Описание творческой мини мастерской в детском саду. Организация педагогической мастерской по проблеме детской игры в доу. Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники

Организация творческих мастерских в ДОО.

Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что так же продиктовано современными требованиями.

Согласно ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования являются:

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    Сотрудничество ДОО с семьей;

    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач:

    Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм стала организация творческих мастерских с участием педагогов и их родителей.

Основная цель работы творческих мастерских- укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    Знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    Развитие творческих и дизайнерских способностей;

    Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческая мастерская организуется в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщается родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40-60 минут

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т.п.)

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

Непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных семей, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполнения работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квилинг, обращение с полимерной глиной и т.п. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап –непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками- это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовывать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских В ДОО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 « Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Выступление на тему

«Организация творческих мастерских в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников» на педагогическом совещании № 3

по проблеме «Воспитательная система дошкольной

образовательной организации

в условиях ФГОС ДО».

Воспитатель:

Алешина О.Н.

Бугульма

2016 г.

Марина Демур

В детском саду №4 "Жемчужинка" создана творческая мастерская . В творческой мастерской работает кружок изобразительной деятельности под названием "Цветные ладошки". Два раза в неделю я провожу занятия с детьми средней, старшей и подготовительного возраста. Я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изобразительной деятельности. У детей вызывает большое удивление использование ладошек и пальчиков для рисования штампов и трафаретов. Нетрадиционная организация изобразительной деятельности восхищают и удивляют,вызывая стремление заниматься интересным делом.

Цель моей работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала , оказании помощи в реализации его возможностей,способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы . Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду.

Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности детей , позволяет почувствовать краски их характер и настроение. Это развивает мелкую моторику пальцев рук, концентрацию внимания, подготавливает руку к письму. В развитии творческих способностей детей со мной активно участие принимают родители.


Я предлагаю им вместе со своим ребёнкам нарисовать или сделать поделку на определённую тему, это способствует сплочению ребёнка с родителями. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольсивие от общения с красками и радовался своими результатами.







Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Творческая мастерская «АКВАРЕЛЬКА» Осень – удивительно заманчивая пора для творчества и вдохновения, а сбор осенних листьев в погожий осенний.

Какой же Новый год без подарков? Их приятно получать и еще приятнее дарить. Особенно подарки любят дети. А красивая упаковка.

Цель. Приобщать родителей к совместной работе в группе. Задачи: Расширить интерес и любовь к родной природе, ее красоте. Закрепить знания.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование.

Творческая мастерская с родителями «Подарок ко Дню семьи» Цели: 1 сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…

Конечно, же: все мы родом из детства и ответ на этот вопрос надо искать в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Театрализация является мощным источником эмоций, чувств и настроения; развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими.

Таким образом, наиболее эффективным путём развития творческих способностей дошкольников является интеграция театральной, игровой, изобразительной деятельности и грамотно выстроенная образовательная среда.

В процессе создания развивающей предметно-пространственной среды для раскрытия творческих способностей и развития театральной культуры детей мы открыли творческую мастерскую «Юные подмастерья». Участниками творческих мастерских стали дети, родители и сотрудники детского сада. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, приобретение социального опыта через творческую деятельность.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей и желаний, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

Импровизационный характер деятельности.

Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.

Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.

Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.

Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.

Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного.

Педагогу нужно уметь:

Не мешать ребенку творить;

Быть рядом с ним в этом процессе;

Принять и понять его позицию;

Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

Самому быть творцом;

Бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Работу в творческой мастерской я начала со знакомства детей с историей театра, процессом изготовления атрибутов и профессиями, благодаря которым существует сказочный мир театра. Детям были представлены презентации и фотоальбомы о работе мастеров «Изготовление кукол», «Разные маски», «Мир декораций». После знакомства с работами специалистов я предложила детям сделать декорации к настольному театру: домики, деревья, кустики, облачка, солнце. С помощью родителей мы оформили ширму. Как художники-оформители рисовали афиши к спектаклям. Делали пригласительные билеты на спектакли. В своей работе дети проявляли творчество, фантазию, воображение.

Теперь в мастерской «Юные подмастерья» мы изготавливаем декорации, маекеты, разные виды театров: из конусов, из стаканчиков, на палочках, из оригами, на дисках, из киндер-сюрпризов; маски для игр, сказочных персонажей.

В этом году в творческой мастерской были изготовлены:

Макет квартиры с мебелью. Родителям было дано домашнее задание сделать в выходные с ребенком макеты разной мебели. В мастерской из большой коробки мы изготовили макет квартиры с комнатами. У нас получилась замечательная игра «Новоселье».

Макет по прикладному искусству был изготовлен к русской народной сказке «Морозко». Родители изготовили подставку и домик для бабы яги. Персонажей сказки дети вылепили из пластилина и оформили весь макет ватой и бросовым материалом. Детям очень нравится играть с макетом периодическидобавляют других персонажей и обыгрывают другие сказки.

Макет по дорожной безопасности. На тематической неделе «Мой поселок» каждый родитель со своим ребенком изготовил макет своего дома. В уголке дорожной безопасности мы оформили и приклеили из цветной бумаги дорогу с разметкой, расставили макеты домов и установили дорожные знаки.

Ко дню дошкольного работника добавили макет детского сада сделанного из коробки, оформили наш прогулочный участок из бросового материала, пластилина, цветной бумаги.

Совместно с родителями приняли участие в конкурсе детского сада «Театральные подмостки» изготовив теневой театр и атрибуты к нему. Ширма получилась многофункциональной, если убрать белый экран, который крепится на липы и оставить только занавес можно играть в другие театры.

Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно.

Такая форма работы охватывает такие образовательные области ФГОС ДО, как: социально-коммуникативное, познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.

В процессе творческой деятельности: придумывания, изготовления и непосредственно театрализации происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Сначала эта форма использовалась стихийно, по желанию детей или по необходимости. На сегодняшний день, мы создали перспективное планирование занятий в творческой мастерской в соответствии с образовательной программой, тематическим планированием организации и возрастными особенностями детей. Планирование является примерным так как в течение воспитательно-образовательного процесса учитываются пожелания детей и родителей. В дальнейшем планирую написание программы по дополнительному образованию

Основные требования к организации деятельности творческой мастерской в ДОУ

Организация продуктивной деятельности как партнерской с взрослым (с подбором содержаний, сообразно выделенным культурно-смысловым контекстом и типам работы) связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть прояснены следующим образом.

Занятия продуктивной деятельностью организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и способствует возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а взамен традиционных (обучающих); примерно такое количество занятий продуктивного характера (включая рисование, лепку, конструирование) обычно задается образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Антураж и дух «мастерской» как особого культурного пространства отличает ее от «класса» - пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работе в «мастерской» целесообразно посвящать утренние часы – после завтрака и чтения художественной литературы, которая, кстати, может отчасти определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25 – 30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец; в распорядке дня для него резервируется в целом 40- 45 минут (собственно, до утренней прогулки). По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.

Поскольку воспитатель всегда имеет дело с группой дошкольников, необходимо учитывать их возможную соорганизацию. Как указывалось выше, следует предлагать детям работу, предполагающую достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности. Могут в итоге образовывать общий продукт – мы бы назвали его продуктом «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.). Иначе говоря, все члены группы могут работать в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Следует избегать совместной деятельности, где общий продукт достигается через разделенные между участниками отдельные операции (работа конвейерного типа), поскольку в таких условиях снижается стремление дошкольника к достижению (частичный результат не является достаточным стимулом к работе, а общий продукт психологически слишком далеко отстоит от ребенка).

Целесообразно планировать содержание продуктивной деятельности на месяц вперед, осуществляя подбор конкретных содержаний с опорой на культурно-смысловые контексты и типы работы; план может корректироваться в связи с каким-либо изменением ситуации.

Вопрос относительно частоты использования тех или иных культурно-смысловых контекстов решается воспитателем самостоятельно, в зависимости от событий, происходящих в окружающем (сезоны, праздники, памятные даты), прочитываемых в данное время художественных текстов, актуальных детских игровых и познавательных интересов.

Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам. Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования. Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух. Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).

В выборе типов работы для старшей группы на протяжении учебного года надо придерживаться следующего направления: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале учебного года (сентябрь – ноябрь), к постепенному увеличению удельного веса работы по схемам и словесным описаниям в середине года (декабрь – февраль) и к сбалансированному сочетанию всех типов работы к концу года (март – май).

Тенденция в выборе типов работы для подготовительной группы на протяжении учебного года такова: от работы по готовым образцам и незавершенным продуктам, по преимуществу в начале года, к сбалансированному сочетанию всех типов работы в середине года и к преимущественному использованию работы по схемам и словесным описаниям к концу года.

Облегчить работу по подбору конкретных содержаний для продуктивной деятельности может составление и постоянное пополнение общей для детского сада картотеки (описание занятия с учетом двух оснований: типа работы и культурно-смыслового контекста), с тем, чтобы удачный опыт каждого из воспитателей мог стать достоянием всех.

Продуктивная деятельность, в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.

Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делали вместе с взрослым.

Взаимосвязь двух составляющих образовательного процесса в отношении продуктивной деятельности осуществляется главным образом через материалы и образцы, с которыми имеет дело ребенок.

Несмотря на то, что к старшему дошкольному возрасту продуктивная деятельность детей в известной мере освобождается от ориентированности на процесс и ребенок начинает сам для себя ставить продуктивные цели (сделать именно то, что задумано), она пока что в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами: «внутренние» продуктивные цели еще эпизодичны и неустойчивы.

Сюжетное содержание развертывается и сопровождает продуктивную деятельность старших дошкольников (игра-конструирование и игра-рисование) очень часто, особенно если ребенок работает в общем поле со сверстником – а это в детском саду типичная ситуация. Столь же часто возникают действия по принципу «Что получится, если…», уводящие далеко от первоначального замысла. Это бесконечные перестройки и перерисовывания, как в сюжетной игре, когда начальная точка сюжета не обнаруживает никакой линейной связи с конечной, проходя целую цепь ассоциативных смещений.

С одной стороны, этому свободному ассоциативному движению, соскальзыванию на процесс, вроде бы необходимо ставить преграды, чтобы ориентировать ребенка на достижение результата с некоторыми предустановленными стандартами качества, но с другой – именно эта свобода трансформаций цели способствует развитию воображения и творчества.

Присутствие продуктивной деятельности в двух составляющих образовательного процесса позволяет примирить оба направления движения и не сводить ее развивающие функции к одному полюсу. Надо сказать, что уже в организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми мы постарались учесть обе эти тенденции через различные типы работ: работы по готовым образцам и графическим схемам (стабилизирующим цели) и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям (в значительной мере допускающие трансформирование цели в процессе работы).

Предметная среда для самостоятельной продуктивной деятельности детей также должна способствовать и творческому движению в работе с выбранным материалом, и стабилизация целей (акцентированию для ребенка момента результативности).

Поэтому необходимо предоставлять дошкольникам не только сами материалы, но и образцы для возможной работы (последние часто выпадают из сферы внимания воспитателя).

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (столик, за которым могут работать двое-трое детей, стеллаж).

Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если частота обращений к ним невелика, они заменяются новыми после очередного цикла работ, если же дети часто их используют, к ним прибавляется следующая порция материалов.

Проведенная психологом Н.А. Коротковой опытно-экспериментальная работа показала, что к этим материалам и образцам в своей деятельности чаще всего обращаются три категории детей:

– не успевшие завершить свою работу в период совместной деятельности со взрослым;

– выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне занятия, без критического внимания со стороны сверстников;

– энтузиасты, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь обращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.

По наблюдениям Н.А. Коротковой, в свободную деятельность детей «по инерции» наиболее часто переходят работы творчески-экспериментаторского типа: разработка предложенных взрослым незавершенных продуктов (графических и живописных набросков, конструктивных модулей), а также работа по готовым образцам (конструирование игрушек из разнообразных образцов посредством новых, привлекательных по своим возможностям инструментов, предложенных взрослым в совместной работе, – циркуля, пластмассовых лекал, копировальной бумаги).

Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был достаточный запас соответствующих материалов – для всех желающих продолжить работу.

Необходимо также обеспечить материалы для излюбленных дошкольникам свободных занятий продуктивного характера, не связанных впрямую с содержанием совместной деятельности с взрослым, но дополняющих ее развивающий эффект.

Воспитатель, как правило, специально готовит материал к каждому занятию. Это, так сказать, материал для одноразового использования, он превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации), которыми дети затем распоряжаются по собственному усмотрению. В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.

В рамках продуктивной деятельности наибольшей популярностью у дошкольников пользуются рисование и конструирование. Любителей лепки и аппликации гораздо меньше. Тем не менее, надо позаботиться о том, чтобы пластические материалы для лепки, цветная бумага, старые иллюстрированные журналы как сырье для коллажей-аппликаций были доступны детям, которые все же захотят заняться ими.

Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребенок может мастерить различные вещи. Это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки небольшого размера, проволока, кусочки тканей и веревочек, старые футляры от фломастеров, шишки, желуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещенные в разных емкостях (корзинках, ящиках). К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с графическим образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы.

Для хранения графических и живописных материалов целесообразно выделить стеллаж, где располагаются гуашевые краски, палитры, кисти, баночки для воды, простые и цветные карандаши, восковые мелки, масляная пастель, разные лекала для работы над орнаментами, запас рисовальной бумаги разного размера.

Рисовальные принадлежности должны быть дополнены подборками графических образцов для орнаментов, альбомами репродукций (графики, живописи, декоративного искусства), которые дети могут свободно рассматривать и использовать как прототипы для своих работ. Нужны также незавершенные контурные и цветовые наброски для творческой разработки, специально подготовленные воспитателем именно для свободной детской деятельности, а также альбомы или отдельные листы для раскрашивания.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие: 1) воспроизведение графического образца по опорным точкам; 2) воспроизведение графического образца по клеткам; 3) воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре; 4) графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).

Место хранения бросовых, графических, живописных материалов и образцов к ним должно быть приближено к зоне рабочих столов, где дети располагаются для самостоятельной деятельности, индивидуально или в компании сверстников (во время, свободное от занятий).