Развитие памяти дошкольника. Особенности памяти дошкольника. Развитие произвольной памяти в различных видах детской деятельности

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.)

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую
деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое
соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.

При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики (и только 30% - структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.

Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

Вывод

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Раннее детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Таким образом, благодаря познавательным процессам - восприятию, вниманию и памяти - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память - что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс - осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое "хорошая память"? Это когда ребенок без труда может , который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций - они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации - она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап - возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно , которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап - с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию - один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде - все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, - важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.

Хорошая память - один из самых важных компонентов интеллектуального развития

Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?

Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:

Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.


Процессы памяти - классификация

Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.


Показатели развития детей - как оценивать

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.

Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.

Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.


Речевая память может развиваться только, если в малышом постоянно разговаривать

Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.


Сенсорное познание - первый этап развития памяти

Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время – помнить обиды, боль и т.д.

Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.

Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.


Мнемотехника для малышей - как работает

Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.


Определение - что такое память

Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.

Оценка возможностей памяти ребенка

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).

Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.


Карточный способ мониторинга памяти у ребенка

Нарушения памяти у дошкольников

Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.


Дети с нарушением памяти чаще всего показывают девиантное поведение

Дидактические игры для развития памяти

Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:

  1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
  2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
  3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
  4. Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.

Виды памяти у детей

Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.

  1. Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
  2. Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.

В первую очередь надо развивать ассоциативное мышление. Игра - Узнай эмоцию

Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.


Подбор ассоциаций - основные принципы

Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.

Другие аспекты развития памяти ребенка

К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:

Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности – развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.


Развивающие игры - основной способ развития памяти

Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.

Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.

Память является доминирующим психическим процессом в структуре межфункциональных связей дошкольника. В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные изменения, позволяющие ему удерживать все большее количество информации, и качественные изменения, в частности постепенный переход к произвольному запоминанию.

В младшем дошкольном возрасте единственной формой работы памяти являются непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Запоминание и воспроизведение происходят без постановки сознательных целей что-либо запомнить, независимо от воли ребенка. Непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части опыта дошкольника. Основное содержание памяти дошкольников составляют представления, т.е. конкретные, наглядные образы окружающих людей, их действий, предметов, игрушек, их свойств, объектов и явлений природы и т.п. Эти представления являются основой для формирования понятий. В младшем дошкольном возрасте часто встречается смешение действительных воспоминаний и выдумок ребенка, что является результатом объединения процессов воображения и памяти.

Эмоциональная окраска информации улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтральных событий. Лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями ребенка, что произвело сильное впечатление. Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами. Хорошо запоминается также то, что многократно повторяется и включено в деятельность, особенно в игровую. Игровые мотивы оказывают положительное действие на запоминание и увеличивают продуктивность непроизвольной памяти. На протяжении дошкольного возраста происходит повышение эффективности непроизвольного запоминания, которое является важной предпосылкой развития произвольной памяти.

Практический пример

В экспериментальном исследовании З. М. Истоминой перед детьми ставилась задача запомнить ряд слов один раз в ситуации лабораторных опытов, другой раз – в ситуации игры "магазин", когда ребенку нужно было выполнить поручение и купить в магазине предметы, названные экспериментатором. Эффект запоминания в ситуации игры оказался заметно выше, причем это положение сохраняет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста.

С возрастом непосредственное и непроизвольное запоминание трансформируется в сложную умственную, сознательно регулируемую деятельность, основывающуюся на определенных способах переработки запоминаемого материала. Произвольная память начинает развиваться примерно в среднем дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить определенную цель – запомнить то, что намечено, т.е. выделять специальную мнемическую задачу на запоминание и припоминание, и использовать специальные приемы запоминания.

Выделение ребенком мнемических задач происходит при следующих условиях :

  • во-первых, если припоминание или запоминание является средством осуществления значимой деятельности;
  • во-вторых, если они непосредственно и наглядно связаны с основным мотивом деятельности ребенка.

Так, когда ребенок поставлен в игровые условия, при которых от припоминания им ряда слов зависит выполнение взятой на себя роли, то уже у детей среднего дошкольного возраста выделяется специальная задача – припомнить и запомнить необходимые слова. Важно при этом, что задача припомнить выделяется раньше, чем задача запомнить. В связи с выделением задачи запомнить с целью последующего воспроизведения впервые появляются и специальные приемы этих действий. Ребенок или повторяет слова вслед за взрослым, или, после того как взрослый уже произнес слова, он повторяет поручения или слова про себя, наконец, он делает попытки установить логические связи между словами. Так появляется специальная работа ребенка над материалом для осуществления запоминания. Она еще чрезвычайно проста и выражается чаще всего в повторении, которое еще не содержит в себе необходимой переработки материала в связи с предстоящим воспроизведением. Однако все эти действия с материалом уже опосредованы словом.

Появление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Преднамеренное запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (в игре, при выполнении поручений взрослых и т.д.), как самостоятельное действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами. Таким образом, дошкольный возраст является тем возрастом, в котором начинается развитие произвольной памяти. Основной путь своего развития произвольная память проходит в следующем, школьном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непосредственного запоминания к опосредованному запоминанию с использованием мыслительных операций. Чем осмысленнее материал, тем выше эффективность его запоминания, что свидетельствует о возможности детей дошкольного возраста активно осмысливать информацию, которую необходимо запомнить. Процесс запоминания начинает опосредоваться словом.

Выделяют три периода в использовании ребенком слова для организации восприятия запоминаемого материала (рис. 9.3). В первом периоде (три-четыре года) ребенок не только в условиях естественной деятельности, но и в специально создаваемой ситуации не может установить опосредствованное словом отношение к материалу. Во втором периоде (четыре-пять лет), если ребенку создать специальные условия для опосредования, он способен использовать слово. В этом случае он свободно вступает в опосредствованное словом отношение к материалу. В условиях же естественного поведения опосредование для этого периода нехарактерно. Наконец, в третьем периоде (шесть-семь лет) ребенок использует слово как средство организации восприятия запоминаемого материала уже и в условиях своей естественной деятельности.

Д. Б. Эльконин указывал, что в младшем дошкольном возрасте эффективность произвольного и непроизвольного запоминания одинакова, в среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. На протяжении дошкольного детства увеличивается объем памяти.

В три года ребенок может запомнить и воспроизвести не более двух-трех слов или три-четыре названия предметов, изображенных на картинках, предъявляемых ребенку для запоминания. К четырем годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до пятишести названий предметов (из 10-15), изображенных на картинках. В пять лет ребенок может запомнить уже семь-восемь предметов (из 10-15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Ребенку шести-семи лет доступно прямое задание – запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, то после трех-четырех предъявлений ребенок обычно называет больше половины слов.

Рис. 9.3.

В дошкольном возрасте часто наблюдается явление реминисценции (смутного воспоминания), при котором забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через определенное время. При реминисценции последующее воспроизведение дополняется фактами и понятиями, отсутствовавшими при первом воспроизведении материала. Реминисценция часто возникает при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Дети не всегда сразу могут осмыслить материал при его восприятии и потому воспроизводят его не полностью. Им необходимо определенное количество времени для его осмысления, после чего воспроизведение становится более полным. В ситуациях, когда запоминаемый материал осмыслен сразу, реминисценции не происходит. Для памяти дошкольников характерна также сильно развитая эйдетическая память, при которой у детей долго сохраняется ранее воспринятый яркий образ со всеми деталями.

Примерно со среднего дошкольного возраста воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Однако здесь отмечаются значительные индивидуальные различия, которые проявляются также в отношении объема, скорости, прочности запоминания, в количестве реминисценции и др.

Таким образом, главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольного и образного видов памяти. Устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. По мере накопления и обобщения опыта дошкольников развитие мнемических процессов включается в развитие личности.