Организация психолого педагогического консультирования. Психолого-педагогическое консультирование в деятельности педагога-психолога. Цели психолого-педагогического консультирования. Консультирование по проблемам семейного воспитания

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;- родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

19. Интервью, как основной метод консультативной психологии
Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования.
Существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы.Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
Пятишаговая модель процесса интервью
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:
раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».
Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.
Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта.
Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).
Втоая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»
Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.
Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »
Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.
Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»
Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.
Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.
Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

Наряду с просвещением (повышением пси­хологической грамотности) усвоение и наращи­вание знаний о психологии семьи может проис­ходить и в процессе психологических консульта­ций. Тем не менее, несмотря на содержательную близость этих способов психологической помо­щи, психолого-педагогическое консультирова­ние имеет свои специфические особенности.

Сущность психолого-педагогического консуль­тирования заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных неблагоприятных психологических, педагогических и иных факторов, затрудняющих функционирование семьи или нормальную адаптацию ее членов, особенно при переходе семьи из одной стадии своего развития в другую.

Основными задачами психолого-педагогического консультирования явля­ются:

· индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к соци­альному работнику семейного профиля с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психолого-педагогических знаний или разре­шения жизненно сложных ситуаций;

· выявление семей с повышенной напряжен­ностью межличностных отношений и проведение с ними консультационной ра­боты;

· оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных от­клонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации;

· обучение обращающихся в консуль­тацию методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния;

· раз­работка системы показателей оценки эффективности психолого-педагогической помощи семье;

· предупреждение вторичных психологических осложнений у лиц с симптомами соматических или нервно-психических заболеваний;

· работа среди молодых и особенно переселившихся семей по проблемам адаптации к новому месту жительства и др.

От обучения консультирование отличается акцентированием внимания на проблеме. В консультировании больше внимания уделяется не столько знания­м, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколь­ко особым взаимоотношениям между социальным работником и клиентом по поиску оптимальных путей их реализации. Такое общение порождает дополни­тельные возможности самостоятельного преодоления клиентом своих психо­лого-педагогических трудностей. В свою очередь, консультирование отличается и от психотерапии отказом от концепции болезни и сосредоточением внимания на ситуации и личностных ресурсах клиента.

Теоретической основой развития этого представления у специалиста являет­ся социальная, клиническая, дифференциальная, педагогическая, возрастная пси­хология, психология личности и тестология, социальная педагогика, педагоги­ческая антропология семьи и т.д. Выбор оснований для конкретной модели кон­сультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией (психо­аналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, ког­нитивной и другими), используемой в практике консультирования семьи.

К основным моделям-парадигмам эффективного консультирования отно­сятся:

1) тренинг жизненных навыков;

2) тренинг человеческих взаимоотно­шений и коммуникативных умений;

3) тренинг в решении проблем и принятии решений;

4) тренинг в поддержании здорового образа жизни («образа мыслей», «образа общения»);

5) ориентация и развитие способностей;

6) помощь в ста­новлении самоидентичности и личностном развитии.

Для организации психолого-педагогического консультирования модели специфицируются и приспосабливаются к соответствующим жизненным ситу­ациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии.

Проблемами, в наибольшей мере влияющими на спецификацию моделей консультирования в последние годы, явились алкоголизм, наркомания, насилие над деть­ми, трудности в воспитании и обучении детей, неуверенность в жизни и другие.

Консультирование различных категорий семей, групп семей охватывает широкий спектр психических состояний семьи, отдельных ее членов, вызванных спецификой условий их жизнедеятельности и проявляющихся в диапазоне от убеждения правильности своей позиции до полной неуверенности в себе, растерянности.

Между родителями и детьми младшего школьного возраста могут возникать следующие варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования.

Вариант 1. Родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится.

Вариант 2. Родители, чей ребенок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.

Вариант 3. Родители, у которых ребенок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.

Рассмотрим последовательно все эти случаи.

Случай 1. В данном конкретном случае - при плохом начале обучения ребенка в школе - необходимо выяснить причину этого. Как правило, причин плохого начала обучения ребенка в школе бывает несколько, и в зависимости от того, каковы они на самом деле, родителям необходимо давать различные практические рекомендации.

Возможными причинами неуспеваемости ребенка в начальных классах могут быть, во-первых, отсутствие у ребенка интереса к учению вообще. Во-вторых, слабое развитие у него основных когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых. В-третьих, недостаточное развитие у ребенка каких-либо важных личностных качеств: деловых, волевых, коммуникативных. В-четвертых, неправильная методика подготовки ребенка к обучению в школе. В-пятых, неверный с психолого-педагогической точки зрения стиль обращения родителей с ребенком.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности, включая ее возможное отрицательное воздействие на процесс учения ребенка.

Начать учиться в школе плохо ребенок может с момента поступления в школу потому, что у него слабо развиты, например, произвольное внимание и произвольная намять, а также словесно-логическое мышление, т.е. как раз те высшие психологические функции, от которых зависит сознательное и полноценное освоение школьной программы.

В этом случае родителям ребенка можно рекомендовать самим или с помощью специалиста-психолога в течение нескольких месяцев дополнительно поработать с ребенком, чтобы развить у него до нужного уровня соответствующие когнитивные функции. Имеется, кстати, богатая психологическая литература на эту тему. Некоторые из полезных первоисточников приведены в конце книги, в списке дополнительной литературы, и их можно рекомендовать заинтересованному читателю.

Если у ребенка отсутствуют волевые, деловые, коммуникативные качества, то он не сможет преодолевать трудности, которые естественно возникают в любом достаточно сложном деле, в том числе и в учении.

В этом случае необходимо будет срочно заняться развитием соответствующих личностных качеств у ребенка, причем лучше всего это делать не в процессе учения, а в каких-нибудь других видах деятельности, также развивающих его личностные качества, но более интересных, привлекательных для ребенка, чем само по себе учение. Это может быть, например, игра или увлекательный труд. Сформировавшись в других видах деятельности, эти качества будут затем перенесены и начнут проявляться в учении.

Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учении в начальных классах школы, может проявляться в том, что уже в дошкольном возрасте родители начинают предъявлять к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям и достигнутому уровню психологического развития. Нередко родители это делают тогда, когда ребенок еще не перестроился и не успел приспособиться к новым, изменившимся условиям его жизни.

В этом случае у ребенка вообще может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение ребенка к учению и далее - к школе в целом. Появившиеся неприятности у ребенка ассоциируются именно с учением, и он всячески будет сопротивляться ему.

Родители, обнаружив отсутствие интереса ребенка к учению, должны больше внимания обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.

Педагогически неправильной считается и прямо противоположная практика обращения родителей с ребенком, когда они в самом начале учебы продолжают обходиться с ним так же, как и до нее, не предъявляя ребенку никаких новых требований. Тогда и сам ребенок может начать рассматривать учение как развлекательную игру и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь, должен идти разговор психолога с родителями ребенка в обсуждаемом случае.

Случай 2. Наиболее распространенной причиной нежелания учиться является информированность у ребенка нужных коммуникативных качеств личности, которые позволяли бы ему устанавливать нормальные взаимоотношения с другими детьми. Чаще всего это случается с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали дошкольных учреждений типа детского сада. Нередко это происходит и с избалованными детьми, которые долгое время находились дома в привилегированном положении: им, например, все прощали и потакали во всем. Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя окружающих детей.

Психолог-консультант мог бы в этом случае, разговаривая с клиентом, во-первых, выяснить, когда, при каких условиях, в какой обстановке у ребенка чаще всего возникают проблемы в общении с другими детьми, и попросить клиента внимательно понаблюдать за своим ребенком в этих условиях. Во-вторых, необходимо определить позицию, которую в конфликтах с другими детьми занимает сам ребенок, и помочь родителям осознать и правильно оценить эту позицию. В-третьих, следует точно установить, как ко всему этому относятся сами родители ребенка, и помочь им осознать это отношение. Наконец, в-четвертых, важно прояснить, как к данному ребенку на самом деле относятся все другие дети, с которыми он общается.

Скорее всего (и далее в этом психологу необходимо будет убедить родителей) более правыми в конфликтах окажутся другие дети, а не их собственный ребенок. Если психологу не удастся убедить в этом родителей, то вряд ли можно будет рассчитывать на существенное изменение в лучшую сторону возникшей ситуации, так как в ней очень многое зависит от правильной позиции родителей ребенка.

С учетом прояснившихся жизненных обстоятельств психолог может давать родителям ребенка конкретные рекомендации о том, как практически изменить его поведение, чтобы отношение к нему других детей улучшилось.

Иной вероятной причиной возникновения подобного конфликта могут стать какие-либо отрицательные черты характера ребенка, неприемлемые в общении с людьми. Тогда необходимо будет принять срочные меры, направленные на то, чтобы перевоспитать ребенка.

Дело также может заключаться в недостатках не самого ребенка, а тех детей, с которыми он общается. Этот случай встречается в жизни сравнительно реже, чем первый, и его можно идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку. Если к нему плохо относятся все без исключения или большинство, то дело, скорее всего, в недостатках психологии или поведения самого ребенка. Если плохо к нему относятся далеко не все дети, а только некоторые из них, то, по-видимому, сам ребенок не песет полной ответственности за плохие взаимоотношения со своими сверстниками.

Наконец, причина плохих взаимоотношений детей может быть не в них самих, а в поведении взрослых людей - родителей или учителей, которые своими непродуманными действиями препятствуют установлению между детьми нормальных взаимоотношений. Это может происходить, например, тогда, когда взрослые люди необоснованно выделяют и наказывают одних детей, в то же самое время не замечая и прощая другим детям аналогичные или даже более серьезные проступки. К примеру, это может происходить тогда, когда учителя ставят одним детям завышенные, а другим заниженные оценки.

В жизни эти причины могут действовать вместе, и задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы выявить их и дать клиенту рекомендации по их устранению.

Случай 3. Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по причинам, указанным в предыдущем пункте, а также из-за того, что данный ребенок нестандартен, не вполне соответствует общим, привычным требованиям, предъявляемым к детям в школе. Вследствие этого он может претендовать на повышенное внимание к себе и своим нестандартным поведением доставлять немало дополнительных трудностей учителям.

Так называемыми нестандартными могут быть самые разные дети: и нормально развивающиеся, и одаренные, и отстающие от других детей в своем развитии. Но чаще всего нестандартными все же являются одаренные и отстающие дети.

Нестандартность ребенка может, в частности, проявляться в особенностях его деятельности (например, работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (ребенок может мыслить, воспринимать, запоминать и воспроизводить материал не так, как это делают другие дети), в наличии у ребенка особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, и, наконец, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми: учителями, родителями, сверстниками.

Нестандартный ребенок - это вовсе не обязательно такой, отклонение которого от нормы должно рассматриваться как аномалия, т.е. как отрицательное явление. Но, вместе с тем, нестандартный ребенок - это всегда ребенок, требующий к себе особого внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Нестандартный ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с другими детьми. Далеко не всем учителям по душе иметь дело с нестандартными детьми, так как из-за необычности ребенка общение с ним порождает дополнительные проблемы.

То, что нестандартность ребенка - это далеко не всегда отрицательное качество для его развития, психолог должен будет, в первую очередь, разъяснить родителям, обратившимся в консультацию. Затем необходимо будет провести разностороннее психологическое обследование ребенка для того, чтобы выяснить, в чем же на самом деле состоит его нестандартность, что в этой нестандартности положительное и что отрицательное, что необходимо сохранить и от чего желательно избавиться.

Как правило, при обследовании обнаруживается, что далеко не все в ребенке, вызывающее тревогу родителей или учителей, следует изменять. Нередко, например, ошибающимся в ценностной оценке нестандартности ребенка является учитель, который жалуется психологу на чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка. Это-то как раз часто оказывается достоинством ребенка, способствующим его психологическому развитию, если данный ребенок во всем другом не уступает иным детям. В этом случае лучше менять позицию учителя, а не психологию ребенка.

Консультация психологическая помощь в психологической проблеме человека.

Психологическая консультация бывает:

По темам обращения (интимно-личностное консультирование, конфиденциальность).

Семейное консультирование (проблемы, связанные с семьей).

Психолого-педагогическое консультирование (проблемы обучения, воспитания, образования).

Также различают деловое и организационное консультирование.

В психолого-педагогическом консультировании важно понимать, чью проблему мы решаем (ученика, учителя или родителей). Чаще всего, важно понять проблему плохого обучения. Основные причины плохого обучения:

- Учебная мотивация.

Обычно учебная мотивация существует на момент поступления в школу. Но чаще всего, неоправданные ожидания ребенка постепенно уменьшают мотивацию. Чтобы она не угасала, важно чтобы была возможность общения со сверстниками, учителем. Нужны необычные формы занятий, включенность учителя. Важно рассказывать детям область применения знаний. Нужно отмечать чему научились и как расширили возможности. Также важно донести до ученика, что образование дает социальный уровень и место в обществе.

- Способности.

Вторая проблема плохого обучения. Бывает на вербальном, невербальном и словесном уровне. Часто дело не в интеллектуальном отставании, нужно обязательно проходить тестирование. Это оценивает специалист, а не психолог и педагог.

В противном случае, нужна коррекционная школа, где специальное обучение по индивидуальным методикам. Здесь поле консультирования связано с индивидуальными способностями ребенка.

- Когнитивные стили.

Когнитивные стили или стили познания. Они индивидуальны, вырабатывающиеся стихийно. Часто им способствует стиль учителя, или смена учителя с разными стилями и учитель не видит своего влияния, либо не принимает другие стили. Важно давать информацию детям в разных стилях.

Импульсивность – рефлекторность (импульсивность быстро выдвигает гипотезу, рефлекторный долго думает и проверяет)

Аналитический (последовательно от отдельных частей к целому)

Синтетический (наоборот)

Словесно логический (формулировки)

Образный (мышление, представление)

- Консультирование по проблемам семейного воспитания

- Консультирование по проблемам воспитания в образовании (стили отношений ученика и учителя, самый эффективный демократический стиль)

- Межличностный конфликт

Формула 4С+Ф. Важный вопрос, что вы можете изменить в этой ситуации? Отношение к ситуации, отношение к человеку, изменить себя, найти выход, проанализировать тип конфликта. Конфликт важно перевести в конструктивную форму и улучшить взаимоотношения между людьми.



- Внутренний конфликт.

Внутренний конфликт с собой. Не согласованность с собой. Существуют конструктивные и неконструктивные выходы из внутренних конфликтов.

Схема принятия решений (6 ролей внутреннего голоса). Жертва ситуации, Роль наблюдателя, Защитник, Совесть, Творческое начало, Эксперт.

Цели психолого-педагогического консультирования:

·​ Эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента (клиент является заказчиком психологической поддержки)

·​ Расширение сознания и повышение психологической компетентности. То есть важно увидеть более широко свою проблему и повысить самосознание.

·​ Изменение отношения клиента к проблеме. В ходе обсуждаются различные варианты.

·​ Повышение стрессовой и кризисной толерантности. Помочь не переживать так остро и помочь выйти из кризиса человеку. Работа с собственными эмоциями.

·​ Развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения (принятие своих и чужих мировоззрений, это помогает нам сосуществовать с близкими людьми).

·​ Повышение ответственности и выработки у клиента готовности к творческому освоению (жизни) мира.

Важно! Мы не можем сделать что-то за человека и давать ему советы, мы работаем вместе и человек сам принимает решение к действию.

2. Межличностные отношения: сущность, составляющие, содержание. Развитие межличностных отношений.

Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Отношения, возникают и складываются на основе определенных эмоций (чувств), рождающихся у людей по отношению друг к другу.



Основные виды или уровни эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства .

«Набор» чувств можно свести в две большие группы:

- конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

- дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Процесс установления и развития межличностных отношений включает: межличностное восприятие, межличностную совместимость и межличностный конфликт .

Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Применительно к профессиональной группе необходимо говорить о совместимости в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения.

Общение может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, значит правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения .

Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.

Введение

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В то же время в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что, требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности».

Эти два документа отражают сотрудничество детского сада и семьи. В дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями, здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально - компетентностном и тактичном вмешательстве в складывающуюся ситуацию, в процесс формирования взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка. Родители, как правило, не уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей, это обусловлено тем, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей, отсутствием необходимого минимума психологических знаний, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и развития ребенка.

Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ.

Проблемы же, связанные с ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в ДОУ, особенно индивидуального консультирования, мало освещены и исследований по этому вопросу недостаточно.С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать,что с их ребенком «что-то не так», считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу.

Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании.

Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога). Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и ребенка. Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования. Следует заметить,что приведенные ниже особенности касаются родителей детей с проблемами развития (нарушениями интеллекта, речи, слуха и др.),так как автор изучала особенности консультирования этой категории родителей.

1. Мотивация с которой родители приходят на консультацию;

Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем ребенка и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

2. Отношение родителей к консультанту;

От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера. Через недоверие и настороженность есть те родители,которые приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения ребенка.

3. Позиция родителей при обсуждении проблем ребенка;

Активность при обсуждении с консультантом проблем ребенка и выработки стратегий поведения часто характерна для родителей детей без снижения интеллекта, т.к. они видят изменения в развитии ребенка в результате работы специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, тифло - и сурдопедагога и готовы к сотрудничеству.

Пассивное отношение к проговариванию трудностей в развитии детей демонстрируют родители, которые не видят существенных изменений ребенка за относительно короткий промежуток времени в результате коррекционных занятий или не признают значительной роли педагогов в накоплении ребенком знаний об окружающем мире.

Псевдоактивное отношение к беседе выражается в признании родителями имеющихся проблем, но без конкретизации, без описания трудностей. При этом они согласны на помощь ребенку извне, но только без собственного участия.

4. Выбор и принятие решения родителями;

Самостоятельное решение демонстрируют родители, которые в ходе консультации испытывают доверие к специалисту, активно делятся трудностями и переживаниями, стремятся к полному сотрудничеству с педагогами. Часто такие решения принимают родители детей без нарушения интеллекта и детей со сложными нарушениями.

Отказываются от психологического сопровождения и не берут на себя ответственность за развитие ребенка родители одаренных детей и детей с нарушениями интеллекта.

5. Изменение жизненных установок родителей;

Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей в развитии детей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на соматический статус ребенка, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет. Возврат к прежним жизненным установкам происходит, как правило, без поддержки и понимания близких в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, что характерно для родителей детей со сложными нарушениями в развитии.

Таким образом, учет особенностей личности родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии,позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и собственных затруднений в жизни. Спецификой консультирования этой категории родителей является отведение значительной части времени обсуждению медицинских аспектов нарушений в развитии детей, методов лечения и их значения в обучении и воспитании.

Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка, следовательно педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка.

Среди наиболее часто встречающихся проблем и типичных трудностей детей разного возраста можно выделить следующие:

Скрытый характер многих неблагоприятных характеристик;

Незнание родителями возрастных норм развития детей, и как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

Неправомерность требований родителями к детям;

Неадекватное отношение родителей к проявлениям самостоятельности и инициативы;

Проблемы со вниманием;

Проблемы в семье.

Подводя итог, подчеркнем, что в консультировании решаются конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением психолого-педагогических рекомендаций и условного прогноза развития ребенка.