Духовно-нравственное воспитание и развитие речи детей через синтез искусств. Социально-нравственное воспитание через развитие речи Влияние художественной литературы на развитие нравственности у дошкольников

Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. - это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: - логопедические занятия; - чтение художественной литературы; - краткосрочные образовательные практики; - беседы; - детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: - воспитание патриотизма; - бережного отношения к природе; - коллективизма, дружбы, товарищества; - гуманного отношения к людям; культуры поведения; - сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; - правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

детей

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации - « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Дата публикации: 18.12.17

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилось. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно нравственной сферы сознания человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного, трудолюбивого, скромного, уважительного, значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.

Актуальность концепции духовно нравственного воспитания и развития личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал (А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков) - это высоконравственный творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях.

Через образовательную область художественно-эстетического развития возможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное на предварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям. В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения: Сказки: «Козлятки и волк», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Снегурушка и лиса», «Гуси – лебеди», «У страха глаза велики», украинская сказка «Рукавичка», итальянская сказка» «Ленивая Бручолина». Стихи: А. Прокофьев « Покормите птиц зимой», С. Черный «Приставалка», С. Маршак « Детки в клетке».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы .

Цель : Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало . Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение и послушание) . Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно - нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев , учить давать оценку своему поведению.

Воспитательные возможности русских народных сказок

в нравственном развитии детей.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте.

Педагогическое значение сказочного жан­ра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим за­конам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ["Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"], мудрость восхваляется ["Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"], забота о близком поощряется ["Бобовое зернышко"]

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль . Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте ? Потому что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания .

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились центре внимания. Такие выдающиеся педагоги, как В. А Сухомлинский, Н. С Карпинская, Л. Н Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно -нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь .

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс . Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой .

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины . Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения . Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения . Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения . Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения . Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения . Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой.

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение , рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять :

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

Изучение инновационных методик и технологий

«Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания ».

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

Консультации для родителей : тема «Сказка как средстводуховно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».

Совместная деятельность с детьми : Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» . Дидактическая игра : «Угадай сказку» . Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Консультации для родителей : тема

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» . Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

Консультации для родителей : тема

Совместная деятельность с детьми : Чтение детям сказки : «Три медведя» . День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» . Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультации для родителей : тема «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста »

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок, перессказывание сказки «Колобок» . Дидактическая игра : «Из какой сказки герой» .

Консультации для родителей : тема .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» .

Консультации для родителей : тема : «Особенности чтения сказок о животных » .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» ,к к (празднику 23 февраля) .

Родительское собрание : тема "Как и для чего читать детям сказки" презентация «В стране сказок»

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. К празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

Консультации для родителей о пользе домашнего чтения .

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок народов мира . Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам» . Прослушивание аудио сказок.

Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

Совместная деятельность с детьми : Чтение русских народных сказок. Театральная деятельность с детьми (кукольный театр) постановка сказки «Теремок» .

Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение художественной литературы . Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку»

Консультация для родителей : «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение рассказов о природе . Литературная викторина «Сказочная страна» .

Работа в уголке для родителей. Поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки» , «Книги и театр» .

Совместная деятельность с детьми : Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.

Совместная деятельность с детьми : Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» . Экскурсия в библиотеку.

Консультация для родителей : «Почитай мне сказку» . Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой»

Совместная деятельность с детьми : Чтение сказок А . С. Пушкина. Обустроить уголок ряженья.

Совместная деятельность родителей и детей : Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей . Постановка сказки совместно с родителями «Волк и семеро козлят» .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.

Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрым и отзывчивым помогут книги.

Список литературы :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии» .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку» . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок» .

Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО» , 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ». Владос, 2010.

Изучение статей в журналах « Воспитатель ДОУ », « Дошкольное воспитание » , « Ребёнок в детском саду», «Обруч».

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Ксения Медникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

Слайд Речь

1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта ».

2 На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. - педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей,освоения системы общечеловеческих ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие, которое состоит из ряда компонентов : нравственность, патриотизм, гражданственность.

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания общества.

4 Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

5 В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, «Концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России», адаптированной программе МАДОУ, программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В «Коррекционное развитие и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР ».

6 Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана развивающая предметно- пространственная среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России, историческим прошлым России, а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

7 Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем : «Посуда» , «Мебель» , «Одежда» , «Обувь» , «Наша армия» . В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

8 Неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) .На логопедических занятиях разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.

9 Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе коррекционной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать и анализировать.

10 В разделе «Связная речь» и «Развитие лексико-грамматических категорий» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ.

11 Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи» , «Фрукты» , «Времена года» , «Зимующие птицы» , «Перелетные птицы» , «Животные» , «Деревья» , «Цветы» , дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов , дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы.

12 Основной задачей взаимодействия учителя -логопеда с воспитателями и специалистами является создание оптимальных условий , способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. В этом случае нельзя не отметить праздники, которые проводятся в течение учебного года : «День победы» , «День Защитников Отечества» , «Рождество» , «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение

13 Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно -нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями , так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу , мы проводим консультации, мастер- классы, ведем логопедические уголки .

14 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей , формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину

15 Информационные источники :

Молчанова Е. Г., Кретова М. А. «Развитие речи детей 5-7 лет в логопункте » :Издательство ТЦ Сфера 2015.

Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников » : Издательство «ВЛАДОС» 2012.

Каирова И. А. Богдановап О. С. «Азбука нравственного воспитания » :

Пособие для учителя\ М :Просвящение 1997.

Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»: Пособие для педагогов ДУ \ «ВЛАДОС» 2014.

Интернет –ресурсы.

16 Спасибо за внимание!

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида №13

Проект по теме самообразования

«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»

Воспитатель:

Сафонова Лариса Ивановна

Продолжительность проекта: 1 год.

Старшая группа

Возраст обучающихся: 5-6 лет

2011-2012

Актуальность работы

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нравственное воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Поэтому большую работу по воспитанию нравственных качеств у детей необходимо вести в дошкольном учреждении.

В связи с этим проблема нравственного воспитания детей становится одной их актуальных.

Цель проекта:
Создание условий для решения нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Создать предметно-развивающую среду.
Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.

Формировать нравственную культуру воспитанников, способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. Развивать чувство самоуважения у детей, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Информационный этап

цель

участники

Занятия познавательного цикла

1 . «Я люблю тебя Россия»

2. Экскурсия по поселку.

1. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию

2. Обобщить элементарные представления о поселке.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, дети

2 . «Отчизны верные сыны»

«Путешествие в историю» - богатыри земли русской (просмотр мультфильма: «Илья Муромец», рассматривание репродукции «Богатырь» В. Васнецова. (1870)

Чтение литературы «Князь Владимир»

В. Воскобойников

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества –Великой Отечественной войной 1941 года, героизмом русских солдат и простого народа.

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Воспитатели, дети

Воспитываем патриотов»

Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».

Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение»

Рассматривание репродукций «Три богатыря»

Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному.

Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать нравственные чувства.

Обогатить знания детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций.

Воспитатели, дети

Знакомство с музыкальными произведениями о войне:

«Седьмая симфония»

Д. Шостаковича,

песня «День Победы» Д. Тухманова.

Обогатить знания детей о Великой Отечественной войне, через прослушивание музыкальных произведений. -Формировать нравственные чувства у детей.

Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии.

Музыкальный руководитель

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам.

Воспитатели, дети

Творческий этап

цель

участники

Заучивание наизусть : В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова.

Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского,

«Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича.

Воспитание нравственных чувств. Знакомство с творчеством поэтов.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр.

«Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение.

«Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв.

«Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв.

Создать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега.

Музыкальный руководитель, дети

Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской»

Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей

Музыкальный

руководитель, дети, родители

Рисование «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали»

Лепка «Военная техника».

Конструирование «Кораблик»

Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.

Воспитатели, родители, дети

Оформление в группах уголков по нравственному воспитанию детей

Оформление выставки рисунков

Формировать нравственную культуру воспитанников

Воспитатели

Старший воспитатель

Этап презентация

цель

участники

Музыкально-спортивные досуги;

Спортивные развлечения;

«Самый сильный папа мой!»

(музыкально-спортивное мероприятие)

Праздник « Светлый День Победы»

Заучивание стихов, песен и игр.

Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально - психологического и других компонентов. Награждение грамотами и призами победителей спортивного мероприятия.

Воспитатели, дети, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.

Полученый результ

  • Создана предметно-развивающая среда.
  • Детьми получены знания - информация о своей стране, принадлежность к ней.
  • Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.
  • Сформировано у дошкольников представление о родной стране, желание быть гражданином своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Благодаря нравственному воспитанию у детей сформировано представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Дети стали отзывчивыми к взрослым и сверстникам, они умеют проявлять внимание к душевному состоянию, радоваться успехам других детей, стремиться прийти на помощь в трудную минуту друг другу.

Литература:

1.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова.

2. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова.

3. «Музыкальный руководитель» журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.

4. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет И.Ф.Мулько.

5. Познавательное развитие. Стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

6. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет Н.В.Микляева

7.Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С.Буре.

8.Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Ветохина А.Я.