Психологическая помощь семье в воспитании ребенка. Помощь в воспитании ребенка

Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он вырос личностью, приспособленной к непростым условиям современной жизни? Ответ на этот вопрос желает узнать большинство родителей, которые заботятся о благополучии своих детей. Правильное психологическое воспитание детей позволяет сформировать всесторонне и гармонично развитую личность.

Аспекты воспитания и поддержания психологического здоровья детей

Родители стараются развить в своих детях доброту, толерантность, сочувствие, сопереживание к ближнему, выбирая, как им кажется, правильные методы воспитания. На самом деле психологические аспекты воспитания детей знакомы немногим родителям, почти все взрослые допускают серьезных ошибок в воспитательном процессе.

Формирование детского сознания напрямую зависит от среды, в которой живет и воспитывается малыш. Важная роль также отводится и наследственности, однако, психологи уверяют, что правильное психологическое воспитание наследственный фактор может свести к минимуму.

Очень важно создать для малыша такие условия, чтобы в случае промаха в поведении, он самостоятельно захотел исправиться. Например, не стоит ругать сына или дочку за поломанную игрушку, лучше сначала немного пристыдить малыша, а затем предложить вместе починить ее. Многим родителям и всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся на чужих примерах, когда наблюдают за другими со стороны. Прежде всего, таким примером служат сами родители. Если отец говорит сыну или дочке, что перед едой нужно всегда мыть руки, но сам этого не делает, ребенок не будет вести себя так, как того ожидают взрослые. В этом случае психологи указывают на возникновение конфликта в воспитании – несоответствие требуемого и действительного.

Психологические приемы воспитания детей в семье

Практика показывает, что стремления родителей кардинально отличаются от их реальных действий, которые приносят вред психологическому здоровью ребенка. К сожалению, эмоциональная сфера между детьми и родителями часто далека от совершенства, при этом наладить ее достаточно сложно. Именно поэтому, чтобы не допустить серьезных ошибок в воспитательном процессе, важно заранее изучить оптимальные психологические приемы в воспитании детей, правильные с точки зрения детской психологии.

Каждые родители выбирают свою методику воспитания детей в семье. Чтобы знать, какие результаты приносит каждый из подходов, необходимо рассмотреть все психологические методы в воспитании детей:

1. Деспотический стиль. При таком подходе к воспитанию родители чрезмерно строги с малышом, пытаются полностью контролировать его и предъявляют завышенные требования. Такой метод может иметь негативные последствия, которые чаще всего проявляются отсутствием у мальчика или девочки инициативности. По словам психологов, родители не должны чрезмерно опекать и контролировать детей, полезно, чтобы у малыша развивалась самостоятельность в процессе познания окружающего мира.

2. Либеральный стиль. В основе этого метода лежит родительское потакание своим детям во всем. Взрослые, чтобы сгладить конфликты с детьми и избежать с ними ссор, дают им свободу в действиях. В результате такого воспитания вырастают эгоистичные и безответственные люди.

3. «Равнодушный» стиль. Психологи говорят, что родители, желающие добра своим детям, никогда не будут проявлять к ним равнодушия. Равнодушное поведение родителей к своим детям воспитывает их безразличными по отношению к окружающему миру.

4. Демократический стиль. Это идеальный метод воспитания. Родители, применяемые такой стиль, контролируют сына или дочку, но в меру, отталкиваясь от конкретно сложившейся ситуации. Взрослые, придерживающиеся демократии в процессе воспитания, манипулируют своей властью, позволяя малышу научиться без их помощи распознавать добро и зло. В таком случае выбор всегда остается за мальчиком или девочкой, что способствует правильному формированию личности.

Психологические особенности воспитания детей сводятся к тому, что взрослым не стоит пренебрегать своими родительскими правами и тем более игнорировать свои обязанности. Однако важно научиться не подавлять волю ребенка, а всегда оставлять право выбора за малышом. Для этого необходимо во всем искать компромисс.

Психологические особенности воспитания детей разных типов в семье

Психологические особенности типов воспитания детей в семье разные, но все они способствуют развитию человека с конкретными жизненными приоритетами и принципами. Чтобы обеспечить своему ребенку счастливую жизнь в будущем, не подавляя его волю и не ломая характера, необходимо отдать предпочтение демократичному стилю воспитания.

Психологические советы родителям по воспитанию детей дают возможность взрослым избежать множества ошибок. Психологи настоятельно рекомендуют родителям избегать наказания детей, ведь важно вызвать интерес у крохи, побудить его к определенным действиям.

Следует понимать: лучше не создавать стрессовую атмосферу в общении с сыном или дочкой, а вместо этого дать понять мальчику или девочке, что их поведение не даст им ничего позитивного. Можно спокойно объяснить, что в результате такого своего поведения, которое совсем не нравится родителям, малыш не получит любимую игрушку. При этом важно отметить, что ситуацию легко исправить, если прислушаться к словам взрослых.

Психологические особенности воспитания детей дошкольного возраста в том, что родители должны помочь ребенку выработать правильное поведение. Задача перед каждой мамой и папой непростая: взрослые должны научить малыша определить правильные и неправильные поступки.

Во время общения с детками нельзя проявлять агрессию, нужно спокойно объяснить, чего именно вы ожидаете от своего малыша. Детки всегда должны знать причину наказания, а также его следствие. В своих действиях родители должны быть последовательными и исполнительными, если что-то пообещали, обязательно нужно это выполнить.

Родители должны быть принципиальными, не нужно в процессе наказания проявлять мягкость и слабохарактерность. Так мама или папа никогда не станут авторитетом для сына или дочки. Если самостоятельно не удается справиться с воспитательным процессом, понадобится психологическая помощь в воспитании ребенка, которую оказывают опытные специалисты. Сводится она к тому, что детский психолог корректирует поведение родителей и дает рекомендации относительно правильного воспитания.

Психологические трудности, проблемы и травмы при воспитании детей в семье

В последнее время все чаще возникают психологические проблемы воспитания детей в семье, которые становятся результатом недостаточного опыта и знаний родителей. В большинстве случаев они проявляются в двух формах – в виде чрезмерного контроля над малышом и сильного эмоционального поведения взрослых во время общения с сыном или дочкой.

Психологические травмы детей в процессе воспитания – неприятное и распространенное явление, которое приводит к серьезным последствиям. Как правило, такие ситуации возникают на фоне недостаточной психологической компетентности родителей. Кроме того, многие взрослые даже не желают признавать своих ошибок в сложившихся взаимоотношениях с детьми.

Родители не имеют права наказывать своего сына или дочку за естественные особенности детского характера или возраста. Нельзя ругать мальчика или девочку за их неусидчивость, рассеянность и невнимательность. Также многие взрослые допускают ошибку, когда наказывают своих деток за непредвиденные обстоятельства. К их числу можно отнести испачканную или поврежденную одежду, сломанную игрушку и мокрую постель. Неопытность ребенка в чем-то – тоже не повод для наказания. Правильное воспитание и поддержание психологического здоровья детей – залог формирования уверенной в себе личности.

Психологические проблемы в воспитании детей обычно связаны с неправильным поведением взрослых в семье. Если родители будут придерживаться основных заповедей, не нарушая их во время воспитательного процесса, у них с сыном или дочкой сложатся гармоничные отношения. Известны такие заповеди в обращении с детьми:

1. Не нужно ждать от малыша, что он будет точно таким, как его папа или мама. Суть воспитания заключается в том, что родные люди должны помочь малышу стать собой.

2. Нельзя от детей требовать платы за все, что дают им родители. Покупая что-то малышу, не стоит ожидать от него постоянно хорошего поведения, эти два момента никак не связаны между собой. Однако следует научить малыша ценить то, что вы ему даете.

3. Не стоит во время общения с сыном или дочкой вымещать свои обиды на них. Особенно это касается людей, у которых в семейных отношениях между мужем и женой есть проблемы.

4. Не относитесь к детским проблемам пренебрежительно. Для ребенка, который не может найти свою игрушку из-за того, что забыл, куда ее положил, на самом деле это серьезная проблема. В этой ситуации малышу нужно помочь спокойно найти выход из сложившихся обстоятельств.

5. В процессе воспитания ни в коем случае нельзя унижать детей.

6. Нельзя себя упрекать за то, что чего-то не можешь сделать для своего малыша. Упрекать нужно тогда, когда можешь, но не делаешь.

7. Родители должны любить своего ребенка любым – непослушным, капризным. Во время общения с малышом всегда нужно радоваться, поскольку это действительно настоящее счастье, которое дано не всем.

8. Важно уметь любить чужого ребенка, как своего, и относиться к нему так, как бы вы хотели, чтобы другие люди относились к вашему сыну или дочке.

Соблюдая эти заповеди во время воспитательного процесса, у вас не возникнут психологические трудности в воспитании детей. В результате такой кропотливой работы вырастит порядочный человек с правильно расставленными жизненными приоритетами.

Психологические основы и особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике одно из центральных мест занимает сенсорное воспитание. Ребенка, начиная с первых дней жизни, окружает многообразие форм, красок и величин, все это необходимо помочь крохе правильно усвоить. Психологические основы сенсорного воспитания детей заключаются в том, что взрослые должны способствовать правильному формированию представлений о внешних свойствах предметов – форме, цвете, положении в пространстве, величине, запахе, вкусе, звуке. Такие ученые в области дошкольной педагогики, как Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина считали, что сенсорное развитие является основой дошкольного воспитания. Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста формируются во время таких занятий с дошкольниками, как лепка, рисование, ознакомление с явлениями природы, чтение сказок, конструирование, аппликации.

Статья прочитана 5 489 раз(a).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Реферат

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Зеленкова Арина Игоревна

Проверил:

Кандидат псих. наук, доцент кафедры ОПиИП

Иванченко Валерия Анатольевна

НОВОСИБИРСК, 2014

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей .

Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране - это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном - страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только "подкорректировать" и все пройдет. На практике такая "коррекция" дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.

Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание .

Цель: Выявить основные особенности психологической помощи семье в воспитании ребенка.

1) изложить теоретические аспекты психологической помощи семье, ссылаясь на представления, отраженные в литературе;

2) дать характеристику и провести анализ общих показателей психологической помощи семье в воспитании ребенка;

3) представить и обосновать предложения по улучшению психологической помощи семье в воспитании ребенка.

психологическая помощь семья воспитание

Глава 1. Психологическая помощь семье

Психологическая помощь семье - широкое понятие, включающее в себя множество направлений деятельности семейного психолога. Она заключается в духовной, эмоциональной и смысловой поддержке семье и её отдельным членам в кризисных ситуациях. Семейный психолог - универсальный специалист по взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Даже если пара не состоит в официальном браке, но отношения мужчины и женщины основаны на взаимной любви, то их союз следует рассматривать как семейный. Удовлетворение потребностей в психологическом обеспечении гармоничного развития семейных отношений на всех уровнях находится в компетенции семейного психолога .

Он как специалист помогает понять, какие силы соединяют людей в семейные союзы, а какие ведут к их разрушению. Почему одни супруги - единомышленники и дают возможность развиваться друг другу, а другие - соперники и тормозят обоюдное развитие? Почему некоторые семьи летают на крыльях любви, а большинство тянут семейный воз и не могут вырваться из семейных проблем? Почему в одних семьях дети - это прекрасные благоухающие яркие цветы, а в других - жёсткие колючки? Что делать, когда огонь в семейном очаге начинает утрачивать свою силу или совсем погас?

Обращение к психоаналитику или психологу в настоящее время стало образующим фактором качества жизни и образа мира. В основе качества жизни лежит не только материальная составляющая - это психологический и социальный статус. Регулярное посещение своего психоаналитика способствует раскрытию образа мира каждого конкретного человека, при этом отмечается прямая корреляция между качеством жизни и регулярным общением с доверенным лицом своей души.

Современный человек информационно и профессионально более ориентирован, но, по-прежнему психологически уязвимым .

1.1 Виды консультативной психологической помощи семье

Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы .

По своей ориентированности психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь может состоять: а) в рекомендации организационных мер, связанных с воспитанием ребенка, таких, как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т.д.; б) в рекомендации методов воспитания, обучения; в) в профессиональной ориентации подростков; г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении; д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии. Так, например, помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, казалось бы, не содержит в себе ничего психологического, а относится, скорее, к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так: во-первых, как правило, объектом помощи оказывается прежде всего родитель, который может или остро переживать отставание в умственном развитии своего ребенка, или закрывать на это глаза и сопротивляться переводу ребенка во вспомогательную школу; во-вторых, определение степени и причин умственной отсталости основано на психологических знаниях развития ребенка и требует психологических методов диагностики аномалий развития.

Психологическую по своему характеру помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, - врачи - психиатры, психотерапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги, социальные работники Последняя специальность распространена в основном в странах Западной Европы и Америки; некоторым аналогом у нас, правда лишь применительно к проблемам воспитания, является профессия педагога - организатора внешкольной воспитательной работы .

1.2 Задачи психологической помощи семье

· Воспитание родительской ответственности.

· Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

· Повышение психолого-педагогической компетентности.

· Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца.

· Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

· Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления .

Направленность психологической помощи. Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума.

Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний.

Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).

Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно ориентированной терапии .

1.3 Методы психологической работы с будущими родителями

К методам психологической работы с будущими родителями относятся:

1. Тематические беседы.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно ориентированная терапия.

4. Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец)

5. Ролевые игры.

Сопровождение занятий демонстрацией тематических плакатов и манекенов, видеозаписей и прослушиванием аудиокассет с записями музыки и звуков природы усиливает эффект занятий .

В основу работы с семьей в этот период должен быть положен гуманистический подход. В значительной мере семья нуждается, прежде всего в психологической поддержке. Работа с семьей и ее членами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, семья выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Она знакомится с другими семьями с аналогичными заботами и получает от них поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению. Задача психолога способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности.

Принятие на себя родительской ответственности можно рассматривать в более широком контексте, чем ответственность за судьбу конкретного ребенка. По сути, семья в рассматриваемый период являет собой связующее звено между прошлым и будущим нескольких семейных ветвей. Знакомя родителей с представлениями о движущих силах развития личности и отмечая право человека на выбор в каждый момент его жизни, рассматривая понятие семейного сценария и анализируя три состояния человека (родитель-взрослый-ребенок) в соответствии с теорией транзактного анализа Э. Берна, можно подвести будущих родителей к мысли о необходимости пересмотра собственных установок в отношении воспитания детей с целью принятия сознательного решения исходя из их персональной ответственности за судьбу рода и поколений, которые будут жить после них .

Отрабатывая с родителями навыки обращения с ребенком, психолог должен обратить их особое внимание на недопустимость манипулирования человеком. Восприятие ребенком себя самого зависит от отношения к нему родителей. Чтобы воспитать личность, родителям с самого начала следует относиться к ребенку как к субъекту, а это значит вести с ним диалог, уважать его желания и считаться с его особенностями, поощрять его инициативу и доверять его чувствам.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию в слушателях уважения к Природе и доверия к природному началу в человеке. Это связано с тем, что в процессе беременности, родов и раннего развития человек оказывается во власти сил, которыми он не управляет, но которые управляют тем, что с ним происходит. Чтобы принять изменения, происходящие с телом в период беременности и успешно, расслабившись, родить, женщине надо научиться полагаться на мудрую Природу, доверять ей, слышать в себе голос Природы. В этом неоценимую поддержку женщине может оказать любящий муж, подчеркивающий свое восхищение в связи с изменениями, происходящими с женой в этот период. На занятиях надо направить внимание женщины на наблюдение за процессами развития в природе, помочь ей подобрать индивидуально для себя такой звуковой ряд и такие зрительные образы, воспроизведение которых поможет ей расслабиться, или наоборот, обрести силы. Например, шум и картина водопада, яркие краски осени, лучи солнца дадут энергию, а щебет птиц, кваканье лягушек, шум моря, картины зеленого луга, голубого неба, ощущения качания на волнах или облаках принесут успокоение. Научившись произвольно вызывать образы, создающие определенные настроение и состояния, женщина получает средства для того, чтобы легко расслабиться и набраться сил между схватками, а также за короткое время восстановить работоспособность, ухаживая за маленьким ребенком.

В процессе релаксации женщина способна отвлечься от внешних раздражителей и целиком и полностью сосредоточиться на ощущениях от собственного тела и сконцентрировать внимание на ребенке. Это очень важно, так как психологическим условием успешных родов и фактором готовности к материнству является открытость женщины к ребенку, что предполагает контакт с ним и наблюдение за его проявлениями, принятие ребенка таким, каким он на самом деле является и отказ от собственных ожиданий в отношении ребенка. Будущий папа участвует в сеансах релаксации вместе с мамой, что способствует лучшему пониманию состояния жены и ребенка .

Ряд занятий должны быть посвящены овладению культурой телесного общения. Известно, что тактильный анализатор начинает функционировать у ребенка раньше других. По сути главный канал общения родителей с младенцем - тактильный. Язык осязания - первый язык, доступный младенцу, на котором он получает информацию от родителей о том, что он желанен и любим, о том, что с его телом все в порядке, о том, что родители готовы защищать его и удовлетворять его потребности. 90% всех рецепторов, а также биологически активные точки расположены в коже. Стимулируя кожу, мать способствует развитию мозга ребенка, улучшению работы внутренних органов малыша. Владение приемами телесной терапии помогает, как расслабить и успокоить ребенка, так и снять напряжение в семейных отношениях. Однако в нашей культуре долгое время не было принято совершенствовать навыки телесного общения. Нынешних бабушек учили не брать своих детей на руки без особой нужды, не баловать поцелуями. Сегодня известно, что родительская ласка необходима ребенку раннего возраста для его нормального развития. Однако в исследованиях показано, что детям, не имевшим эмоционального контакта с родителями, очень трудно наладить контакт со своими детьми. Поэтому будущих родителей необходимо обучать навыкам оказания телесной поддержки, проведению расслабляющих упражнений и массажа, что пригодится им как во время беременности и родов, так и в общении с ребенком и друг с другом.

На занятиях искусством (арттерапией) родители имеют возможность: во-первых, передать свои переживания и освободиться от негативных чувств, во-вторых, позволить себе спонтанное выражение своего "я", в-третьих, увидеть в каждом рисунке выражение индивидуальности автора. В перспективе важно, чтобы родители проявляли уважение к проявлениям детского творчества и поощряли его.

В ролевых играх родители имеют возможность отработать значимые ситуации из собственного детства, проявить себя в роли ребенка и каждого из родителей, предложить и разыграть свои варианты разрешения ситуаций и в результате группового обсуждения прийти к новому видению и пониманию мира детства и детско-родительских отношений. Ролевые игры, арттерапия, телесноориентированная терапия имеют преимущества перед такими формами работы как лекция и беседа, поскольку обеспечивают максимальную вовлеченность участников, заставляя их активно действовать, искать решения и высказывать свое мнение, одновременно получая обратную связь от других участников, выслушивать мнение других о тех или иных проявлениях себя. Такая работа скорее способствует изменению мнения, и создания более адекватного представления о себе и задачах родителя.

В каждой семье к моменту зачатия ребенка, как и в любой структуре, присутствуют здоровые и разрушительные силы. В результате всего комплекса мер психологической поддержки можно ожидать усиления конструктивных факторов и снижения воздействия разрушительных факторов .

Глава 2. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям - самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента - коррекцию и психологическую поддержку .

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной .

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями .

2.1 Природа непослушного и оппозиционного поведения

Природа непослушного и оппозиционного поведения детей может быть результатом неправильного, противоречивого воспитания . Когда конфликты между родителями как будто проигрываются на ребенке. Ситуация "тяни-толкай", мама говорит можно, папа - нельзя и никому не интересно, что хочет ребенок. Возрастные кризисы или периоды, когда происходят глубокие внутренние изменения в психике ребенка, процессы созревания его личности, тоже могут быть причиной непослушания и негативного поведения. В этом случае проблемное поведение продолжается не более 6 месяцев . Возможно, природа негативизма и проблемного поведения кроется в наследственных особенностях . Некоторые дети кажутся беспокойными и беспокоят с момента рождения: плохо едят и спят, склонны к гиперактивности и гиперчувствительности, раздражительны и капризны. Эти признаки "трудного" темперамента легко узнаваемы уже в первые 6 месяцев. Такие дети в дальнейшем могут иметь трудности с контролем своего поведения, и для них последовательность ваших действий приобретает большое значение - внешний контроль поведения облегчает формирование внутреннего контроля. Непослушание у детей может быть выражением стресса , вызванного болезнью родителей, братьев или сестер, появлением нового ребенка в семье, болезнью самого ребенка, длительным отъездом родителей и др. Ключом к пониманию " сложного периода " является длительность негативного поведения .

Непослушные дети сводят родителей с ума своими отказами выполнить то, что взрослые от них требуют или ждут. Вспыльчивость, буйство и игнорирование общественных норм делают их невыносимыми дома, в детских учреждениях, в общественных местах. Неуспешность в школе, частые травмы, жалобы соседей сопровождают их. Стоит ли вам беспокоиться? Может ребенок "перерастет" трудный возраст и сам изменится? Возможно, поиск ответов на эти вопросы не дает Вам заснуть.

Сейчас более 5 % американских детей имеют проблемы, связанные с непокорным поведением, их состояние было диагностировано как расстройство, то есть болезнь. В нашей стране такого единогласия в статистических цифрах пока нет, но детей гиперактивных, детей с дефицитом произвольного внимания становится больше.

Семейная психотерапия (системная семейная, психоаналитически ориентированная семейная психотерапия) наиболее эффективна в решении этих проблем, так как все паттерны поведения складываются внутри семейных отношений между любимыми детьми и любящими родителями. Для того чтобы найти причину сбоя или переворачивания отношений с ног на голову и исправить их необходимо не один раз посетить специалиста, а пройти курс семейной психотерапии .

2.2 Социально-педагогическая и психологическая помощь родителям в воспитании ребенка

Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат. Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях. При социально-педагогической помощи в воспитании ребенка дети становятся заметно решительнее и активнее, более настойчивыми в достижении любой цели.

Помощь родителям в воспитании ребенка должен оказывать социальный педагог. Он должен защищать права ученика, решать его социальные проблемы. Социальный педагог работает как с учениками, так с учителями и родителями.

Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. Поэтому педагог в своей работе должен использовать различные формы связи с родителями для того, чтобы выяснить особенности отношений в семье .

Социальный педагог помогает преодолевать конфликтные ситуации с родителями, с учениками в классе. Для оказания помощи родителям он может использовать различные приемы консультирования. Это убеждение, эмоциональное заражение, внушение, мини-тренинги, художественные аналоги. Наряду с групповыми методами работы могут применяться индивидуальные консультативные беседы.

На родительском собрании совместно с классным руководителем педагог разрабатывает программу по воспитательной работе, обсуждает проблемы и успехи, как всего класса, так и каждого ученика. Если у него появились вопросы по воспитанию какого-либо ученика, то он приглашает родителей ребенка на индивидуальную встречу. При встрече с родителями он дает профессиональные советы и обсуждает принципы воспитания.

Для оказания помощи в воспитании ребенка педагоги могут проводить классные мероприятия. Подобные мероприятия способствуют сближению классного коллектива. Они помогают найти взаимопонимание и общий язык, проявить семейные увлечения и индивидуальные способности. В совместных мероприятиях могут принимать участие и ученики, и их родители. Педагог в непринужденной обстановке наблюдает за семьями, а затем планирует воспитательную работу, учитывая особенности каждой семьи .

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка включает в себя большое количество направлений деятельности специалиста. Психолог может дать родителям соответствующие рекомендации, связанные с воспитанием ребенка. При необходимости специалист может направить ребенка во вспомогательные или специальные школы на дополнительную консультацию у логопеда, психоневролога.

Детский психолог поможет определить готовность ребенка к школьному обучению и выявить причины трудностей в обучении. Он также может дать рекомендации по дальнейшей профессиональной ориентации ребенка.

Психологическая помощь в воспитании ребенка должна быть нацелена на проблемы, которые вызваны психологическими причинами и основана на психологическом воздействии.

В первую очередь детский психолог проводит беседу с родителями. Они рассказывают ему о ребенке и о проблемах, связанных с его воспитанием. Затем он беседует с каждым из родителей в отдельности. Это необходимо для выяснения и устранения причины ухудшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

Психолог иногда навещает ребенка дома для того, чтобы лучше изучить психологический микроклимат в семье.

Беседа с ребенком - самая ответственная работа психолога. Благодаря многообразию психологических методов психологу чаще всего удается повлиять на поведение ребенка и раскрыть его душу .

Заключение

Психологическая помощь семье дает возможность решать следующие основные вопросы:

· причины семейных конфликтов и методы их эффективного устранения;

· психологическая помощь супругам в предотвращении разводов;

· диагностика и коррекция негативных психогенетических программ;

· развитие психики ребёнка до рождения и в первые годы жизни;

· психология формирования жизненного сценария ребёнка;

· психология управления поведением, воспитанием и обучением ребёнка;

· нейтрализация негативных детских манипуляций родителями;

· решение личностных дошкольных, школьных и студенческих проблем;

· наработка навыков бесконфликтного решения личных и семейных проблем .

В период ожидания ребенка и его детства семья помимо медицинской помощи также нуждается в профессиональной психологической поддержке. Цель ее - способствовать созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка. Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами. Те необходимые им установки, знания и навыки, которые родители могут приобрести на занятиях психолога в школе по подготовке к материнству и отцовству, они не могут получить ни от каких других специалистов. Потребность родителей в этих знаниях и заинтересованность общества в их приобретении родителями приведет, в конце концов, к тому, что посещение будущими родителями школ подготовки к отцовству и материнству станет неотъемлемой частью социальной помощи молодой семье наравне с наблюдением в женских консультациях .

Психологические проблемы возникают во всех семьях после рождения ребёнка, независимо от того, полная она или нет. Молодая мама должна всегда наблюдать за свои душевным состоянием и помнить, что от её самочувствия зависит здоровье малыша. Так же и отец должен не "уходить" в себя, прикрываясь, работай, а стараться поддерживать связь с женой и ребёнком .

Цель данной работы выполнена, мы выявили основные особенности психологической помощи семье в воспитании ребенка.

В ходе работы были осуществлены следующие задачи:

1) изложены теоретические аспекты психологической помощи семье, ссылаясь на представления, отраженные в литературе;

2) дана характеристика и проведен анализ общих показателей психологической помощи семье в воспитании ребенка;

3) представлены и обоснованы предложения по улучшению психологической помощи семье в воспитании ребенка.

Список использованных источников

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Речь, 2000.400 с.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. № 5. С.110-116.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2007.365 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.167 с.

5. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. Т.5. № 3. С.126-137.

6. Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психодиагностика: проблемы и исследования. 1981. С.167-187.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М.: Педагогика, 1981. C.15-21.

8. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 2005. № 3. С.18-21.

Подобные документы

    Разновидности консультативной психологической помощи семье. Медицинская и психологическая помощь семье в период рождения ребенка: воспитание родительской ответственности, методы работы с будущими родителями. Авторская программа подготовки к материнству.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Задачи психологического консультирования детей-инвалидов. Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка. Роль социальных педагогов-психологов в психологической помощи матери, имеющей ребенка с ограниченными умственными возможностями.

    реферат , добавлен 05.07.2010

    Ознакомление с проблемами оказания психологической помощи семье, имеющей "особого" ребенка. Сравнение содержания дефицитарной и ресурсной моделей психологической помощи семье, воспитывающей аномального ребенка; исследование эффективности их использования.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту. Необходимые предпосылки создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Помощь специалистов родителям. Общие стратегии нормализации жизни семьи. Обучение слепого ребенка.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2014

    Изучение проблем кризисного периода в семье, который начинается с уходом из дома последнего ребенка - изменяется структура семьи, она снова трансформируется в супружескую диаду. Психологическая помощь при данном кризисе и помощь разведенным партнерам.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2010

    Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Условия, методы и приемы воспитания ребенка в семье. Основные условия успеха в воспитании детей в семье. Наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня. Своевременное приобщение ребенка к книге, чтению и к труду.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Психологическая характеристика дошкольного возраста. Понятие психологической готовности ребенка к школе и ее основные компоненты. Профилактика школьной адаптации. Непосредственная роль семьи в формировании психологической готовности ребенка к школе.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Влияние отца на психическое развитие ребенка, особенности его роли в семье и воспитании детей. Важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Последствия невыраженной роли отца в семье, его роль в социализации детей.

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология - определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм - явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей - советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка - советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании - когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» - часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей - самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра - естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать - показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, —

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы - раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко - если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра - лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство - в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) - это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов - это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача - активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия - это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин - «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Мы публикуем подборку высказываний семейного психолога с тридцатилетним стажем Михаила Лабковского. На своих лекциях психолог рассказывает о , казалось бы, простые вещи, но часто именно их мы упускаем из виду, пытаясь «вырастить из ребенка человека».

1. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить , чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

2. Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

3. Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен — это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

4. Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

5. Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

6. Чрезмерные переживания ребенка из-за — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

7. Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой, если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками — проблема не в ребенке, а в школе. Сложнее — не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаясь догнать программу, составленную педагогами. В первом классе на подготовку должно уходить от 15 до 45 минут.

8. Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и что из вашего ребенка вырастет ноль без палочки. Без малейшей агрессии подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты неделю не получишь». А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать — вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов .

9. должны быть у ребенка уже лет с шести. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

10. Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

11. Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?..

12. Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

13. Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

14. Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка вываливаются за пределы его комнаты.