Таблица дементьевой и короткой оценка физического развития. Новорожденный ребенок. Признаки доношенности и недоношенности. Определение степени зрелости. К клиническим симптомам перенашивания

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили - это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор - это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 - это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) - есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела - 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес - 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди - 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы - 40 см, средний показатель (коридор 4).

Значение центилей и соответствие нормам - таблица

показатель коридоров центили область величин встречается у здоровых детей рекомендации оценка развития
1 и ниже до 3 очень низкая в 3% случаев низкое
1–2 3–10 низкая в 7% случаев Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов. гармоничное, ниже среднего
2–3 10–25 ниже среднего в 15% случаев Не нуждается в дополнительных обследованиях гармоничное, соответствующее возрасту
3–6 25–75 средняя в 50% случаев
6–7 75–90 выше среднего в 15% случаев
7–8 90–97 высокая в 7% случаев Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья. гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора выше 97 очень высокая в 3% случаев Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов. опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ - рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ - рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ - рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ - рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт .

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Центильные таблицы ВОЗ для оценки физического развития девочек - фотогалерея

Рост и вес девочек Окружность груди и головы девочек Пропорциональность роста и веса девочек

Общепризнано, что физическое развитие является информативным показателем уровня здоровья населения.
Существует прямая корреляция между заболеваемостью и смертностью детей и массой их тела. Чем меньше масса тела ребёнка, тем в большей степени он подвержен инфекционным заболеваниям, чаще страдает анемией и нарушениями психического и моторного развития. Значительное превышение показателей физического развития относительно нормы также неблагоприятно влияет на организм ребёнка и может быть проявлением тяжёлых эндокринных, генетических расстройств; такие дети также чаще болеют. В большинстве случаев отклонение от нормального темпа увеличения длины и массы тела является первым признаком заболеваний. Необходимо проанализировать подобную ситуацию и обследовать ребёнка.
Таким образом, физическое развитие является одной из главных характеристик здоровья, за которым требуется особый контроль в критические периоды жизни, и особенно на первом году жизни, когда происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребёнка.
До сих пор в оценке физического развития нет единого подхода. В последние годы всё шире используют нормативные таблицы и графические кривые, которые позволяют унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей.

Определение физического развития и методы его оценки

Физическое развитие - это совокупность антропометрических показателей, которые характеризуют здоровье организма, его выносливость и сопротивляемость.
К антропометрическим показателям относят массу и длину тела, окружность головы и груди. При обследовании ребёнка обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, сопоставлять их между собой и оценивать в динамике.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс увеличения длины тела, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребёнка в различные периоды времени.
В настоящее время для оценки физического развития рекомендуют использовать центильный метод. Он прост в работе, так как исключает необходимость расчётов. Центильные таблицы (графики) позволяют сравнить индивидуальные антропометрические показатели со стандартными - табличными (графическими), получаемыми при массовых обследованиях (по 100 человек каждого возраста). Данные 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97-го обследуемого вносят в таблицы, в которых по вертикали откладывают показатели массы тела (или длины тела, или окружности головы, или окружности груди), а по горизонтали - возраст ребёнка. В табл. и на рис. сохраняют указанный порядок - его называют процент, или перцентиль, или просто центиль (обозначается символом Р: Р25, Р75 и т.д.).

Таблица. Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков

Таким образом, если антропометрический показатель ребёнка между кривыми Р25 - Р50 - Р75, то это соответствует средней норме для данного возраста, если между кривыми Р25 - Р10 и Р75 - Р90, то ниже и выше средней нормы, но всё-таки в пределах нормальных колебаний. Величины антропометрических показателей ниже Р10 и выше Р90 следует рассматривать как низкие и высокие.
Кривая физического развития при нормальном развитии ребёнка должна быть достаточно плавной и равномерно прибывающей, поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы. Однако у ребёнка может быть и достаточно большой диапазон колебаний нормальных ежемесячных изменений параметров.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центильному интервалу. Большая разница в центильных показателях, когда они находятся в пределах разных интервалов, свидетельствует о негармоничном развитии ребёнка.
Например, отдельно каждый антропометрический показатель может соответствовать норме: масса тела соответствует 25 центилям, длина тела соответствует 50-75 центилям. Однако разрыв в значении этих показателей более одного интервала. В таком случае физическое развитие ребёнка следует считать соответствующим возрасту (средним показателям), но негармоничным - дефицит массы тела относительно длины тела (роста).
Если ребёнок доношенный, здоровый, то в 28 дней жизни (1 мес) его физическое развитие можно определять, используя центильные графики. Оценка недоношенных детей производится по иным графикам физического развития, в соответствии с их гестационным возрастом, и не может быть проведена по графикам для доношенных детей.
Оценка физического развития может быть статичной и мониторинговой.
Статичная оценка . Фиксируются данные антропометрических измерений в конкретный момент времени. Например, во время визита матери с ребёнком к медицинскому работнику можно измерить массу и длину тела, окружность головы ребёнка, определить центильные значения и соответствие их между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или отклонениях от нормы в физическом развитии данного ребёнка в текущий момент времени. Эта оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка . Определение показателей массы тела, длины тела, окружности головы и их соответствия в динамике, т.е. за оп- ределённый промежуток времени. Это позволяет оценить физическое развитие и его гармоничность в процессе роста ребёнка. Данные мониторинга являются более важной характеристикой развития, нежели статичные показатели. Оценка антропометрических показателей в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребёнка.
Например, при статичной оценке все показатели могут соответствовать норме. Однако при мониторинге может быть выявлено постоянное снижение значений показателей, центильная кривая может иметь отрицательную динамику (снижаться), что говорит о возможном неблагополучии и необходимости обязательного специального обследования ребёнка.

Измерение антропометрических показателей

Массу тела определяют путём взвешивания новорождённого.
В настоящее время широко используются электронные медицинские весы. Весы устанавливаются на неподвижной поверхности и включаются в сеть. Для проверки весов следует нажать рукой, с небольшим усилием в центр лотка - на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить лоток - на индикаторе появятся нули. Далее медицинская сестра должна вымыть и просушить руки, положить пелёнку на лоток весов - на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки в память весов, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули. После этого приступить к взвешиванию ребёнка: раздеть его, уложить на лоток. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы тела ребенка, которое фиксируется на дисплее в течение 30-40 с. После этого снять ребёнка с весов (весы автоматически устанавливаются на ноль).
Если взвешивание производится на механических весах, то при подготовке к процедуре взвешивания ребёнка проводится проверка регулировки весов (при закрытом затворе гири устанавливаются на ноль; открывают затвор и уравновешивают весы вращением противовеса). При взвешивании ребёнка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы веса.
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребёнка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами на ростомере или на пеленальном столике с сантиметровой лентой.
Горизонтальный ростомер устанавливается на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Медицинская сестра моет и высушивает руки, стелет на ростомер пелёнку, укладывает на неё ребенка головой к неподвижной планке. Ноги малыша выпрямляет легким нажатием на колени, придвигает к стопам подвижную планку ростомера.
При определении окружности головы сантиметровая лента проходит через надбровные дуги и затылочный бугор, окружности груди - под нижними углами лопаток и нижней третью ареолы грудных желёз.

Оценка физического развития при рождении ребёнка

Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает :
- определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка;
- зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка.
Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился.
В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед.
При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали - его ГВ.
Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются :
- относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым;
- короткая шея;
- укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине;
- длинный выступающий живот;
- относительно короткие нижние конечности.
Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения.
На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития:
- дети с большой массой тела;
- дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией);
- дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) - маленькие относительно срока гестации.
Как правило, дети с крупной массой тела при рождении - это дети с массой более 4000 г.
Врождённая (внутриутробная) гипотрофия - это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными.
Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) - это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту.
Первоначальная потеря массы тела - явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» - мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше - около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы
он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину - болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия.
Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.

Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни

В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных.
В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.

Таблица Масса тела

К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию - дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию - превышение массы над длиной тела.
Постнатальная гипотрофия может быть :
- первичная - как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии;
- вторичная - развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.
Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания :
- истончение подкожного жирового слоя;
- уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча;
- снижение тургора тканей;
- увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов;
- чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые
диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой.
Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний.
При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.

Оценка окружности и формы головы

Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам.
Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии.
Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию.
Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.

Консультирование при нарушении физического развития

Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию.
При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз. При их отсутствии паратрофию считают конституциональной, т.е. ребёнку не показано ограничение питательных веществ, уменьшение кратности и продолжительности грудных кормлений и т.д.
Детям с конституциональной паратрофией требуются:
- контроль уровня гемоглобина и профилактика анемии;
- контроль уровня кальция и профилактика витамин D-зависимого рахита.

Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях.Под ред. Д.И. Зелинской. 2010г.

УДК 616-053.32

Иванова И.Е., 2014

Поступила 12.02.2014 г.

И.Е. ИВАНОВА

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ

(Лекция)

Институт усовершенствования врачей, Чебоксары

Представлены основные закономерности физического развития недоношенных детей, родившихся на разных сроках гестации, показана динамика увеличения роста, массы тела, окружностей головы и груди, а также прогноз «догоняющего» роста до 17-летнего возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, недоношенные, догоняющий рост

Преждевременно родившиеся дети составляют 3-16% от всех ново-рожденных. По данным Госкомстата РФ (2009), частота рождения детей с низкой массой тела в России составляет 4,0-7,3% по отношению к числу всех родившихся. По данным Отдела мониторинга здоровья населения, в 2008-2010 гг. частота рождения детей с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) в г. Москве составила 0,1-0,3%, с очень низкой массой тела (ОНМТ) - 0,8-0,9%. В США (2006) низкий вес при рождении был отмечен у 8,3% новорожденных, ОНМТ - у 1,48% новорожденных. В европейских странах (2008) от 1,1 до 1,6% детей рождаются глубоконедоношенными (<33 недель гестации).

На протяжении последних лет количество родившихся недоношенных в Чувашской Республике остается постоянным и составляет 5,1-5,4% от всех родившихся. На детей с ЭНМТ приходится 0,9-1,2% от количества всех родившихся (по РФ - 0,35%) и 6,6% от количества родившихся недоношенными (по РФ 5%).

Ещё в 60-х гг. прошлого столетия считалось, что недоношенные дети с массой тела при рождении менее 1500 г нежизнеспособны. C 2012 г. в России в соответствии с критериями ВОЗ изменились стандарты регистрации младенцев, родившихся на сроке беременности 22 недели и более и с массой 500 г и более, и в ведущих перинатальных центрах страны созданы условия их выхаживания. Благодаря развитию технологий интенсивной терапии, оптимизации перинатальной помощи в последние годы показатели выживаемости детей с ОНМТ и ЭНМТ улучшились (табл. 1), что сделало проблему дальнейшего выхаживания этих детей актуальной не только для неонатологов, но и для первичного педиатрического звена - участковой службы.

Таблица 1

Выживаемость детей с ЭНМТ в весовых группах по данным

акушерских стационаров в 2009 году (на 1000 родившихся живыми с массой 500-999 г)

Необходимо учитывать, что глубоконедоношенные дети плохо адаптируются к внеутробным условиям существования, почти у половины из них наблюдается поражение центральной нервной системы (ЦНС) в виде внутрижелудочковых кровоизлияний различной степени тяжести, ишемических очагов, перивентрикулярной лейкомаляции. Их лечение и выхаживание требуют больших материальных затрат и морального напряжения от персонала. Вместе с тем данные литературы показывают, что лишь у 10-15% детей неврологическая патология уже в неонатальном периоде является столь серьезной, что неблагоприятный исход ее развития и инвалидность могут быть установлены в этом возрасте. Остальные дети после соматической адаптации могут и должны находиться в домашних условиях, хотя в течение почти всего первого года жизни у них могут сохраняться изменения со стороны бронхолегочной системы, последствия перинатального поражения ЦНС, нестабильность гемодинамики с функционированием фетальных коммуникаций, проблемы со зрением и слухом, склонность к вирусно-бактериальным инфекциям, высокая частота развития рахита, анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, ферментопатий. Таким образом, глубоконедоношенные дети имеют целый ряд специфических проблем, связанных, с одной стороны, с незрелостью и основной патологией, с другой, - с последствиями проводимой интенсивной терапии (в частности, искусственной вентиляции легких).

Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей, которые, наряду с вышеперечисленными патологическими состояниями, не могут не отразиться на особенностях их физического и морфофункционального развития. Физическое развитие (ФР) недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка. В мировой и отечественной педиатрии уже накоплен достаточный опыт оценки роста и развития детей, родившихся преждевременно, который мы использовали при подготовке этой лекции.

ФР - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. ФР детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоох-ранения определяют показатели ФР как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Помимо этого, гармоничное ФР ребенка - мерило дееспособности ребенка и его выносливости. Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры ФР представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

При оценке ФР у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцепционный и корригированный возраст. Под гестационным возрастом принято понимать число полных недель, прошедших между первыми сутка-ми последней менструации и датой родов. Постнатальный возраст - это фактический (календарный) возраст, т.е. число месяцев, прошедших после рождения ребенка. Постконцепционный (постменструальный) возраст рас-считывается как сумма срока гестации и постнатального возраста ребенка. Для расчета корригированного воз-раста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношен-ный. ФР недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту. Это особенно важно для детей, рожденных до 32-33-й недели беременности и с массой менее 1500 г. Для детей, рожденных в 32-33 недели или позже, коррекция гестационного возраста может завершаться в возрас-те 1 года. Корригированный возраст у недоношенных детей должен рассчитываться в первые два года жизни. Некоторые авторы предлагают проводить коррекцию до 3 или 7 лет. Момент завершения корректировки воз-раста должен быть обязательно зафиксирован.

Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динами-ки показателей антропометрии в зависимости от сро-ка гестации. Кривые роста, как правило, содержат 3 измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здра-воохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой сте-пенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов пози-ционирования.

Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окруж-ности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели ФР, свойственные 80% недоношен-ных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свой-ственные только 7% условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцен-тиля, - это области очень низких и очень высоких пока-зателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3% случаев. График роста Фентона имеет крупный масштаб, что обеспечивает высокую точность. Шаг веса ребенка составляет 100 г, шаг роста и окруж-ности головы - 1 см. Используется интервал времени 1 неделя. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту. В нижней части диаграммы сделано про-странство для отметки данных измерений.

После стабилизации состояния и выписки из стационара у недоношенных детей отмечается ускорение роста, так называемый догоняющий рост (catch-upgrowth), который требует соответствующей нутритивной поддержки на амбулаторном этапе выхаживания. Дети, «догнавшие» свой центильный коридор к 6-9 месяцам скорректированного возраста, имеют лучший прогноз нервно-психического развития, чем не достигшие долженствующих массо-ростовых показателей. Значительно лучший неврологический прогноз имеют дети, «догнавшие» соответствующие нормативные показатели ФР к 2-3 месяцам скорректированного возраста. Максимально благотворным для дальнейшего развития является скачок роста в первые 2 месяца корригированного возраста.

Показатели ФР и их динамика включают в себя длину, массу и окружности головы и груди. Одной из практически значимых особенностей при оценке физического статуса недоношенного ребенка является отклонение от синхронности увеличения различных физических параметров, неравномерность процессов роста разных структур в дальнейшие периоды развития. ФР преждевременно родившихся детей зависит от исходных данных, массы и длины тела «на старте». Хотя большинство недоношенных детей догоняют в ФР доношенных новорожденных в течение первого года жизни, часть детей с НМТ при рождении и детей с тяжелыми хроническими заболеваниями легких может навсегда оставаться маленькими. Медленный рост головы может явиться ранним признаком отклонений в нервно-психическом развитии.

Для ФР недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2-3 месяцам они удваивают первоначальную массу тела, к 3-5 - утраивают, к году - увеличивают в 4-7 раз. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети) - 1-3-й коридор центильных таблиц. В последующие годы жизни глубоконедоношенные дети могут сохранять своеобразную гармоническую задержку ФР.

Большинство детей, родившихся с массой тела менее 2000 г, удваивают ее к 2,5-3,5 месяцам, утраивают к 5-6 месяцам. В основном недоношенные дети догоняют своих доношенных сверстников по массо-ростовым показателям к 2-3 годам жизни, а дети с массой тела менее 1000 г - только к 6-7 годам. Дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) и врожденными синдромами низкорослости отстают в росте и в последующие возрастные периоды.

Первоначальная потеря массы тела у недоношенных детей составляет 4-12%. Максимальное снижение отмечается на 4-7-й день, затем несколько дней она не изменяется (2-3-дневное плато) и в последующем начинает медленно увеличиваться. Допустимая транзиторная убыль массы тела после рождения у недоношенных детей:

масса тела при рождении > 1500 г - 7-9%;

масса тела при рождении от 1500 до 1000 г - 10-12%;

масса тела при рождении < 1000 г - 14-15%.

После частых и обильных срыгиваний, при тяжелых заболеваниях и уменьшении отеков отмечается патологическая потеря массы тела (более 15%), которая развивается быстрее, чем первоначальная потеря массы тела. Восстановление массы тела у недоношенных (в среднем 15 г/кг/сут.) зависит от степени недоношенности и происходит тем быстрее, чем меньше масса тела при рождении. Первоначальная масса тела восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Дети с большей массой тела при рождении и с большим сроком гестации имеют и более высокие прибавки веса. Плоская весовая кривая часто отмечается у недоношенных больных, а также у детей с ОНМТ при рождении и низким гестационным возрастом (позднее у части из них выявляется поражение ЦНС). Дети с массой тела до 1000-1200 г и гестационным возрастом до 28 недель восстанавливают первоначальную массу к 1 месяцу.

Нормальные прибавки массы тела за 1-й месяц жизни у детей I степени недоношенности будут колебаться в пределах 300-450 г, II степени - 450-675 г, III - 600-900 г. Примерно такие же темпы нарастания массы тела сохраняются и на 2-м месяце жизни. В дальнейшем при оценке состояния ФР недоношенных детей можно примерно ориентироваться на средние месячные прибавки массы тела доношенного ребенка, которые составляют на 3-м месяце жизни 800 г, на 4-м - 750 г, на 5-м - 700 г и т.д. (табл. 2).

Темп увеличения роста у детей с массой тела при рождении > 1000 г в первые 6 месяцев жизни составляет 2,5-5,5 см в месяц, во втором полугодии - 0,5-3 см в месяц. За первый год жизни длина тела увеличивается на 26,6-38 см. Быстрее растут глубоконедоношенные дети. Средняя длина тела недоношенного ребенка к 1 году достигает 70,2-77,5 см.

Таблица 2

Физическое развитие недоношенных детей на первом году жизни

Степень недоношенности

IV (800-1000 г)

III (1001-1500 г)

II (1501-2000 г)

I (2001-2500 г)

Длина, см

Длина, см

Длина, см

Длина, см

1 год, вес

Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07-0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем увеличение окружности головы в 1-м полугодии - 3,2-1 см, во 2-м полугодии - 1-0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15-19 см и достигает 44,5-46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения (табл. 3, 4).

Таблица 3

Окружность головы у недоношенных детей в первые 3 месяца жизни, см

Масса тела при рождении, г

Возраст, мес.

Таблица 4

Рост окружности головы у недоношенных с массой тела при рождении

менее 1500 г

Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5-2 см ежемесячно.

Прорезывание первых зубов у недоношенных детей начинается:

  1. с массой тела при рождении 800-1200 г - в 8-12 месяцев;
  2. с массой тела при рождении 1000-1500 г - в 10-11 месяцев;
  3. с массой тела при рождении 1501-2000 г - в 7-9 месяцев;
  4. с массой тела при рождении 2001-2500 г - в 6-7 месяцев.

Изучение уровня ФР преждевременно родившихся детей в отдаленные периоды жизни представляется крайне важным и актуальным в связи с тем, что это один из важнейших показателей здоровья ребенка. У некоторых детей (особенно у преждевременно родившихся со ЗВУР) могут наблюдаться проявления гетерохронии роста отклонения от заданной программы, когда одни части тела или органы растут быстрее других или, наоборот, характеризуются замедленным ростом, при этом нарушаются согласованность, синхронность роста разных структур. Исследования в России подтвердили этот факт, показав, что почти каждый третий недоношенный ребенок со ЗВУР (27,0%) имел низкий рост в дальнейшем. При оценке ФР глубоконедоношенных детей установлено, что нормальным к году оно было только у 24,0-44,7% обследованных.

Как правило, дети с ЭНМТ плохо растут в раннем детстве, и часто эта проблема сохраняется в дальнейшем. К 5 годам дефицит массы могут иметь 30%, а роста - 50% детей, родившихся до 30-й недели гестации. К 8-9 годам еще около 20% отстают по росту. Периоды «вытягивания» в данной группе детей начинаются на 1-2 года позднее. У детей, родившихся с массой тела менее 800 г, к 3 годам длина тела и окружность головы ниже 5-го перцентиля, а масса тела - около 10-го перцентиля. Наиболее часто нарушения роста (задержка темпов роста) выявляются у детей с кардиореспираторными проблемами, гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, патологией ЦНС (нарушение глотания), анемией, синдромом короткой кишки, другими хроническими заболеваниями.

При этом уменьшение размеров окружности головы (менее третьего перцентиля) ассоциируется с нарушением когнитивной функции в школьном возрасте (по сравнению с детьми, имевшими нормальный рост головы в первые два года жизни, дети с замедленным увеличением окружности головы имели индекс ментального развития значительно ниже).

Однако необходимо подчеркнуть, что, учитывая даже самые пессимистические прогнозы некоторых исследований, при благоприятном медико-социальном окружении ребенка показатели ФР у недоношенных детей к 17 годам почти всегда достигают нормы . С возрастом у преждевременно родившихся детей наблюдается уменьшение зависимости физических показателей от воздействия биологических факторов.

До окончания коррекции возраста при формулировании заключения о ФР в индивидуальной истории развития недоношенного ребенка используют следующие выражения: «Физическое развитие соответствует сроку гестации» или «Физическое развитие не соответствует сроку гестации» с указанием превышения иди дефицита какого-либо параметра (массы, роста, окружностей головы и груди).

Нарушение роста (низкорослость) и его коррекция у недоношенных детей со ЗВУР

У большинства детей, родившихся со ЗВУР, в первые 6-24 месяца жизни отмечается период бурного роста и увеличения росто-весовых показателей. В литературе данный феномен получил название «постнатальный скачок роста», или «догоняющие темпы роста». Ростовой скачок позволяет детям вернуться на свою генетическую траекторию после периода внутриутробной задержки роста. Тем не менее примерно 10-15% (в России ежегодно 6 тыс.) детей со ЗВУР сохраняют низкие темпы роста и в постнатальном периоде. В результате неадекватных темпов постнатального роста у таких детей уже к 2-летнему возрасту отмечается отставание в росте. Дефицит роста наблюдается на протяжении всего детства и подросткового периода, что в конечном счете приводит к низкорослости у взрослых. Чем большая ЗВУР была у ребенка, тем больше у него шансов остаться низкорослым взрослым. При отсутствии спонтанного ускорения роста дети остаются низкорослыми, составляя 14-22% взрослых, чей рост менее 150 см у женщин и менее 160 см у мужчин. Маловесные дети имеют в 5-7 раз больше шансов стать низкорослыми взрослыми по сравнению с детьми с нормальными размерами тела при рождении. Это значительно влияет на их социальный статус.

Определение уровня гормонов у новорожденных или детей со ЗВУР в повседневной клинической практике не показано, так как ни концентрации соматотропного гормона (СТГ), ни значения ИРФ-I или ИРФ-связывающего белка-3 в циркулирующей крови у детей первого года жизни не являются предикторами последующего роста. Современные рекомендации сводятся к тому, что у ребенка, рожденного с малой массой/ростом, необходимо измерять рост, массу тела и окружность головы каждые 3 месяца на протяжении 1-го года жизни и далее каждые 6 месяцев. У тех детей, у которых отсутствует выраженное и достоверное наверстывание роста в течение первых 6 месяцев жизни, или у детей, остающихся низкорослыми (рост ниже -2SD для соответствующего возраста) к 2 годам, необходимо выявить причины, ограничивающие рост, и назначить соответствующее лечение.

В связи с имеющимися аномалиями секреции СТГ, ИРФ-I в различных странах мира предпринимаются попытки лечения низкорослых детей со ЗВУР в анамнезе препаратами рекомбинантного гормона роста (рГР). Эффективность этого лечения активно изучается уже более 15 лет. Данные крупных многоцентровых исследований свидетельствуют о дозозависимом эффекте терапии рГР у данной категории пациентов. При длительном непрерывном лечении (средняя продолжительность 6 лет) большинство детей (около 85%) достигают конечного роста, находящегося в нормальных для здоровой популяции пределах или в границах целевого роста (в среднем 95%), т.е. сравнимого со своими биологическими родителями. Поэтому рекомендуется проводить раннее выявление низкорослых детей, рожденных с малой массой/ростом, и с целью установления точного диагноза направлять на консультацию к эндокринологу. Факторы, влияющие на эффективность терапии рГР в течение первых 2-3 лет, включают следующие: возраст и SDS роста на момент начала терапии, средний рост родителей и доза рГР. Среднестатистическое увеличение роста через 3 года лечения рГР варьирует от 1,2 до 2 SD при дозе рГР 0,035-0,070 мг/кг/сут.

В настоящее время разработаны рекомендации по лечению рГР данной категории детей. Терапия рГР может назначаться низкорослым детям со ЗВУР в анамнезе в возрасте 2-6 лет, при росте ниже -2,5 SD. В течение первых лет терапии рГР у большинства детей происходят быстрое догоняющее увеличение роста и его нормализация (показатели роста достигают генетически детерминированной кривой). В дальнейшем на фоне лечения происходит поддержание нормальной скорости роста до достижения конечного роста. Фаза поддерживающей терапии рГР является менее дозозависимой. В течение первых лет терапии рГР у большинства детей происходят быстрое догоняющее увеличение роста и его нормализация (показатели роста достигают генетически детерминированной кривой). В дальнейшем на фоне лечения происходит поддержание нормальной скорости роста до достижения конечного роста. Фаза поддерживающей терапии рГР является менее дозозависимой.

Положительным ответом на лечение рГР считается изменение SDS роста более чем на +0,5 в первый год терапии. Если ответ на терапию неадекватный, необходимо дополнительное обследование с целью выявления факторов, влияющих на эффект лечения, оценки комплаентности, дозы рГР. У большинства низкорослых детей со ЗВУР, получавших рГР в детстве, пубертатное развитие начиналось своевременно и проходило нормально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская Г.А. Особенности физического развития глубоконедоношенных детей на первом году жизни / Г.А. Алямовская, Е.С. Кешишян, Е.С. Сахарова // Вестник современной клинической медицины. - 2013. - Т. 6, вып.6. - С. 6-14.
  2. Виноградова И.В. Современные технологии лечения недоношенных новорожденных детей / И.В. Виноградова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 9 (ч. 3). - С. 330-334.
  3. Гипотрофия и задержка внутриутробного развития у детей: учеб. пособие / сост. И.Е. Иванова, В.А. Родионов, Т.В. Зольникова. - Чебоксары, 2011. - 100 с.
  4. Детские болезни: учебник / под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. - М.: Династия, 2011.- Т.1. Неонатология. - 512 с.
  5. Наблюдение за глубоконедоношенными детьми на первом году жизни / Т.Г. Демьянова [и др.]. - М.: Медпрактика, 2006. - 148 с.
  6. Наблюдение за недоношенными детьми в детской поликлинике: учебник / под ред. И.Е. Ивановой. - Чебоксары: АУ Чувашии «ИУВ», 2014. - 650 с.
  7. Неонатология: национальное руководство / под ред. Н.И. Володина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 886 с.
  8. Особенности оказания медицинской помощи детям, родившимся в сроках гестации 22-27 недель / Д.О. Иванов [и др.]. - СПб.: Информ-Навигатор, 2013. - 132 с.
  9. Принципы этапного выхаживания недоношенных детей / Союз педиатров России, ФГБУ «Науч. центр здоровья детей» РАМН; под ред. Л.С. Намазовой-Барановой. - М.: ПедиатрЪ, 2013. - 240 с.
  10. Тимошенко В.Н. Недоношенные новорожденные дети: учеб. пособие / В.Н. Тимошенко. - Ростов н/Д.: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. - 192 с.
  11. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2000. - 584 с.
  12. Шабалов Н.П. Неонатология: учеб. пособие: в 2 т. Т.1 / Н.П. Шабалов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 656 с.
  13. Fenton T. R. / T. R. Fenton, J.H. Kim // A systematic review and meta-analysis to revise the Fenton growth chart for preterm infants. - BMC Pediatrics, 2013. - URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2431/13/59.

Центильные таблицы для мальчиков

Центильные таблицы физического развития детей

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

физического развития ребенка

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Нравится

  • Оценка физического развития мальчиков от 0 до 17 лет

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1ДоЗ%Очень низкие 2 3-10%Низкие3 10-25 %Ниже среднего4 25-50 %Средненизкие 5 50-75 %Средневысокие6 75-90 % Выше среднего7 90-97 %Высокие8 Свыше 97 %Очень высокие Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания) ...

  • Центильные таблицы физического развития мальчиков Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до...

  • Оценка физического развития девочек от 0 до 17 лет

    Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей 1ДоЗ%Очень низкие 2 3-10%Низкие3 10-25 %Ниже среднего4 25-50 %Средненизкие 5 50-75 %Средневысокие6 75-90 % Выше среднего7 90-97 %Высокие8 Свыше...

    Вот что я нашла, очень помогло мне понять что ж это за каридоры развития детей... Ребенок это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по определенным законам. Хотя принято считать возраст ребенка с момента...

  • таблица роста

    Таблица роста ребенка. Определить уровень роста ребенка можно при помощи метода центильных таблиц. На первый взгляд он кажется сложным, нона самом деле он прост. Посмотрите на центильную таблицу для мальчиков Таблица составлена по статистическим данным...

  • Центильные таблицы ВОЗ

    Центильные таблицы были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг. Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса,...

  • Таблица веса и роста ребенка

    Нормальное развитие ребенка определяется по многим параметрам. Среди них - вес, рост и окружность головы. Таблица веса и роста ребенка разработана Всемирной Организацией Здоровья. Данные нормы рассчитывались из статистических показателей развития доношенных детей. А потом...

  • Центильные таблицы

    Как определить параметры развития малыша? Правильно идет ли его физическое развитие или не совсем? В этом вопросе можно разобраться с помощью центильных таблиц, именно ими пользуются педиатры на приеме. Центиль - показатель определенного параметра, в...

Лишь немногие родители оказываются подготовленными к рождению своего ребенка раньше срока. Чаще всего появление на свет недоношенного младенца становится трудным испытанием для всей семьи. Это происходит потому, что все ждут появления на свет пухлого, розовощекого карапуза, рассчитывают на возвращение из родильного дома максимум через 5 дней, и вообще как правило строят оптимистичные планы на будущее. Огромное количество информации для будущих и молодых родителей, включая интернет, телевидение, печатные издания посвящено нормально протекающей беременности, родам без осложнений и заботам о здоровом новорожденном. Когда что-то начинает идти не так, родители оказываются в информационном вакууме, что порой усугубляет и без того непростую ситуацию.

Впервые в России создан ресурс, полностью посвященный проблеме преждевременных родов и недоношенности. Этот ресурс создан родителями для родителей, ожидающих или уже родивших ребенка раньше срока. Мы на собственном опыте испытали недостаток информации, в период сохранения беременности, выхаживания малыша в роддоме и перинатальном центре. Ощутили острую нехватку средств для специализированного ухода, так необходимого для полноценного физического и психического созревания ребенка вне утробы матери. За плечами не один месяц, проведенный у кувеза, затем у кроватки в бесконечном ожидании, страхе и надеждах на выздоровление. По мере роста малыша требовалось все больше информации об уходе, развитии, обучении ребенка, родившегося раньше срока, которая была бы адаптирована к нашей ситуации и которую очень сложно найти. Такой опыт дает нам основание полагать, что информация, размещенная на нашем сайте, поможет молодым мамам и папам быть более подготовленными к появлению на свет своей самой дорогой крохи, а значит легче и спокойнее пережить этот непростой период в жизни. Знание и опыт сделают вас более уверенными и помогут сосредоточится на самом главном – здоровье и развитии вашего малыша.

В качестве материалов для создания сайта мы использовали медицинскую и педагогическую литературу, справочники, практические руководства, мнения специалистов в области акушерства, гинекологии и неонатологии, детской психологии и педагогики, материалы зарубежных ресурсов, а также бесценный опыт родителей, с которыми познакомились и стали близкими друзьями благодаря нашим детям.

Обращаем ваше внимание, на то, что материалы, изложенные здесь, не являются «рецептом» для вас и вашего ребенка, а лишь призваны помочь разобраться с ситуацией, развеять некоторые сомнения и сориентироваться в своих действиях. Упоминание каких-либо лекарственных средств, оборудования, торговых марок, учреждений и т.д. не является рекламой и не может быть использовано без согласования со специалистами.

Надеемся, что будем вам полезны с момента рождения вашего малыша и будем расти вместе с вами. Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожелания или предложения, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript !

Искренне ваши,