребенка прокомментируйте: "Где у Ляли глазки (ротик, носик, ручки, ножки)?» Если малыш не показывает - покажите сами. «А где у Ванечки?»
. Затем попросите кроху вслух повторить за Вами: "Ляля" и тут же уточните: "Кукла". Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: "Смотри - вот Ляля - кукла на картинке. Где Ляля? - Вот! На картинке - Ляля".
. В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Как и в первой части игры, проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово "Гав-гав". «Это собачка, собачка говор «Гав! Гав!».
. В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Еще раз попытайтесь «разговорить» кроху: "Ляля", "Гав-Гав". Показывает картинки: "Где Ляля"?", "Где собачка, как собачка говорит?" Если дитя затрудняется, просто отвечайте за него после небольшой паузы.

2. Пример игрового занятия с игрушечным автомобилем (машиной)

Привлеките внимание крохи: «Ванюш, давай поиграем!?». Вы находитесь в проеме двери в комнату и разыгрывает первую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так Вы усилите ориентировочную активность малыша. За дверью раздается звук «машины». "Что это? Слышишь: "би-би-би"?" В комнату въезжает машина. .
. Разыграйте сценку поездки машины, введите новые слова - как гудит машина: "би-би-би". Спросите ребенка: "Как гудит машина, повтори!" В процессе занятия заострите внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.
. В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "би-би". Сценка "кукла в машине" разыгрывается ситуативно, Вы придумываете разные несложные сюжеты, забавляя малыша. Вводите новые и повторяете знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Старайтесь активизировать речь самого ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.

Показатели своевременного познавательного развития для ребенка к 1-му году и 3 месяцам:

Итак, если Вы будете играть с Вашим чадом во все вышеперечисленные игры, то уже к концу первого триместра второго года жизни он сможет:
1. Находить по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: кубик и шарик.
2. Играя, различать два разных по величине предмета: большой и маленький.
3. Снимает и нанизывает пирамидку (может и непоследовательно).
4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).
5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».
6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.
7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).
8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).
9. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одного предмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинакового размера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.
10. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Как развивать ребенка в игре?

Как можно развивать ребенка в игре на втором году жизни? В этой статье мы подскажем Вам ЧТО именно нужно развивать и КАК это делать. Вашему вниманию будут представлены несколько развивающих игровых занятий, в первой части статьи собраны дидактические игры, развивающие логику и познавательную активность, а во второй - сюжетные игры, знакомящие малыша с окружающим миром, ведущие за собой его эмоциональное и социальное развитие.

Три правила эффективной развивающей игры:

1. Не забывайте, что ребенок в таком возрасте без движения быстро утомляется. Поэтому, старайтесь сочетать игру с ходьбой и движением.
2. Заканчивать игру конечно же нужно до того, как ребенок утомится.
3. Занятия обязательно должны базироваться на активном общении между Вами и малышом, ведь это поможет ему быстрее и лучше овладеть речью.

1. Дидактические игры - развиваем познавательную активность малыша в процессе игры!

Казалось бы, во что можно поиграть с таким карапузом! Да так, чтобы не только насладиться общением - но и получить полезные плоды - новые знания и умения ребенка. Мы Вам предлагаем несколько развивающих предметных игр, простых, но направленных на достижение высоких целей, вот лишь некоторые из них:

Цель дидактических игр для ребенка:

Развивать умение ребенка действовать в пространстве, и при этом согласованно или синхронно действовать правой и левой руками;
. Обогащать сенсорный опыт малыша, предлагая ему взаимодействовать с разными, по физическим свойствам предметами и игрушками;
. Развивать цепкость и силу пальчиков малыша - мелкую моторику его ручонок;
. Попробовать выполнять задания с одинаковыми по цвету или величине предметами, ориентируясь на одно из этих свойств;
. Попробовать решать задачки: на выбор предмета по его свойству, и при этом - стараться не отвлекаться на не имеющие отношения к заданию, другие свойства предметов - то есть учить целеустремленности.

Примерные методики дидактической развивающей игры:

1. Шарик, колечко, кубик….

Цель: Научить ребенка действовать с предметами в зависимости от их физических свойств, объяснить ребенку. К примеру - надеть на стержень пирамидки - можно только кольцо, а шарик одеть не получится, так как в нем нет отверстия. Сделать башенку из шариков тоже не получится, лучший для этой цели материал - кубики…

Материал: Кольца от пирамидки, круги из картона.

Ход занятия:

  • Покажите малышу разноцветные кольца. Прокатывайте по полу вначале одно кольцо, затем второе, третье. Поясните: "Это-колечко. А это - кружок!" (показываете его). Затем покажите как кольцо нанизывается на столбик пирамидки. "Смотри, колечко можно надеть на столбик, а кружок - нельзя, потому что в круге нет дырочки!" (Показ).
  • Возьмите вперемешку кольца и круги, раскатите-раскладите по полу. Полуторагодовалому малышу уже можно предложить - сортировать, собирать круги и кольца отдельно. Круги можно складывать в корзиночку, а кольца нанизывать на игрушку-стойку. Поощрите малыша - при правильно выполненном действии, отметьте его результаты.

2. «Подружка-матрешка»

Цель: Учить малыша играть со сборно-разборными игрушками (матрешка).

Материал: Матрешка, внутри нее находится цветной платочек.

Ход занятия:

  • Поставьте на стол домик, за которым спрячьте матрешку, и скажите, что в домике живет матрешка. «Давай позовем ее! Матрешка, выходи к нам!".
  • "Матрешка приготовила тебе подарок: откроем ее и посмотрим, что она нам принесла!". Покажите, как открывается матрешка (в вертикальном положении). Помогите ребенку открыть матрешку, если у него долго не получается. Направляйте его руку, передайте легкое усилие, накладывая свою руку на его ручку и на матрешку. Либо можно -предварительно внутрь вложить петельку из ленты и с ее помощью подтянуть верхнюю часть игрушки.
  • Рассмотрите вместе с малышом платочек, извлеченный из матрешки. Опишите словами его свойства, рисунок.
  • Затем предложите малышу закрыть матрешку, вначале совместить ее части, потом крепче соединить нажатием.

Примечание: в последующем можно усложнить игру: используя в ней не одну матрешку - а несколько.

3. «В лес, по грибы…»

Цель: Научить малыша действовать с предметами, учитывая их положение в пространстве, форму, величину. Учить выполнять задания по сортировке - отбирая предметы с одинаковыми свойствами, ориентируясь на одно из них (цвет или величину).

Материал: Грибки одного цвета и двух размеров - 3 -5 шт. Примечание: их можно нарисовать на картоне и вырезать, либо смастерить так: ножки грибов - катушки от ниток, а шляпки - кусочки пороллона, обтянутого тканью.

Ход занятия:

  • Расположите грибы по всей комнате так, чтобы кроха мог не сразу найти их, а, например, нагнувшись и заглянув под стульчик. Дайте малышу корзинку (коробочку) и покажите, как нужно собирать грибы.
  • Когда все грибочки будут в корзинке, рассмотрите их вместе с ребенком. Затем предложите малышу разделить грибы по величине - в одну сторону большие (к примеру - для большой игрушки), в другую - маленькие (для маленькой).

Примечание: Такие занятия проводятся с грибами разного цвета и одной величины, или также, разной формы, но одной величины.

2. Воспитываем тягу к познанию, при ознакомлении с окружающим миром:

Продолжаем знакомить ребенка с предметами домашнего обихода. Расширяем границы его ориентации в окружающем мире. Например: нужно постоянно дополнять знания малыша о свойствах и назначении мебели (шкаф, диван, скамейка), посуды (ложки и тарелки - различной формы, величины), а также - одежды (колготки, майка, носочки).
С этой целью (закрепления знаний об окружающих бытовых предметах) почаще просите малыша выполнить несложное словесное поручение, которое будет состоять из одного действия: «Возьми, пожалуйста, кружку со стола» или «Подними, пожалуйста, карандаш». Сопровождайте слова жестами, например, указывая рукой на предмет, о котором идет речь.

. Закрепляйте умение крохи узнавать знакомые предметы на картинке. К I году 6 месяцам пусть ребенок научится находить изображение предмета, который Вы просите найти - выбирая его из нескольких картинок.

. Поощряйте гуманное отношение к животным. Кормите кошку в присутствии ребенка, наблюдайте вместе с ним за ней. Даже если нет возможности непосредственного контакта с животными - можно просто читать о них книжки с картинками, смотреть коротенькие презентации. Во время прогулке, обращайте внимание на собачку, голубей, отметьте их внешние особенности. Если зоопарк находится не так далеко от Вашего дома, чтобы это вызывало трудности - то самое время навестить его! Этот день запомнится малышу надолго, главное - не переутомить его новыми впечатлениями.

Попросите кроху подражать голосам животных («Гав-Гав!», «Мяу-Мяу» и пр.) - обычно дети делают это с большим удовольствием, и это неплохо сказывается на развитии речи в общем смысле.
Учите малыша находить нужное изображение животного из 4-5 картинок, и после этого - отвечать на вопросы: "Как говорит кошечка? А что она делает?". Если малыш затрудняется ответить - отвечайте за него.

Сюжетная игра

Продолжайте играть с малышом в сюжетные игры: показывайте бытовые ситуации с куклами и игрушками-животными, со временем - усложняя содержание сценок. Особенно взрослому, рационально мыслящему родителю на первый взгляд может показаться - что сюжетная игра - это довольно скучное занятие. Но это не так - представьте, что Вы - режиссер маленького театра, а зритель - Ваш собственный ребенок, и вам надо исполнить свои роли настолько правдоподобно, чтобы не только привлечь внимание «виновника торжества», но и завлечь его к участию в этом действе!

Эксперементируйте в игре, включите фантазию. Для того, чтобы по-настоящему увлечь ребенка игрой - надо и самому на некоторое время забыться, вернуться в детство… и самому ею увлечься! Это дорогого стоит, но работает безотказно - Ваш малыш полюбит играть в игры - и замечательно, если в этом поможете ему именно Вы - самый дорогой для него человек. А уж значение игры для формирования личности человека - трудно переоценить. Не случайно знаменитый русский педагог - Л. С. Выготский называл игру "девятым валом детского развития".

"Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?" Жан-Жак Руссо

Что полезно делать в сюжетной игре:

Отражайте в игре - последовательную цепь режимных моментов, которые обычно происходят с малышом(прогулка, кормление, купание, укладывание спать) - это поможет малышу лучше провести параллель в его собственной жизнью и понять взаимосвязь этих действий.

В игре также - закрепляются представления крохи - о реальной действительности, поэтому, таким же образом - как и в реальности - знакомьте ребенка с предметами кукольной одежды, мебели и посуды. Хорошо, если их арсенал будет разнообразен (посудка разного цвета и формы, полный гардеробчик кукольной одежды - на все случаи жизни).

Часто бывает - что у маленького ребенка, особенно мальчика - «завались», как говорится, пластиковых машинок, роботов, но совершенно отсутствуют предметы кукольного обихода для сюжетной игры. Это неправильно, ведь мальчик - тоже человек;) - и ему нужна кукла-мальчик, приблизительно его возраста - со всем «обмундированием» - для сюжетных игр. Об арсенале игрушек для мальчиком - мы поговорим в другой статье, как и про то, как правильно делать выбор игрушек в магазине.

Чтобы разнообразить игру и подпитать познавательный интерес ребенка - включайте в игровые сюжеты - картинки, изображающие птиц и животных: гуся, курочку, цыплят, козочку, кошечку, зайчика.

Примерные сюжетные игры для детей:

Знакомство с куклой

Цель: Презентация ребенку новой игрушки, игра сочетается с описанием игрушки, с использованием поэзии, стихов, песен и потешек.

Нам пригодится: Кукла среднего размера (30-40 см) - соответствующая полу ребенка (девочкам - куклы-девочки, мальчикам - мальчики)

Ход занятия:

Разберем игру на примере с куклой Катей:
. Покажите малышу куклу. Пусть кукла «заговорит» с ним: «Привет! Как тебя зовут?». Обратите внимание крохи на красивое платье куклы.
. Тут разыгрывается небольшая сценка. К примеру - псня и танец куклы. Скажите: «Кукла Катя хочет спеть песенку для тебя, и потанцевать». Далее, под напевы веселой песенки (хорошо подойдут народные: "Во саду ли в огороде", "Ах, вы сени, мои сени"), кукла «танцует» (раскачивайте ее, пусть она «прыгает» вперед/назад, поворачивайте ее - кружится). Можно использовать и аудиозаписи детских песенок, а также к месту будут и потешки:

Ах, какое платье у Алены,
Да с какой каемочкой зеленой!
Каблучок мой, топни сильнее
И танцуй - кружись веселее!

Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая
Пройди, Катя, по дороженьке..
Топни Катя ноженькой!

Примечание: сюжетная игра в отличие от игры с куклой в период от 1года 3мес.-1года 6мес. отличается вот чем: теперь разыгрываются не просто отдельные действия с куклой (кормление, причесывание и т.п.), а уже сюжетные, развернутые инсценировки, с использованием различных аксессуаров и дополнительных игрушек.

Как, к примеру, в такой игре, как: «Кукла Катя угощает друзей». Тут будет к месту - дать представление об именах собственных у игрушек-животных (кошка Муська, утенок Кряк, корова Буренка). При дальнейших показах следует обогащать сюжеты включением в действия этих персонажей.

Котик и Козлик

Цель: Закрепить в речи ребенка названия игрушек (котик и козлик) - хотя бы упрощенные. Научить подражать голосам животных ("мяу-мяу" и "ме-е-ме-е").

Нам пригодится: Игрушки - котик и козлик, соответствующие картинки (либо другие животные, на Ваше усмотрение).

Ход занятия:

Сначала нужно показать крохе картинки с изображенными животными, назвать их, произнести звукоподражания их голосам. На примере котика и козлика: «Мяу! Мяу!» и «Ме-е-Ме-е!». Попросите ребенка повторить.

Далее, с элементами сюрпризности - включаем в игру игрушки. Особенно нтересен будет малышу - прием «прятки» - игрушки "прячутся" в разные места и подают «голоса», а ребенок находит их. Замечательно будет, если каждый раз, когда у него получается найти игрушку - сразу просить его назвать животное и показать - как она «говорит».

В конце занятия опять же привлекаем внимание ребенка - к картинке, просим назвать, кто на ней нарисован и как умеет «говорить».
Примечание: к таким играм хорошо подойдут различные стихи, например, А. Барто "Кто как кричит?"

Кто как кричит
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить!
Воды попить.
Мурр-мурр...
Пугаю кур.
Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
Му-у, му-у!
Молока кому?

Кукольный театр (перчаточные куклы) - пример: «Петрушка»

Цель: Знакомство с Петрушкой - фольклорным персонажем. Обогатить эмоциональные впечатления малыша. Использовать сюрпризный момент - появление Петрушки для повышения интереса к разыгрываемой ситуации и развития речи ребенка.

Нам пригодится: Перчаточная кукла, на нашем примере - Петрушка.

Ход занятия:

Наденьте на руку куклу и спрячьте ее к себе за спину или в карман. Разыгрываем сцену сюрпризного появления Петрушки. Покажите на своем примере - удивление, радость, познакомьте Петрушку с малышом. Вы играете за двух лиц - за себя и за Петрушку.

Петрушка "играет": прячется в разные места и внезапно появляется. Здоровается с малышом за ручку, задает вопросы. Так-же как и в игре с куклой - можно показать, как Петрушка поет и танцует, и даже играет на музыкальных инструментах.

Статья составлена в соответствии с рекомендациями Любови Павловой (ведущим научным сотрудником центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидата психологических наук).

Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!