Чему нас учат дети. Чему нас могут научить наши дети? Сейчас появилось целое стихийное бедствие таких «новых обломовых». В Японии их называют «затворниками». Молодые люди запираются в комнате, никуда не ходят и ничего не делают, не учатся, не работают, не

После рождения ребенка, со временем, к каждому сознательному родителю приходит понимание того, что не только мы, взрослые, учим и воспитываем детей, но и они, дети, тоже являются отличными воспитателями и учителями для нас! Хотите узнать, какие самые важные уроки преподносят нам наши дети? Тогда эта статья для вас!

  1. Быть гибкими. С появлением ребенка некоторые правила и законы вашего мирного сосуществования с супругом могут разрушиться. На их место приходят новые правила, и чаще всего они уже не такие жесткие и непоколебимые. Ребенок учит нас находить подход, искать другие способы решения задач. Ребенок учит нас находить контакт нашего Я с Я ребенка, подстраиваться и находить компромисы. Да, мы можем стать на позицию: “Я мама - и я всегда права. Я больше и сильнее, поэтому мне решать!”, но от этого наш контакт и взаимопонимание только ухудшится. Поэтому важно быть гибким, но твердым, чему и пытаются нас научить наши дети.
  2. Жить сегодняшним днеи и радоваться каждому мгновению. Дети невероятно быстро растут. Еще вчера он лежал в кроватке и не мог сам перевернуться, а уже сегодня он носится по всей квартире и переворачивает все вокруг, а уже завтра он студент и живет далеко от нас… Дети учат нас замечать радость и наслаждаться каждой минутой, поскольку она уникальна и больше никогда не повторится. И завтра наш малыш будет уже совсем другим…
  3. Быть открытыми к миру, быть любопытными, искать интересное во всем. Ребенок рождается чистым, как лист бумаги. Он полностью открыт к новому опыту, к знаниям. И никто другой, кроме ребенка не будет столь любознательным, и никто больше не задаст столько вопросов, как это делает малыш. С возрастом амплитуда наших эмоций, полученных от новых впечатлений, падает. Мы уже не радуемся первым весенним ручейкам, мы не пищим от восторга, когда увидим самолет в небе. Но с появлением ребенка мы получаем шанс возродить эти чувства и удивляться вместе с ним!
  4. Отдаваться на все 100. Детям не подходит вариант “одной рукой играю, а другой готовлю суп”. Они требуют 100% отдачи во время нашего с ними времяпрепровождения. Даже наши мысли о работе, о других делах дети распознают и чувствуют. Они пытаются всеми возможными способами вернуть маму, отвлечь от мыслей и получить максимум внимания и отдачи. Порой дети прибегают к самым неприятным для нас способам - крикам, капризам, и даже болезням. Но вот если включиться в игру или общение с ребенком на все 100%, если отдаться ему целиком и полностью, то порой и 15 минут в день будет достаточно, чтобы малыш насытился нашим внимание. Важно качество, а не количество!
  5. Быть честными и прямыми. Дети не понимают намеков, двузначных слов и фраз. Они воспринимают все буквально. И если мы в сердцах скажем: “Как ты мне надоел!”, ребенок воспримет это буквально: “Мама хочет от меня избавиться, она меня больше не любит”. Поэтому всегда стоит думать, прежде чем сказать что-то ребенку. Даже самые безобидные намеки могут быть непоняты ребенком, что часто злит и раздражает нас. Но стоит нам сказать более четко, просто и прямо - ребенок тут же выполняет просьбу. Кстати, это очень хороший урок и для общения со взрослыми! Ведь намеки каждый трактует по своему…
  6. Прощать и не держать зло. Что бы ни произошло, мама и папа для ребенка будут самыми любимыми и самыми важными людьми в мире. После любой ссоры малыш стремиться проверить, не разлюбила ли его мама. Дети не держат зла, они умеют прощать тут же, быстро и очень легко. Конечно, некоторые конфликты могут оставить след в психике ребенка и некоторые детские обиды остаются в подсознании. Поэтому нам, родителям, так важно уметь прощать и просить прощения. Этому нас учат наши дети!

Итак, знакомьтесь. Арина и Сергей Афонины. Молодые, красивые, счастливые! И их солнечный мальчик — Тёмушка. Об истории своей любви, мы попросили рассказать ЧудоМаму Арину.

Я была ещё совсем юной, мне было на тот момент 14 лет. Сообщения своего будущего мужа я упорно игнорировала. Впервые ответила ему в 17 лет и мы начали общаться. Как оказалось мы очень похожи друг на друга. Через две недели нашего общения «в сети», он пригласил меня на свидание. 2 сентября 2012 года мы впервые увиделись. Серёжа потерял дар речи и дрожал (никогда не видела такого большого, брутального парня, который заикается и дрожит от маленькой девочки).
Это была любовь с первого взгляда…
Через два месяца после нашей встречи, Серёжа сделал мне предложение. Это было очень неожиданно. Он пригласил меня на концерт новгородской рок-группы, а после первой песни, вокалистка этой группы позвала Серёжу на сцену (как оказалось, он уже со всеми договорился) и, вновь, с дрожью в голосе, он произносит длинную речь в микрофон, берет меня за руку и приглашает на сцену, встав на колено, он протягивает кольцо с вопросом:

-«Ариша, ты будешь моей женой?»
-«Конечно же — да!»


И тут, буря эмоций, слёзы… Зрители нам апладировали, кто-то даже расплакался. Я никогда не забуду этот день.
Сыграли свадьбу мы через год: 13.09.2013 . Всё как и хотели!
Я в платье и берцах, а он в рваных джинсах и пиджаке


Мы оба хотели ребёночка и поэтому планировали беременность целый год, обследовались и принимали витамины.
А через год, в нашу годовщину свадьбы, тест показал две заветные полоски!
Беременность протекала очень легко. С первого дня я чувствовала, что малыш родится не таким как все.
Рожали мы вместе с мужем, он был со мной рядом от начала первых схваток, до первого крика нашего Артёмушки.
Всё было идеально, нас с ребенком перевели в палату и я считала деньки до нашей выписки, всё как в моих мечтах! Счастливая, окрылённая. Такой я пробыла ровно три дня.
Через три дня к нам в палату зашли четверо врачей, один из них — главврач детского отделения. Окружили моего малыша и небрежно начали его осматривать. На мои вопросы они не давали ответов. Только после осмотра, ко мне подошла глав. врач и пригласила в кабинет.

— «Закройте дверь, садитесь! Мы не будем от вас ничего скрывать, ваш ребёнок родился с генетической мутацией, Синдром Дауна. Можете идти!»

Я ни слова не проронила. Встала с дивана, вышла из кабинета и скатилась по стенке. Проснулась я в своей палате, долго думала, сон ли это и что вообще происходит? И снова заходит главврач, берёт Тёму и увозит его на обследования, на мой вопрос «с чего вы вообще это взяли, что у него синдром?»
Она чёрство ответила: «Посмотри на других детей и на своего!»
Мир рухнул, это состояние не описать словами. Ведь, что я знала о синдроме Дауна? Лишь то, чему меня учили в детстве, что они необучаемы, глупы, ходят с высунутым языком, никого не различают.

Я позвонила мужу и сообщила об этом, муж ответил:
«Ну и что ты плачешь? Что страшного случилось? Это наш сын и я его люблю и никогда не брошу, каким бы он ни был!»
После этих слов, я взяла себя в руки, ведь я не одна!

Муж начал показывать мне знаменитых людей с Синдромом Дауна, начал рассказывать мне про них, опроверг всё то, что я знала о них раньше! И в голове единственный вопрос. Почему так мало информации о этих солнечных людях, почему в роддоме нет стенда с фото этих прекрасных деток? Ведь их рождается очень много и практически 90% оставляют в детских домах. Без недостатка любви, эти дети умирают не доживая до пяти лет и это факт!
Воспитываем мы Артёмушку как и обычного ребенка, ничего особенного. Он очень сообразительный, хитрый и вредный. Такой же как и все.
После появления на свет Тёмы, наша жизнь изменилась в лучшую сторону во всём. Это непонятное никому счастье (без кавычек!) могут понять, лишь особенные родители. Какое это огромное счастье, когда ребенок совершает обыденные вещи. Первый смех, первый шаг, первая самостоятельная ложка каши во рту, первое слово!

Этот ребенок научил нас радоваться каждой мелочи, ценить всё вокруг, изменились и наши мечты. Сейчас мы мечтаем построить большой дом и родить много деток и мы маленькими шагами двигаемся к этой цели!

С тех пор прошло 2 года. Тёма растет, как все малыши любит, когда с ним играют и не очень любит занятия. Если остается с бабушкой или с кем-нибудь из родных, скучает по родителям и очень ждет их прихода домой. С удовольствием, если есть такая возможность, посещает с мамой детские праздники. Когда смотришь на него, кажется, это обычный, солнечный мальчик. Видимо, не случайно детей с синдромом Дауна называют «солнечными» .

Мы общаемся с семьями, в которых воспитываются особые дети. Мы стали очень близки. Я знаю 5 таких семей, живущих в Великом Новгороде.

ЧудоМама Арина не скрывает, что воспитание ребенка с синдромом Дауна — непростое дело. «Солнечные дети» медленнее развиваются, чем обычные, медленнее растут, и вообще все делают медленно. Если здоровые ребята сами могут организовывать игры, включаться во всеобщую суматоху, то таких малышей надо подталкивать, и даже заставлять, повторять одно и то же несколько раз, каждый день, из года в год. Только тогда будет результат. Сейчас самое главное для Артёмки — научиться говорить и выражать свои мысли.

Родителям, оказавшимся в похожей ситуации, Афонины советуют: надо полюбить ребенка, принять таким, какой есть, и способствовать его развитию в меру сил и возможностей. Надо терпеть и верить в себя, и в него. Через слезы, через «не могу».

«В юности я была уверена, что инвалиды рождаются только у наркоманов или пьяниц, а со мной этого быть не может. И, наверное, раз 100 задавала себя вопрос: почему я? За что это мне? Психологи говорят, что надо искать ответ не на вопрос — за что, а на вопросы — для чего, почему и зачем. Ответ был для меня удивителен. Значит, у нас в семье чего-то не хватало, и всем нам надо учиться любви, терпению. Может быть, „солнечные дети“ для того и рождаются, чтобы мы, люди, учились быть более терпимыми, толерантными и дружелюбными по отношению друг к другу».

Перед нами стоит цель не просто вырастить Артёма самостоятельным, а сделать его единственным во всём мире образованным и талантливым. И пусть на это уйдёт много сил и времени. Конечно же, без посторонней помощи мы не справимся, т. к в России для таких деток, к сожалению, не вся реабилитация бесплатна. Сейчас мы хотим пройти курс дельфинотерапии, ведь все знают как положительно влияют дельфины на человека и на его сознание.

Реабилитировать солнышек нужно на протяжении всей жизни и поэтому мы вынуждены просить помощи у добрых людей.

Группа помощи маленькому солнышку Тёмочке

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие — да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?

Если вам предоставлялась возможность наблюдать за одухотворенным человеком, то вы, наверное, замечали, что он всегда включен. Его интересует все, что происходит вокруг, даже что-то незначительное, он готов с полной отдачей выполнять работу "не по статусу", кажется, для него все так важно. И это не кажется, это действительно так. Он присутствует в настоящем моменте и не отбрасывает в сторону детали настоящего. А если у вас нет возможности общаться с людьми с высоким уровнем духовности, наблюдайте за детьми. Они ведут себя точно так же. Только их поведение почему-то вызывает не уважение, а раздражение.

Ребенок никогда не сидит. Хотя родители упорно учат его бытовому терпению - лучшему, что может убить настоящее, прожиганию времени ради светлого будущего.

"Посиди спокойно, подожди, не дергайся, иди рядом и не верти головой, тогда дам конфетку"; "Сейчас нам нужно спокойно посидеть, чтобы доехать до бабушки и там уже будем играть". Другими словами: "Помучайся пока, поживи как-нибудь сейчас, чтобы потом было хорошо и интересно". Будет ли интересно потом? Наверняка опять придется чего-нибудь ждать. Своими капризами, нежеланием скучно делать повседневные дела, ребенок призывает нас жить сейчас, делать настоящий момент интересным и захватывающим.

Обратите внимание, ребенок всегда включен в процесс, причем в абсолютно любой, несмотря на то, что многих это раздражает. Пока взрослые пытаются отмучиться в дороге, убить время, ребенок интересуется всем происходящим здесь и сейчас. Он с любопытством всех разглядывает, а в ответ слышит: «не смотри на дядю, это не хорошо, не вертись», находит интересное практически в любом месте и в любое время: «ну что ты там опять ковыряешь? Убери руки, там грязь, сиди спокойно, скоро приедем.

Дети - наши учителя. И это не просто красивая фраза. Если воспринимать ее на полном серьезе, если применять ее в жизни, если слушать ребенка, слышать ребенка, можно научиться очень многим вещам.

Присутствовать здесь и сейчас

Об этом мы уже поговорили. Делайте повседневные дела интересными и захватывающими. Вместо того, чтобы уйти в свои мысли во время одевания ребенка, попробуйте его увлечь интересными рассуждениями, проговаривайте весь процесс, акцентируйте внимание на деталях. Да, в мире есть вещи и поважнее, но смысл жизни здесь и сейчас – надеть колготки! :)


Медитировать в крайне неподходящих условиях .

В жизни мамы бывают моменты, когда приходится долго находиться в неудобных позах. Ребенок заснул (наконец-то!) у вас на руках в транспорте, но не совсем удачно, грудничок всю ночь сосет грудь и уже нет сил лежать на одном боку, дети затеяли шумную игру, когда хочется отдохнуть. Это отличный повод для медитации. Музыка для медитации, приглушенный свет и удобная поза? Не слышали! Для того, чтобы быстро снимать усталость и быть менее зависимым от обстоятельств, нужно учиться расслабляться в неудобных положениях.

Улыбаться без повода

Удивительно, но взрослых часто раздражает, когда ребенок улыбается без повода. То они считают, что он что-то замышляет, то боятся, что прохожие подумают, будто он над ними смеется. В любом случае, такой реакцией взрослые выстраивают в подсознании четкую связь: смеяться и улыбаться нужно только тогда, когда для этого есть понятный для окружающих повод. Но в дальнейшем, чем реже мы улыбаемся, тем меньше для этого поводов.

Играть

Любую ситуацию превращать в игру, мыслить играя, легко менять правила, быстро забывать о поражениях. Принципиальных детей очень мало, если ребенок имеет какие-то принципы, он просто подражает взрослым, и его принципы легко рушатся под натиском детского жизнелюбия и любознательности. Широко смотреть на мир и наивно быть уверенным, что ты можешь все и тебе доступно все – то мировоззрение, которое делает взрослого человека успешным и которое этим же взрослым достигается путем длительной работы над собой, кучей пройденных тренингов и прочитанных книг по личностному росту. Поэтому прежде, чем в следующий раз сказать ребенку: «Ты не сможешь, не трать время, ты еще маленький, это не для тебя», подумайте, может быть лучше взять с него пример?

Принимать себя и свои эмоции

Сложно представить себе маленького ребенка, который пытается скрыть свою обиду. На лице сразу отражается негодование, Он проживает и прожигает свою эмоцию до конца и сразу, пока она не пустила корни, а потом с легким сердцем живет дальше и любит всех вокруг. Умение скрывать и подавлять эмоции приходит с возрастом. Уже в школьном возрасте родители и учителя пытаются научить это делать вместо того, чтобы учить правильно и цивилизованно принимать в себе все движения души, искренне просить прощения и искренне прощать. И больше об этом не думать.

Очень хочется написать, что дети учат нас терпению. Но терпению ли? Терпение - это ожидание. Живите сейчас, и вам никогда больше не придется терпеть.

Родителям есть чему поучиться у детей, – уверена бизнес-тренер Нина Зверева. Чем старше мы становимся, тем сложнее воспринимаем новое. И часто забываем о том, что у нас есть прекрасные помощники в деле освоения новой информации – наши дети. Главное, не терять контакт и интересоваться их жизнью.

Дети – отличные учителя. Они умеют ловить нас на слове, поэтому приходится хорошо подумать, прежде чем что-то обещать. Они умеют попросить сделать то, чего мы никогда прежде не делали.

Помню, как мы ночью с мужем вырезали и сшивали маленькие тетрадочки для Катиных кукол к ее дню рождения. Она даже не просила. Просто она очень любила такие маленькие детали, ей нравилось играть с куклами во «взрослую жизнь». Вот мы и старались. Наш маленький портфельчик с кукольными тетрадями стал чуть ли не лучшим подарком на свете!

Для меня это было испытанием. Мне всегда легче было сочинить стих, чем погладить детское платье с оборочками. Сущим наказанием было изготовление снежинок для праздников в детском саду, – так и не научилась их делать. А вот гербарий из осенних листьев я составляла с удовольствием!

Я даже научилась мыть огромные окна в школьном классе, хотя однажды чуть не выпала с четвертого этажа, перепугав всю родительскую команду. Тогда меня с почетом отправили отмывать парты от разных любовных признаний и других слов, которые не хотели исчезать.

Дети росли. Они вдруг перестали любить жирную пищу, и я научилась готовить диетическую еду. А еще они прекрасно говорили по-английски, и мне пришлось очень постараться, чтобы вспомнить весь старый запас английских фраз и выучить новый. Кстати, я долго стеснялась говорить по- английски в компании собственных детей. Но они меня горячо поддержали, много хвалили, и только иногда осторожно меняли неудачные фразы на более точные.

«Мама, – говорила мне старшая дочь, – не надо использовать «I want”, лучше скажи “I’d like”». Я старалась изо всех сил, и теперь у меня вполне приличный разговорный английский. И это исключительно благодаря детям. Неля вышла замуж за индуса, и без английского языка мы не смогли бы общаться с нашим милейшим Пранабом.

Дети не учат родителей напрямую, дети стимулируют родителей учиться. Хотя бы потому, что иначе им станет с нами не интересно. А быть лишь объектом для заботы пока рановато, да и не хочется. Поэтому приходится читать книги, о которых они говорят, смотреть фильмы, которые они хвалят. Чаще это бывает прекрасный опыт, но отнюдь не всегда.

Мы с ними – разные поколения, это существенно. Кстати, подробно мне рассказала об этом Катя, она слушала интересную глубокую лекцию про привычки и повадки тех, кому 20-40-60. И мы смеялись, потому что оказалось, что мы с мужем поколение «надо», наши дети – поколение « могу», а наши внуки – поколение « хочу», – бывает среди них и « не хочу».

Они не дают нам стареть, наши дети. Они наполняют жизнь радостью и свежим ветром новых идей и желаний

Все свои тексты – колонки и книги – я высылаю детям на рецензию, причем задолго до публикации. Мне повезло: они не только внимательно читают рукописи, но еще пишут подробные рецензии с замечаниями на полях. Последняя моя книга « Со мной хотят общаться» посвящена нашим троим детям, так как после полученных рецензий я полностью поменяла структуру и концепцию книги, и она стала от этого в сто раз лучше и современнее.

Они не дают нам стареть, наши дети. Они наполняют жизнь радостью и свежим ветром новых идей и желаний. Думаю, они с каждым годом становятся все более значимой группой поддержки, на которую всегда можно рассчитывать.

А еще есть взрослые и маленькие внуки. И они гораздо образованнее и умнее, чем мы были в их возрасте. В этом году на даче моя старшая внучка будет учить меня готовить изысканные блюда, я предвкушаю эти уроки. Будет играть музыка, которую я могу качать сама – сын научил. А вечером я поиграю в «кенди- краш», это достаточно сложная и увлекательная электронная игра, которую три года назад открыла для меня индийская внучка Пиали.

Говорят, плох тот учитель, который потерял в себе ученика. При моей группе поддержки, надеюсь, мне это не грозит.