Психологические особенности леворуких детей, или школьные проблемы левшей. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Может ли ребенок левша заним худ гимн

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в метрополитене щели для жетонов и карточек – всегда с правой стороны турникета? Под правшей «заточены» очень многие вещи – от ножниц до компьютерных мышек, от прописей в тетрадках до станков на заводах. Некоторые фирмы, правда, выпускают специальные товары для леворуких (в основном это канцелярские принадлежности, рабочие инструменты и бытовые приспособления). Но таких исключений пока немного. Чем старше наш любимый левшонок, тем к большему количеству вещей в праворуком мире ему приходится адаптироваться. В детском саду вопрос стоит ещё не так остро. А вот в школе возникают проблемы – как предвиденные родителями, так и совершенно для них неожиданные. Ведь там далеко не всегда бывают учтены особенности развития леворуких детей. Каковы же они?

Есть вещи, которые изначально даются левшам сложнее, чем их праворуким сверстникам.

* У многих левшат медленнее формируется фонематический слух (способность различать различные звуки) и способность к артикуляции. Поэтому они могут заговорить позже сверстников, но уже довольно длинными и сложными фразами. Родным остаётся только поражаться их «взрослой» речи. Как рассказала одна мама, её дочка молчала практически до двух лет. На горизонте «замаячил» неприятный диагноз – «задержка речевого развития». И вдруг, выйдя утром на улицу, девочка скорчила уморительно брезгливую рожицу и произнесла: «Фу, как тут мокро!» После этого у родителей возникали только противоположные проблемы – порой невозможно было унять «разговорившегося» ребёнка.

* Сложные отношения у левши складываются с пространством и временем. Даже в младшем школьном возрасте он может иногда сомневаться, какая рука у него правая, а какая левая. У леворуких детей часто встречаются нарушения или недостаточность в развитии пространственного восприятия на зрительном уровне, зрительной памяти, моторной координации. Например, дорогу в незнакомых местах левшонок запоминает с большим трудом.

* Порою ребёнку-левше трудно определить время по часам со стрелками. Он путает часовую и минутную стрелки, воспринимает их в зеркальном отражении или смещёнными.

* Иногда у таких детишек задерживается развитие такого важного навыка, как формирование рядов из слов, знаков, изображений, объектов. Им трудно запомнить взаимное расположение чего-либо в пространстве, тяжело собрать мозаику, выложить узор в определённом направлении. Казалось бы, такие особенности могут помешать левшонку ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире. Но природа по-своему справедлива. И все эти трудности она компенсирует с лихвой! Ведь уже давно доказано, что левши – удивительные люди. Левша каждый раз придумывает, а то и невообразимым (для окружающих) образом выделяет свой путь строения и завладения миром праворуких… Все без исключения дети-левши умеют колоссально, почти волшебно контролировать течение своей психической активности. Часто они добиваются нужных результатов как бы «непрямым» путём, находя иногда абсолютно немыслимые доступные и недоступные средства. Маленький четырёхлетний левшонок легко пересказывает целые страницы из «вычитанной» им книжки, а потом оказывается, что ни одна из букв ему неизвестна. Так кто же научил его подобному способу чтения? Кто научил ребёнка в шесть лет решать цифровые задачи немалой трудности, при том, что он менял и переиначивал написание похожих между собой цифр? Отнимал от нижнего ряда верхний, а само слово «задача» обозначал как «чдз», то есть зеркальным методом, пропуская все гласные? Каждому разумному взрослому многие века было понятно, что время - это часы, висящие на стене. А вот вечному ребёнку, как все гении, А. Эйнштейну это вдруг привиделось абсолютно некорректной постановкой вопроса. Итог нам всем известен. Хотя, скорее всего, он иногда использовал часы и по прямому назначению.

Да, выстраивать словесные ряды и запоминать не связанные между собой вещи и понятия левше сложнее, чем праворукому сверстнику. Зато, если он может их как-то «пометить» в уме, найти логические связи и ассоциации, то запоминает легко и в большом объёме. А какой нестандартный у левши взгляд на мир, какая способность отыскивать логические и образные связи, какое стремление к новому и оригинальному… Согласно недавним исследованиям, леворукие выпускники вузов зарабатывают на 13-21 % больше, чем их праворукие коллеги. Кроме того, как предполагают исследователи, левшей очень много среди деятелей различных видов искусств. Например, среди художников, музыкантов, а также некоторых категорий спортсменов. В отдельных видах спорта левши – буквально «на вес золота». Например, в теннисе, фехтовании, боксе, большинстве единоборств они считаются самыми опасными и «непредсказуемыми» противниками. Недаром 40 % чемпионов мира по боксу – леворукие.

«Леворучка» в школе и дома.

В начальной школе дети-левши довольно часто встречаются с трудностями. Не пугайтесь! Это касается не только вашего ребёнка, но и вообще большинства левшей. Обычно к классу четвёртому различия сглаживаются, и левшонок нормально «вливается» в учебный процесс. Но в этом ему нужно помочь.

При воспитании и обучении левши нужно всегда помнить о его повышенной эмоциональности, ранимости. Левшонок чрезвычайно чувствителен к внешней оценке. Он даже больше, чем обычный ребёнок, нуждается в принятии, одобрении, уважении, сочувствии. Не ленитесь похвалить его за успешно выполненную работу! Задача родителей – развить в нём оптимизм, уверенность в себе, активное отношение к жизни. Психические процессы отнимают у левшей очень много энергии. Следствием становится быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Поэтому внимательно следите, чтобы школьник соблюдал постоянный режим дня и не переутомлялся.

У левшей медленнее, чем у праворуких сверстников, формируются простые навыки, которые позволяют нам выполнять какие-то привычные действия автоматически, не задумываясь. Леворукого ребёнка труднее заставить что-то делать по правилам, по установленному шаблону. Например, чистить зубы на ночь, переодеваться, придя с улицы и т.п. Как тут действовать?

Не надо сердиться и нервничать. Но не стоит и ждать, что ребёнок сам научится (просто глядя на вас) шить иголкой, пользоваться ножницами, завязывать шнурки, застилать постель, рисовать, писать буквы. Левше трудно учиться каким-то навыкам «вприглядку». Он не может, глядя на вас, понять, как же это всё-таки делается. Ему нужно, чтобы движения, взаимное расположение рук, пальцев, головы «запомнило» всё его тело. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделать нужное действие. Если не запоминается буква или цифра – пусть не просто пытается срисовать её, глядя на образец, а несколько раз обведёт по трафарету либо под копирку. А потом полюбуется на аккуратный, красивый рисунок.

Родитель, будь готов!

Школьные трудности касаются чаще всего обучения письму и счёту. Дело в том, что основой для первичных навыков здесь является зрительное восприятие. А оно, как мы помним, у левшей «прихрамывает».

1. «В какую сторону хвостик?» Ребёнок путает похожие по написанию буквы и цифры (например. «д» и «б»: у одной «хвостик» сверху, а у другой снизу), добавляет лишние элементы или наоборот, не дописывает элементы букв и цифр. «Зеркальное» написание букв, цифр и графических элементов встречается у 85 % первоклашек-левшей. Однако не волнуйтесь: большинство праворуких детей в возрасте от трёх до семи лет тоже иногда пишут некоторые буквы в зеркальном отражении. Это обычный этап овладения письмом. «В норме», по наблюдениям психологов, такие ошибки полностью исчезают после 10 лет.

Как помочь. Левша мыслит эмоциями и цельными образами. Чтобы запомнить что-то, ему нужна образная «привязка», ассоциация. Классический пример: «у «д» хвостик книзу, как у дятла, а у «б» – кверху, как у белочки».

2. Порядок букв. Иногда (особенно в спешке) левша может менять местами или пропускать буквы в слове. Из «коровы» у него в лучшем случае получается «ковра»… У некоторых левшей наблюдаются очень стойкие дисграфические ошибки. Дети путаются в порядке букв, забывают оставлять зазоры между словами. Это связано всё с тем же неразвитым умением формировать ряды, различать звуки и их последовательность.

Как помочь. Почаще выкладывайте с вашим дошкольником узоры из различных элементов или мозаику. Элементы располагайте строго слева направо. Сначала сложите верхний ряд, а потом как бы «переходите» на строку ниже. Проводите с ребёнком «зрительные диктанты». Для этого можно использовать два одинаковых набора геометрических фигур – квадратиков, треугольников, ромбиков и кружков, вырезанных из разноцветного картона. Из одного набора выкладывается ряд. Ребёнок рассматривает его и несколько раз перечисляет вслух слева направо, запоминая последовательность: «Синий квадратик, красный треугольник, жёлтый круг» и т.д. Образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит его, выкладывая фигуры из второго набора. Потом следует проверить правильность выполнения и «наградить» за хороший результат небольшим призом. Начинаются такие тренировки с совсем коротких рядов в 3-4 фигуры, а потом их протяжённость возрастает. Полезно будет предложить ребёнку-левше составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же, соблюдая направление слева направо. Для этого можно использовать детские комиксы, если в них рисунки расположены именно в таком порядке. Хорошие результаты даёт раннее обучение чтению. Если ребёнок много читает, он просто-напросто зрительно запоминает «внешний вид» слов.

3. Этот ужасный почерк. Большие, растянутые, неровные буквы клонятся в разные стороны? Пишет медленно и некрасиво? А вот тут уж ничего не поделаешь – это не от невнимательности и недостатка старания. Левша порою прикладывает к чистописанию больше усилий, чем его праворукий сверстник, а результат получается хуже. У некоторых левшей к старшим классам почерк выравнивается, а у некоторых – остаётся таким на всю жизнь.

Как помочь. Стоит поговорить с учителем, объяснить, что причина проблем с чистописанием – леворукость ребёнка, а не его невнимательность и лень. Надо снять психологическое давление в школе, чтобы ваш малыш не чувствовал себя из-за плохого почерка «отстающим», «худшим», чем другие ученики. И в самом деле, в эпоху компьютеризации куда важнее становятся навыки быстрого набора и поиска нужной информации в Интернете.

Учителю на заметку.

Когда леворукий ребёнок работает за столом – источник света должен находиться с правой стороны. Рассаживая детей в классе, учителю лучше посадить левшу так, чтобы доска была от него справа. Поза за партой – стандартная, но выдавшимся немного вперёд должно быть не правое, а левое плечо. Тетрадь или лист бумаги должны лежать таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Если левша сидит за партой вместе с праворуким ребёнком, его лучше посадить слева, а правшу – справа, чтобы они не мешали друг другу, сталкиваясь локтями.

Это очень просто. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Известно, что уже в возрасте 5-6 месяцев дети предпочитают одну из рук. Но действия эти еще очень просты. И разобраться, какая из них ведущая, в это время невозможно.

В четыре года малыш уже четко определяет для себя ведущую руку. Окончательно предпочтение формируется и закрепляется к пяти годам. И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Какой рукой ребенок рисует?
В какой руке держит ложку?
Какой рукой бросает камень?
В какой руке он держит зубную щетку?
Какой рукой забивает гвоздь молотком?
В какой руке держит ластик, когда стирает?
Какой рукой причесывается?
Какой рукой раздает карточки?

Посмотрите, как ребенок выполняет специальные задания, разработанные психологами для выявления ведущей руки. Вот некоторые из них:

  1. Попросите ребенка построить колодец из спичек. Та рука, которая чаще выполняет активные действия, и есть ведущая.
  2. Посмотрите, как малыш аплодирует. Если ребенок бьет правой ладошкой по левой, то он праворукий, если наоборот — леворукий.
  3. Детям постарше можно предложить переплести пальцы рук. Считается, что сверху будет находиться ведущая рука. По этому же принципу работает и так называемая "поза Наполеона".
  4. Можно дать малышу задание завести часы. Если он работает левой, а держит часы в правой руке, то он леворукий, и наоборот.

Более подробный перечень вопросов содержат специальные опросники, которые помогут родителям узнать, является их ребенок леворуким, праворуким или амбидекстром. Амбидекстр — это человек, одинаково хорошо владеющий обеими руками, без выраженного предпочтения одной из них).

Леворукими рождаются или становятся? Верны оба утверждения. Дело в том, что выделяют два типа левшества.
Первое — естественное, наследственное. Оно генетически обусловлено. Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или амбидекстры.
Второе — патологическое. В этом случае леворукость является результатом перенесенных травм, патологически протекающей беременности, повреждения определенных мозговых центров во время родов.
Также предпочесть левую руку могут праворукие дети после травмы правой руки. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею действия больно. И он старается работать левой, хотя это и дается ему тяжелее. И это как раз тот случай, когда ребенка переучивать на правшу целесообразно. И чем раньше — тем лучше. Но о переучивании немного позже.

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме "лопаты".
  6. "Свернуть" вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта.

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

Как надо писать левой?

Ручка кладется сверху на ногтевую фалангу среднего пальца. Большой палец придерживает ручку, а указательный палец кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от шарика.

Существует два правильных способа писать левой рукой.

  1. Кисть с ручкой располагается над строкой. Этот способ интуитивно открывают для себя многие леворукие дети. Однако при этом учащемуся приходится выворачивать кисть.
  2. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Тетрадь лежит с наклоном вправо. Правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, направлен к середине груди. Ребенку при этом не приходится выворачивать кисть. Он может ориентироваться на образец и не накрывает только что написанный текст. Некоторым минусом такой техники письма будет наклон влево. Правда, леворукий ребенок писать с наклоном вправо и не должен.

Почему опасно переучивать левшу?

Сейчас левшей нив детских садах, ни в школах не переучивают. Однако до сих пор встречаются воспитатели и учителя, уверенные в том, что это необходимо. Да и бабушки порой слишком настойчиво говорят: "Возьми ложку в правую руку!" Однако делать этого не следует. Почему?

При насильственном обращении в праворукость у детей могут появиться нарушения сна и аппетита, головные боли, страхи, энурез, нервные тики, вялость, апатия или повышенная возбудимость, раздражительность. Психолог Олеся Сысак поясняет: "Работой правой руки управляет левое полушарие головного мозга, а левой руки — правое. Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышление, языковые способности, чтение, письмо, запоминает факты, даты, имена. Это полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Правое полушарие ответственно за образное мышление, эмоции, обработку невербальной информации, музыкальные и художественные способности. Таким образом, принято считать, что у левшей больше развито творческое начало, а у правшей — логика.

Когда родители хотят переучить своего ребенка с левой руки на привычную им правую, ими руководит внутренний мотив, который им самим же непонятен, так как он сформирован на уровне их же воспитания. Ведь в свое время их родители очень болезненно относились к тому, что ребенок вдруг начинал выполнять действия левой, а не правой рукой. Это означало, что он уже чем-то не похож на других детей. А отличаться от общей массы людей было раньше просто неприемлемо. И до сих пор эти пережитки не дают некоторым из нас почувствовать себя свободными, разрешить себе и своему ребенку быть таким, каким „я хочу быть“, а не таким, каким меня хотят видеть окружающие."

Иногда ребенок, увидев, что он пишет не так, как все, задастся вопросом, почему он именно такой, или даже захочет научиться писать "как все". В этому случае родителям нужно убедить малыша, что писать правой необязательно, но он может попробовать, если хочет. Нужно продемонстрировать ему свою любовь, чуткость, понимание, лишний раз сказать: "Ты — самый-самый лучший!", "Мы любим тебя!". "Для ребенка важно абсолютное приятие, и тогда не возникнет никаких преград на дороге жизни", — поясняет О.Сысак.

Уделяйте своему ребенку больше времени, дарите теплоту и внимание. Работайте над повышением его самооценки. Говорите, что он самый, лучший, красивый и любимый на свете. Ваша любовь поможет ему пройти через любые испытания и преодолеть все трудности.

Комментировать статью "Леворукий ребенок в праворукой семье"

Про леворукость.. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Не нашли то, что искали? Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворукой семье.

Пишет, рисует, ест левой рукой. Если до 2-3 лет еще чередовал руки, то сейчас уже всё очевидно. Вот и думаю,я-то не требую,а в школе будут ли переучивать писать правильно символы? Мои,в принципе, нормально справляются с предметами из праворукого мира...

научиться писать левой рукой?. -- посиделки. О своем, о девичьем. научиться писать левой рукой? Тема не страдательная, а развлекательная, жуем семки и делаем ставки! Правой действительно удается хоть медленно, но мелко и правильно.

Леворукий ребенок в праворукой семье. К примеру, ребенок после болезненного перелома правой руки хорошо запомнил, что выполнять ею Почему опасно переучивать левшу? Сейчас нив детских садах, ни в школах не переучивают.

Леворукий ребенок в праворукой семье. Понаблюдайте, какой рукой ребенок выполняет сложные действия. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую Таким образом, если ваш ребенок...

Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса. Ваш ребенок левша? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? И когда он достигнет этого возраста, вы можете сами определить леворукость, ответив на несколько простых вопросов.

Посоветуйте пожалуйста, что почитать на эту тему: как правильно должны писать левши, как класть тетрадку, должны ли соблюдать наклон или нет? ну и все по этой теме. У моего сына оборукость: пишет левой, а, например, ножницы держит в правой руке.

дочь пишет левой рукой, ест левой, а вот ножом палочки строгает правой. Он у нас 100% праворукий ребенок, ничего делать левой рукой не может и тп. (никогда даже и не пытался). Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Но пишет левой рукой, невролог сказала тогда еще нам, чтобы ни в коем случае не переучивали. Леворукий ребенок в праворукой семье. Развитие леворукого ребенка. Как надо писать левой? Среди родственников такого ребенка, как правило, есть леворукие или...

как пишут левши? У меня дочка левша, 5 лет. Выучили печатные буквы, сначала по точкам, вроде, обводила так, как я показывала, но теперь, когда пишет самостоятельно, каждую букву пишет справа налево, например, букву М начинает писать со второй вертикальной линии...

ЛЕвой рукой писать слева направо неудобно, вот писать по-арабски левой как раз удобнее, потому что справа налево. Эффективны при переучивании в случае закрепления неправильного стереотипа. Леворукий ребенок в праворукой семье.

Чтобы руку не выворачивала, чтобы чернила рукой не смазывала, чтобы тетрадь держала правильно? Леворукий ребенок в праворукой семье. Ребенок заартачился сам, ни в какую не хотел держать ручку в левой руке, истерил, писал только правой.

а у кого ребенок наследственный левша?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Леворукий ребенок в праворукой семье. Аверьянова Василиса.

Как научить писать левшу?. Ребенок-левша. Детская психология. Но сам склоняется к левой поэтому сказано не трогать и принимать выбор ребенка. Леворукий ребенок в праворукой семье. Как научить писать левшу?

3. Медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала Леворукий ребенок в праворукой семье. Как распознать леворукого ребенка.

Егор(5,3) пишет печатные буквы и цифры снизу вверх, т.е. не в общепринятом пордяке? Дайте ребенку для копирования любую детскую пропись - лучше разворот двух страниц прописи для дошкольников, которую ребенку интересно будет заполнять своими значками.

Посмотрите другие обсуждения: Леворукий ребенок в праворуком мире. А другу моему праворукому, наоборот пришлось переучиться на Леворукий ребенок в праворукой семье. Ваш ребенок левша? Обычно леворукие родители морально готовы к рождению малыша, у...

Леворукий ребенок в праворукой семье. НО ЗАНИМАТЬСЯ обязательно надо!!! А есть тут левши? Я читала книжку М. М. Безруких " Леворукий ребенок в школе и дома ". ЬТАм много полезной инф-ции, тестов для определ. ведущей руки, упражнения для занятия с детьми и...

Переучивание. Ребенок - левша. Детская психология. Леворукий ребенок в праворуком мире. Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в (Сама переученная - левая рука вообще не работает.

И все же как правильно определить левша или правша? Если ребенок с 1года держал ложку и в левой и в правой руке, а потом бабушка стала постоянно давать ложку в левую руку (дед левша),и теперь мой ребенок пишет только левой Леворукий ребенок в праворукой семье.

Начальное общее образование

Дошкольное образование

Тропинки

Психология и педагогика

Если ребенок левша, что делать?

Леворукость у ребенка – это нормальный вариант развития организма, а не вредная привычка или болезнь, как считали в прошлом. Как определить ведущую руку у ребенка и помочь дошкольнику и первокласснику? Рассказываем в нашем материале.

«У меня ребенок левша, что с этим делать?» - вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций.

Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга - у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость - не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.

Какая леворукость существует? Связь с другими явлениями

Кроме леворукости генетической, выделяют леворукость социальную и патологическую.
10 лет назад ученые нашли т.н. «ген левшей» - LRRYM1, который играет ключевую роль при формировании эмоций и речи. Ген расположен во второй хромосоме. Один из его полиморфизмов ассоциирован с повышенным риском умственных расстройств, что абсолютно не означает необходимости переучивать ребенка - даже если полиморфия имеет место, что очень маловероятно, насильственное исправление ведущей руки приведет лишь к стрессу. Патологическая леворукость не передается по наследству, но может возникнуть в процессах внутриутробного развития или при рождении - в результате мозговой дисфункции.

Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. П ереучивание леворукого ребенка может привести к существенному ухудшению психического и физического состояния . Такой процесс получил название «декстрастресс» - психофизеологическое напряжение, очень болезненное для ребенка, возникающей при давлении на леворукого «праворукой средой». Прямые следствия: проявление неврологий вплоть до депрессий, заикания, повышенных страхов.

Как определить у ребенка ведущую руку?

Когда у ребенка формируется ведущая рука?

Ведущая рука у детей формируется примерно к 4 годам. До этого возраста ребенок может менять руку, выполняя необходимые действия ситуативно, пользуясь то правой, то левой. Если к 4 годам ребенок выраженно предпочитает левую руку, то переучивать его ни в коем случае нельзя.
Редкий случай - амбидекстр (от лат. ambo - оба + dextri - правый), человек, у которого равно развиты обе руки.

Методы определения ведущей руки

    Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку.

    На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок).

    Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая - держать флакон.

    Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя - какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия.

    Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку.

    Одни из самых простых способов - попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).

    Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку - действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку.

    Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку - все это ребенок делает активной рукой.

Как повысить эффективность обучения у леворуких детей?

Чтобы обучение было эффективным у леворуких детей необходимо задействовать в играх возможности правого полушария. Это означает работу с моделями, макетами, объемными предметами, схемами - лабиринтами или таблицами. При обучении дети, у которых ведущая рука левая, чаще ориентируются не на речь, а не чувственные ощущения - зрение, обоняние, осязание. Им нужно все потрогать, повертеть и изучить.

Об особенностях взаимодействия с детьми, имеющими разные стили обучения, смотрите в нашей инфографике в социальных сетях .

Чтобы леворукому ребенку было легче и интереснее понимать материал, предложите ему рисунки или наглядные пособия. На нашем сайте вы можете найти их по каждому предмету в специальном разделе: для начальной школы.
Еще одной особенностью леворуких детей по замечанию психологов является затрудненная работа в ситуации строгой дисциплины, соподчинения и ограниченных временных рамках. Им необходимо проявить свою инициативу, воспользоваться личными идеями и интуицией, поиграть с фантазией. Если это возможно, попробуйте индивидуальные занятия, где у ребенка будет возможность проявить и реализовать себя и свои замыслы.

Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению:

1. Игра «Я протестую» (7 - 8 лет)

Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую...». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.

2. Игры «Фыр-фыр» (от 6 лет)

Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» - радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.

3. Игра «Сложи картинку» (от 5 лет)

Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы.
Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно - по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.

1. Учимся высказывать свою точку зрения и выходим на значимые переживания.

Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали. Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой. Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.

Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.

Учтите, что до четырехлетнего возраста дети способны одинаково эффективно использовать обе руки. Кроме того, при гетерохронном формировании головного мозга межполушарные связи могут наладиться в возрасте 12-13 лет, и школьник самопроизвольно поменяет рабочую руку.

Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:

  • Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
  • Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
  • Попросите попрыгать на одной ноге;
  • Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
  • Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
  • Подайте руку для приветствия;
  • Попросите построить башенку;
  • Кидайте друг другу мячик.

В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.

Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:

  • Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
  • Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
  • Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
  • Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.

Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.

Разбираемся с причинами

Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела. Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела. От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.

Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:

  • Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
  • Наличие леворукости в роду;
  • Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
  • Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
  • Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.

Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:


Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:


Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская