Доктор комаров биография его жизни. Школа Доктора Комаровского - «Верить ли советам доктора Комаровского? Могут ли они быть опасны? За что доктора любят, а за что ругают? Включаем "здравый смысл".». Чем он знаменит

Педиатр Евгений Олегович Комаровский

Евгения Комаровского не зря называют современным Споком. Кому, как не ему, педиатру с 30-летним стажем, писать о воспитании и уходе за ребенком?

Книги Комаровского стали бестселлерами, и сегодня советам Комаровского следуют сотни тысяч семей, потому что о трудностях первых пяти лет жизни он говорит без драматизма и категоричности, с легким юмором, просто и рационально.

Как же живет гуру украинской педиатрии? Чем дышит, о чем мечтает, как снимает и чем лечит простуду? Об этом и многом другом поделился в данной статье, знаменитый педиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий передачи “Школа доктора Комаровского “.

О привычках

“Обычно я просыпаюсь в 7.30, принимаю прохладный душ - он приводит меня в тонус. Уже в клинике пью кофе с молоком - это, собственно, и есть мой завтрак. Ежедневно я принимаю множество пациентов, отвечаю на десятки писем, пишу книги, поэтому выкроить пару минут для себя практически не удается.

Хотя для собственного здоровья все-таки кое-что делаю. Например, бросил курить, несмотря на то, что эта привычка отравляла мои легкие никотином 20 лет! А недавно в моей квартире появился уголок, в котором стоит тренажерный комплекс. Время от времени я к нему подхожу и начинаю усиленно заниматься - я человек публичный, и брюшко мне вовсе ни к чему.

Особенно после того, как кто-нибудь из мам моих пациентов отвешивает “комплимент” наподобие: “Евгений Олегович , вы так хорошо выглядите, так поправились!” Что касается диет, то я могу себе позволить только безуглеводную: по моему глубокому убеждению, мужик не может без мяса -”иначе он начинает бросаться на людей”.

Об отдыхе

“Я всего два раза в жизни предпринимал попытки отдохнуть с семьей в цивилизованных условиях на берегу моря, и обе закончились крахом. Разными способами окружающие выясняли, что я врач, после чего мне приходилось все время кого-то спасать. В результате отдых превращался в сплошную работу. С тех пор ездим в отпуск лишь туда, где нет ни людей, ни машин, ни электрических столбов, ни мобильной связи. Я не был В Европе, и меня туда не тянет, потому что я не могу отдохнуть в музее или на улице, где движутся бесконечные потоки людей.

Это броуновское движение меня раздражает. В своем родном Харькове я уже не могу зайти в магазин, чтобы не встретить пациента, который так и норовит задать вопрос о наболевшем. В общем, для меня отдых - это дикая природа и байдарка. За последние 30 лет мы сплавлялись по рекам Урала, Казахстана и, конечно, Украины. Вдоль и поперек переплывали Буг, Псел, Ворсклу и родной Северский Донец. Причем дети плавали с нами уже с трех с половиной лет. Сегодня 90% четырехлетних мальчишек за секунду отличат Mercedes от Audi, но не найдут разницы между дубом и кленом. А мои сыновья все это знали, потому что два раза в неделю, даже после ночных дежурств, я брал их с собой в лес, где мы собирали грибы.

Мы проходили по 20 километров, и ни один не просился на руки. В нашей семье нет понятия “плохая погода” - бывает плохая, промокающая одежда, а погода - всегда хорошая. Жаль, что это понимают лишь немногие родители - большинство же приходят на прием и спрашивают: “Почему наши дети так часто болеют? Может, виноват участковый педиатр?” А я им говорю: “Дело не в педиатре, а в том, что ваш ребенок гуляет всего один раз в день!” Я не понимаю, почему, приведя в дом собаку, точно знает, что ее нужно выводить на улицу два раза в день, а ребенка могут держать в четырех стенах неделями”.

О воспитании собственных детей

“Читая Спока, Никитиных, Аршавского и Фирсова, учившего плавать раньше, чем ходить, я понял, что рекомендация ценна лишь тогда, когда она реально выполнима. Дело в том, что по натуре каждый человек - лентяй, и как бы красноречиво вы ни рассказывали о пользе купаний в проруби с новорожденным, за вами последуют единицы.

Поэтому я никогда не имел никакого отношения к экстремизму. И сегодня я предлагаю родителям то, что может реализовать любой - алгоритм действий, в эффективности которого я многократно убеждался как на примере собственных детей, так и на примере своих многочисленных пациентов.

При этом я постоянно повторяю, что доктор Комаровский не лечит детей, а консультирует их родителей. Как эксперт я рассказываю своим пациентам, что бы сделал сам в подобной ситуации. И меня очень радует, когда папы и мамы, прошедшие путь от рождения ребенка до школы (рекомендую прочитать статью: ) вместе со мной, решаются повторить его еще раз. Так что свой вклад в улучшение демографической ситуации я уже сделал.

Когда меня спрашивают о методиках раннего развития, я неизменно повторяю: ребенка нужно обучать не чтению и счету, а вечным ценностям. Называйте их как угодно: 10 заповедей или моральный кодекс строителя коммунизма - главное, чтобы ребенок знал: нельзя брать чужого, поднимать руку на , нельзя скулить и завидовать. Если мой сын понял это в 3 года, значит, для меня он раннеразвитый. Можно вырастить отпетую сволочь, которая отлично знает математику и умеет читать с двух лет.

Кроме того, очень часто раннее развитие травмирует самого ребенка. Нельзя превращать его в центр вселенной, потому что центром должна быть семья. А теперь представьте ситуацию, когда вокруг одаренного чада бегают мама, папа, бабушки и дедушки, в один повторяя: “Какой ты умненький и одаренный!” А потом этот ребенок приходит в школу и получает затрещину от менее одаренных одноклассников - чтобы не высовывался. Вот тогда-то он и начинает понимать, что школьные знания не имеют в себе столь высокой ценности, как он думал раньше”.

О стрессе

“Я десять лет провел в детской реанимации. Тот, кому приходилось сообщать родителям о смерти их ребенка, знает, каково это. Не успокаивает ни мысль о том, что ты спас сотню других жизней, ни фразы о высоком предназначении врача. Смерть одного ребенка перекрывает все аргументы, и каждый такой случай проходит через тебя, через твои мозги, через сердце.

Поэтому, чтобы не спиться, не умереть от инфаркта или рака, нужно уметь отключаться. Человек принципиально отличается от любого зверя тем, что работа всех его внутренних органов определяется работой коры головного мозга, то есть сознанием и эмоциями.

И если вы живете в гармонии со своими мозгами, телесные расстройства вам не грозят. Вот почему важно иметь какую-то отдушину, занятие, которое возвращало бы душевное равновесие. Для меня такой отдушиной стала рыбалка, на которую я выбираюсь каждые выходные. Если этого не сделать, следующая неделя будет безумно тяжелой.

Причем для меня неважны ни размеры, ни количество пойманной рыбы, главное - что удалось что-то поймать. Рыбалка - это вариант своеобразной разрядки. Недаром же сложилась поговорка: “Часы, проведенные на рыбалке, в счет жизни не записываются”.

О методах лечения

“За последние 25 лет, регулярно заражаясь от своих пациентов ОРЗ, я ни разу не принимал антибиотики. Да и в целом убежден, что в 90% случаев назначение антибиотиков является неоправданным - это всего лишь способ уйти от ответственности, от обвинений в том, что “Вот вы не назначили, теперь из-за вас у нас…” Педиатр должен терпеливо разъяснять, что антибиотик не действует на вирусы и не обладает профилактическим эффектом, но у врача нет на это ни сил, ни желания.

При ОРЗ главное - теплое питье, прохладный воздух в комнате, теплая, сухая одежда и терпеливое ожидание. Не бойтесь болезни и не ищите золотой таблетки здоровья, которая завтра поставит вас на ноги. Такого лекарства нет. Если ко мне приводят ребенка с астмой, я советую родителям полностью изменить его уклад жизни и окружение. Помните: Боженька дал ребенку огромные резервы, поэтому, если малыш не вылезает из болячек, виноват не организм, а окружающая среда.

Чтобы такой ребенок выздоровел, родители должны отказаться от стиральных порошков с биокомпонентами, ковров и одежды из шерсти, бытовой химии, игрушек из токсической пластмассы. Нужно постоянно проветривать детскую, изменить характер , разобраться с влажностью и температурой воздуха в доме и гулять два раза в день в любую погоду. Хотя конечно же можно ничего этого не делать и пшикать гормональный спрей. Если людям нужен аэрозоль, им не ко мне, так как я уверен, что здоровье человека на 90% определяется его образом жизни и лишь на 10% - “.

О благах цивилизации

“Я постоянно сталкиваюсь с удивительным, необъяснимым протестом наших женщин против прогресса. Одноразовые подгузники, детское питание, супы и пюре в баночках - все то, что призвано облегчить жизнь матери в первый год жизни ребенка, почему-то у украинок вызывает неприятие. Если не у самой мамы, то у нянек, бабушек и тетушек, которые хором начинают повторять: “Ты что, мачеха? Тебе трудно лишний раз постирать ребенку ползунки? У тебя руки отвалятся, если ты приготовишь суп?”

Я долго удивлялся этому, а потом понял: все дело в ментальности. В нашем сознании заложен образ женщины-матери, которая ночей недосыпает, не разгибаясь стирает бесконечные пеленки, света белого не видит за кастрюлями. Отсюда и отношение к рождению ребенка, как к подвигу. Однако я по собственному опыту знаю, что дети - это не только родительские муки, но и праздник. Главное - не считать себя жертвой, не ставить на жизни жирный крест, а помнить, что с появлением в доме малыша все только начинается!

Мы должны понять, что вырастить здорового ребенка не так сложно, но учиться этому нужно до того, как женщина станет мамой. Я бы обучал секретам осознанного родительства еще в школе и давал 15 тысяч гривен за рождение ребенка тем родителям, которые сдали бы экзамен по уходу за малышом; Ведь 100% взрослого населения страны знает, как делать детей , но при этом 99,9% понятия не имеет, что потом с ними делать .

Почему, прежде чем купить машину, мужчина думает о том, куда ее поставить, где ремонтировать, чем заправлять, а, готовясь стать отцом, не заботится о том, где будет стоять детская кроватка, на какие деньги будут покупаться подгузники, какой врач будет принимать роды у жены? Так не должно быть”.

О прививках

“Я принципиально за вакцинацию, и эта принципиальность подтверждена опытом работы в инфекционной больнице. Но общая стратегия - “прививки благо” - не должна отвлекать от трех важнейших тактических параметров: качество конкретной вакцины, здоровье конкретного ребенка и конкретные условия, при которых детский организм и вакцина встретятся. Систематические нарушения в так называемых мелочах, в подходах, в организации порождают малые и большие проблемы, а виноваты якобы прививки в целом.

Представьте себе трехмесячного малыша, который вскармливается маминым молоком, не ходит в гости, ни с кем из чужих не контактирует, потому что его иммунная система слишком уязвима. И вот такого ребенка приносят в поликлинику, чтобы сделать прививку. Но прежде чем пройти в манипуляционный кабинет, мама должна показать свое чадо всем специалистам: ортопеду, хирургу, окулисту, педиатру. Малыш высиживает в длинных очередях под каждым кабинетом, сталкивается с массой незнакомых микроорганизмов, и после всего этого, в тот же день, ему делают прививку!

Естественно, что после подобной нагрузки на иммунитет очень высока вероятность заболеть вирусной инфекцией, а тут еще вакцинация! Так почему же мы не ограничиваемся контактом с кем-то одним, например с участковым педиатром? Зачем весь этот консилиум? А затем, чтобы снять с себя ответственность в случае поствакцинальных реакций. Одно дело, когда участковый педиатр сказал, что ребенок здоров и может вакцинироваться, и совсем другое, когда это подтвердили еще семь специалистов”.

О счастье

“Я не могу назвать себя абсолютно счастливым человеком, потому что чувствую, как много не успел, как много не в силах изменить в этом мире. Особенно меня возмущает система образования, которая гробит здоровье школьников. По статистике, среди первоклассников 80% здоровых детей, а среди выпускников - лишь 20%. Так почему же при таких цифрах к обязательным десяти классам мы добавляем два дополнительных? Вас это устраивает? Почему же мы молчим? А еще очень неприятно наблюдать за потребительским отношением наших людей к врачам.

Вот уже 25 лет у меня не замолкает телефон, но на тысячи звонков с жалобами и просьбами приходится лишь несколько со словами “Дядя Женя, спасибо, нам стало легче”. Такой звонок - один на десять тысяч, и это печально. А вообще счастье - это возможность реализовывать свои желания: вот я люблю, хочу и могу. Но парадокс в том, что чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем больше у него потребностей и тем сложнее ему прийти к счастью и гармонии с самим собой. Вот такая моя философия Евгения Комаровского “.

У нас в гостях - известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Евгений Олегович, вы автор о том, как вырастить здоровых детей. Сегодня вас показывают по телевизору, книга переиздается и снова раскупается, в интернете про вас пишут... Вы, в свою очередь, утверждаете, что вы просто обычный детский врач, окончивший обычный медицинский институт. Но в институте, вас, вероятно, не учили держать детей в холодной комнате и купать в большой ванной да еще в холодной воде? Откуда же тогда взялись такие нетрадиционные для наших широт идеи? Вы все это как-то сами взяли и придумали? Не страшно было начинать?

Главный парадокс можно обнаружить уже в самом вопросе. Т.е. с точки зрения элементарной логики, температура воздуха равная 18-19 градусам уж точно не признак холодной комнаты, а вода 34 градуса... Я уже не говорю о том, что нашу большую ванну "большой" может обозвать только советский человек. Начинал я с собственных детей. А после моих детей были друзья-родственники-соседи. Со всеми были личные контакты не ограниченные одними лишь болячками, так что я выступал не в роли врача, а в роли соседа-друга-родственника, который просто советовал. Это я к тому, что прибегать и разбираться было некому. И не я все это придумывал, книжка была такая "Плавать раньше чем ходить" называется, плюс книги Аршавского, плюс Никитины. Понятно, что, с учетом специального образования, идеи воспринимались и преломлялись. Главная сложность была в другом - создать такую систему воспитания, которая была бы доступна всем. Ибо одно дело внедрить все это в своей семье, когда и жену, и дитя, и бабушек можно контролировать, а другое дать советы и оставить родителей один на один с проблемами. А вот когда количество таких "своих" полупациентов перевалило за несколько сотен, стало ясно - что и болеют такие дети меньше, и родителям легче, и, что самое удивительное, - бабушки меняют позицию и начинают соглашаться с тем, что "надо было именно так"! В нашей стране это весомейший аргумент - если удается переубедить бабушку, значит твоя правота максимально вероятна.

А вдруг бы все дети разом поболели, и их мамы с папами прибежали бы разбираться? Могло такое быть?

Конечно, могло, но при условии, что исходные логические построения оказались бы не верны. Тогда, наверное, я бы прекратил умничать и лезть с советами. Но концепция оказалось правильной и позволяющей при минимальных затратах сил и средств воспитать здоровое дитя и не просто воспитать, а воспитать в условиях окружающей действительности. Все это и позволило выпустить первую популярную книгу. А после этого количество "последователей" резко увеличилось и доказательств правоты стало многократно больше. Теперь уже можно утверждать, что стратегические, наиболее принципиальные вопросы, решены. А тактические мелочи - это до конца не решить никогда, т.е. работы еще хватит на много-много лет.

Ваша цитата: "Наше с вами общество, наши с вами руководители, наше с вами здравоохранение, наш с вами образ мыслей и наши с вами семейные взаимоотношения породили некую особую, специфическую науку. В недалеком прошлом она называлась „советская педиатрия“, а во что она превратилась сейчас, не знает никто. Эту науку нельзя понять вне практической медицины, именно нашей, отечественной практической медицины, - куда уж там местным министрам-академикам или импортному доктору Споку." В электронной версии вашей книги это единственное место, где упоминается Спок, о других педиатрах вообще нет ни слова. Зарубежные авторы не знали и не знают наших реалий. А каково отношение к вашей системе воспитания педиатров отечественных? Вероятно, вы знакомы с мнениями ваших коллег?

Начнем с того, что в понятии "отношение педиатров наших» можно выделить два аспекта. Первый - представители официального здравоохранения - профессура, кафедры, минздравы, горздравы и т.д. Отношения никакого - меня просто не существует. Ни одного письма, ни одного отклика - ни положительного, ни отрицательного; Второй - практические педиатры, т.е. те, кем руководят, кого учат и кого контролируют вышеупомянутые представители. Здесь все, в свою очередь, весьма неоднозначно. В целом отзывов очень-очень мало, нет, сотни две наберется, но на фоне общего количества писем - это просто капля в море. Отзывы имеющиеся - в большинстве своем положительные, но тут надо учитывать тот факт, что реальные будни и уровень благосостояния отечественных педиатров возможность электронного общения по большей части не предусматривает, так что истинную картину оценить сложно. Главный парадокс состоит в том, что в педиатрии врача оценивают в основном родители. И когда некий врач издает книги, когда 1-2 раза в неделю его можно увидеть по телевизору, когда к нему за 2-3 недели записываются на прием, то у коллег, в силу ментальности, все это вызывает скорее раздражение, чем желание узнать, а почему все это происходит. Я никогда не позволяю себе критиковать коллег, я стараюсь лечить любого ребенка так, как лечил бы собственного, но я вынужден отменять некие ранее назначенные препараты, ставить другие диагнозы (по большей части правильные). Если это делает некий профессор - это понятно, а если не профессор... И если некий доктор безуспешно лечит гормонами бронхиальную астму, а потом на приеме у Комаровского выясняется, что это не астма, а коклюш, то доктор вовсе не испытывает радости по поводу того, что кто-то оказался более внимательным и более профессиональным. Более того, это вызывает не желание повысить собственную квалификацию, а негативизм по отношению к противному "сильно умному" Комаровскому... С этим ничего поделать нельзя. Да я и не пытаюсь ничего делать. Мне не скучно, пациентов хватает, результаты лечения вроде как неплохие, что ж тут жаловаться. Уважают у нас только реальную власть, реальные звания. У меня этих званий нет, ибо любые звания и любая власть требуют затрат времени, сил, средств и совести. Не хочу. Типичный пример - книга "Вирусный круп у детей" - монография в 400 стр. на материале более 5 тысяч больных - это кандидатская диссертация. В тот день, когда у меня была защита, передо мной, на материале в 90 больных, некая тетя защищала докторскую... Ну кто из современных отечественных педиатров может позволить себе написать книгу? Как правило, это представители "официального здравоохранения" - профессора, академики. И в любой такой книге будет все умно и академично, и похожи они (книги) аки близнецы. А еще пишут непрофессионалы - просто родители, которые делятся опытом, здесь уже и независимость, и система - типичный пример - Никитины.

Вы встречали системы наших современных педиатров? Не пересказы иноземных авторов, а именно собственные системы, цельные, концептуальные и ориентированные на наши реалии?

Не встречал. А если бы встретил, то пропагандировал бы направо и налево. Да и зачем мне, в таком случае, надо бы было все это писать и не спать по ночам?

Прошлым летом на черноморском пляже своими глазами видел маму, которая полугодовалую девочку купала в море. Ребенок не только плавал в меру своих сил, но и довольно глубоко нырял. Возле мамы всегда были изумленные ротозеи, все время маму кто-то чего-то спрашивал. Меня интересовало, как давно ребенок плавает. Оказалось, с рождения. Книги Никитиных появились довольно давно. Сегодня есть ваша книга. Даже реальные примеры несколько непривычного выращивания деток можно увидеть, как тот, который весь пляж изумлял. Но большинству родителей что-то мешает слышать любые, пусть самые логичные доводы. Такое впечатление, что и Комаровский, и Никитины - все это идеи для небольшого количества энтузиастов. Как вы считаете?

Я всегда считал себя человеком, абсолютно далеким от экстремизма. И все, мною пропагандируемое - по большей части доступно, просто, легко реализуемо, совершенно не опасно, экономически выгодно, допускает довольно широкие колебания. И если идеи Комаровского даже у вас создают впечатление, что "это идеи для небольшого количества энтузиастов" - то вывод один - я печально переоценил среднестатистический уровень здравого смысла в расчете на одну родительскую единицу. Но два глобальных препятствия в распространении идей вижу четко: 1. Отстраненность основных носителей здравого смысла (лиц мужского пола) от процессов ухода и воспитания. 2. Тот печальный факт, что педиатры, в своем большинстве, опускаются до уровня бабушек и идут на поводу у мнения среднестатистического обывателя.

Это что получается... Выходит, что у пап есть здравый смысл, а у мам - нету? Доктор, давайте ругаться! Вы зачем молодых мам обижаете?!

Если предположить, что интервью читает человек, впервые слышащий фамилию "Комаровский" - так может и обидится. А если человек уже с книгами и статьями знакомый - воспримет как должное. Кто сомневается - глава в книге "Члены семьи: тактика рациональных действий". Тот факт, что женщина существо более эмоциональное и, в сравнении с мужчиной, менее логичное - общеизвестен. Бывают исключения, но тенденция именно такова. Беременность и роды - не лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние эмоций на поступки. А мужики, вместе со своим здравым смыслом, сплошь и рядом оставляют женщину один на один с проблемами, видя свой долг лишь в том, чтобы заработать на еду и памперсы... Как с этим бороться? Есть два способа: 1. Убеждать их (мужиков) в том, что они должны, обязаны помогать, ругать - дескать, как Вам не стыдно, она ж еле на ногах стоит и т.д. 2. Подчеркнуть их мудрость и врожденную сообразительность - ребята, она ж без Вас дров наломает... Поверьте - второй путь более эффективный. И если по прочтению несколько молодых мам на меня обидятся, а несколько молодых пап захотят сделать ребенку массаж и принять участие в купании, обратят внимание на то, сколько кофточек надето на дитя, поинтересуются, а почему он ночью ест каждые 20 минут, познакомятся с участковым педиатром и т.д. - так вот при таком раскладе я буду считать свою миссию выполненной.

По вашим оценкам, сколько детей воспитываются по вашим советам? Ну приблизительно?

Даже приблизительно не могу сказать. Ибо очень многие не реализуют систему в полном объеме, а применяют на практике лишь отдельные положения - и касательно ухода, и касательно помощи при болезнях. Таких считать? По тиражу книг ориентироваться нельзя - не всякий купивший воспользуется. С учетом того, что "советы" появлялись не только в виде книг, но и виде газетных и журнальных статей - внемлющая аудитория достаточно велика. Печатали "Аргументы и факты", "Зеркало недели", "9 месяцев", "Лиза. Мой ребенок", более 2-х десятков областных-городских-районных газет от Минска до Якутска.

Часто бывает так, что люди, достаточно долгое время прожившие вместе, становятся в чем-то похожими. Это частенько можно увидеть в семьях. Через какое-то время какие-то черты супругов постепенно "заимствуются". Вы давно работаете с детьми. Это как-то изменило вас? Что вас до сих пор радует в маленьких детях, что удивляет, восхищает?

Я понимаю, что в рамках вопроса следовало бы сказать, что многолетнее общение с детьми сделало меня непосредственным, жизнерадостным, доверчивым и т.д. - но чего нет, того нет. Вы, наверное, удивитесь, но мое общение с детьми на профессиональном уровне очень прагматично. Особых удивлений и восхищений нет. Никакого влияния на меня нет. Исключительно реальный подход, без сюсюканья и любования. Определенный набор профессиональных навыков - как не испугать, как не сделать больно. Я начал свою врачебную деятельность с реанимации. Там без сортировки, просеивания эмоций нельзя. Иначе или водку пить, или в психушку. Дело в том, что любая эмоциональная окраска мешает принимать решения. Воспитанный - невоспитанный, красивый - противный, мальчик -девочка - все это важно лишь в той мере, в какой способно влиять на лечение. И радует, и восхищает, и удивляет - способность детей выздоравливать - терапевты о таком могут только мечтать. Да, мои пациенты приносят мне лично нарисованные картинки, читают стихи и поют песенки - все это умиляет и радует, как любого нормального человека, но это не имеет никакой связи с тем, как я буду лечить, т.е. слушая стихи и т.п. я врачом не являюсь. Обычный мужик, средних лет...

Сегодня существует немало методик раннего детского развития. По крайней мере в интернете эта тема довольно активно представлена. Как вы относитесь к данным методикам? Насколько это, по-вашему, важно для детей и родителей?

Отношусь профессионально - т.е. исключительно как педиатр. Лично для меня очень важно, чтобы развитие интеллекта не было в ущерб здоровью, чтоб естественные для ребенка физические нагрузки на свежем воздухе не подменялись перекладыванием кубиков в замкнутом пространстве. Сами методы раннего развитие вне сферы классической педиатрии - это педагогика, психология, под нее часто подводят научную физиологическую базу, но все равно это явно вне моей профессиональной компетенции. Отношусь в целом сдержано. С точки зрения конкретного индивидуума вижу плюсы, а с точки зрения адаптации этого индивидуума в среду, где далеко не все такие развитые - вижу сплошные минусы. Если к раннему обучению счету-чтению и т.п. добавить бы еще и искусство адаптации... Было бы здорово. Главный, вывод, который я сделал для себя, состоит в том, что методики раннего развития делают счастливыми родителей ранне-развитого ребенка. Применительно к самому ребенку это далеко не так. Чаще - наоборот.

Вы говорите о непростой адаптации развитых и образованных в социум. Но ведь отношения развитых с социумом всегда складывались непросто. Но разве это повод? По-вашему, не нужно ничего у детей развивать?! Но ведь вам самому, вероятно, приятнее видеть детей интересных, умных, которые могут получать удовольствие не только от заморского юмора уровня "как прикольно дядя попой в торт плюхнулся". Я видел методику, в которой по дням описано, как научить ребенок читать в годовалом возрасте. Непонятно, правда, зачем это ребенку настолько уж нужно. Ну а если учиться читать не по буквам, а по слогам, при этом не быть фанатом, а находить время и для прогулки и для солнышка?... Евгений Олегович, вы ведь не враг прогрессивного человечества?!

Не враг!! Однозначно. И если не быть фанатом и находить время - я за! - тут и спорить нечего. Хотелось бы только, чтоб педагогика не зацикливалась на буквах и цифрах. 90% мальчишек 4 лет легко отличат "Ауди" от "Мерседеса", но не отличат дуб от тополя. Ах какая бы прекрасная была - это зверобой, это полынь, это калина, это барсук, это сойка, это овраг, это озеро, это родник и т.д., чтоб с раннего детства привязать к живому, к природе, к истинным ценностям.

Много. Иллюстрация - в июле этого (2003) года меня не было в городе 19 дней (отпуск). За 19 дней - 412 писем... И это июль, когда и болеют меньше, и отпускной сезон - когда от компьютеров многие стараются держаться подальше. А зимой 40-50 писем за сутки - не редкость. Очень приятно, что авторы писем часто выходят за рамки сугубо медицинских проблем. И темы рыболовно-туристические, и житие наших соотечественников за рубежом, и отчеты о достижениях моих виртуальных пациентов. По мне, так архив писем, особенно раздел "хорошее и разное" дает об этом представление.

Вы живете и работаете в Харькове. Но благодаря интернету вас знают далеко за переделами родного города. Я видел письма из России, США, Японии. Давно ли вы пользуетесь интернетом? Что вы нашли для себя во Всемирной паутине, как доктор и как человек?

Письма действительно приходят откуда угодно - меня это поначалу крайне удивляло, сейчас привык. Но! Новая Зеландия, Австралия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Вьетнам.... Интернет появился у меня дома 5 лет назад. В профессиональном плане это уникальная возможность сэкономить время - до сих пор вспоминаю десятки часов, проведенных в библиотеках, а теперь вся новейшая информация - не выходя из дома. Ну а сайт, точнее почта - это отдельная тема. Точно знаю - благодаря огромному числу интеллигентных, грамотных, разумных писем - я в большей степени стал оптимистом по отношению к будущему наших детей - убедился в том, что благоразумных и небезразличных родителей у нас предостаточно.

В свою очередь могу сказать, что, имея возможность читать умного, грамотного и веселого доктора я в большей степени становлюсь оптимистом по отношению к здоровью детей, которые растут по вашим методикам. Спасибо вам, доктор.

Евгений Олегович Комаровский

Евгений Олегович Комаровский
Дата рождения:
Страна:

СССР → Украина

Научная сфера:
Место работы:

Евге́ний Оле́гович Комаро́вский (родился 15 октября , Харьков , Украина) - детский врач , кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий, ведёт передачу «Школа доктора Комаровского ».

Биография

Родители коренные харьковчане. По национальности мать - еврейка, отец - украинец. По профессии родители инженеры и всю жизнь проработали на турбинном заводе.

Автор многочисленных научных трудов, а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых - «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников » - выдержала более 15 переизданий в России и на Украине.

Доктор Комаровский живёт и работает в Харькове. В практическом здравоохранении - более 25 лет. Окончил , педиатрический факультет. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года - врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет - заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл частный медицинский центр - клинику Комаровского «Клиником».

В 1993 году вышла монография «Вирусный круп у детей», за которую в 1996 году автор получил ученую степень кандидата наук. «Начало жизни вашего ребёнка» (1996 год) - первая научно-популярная книга Е. О. Комаровского, «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» (2000 год) - её логическое продолжение. В 2002 году выходит книга «Одноразовые подгузники». В 2007 году - новое, дополненное и полностью переработанное, издание «Здоровья ребёнка…»

В 2008-2009 годах выходят: «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Дневничок», «Книга от кашля», «Книга от насморка», «36 и 6 вопросов о температуре», аудиокнига «Начало жизни вашего ребёнка», а также первая часть «Справочника здравомыслящих родителей», которая содержит сведения, имеющие отношение ко всем здоровым детям - рост и развитие, анализы и обследования, питание, прививки.

2010 год - вторая часть родительского справочника - «Неотложная помощь».

Доктор известен родительской аудитории также по многочисленным телевизионным проектам - как участник ток-шоу, консультант специализированных программ.

В марте 2010 года на центральном украинском телеканале Интер стартовал проект «Школа доктора Комаровского ».

Лауреат «Самый красивый мужчина Украины 2010» .

Методику доктора по уходу и воспитанию ребёнка отличает простота, доступность, эффективность и адаптированность к современным условиям и отечественной ментальности, за что его нередко называют «украинским Споком ».

Библиография

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.
  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.
    • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.
      • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.
  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.
    • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.
      • Здоровье ребёнка и здравый смысле его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков-Москва, 2010.
  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.
  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков-Москва, 2008.
  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.
  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков-Москва, 2008.
  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков-Москва, 2008.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков-Москва, 2009.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков-Москва, 2010.
  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.
  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков-Москва, 2012.

Книги "Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников" и "ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей" переведены на украинский и китайский языки.

Одни просто обожают этого популярного врача, автора книг и ведущего телепередач. Другие считают слишком уж резким и жёстким. А между тем книга «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет возглавляет списки бестселлеров. Фразы ниже дадут вам возможность понять, насколько близка вам позиция Евгения Олеговича Комаровского. А ещё – улыбнуться и задуматься.

  1. Организм и поведение ребёнка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает своё существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
  2. Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
  3. Когда же приспосабливаться не к чему – приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
  4. Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых.
  5. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребёнком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
  6. Счастливый ребёнок - это, прежде всего ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребёнок - это ребёнок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребёнка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.
  7. Если вы (а чаще всего «вы» – это молодой и нервный отец) впервые отправляетесь в магазин, то хорошо бы уточнить у жены, какого веса и пола ваше дитя.
  8. Лечение ветрянки зелёнкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным признаком ветряной оспы.
  9. Переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребёнка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности.
  10. Общепринято, что мужчина, занимающийся воспитанием ребёнка, способен добиться гораздо больших успехов, нежели женщина.
  11. И природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени.

10 гениальных цитат лучшего педиатра нашего поколения. Доктор Комаровский знает свое дело!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Доктор Комаровский - самый популярный педиатр в России и Украине, автор 13 книг об уходе за детьми - выпустил третью книгу трилогии «Справочник здравомыслящих родителей» - «Лекарства». С презентацией книги любимый всеми детский врач посетил Москву и Петербург. Я воспользовался ситуацией и за неспешным обедом в «ДжонДжоли» задал доктору Комаровскому все самые важные вопросы.

- Золотое правило здравомыслящего родителя?
- Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо - это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

- Назовите пять мифов о детском здоровье.
- Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть - на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

- Перинатальные матрицы: миф или реальность?
- Это за пределами моего понимания. Больше всего мне нравится специальность «перинатальный психолог». Это такие люди, которые знают, о чём думает плод. Они знают, какие муки испытывает ребёнок, когда его одного положили в кроватку, когда в полтора года его лишили груди...

- Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
- Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

- Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
- Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

Блогеры спрашивают: требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
- Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт - тогда почему бы и нет.

- Стоит ли лечить детей антибиотиками?
- Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, - стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

- Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
- Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка - значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка - половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку - всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки - как и от гриппа - вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям - к детской медицине, к детским садам, к школам - это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

- Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
- Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину - в Германию, в Израиль… - где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

- В чём же камень преткновения российского здравоохранения?
- Солоухин в одном из рассказов описал переход, который каждому из нас предстоит, - из этой жизни в ту. Он бывает страшный, бывает лёгкий. Ты можешь в муках три года выпрашивать ампулу морфина, а можешь спокойно уйти. И это зависит от системы здравоохранения в стране. А проблема такова: в том возрасте, когда мы можем изменить эту систему, нас интересуют совсем другие вещи.
Показательный случай был на Украине. Закрыли украинский торрент. Вот это протестное движение возникло! Куча мужиков организовали хакерские атаки, обвалили сайты МВД и президента. Дошло до того, что сын президента вступился за них, и сайт открыли. То есть когда мужиков лишили права смотреть бесплатное ворованное кино, они кого угодно были готовы порвать.
Зато перед этим почти два года на Украине не было вакцины. В европейской стране в 21-м веке не прививали два года детей. Вы думаете, кто-то из этих мужиков пальцем шевельнул ради своих детей? Я об этом у себя в блоге пост написал: .


Книги Комаровского переводятся на самые разные языки мира. Вот и свежеиспечённый перевод на китайский.

В книжках вы пишете, что детей, начиная с роддома и дальше по жизни, перегревают, в то время как ребёнок от холода не страдает, а, напротив, закаляется. Когда и как нужно работать с системой здравоохранения и родителями, чтобы защищать новых членов общества от перегрева?
- Многие годы я был уверен, что главное - это терпеливая разъяснительная работа. Однако наше общество к этому, к сожалению, не готово. И российский, и украинский Минздрав с 1917-го года общается со своими врачами с помощью т. н. приказов.
Вот и тут нужно издать приказ о недопустимости профилактической антибиотикотерапии при вирусной инфекции, приказ о категорической недопустимости в детских учреждениях превышения норм температуры и влажности, предписанных законом о санитарно-гигиенических нормах и правилах.
В бумагах, утверждённых главным санитарным врачом, всё хорошо и правильно прописано. В СанПиНах (Санитарно-гигиенических правилах и нормах. - М. И. ) сказано, например, что в спальнях детского сада фрамуги должны быть открыты постоянно. Закрываются за пять минут до того, как дети идут ко сну, и открываются через пять минут после того, как дети легли в кровать. Влажность 40-60 %, температура - не выше +22°С. Если вы зайдёте в типичный детский сад, вы увидите, что там влажность 20 %, а температура +28°С. Воспитатели должны соблюдать эти СанПиНы, но они не считают преступлением отходить от правил, чтобы не связываться с какой-нибудь Клушей, которая чуть что сразу кричит: «Что вы делаете, вы же ребёнка мне застудите!»

- В роддомах такая же ситуация?
- Одно дело, если новорождённый не доношен: у него неадекватная система терморегуляции, он не усваивает витамины - такого малыша кладут в кувез и питают тем, чего ему не хватает. Совсем другое дело - доношенный ребёнок, он не должен испытывать дискомфорт в комнате, где +28°С и нечем дышать, лучше заверните его в шкуру убитого медведя и продолжайте кормить грудью.
Иногда мамочки говорят, что в роддоме им акушерка не позволяет открыть форточку. О, она великий эксперт! Ей совершенно плевать на все СанПиНы, на Онищенко, на врачей, на желания этой мамы. Она там королева, у неё в руках единственное на всё отделение судно, и без пяти рублей в карман она тебе его не даст, ходи под себя. И эта же Марфа Ивановна определяет в роддоме, кого пускать, кого не пускать, ей неважно, хочешь ты быть рядом со своей женой или нет.

Как вы относитесь к современным медицинским реформам? В частности, какую позицию вы занимаете в вопросах финансирования медицинского обслуживания?
- Я считаю, что тех денег, которые выделяются, абсолютно достаточно, чтобы каждый житель страны гордился системой здравоохранения. Другое дело, они нерационально расходуются. Это касается и России, и Украины.
Существовала великая система здравоохранения Семашко. Ничего лучше по соотношению цена-качество придумать было просто нельзя. Эту советскую систему надо было чуть-чуть «дополировать»: убрать ненужную бюрократию, убрать существовавшие тогда лёгкие формы коррупции, закрыть те медицинские НИИ, от которых не было пользы, и тогда мы бы гордились этой обновлённой системой. Но не случилось.
Ведь что может быть разумнее! Стои т, допустим, больница в центре Москвы. Это здание сто ит миллиарды. Предложите любой фирме построить шикарную современную клинику за городом, в лесу - взамен на это здание. В этом же все заинтересованы. Почему этого нет?

- Что собой представляет названный вашим именем проект «Комарик»?
- Пять или шесть лет назад я придумал, как не дать детскому саду угробить ребёнка - разработал пакет требований «Комарик». Это оформленная юридически франшиза, которой может воспользоваться любой детсад.
В обычном детском саду есть, например, 30 детей в группе. 28 мамочек хотят, чтобы фрамуга была открыта, а две - чтобы закрыта. В «Комарик» могут взять детей только тех родителей, кто прошёл тест на знание системы доктора Комаровского и согласен с этой системой. Только те, кто согласны, что дети могут гулять в любую погоду, что их нельзя заставлять есть, что должны поддерживаться температура и влажность и т. д. и т. д.

- Этот проект уже где-то реализован?
- Первый «Комарик» был открыт не в России и не на Украине - нет пророка в своём отечестве, - а в Алматы, потом был Краснодар и вот, наконец, Москва.
Вслед за садом должна идти школа, задача которой воспитать не умного ребёнка, а счастливого, здорового, физически развитого, подготовленного к реалиям жизни. Первые пять лет будут выявлять его склонности, а следующие пять лет его будут обучать с такими же, как он.
Первые три года в Алматы проект развивался тихо, зато теперь отбоя нет от желающих: деньги суют, лишь бы попасть - увидели, что там заболеваемость в 10 раз ниже, чем в среднем по городу.

Как вы относитесь к идее индивидуальных школ, где детей делили бы не по возрасту, а по темпераменту, психологическому развитию, «совам»-«жаворонкам» и т. д.?
- Я не верю, что это реализуемо в государственном масштабе. За ваши деньги вам выделят всё, что хотите. Сам я к этой идее отношусь отрицательно. Я считаю, что школа всё-таки должна научить человека жить в социуме. Допустим, ты «жаворонок». И что, твои работодатели будут под это всю жизнь подстраиваться? Если от тебя требуется вставать в 8 утра, а не в 5, приспособь свои склонности к социуму, научись вставать в 8.
Я крайне скептически отношусь к методикам раннего развития, поскольку они не делают человека счастливым. Оно делает его жизнь намного сложнее, когда ребёнок попадает в общество нераннеразвитых. Чем больше мы человека развиваем, тем больше у него потребностей и тем сложнее их удовлетворить. Мы не делаем его счастливей. А ведь, на самом деле, именно это главное. В конце концов, мы формируем людей, которые придумывают себе потребности и по трупам идут их реализовывать. Мы их видим каждый божий день.

Правда, что во время беременности нужно пробовать как можно большее количество занятий, так как эти навыки переходят в потенциал ребёнка?
- Это антинаучно.

- Равно как арт-терапия, ипо-терапия и прочее?
- Всё это разновидности психотерапии. Пойди куда хочешь, заплати большие деньги - тогда тебе помогут и лошади, и дельфины, и сказки, и всё что угодно.

В первый год жизни детей осматривают в поликлинике каждый месяц. Нужны ли ежемесячные осмотры у педиатра, если нет жалоб?
- Не уверен. Врач должен осмотреть новорождённого, хорошо бы осмотреть его в месячном возрасте, в три месяца, в шесть месяцев и в год. Кстати, квалифицированная медсестра в состоянии это сделать без доктора.
Основной риск - сам факт посещения поликлиники. Если годовалый ребёнок должен ждать доктора в коридоре поликлиники, где кашляют и чихают другие дети, такая ситуация однозначно неправильная, с ней надо бороться. Хотите, чтобы врач смотрел ребёнка часто, - отрегулируйте систему таким образом, что если сказано вам прийти в 15:00, то ровно в это время Марья Ивановна вас уже ждёт. Если ребёнок заболел в коридоре поликлиники, за лечение платит государство. По логике, государство заинтересовано сделать так, чтобы ребёнок не сидел в коридоре.

- Когда же наступит то время, когда в детских поликлиниках не будет часовых очередей?
- Я уже говорил, виной всему абсолютная оторванность мужчин от всего, что касается детей. Это очевидно. Когда мужчины начнут заботиться о потомстве, тогда ситуация и изменится. Когда семья решает завести автомобиль, мужчина за полгода начинает сидеть в интернете, выяснять детали и условия покупки. А когда решают завести ребёнка, вы только в 1 % случаев встретите папашу, ищущего информацию о воспитании. Если бы вашу машину заправили некачественным бензином, вы бы разнесли заправку. А когда в больнице некачественно обслуживают вашего малыша, вам всё равно. У мужчины всегда было две главных функции: защитить накормить семью.
Чтобы дети были здоровы, нужно гораздо меньше средств. Важнее правильно наладить процесс, и тогда государство ещё сэкономит. Но ведь никто не заинтересован, чтобы дети меньше болели.

Вопрос кадров. Насколько я знаю, существует страшный дефицит специалистов. Как привлечь в отрасль кадры и почему сейчас это делать не получается, несмотря на огромные денежные вливания?
- Дефицит будет нарастать в геометрической прогрессии. Этот вопрос не решить, пока на зарплату врача ты не можешь выжить, если не нарушаешь Божьи заповеди.
В рейтинге 600 лучших вузов нет ни одного украинского. Да и российских - единицы. Зайдите в любой НИИ и спросите, сколько разработанных ими за последние 20 лет лекарств получили международное признание. Ответ: ноль. Вопрос: а почему я должен содержать этот НИИ с сотней профессоров и тремя сотнями доцентов? Какой дефицит! У нас этих кадров - бог знает сколько, только они устроились так, чтобы к больным не подходить.
Самые адекватные, самые грамотные врачи работают представителями фармакологических компаний. Никто не хочет за $120 бегать по участку. У остальных слишком низкие компетенции. 90 % врачей считают, что гомеопатия - это лечение травами. Ну, и что с ними делать?

- Нагрузка современного школьника - не чрезмерна ли?
- В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема - отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами - и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

- Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
- Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, - это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым - стыдно. Человек, который курит, - глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

- Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
- Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние - покататься на лыжах?

- Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
- За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

- Вегетарианское питание детей: возможно ли?
- По большому счёту, это неестественно для человека. Во что верят мама и папа, в то обычно верит и ребёнок. Если родители хотят передать своё верование ребёнку, у меня есть методика, которая позволяет сохранить здоровье при полном вегетарианстве. Сам я считаю, что ребёнок вправе есть то, что он хочет. Но если я как врач не вижу возможности переубедить маму, то я вынужден не расслабляться, а предложить методику: что есть, какой витаминный комплекс пропить, чтобы можно было обойтись без запрещённых продуктов.
Во всём мире существуют магазины для вегетарианцев, но много ли их в России? В Москве один-два.

- Насколько вредны или полезны сезонные приёмы витаминов в таблетках? Говорят, что они провоцируют рак.
- Это неправда. Так может говорить только производитель витаминов не в таблетках. Вопрос нужно строить иначе. Витамины - лечебно-профилактические средства, которые принимаются по строгим показаниям. Если человек может позволить себе гармоничное разнообразное питание, ни в каких витаминах он не нуждается. За исключением отдельных ситуаций, и то чаще речь идёт о микроэлементах: повышенная потребность йода у беременных и кормящих, фолиевая кислота при подготовке к беременности, витамин D - если вы живёте за полярным кругом.

- Существуют ли кризисные годы с 7 до 18 лет - или это один сплошной кризис?
- Думается мне, что названный диапазон растянут. Буйство половых гормонов, вне всякого сомнения, меняет жизненные приоритеты. Сверстники, как правило противоположного пола, становятся авторитетами для ребёнка; мнение соседки по парте становится важнее, чем мнение мамы или папы. Важно успеть стать авторитетом для девочки, пока ей не исполнилось 10, и мальчику, пока ему не исполнилось 12 (всё это ориентировочно, конечно). Если вам не удалось этого сделать, то вы, увы, опоздали - вы не сможете повлиять на ситуацию.

- Новые стандарты по выхаживанию недоношенных детей считают родившимся совсем маленьких - от 500 г. Есть ли перспективы у таких детей? Нужно ли ими заниматься?
- Огромный скепсис и боль вызывает у меня эта тема. Дайте обществу анализ: вот, за последние пять лет в нашей стране вы ходили сто детей весом от 600 г до килограмма. Дайте обществу статистику, что с ними случилось за первые пять лет, что это стоило родителям, сколько семей распалось, насколько эти дети сейчас счастливы, здоровы, полноценны, как у них со зрением. Дайте обществу ответы на эти вопросы.
Я был во Франкфурте в отделении для таких детей и услышал такую боль в словах тех, кто их выхаживает, - и это с их уровнем! 90 % этих детей слепые, у них проблемы с кожей, с интеллектом.
Если мы решили, что мы выхаживаем недоношенных детей потому, что это европейский стандарт, давай с другого начнём: с европейских стандартов вакцинации, европейских стандартов школы… Если мы приводим детей в этот мир, давайте начнём с другого.

- Какие меры самопомощи нужно знать ребёнку?
- Об этом я написал книжку. Это практически готовый сценарий 50-серийного фильма о неотложной помощи. Его нужно отснять и показывать во всех школах: что должен делать ребёнок при высокой температуре, когда товарища ударило током, когда кого-то вытащили из воды… Наши плакаты с демонстрацией помощи утопленникам - когда беднягу давят через коленку, как будто лёгкие - это мочалка, из которой можно выжать воду, - национальный позор. Мне стыдно за страну, когда начинают обсуждать пользу жгута. Правильно наложенный жгут равносилен потере конечности, он нужен, если, например, оторвало руку. При этом жгут есть в каждой аптечке.
Зато что такое эпипен*, у нас почти никто не знает. Помнишь, в фильме «Социальная сеть» полиция врывается в дом, где ребята употребляют кокаин? У одного из них полицейский достаёт шприц и спрашивает, что в нём. Парень говорит: «Эпипен», - и от него отстают. У них каждая собака знает, что такое эпинефрин и зачем он нужен. Если бы мы вместо жгута положили в автомобильную аптечку эпипен, мы бы несколько тысяч жизней спасли за год.

- Что в работе детского врача вы считаете приоритетным?
- Взаимопонимание с мамой и папой. Объяснение им их роли - то, что они важнее, чем доктор. У нас же обычно бывает наоборот: врач пытается доказать свою значимость. Равно как и медсестра, акушерка, учителя в школах, автомеханик, сантехник, электрик: «Вам без нас - никуда». Более того, сантехник начнёт свой рассказ с того, что все предыдущие сантехники, которые побывали в вашей квартире, - абсолютные идиоты.
Возможности родителей на порядок превосходят возможности государства. Воспитывать детей независимо от социума невозможно, а социумы везде разные. Поэтому моя главная задача - дать такую методику ухода, воспитания и помощи при болезнях, которую можно реализовать в той стране, где вы живёте, - с учётом вашей ментальности, ваших бабушек и вашей системы здравоохранения. Методику, которая позволит вырастить ребёнка и сохранить семью.

- Евгений, как вас можно найти в интернете?
- Настоящий Комаровский живёт на . На сегодняшний день только здесь.

О новой книге доктора Комаровского
Прежде специалисты не могли себе позволить писать о лекарствах, эта тема была всегда табу и для врачей, и для родителей: про одни медикаменты скажешь правду - сменят на другие, про третьи скажешь - перестанут покупать… А это уже вопрос личной заинтересованности.
«Справочник здравомыслящих родителей: Лекарства» Евгений Комаровский писал два года, подготовка же заняла, как утверждает автор, 35 лет. Учебники о лекарствах пишут не врачи, а фармаколога. Но парадокс в том, что именно с врачами родители говорят о лекарствах. Поэтому одна из первоочередных целей новой книги доктора Комаровского - стать русско-фармакологическим разговорником. Когда в инструкции, которая теоретически предназначена для обывателя, написано, что «данный препарат ингибирует фермент С-450», вряд ли становится понятнее, зачем это лекарство нужно.
Книга состоит из трёх частей: 1. Фармакологическая азбука, где даются основы фармакологии: чем отличается лекарство от препарата, а пилюля от пастилки. 2. Рассказы о лекарствах - об основных группах лекарств, с акцентом на детский возраст. 3. Специфические ситуации: лекарства и беременность, лекарство и кормление грудью, лекарства и аллергия, что такое 20 мг в 5 мл и т. д.
Многие фармакологические компании дали бы многое, чтобы эта внушительная по объёму книга (один Предметный указатель занял 40 страниц) не выходила. «Один мой знакомый химик, - комментирует Комаровский, - посмотрев содержание, купил сразу три экземпляра со словами: она быстро станет библиографической редкостью, такую книгу не позволят выпустить дважды». По этой же причине издательство выпустило тираж в шесть раз больше обычного.