Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (фэмп) во второй младшей группе. Конспект занятия по фэмп во второй младшей группе на тему: «сколько …столько, поровну Дидактический наглядный материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Осинский детский сад №3»

Открытое занятие по ФЭМП во 2 младшей группе

Тема: « По много, поровну, столько – сколько»

воспитатель:

Петрова. П. А.

Оса 2018

Цель:

Задачи:

  • расширять словарь детей.

Форма организации: групповая

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

План занятия:

I. Организационный момент

Сюрпризный момент

II. Основная часть.

1.Сравнение две группы предметов: по много, поровну, столько – сколько.

2.Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

3.Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

4.Дидактическая игра «Найди свой домик».

II. Рефлексия

1.Итог

2.Гостинец от зайчика.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Садятся полукругом. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, покажем, какие мы хорошие.

2. Сюрпризный момент

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришел зайчик. Но почему-то он печальный? Давайте узнаем, почему он такой грустный?

В: Зайчик говорит, что сегодня к нему придут гости. А он не знает, сколько надо поставить на стол тарелок и чашек для гостей?

В: Ребята, а ведь мы сможем развеселить нашего зайчика. Давайте, поможем зайчику накрыть стол.

II. Основная часть.

1. Сравнение две группы предметов (по много, поровну, столько – сколько)

В: Начнем расставлять посуду для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и чашек?

Воспитатель обращает внимание на тарелки и чашки стоящие на подносе.

Д: Много

В: Ребята давайте сначала расставим тарелки на стол. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют тарелки)

Сколько тарелок мы поставили? (Много)

А теперь на каждую тарелку поставим чашку. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют чашки на тарелок)

Сколько чашек? (Много) Что можно сказать о количестве тарелок и чашек? (Поровну.) На каждой тарелке стоит чашка?(Ответы детей.) Тарелок и чашек поровну? (Ответы детей)

Ребята, посмотрите ещё раз на стол. У нас на столе чашек столько сколько тарелок.

В: Сколько у нас тарелок и сколько чашек?

Д: Тарелок столько сколько чашек.

В: Значит их поровну?

Д: Да?

В: Ребята, зайчик совсем повеселел, он благодарит вас за помощь и приглашает вас в игру.

2. Физкультминутка «Зайка беленький сидит»

(Игра помогает создать хорошее настроение, содействует развитию слаженных движений).

3. Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Зайчик что – то принес. (геометрические фигуры)

Ребята, назовите какая эта фигура?(Квадрат). Какого цвета квадрат? Что есть у квадрата? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Какая это фигура? (Треугольник). Какого цвета треугольник? Что есть у треугольника? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть стороны и углы). Чем эти фигуры отличаются?

Воспитатель накладывает на квадрата треугольник. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает).

Аналогичные вопросы задает воспитатель о сторонах фигур.

Обобщение: У квадрата больше сторон и углов.

4. Дидактическая игра «Найди свой домик».

На столе лежат треугольник, круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику, те, у кого круг, бегут к кругу. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

III. Рефлексия

1. Итог

Что мы делали на сегодняшнем занятии математики? (Мы помогали зайчику накрыть стол, правильно расставили на стол чашек и тарелок, сравнивали количество чашек и тарелок, их было поровну, по много, поиграли с зайчиком, сравнивали треугольник с квадратом и т.д.) Зайчику понравилось наше занятие! Вы сегодня все хорошо поработали, были большие молодцы.

2. Гостинец от зайчика.

Зайчик для вас приготовил гостинец.

Воспитатель показывает тарелку с конфетами.

В: Посмотрите на корзинку, сколько здесь конфет?

Д: Много

В: Правильно! Давайте посмотрим сколько их. Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет?

Д: Столько, сколько и ребят(детей).

В: Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с зайчиком.

Д: Спасибо, до свиданья!

В: Зайчику пора встречать своих гостей.

Самоанализ

Возраст детей: 3-4 года. Присутствует 13 детей: из них 6 девочек и 7 мальчиков. Предварительная работа не проводилась, так как занятие согласно перспективному планированию, где учитывались возможности и особенности детей. Использованный материал соответствует программе и возрасту детей.

Тема: По много, поровну, столько - сколько

Цель:

  • учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;
  • продолжать формировать элементарные математические представления детей;
  • продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Задачи:

  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.
  • уточнить в речи употребление слов: столько - сколько, поровну, по много.
  • закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.
  • расширять словарь детей.
  • развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
  • воспитывать любознательность, познавательный интерес.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Форма организации: групповая

Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, развитие речи.

Демонстрационный материал: коробка, игрушка, столы, тарелки, чашки, тарелка с конфетами, круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см)

Раздаточный материал: круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).

Ход занятия:

I. Организационный момент

1. Привлечение внимания, настрой на совместную деятельность.

Используемые методы: вводная беседа

2.Сюрпризный момент

Используемые методы: наглядный - демонстрация (зайчик), словесный – беседа, средства – игрушка.

II. Основная часть.

5.Сравнение двух групп предметов: по много, поровну, столько – сколько.

Используемые методы: словесный – беседа, вопросы, уточнения, поощрения;

Практический – расставить тарелки, чашки поровну. Средства – посуда.

6.Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

Двигательная форма активности, создание хорошего настроения.

7.Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Метод: словесный - беседа, прием – вопросы, обобщение (у квадрата больше сторон и углов); наблюдение, прием – показ,

8.Дидактическая игра «Найди свой домик».

Методы: наблюдение, словесный – беседа, игровой – дидактическая игра (выполнение игровых действий).

III. Рефлексия

1.Итог.

Словесный метод – вопросы, обобщающая беседа.

2.Гостинец от зайчика.

Игровой метод: прием - внезапное появление объектов. Поощрение (конфеты).

Виды детской деятельности на занятии:

Общение со взрослым (коммуникативная);

Двигательная активность;

Игровая деятельность

На протяжении всего периода структура занятия сохранялась , были плавные переходы между этапами.

Атмосфера на занятии : все дети были увлечены, присутствовали положительные эмоции, малыши были заинтересованы за счет сюрпризного момента, вовлеченности в деятельность, двигательной активности.

Материал излагался на доступном детям языке, контакт налажен и был сохранен на протяжении занятия.

Цели и задачи были достигнуты.

Альфия Нуриева

Воспитатель : Нуриева Альфия Агнафовна.

Цель : -совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов , пользоваться выражением поровну , столько- сколько , больше , меньше ;

Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Задачи :

Обучить восстановлению равенства методом прибавления или вычитания;

Закрепить понятия «столько -сколько » , «поровну » , «больше » , «меньше »

Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия «один» , «много» ;

Тренировать мыслительные операции, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : магнитная доска, математическая карточка , счетный материал , цветки ромашки (по 3, колокольчики (по 2, картонные шары-4шт. (3 красных, 1 синий, 3 корзинки (на каждую прикреплена геометрическая фигура – круг, треугольник, квадрат, игрушки (по количеству детей)

Раздаточный : ромашки, колокольчики (счетный материал на каждого ребенка из расчёта 3 ромашки и 2 колокольчика, математические карточки с двумя полосками по количеству детей.

Ход занятия.

I Введение в игровую ситуацию.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель рассказывает :

В одном лесу жила –была :

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Как – то раз встретил Бельченок…

Длинное ухо,

Комочек пуха

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Зайчик)

Зайчонок и спрашивает Бельчонка :

Зайчонок : -Бельчонок, вот ты знаешь, какое время года наступило?

Бельчонок : Знаю, но забыл название времени года.

Воспитатель : Ребята, давайте подскажем бельчонку, поможем ему вспомнить название времени года.

Дети : Весна!

Бельчонок : Вспомнил! Спасибо, ребята. Вы такие молодцы!

Зайчонок : «Вот наступил долгожданный весенний праздник мам- 8 Марта? Что ты будешь дарить своей маме?»

Задумался бельчонок – правда. Я бы подарил грибочки, орешки, но за всю зиму мы их съели.

Воспитатель : -Что же делать бельчонку?

Зайчонок : Ребята, я придумал, у меня в корзинке есть цветы, только я не знаю, что это за цветы, сколько их, каких больше , каких меньше , и как разделить их поровну .

Воспитатель : Ребята, поможем зайчонку и бельчонку?

Дети : Да.

Воспитатель : -Белые цветы -это ромашки, а синие- колокольчики. Давайте повторим вместе названия цветов.

Воспитатель : Ребята, сколько в корзинке цветов?

Дети : -Много!

Воспитатель : Какого цвета у нас цветы в корзинке?

Дети : Белые, синие. (повторяем названия цветов - ромашки, колокольчики)

II Игровая деятельность.

ИГРА «Разложи цветы по кармашкам»

Предлагаю детям сесть за столы . У каждого ребенка две полоски с кармашками, счетный материал - цветки (ромашки 3 шт., колокольчики 2 шт.)

Воспитатель : -Зайчонок подарил ему колокольчики и ромашки.

Сколько цветов подарил зайчонок бельчонку?

Дети : - Много.

Воспитатель : -Ребята, Бельчонок просит ему помочь, узнать у него, колокольчиков столько - же сколько и ромашек?

Как мы можем это узнать?

Дети : - Нужно выложить на карточку сначала колокольчики, а потом ромашки и сравнить.

Воспитатель : -Как мы будем выкладывать?

Дети : -По полоскам.

Воспитатель : -Правильно, у вас столько же колокольчиков и ромашек сколько и у Бельчонка, давайте сначала выложим на верхнюю полоску все колокольчики (по 2) . Работаем от красной полоски слева на право.

Теперь выложим под каждый колокольчик - ромашку. Выкладывать будем на нижнюю полоску, располагайте ромашки под колокольчиками

Воспитатель : -Поровну ли колокольчиков и ромашек у Бельчонка?

Дети : -Нет.

Воспитатель : -Чего больше ?

Дети : - Ромашек больше .

Воспитатель : - Почему вы думаете, что ромашек больше ?

Дети : -Одна ромашка без колокольчика.

Воспитатель : -Как сделать так, чтобы ромашек и колокольчиков стало поровну ?

Дети : -1способ : Нужно добавить еще один колокольчик.

Воспитатель : -Но у Зайчонка нет больше колокольчиков .

2способ : Нужно убрать одну ромашку.

Дети убирают по одной ромашке со своих карточек. Все действия дублируются воспитателем на магнитно доске.

Бельчонок благодарит ребят и предлагает им поиграть.

ИГРА «Найди лишнее»

Зайчонок : -Ребята, а у меня есть воздушные шарики, но я их спрятал за высоким деревом.

Воспитатель : -А где же нам найти это дерево?

Зайчонок : -А дерево то, растет в комнате, где спят ребята.

Воспитатель : -Где же эта комната, ребята?

Дети : -Спальня.

Воспитатель : -Давайте проверим.

Бельчонок : -Какие вы молодцы, как быстро вы нашли это дерево!

Воспитатель : -Посмотрите, здесь два дерева растет. Какое из них высокое? (Ставим два дерева рядом друг с другом и определяем, какое дерево выше) . А вот и шарики.

Дети подходят к магнитной доске на которую прикрепляем «воздушные шарики» (3 жёлтых и один красный одинаковой формы и размера)

Какой шарик лишний? (Красный)

Почему вы так решили?

Дети : -Потому, что все остальные жёлтые.

Воспитатель : -Скажите, а сколько красных шариков?

Дети : -Один.

Воспитатель : -А желтых?

Дети : -Много.

Воспитатель : -А зеленых?

Дети : -Ни одного.

Воспитатель : -Молодцы!

ИГРА «Наведи порядок»

Воспитатель : -Ой, ребята, у нас такой бардак в группе . Бельчонок говорит, что мы не умеем собирать игрушки на места. Покажем, какие мы молодцы и как умеем оставлять порядок за собой?

Дети : -Да.

Дети стоят полукругом возле воспитателя. На столе стоят 3 корзинки , с прикреплёнными геометрическими фигурами. (Треугольник, круг, квадрат)

Воспитатель предлагает взять с пола каждому ребёнку по одной игрушке.

Корзинки у нас необычные, скажите, что на них прикреплено?

Дети : - Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник –тугэрэк, шакмак, эчпочмак)

Воспитатель : -А теперь внимательно посмотрите каждый на свою игрушку, подумайте, на какую геометрическую фигуру похожа ваша игрушка и положите в нужную корзинку.

Дети самостоятельно выполняют данное задание. Затем вместе проверяем правильность выполнения задания.

Воспитатель : -Ребята, вам понравилось помогать Бельчонку и Зайчонку, и играть с ними?

Дети : -Ответы.

Воспитатель : -А что вам больше всего понравилось выполнять?

Дети : -Ответы.

Воспитатель : -Какое задание было самое сложное?

Дети : -Ответы.

Воспитатель : -А какое задание самое легкое?

Дети : -Ответы.

Бельчонок и зайчонок говорят ребятам спасибо, хвалят их и прощаются.

Тема: По много, поровну, столько - сколько

Воспитатель: Максимова Надежда Геннадьевна

Цель:

    учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;

    продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Задачи:

    формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.

    уточнить в речи употребление слов: столько - сколько, поровну, по много.

    закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.

    развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.

    воспитывать любознательность, познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал: стол, тарелки, чашки, кастрюля, морковки из фетра , зайчик, сова, письмо, круг, квадрат, треугольник, массажная дорожка, обруч, колпаки поварские, ноутбук.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети заходят в группу, з дороваются с присутствующими гостями.

2.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, что за звуки мы слышим?(музыкальное сопровождение)(Сова)

Воспитатель: Сова нам принесла письмо от зайчика! Зайчик пишет, что сегодня к нему придут гости, и просит нас помочь ему, нужно поставить на стол тарелки и чашки для гостей и приготовить салат. Ребята, поможем зайчику? (Да)

Основная часть.

1.Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Воспитатель: Тогда ребята пора собираться в дорогу! Давайте поедим к зайчику на паровозе? (Да)

Загудел паровоз

И вагончики повёз

Чу-чу-чу, чу -чу-чу,

Далеко я укачу!

Воспитатель: (Звучит песенка) Ребята, получайте билетики на паровоз. Чтобы сесть в вагончики нужно назвать геометрическую фигуру вашего билета и найти вагон с такой же геометрической фигурой.

Дети: (Ребята поочередно называют геометрическую фигуру и присаживаются на стул с таким же обозначением)

Воспитатель:Ребята, назовите какая эта фигура?(Квадрат). Какого цвета квадрат? Что есть у квадрата? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Какая это фигура? (Треугольник). Какого цвета треугольник? Что есть у треугольника? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть стороны и углы). Чем эти фигуры отличаются?

Воспитатель накладывает на квадрат, треугольник. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает).

Аналогичные вопросы задает воспитатель о сторонах фигур.

Обобщение: У квадрата больше сторон и углов (отличаются).

Чтобы до зайчика дойти, надо речку перейти. (Дети проходят по мостику через реку)

Воспитатель: Перед нами густые кусты.

Здесь ребята не пройти

Здесь придется проползти.

(Проползают через обруч)

Ах! Замерз тут ручеек

Перепрыгни-ка, дружок!

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чей это домик?

Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? … (Зайчишка)

Воспитатель: А вот и зайка, что -то зайчик не веселый. Ребята, давайте мы с вами станцуем и развеселим зайчика? (Да)

Физкультминутка: «Зайка». (музыкальное сопровождение)

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть ,

Надо лапочки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять ,

Надо зайке поскакать ,

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать .

2.Сравнение две группы предметов(по много, поровну, столько – сколько)

Воспитатель: А теперь ребята за работу! Кто у нас будет поваром?(ответы) Давайте ребята оденем колпаки, подойдем к столу и начнем расставлять посуду для гостей.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас тарелок и чашек?(Много).Ребята давайте сначала расставим тарелки на стол . (расставляют по одной тарелке) Сколько тарелок мы поставили? (Много)А теперь на каждую тарелку поставим чашку. (Дети расставляют чашки на тарелки, «Одна тарелка – одна чашка») Сколько чашек? (Много) Что можно сказать о количестве тарелок и чашек? (Поровну.) На каждой тарелке стоит чашка?(Ответы детей.) Тарелок и чашек поровну? (Ответы детей)

Воспитатель: Сколько у нас тарелок и сколько чашек?(Тарелок столько, сколько чашек.) Значит их поровну ?(Да?)

Воспитатель: Ребята, что это? (кастрюля), посмотрите сколько у зайчика капусты и моркови в кастрюле?(много) Ребята, давайте с вами приготовим салат из капусты. (Да)

Физкультминутка: «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнём, мнём.

Воспитатель: Молодцы , ребята ! Какое замечательное угощение у вас получилось ! Зайчик будет, очень рад!

Зайчику пора встречать своих гостей. А нам пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с зайчиком.(До свиданья!)Ребята, давайте сядем на паровоз и поедим в сад.

Рефлексия

1.Итог. Что мы делали сегодня на занятии? Какие препятствия у нас на пути были? (Ответы) Зайчику понравилось наше занятие! Вы сегодня все хорошо поработали, были маленькими поварами! Зайчик, очень рад, что мы пришли и помогли ему!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №11общеразвивающего вида»

Арского муниципального района Республики Татарстан

По много, поровну,

столько - сколько

(Организованная образовательная деятельность по ФЭМП во второй младшей группе)

Воспитатель:

Ситдикова Милеуша Асхадулловна

Тема: По много, поровну, столько - сколько

Цель:

учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько;

продолжать формировать элементарные математические представления детей;

продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Задачи:

формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.

уточнить в речи употребление слов: столько - сколько, поровну, по много.

закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.

расширять словарь детей.

развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.

воспитывать любознательность, познавательный интерес.

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Форма организации: групповая

Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, развитие речи.

Демонстрационный материал: стол, тарелки, чашки, тарелка с конфетами, круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см)

Раздаточный материал: карточки для дидактической игры «Один – много», круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).

План занятия:

Организационный момент

«Доброе утро всем, кто проснулся!»

Сюрпризный момент

II. Основная часть.

Сравнение две группы предметов: по много, поровну, столько – сколько.

Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел».

Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Дидактическая игра «Найди свой домик».

Дидактическая игра «Много – один».

Рефлексия

Гостинец от зайчика.

Ход занятия:

Организационный момент.

Садятся полукругом.

Упражнение «Доброе утро всем!»

2. Сюрпризный момент

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришел зайчик. Но почему-то он печальный? Давайте узнаем, почему он такой грустный?

В: Зайчик говорит, что сегодня к нему придут гости. А он не знает, сколько надо поставить на стол тарелок и чашек для гостей?

В: Ребята, а ведь мы сможем развеселить нашего зайчика. Давайте, поможем зайчику накрыть стол.

Основная часть.

Сравнение две группы предметов (по много, поровну, столько – сколько)

В: Начнем расставлять посуду для гостей. Ребят, сколько у нас тарелок и чашек?

Воспитатель обращает внимание на тарелки и чашки стоящие на подносе.

В: Ребята давайте сначала расставим тарелки на стол. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют тарелки, сопровождая свои действия словами «Ещё одна тарелка»)

Сколько тарелок мы поставили? (Много)

А теперь на каждую тарелку поставим чашку. (Дети по очереди подходят к столу и расставляют чашки на тарелок, сопровождая свои действия словами «Одна тарелка – одна чашка»)

Сколько чашек? (Много) Что можно сказать о количестве тарелок и чашек? (Поровну.) На каждой тарелке стоит чашка?(Ответы детей.) Тарелок и чашек поровну? (Ответы детей)

Ребята посмотрите ещё раз на стол. У нас на столе чашек столько сколько тарелок.

В: Сколько у нас тарелок и сколько чашек?

Д: Тарелок столько сколько чашек.

В: Значит их поровну?

Физкультминутка. Хороводная игра «Зайка шел»

(Игра помогает создать хорошее настроение, содействует развитию слаженных движений).

В: Ребята, зайчик совсем повеселел, он благодарит вас за помощь и приглашает вас в игру.

Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

Воспитатель. Какие молодцы наши ребятки! Зайке понравилось с вами играть. Ему было очень весело.

Работа с геометрическими фигурами. Сравнение треугольника с квадратом.

Ребята, назовите какая эта фигура?(Квадрат). Какого цвета квадрат? Что есть у квадрата? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Какая это фигура? (Треугольник). Какого цвета треугольник? Что есть у треугольника? (Стороны, углы). Сколько сторон (углов)? (Много).

Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть стороны и углы). Чем эти фигуры отличаются?

Воспитатель накладывает на квадрата треугольник. Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает).

Аналогичные вопросы задает воспитатель о сторонах фигур.

Обобщение: У квадрата больше сторон и углов.

Дидактическая игра «Найди свой домик».

На ковре лежат треугольник и квадрат. Дети берут со стола по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Много – один».

У детей по две карточки с геометрическими фигурами. Воспитатель говорит: «Много», ребята показывают карточку, на которой нарисовано три квадрата и отвечают: «много». Далее он произносит «Один». Дети показывают карточки с одним треугольником.

Ребята, давайте поиграем с геометрическими фигурами. Сколько у нас квадрата? (Три) Сколько у нас треугольников? (Один) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько квадрата у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько треугольников у нас. (Молодцы ребята)

Рефлексия

1. Итог

Что мы делали на сегодняшнем занятии математики? (Мы помогали зайчику накрыть стол, правильно расставили на стол чашек и тарелок, сравнивали количество чашек и тарелок, их было поровну, по много, поиграли с зайчиком, сравнивали треугольник с квадратом и т.д.) На следующем занятии продолжим сравнивать двух равных групп предметов, различать и называть знакомые нам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Зайчику понравилось наше занятие! Вы сегодня все хорошо поработали, были большие молодцы.

Гостинец от зайчика.

Зайчик для вас приготовил гостинец.

Воспитатель показывает тарелку с конфетами.

В: Посмотрите на корзинку, сколько здесь конфет?

В: Правильно! Давайте посмотрим сколько их. Берите по одной конфетки. Сколько у нас конфет?

Д: Столько, сколько и ребят(детей).

В: Правильно ребята. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с зайчиком.

Д: Спасибо, до свиданья!

В: Зайчику пора встречать своих гостей.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.