Участие учителя-логопеда в деятельности дошкольной организации по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей. Отчет Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание Обогащение словарного запаса детей

Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. - это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: - логопедические занятия; - чтение художественной литературы; - краткосрочные образовательные практики; - беседы; - детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: - воспитание патриотизма; - бережного отношения к природе; - коллективизма, дружбы, товарищества; - гуманного отношения к людям; культуры поведения; - сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; - правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

детей

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации - « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.


Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно- развивающей работе: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи.


Программы и пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа - туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», В.Н. Вишневская «Свет Руси», В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа-туристской деятельности», Г.Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведа-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», Е.Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие. Г.А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и другие.


Авторы в своих работах указывают на использование: личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребенка, ориентированные на новые модели организации деятельности интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребенка, ориентированные на новые модели организации деятельности


Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивает их психическое развитие, обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности. способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности.


Программа «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрыкинская положительно- эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребёнком постоянную смену видов деятельности, методов и приёмов работы, форм организации обязательное использование наглядности учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей


Задачи нравственно- патриотического воспитания детей с ТНР Знакомить с окружающим миром, помочь осознать свое место в нем Развивать интеллект, речь Формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками Нравственно воспитывать, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, городу, стране Способствовать физическому развитию Учить ориентироваться в социальной среде обитания


«позитивный центризм» непрерывность и преемственность педагогического процесса дифференцированный подход, максимальный учёт психологических особенностей, возможностей и интересов рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок деятельный подход развивающий характер обучения Принципы нравственно- патриотического воспитания






Организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в дошкольном учреждении, учитывая индивидуально- дифференцированный подход и психолого- педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания патриотизма дошкольников с речевыми нарушениями, используя патриотическое воспитание как средство в коррекционно- развивающей работе. Организовав оптимальное функционирование целостной педагогической системы в дошкольном учреждении, учитывая индивидуально- дифференцированный подход и психолого- педагогические особенности детей с нарушениями речи, мы можем обеспечить высокую эффективность воспитания патриотизма дошкольников с речевыми нарушениями, используя патриотическое воспитание как средство в коррекционно- развивающей работе.



Организация: МБДОУ Детский сад №328

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению с родным краем, нами были разработаны:

  • комплексное перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»;
  • конспекты коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств;
  • методические рекомендации к проведению занятий.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной детской деятельности.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Учитель-логопед проводит комплекс интегрированных занятий с воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания и осуществляет логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение музея боевой славы ребятами старшего дошкольного возраста.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности Самарского края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Поэтому для педагогов нашего образовательного учреждения организуются семинары, круглые столы, мастер – классы, посещение курсов повышения квалификации, консультирование с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи с учетом их актуальных и потенциальных возможностей

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих уголков”, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства), которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей.

Работу ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В детском саду проводятся родительские собрания посвященные проблеме патриотического воспитания, анкетирование родителей, деловые игры по теме «Люби и знай свой родной край», в рамках перечисленных мероприятий мы расширяем представления взрослых о родном крае, побуждаем проводить работу с детьми по изучению истории, культурного наследия нашего края, воспитывать любовь к культуре и историческому прошлому Самарской области, желание познать и стать настоящими ценителями и хранителями своего Отечества. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
  2. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2010. – №1 том 3,
  3. Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.)

Отдел образования администрации Петровского района

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №180 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Творческий отчёт учителя-логопеда

Тема: «Развитие речи детей логопедической группы, через патриотическое воспитание»

Подготовила:

Масалитина

Оксана Владимировна

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Л.С.Лихачев.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей республике за последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания -это шаг к возрождению республики.

Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

Отношение к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Народные сказки, которые передаются от поколения к поколению.

    Задачи по патриотическому воспитанию:

    воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    воспитание уважения к труду;

    развитие интереса к традициям и промыслам;

    формирование элементарных знаний о правах человека;

    расширение представлений о родном городе;

    знакомство детей с символами республики (герб, флаг, гимн);

    развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Решая задачи по патриотическому воспитанию, педагог должен строить свою работу учитывая следующие принципы:

    непрерывность и преемственность педагогического процесса;

    дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

    "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    сочетание разных видов деятельности;

    деятельный подход;

        • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Чувство любви к родному краю начинается через знакомство :

          с семьей;

          с детским садом;

          со своей улицей;

        • с республикой;

          с символами;

          с праздниками и традициями;

          с природой

        Представление о родном городе

        Город славен:

          своей историей;

          традициями;

          достопримечательностями;

          памятниками;

          лучшими людьми;

          народными промыслами и умельцами.

        Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины

            повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

            везде соблюдаются традиции;

            повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

            люди берегут и охраняют природу;

            есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

            всех людей объединяет любовь к своей республике.

        Огромное значение имеет пример взрослых:

          прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной;

          любовь к Отечеству;

          уважение к ветеранам войны;

          чтить память о погибших воинах;

          знать героев республики;

          знакомить с трудовыми подвигами;

          соблюдать традиции.

        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

          Консультации

          Семинары

          Педагогические советы

          Самообразование

          Курсы повышения квалификации

        РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

        Уголки родного края

          Изготовление макетов

          Развивающие игры

          Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

          Фотоальбомы, иллюстрации

          Художественная и познавательная литература

          Мини-музеи

        МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

          Целевые прогулки и экскурсии.

          Наблюдения.

          Объяснения в сочетании с показом.

          Беседы о родном городе и республике.

          Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

          Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

          Ознакомление с произведениями народного творчества.

          Обогащение и стимулирование детского творчества.

          Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

          Встречи с ветеранами, знаменитыми людьми.

        Работа с родителями

        ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

        Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления патриотизма. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, символике, профессиях, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, республику, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

        Заповедь А.С. Макаренко для педагогов и родителей

        "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль, должно приходить к детям».