Как выглядит бурятский национальный костюм. Современный бурятский костюм. Традиционные цвета костюмов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу. Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа. С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек. «Малгай» головной убор для бурята - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода и поверхности юрты. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «данзэ» вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. материализованных в предметном воплощение. Полная символика верха головного убора « Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный. Традиционная верхняя мужская одежда была прямо спинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Обязательная принадлежность мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса – подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом оберегал от холода, что было невозможно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов: подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие принадлежности. Пояс выполнял функции своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом, спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязанными, тканными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых рук, ширину в три ширины от ногтя большого пальца до кончика среднего пальца Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

Бурят - это традиционная одежда народа с многовековой историей и культурой. Традиции в одежде этого народа связаны с его образом жизни и суровым сибирским климатом. Национальная традиционная одежда бурят приспособлена к кочевому образу жизни и резким перепадам температур. Занятие скотоводством обусловило набор материалов, из которых изготавливали костюмы: шерсть, кожа, мех, шелк. Какая национальная одежда у бурят? Какие костюмы носят мужчины и женщины? Как выглядят буряты в национальных костюмах в настоящее время и как выглядели в прошлом? Какие цвета и материалы выбирают буряты для пошива своих нарядов? Обо всем этом и других интересных особенностях национальной одежды одного из народов Сибири и пойдет речь в статье.

История костюма

В Прибайкалье проживали многие монголоязычные народности: якуты, буряты, тунгусы и другие. О древнем костюме бурятов можно судить по письменным описаниям дипломатов и путешественников 17-18-го веков, более ранние письменные упоминания о национальной одежде, быте и образе жизни сибирского народа не сохранились.

Первым описал бурятский костюм наш посол в Китае Спафарий Н. Он писал, что в Бурятии в 17-м веке были популярными хлопчатобумажные ткани, привозимые из Китая и Бухары.

Изучением костюмов сибирских народов и народностей с научной точки зрения занялись исследователи и ученые только в начале 19-го века.

Особенности

Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.

Буряты - это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.

Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды - это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.

Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.

Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.

После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.

Традиционные прически как атрибут национального костюма

В детстве и мальчикам, и девочкам заплетали на макушке одну косу, а остальные волосы сбривали. Переставали брить волосы девочкам, которые достигали возраста 13-15 лет. Когда их волосы отрастали, их заплетали в две косы на висках, что служило уже первым явным половым отличием от мальчиков. В 16 лет на голову девочкам надевались специальные украшения - саажа, которые символизировали готовность девушки к замужней жизни и означали что, к ней уже можно свататься.

После свадьбы женщине заплетали две косы.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный - это земля, дом; красный - энергия, огонь, жизнь; синий - небо, надежда.

Головные уборы и обувь

И мужчины, и женщины носили шапки, которые представляли собой круглые с небольшими полями головные уборы с остроконечной верхушкой, которая украшается навершием, обычно серебряным, и кистями. Шапки шили из тканей синего цвета. Каждый элемент у шапки бурят имел свое символическое значение. Красные кисти, например, - символический элемент головного убора монголоязычных народов. В середине 15-го века Эсэн-тайша приказал всем народам, проживающим в монгольском государстве, носить на головных уборах красные кисти. С тех пор в национальных головных уборах таких народов, как буряты, калмыки, присутствует этот элемент декора.

Зимней обувью бурят были унты, которые делали из кожи жеребят. Осенью и весной носили сапоги, носы которых были заостренными, летом носили обувь из конского волоса, которая прикреплялась к кожаной подошве.

Какой национальный костюм у бурятов-мужчин

Мужские халаты обычно шили из материала синего цвета, основным и главным атрибутом костюма были пояса, которые отличались материалом, размерами и техникой пошива.

Верхняя мужская одежда не отрезалась по талии и расширялась к низу. На вороте, как правило, пришивались несколько золотых, коралловых или серебряных пуговиц. Их пришивали также на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Пуговицы тоже имели символический смысл. Например, верхние, считалось, приносили счастье, во время молитвы специально расстегивали пуговицы, чтобы благодать божественная проникла в тело. Средние пуговицы означали достоинство и честь, нижние символизировали достаток и богатство.

Обычно зажиточные буряты шили костюмы из роскошных тканей и украшали их серебром. По одежде можно было судить о социальном статусе, его происхождении и месте проживания человека.

Женский костюм

Женская одежда менялась в соответствии с возрастом и изменением положения в обществе. Состоял женский национальный костюм из рубахи, штанов и халата, поверх которого надевалась безрукавка.

Детский костюм девочки: халат прямой, подпоясанный кушаком из материи. В возрасте 14-16 лет девочки меняли свою одежду и прическу. Халат состоял из кофты и юбки, которые сшивались по линии талии.

Левая пола халата традиционно запахивалась на правую и застегивалась на плече и на боку на специальные пуговицы. Халат, как правило, был двухслойным, верх обшивался дорогой материей, внутри была подкладка. Подол юбки обшивался цветным материалом, иногда мехом.

Обязательным атрибутом одежды замужней бурятки должна была быть безрукавка, которая надевалась поверх халата. По форме и стилю безрукавки можно было узнать, откуда бурятка и каково финансовое состояние ее рода. Например, у восточных бурят женщины носили короткие безрукавки (уужа), западные бурятки носили уужу с пришитой к ней сборчатой юбкой. Безрукавку шили из ярких тканей и украшали спереди перламутровыми пуговицами или серебряными монетами.

По традициям и религиозным правилам, бурятка не могла показаться на глаза мужчин, не надев безрукавку и не покрыв голову головным убором.

Женщины пожилого возраста носили очень упрощенную одежду, халаты шили из тканей темных оттенков, но обязательным атрибутом оставалась безрукавка и головной убор.

Украшения

Украшения являются обязательным атрибутом мужского и женского национальных костюмов бурят. Фото украшений поможет разобраться в неимоверном количестве их видов.

Мужской костюм украшают два элемента - огниво, или хэтэ, и нож, или хатуга. Рукоятку и ножны ножа украшали чеканкой, серебряными подвесками и камнями-самоцветами. Огниво представляло собой небольшую сумочку, пошитую из кожи. Его украшали чеканным узором. Носят нож и огниво мужчины на поясе.

По древнему бурятскому обычаю, при рождении сына в древние времена отец обязательно заказывал для него нож, затем родовые ножи передавались из поколения в поколение. Ножи нельзя было передавать другим людям, особенно плохим знаком было потерять свой нож.

Женские украшения поражают своим разнообразием и сложностью. На каждом пальце и в несколько рядов носили кольца, исключением был средний палец. Браслеты носили на обеих руках, причем браслеты и серьги носили не снимая.

Височные кольца и украшения символизировали солнце, звезды, снег, луну. Нагрудные состояли из различных медальонов, в которые обычно вкладывали молитвы. Иногда височно-нагрудные украшения были выполнены в виде ожерелья с колокольчиками.

Шейные украшения имеют символику, означающую плодородие.

Женские украшения были в основном из серебра, со вставками бирюзы, коралла, янтаря.

Молодые девушки носили боковые подвески, представляющие собой две круглые пластины. Они закреплялись с двух сторон на уровне пояса, к одной пластине прикреплялись щипцы, зубочистка, к другой - замочек, маленький нож и огниво. Обе подвески заканчивались кистями из шелковых нитей желтого, зеленого или красного цветов.

Современная мода и национальный костюм

Современная мода часто использует элементы национального костюма народа буряты, фото которого очень часто встречается в модных журналах. Известные дизайнеры и кутюрье очень часто используют национальные атрибуты одежды разных народов для создания своих шедевров. Не исключение и национальный костюм бурят.

Многие элементы костюма и большая часть декоративных элементов, орнаменты, серебряные оригинальные украшения, головные уборы, оригинальный бурятский рукав, трапециевидная форма силуэта модели часто используются модельерами в своих коллекциях.

30-09-2017

Фото Анны Огородник

29 сентября на главной книжной ярмарке Бурятии «Книжный салон-2017» Этнографический музей народов Забайкалья провёл презентацию книги о традиционном праздничном женском бурятском костюме. Она сопровождалась красочным дефиле, которое вживую проиллюстрировало содержание издания. Девушки, демонстрировавшие наряды, произвели фурор и по многочисленным просьбам публики вышли на бис, сообщает ИА Буряад Yнэн.

«Нам важно показать, что буряты носили красивые праздничные костюмы и были достойны их носить. Действительно, коллекция которую мы представили, над которой мы так потрудились, говорит о том, какую красивую, праздничную, удобную, продуманную и адаптированную в наших условиях одежду носили наши предки», – рассказывает директор Этнографического музея Светлана Шоболова.

Модели представили праздничные костюмы разных групп бурят: хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В создании коллекции участвовала Дашима Гончикова , мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли известных ювелиров - Александра Чинбата , Владимира Суворова , Ниму Будожапову , Эдуарда Куклина . Каждый из них заготавливал традиционные украшения представительниц определённых родов. Так, Эдуард Куклин работал над эхиритскими и булагатскими.

Традиционный женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки, а также территориально-локальные признаки. Но при этом, был идеально приспособлен к условиям быта того времени.

«Мне кажется, что увидев сегодня, как это красиво, каждой женщине захочется в любые торжественные даты будь то Сагаалган, юбилеи, свадьбы сыновей или дочерей, просто надеть этот костюм, который носили наши предки. Это будет достойно их памяти и уважения. Любая бурятка всегда будет выглядеть красиво в национальном костюме», – уверена Светлана Шоболова.

Стоимость одного костюма – 150 тысяч рублей. В эту сумму входит сам праздничный наряд, головной убор, обувь и полный комплект украшений.

«В следующем году мы планируем дополнить настоящую коллекцию мужскими праздничными костюмами. Тогда это будет большая, полная коллекция. Конечно они очень дорогие – это праздничные костюмы, не те, что носили в повседневной жизни. Их надевали по особым случаям. Мне кажется, наши предки очень красиво жили и богато», – рассказал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков .

Праздничный женский костюм хори бурят. Фото Анны Огородник

В женской одежде хори лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами - туруу. Для нарядной одежды их делали из плиса, бархата. Название «туруу» старожилы связывают с конструкцией обшлагов, которая повторяла форму копыта (туруу) лошади.

Обшлаг (туруу) одежды хори-буряток. Фото Анны Огородник

Декор одежды хори-буряток приходился на рукава и подол, а лиф обшивался узкой бейкой по краю. Воротник украшали узорчатой декоративной тканью, парчой или шелком красного цвета, черным бархатом, мехом выдры или мерлушкой белого цвета.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.

Есть два типа безрукавок - короткая безрукавка (уужа) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спиной, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, и длиннополая безрукавка (морин уужа). У хоринских буряток морин уужа представляла собой ту же короткую безрукавку и пришитую к ней юбку в сборку. Её делали из двух полотнищ, оставляя разрезы спереди и сзади, для удобства при верховой езде. Материалом служил шелк или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки также украшали.

Фото Анны Огородник

Праздничный женский костюм цонголов. Фото Анны Огородник

В женской одежде цонголов лиф также был прямой, но его низ спереди и на спине выкраивался мысиком. Рукава также были составными и с буфами, но их верхняя часть немного короче и уже, чем у хори.

Фото Анны Огородник

Подол (хормой) длинный и широкий, а шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивался в густую сборку. Для цонголов характерна уужа.

Праздничный женский костюм сартулов. Фото Анны Огородник

У сартулов лиф был такой же, как у цонголов. Рукава верхней одежды опять же составные, но делали их без буф, а пришивали, заложив в складки. Подол укладывали в складки. Сартульские женщины тоже предпочитали уужа.

Праздничный женский костюм хонгодоров. Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

У хонгодоров лиф одежды к низу раскашивался. Рукава шили как у сартулов. Подол был таким же, как у цонголов. И хонгодорские женщины носили уужа.

Праздничный женский костюм эхиритов. Фото Анны Огородник

Лиф был прямой до талии, как у хори бурят, но проймы и основания рукавов были намного сужены. Рукава одежды эхириток и булагаток были цельными, т.е. несоставными, как у забайкальских бурят. В Прибайкалье туруу рукавов были опущены вниз, подол оформлялся в складку. Концы рукавов перед обшлагами стягивались в сборки и оформлялись полосками цветных тканей, бархатом.

Западные буряты использовали широкую декоративную нашивку на лифе. Она занимала всю верхнюю часть груди, была видна в треугольный разрез дэгэла и расходящиеся полы расклешенного хубайси - неотрезная цельнокроеная безрукавка с разрезом спереди. Шов, соединяющий верх и подол, не украшали.

Украшение оноо. Фото Анны Огородник

Безрукавка по краю проймы, по вырезу ворота и груди была обшита полосками тонкого черного сукна, с нашитыми на них перламутровыми пуговицами. По линии соединения лифа и подола также нашивались полоски черного сукна, спереди – узкие, а на спине - широкие. На наспинную часть сверху прикрепляли украшение оноо, состоявшее из кожаной основы, обшитой тонким сукном красного цвета и с закрепленными на ней прямоугольной формы металлическими пластинами. К ним прикрепляли подвесные пластины ромбовидной формы.

Праздничный женский костюм булагатов. Фото Анны Огородник

У булагатов преимущественно были распространены хубайси. Подол в расправленном виде образует полукруг, куда в зависимости от ширины вставляли треугольные клинья. Хубайси имела боковой и плечевой швы. Спину иногда делали из двух половинок при узкой ткани. Борта передней части отделывали тесьмой или планкой из сукна или сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.

Фото Анны Огородник

Отметим, что раньше данные костюмы представили на выставке «Традиции вне времени», проходившей в Этнографическом музее в августе-сентябре. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у посетителей на «Книжном салоне» люди очень интересовались деталями и пошивом, различиями между костюмами.

«Эта коллекция демонстрируется в относительно свободном доступе. Её вблизи более детально можно будет изучать. В отличии от коллекции исторических костюмов, которые хранятся в Национальном музее. К ним мы доступ ограничиваем», – рассказал Тимур Цыбиков.

Этнографический музей планирует провести лекции по традиционному костюму. Желающие смогут прийти на них и узнать все нюансы пошива традиционного костюма, а также значение всех его элементов.

Материал подготовлен Анной Огородник совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья

Анна ОГОРОДНИК

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.

Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.

Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

  • Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.
  • Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл – три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.
  • Рукав имел манжету – туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.
  • Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.

Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.

С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней. Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.

У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.

Обувь

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.

Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Летний вариант обуви шился из конского волоса на плоской подошве.

Современный бурятский костюм

Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром – ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.

Заслуживают внимания и ткани – шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета – синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.

В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.

В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.

Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам – Сагаалган (Белый месяц – наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.

Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства