Осенняя тема в детском саду. Материалы на осеннюю тему для дошкольников. Осень. Материалы на осеннюю тему для дошкольников - Конспект проведения прогулки «Золотая осень» в старшей группе

Теоретический материал к занятию по разделу "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Начало осени. Признаки осени." (Старшая группа)

В данной публикации представлен теоретический материал по лексической теме: "Начало осени. Признаки осени."
В нем систематизирован методический и теоретический материал, который выдает учитель - дефектолог на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Теоретический материал дозирован, апробирован педагогом в практической коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития, в нем раскрыто содержание лексической темы, так же предлагается перечень дидактических игр,словарь по данной теме.
Представленная работа может быть полезной для педагогов коррекционных образовательных учреждений, воспитателей, психологов, родителей.

Тема занятия: "Начало осени. Признаки осени".

Цели занятия:
- Учить детей узнавать, показывать, различать и называть времена года на картинном, демонстрационном материале, опираясь на основные признаки времени года.
- Учить детей узнавать, находить, называть время года - осень.
- Учить детей наблюдать за погодой, видеть природные изменения, называть признаки осени, соотносить с картинным и сюжетным материалом, содержащим отличительные признаки осени.
- Учить детей рассматривать и рассказывать по сюжетным картинкам об изменениях в погоде и природе осенью.
- Закреплять знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе, по гербарию.

Содержание темы:
Закреплять знания детей о временах года, опираясь на основные признаки времени года: зима - мороз, снег, природа «спит»; весна - тепло, солнце, ручьи, природа «просыпается»; лето - жарко, ягоды, все растет, цветет; осень - похолодание, листопад, отлет птиц, природа «засыпает».
Дать первоначальные представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки:уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди.
Рассматривать натуральные осенние листья различных пород деревьев, обращать внимание на их окраску.
Познакомить детей с гербарием, бережному отношению к природе.

Дидактические игры:
«Какое время года?»
«Назови признаки осени»
«Когда это бывает?»
«Узнай по цвету»

Словарная работа:
осень,лето, зима, весна, продолжительность дня, сокращение продолжительности дня, длиннее ночь, похолодание, сумерки,листопад, гербарий, аллея, сквер, тускло светит,оранжевый, светло - зеленый, бардовый, рябиновые, сиреневый.

Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, помогут материалы этого тематического раздела на МААМ. Совершайте с детьми занимательные «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе.

Мы рады предложить Вам множество удачных идей для организации и проведения осенних занятий. Данный раздел включает в себя интересные рассказы коллег о познавательных и творческих мероприятиях с детьми, проведённых как в помещении, так и на свежем воздухе.

Все краски осени – для Вас и Ваших детей!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Осенние листья, листопад, деревья. Конспекты занятий, НОД
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 4466 .
Все разделы | Осень. Конспекты занятий, НОД на осеннюю тему

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» во второй группе раннего развития «Чтение стихотворения об осени» Цель : Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. Задачи : - Развивать речь, память и внимание детей. - Воспитывать познавательный интерес к природе, учить видеть красоту живой природы, любить ее. - Продолжать обучать...

Цель – обогащение словарного запаса и представление детей об осени и сезонных изменениях в природе. Психолого-педагогические задачи : Образовательные : - закреплять название осенних месяцев , осенних периодах ; - обобщать представления детей об осени как о времени года , перелетных...

Осень. Конспекты занятий, НОД на осеннюю тему - Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Что нам Осень подарила» во второй младшей группе

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Что нам Осень...» Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе Образовательная область "Речевое развитие" с использованием игровых технологий Тема: «Что нам Осень подарила» Выполнил: воспитатель Трегубова Е.А Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект ООД для детей 6–7 лет «Золотая осень» Направление: художественно-эстетическое развитие Тема: Золотая осень Цель: Познакомить с картиной И.Левитана «Золотая осень». Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Задачи: Образовательные: Подвести детей к пониманию, что через средства...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осень золотая» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осень золотая» Задачи: 1.Обобщить представления детей об осени, как времени года, её признаках. 2.Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных. 3.Закрепить представления детей о связи живой и...


Конспект открытой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: 1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку...

Осень. Конспекты занятий, НОД на осеннюю тему - Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе к школе «Уж небо осенью дышало…»

Цель: создать осенний пейзаж, используя художественные средства выразительности Задачи: Совершенствование навыков размещения на листе бумаге деревьев различных пород и размеров Развитие чувства композиции световосприятия и цвета. Развитие связной речи. Воспитание у детей...

Специально для малышей дошкольного и младшего школьного возраста я подобрала занятия на тему осень. Их можно использовать как в детском саду, так и дома.

Все осенние игры можно разбить на несколько частей:

  • Рассказ об осени (используя карточки составляем рассказ об осени вместе с малышом или самостоятельно),
  • упражнения на логику
  • упражнения на развитие внимания
  • упражнения на сортировку объектов
  • игры с цветами
  • пазлы на тему осень
  • математические осенние игры.

Рассказ на тему осени: используя тематические карточки об осени составьте рассказ вместе с Вашим ребенком.

Тематические карточки

Скачать карточки на тему осень можно здесь — нажимайте на картинки ниже и распечатывайте:


Если Вы занимаетесь по методу Домана, то их можно разрезать на отдельные слова и отдельные картинки об осени и соединять, когда ребенок выучит слова.

Картинки и задания

второй вариант — рассказ об осени с рисованными картинками — чтобы бесплатно скачать картинки на тему осень нажимайте на них:

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук на тему осени — нужно обвести пунктирную линию от метлы до листиков:

Осенние игры — здесь нужно рассортировать на два столбика — в один яблоки, а в другой листья:

Здесь нужно найти тень предмета и соединить карточки с друг другом:

Учимся сортировать листья на большие, средние и маленькие:

Пазл с чучелом — разрежьте на части и соединяйте вместе с ребенком:

Пазл с белочкой более сложная логическая осенняя игра:

Осенняя раскраска — здесь нужно обвести по точкам с цифрами желудь, а потом раскрасить его:

Дидактический материал для закрепления по лексической теме: "Осень".

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель: Обобщение знаний обучающихся о времени года – осени.
Задачи: Развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Воспитывать любознательность.
Описание:
Известно, что хорошее владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности человека. Более приятное впечатление на окружающих производит тот, кто является интересным собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли.
Хорошее владение родным языком, речью – это искусство, которому надо учиться.
Для чего необходимо развивать устную речь?
- Уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях
- Выражать свои мысли и чувства
- Говорить красиво, правильно и приятно для слушателей.
Речь служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться речью.
Каждый ребенок испытывает потребность в общении. Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность на основе этого анализа. И, конечно, детям хочется, чтобы их понимали. Дети часто испытывают затруднения при описании людей, предметов, явлений. Даже, несмотря на достаточный словарный запас, большинство детей не умеют правильно говорить, им трудно формулировать свои мысли, они не могут полноценно участвовать в беседе, вести диалог.
Формирование связной речи является главной задачей речевого воспитания. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Предлагаемые задания направлены на закрепление материала по лексической теме: «Осень». Это своеобразное домашнее задание, которое интересно выполнять с детьми после логопедического занятия дома, на прогулке.
Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы, родителям, логопедам.

Задание:

«Читай, добавляй, предложения составляй».



Задание:

«Расположи слова по порядку, составь правильное предложение».

Сапоги, резиновые сапоги, обувь. (Резиновые сапоги – это обувь)


Задание:

"Любимые стихи"

Послушай стихотворение. Найди предложения. Прочитай выразительно.
Чтобы дать детям почувствовать красоту поэтического слова, взрослый сам должен чувствовать её и уметь передать в своём исполнении. Нельзя читать произведение монотонно, невыразительно.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!..
(А. Н. Майков)


Задание:
Прочитай стихотворение. Придумай название.



Задание:

«Уточним признаки»

Расскажи, что характерно для каждого осеннего месяца? Чем отличается осень от лета?


Согласование прилагательного с существительными:
Задание: Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, день, погода, деревья, трава, животные, птицы, насекомые.



Задание:
Подобрать антонимы к словам: тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, сухой – мокрый, длинный – короткий.

Задание:

«Проговори скороговорку».

Сначала проговори скороговорку вслух медленно два раза. Теперь про себя несколько раз – вначале медленно, потом всё быстрее. Научись быстро произносить скороговорки вслух.

«Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница!»


Задание:

«Учимся отвечать на вопросы»

В зависимости от того, какую задачу вы ставите перед ребенком, такой и требуйте ответ: полный или краткий. После прочтения текста ответы могут быть полные содержательные. Вопрос должен быть построен грамотно, четко, чтобы ребенок не отвлекался на посторонние детали.
Послушай рассказ. Расскажи, о каком времени года идет речь?
Рассмотри картинки, какая из них соответствует рассказу?
Важно, чтобы текст, читаемый взрослым, был образцом правильного литературного построения предложения, был ярким, выразительным. Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и и послезавтра. А потом кончатся кораблики. И пруд замёрзнет.
(Д. Н. Кайгородов)
Расскажи, что за кораблики плавают на пруду. В какое время года бывают такие кораблики?
Раскрась эту картинку, составь по ней рассказ.




Поделитесь своими впечатлениями об осени. Спросите, а как вы относитесь к осени? Рассказ начните с таких слов:
Я люблю осень потому что…
Мне не нравится осень, потому что…



Составь по плану рассказ: "День знаний!"


Задание: «Что нам осень подарила».
Слова – помощники: сад, фрукты, овощи, огород, уборка, урожай, грибы, корзины, лес, собирать, созрели, заготавливать.



Игра: «Что растет в огороде?»
Вспомни, что растет в огороде. А что растет в саду? Посмотри на рисунки, сначала назови все овощи, потом все ягоды и наконец все фрукты.
Ответь на вопросы и объясни, почему на один и тот- же вопрос можно дать несколько правильных ответов.



Игра: «Я готовлю сам»
Покажи и назови овощи, из которых варят суп борщ, и фрукты для компота.
Мы сварим борщ из…
Мы сварим компот из…



Игра: «Я придумываю цвет»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
Игра: «Какие бывают соки»
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …