Как общаться с глухонемыми детьми. «я когда-то пообещала себе, что научу своего слабослышащего сына говорить, отдам его в обычную школу и расскажу о наших успехах журналистам. Как же бороться с глухонемотой

«Как вы научили читать Гришу?» - спросила меня после занятия дефектолог, которая занимается с моим слабослышащим сыном. Педагог молодой и ей интересно все. Я знаю, что это не риторический вопрос. Гриша непоседлив, часто отвлекается, быстро устает. Врачи ставят ему диагноз СДВГ – гиперактивность. Занятия приходиться строить циклично, позанимались 20 минут, 5 минут перерыв, затем снова продолжать учебу. Именно поэтому он занимается по индивидуальной программе, а не в классе. Услышав ее вопрос, я задумываюсь. Часто наблюдала в окружении, что дети не хотят читать. Родители жалуются, мол, только компьютер им интересен. Поделюсь своими открытиями на тему обучения чтению.

1. Создавайте сказочную атмосферу. Чтение - это не повинность, не наказание, не приказ «Я сказала, читать!» Чтение - это открытие, это совместное путешествие, это новые ресурсы. Как только родители начинают принуждать, заставлять ребенка читать в качестве наказания, всё - вы отбиваете охоту к процессу познания.
Что делать, если ошибку осознали? Исправлять. Причем исправлять вместе. Важно найти тему, которая интересна ребенку. И вместе сходить в библиотеку или в книжный магазин и найти книги на любимую тему.

Сыну нравятся роботы и Губка Боб. Иду на компромисс. Я не сторонница этих персонажей, но разрешаю взять журналы в библиотеке. А сама выбираю книги, которые могут быть ему интересны. Дома читаю ему вслух. Потом меняемся ролями. Говорю, что устала и хочу, чтобы сын почитал мне. Гришка читает.
Старалась в первые моменты меньше его поправлять, чтобы не отбить охоту читать вслух. Не придираюсь к произношению. Но обращаю внимание на интонацию и точки в конце предложений, вопросительные и восклицательные знаки.

Раньше выбирала книги с яркими картинками, сюжетными изображениями и хорошим большим шрифтом. Скажу честно, приходилось изрядно пересматривать детские книги. Отбирала лучшие.

2. Определитесь с методикой. Сурдопедагог использовала методику глобального чтения. Но я видела, что Гришка ее не воспринимает. Он часто отвлекался, не запоминал целое слово. Мне пришлось идти в Интернет. И я нашла информацию о методике Никитиных. Вскоре заказала в интернет-магазине комплект из кубиков и таблиц, и начались наши дни осваивания чтения. Благо в этом процессе принимала активное участие моя мама. За что ей огромное спасибо! Гришка быстро освоил новую методику. Правда, вначале он раздельно произносил буквы в слоге. Пришлось пойти на хитрость - нарисовала две буквы, которые держатся за руки, и произнесла «СА». Комментировала так: «Сначала буквы идут друг к другу в гости, знакомятся, а потом они дружат, поэтому говорим не «С», «А», а «СА».

Когда начинать читать? Признаюсь, я не фанатка раннего развития. Гришка начал самостоятельно читать в 6 лет. До этого знал отдельные буквы, но я его не терроризировала чтением, не гналась за стандартами. И читал адаптивные самодельные книжечки. Мы могли лепить, клеить, резать, рисовать, мастерить, использовать различные самоделки. Кто-то уже начинает читать чуть ли не с 4. Но я не сравнивала уровень Гриши с соседскими детьми.

3. Выбирайте тексты по уровню владения лексикой. У нас был период, когда я не могла найти сыну книги по его уровню знания слов. Он мало знал. Поэтому первые книги были адаптивными. Я брала тетради, наклеивала сюжетные картинки из детской книжки (самой простой на 4-6 стр.). А внизу писала предложения из 3-5 слов из Гришиного словаря + парочку-тройку новых.

5. Запишите ребенка в библиотеку, и покупайте книги вместе. Я очень люблю книжные магазины. Могу оставить там всю наличку, которая есть в кармане. Мы часто покупаем книги вместе. Гришка любопытный покупатель, задает множество вопросов.
Когда я впервые привела сына в библиотеку, он побежал к стеллажам с криком: «Мама, смотри, это потрясающе!» Библиотекари были в восторге от его реакций на книги, он мог сесть прямо между стеллажами и сразу читать.

6. Читайте сами. Дети воспринимают не то, что мы говорим, а то, что делаем. Если мы будем просить их читать, а сами не держали книгу в руках уже много лет, откуда у детей появится желание? Сын мог поинтересоваться, увидев меня с книгой, про что я читаю. Всегда отвечала на его вопрос.

7. Интересуйтесь книгами современных детских авторов . Когда-то мне попалась книга одного автора (Олесь Ильченко), в ней подача как раз для слабослышащих детей: большие сюжетные картинки и внизу текст на 2-3 предложения. Позже я познакомилась с ним через фейсбук и поблагодарила его за интересные истории и оформление, которое так подошло моему слабослышащем сыну. Автор признался мне, что он тоже слабослышащий, носит слуховой аппарат на одном ухе и пожелал Гришке творческой реализации. Я была потрясена еще одним примером, что слабослышащий человек может добиться успеха. Очередной стереотип был стерт в моем воображении.

Если у вас есть полезный опыт по обучению чтению или открытия по этой теме, делитесь информацией в комментариях!
И пусть для вашего ребенка чтение не будет мучением!

До 4 лет у ребенка должна быть сформированная, грамотно оформленная речь. Если Ваш ребенок отстает в речевом развитии, советуем обратиться к специалистам, в первую очередь к сурдологам. .Т.к погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. Этот «небольшой дефект» называется – тугоухость (незначительное снижение остроты слуха). Это вовсе не означает, что ребенок глухой, он понимает обращенную речь, реагирует на звуки, выполняет задания, говорит, хотя и нечетко.

Это нарушение слуха можно сравнить с плохим телевизором, - вижу и слышу, но нечетко, а кое-что вообще не могу понять. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "табака" вместо "собака", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Также страдания ребенка усилятся, когда он пойдет в школу. Грамотой он будет овладевать с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "самолет", а он знает слово "тамолет". Но и это еще не все. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем снижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "я кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости, ведь как ребенок произносит слово, так он его и напишет. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя диагностированы.

Характерные дефекты речи у слабослышащих детей:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что для овладения речью, правильности произношения слов решающее значение имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух снижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, в третьих(если говорящий человек и ребенок находятся рядом)может слышать их правильно- но все равно они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг";
3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: молоток - потолок - порошок - петушок;
4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания.
5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".
6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".
7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").
Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует - имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Итак, будьте внимательны к ребенку!

Если у него поздно развивается речь, есть вышеперечисленные проблемы в речи или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы диагностики, лечения, обучения.

Люди с нарушениями слуха и речи - полноценные члены нашего общества. Они живут рядом с нами, но многие здоровые люди не понимают их проблем, и сторонятся, поскольку глухонемые не могут полноценно общаться с ними. Ограничения в общении, которые накладывает на него этот недуг, можно существенно уменьшить, обучив такого человека словесной речи. Но как это сделать?! Ведь этот человек ничего не слышит.

Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

Глухота наступает при полном отсутствии слуха или снижения его до уровня, при котором человек перестает воспринимать речь. Нужно выделять понятие абсолютной глухоты, при которой совершенно ничего нельзя услышать. Но, к счастью, абсолютная глухота встречается редко. Большинство глухих людей имеют остатки слуха, позволяющие услышать очень громкие звуки или фрагменты громкой речи, произнесенной прямо над ухом, но отчетливо разобрать собеседника при глухоте не удастся. Глухота возникает в результате радикальных негативных изменений в органах слуха со стойкими необратимыми явлениями, поэтому лечить ее малоэффективно.

В результате глухоты (врожденной или приобретенной в детском возрасте 1 года до 3-х лет) возникает глухонемота, поскольку ребенок не в состоянии овладеть словесной речью путем подражания речи окружающих. Он их просто не слышит! В раннем возрасте распознать глухонемоту довольно трудно, поскольку у маленьких детей еще не четко определена связь между отсутствием речи и нарушением слуха, а у грудных детей глухота вообще остается незамеченной.

Что же говорит статистика о количестве глухонемых в мире? Точными данными статистика в большинстве стран не располагает. Предполагается, что их количество достигает порядка двух миллионов человек. Проблема в том, что подсчет во многих странах ведется не врачами соответствующего профиля, а людьми, к медицине не имеющими никакого отношения. А страны Африки, Азии и Южной Америки в этом плане сплошное «белое пятно». Кроме того, грудные дети и маленькие дети, еще не начавшие говорить тоже не попадают в эту статистику.

Любопытно, что частота случаев глухонемоты зависит от географического положения страны. Чем более гористая местность, тем больше в ней рождается глухонемых, и наоборот, если страна расположена в низинах, глухонемых в ней значительно меньше. Например, в горной Швейцарии, количество глухонемых в некоторых кантонах достигает 441 человек на 100 тыс. населения, а в Голландии, расположенной на равнине, всего 34 человека на 100 тыс.

Важно заметить, что глухота не передается по наследству. Практически у всех глухонемых родителей рождаются нормально слышащие дети.

Как же бороться с глухонемотой?

Излечить патологическое поражение слуха чрезвычайно сложно. Этим занимаются врачи-отоларингологи. Иногда удается улучшить слух применением медикаментов: стрихнина, никотиновой кислоты, АТФ и прочих. Если глухота возникла от поражения звукопроводящих путей, врачи применяют слухоулучшающие операции.

Если восстановить слух все равно не удается, глухонемых обучают по специальной методике. Она включает в себя овладение речью, в том числе, и в звуковой форме. В основе обучения лежат чтение с губ и дактилология - всем известная «пальцевая азбука». Вспомогательными средствами являются тактильно-вибрационные ощущения обучаемого и его остатки слуха, если таковые имеются.

Существуют целые сети яслей, детских садиков, школ-интернатов, где глухонемым детям дают общее образование и профессиональную подготовку по специальностям, которыми глухонемые люди могут полноценно заниматься. В специализированных детских садах глухонемым детям дают подготовку, благодаря которой некоторые из них способны заниматься в обычной школе наравне с нормально слышащими детьми.

Обязательное обучение глухонемых введено в республиках бывшего СССР, США, странах Евросоюза и некоторых других. Однако в большинстве стран мира, к сожалению, такое обучение обязательным не является.

Какие современные методы применяются для обучения глухонемых?

В настоящее время существует три метода:

1. Французский - основанный на жестикуляции. Он используется для выражения глухонемым отдельных букв или цифр при помощи смены положения пальцев одной или обеих рук. Практически для каждого языка разработана своя мимическая азбука. Глухонемые настолько овладевают искусством беседы пальцами, что могут устраивать сложные спектакли, понятные любому глухонемому зрителю.

2. Немецкий - в основе которого лежит обучение глухонемого устной речи. Более сложный, но, несомненно, более прогрессивный, в сравнении с французским. Здесь ставится задача обучить глухонемого не только членораздельно говорить, но и уметь читать по губам собеседника («слышать глазами»).

3. Смешанный - когда в обучении применяются сразу оба метода одновременно. Но такой метод дает двойную нагрузку на учителя и осложняет восприятие обучаемого.

Абсолютное большинство глухонемых в настоящее время обучаются по немецкому методу, поскольку человек, обученный только языку жестов, «выпадает» из общества нормально слышащих, которые не в состоянии понять его мимику. Такие глухонемые замыкаются в своем кругу, быстро забывают то, чему учились в школе.

Однако существует и множество противников немецкого метода. Во-первых, для обучения по этому методу человека со средними способностями требуется очень много времени. Во-вторых, для того, чтобы «слышать глазами», лицо собеседника должно быть постоянно хорошо освещено и рот не заслонен от глухонемого человека, а это не всегда достижимо. Кроме того, в устной речи нужно постоянно практиковаться, иначе навыки — быстро теряются, в то время, как язык жестов менее сложен для глухонемого и предъявляет значительно более мягкие требования для глухонемых собеседников во время общения.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д. Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц) , затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г) . После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Вот какой титанический труд приходится проделать как учителю, так и каждому его глухонемому ученику, прежде чем он произнесет хотя бы одно членораздельное слово!

Почему ребенок начинает поздно говорить? Как научить его правильно выговаривать звуки? Что делать, если у малыша проблемы со слухом?

Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказала логопед Фарида Булатова, посвятившая своей профессии тридцать шесть лет.

Как вы пришли в профессию?

Фарида Булатова: Бог привел. Рядом с моим домом находилась школа-интернат для детей с нарушениями слуха. И я с ними с детства общалась, каталась на их катке. А ведь в советское время такие дети воспринимались как-то странно. Считалось, что у нас в стране нет больных, неразвитых. Не принято было об этом говорить. Потом так получилось, что у меня самой какое-то время были проблемы со слухом.

А когда я повзрослела, то решила поступать в Московский государственный педагогический институт имени Ленина на дефектологический факультет. Тогда в СССР было только три вуза, где можно было получить эту специальность: в Москве, Ленинграде и Киеве.

Я окончила институт, и с тех пор в профессии. Много лет учила неслышащих ребят, затем работала в школе для детей с недоразвитием речи. Также мне довелось руководить Республиканской медико-педагогической консультацией.

И по своему опыту могу сказать, что сейчас все больше детей рождается с различными нарушениями, причем не только речи. Конечно, им нужна постоянная помощь, так что, к сожалению, без работы мы не останемся.

А с чем связана такая тенденция?

Фарида Булатова: Прозвучит тривиально, но в первую очередь с плохой экологией. Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад опубликовала данные, согласно которым из 10 молодых женщин только восемь могут нормально выносить и родить ребенка. А сейчас их стало еще меньше. И в основном это женщины, живущие в больших мегаполисах. Сегодня сплошь и рядом молодые и, казалось бы, здоровые женщины вынуждены лежать на сохранении с начальных сроков. Приходится выстрадать беременность. И все это сказывается на общем здоровье детей, в том числе и на их речи. Большой процент нарушений дает недоношенность. Конечно же, влияет на это и алкоголизация населения.

Во сколько лет ребенок должен заговорить? Есть ли строгая возрастная планка?

Фарида Булатова: Естественно, эта граница у всех разная. И не надо здесь ориентироваться только на речь. Если ребенок понимает окружающих, выполняет то, о чем его просят родители, эмоционально живой и у него нет перепадов настроения, то все в порядке. А заговорить он может и к трем годам.

Но если к этому возрасту ребенок не понимает обращенной к нему речи и может подолгу безучастно сидеть, то тут, конечно, надо бить тревогу. Необходимо проверить слух ребенка и вести его к специалисту.

Мой сын начал говорить "папа" раньше, чем "мама". Этим он, конечно, тешил отцовское самолюбие. А когда наконец стал произносить "мама", то это слово как бы вытеснило предыдущее. Теперь мамой он называет и жену, и меня. Неужели у ребенка в памяти не могут уместиться два этих слова?

Фарида Булатова: Это нормально. Потому что некоторые дети вообще говорят "маба" или "пама". Он слышит, понимает, но его губы еще не настолько ему послушны. Сочетание "ма" легче, чем "па". Не надо на это обижаться. К тому же дети поначалу не очень хорошо различают фонемы, они их часто путают. Ребенку-то кажется, что он говорит одно, а получается другое.

Когда ребенок должен складывать слова в предложения?

Фарида Булатова: К двум годам. Раньше считалось, что к этому возрасту у детей речь только формируется. Сейчас у специалистов другое мнение: сначала ребенок все впитывает как губка, а потом уже выдает. Бывает так, что какая-то ситуация вынуждает его заговорить.

А к какому возрасту он должен научиться выговаривать звуки?

Фарида Булатова: Обычно, говорят логопеды, к пяти годам. Но я считаю, что надо начинать с четырех лет. Особенно если вы чувствуете, что ребенок не может произнести много звуков.

А уж если к пяти годам не сформировалась правильная речь, надо обязательно идти к специалисту. И до шести лет успеть поставить звуки. Иначе ребенок будет не готов к школе. А там возникнут проблемы с письмом и чтением. Есть такие дети, которые не могут писать диктантов, путают звуки: звонкие и глухие, согласные и гласные. Это как раз тот случай, когда недоработали в детстве.

Как могут родители помочь детям в этом сложном деле?

Фарида Булатова: Во-первых, никогда не надо сюсюкать с детьми. Говорите правильно - у них должен быть хороший пример в лице родителей. И даже если ребенок что-то забавно произносит и нас это очень веселит, мы не должны идти у него на поводу и имитировать неправильную речь.

Также очень важно учить маленьких детей работать ручками. Чем лучше ребенок владеет руками, тем лучше он говорит. Ему надо обязательно давать самому обуваться и одеваться. Хорошо бы лет с пяти научить его завязывать шнурки. А маленьких детей учите нанизывать на веревочку сушки или бусы. Очень полезно лепить из пластилина. Но, если вы боитесь, что ребенок испачкается, сделайте ему соленое тесто. И пока лепите, разговаривайте с детьми, обогащайте их представления о жизни.

Как известно, дефекты речи зачастую бывают связаны с короткой уздечкой языка. И специалисты в таком случае рекомендуют ее подрезать. Можно ли обойтись без этой операции?

Фарида Булатова: Если с раннего возраста видно, что уздечка у ребенка короткая, то лучше ее подрезать. Определить это можно легко, на глаз. Когда малыш пытается высунуть язык, эта самая пресловутая уздечка не дает ему это сделать полностью. В результате язык как бы раздваивается и по форме напоминает лепесток. В таком случае младенца лучше прооперировать. В этом возрасте все быстрее заживает и забывается, а главное поможет нормальному развитию речи. Хотя у меня были случаи, когда я ставила звук "р" детям и с короткой уздечкой. Но это возможно, только если ребенок очень сильно хочет избавиться от дефекта и поэтому старается на занятиях.

Мы разобрались со стандартными случаями. А что делать, если у ребенка нарушения слуха? Всегда ли можно выявить это в раннем возрасте?

Фарида Булатова: К сожалению, диагностировать это сложно. Поэтому всегда надо вслушиваться, всматриваться в своего ребенка. В Детской республиканской больнице есть сурдоцентр, где можно обследоваться.

Предположим, родители узнали, что у ребенка проблемы со слухом. У них, конечно, сильнейший стресс. Что им делать, как себя вести?

Фарида Булатова: Да, смириться с этим, осознать, что твой ребенок не такой, как все, очень тяжело. Тут надо взять себя в руки и думать о его будущем. Кто в таких случаях поможет ребенку, если не родители?

Тем более что медицина на месте не стоит. Сейчас в стране действует бесплатная государственная программа. Если у ребенка нарушения слуха или глухота, в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга им вживляют в ушную улитку чип. С помощью этого аппарата дети начинают слышать. Но на этом нельзя успокаиваться, надо дальше заниматься с ними, и здесь потребуется помощь специалистов. Только с операцией не стоит затягивать, чип вживляют до восьми лет.

Меня всегда удивляло, как можно научить произносить звуки ребенка, который их не слышит? Это же волшебство.

Фарида Булатова: Во-первых, всех детей сейчас обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой. Но она не такая, как очки: надел и сразу видишь. Аппарат очень тонко подбирается. Кто-то не слышит высокие звуки - пение птиц или голос сопрано. А с помощью слухового устройства ребенок различает, длинное слово или короткое, понимает отдельные слоги и слова. На помощь приходит и визуальное восприятие. Например, я написала букву "м", затем произношу ее в ухо. Потом даю своему подопечному потрогать, как у меня вибрируют щеки, когда я произношу этот звук. Но главное, ребенок должен тебе доверять, только тогда он начнет говорить.

А как сами дети воспринимают свою глухоту?

Фарида Булатова: Кто родился неслышащим, тому проще. Он просто не знает другого. И к тому же ребенок учится в специализированной школе с детьми, подобными ему. Он в своей среде.

А вот если у ребенка был слух и он внезапно его потерял, то это, конечно, трагедия. Я сталкивалась с подобными случаями. Однажды к нам в школу попал двенадцатилетний мальчик, который оглох. Он очень страдал и был склонен к суициду. Мы его просто сторожили, чтобы он ничего с собой не сделал.

И когда во время занятий приходилось заставлять его что-то произнести, а у него это не получалось, он кричал в истерике: "Тебе хорошо, ты слышишь! Тебе легко говорить "повтори-повтори", а я не могу!". Конечно, проще всего в таком случае обнять ребенка и плакать вместе с ним. Но нужно брать себя в руки и продолжать работать - слезами горю не поможешь. Жалеть, плакать - это не продуктивный путь. Надо вселять в ребенка уверенность.

Чтобы ребенок быстрее заговорил

Важно, чтобы родители постоянно с ребенком разговаривали и подвигали его к общению. Например, если малыш хочет что-то взять, не надо сразу давать ему это в руки. Подтолкните к тому, чтобы он попросил предмет, назвал его, выразил свое желание. Может быть, поначалу жестом или каким-то звуком.

В народе всегда была хорошая традиция петь колыбельные песни, играть с ребенком в ладушки. Казалось бы, сидит безучастный младенец в коляске, но на самом деле он все слышит и все понимает. И если мама будет к нему обращаться, улыбаться и что-то рассказывать, ребенку поневоле захочется сделать то же самое.

Большая ошибка современных родителей в том, что они загружают ребенка игрушками. Может, это связано с тем, что они пытаются таким образом откупиться от него. Хочется телевизор посмотреть, за компьютером посидеть и в гости сходить. В советское время дети играли палочками, стеклышками, тряпочками. Детскую фантазию надо будить, развивать. Не стоит покупать игрушку, которая сама писает, плачет и разговаривает. Она ничего ребенку не даст. Предложите ему тряпочку, пусть он из нее куклу сделает и сам за нее говорит.

Андрею не было и годика, когда, спасая его от кишечной непроходимости, врачи ввели ему антибиотик. Мальчик выжил, но побочным действием препарата стала глухота...

История с Андреем произошла более двадцати лет назад. Как это ни больно, до сих пор дети часто глохнут от антибиотиков. Несмотря на то, что пагубное для органов слуха действие многих из них известно, антибиотики продолжают назначать при лечении пневмонии, бронхита, кишечных заболеваний. Чаще - в провинции, где у медиков нет выбора лекарств, а порой просто не хватает знаний.

Например, был такой случай. Двухлетнюю Танечку в тяжелейшем состоянии увезла «скорая». Малышка задыхалась, температура до 40 градусов, кашель с кровью...

После того как дочке ввели гентамицин, она стала беспокойной, прятала голову под подушку, - рассказывает мама. - Приехал муж, стал у нее что-то спрашивать. Танюша с удивлением на него глядела и мотала головой... Мы сразу же забили тревогу - ребенок не слышит! Обследовав девочку, врачи объявили, что она оглохла от антибиотиков. Максимум, что можно сделать, - подобрать качественный слуховой аппарат.

Восстановить слух бывает невозможно после вирусных инфекций - гриппа, свинки, коревой краснухи. Но это не значит, что ребенку остается одно - учить язык жестов. Благодаря самоотверженности своих родителей, их преданности Андрей Чернышов, отметивший 20-летие, научился говорить, окончил массовую школу и сейчас работает помощником бухгалтера. Надеемся, что его история обретения речи поможет родителям Танечки и другим, кого постигло это несчастье, не пасть духом и увереннее смотреть в будущее.

Ваш сын - глухой

Андрюша! - несколько раз окликнула 20-летняя мама своего полуторагодовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лена коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» - с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что ее первенец совсем не слышит. Когда Лена позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали: мол, разговорится - мальчики вообще начинают говорить позже.

Лена с мужем все-таки решили показать Андрюшу специалистам. Результаты аудиометрического обследования были удручающими: малыш не слышал. Оперировать бесполезно, а без слухового аппарата он мог слышать только крик у самого уха. «Чем болел? Нет ли наследственности? Не кололи ли ему антибиотики?» - спросили врачи. Лена вспомнила, что, спасая Андрюшу от заворота кишок, ему ввели антибиотик. Тогда она узнала, что около 40% детей, потерявших слух, оглохли от антибиотиков...

Было так тяжело, что думала, не выйду из больницы, - продолжает Елена Ивановна, теперь уже сурдопедагог НИИ отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко. - Спрашиваю: куда же мне с ним теперь? «Успокоили»: «Да что вы плачете, расстраиваетесь - у нас много специальных учебных заведений, где глухие живут и учатся. У них там свой мир, своя среда...»

«Свой мир...» От этих слов стало еще больнее. Казалось, какая-то невидимая сила хочет отнять у нее ребенка. «Как же мы можем отдать его в интернат, оторвать от семьи?» - Лена и муж Константин были в отчаянии.

Андрюшин папа - человек военный, мужественный и всегда сдержанный, - продолжает Елена Ивановна. - Я плакала, а он переживал все молча, но когда вернулись домой - и он не выдержал: лег и заплакал. Мысль о том, что сын никогда не услышит голосов своих близких, была нестерпимой. Собравшись с силами, через три дня я пошла в Институт отоларингологии к сурдопедагогу Любови Сидоренко. Она работала в этом же кабинете, где мы с вами разговариваем (не предполагала тогда, что со временем я, инженер-экономист, окончу дефектологический факультет, и сама буду принимать здесь больных!). Ее обнадеживающие слова запомнила на всю жизнь: «Андрюше нужно учиться говорить. И ни в какой интернат его отдавать не придется - будет учиться в обычной массовой школе». Мне трудно было поверить, что можно разговаривать, не слыша своего голоса. «Поезжай в Москву - сама во всем убедишься», - настаивала Любовь Александровна.

Первые слова

В Москве меня приняла семья, в которой росла глухая девочка. Она разговаривала! Конечно, ее речь отличалась монотонностью, но понять ее можно было без труда. Это было чудом. Посмотрела ее аудиограмму - все, как у Андрюши!

Глухие дети лепечут так же, как и слышащие, - говорит Елена Ивановна. - Но у слышащих лепет «ма-ма-ма-ма», «па-па-па» постепенно трансформируется в «мама» и «папа». У глухих же лепетная речь не развивается.

С лепета и начали обучение. Елена Ивановна брала в руки микрофон, Андрюше надевали наушники и учили следить за губами говорящего. Он говорил «ма-ма-ма» - его останавливали: вот «мама»! И одновременно показывали, как это слово пишется, рисовали картинку или показывали фотографию. Учили, какая разница между звучанием «мма-ма», когда вибрирует щека, и «ппа-па», когда идет толчок воздуха. Каждое слово нужно было выстрадать. Но когда оно получалось - это был праздник. Количество слов и словосочетаний с каждым днем увеличивалось. «Молоко», «поезд», «свет», «открыть дверь» - учила мама, а Андрюша повторял их снова и снова до тех пор, пока не мог их произнести.

Такой, как все

Усилия семьи Чернышовых, потраченные на то, чтобы научить сына говорить, были вознаграждены. 1 сентября с букетом цветов Андрюша пошел в ту же школу, которую в свое время окончила его мама.

Учительницу для него мне позволили выбрать самой. Наталья Прокофьевна была еще моложе, чем я. Она показалась мне добрым человеком - и я не ошиблась.

Андрюшу посадили за первую парту рядом с девочкой. Наталья Прокофьевна объяснила детям, что слуховой аппарат поможет их однокласснику четче слышать контур слова и понимать речь по губам.

Первые дни я буквально дежурила под дверями класса, даже заглядывала в щелочку - как он там, ведь он же не слышит! - признается Елена Ивановна. - И хотя сын был хорошо подготовлен к школе, ужасно волновалась.

«Елена Ивановна, а ваш Андрюша - вон там!» Дети в школе встречали ее приветливо, и у мамы светлело на душе. Когда семье Чернышовых пришлось переехать в другой район, школу менять не стали, хотя добираться было далековато.

Учеба давалась Андрею нелегко, особенно в старших классах, когда появилось много дисциплин. Но поддержка родителей, учителей и школьных товарищей помогла преодолевать трудности. И как было не поддержать открытого, улыбчивого, с мягкими манерами парня, который не покорился судьбе и которого не сломали трудности?..

После школы я поступил в промышленно-экономический колледж, а в этом году окончил его, - рассказывал за чашкой кофе Андрей.

Теперь работаю помощником бухгалтера в одной фирме.

Когда я сказала сотрудникам фирмы, что Андрей не слышит, они поначалу растерялись. Но, познакомившись с ним, сказали: не волнуйтесь, премудрости бухгалтерии он освоит, - вспоминает мама. - Я считаю это большой удачей, ведь сейчас устроиться на работу трудно даже слышащему человеку.

А что делаешь в свободное время? - интересуюсь у Андрея.

Гуляю с собакой, читаю, встречаюсь с друзьями.

А летом?

Нравится путешествовать, купаться в море. В этом году с компанией отдыхал в Одессе...

На прощание Елена Ивановна сказала: «Конечно, сыну намного легче было бы выучить язык жестов, но мы очень хотели, чтобы он был таким же, как все дети. Пришлось запастись терпением, А вообще, это адский труд».


Говорящий глухой - подвиг родителей

Будущее глухого ребенка - это процентов на девяносто труд мамы и папы, - говорит председатель Киевской ассоциации родителей и детей-инвалидов с нарушением слуха Елизавета Пушкарская. - И от того, какими они окажутся педагогами, психологами и просто людьми - добрыми или нет - зависит, какая вырастет личность. Это тяжкий труд. Ведь чтобы такого ребенка научить разговаривать, родители должны полностью посвятить себя ему.

К сожалению, не у всех это получается. Мне рассказали о маме с педагогическим образованием, которая не могла справиться с занятиями и помочь своему ребенку. А другая - без образования, зато просто талантливая женщина - успешно сделала это. Проблема многих в том, что все их время уходит на добывание хлеба насущного, и ребенком заниматься некогда.

То, что у слышащих выходит само собой, для глухих зачастую представляет огромные трудности. Например, очень важно развить у этих детей образное мышление и чувство юмора - они воспринимают все очень серьезно. У неговорящих глухих детей сложности с пространственно-временным мышлением - им трудно постичь, что, допустим, Шекспир и Достоевский жили в разное время. Глухим, но с речью, эти вещи понятны. Еще глухие дети чрезвычайно ранимы. Чтобы помочь им обрести уверенность в себе и не обидеть, некоторые мамы проявляют незаурядную изобретательность. Одна из них, например, придумала некую мифическую Марину и на ней расписывала все нехорошие поступки дочери: «Марина шла, развернула конфету, а бумажку бросила под ноги - как это нехорошо!..»

По словам Елизаветы Николаевны, в Киеве около ста реабилитированных детей. У одних уже позади вузы и техникумы. Другим только предстоит пойти в массовую школу, которая даст им возможность больше общаться со слышащими и получить более полное образование - в специальных школах объем знаний иной. Это и более ясная перспектива продолжения учебы. Но для массовой школы ребенок должен быть подготовлен лучше других ровесников - почувствовав, что знает больше слышащих, он сможет быть на уроках активным и успешнее учиться.

О причинах, приводящих к глухоте, рассказала заведующая детским отделением НИИ отоларингологии Лариса Кобзарук:

Глухота может развиваться постепенно, в течение нескольких лет или месяцев, а может наступить внезапно. Поражается либо одно, либо оба уха. Причиной становится вирусная инфекция (от нее слух ребенка может пострадать еще до рождения, если мама болела во время беременности), антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, полимицин, каномицин, мономицин), а также травмы при родах. Иногда глухота бывает наследственной.

От чего зависит эффективность лечения?

От того, как скоро его начали, и от степени поражения слуха. Если к лечению приступили в течение месяца от начала заболевания, то вероятность излечения достигает 90-100%. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не сразу замечают глухоту, а врачи поздно ее диагностируют, особенно у самых маленьких. Родителям следует насторожиться, если ребенку приходится повторять несколько раз одно и то же, если он включает телевизор или радио громче, чем следует, или учится говорить позже и медленнее своих ровесников.

Наталья МАТВЕЕВА