Формы организации изобразительной деятельности по фгос до. Изобразительная деятельность в доу. научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовил: воспитатель

Климова Т.Ю.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Значение обучения в дошкольном детстве в изобразительной деятельности………………………………………………………………………4

2. Структура занятия по ИЗО…………………………………………………….7

3. Подготовка материалов и оборудования к занятию и предшествующая работа с детьми……………………………………………………………………9

4. Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности……….12

Список литературы………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Эта задача выполняется при условии целенаправленного, систематического руководства со стороны воспитателя, который должен научить дошкольников техническим навыкам работы с различными материалами: карандашами, красками, пластилином, глиной; научить использовать цвет, форму, композицию как средства создания выразительного образа.

Отражение явлений и предметов окружающей жизни в работе детей правдиво и искренне, но неполно и в этом смысле условно. Поэтому воспитатель должен научить детей правильно передавать форму предметов, их цвет, строение, пропорции, относительную величину, положение в пространстве.

В программе каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены всеми детьми для их всестороннего развития.

1. ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом знаний, умений и навыков.

Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. п.

Вместе с тем следует помнить, что большая разносторонняя работа с детьми не подчиняется задачам обучения рисованию, лепке: каждый из разделов воспитательной работы имеет свою определенную программу. Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок. А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

В первой младшей группе изобразительная деятельность вводится впервые, поэтому основной задачей занятий является привлечение детей к рисованию и лепке.

В данной группе в неделю проводится одно занятие рисованием, одно лепкой и одно занятие по конструированию. Иногда порядок проведения занятий по рисованию и лепке может быть нарушен и в одну неделю проводится два занятия рисованием, а в другую – два занятия лепкой. Данный порядок необходим для закрепления умения, полученного ребенком по одному из видов деятельности, т.к. перерыв в неделю велик для малышей и они забывают, чему научились на предыдущем занятии.

Дети рисуют, лепят или конструируют примерно 8-10 минут: одни заканчивают раньше, другие несколько позже. Учитывая, что маленькие дети еще не имеют учебных навыков, в начале года воспитатель может разрешить ребенку выйти из-за стола, если тот устал и не хочет больше заниматься.

Продолжительность занятий в данной группе составляет 10-15 минут. При проведении занятий дети сидят в зависимости от поставленной задачи по два человека за столом или по четыре (при выполнении коллективной работы).

С детьми в средней группе программами воспитания и обучения предусмотрены одно занятие по рисованию, одно занятие по лепке в неделю и по одному занятию по аппликации и конструированию чередующимися через неделю.

В средней группе длительность занятий увеличивается до 15-20 минут. Это связано с усложнением, в отличие от младших групп, ставящихся перед детьми задач.

В старшей группе в неделю проводится 2 занятия по рисованию и по 1 занятию по лепке, аппликации и конструированию. Продолжительность занятий в данной группе 20-25 минут. Планируя в течение года занятия по изобразительной деятельности, воспитатель должен учитывать уровень умений и навыков детей и по мере необходимости увеличивать или уменьшать количество занятий каждого вида.

На занятиях изобразительной деятельностью в подготовительной к школе группе воспитатель совершенствует и развивает у детей способность аналитического восприятия, сознательного и самостоятельного использования полученных ранее знаний, умение планировать работу и доводить ее до конца. В связи с этим продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

В подготовительной группе дети должны сидеть за столами, рассчитанными на двоих, что способствует большему обозрению наглядного материала, воспитатель видит и наблюдает за работой всех детей. Также данный метод посадки детей отучает действовать методом «срисовывания» и «списывания» у рядом сидящих детей.

2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО

Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.

Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.

Если на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.

Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.

В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.

В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы. Дети рассказывают, что они делали, как, в какой последовательности, что у них получилось, а что нет и почему. Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя (обидчика), занятия.

При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Важным условием при обучении детей изобразительной деятельности является обеспечение занятий необходимым оборудованием, материалами, пособиями.

Следует уточнить, какие материалы будут нужны, и заранее все подготовить. Для большинства занятий материал необходимо готовить с запасом: по два-три листа на ребенка с целью поощрения создания вариантов, возможности повторения и закрепления умений и навыков, развития творчества.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией воспитателю необходимо иметь указку и столик-мольберт любой конструкции. На мольберте крепится лист бумаги для демонстрации приемов исполнения работы, образец, картина, иллюстрации. На столике устанавливается модель для лепки – скульптура, игрушка, образец из глины, сделанной воспитателем, и т. п.

При рисовании необходима посуда для краски, например, маленькие солонки, в том случае если краски не находятся в индивидуальной таре, как гуашь, или на занятиях в младшей группе. Воду для мытья кистей необходимо давать детям в специальных стаканчиках с подставками-держателями для кисточек. Для осушения кисти от лишней краски или воды каждому ребенку нужна бумажная салфетка.

На занятиях по рисованию во всех группах применяются круглые мягкие кисти № 9,10,11,12; также необходимы простые графитные и цветные карандаши. Для младших дошкольников следует иметь наборы по 6 цветов, для старших – из 12.

Для работы с клеем на занятиях по аппликации необходимы подносы для раздаточного материала, кисть, а также цветная и белая плотная бумага. В средней группе детям можно давать ножницы с тупыми концами.

Для лепки используется пластилин, в некоторых случаях глина. На занятиях лепкой каждому ребенку необходимо иметь доску размером 20×25 см. Старшим детям для обработки изделия требуется стек, для сглаживания поверхности вылепленных фигурок – вода.

Для работы по конструированию в группе необходимо иметь наборы настольных и крупных строительных материалов, тематические наборы, конструкторы деревянные и металлические, бумагу мягкую, плотную и картон, деревянные пластины, брусочки, природный материал.

В младших группах материал для конструирования следует давать каждому ребенку, в средней, старшей и подготовительной детям предоставляется возможность самим выбрать нужные детали, которые находятся на каждом столе.

Очень важно, особенно в младших возрастных группах, иметь для занятий по конструированию запасы разнообразных мелких игрушек: фигурки людей, зверей, домашних животных, птиц, машины.

Просматривая занятия на месяц, необходимо определить, как они соотносятся со всей воспитательной программой. Нужно учитывать, какие литературные произведения знают дети, какие произведения они разучивают, исполняют на музыкальных занятиях и др.

При подготовке детей к занятиям по изобразительной деятельности необходимо дать наглядные примеры для дальнейшего изображения в работах. Для этого можно сходить на прогулку, рассмотреть, понаблюдать за окружающим миром, природой; в процессе наблюдения воспитатель расспрашивает детей о предметах, их размерах, цвете, чтобы правильно применить знания на занятиях.

Повышают интерес детей к содержанию рисунка песенки или загадки, использовать которые воспитатель может как во время занятий по изобразительной деятельности, так и на других занятиях. А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗЕТИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: показывает приемы изображения, рассматривает с детьми предметы, игрушки, предлагает им обследовать рукой форму предмета. Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель использует игровые приемы, художественное слово, привлекает их собственный опыт, обогащает их впечатления. С этой целью используются словесные приемы: вопросы, предложения, советы и т.п.

Для того чтобы дети получали разнообразные впечатления, воспитатель развивает у них интерес к окружающему, наблюдательность. Во время прогулок нужно обращать внимание детей на красоту цветов, листьев, деревьев, предложить детям не только рассмотреть их, но и потрогать, понюхать. В процессе таких наблюдений у детей уточняются представления о форме предметов, их строении, цвете. Заинтересовать детей помогает художественное слово.

В первой младшей группе воспитатель обучает детей основным техническим навыкам изобразительной деятельности. Занятия должны проводиться в форме игры, образно и эмоционально, с использованием различных игровых ситуаций.

Во второй младшей группе важное место в методике обучения детей занимает прием совместных действий взрослого и ребенка – их сотворчество. Почти все занятия в этой группе проводятся в игровой форме, а основными приемами обучения являются обследование предмета изображения перед занятием, полный и частичный показ способов изображения.

Используя такие приемы обучения, как показ, общение с ребенком в процессе занятия, анализ детских работ, педагог постепенно воспитывает у детей умение подбирать красивые цветовые сочетания в своих работах.

На занятиях с детьми средней группы при объяснении задания воспитатель не прибегает к показу способов изображения, а лишь подводит детей к осознанию того, что они те же, что применялись ранее при рисовании какого-нибудь другого предмета.

Основными приемами обучения являются предварительные наблюдения и специальное рассматривание предметов с обследованием. В процессе рассматривания воспитатель обращает внимание на выразительные стороны образа: его форму, детали, строение, пропорции. Кроме рассматривания предметов, можно использовать показ иллюстраций.

В старшей группе воспитатель использует такие приемы, как рассматривание с детьми натуры, зрительное обследование предметов, беседы, объяснение задания и частичный показ. При рассматривании можно задавать вопросы о способах изображения, последовательности.

Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа, формирует чувства ребенка.

Основным приемом обучения в подготовительной к школе группе является рассматривание предметов, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой.

В начале занятия целесообразно проводить упражнения (2-3 минуты), в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы.

При обучении дошкольников всех возрастных групп широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях/ Под ред. Говорковой А. Ф., Кузиной Н. И. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Русскова Л. В. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  4. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». Под ред. Шустова А. И. – 3 изд., пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.

Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства .

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельности популярна среди педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации М Н. Турро, исследовавший ещё в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности обучающихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

    Фронтальная

    Комплексная

    Коллетивно-производственная.

    фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков обучающихся, сделанных с учётом поставленных педагогом задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце учебного занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Методика организации фронтальной формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность обучающихся напомнила коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учащихся.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями – эксперементаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, групповые – в небольших группах по пять – шесть человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения композиции.

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на занятиях изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале учебного занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце учебного занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

    продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

    выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

    определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

    определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;

    продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности начальных классов выполняет педагог. Во фронтальной роботе с группой обучающихся он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы обучающихся педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце учебного занятия все обучающиеся принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на занятии изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

Если по сценарию учебного занятия обучающиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль педагога в организации коллективного процесса, а так же его результата велика.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу, причём занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, зная, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого обучающегося.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого обучающегося в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у обучающихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы её организации на занятии изобразительного искусства.

Совместно – последовательная деятельность как форма коллективного творчества обучающихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение обучающимися определённой технологической операции, когда результат работы одного обучающегося становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность обучающихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ни чем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» обучающиеся поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочерёдную работу обучающихся непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трёх учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить группу на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждой подгруппы. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на учебном занятии требует от педагога определённых организаторских способностей, а от обучающихся умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество обучающихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого обучающегося определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младшего возраста должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности обучающихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности, как у обучающихся младшего возраста, так и старшего.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

    Трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного учебного занятия, так как обучающиеся младшего возраста могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

    Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

    Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет обучающимся дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;

    Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп обучающихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;

    Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать обучающимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определённого размера;

    Давать в начальных классах шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую возможность для творчества;

    Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

    Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;

    Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление обучающихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность обучающихся.

1. Непосредственная организованная образовательная деятельность(НОД) - основная форма организации деятельности дошкольников.

Выделяется в режиме дня определенной длительностью в соответствии с возрастом детей, рабочими программами и особым отношением к конечному продукту детской деятельности. Результаты анализируются воспитателем для осуществления индивидуального подхода, они оцениваются родителями и администрацией и служат средством отчетности.

НОД подразделяются по ведущим задачам обучения, по виду изо деятельности, по источнику тем, замыслов, по психологическому процессу, лежащему в их основе, по организации детской деятельности, по месту их проведения.

Форму организации детей определяет воспитатель в соответствии задачами обучения – фронтальная - применяется воспитателем при освоении новых умений и навыков, а остальные в подведении к творчеству.

2.Самостоятельная творческая деятельностьдетей – это деятельность организованная по инициативе самого ребенка. Она часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети учились на занятиях.

Специфика руководства этой деятельностью в том, что воспитатель создает развивающую среду, стимулирует активность ребенка, сближает взрослого и ребенка. Содержание этой деятельности определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

3.Кружковая и студийная деятельность - создание условий для развития ребенка в соответствии с его способностями.

Особое условие - наличие квалифицированного руководителя, программы, оборудованного помещения, проводится на средства родителей. Деятельность кружка проводиться в специальное время.

4.Конкурсы детского творчества проводятся в соответствии с положением, в котором указаны цель и задачи, возрастные рамки, содержание, порядок проведения - дата, этапы, срок подведения итогов.

5.Экскурсии проводится специально подготовленным специалистом – экскурсоводом, длительностью не более 40 минут, в музеях, культурных центрах, на выставках, в парках, на предприятиях, на остановках и т.д. Экскурсия проводится при правильной организации и при наличии 1 - го взрослого на 5-10 детей в зависимости от возраста детей.

Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) - основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.

Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.

Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.

Воспитатель выясняет:

1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.

2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.

3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.

Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.

Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.

Типы НОД по ведущим задачам:

Обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);

Развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);

Воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.

Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.

По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.

По месту их проведения : изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.

По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

По способу изображения и материалу : рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.

Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.

По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.

НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:

Интегрированные;

Комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.

Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения . Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином .

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка , как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения , так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений . Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус . Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания .

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения . Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи-тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо-бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по-лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Формы организации изобразительной деятельности.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь-ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.

Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви-дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно-стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель-ной деятельностью детей.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):

  • - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
  • - частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;
  • - временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Занятия по изобразительной деятельности условно делятся на этапы:

  • 1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.
  • 2. Следующий период - переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Цель - знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).
  • 3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя - третий этап организации занятий по изобразительной деятельности.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:

  • - воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
  • - учить указывать на называемый воспитателем признак;
  • - учить называть предметы и их изображения;
  • - формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • - учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
  • - формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
  • - развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.