Центры во 2 младшей группе по фгос. Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста. Примерные эскизы и макеты уголков: фотогалерея

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88

Предметно – развивающая среда

в младшей группе «Веселые капельки».

Новосибирск, 2014г.

Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим на другие. Группа детского сада, где наши дети проводят большую часть дня, должна быть уютной, безопасной, удобной и, самое главное, соответствовать возрасту детей. В младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда группы должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника и чувство максимального комфорта.

Посмотрите, вот как мы живем.

Конечно, все начинается с нашего веселого, разноцветного участка, на котором много газонов, клумб с разными видами цветов. Наш участок с сохраненными природными деревьями и созданной аллеей выпускников, есть спортивная площадка с велосипедной дорожкой и оборудованы участки для каждой группы.

В углу участка притаилась сказочная избушка, чтобы к ней подойти, необходимо пройти по волшебным пенькам.

В приемной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды,

папки с консультациями, советами, папки передвижки.

Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО.


Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – погремушки, бубны, ленточки, кегли, гантели, платочки. В группе имеется стационарная горка, большие машины,

мягкие модули «Жираф», «Слон», «Собака», «Динозавр», лошадки-качалки, сухой бассейн,

мягкая модульная полоса препятствий, направленная на развитие ловкости, координации движений, формирования чувства равновесия,

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски.

Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.


Зона сенсорно-моторного развития создана для развития моторики, сенсорного восприятия, развития речи, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, игрушки-шнуровки, мозаики разного вида, пирамидки различной величины, настольно-печатные игры, игрушки головоломки, неваляшки, юлы, игры с разнообразными застежками.

Есть сенсорно-дидактический столик с пальчиковыми лабиринтами, сортерами, рамками-вкладышами, звучащими кубиками, набор «Блоки Дьенеша», игра для забивания. Дидактический стол является частью развивающих игр , наполняемость его периодически меняется, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.

Игровые центры

Основной вид деятельности наших малышей - игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

«Жилая комната»

В центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, посуда, кроватки, коляски, одежда для кукол, стиральные машинки. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли ими играть, а потом убирать на место.


«Больница»

Играя в «Больницу» дети знакомятся с трудом взрослых. В больнице людей лечит врач, медсестра, больным ставят градусники, дают таблетки, смотрят горло, делают уколы. Врач и медсестра в белых халатах внимательны и заботливы. В уголке содержатся игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градус­ники, телефон.


«Парикмахерская и уголок ряжения»

Большой интерес у детей вызывает этот уголок. Ряжение может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, браслеты, ободки и пр.) Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого в шкафчике имеются юбочки, фартуки, шляпки, косынки, много разнообразных сумочек. Для театрализованной деятельности имеются костюмы медведя, зайца, мышки и др. Дети с удовольствием наряжаются и играют


Книжный уголок и музыкально-театральный центр

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей , то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда им читают книги и сами рассматривают картинки, поэтому здесь у нас много книг в жестком переплете. Выставляются большие картины и иллюстрации к сказкам.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а кроме того, развивают фонема тический слух и чувство ритма у малышей: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т. д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, исполненные воспитателем. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, музыку для подвижных игр и ритмических движений, а так же звуки природы. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный, фланелевый, теневой театр, би-ба-бо, фланелеграф, маски для игр-драматизаций, музыкальные и заводные игрушки. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.


Уголок ИЗО

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный стеллаж отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть мольберт, на котором можно рисовать фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеры, мелки, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Эти материалы значимы тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений.


Уголок природы

Уголок природы расположен у окна, удобен для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, на окне весной располагаем мини-огород, где выращиваем рассаду цветов и наблюдаем за их ростом. В уголке находится календарь природы: картины - пейзажи по временам года, модели (солнце, облако, капельки, снежинка), которые помогают детям познать явления окружающего мира. Для игр и работы с водой имеются тазы, ведерки, лейки, палочки для рыхления почвы, фланелевые варежки для протирания листьев растений, ветряки. Чтобы дети оставались сухими после игры с водой, предусмотрены фартучки.


Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, посотрудничать с взрослым и просто отдохнуть.

П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется). Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Предметно-развивающая среда во 2младшей группе "Непоседы"
Дата публикации: 26.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Рамазанова Галина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай Республика Саха

(Якутия)

«Развивающая предметно-пространственная среда» 2 младшая

группа «Непоседы»

Развивающая

предметно-пространственная

строится

возрастных

особенностей

укрепления

здоровья

воспитанников.

Предметно-пространственная

обе спечивает

возможность

совместной

деятельности

педагогов,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Согласно

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования развивающая предметно-пространственная среда организуется с

учетом принципов:

насыщенности

(С оответ ствие

п р е д м е т н о -

пространственной

возрастным

возможностям

обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные),

инвентарь,

спортивное

оздоровительное

оборудование,

позволяют

обеспечить

п о з н а ват е л ь н у ю,

исследовательскую

творческую

экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную

активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей

взаимодействии

предметно-пространственным

окружением;

возможность самовыражения детей);

трансформируемости

(Обе спечение

возможно сти

и зм е н е н и я

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

полифункциональности (Возможность разнообразного использования

различных

составляющих

предметной

полифункциональных предметов);

вариативности (наличие различных пространств, а также материалов,

игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых

предметов,

стимулирующих

разнообразную

активность.

Вариативность должна проявляться также и в разнообразии материалов,

кот о р ы х

и з гот о вл е н ы

эл е м е н т ы

д е р е в о,

высококачественный

качество

безопасность

подтверждаются

соответствующими

сертификатами.

разнообразие

исходных

материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного

развития детей);

доступности

обеспечивать

свободный

воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, стимулирующим

основные

активности.

реализации

принципа немаловажную роль играет количество игрушек и пособий: их

должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в

очереди», чтобы поиграть или позаниматься);

безопасности

(С о о т в е т с т в и е

э л е м е н т о в

п р е д м е т н о -

пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования).

Развивающая

предметно-пространственная

среда

группе

организуется таким образом, чтобы обеспечивать:

познавательную

творческую

активность

воспитанников, рукоделие с доступными детям материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики.

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

В группе создана естественная обстановка, гармоничная по цветовому и

пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для

оформления

подобрана

естественных

оттенков.

Предметы

мебели гармонировали друг с другом, оформлены в едином стиле. Мебель

для детей соответствует группам мебели для младшего возраста.

соблюдается

требование

безопасности

предметно-

пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской

мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-

гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало

неуклонному

развитию

познавательной

эмоциональной

обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение

единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду.

Раздевалка:

Информационный стенд для родителей

Советы специалистов (консультации);

Советы воспитателей (консультации);

Стенд «Список на шкафы», «Меню», «Спортивная страничка»;

Стенд «Наша группа»; «Наше творчество»

Индивидуальные шкафчики для раздевания,

Скамейки для переодевания детей,

Шкаф для одежды.

Центр физической культуры

Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулировать

заниматься

двигательной

деятельностью.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление

конечностей,

профилактика

плоскостопия;

профилактика

простудных

заболеваний;

укрепление

спинного

позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы центра физкультуры: доска гладкая и ребристая,

коврики, дорожки массажные, в том числе самодельные, мячи, корзина для

скакалки,

скамейка,

короткий, ленты разных цветов; атрибуты для проведения подвижных игр,

утренней гимнастики.

Потребность

движении

является

организации

предметно – развивающей среды.

Физкультурный уголок

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли (большие и маленькие);

5. Кубики, флажки;

6. Дидактический материал «Спорт. Спортивные профессии»;

7. Мешочки с песком;

8. Обручи разных размеров;

9. Массажные дорожки и коврик;

Книжный центр

формирование

слушания,

обращаться

Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки

по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;

альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;

сюжетных

предметных

картинок;

познавательному

речевому развитию и т. д.

Уголок «Книжки для малышки»

Тематическая подборка детской художественной литературы;

Портреты писателей и поэтов;

Игрушки «По дорогам русских народных сказок».

Центр сенсорного развития

Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций

вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного

восприятия

внимания;

формирование

обследовательских

знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение

группировки

предметов

выявление

отношения

предметов

количеству

развитие

способности использовать речь для определения смысла своих действий;

формирование умения группировать предметы, последовательно составлять

картинки;

обогащение

активного

формирование

описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

Оборудование и материалы:

объемные

вкладыши

элементов,

пирамидки

элементов,

шнуровки,

элементами

моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-

печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект

геометрических

предметов

различной

геометрической

формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, камушки)

для счета.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и

горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние

животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья,

цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт,

предметы обихода.

предметных

картинок

последовательной

группировки

разным признакам (назначению и т. п.) .

картинок

установления

последовательности

(сказки, социобытовые ситуации) .

картинок:

(деятельность

ближайшего

окружения) .

Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой

ребенку, - сказочной, социобытовой).

Центр природы

Задачи: экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь

и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: в группе подобраны картинки по временам года,

муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала;

материал для организации ручного труда: пряжа, цветная бумага, пластилин,

вертушки,

пластмассовые

коробочки; коллекция природных материалов; шишки; ракушки;

фасоль; скорлупа грецких орехов; сухие листочки.

Уголок труда

1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

Инвентарь

кукольной

бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

Уголок занимательной математики

1.Занимательный

познавательный

материал

математике.

математические игры.

2. Наборы геометрических фигур, цифр;

3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

5. Рабочие тетради по математике;

6. Волшебные часы;

7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия»,

«Геометрические формы», «Всё для счёта».

Центр изобразительного искусства

развивать

внимание,

любознательность,

эмоциональный

отдельные

эстетические

свойства

качества

предметов

окружающей действительности.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы

фломастеров, акварель, цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и

толстые, баночки для промывания кисти от краски, бумага для рисования

разного формата, трафареты по темам, пластилин, стеки, печатки, салфетки

из ткани.

Уголок детского творчества

Материал

рисования:

акварельные

гуашевые

простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты

для рисования;

2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея,

салфетки,

гофрированная бумага;

4. Образцы по аппликации и рисованию;

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Великие художники»;

7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг,

трафарет.

Музыкально – театральный центр

развитие

слухового

восприятия

внимания;

формирование

исполнительских

развитие

творчества

литературных произведений.

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки,

контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен,

металлофон,

резиновые

погремушки

музыкальные дидактические игры, театр настольный, небольшая ширма и

наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); готовые костюмы, маски для

постановки сказок, самодельные костюмы.

Музыкальный уголок

Маракасы;

3. Погремушки;

4. Гитара;

5. Гармонь;

7. Микрофон;

8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.

Центр строительных игр

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных

геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость,

прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений

воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,

стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми

самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в

приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать

видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства

не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект,

основные

составляющие

сооружения,

возможность

создания их из различных форм.

Оборудование

материалы:

пластмассовые,

деревянные

конструкторы,

конструктор Лего, строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др)., машинки, для

обыгрывания.

Уголок «СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР»

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

5. Конструирование из бумаги «Оригами»;

6. Игрушки со шнуровками и застёжками;

Небольшие

обыгрывания

построек:

животных, макеты деревьев;

9. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать

роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование

коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих

способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: атрибуты для игры в

«Магазин»,

«Парикмахерскую»,

«Больницу»;

игрушечные

дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор

грузовые

легковые;

телефон, руль, сумки, ведёрки, утюг, инструменты и др.; кукольные коляски;

игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре

«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими

их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и

действовать

Полученные

переносят

повседневную жизнь.

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи:

Создание условий для развития игровой деятельности детей.

Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

Развитие у детей интереса к различным видам игр.

Всестороннее

воспитание

гармоничное

развитие

(эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-

эстетическое и социально - коммуникативное).

Развитие

самостоятельности,

инициативы,

творчества,

саморегуляции;

формирование

доброжелательного

отношения

сверстникам,

взаимодействовать,

д о го ва р и ват ь с я,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы

из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек,

песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством

объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных

действий

(готовить

накрывать

кормить).

Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер -

пассажир,

больной);

индивидуальных

игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или

дополнять

обстановку

недостающими

предметами,

игрушками.

Усложнять,

обогащать

предметно-игровую

использования

предметов

полифункционального

назначения

увеличения

количества

игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы,

бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы,

природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними

(строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из

снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

Развивать

взаимодействовать

непродолжительной совместной игре.

Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности.

Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками,

автомобилями,

тележками,

велосипедами;

развиваются

навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость

движений.

Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов

движений.

Театрализованные игры.

Пробуждать интерес детей к театрализованной

игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за

развитием

действия

играх-драматизациях

кукольных

спектаклях,

созданных силами взрослых и старших детей.

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,

козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,

позой, жестом, движением).

Знакомить

приемами

вождения

настольных

сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать

действовать

элементами

костюмов

(шапочки,

воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая

место для выступления.

Побуждать

участвовать

поведение людей в зрительном зале).

Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету

и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать

пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной

последовательности

собирать

картинку

(«Наша посуда», «Игрушки» и др.).

совместных

дидактических

выполнять

постепенно

усложняющиеся правила.

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:

Накидки пелерины для кукол и детей;

Набор парикмахера;

Журналы причёсок

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Калькулятор, счёты;

Кондитерские изделия;

Хлебобулочные изделия;

Изделия бытовой химии;

Корзины, кошельки;

Предметы-заместители;

Овощи, фрукты.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Медицинские халаты и шапочки;

Набор доктора;

Таблица для проверки зрения;

«Аптека»:

лекарства,

градусники,

пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Комплект кукольной мебели, стол и стулья,

Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

Куклы, одежда для кукол;

Коляски, кроватка кукольная,

Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

Гладильная доска, утюги.

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

Инструменты;

Разнообразные машины;

Фуражка регулировщика;

Жезл, свисток;

Светофор.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»:

Сумка почтальона;

Открытки, журналы, конверты.

Театральный уголок

Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

Кукольный театр;

Настольный театр;

Театр на фланелеграфе;

Правильно

организованная

развивающая

позволяет

поверить

способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-

развивающая

максимально

приближена

интересам

потребностям

дошкольника.

доступно

соответствует

возрасту

учитывает

индивидуальные

особенности

возможности

развития.

накопления

творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия

знакомыми

знакомыми

объектами.

Предметно

пространственная

комфортное

настроение,

способствует эмоциональному благополучию детей.

Пояснительная записка

С целью создания предметно - пространственной развивающей среды в группе, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования нами было переоборудовано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В результате создания предметно - пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста нами был собран материал по данному вопросу, представленный в данных методических рекомендациях.

У ребенка младшего дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании .

Насыщенность среды должна:

1. Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой ДОУ.

Образовательное пространство оснащается:

1) Средствами обучения. С целью создания эмоционального фона, изменения звуковой среды, обогащения познавательного мира ребенка в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности в группе должны быть магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель, интерактивная доска.

2) Игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

3) Разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем обеспечивающим:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

● возможность самовыражения детей: имеется необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)

С целью полифункциональности пространство группы должно быть разделено (условно) на три части:

1 «Спокойная» - для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.

2) «Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.

3) «Рабочая» - для организации партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства должны обладать возможностью изменяться, иметь подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы должно быть «живым» и «пульсирующим», изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей малышей. Для этого используются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы - трансформеры, различные ширмы, раздвижные столы.

Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы.

Все элементы предметно - пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования. Для того чтобы малыши чувствовали себя как дома интерьер группы должен иметь сходство с домашней обстановкой. Для этого используются ковровые покрытия, мягкая мебель, текстиль. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным . Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступ детей младшего дошкольного возраста к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободным, функциональным, а не витринным, находится на уровне роста детей: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Предметно-развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые даны ему природой. Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание) : куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

P.S. Центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.

В группе младшего дошкольного возраста должен быть создан центр для детей, где они получат первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомятся с природой родного края, русским бытом, костюмом, игрушкой, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия) .

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых. Интересы, предпочтения и привычки ребенка, поступающего в детский сад, знают только его родители . И они должны стать не только помощниками воспитателей, но и активными участниками в оформлении предметно-развивающей среды, конструкторами и дизайнерами группы.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах (см. Приложение). Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

Приложение

Перечень оборудования, пособия, игр для развивающих центров

в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Физическое развитие

Двигательный центр «Юные спортсмены»

  • Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки
  • Мешочки для метания
  • Комплект элементов полосы препятствий
  • Кольцеброс
  • Комплект разноцветных кеглей
  • Скакалка детская
  • Мячи резиновые (комплект)
  • Обруч пластмассовый малый
  • Палка гимнастическая

Центр здоровья

  • Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
  • Схема: «Как правильно чистить зубы»
  • Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.)
  • Дидактические игры:«Составь портрет», «Какую пользу приносят?», «Угадай настроение», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»
  • Навесное пособие для развития дыхания, султакчики.

Познавательное развитие

Центр математики «Я учусь считать»

  • Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр и т.д.)
  • Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
  • Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).
  • Блоки Дьенеша.
  • Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)
  • Часы с круглым циферблатом и стрелками.

Центр конструктивной деятельности«Маленькие строители»

  • Крупный строительный конструктор.
  • Средний строительный конструктор
  • Конструкторы «Лего»
  • Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей.
  • Мозаика с картинками - образцами
  • Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.
  • «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.
  • Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»

  • Набор пластмассовый для экспериментирования (Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры; Зеркальце для игр с солнечным зайчиком, ёмкости разной вместимости и т.д.)

Центр экологии и труда «Экология и природа».

  • Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки.
  • Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
  • Картина сезона, модели года и суток.
  • Календарь природы с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
  • Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?»"Парные картинки", "Животные" и т.д.
  • Наборы объемных и плоских игрушек "Ферма", «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»
  • Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Речевое развитие

Речевой центр «Говори красиво»

  • Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений (Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий.
  • Дидактическое лото «Что для чего»; на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).
  • Наборы парных картинок из 6-8 частей
  • Карточки на произнесение согласных звуков
  • Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
  • Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.

Центр книги «Библиотека юного читателя»

Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

Детские книги по программе, любимые книжки детей.

Портреты детских писателей

Художественно – эстетическое развитие

Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

Раздаточный материал для художественного творчества (Карандаши, краски, кисти, альбомы и т.д.)

Центр музыки «Веселые нотки».

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т.д.

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений).

Центр театра «В гостях у Сказки»

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)

Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Социально – коммуникативное развитие

Центр игры: «Мы играем»

Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр.

Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами.

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»

Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин».

Штурвал для ролевой игры "Моряки".

Центр безопасности

Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике.

Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт.

Игрушки с изображением (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».

Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально — положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и, таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

В нашей группе оборудование размещается в специальных уголках развития, что позволяет детям объединиться небольшими группами по общим интересам или действовать индивидуально. Подбор игрового материала подбирается с учетом программного материала, который дети усваивают на играх — занятиях. Игровой материал систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей.

Уголок сенсорного развития

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания, овладение любой практической деятельностью в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития детей. Поэтому значение сенсорного уголка трудно переоценить. Большое внимание мы уделяем формированию элементарных математических представлений у детей, поэтому в нашем уголке представлено много игр, которые в веселой и занимательной форме развивают логическое мышление ребенка. Комплектация нашего сенсорного уголка: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, сборные игрушки, Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов, парные картинки и другие настольно-печатные игры, разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). Разнообразие материала позволяет каждому из детей выбрать себе игру по интересам. Посредством игры дети с меньшим напряжением овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны. Они легче запоминают материал. Мы постоянно используем в непосредственной образовательной деятельности дидактические игры, в ходе которых ребенок не только осваивает сенсорные эталон, но и учится сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы. Самостоятельную деятельность детей в уголке сенсорного развития мы планируем с учетом актуальной на данный день или неделю темы.

Дидактическая игра с Блоками Дьенеша «Третий лишний»

Цель: Учить выделять предмет непохожий на другие, учить классифицировать и обобщать предметы по 1-2 свойствам.

Игровой материал : Блоки Дьенеша

Ход игры: Выкладываем на столе 2 толстых квадрата желтого цвета и один тонкий квадрат желтого цвета. Задаем вопрос «Какая фигура лишняя? Почему?». Далее усложняем. Выкладываем два больших круга синего цвета и один маленький красного цвета. Задаем вопрос. Далее в разных вариациях с усложнением.

Уголок экспериментирования

Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности. При подготовке к занятиям по ФЦКМ, ФЭМП мы большое значение уделяем предварительной работе, связанной с накоплением сенсорного опыта. Работа с детьми в нашем уголке экспериментирования как раз и направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Оборудование нашего уголка: песок сухой, масса с эффектом влажного песка разных цветов, материал для рисования мокрым песком, формочки, песочные часы, центры воды и песка, емкости для воды, лейки, резиновые, пластмассовые и бумажные игрушки для игр с водой, формы для изготовления цветного льда, материал для игр с мыльными пузырями, зеркальце, ткани, бумага и фольга разных цветов, зеркальце, лупы, коллекция раковин, природные материалы, фасоль, горох, картотека дидактических игр и опытов. В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.). Игры в уголке экспериментирования мы также используем для развития моторики («Найди игрушку», «Помоги Золушке»), в оздоровительной деятельности («Кораблики», «Летит Перышко», цветотерапия, песочная терапия).

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Упражнять в определении свойств предметов и качеств материала.

Игровой материал: деревянные игрушки, книжки, кукольная одежда.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что пока дети были дома, домовенок Кузя побывал в группе. Домовенок очень любит играть, но не любит за собой убирать. Надо помочь ему разложить предметы по коробкам: предметы из ткани – в красную коробку, предметы из дерева – в синюю, предметы из бумаги – в желтую. Выигрывает тот, кто быстрее разложит предметы по коробкам.

Уголок изобразительной деятельности


Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности, поэтому в центре есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, раскраски, гуашь и кисти. Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у детей должен быть сформирован художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Программа второй младшей группы построена так, чтобы научить детей передаче сначала более простых, а затем более сложных форм. Умение передавать в лепке и в рисунках разные формы позволяет самостоятельно искать способ изображения интересующих детей предметов, передавать целые события. Дети в возрасте 3-4 лет должны различать и называть основные цвета, а также некоторые оттенки цветов. Знакомство с цветом осуществляется нами в течение всего года на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией в сочетании с изобразительной задачей. Развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета, а также закреплять знания о цветах можно не только на занятиях рисованием и аппликацией, но и в дидактических играх, в повседневной жизни.

Игра «Цветы настроения»

Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; воспитание эстетического отношения к цвету; развитие творческого воображения и фантазии; корректировка психоэмоционального состояния

Игровой материал: бархатная бумага темных, насыщенных цветов размера А5; бусинки из приятных на ощупь материалов сочных цветов и оттенков (не менее 7 цветов)

Ход игры:

Вариант 1. Надо выложить на листе бархатной бумаге цветы из бусинок, вслух называя цвета; обозначить настроение цветка (грустный, веселый, злой, добрый и т.д.) Выложенный цветок можно сохранить, а на следующий день предложить изменить что-либо в цветовом решении или оставить все как есть. Если ребенок использует все время одни и те же цвета, то бусинки любимых цветов ограничивают в количестве, заменяя их другими неиспользуемыми цветами.

Вариант 2. Дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека (вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей). Надо выложить на листе бархатной бумаге цветик-семицветик. По окончании работы дети поочередно называют цвет лепестков. «Холодные» цвета можно предложить детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые».

Музыкально-театральный уголок

Музыкально-театральная деятельность занимает немаловажное место в целостном воспитании ребенка. Этот вид деятельности доступен всем, оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка и позволяет ребенку открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. В нашем музыкально-театральном уголке представлены различные виды театра (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный, атрибуты сказки, маски и шапочки животных, сказочных персонажей). Музыкальная составляющая уголка представлена музыкальными игрушками и инструментами для творческого музицирования, шумовыми инструментами, озвученными игрушками, коллекцией дисков с музыкальными произведениями различной тематики (детские песни, народная и классическая музыка, голоса животных, звуки природы, музыкальные сказки и т.д.), картотекой музыкально-дидактических игр. Поскольку дети младшего возраста обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Поэтому элементы театрализации используются нами во время проведения занятий по ФЭМП, ФЦКМ и дают возможность в игровой форме обучать и закреплять пройденный материал. Как правило, материалом для игр в уголке служат знакомые сказки, народные песенки, потешки, детские песни. Во время игры в музыкально-театральном уголке наши дети учатся имитировать движения сказочных персонажей, учатся воспринимать музыку различных жанров, обыгрывать короткие сценки, понимать обращенную к ним речь, составлять предложения и осваивать диалоговую культуру общения, осваивать пластику движений под музыку. Игры в музыкально-театральном уголке мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где дети учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: Развивать музыкальный слух, учить узнавать знакомые мелодии, создавать радостное настроение.

Игровой материал: Домик с окошками. В окошки вставлены иллюстрации на тему звучащих песенок (елочка, медведь, кошка, паровоз, зайка). Музыкальное сопровождение: «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Паровоз» З. Компанейца, русская народная мелодия «Заинька», «Елочка» Красева М., «Медведь» В. Ребикова

Ход игры: В гости приехал Незнайка и привез с собой песенки. Надо помочь ему узнать песенку, обозначить ее картинкой и поставить картинку в окошко.

Уголок двигательной активности

Главной нашей задачей при организации уголка двигательной активности было создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью, воспитание осознанного отношение к своему здоровью. В нашем уголке есть массажные коврики, следочки, доска ребристая, мячи, гимнастические палки, ленты, атрибуты для проведения дыхательной гимнастики, обручи, канаты, мячи для метания, мешочки с песком, кольцебросы, кегли, дартс, атрибуты для проведения подвижных игр, картотека подвижных игр, дидактические игры спортивной тематики, а также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Предметное наполнение уголка мы применяем во время утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, во время подвижных игр в группе и на улице, в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей.

Подвижная игра «К флагу!»

Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу, учить ходить друг за другом.

Ход игры: Дети стоят лицом к воспитателю. Он берет в руки флажок и предлагает подойти поближе и посмотреть на него. Затем говорит «Флаг опускается – дети разбегаются», и флаг опускается. Дети бегут в разные стороны. Через 10-15 секунд воспитатель поднимает флаг и продолжает «Флаг поднимается – дети собираются!». Все подбегают к воспитателю. Игр повторяется несколько раз и заканчивается ходьбой. Впереди идет один из детей с флагом.

При создании развивающей среды группы мы старались учитывать особенности детей, посещающих нашу группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

Предметно-развивающая среда во 2 младшей группе.

Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.

Необходимо отметить, что грамотное построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Моя работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; стенд для детского творчества.

Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Стены в группе и спальне выкрашены в пастельных тонах. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей и способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.

Создавая развивающую среду, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне соответствуют росту детей младшего дошкольного возраста.

В учебной зоне размещены: центр творчества, уголок природы, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.

Работы детей мы размещаем в раздевалке на стенде творчества.

Часть учебной зоны выделена под мастерскую, где находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, в стеллаже, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных игрушек.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, типичных для нашего района, настольная игра «Животные степи», фигурки животных).

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Моделируя развивающую среду, мы выделили часть учебной зоны под кабинет, где разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В нашей группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.

Например, для девочек есть гладильная доска, утюги, куклы, пупсы, ванночка для мытья кукол, парикмахерская;

для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники, железная дорога

Обустроен уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна детей,

Создавая нашу развивающую среду, я постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

За период январь-июнь 2016 год был обновлен и пополнен театральный уголок.