Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики в первой младшей группе. Картотека игр на развитие мелкой моторики рук во второй младшей группе. картотека (младшая группа) на тему Развитие мелкой моторики во 2 младшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Проект по развитию мелкой моторики рук

у детей 2младшей группы:

«Наши пальчики всё умеют».

воспитатель ДОУ

Актуальность проблемы.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования .
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Устное народное творчество-это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.

Только регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта:

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта:

1. Развивать память, речевой слух;

2. Развивать монологический и диалогический строй речи;

3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Подготовить методический материал;

3. Разработать картотеку пальчиковых игр;

4. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;

5. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

6. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;

7. Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;

8. Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.

Организационный этап.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми первой младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности , в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации , конструированию), счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература , различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. Для этой цели в группе создана «Школа для родителей: Счастливый малыш». В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, а один раз в квартал родители встречаются в группе на семинары, мастер – классы, тренинги и др.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом (январь) и результаты в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Реализация проекта.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1. «Киска, киска, киска, брысь…»;

Пальчиковая игра «Сорока-сорока».

2. Потешка «Ладушки, ладушки…»;

Пальчиковая игра «Моя семья».

Формировать положительный
эмоциональный настрой детей
на совместную работу; развивать ощущение
собственных движений;
развивать мелкую моторику
пальцев рук.

3 Песенка «Наши уточки с утра…»;

Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл…»


сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. «Пошёл котик на Торжок…»;

Пальчиковая игра «Маша варежку надела».

Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста; развивать моторику рук.

Октябрь

1. «Наша Маша маленька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…»

Активизировать движения пальцев рук; активно развивать речевой запас слов; формировать у ребенка
положительный эмоциональный настрой.

2. Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

Развивать моторику пальцев
рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3. «Водичка, водичка, умой моё личико…»; Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Учить ребенка совершать
действия руками в
соответствии со стихотворным
текстом; развивать мелкую моторику рук.

4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;
сочетать игру и упражнения
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей.

Ноябрь

1. «Заяц Егорка»; Пальчиковая игра «Весёлые маляры».

Развивать моторику рук,
выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;
обогащать словарь ребенка, развивать память.

2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Детки».

Развивать мелкую моторику обеих рук; активизировать словарь детей, развивать память.

3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…».

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «На работу».

Декабрь

1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Пальчики».

2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Мы считаем».

Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.

3. Игровое упражнение «В гости»; Пальчиковая игра «Комарик».

Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек; развивать мелкую моторику рук.

4. «Здравствуй, солнце золотое…»; Пальчиковая игра «Шалун».

Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук.

Январь

1. Песенка «Как по лугу, лугу»; Пальчиковая игра «Коготочки».

Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2. Работа с бумагой «Снег идёт»; Пальчиковая игра «Прогулка».

Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы; закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок; развивать мелкую моторику рук.

3. Работа с природным материалом «Мостик»; Пальчиковая гимнастика «Дорожка».

Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль;
развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка».

Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1. Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая гимнастика «Сорока».

Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.

2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

3. Песенка «Как у нашего кота…»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела».

Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение.

4. Игровое упражнение «Змейка»; Пальчиковая гимнастика «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

Учить выкладывать пуговицу по размеру; расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук.

Март

1. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»; Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошенки».

Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити;
закрепить умение чередовать
предметы по цвету; развивать моторику пальцев рук.

2. Дидактическая игра «В гостях у Шептунчика»; Народная потешка «Бабочка».

Учить детей группировать
однородные предметы, различающиеся по величине;
стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев; развивать мелкую моторику.

3. Игровое упражнение «Поможем зайке»; песенка «Заинька, зайка…».

Учить выкладывать дорожку из фасоли; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги;
развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

4. Дидактическая игра «Покормим птичек»; Пальчиковая гимнастика «Птички».

Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе;

Апрель

1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе;
продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»;

Учить детей продевать шнурки в отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

3. Потешка «Ой ты заюшка - пострел»; Дидактическое упражнение «Поможем Незнайке»;

Продолжать учить детей шнуровке; закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие; формировать умение правильно проговаривать слова игры;
развивать моторику пальцев рук.

4. Дидактическая игра «Зонтик для зайки»; Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Учить детей выкладывать спички по образцу; развивать моторику пальцев рук; закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»; пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу; закрепить названия геометрических фигур; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»;

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»;

Учить детей строить постройки
из крышек, закреплять цвет крышек; формировать внимание, воображение, творческие способности;
развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Дидактическая игра «Бусинки рассыпались»; Пальчиковая гимнастика «На работу».

Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету; закрепить название цветов;
развивать мелкую моторику рук.

4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок.

Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.

Срок реализации проекта

Проект рассчитан на один учебный год.

Как будет оцениваться эффективность проекта:

По результатам мониторинга, наблюдения.

Ожидаемый результат:

К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

Повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;

Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Что получилось в результате:

В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности.

Перспектива :

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Накопить материал по данной теме.

Перспективный план по развитию мелкой моторики в младшей группе.

Дидактическая игра «Надень колечки»

Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.

Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая игра « Овощи»

Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.

Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.

Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Дидактическая игра « Сухой бассейн»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Цель: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цель: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»

Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Дидактическая игра «Бусы для елочки»

Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук.

Разбор красной и белой фасоли.

Цель: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая игра «Наша армия»

Цель: Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Дидактическая игра «Разноцветные бусы»

Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук. Знакомить с цветом.

Пальчиковая игра «Помощник»

Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Пальчиковая игра « Моя семья»

Цель: Учить детей поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

Цель: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание.

Пальчиковая игра « Домашние птицы»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

Игра с прищепками «Солнышко»

Цель: Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание узора из белой и красной фасоли.

Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая игра «Клен»

Цель: Учить детей согласовывать движения с текстом.

Фотоприложение

https://pandia.ru/text/80/237/images/image003_91.jpg" width="577" height="382 src=">

Козлова Татьяна
Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «В гости к котику»

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«В гости к котику»

Цель: установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, активизировать работу по развитию мелкой моторики.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с нетрадиционным материалом (прищеплять разноцветные прищепки, играть с разноцветными пробками, сортировка фасоль от гороха).

2. Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью.

3. Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова и фразы.

4. Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

5. Расширять ориентировку в окружающем, учить узнавать животных и птиц: кошка, заяц, петушок;развивать умение подражать их голосам.

Материал: игрушки - кошка, заяц, петух, кукла; яркий сундучок с замочком, в нём письмо в виде котика; фонограмма с записью к занятию; блюдце и кувшинчик с молоком; тарелочка с горохом и фасолью; муляжи морковок и разноцветные прищепки; разноцветные пробки; массажный коврик с нарисованными следами; игрушечный домик, скамеечка для детей.

Предварительная работа:

1. Разучивание игры с пальчиками - «Замок».

2. Наблюдение во время прогулки за птицами, кошками, собаками.

3. Чтение и рассматривание иллюстраций в книгах о животных и птицах.

4. Загадывание загадок о зайце, кошке, петушке.

Ход занятия:

Вводная часть (организационный момент)

Дети заходят и встают перед воспитателем, а воспитатель перед ними.

Воспитатель:Здравствуйте, ребятки! Дети здороваются.

Воспитатель:Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Воспитатель: Я сегодня с самого утра улыбаюсь, а знаете почему? Потому что у меня тоже хорошее настроение. А хотите, я вам подарю хорошее настроение. Настюшке, насыплю в кармашек. Юле, в ладошки. Кате, в кармашек положу, Серёже, ит. д.

Сюрпризный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на сундучок с замочком, который стоит рядом.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой красивый сундучок стоит!

Воспитатель: Что же в нём интересно находится внутри? Хотите узнать?

Что ж, попробуем его открыть. Пытается приподнять крышку, не получается.

Что - то не получается?

Сундучок не открывается!

Погодите, посмотрите, здесь замочек висит. Что же сделать? Может вы подскажите, что сделать?

Дети: Можно открыть его ключиком.

Воспитатель:Ребятки, ведь у нас у нас нет ключика. Я знаю очень интересную потешку про замочек. А давайте её прочитаем, может тогда этот замочек откроется.

Дети и воспитатель читают потешку:

Пальчиковая игра «Замок»

Вот висит, висит замок

(соединить пальцы рук в замок)

Кто открыть бы его смог?

(пробуем расцепить пальчики, пальцы остаются сцепленными)

Потянули-потянули

(потянули ладони вправо и влево)

Покрутили-покрутили

(круговые движения кистями рук)

Постучали-постучали

И … открыли!

(пальцы рук расцепились и руки развели в стороны)

Воспитатель открывает сундучок. В нём письмо, на котором изображена мордочка котика. Воспитатель показывает его детям.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, внутри сундучка письмо лежит. Какое оно красивое! Как вы думаете от кого оно?

Дети: От котика.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что на котика похоже.

Воспитатель: Давайте прочитаем его, тогда узнаем, кто его написал.

Воспитатель разворачивает письмо и читает:

«Дорогие ребятки. Пишет вам кот Васька и мои друзья: зайка и петушок. Мы приглашаем вас к себе в гости»

Воспитатель: Правильно, это письмо нам прислал котик и его друзья. Они приглашают нас к себе в гости. Ребятки,вы любите ходить в гости?Ну что ж, тогда пойдём.

Воспитатель заранее расстилает массажную дорожку, на которой нарисованы следы.

Давайте пойдём в гости вот по этой дорожке. Звучит фонограмма. Дети и воспитатель идут друг за другом по массажной дорожке.

Игра: «По ровненькой дорожке шагаю наши ножки»

Основная часть:

Воспитатель: Вот мы и пришли. Воспитатель предлагает детям присесть на скамейку. Затем обращает внимание детей на домик, стоящий на ширме:

Что за домик тут стоит, очень сказочный на вид?

Кто же в домике живет, кто хозяйство здесь ведет?

Слышится мяуканье кошки под фонограмму. (Мяу-мяу)

Ребята, кто это? (Котик)

Под фонограмму на ширме появляется Кот:

Игрушка - кот: Мяу- мяу - это я, Ваською зовут меня.

Я люблю гулять по крыше и меня боятся мыши.

Воспитатель достаёт и показывает игрушечного кота.

Дети и воспитатель здороваются с котиком.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый котик. Погладьте котика. Какой он? (мягкий, пушистый). Котик хочет молочка. Давайте угостим его. Котик нам говорит «Спасибо».

Дорогие ребятишки, что – то котик загрустил, давайте поиграем с ним в кошки - мышки?

Музыкальная игра под фонограмму «Кот Васька»

«Ходит Васька серенький.

Хвост пушистый, беленький

Ходит Васька кот,

Сядет, умывается.

Лапкой вытирается, песенку поет,

Мяу, мяу (2 раза) (дети повторяют,

Обойдёт неслышно дом,

Спинку выгнет он горбом

Точит коготки.

Притаится Васька-кот

Возле норки мышек ждёт,

Мышка, берегись

Дети - мышки убегают, а кот их догоняет.

Кот дарит детям корзиночку. Воспитатель предлагает посмотреть, что в ней. Там разноцветные пробки. Воспитатель высыпает содержимое на стол.

Воспитатель: Что же нам с ними делать. Вы ребятки, любите играть? Давайте с ними поиграем!

Воспитатель предлагает самим придумать, как с ними поиграть. Если дети затрудняются, то предлагает сам варианты игр:

1. «Мозаика из пробок». Воспитатель предлагает выложить на столе разноцветную мозаику: цветы, солнышко, домик, пирамидку, гусеницу, по выбору детей.

2. «Разложи пробки по цвету». Воспитатель предлагает разложить пробки по цвету. Например все красные – на красный лист картона, все синие – на синий т т. д.

Воспитатель: Хотите узнать, кто ещё в домике живёт?

Дети и воспитатель подходят к домику. Воспитатель предлагает детям присесть на скамейку. Котика усаживает рядом на отдельный стульчик.

Загадка:

Длинные ушки,

Быстрые ножки,

Прыгает ловко!

Любит морковку

(Ответы детей.).

Правильно, зайка!

Воспитатель достаёт и показывает игрушечного зайца.

Игрушка - зайка: Здравствуйте ребятки. А вот и я зайка, зайка - побегайка! Дети и воспитатель здороваются с зайкой.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый зайка! Какая у него шерстка? Дети:Мягкая, пушистая.

Воспитатель:А что любит зайка кушать? (Морковку). Давайте угостим морковкой.

Дети подходят к столу, на нем лежат шаблоны морковок, но у них нет верхушек. Воспитатель предлагает сделать их с помощью прищепок.

Воспитатель: Давайте сделаем у морковки верхушку из прищепки. Вот так, как я. Дети выбирают зелёные прищепки и прищепляют их на шаблон морковки. Затем угощают зайчика. Заяц благодарит детей.

Воспитатель: Детки, зайке очень понравились какие вы сделали и подарили ему морковки. Он говорит вам: «Спасибо». А давайте теперь потанцуем вместе с ним.

Дети выполняют танец под фонограмму:

«На полянке зайки танцевали».

Воспитатель: Пойдёмте, посмотрим, кто ещё в домике живёт. Дети и воспитатель идут к домику. Воспитатель предлагает детям присесть на скамейку. На отдельный стульчик, вместе с котиком усаживает зайку. Затем загадывает следующую загадку.

Воспитатель:

Встает на заре,

Поет на дворе.

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок).

Правильно, ребятки, петушок.

Раздаётся крик петушка по фонограмму: «Кукуреку».

Воспитатель: Где он? (дети показывают).

Давайте позовём петушка:

Дети: Петушок! Петушок! Золотой гребешок!

Под музыку на ширме появляется Петушок. Воспитатель достает из-за ширмы игрушечного петушка.

Петушок: Кукареку! Здравствуйте ребятки! Я петушок золотой гребешок! Дети и воспитатель здороваются с петушком.

Воспитатель: Какой красивый петушок! Что у петушка есть?

Дети показывают и говорят: головушка, бородушка, гребешок, лапки, хвост, крылья.

Воспитатель: Как петушок машет крылышками? (дети показывают).

Воспитатель: А что это у петушка? (Клюв). А что петушок любит клевать? (Зёрнышки). Как петушок клюет? (Клю-клю)

Воспитатель: Давайте его накормим. Дети и воспитатель подходят к столу, на котором стоят тарелочка с горохом и фасолью.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, здесь горошек и фасоль. Давайте отделим фасоль от горошка, а то петушок ей подавиться. Посмотрите, какая она крупная. Дети подходят к столу и перебирают фасоль от гороха, на поднос, который стоит в центре стола.

Воспитатель: Теперь, можно покормить петушка. Он берёт петуха и иммитирут, как петушок клюёт горошек.

Петушок: Спасибо, ребятки! Вы меня накормили. За это вас сейчас угощу. (Раздаёт угощение).

Рефлексия: итог занятия.

Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше путешествие? К кому мы в гости ходили? Что там делали?

Дети: мы ходили в гости к котику, зайке и петушку.

Воспитатель: Молодцы, дети! Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами. Теперь пришла пора прощаться. Давайте скажем котику, зайке и петушку «До свиданья»!

Дети хором говорят до свиданья и уходят.

Литература:

1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

2. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. ,2008.

3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст детей 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;

Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Программа «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитывала следующие принципы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
нетрадиционные техники рисования
штриховка
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:

-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.

Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым:
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Уровни развития мелкой моторики рук у детей

Высокий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Средний уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в пол¬ном объеме.
Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Низкий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.
Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в пол¬ном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений паль¬цев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тести¬рующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безоши¬бочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда харак¬тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру¬ющего.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно при¬жать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указа¬тельным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движе¬ния пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, я обобщила в Таблице 2.

Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы.
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.

Перспективный план работы кружка
«Весёлые ладошки»

Сентябрь

1 Диагностика.
2 «Умные пальчики»
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.
3 «Дары осени»
Цель: закрепить знания детей о фруктах; провести сенсорное обследование плодов; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; различать предмет по его форме; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.
4 «Мухомор»
Цель: Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и формировать мелкую моториу рук. Воспитывать аккуратность в работе.

1 «Картошка в мешке»
Цель: Научить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущуения. (Колдина, Лепка, стр. 7)
2 «Грибы прячутся в траве»
Цель: Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. (Колдина, Рисование, стр. 8)
3 «Яблоко»
Цель: Научить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. (Колдина, Лепка, стр. 9)
4 «Осенний дождик»
Цель: Совершенствовать технику рисования короткими штрихами; закреплять умение правильно держать карандаш. (Кодина, Рисование, стр.9)

1 «Сильный дождь»
Цель: Научить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; упражнять в раскатывании кусочков салфетки между ладонями круговыми движениями рук; учить располагать шарики в нужном месте. Развивать мелкую моторику рук.
2 «Подсолнух»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через лепку.
3 «В гости к бабушке Забавушке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.
4 «Узоры на платье»
Цель: Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью кисти. (Колдина, Рисование, стр. 10)

1 «Подарок для ёжика»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через обрывную аппликацию.
2 «Варежки»
Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр. 11)
3 «Ёлочный шарик»
Цель: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук.
(Колдина, Лепка, стр. 13)
4 «Укрась елку»
Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев.
Колдина, Рисование, стр. 14)

1 «Хвойный лес»
Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, 13)
2 «Зайка в белой шубке»
Цель: Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти. Учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали.

3 «Снеговик»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через рисование.
4 «Украсим шапочку»
Цель: Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Вызвать интерес, развивать аккуратность и чувство ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный цвет.

1 «Угостим животных»
Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.

2 «Коврик для зайчат»
Цель: Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. (Колдина, Рисование, стр. 11)

3 «В гости к лисичке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место.

4 «В гостях у бабушки»
Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.1 «Букет цветов»
Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы.
2 «Бусы из макарон»
Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. (Колдина, Рисование, тр. 19)

3 «Черепаха»
Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.18)

4 «Угостим мышку сыром»
Цель: Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. (Колдина, Рисование, стр. 12)

1 «Неваляшка»
Цель: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;
Закрепить умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой;
Развивать ориентировку на листе бумаги

2 «Пасхальное яйцо»
Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин ан поверхность и украшать изделие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.25)

3 «Козлёнок»
Цель: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, стр. 15)

4 «Путешествие в зоопарк»
Цель: Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук.
1 «Красивая бабочка»
Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.

2 «Рыбки плавают в ручейке»
Цель: Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.

3 «Секрет в ладошке»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей.

4 Диагностика
Итоговая выставка работ.

Литература, используемая педагогом:
1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Яковлева Е.В.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
По количеству участников : групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность :
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель : целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя
Понедельник 15.02.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Игры с конструктором
Вторник 16.02.
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда 17.02.
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Четверг 18.02.
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница 19.02.
Пальчиковая игра « Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
Суббота 20.02.
Пальчиковая игра «Банька»
Спрячь платочек

2 неделя
Среда 24.02.
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг 25.02.
Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»
Игры с прищепками
Пятница 26.02.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками

3 неделя
Понедельник 29.02.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т.п
Вторник 01.03.
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазлов и разрезных картинок
Среда 02.03.
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг 03.03.
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница 04.03.
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом

4 неделя
Среда 09.03.
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг 10.03.
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница 11.03.
Пальчиковая игра «Снег, снег»
Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель : развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - познавательные : закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие : учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.
-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.
- игровые : совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.
Материал :
Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный : подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.
Ход занятия :
Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.
Воспитатель : Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?(стоят несколько елочек)
Дети : В лес!
Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?»
Зайчик : «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»
Воспитатель : «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»
На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.
Дети находят игрушки и называют их:
- Я нашла куклу. И т. д.
Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель : Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек
Звать его конечно ….(Ёжик)
Вот он Ёжик.
Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?
Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.
-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.
В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).
Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?
Дети : Зайца, Ёжика, Медведя.
Воспитатель :Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?
Дети : - Дикие животные.
Воспитатель : А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:
По деревьям ловко скачет
И в дупло орешки прячет?
Дети : Белочка.
Воспитатель : Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.
Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.
Воспитатель : Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.
Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.
Речь с движениями «Я на скрипочке играю...»
Я на скрипочке играю
«Тили-ли, тили-ли»
Скачут звери на полянке
«Тили-ли, тили-ли»
на гармошке я играю «Ры-ры-ры»
Скачут звери на полянке
«Ры-ры-ры »
Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»
Скачут звери на полянке
«Ду-ду-ду »
А теперь на барабане
«Бум-бум-бум, трам-там-там»
Все зверушки разбежались
по кустам, по кустам.

Воспитатель : Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?..... Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали?(ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.