Воспитание экологической культуры здорового образа жизни. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Этапы организации работы по реализации программы

Согласно требованиям ФГОС НО программа , безопасного и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, которые формируют сохранение и как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимают способ организации жизни и деятельности человека, представленный комплексом , обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон РФ «Об образовании»;
. ФГОС начального общего образования;
. «СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); . Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
. приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учреждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
. Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
. факторы риска, имеющиеся в образовательных учреждениях, ведущие к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся от первого к последнему году обучения;
. чувствительность детей и подростков к воздействиям при одновременной инертности к ним по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
. активно формирующиеся у младшего школьника комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
. особенности отношения младших школьников к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью предвидеть последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся:

Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически правильного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
. развивать представление об основных компонентах культуры здоровья и ЗОЖ;
. формировать установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовность к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе понимания собственных возможностей;
. формировать представление о правильном питании, его режиме, составе, полезных продуктах;
. сформировать представление об оптимальном режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
. развивать навыки позитивного общения;
. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
. сформировать навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки;
. сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, стремление воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; . сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
. способствовать осознанию обучающимися ценностей экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, не нарушать экологического равновесия в природе;
. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска: сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п., о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Исходя из этих и им подобных задач, которые сегодня являются понятными для общества в целом, разработана программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся, целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование основ экологической культуры через внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий, а также технологий развития экологической компетентности младших школьников.

Задачи программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Описать структуру системной работы по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
. рассмотреть систему гигиенических требований к условиям реализации государственных образовательных стандартов второго поколения;
. систематизировать методы и приемы рациональной организации учебного процесса в начальной школе;
. рассмотреть особенности просветительской работы с родителями по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся;
. осмыслить возможности использования приобретенных теоретических знаний применительно к своей предметной области.

Планируемые результаты реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Реализация Программы рассчитана на весь период обучения в начальной школе и предполагает получение следующих результатов - у обучающихся:

Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
. сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью
. сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
. сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
. сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
. заложены основы компетентности об основах формирования экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
. сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
. развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
. сформировано ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
. сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
. сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным

Направления реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся

Программа включает в себя следующие направления:

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры. В школьном здании созданы необходимые условия для сохранения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда всех участников образовательного процесса. В школе работает буфет, позволяющий организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным инвентарём. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает учитель физической культуры.

2. Формирования экологической культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России» . Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Формированию экологической культуры и бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни обучающихся. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты» , представленной в учебниках по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе. В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы.

Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание расширения знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках, и знаменательных датах.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, что важно для формирования экологической культуры. Учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни

Отслеживание промежуточных результатов реализации Программы предполагает использование технологической карты, в которой отражены оцениваемые критерии, имеющийся на конкретный момент результат и суждение эксперта, оценивающего результативность.

В общем виде в карте отражаются описанные ниже критерии.
1. Выполнение общих требований к программной документации:

Целенаправленность: конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность целей, ограниченность их достижения во времени
. Ясность: наличие четкого сценария действий
. Выполнимость с точки зрения предполагаемых затрат (сроки выполнения, степень сложности для исполнителей, ресурсная обеспеченность, достаточность предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
. Результативность: нацеленность на результат, гарантированность его достижения
. Выполнение требований к структуре программы

2. Комплексность и соответствие основным целям ФГОС:

Соответствие тематической направленности основных мероприятий программы ключевым положениям и целям ФГОС, основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП)
. Необходимость и степень важности заявленных мероприятий для достижения поставленных целей
. Наличие взаимосвязей между мероприятиями программы, взаимосвязь с другими элементами ООП
. Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс мероприятий (субъектность обучающихся; использование различных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)

3. Эффективность обозначенных в программе организационно-педагогических средств достижения поставленных целей

Формирование экологической культуры представлений об основах на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды
. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни обучающихся и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения
. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе
. Формирование установок на использование здорового питания
. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
. Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня
. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
. Становление умений противостоять вовлечению в курение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ
. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
. Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здороьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

В Приложении к статье представлена примерная форма технологической карты для оценки отслеживаемых критериев. В целом последовательная реализация программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни обучающихся должна принести свои результаты. К окончанию начальной школы согласно ФГОС НО у младшего школьника должны быть сформированы умения, навыки безопасного поведения, отношение к своему здоровью как к самоценности, понимание и стремление к организации собственной физической активности. Программа позволяет это реализовать.

Белова Ольга Алексеевна, заместитель заведующего

Азаматова Ольга Владимировна , старший воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

«Ни одно другое социальное окружение не оказывает

такое воздействие на формирование здоровой личности,

какое может осуществить образовательное учреждение…»

Американская Ассоциация Национального Здоровья

Актуальность

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, т.к. становится ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на природу, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Тема экологического воспитания не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых страдают взрослые и дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации.

Формирование начал экологической культуры:

Это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, а также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и зависимости здоровья, от состояния окружающей среды;

Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

И именно формирование начал экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников – одно из основных направлений образовательной деятельности в МАДОУ ЦРР – д/с № 146 города Тюмени.

Формирование представлений об основах экологической культуры дошкольников происходит на примере экологически безопасного поведения человека в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. И одним из ценностных методов, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, является метод проектной деятельности.

Общесадовый детско - родительский экологический проект «Чистая вода – здоровая планета»

Вид проекта: коллективный, социально- познавательный.

Длительность: 3 месяца

Цель проекта : Формирование экологических представлений о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе, основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром через наблюдения, опыты, исследовательскую работу.

Задачи:

  • формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья,

формирование личности, живущей по законам ЗОЖ;

  • развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего

здоровья;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к
  • формирование безопасного поведения в окружающей среде расширение

знаний и навыков по экологической культуре;

Целостность системы формирования экологической культуры и

здорового образа жизни воспитанников включила:

Создание развивающей среды;

Ориентацию на возраст;

Интеграцию и системность деятельности;

Преемственность и непрерывность, при тесном взаимодействии с семьей.

Вся деятельность проекта осуществлялась по трем направлениям:

  1. Создание развивающей среды.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность.
  3. Творческая деятельность.

Модель «трех вопросов» помогла педагогам каждой возрастной группы спланировать свой проект.

Дети знают: вода нужна всем; все пьют воду, водой умываются; вода нам помогаем готовить, стирать, убирать; воды много в морях, реках, озерах; воду нельзя загрязнять; летом идет дождь, а зимой – снег и это все вода; вода прозрачная.

Дети хотели бы узнать: где еще вода помогает человеку; кому еще нужна вода и для чего; почему нельзя пить воду из моря, талую воду; где «живет» вода; воды много, но почему все говорят: «Берегите воду!» и как ее беречь; как очистить воду, если она уже грязная; куда исчезает вода из чайника; почему сахар в воде становится невидимым; откуда в кране берется вода и почему не кончается?

А чтобы проект был увлекательным, далее педагоги, объединившись в творческие группы (по параллелям: 3 младшие, 3 средние, 3 старшие, 3 подготовительные группы), объединив в одну творческую игру, разработали итоговые познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста).

Мир природы нельзя познать по картинке и для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. И чтобы настроить детей на новый проект, педагоги насытили развивающую среду природоведческой литературой. Именно произведения известных детских писателей природоведов помогли дать детям экологические знания, например, рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» или М. Пришвина «Живительный дождь» и др. Природа в этих произведениях выступает, как основа всего живого, соединяющая воедино все начала.

Оснастили группы иллюстрированным материалом, дидактическими играми и атрибутами, которые помогают сформировать представления у детей представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Созданы и использованы дидактические игры: «Воздух, земля, вода» (экологические цепочки); «Кто где живет?»; лото «Вода в природе», «Морские животные», «Кому и зачем нужна вода?»; «Морские обитатели» (пазлы); «Круговорот воды в природе»; «Календарь природы», «На рыбалке» и др.

Подобран наглядно-дидактический материал: «Планета Земля. Природа», «Что мы знаем о воде», «Какой бывает вода», «Природные и погодные явления», «Вода в природе», «Что происходит в природе», «Расскажите детям о морских обитателях», «Обитатели морей и океанов», «Экзотические обитатели водных просторов» и др.

Постепенно в группах появлялись разнообразные природные зоны: коллажи и макеты тайги, тундры, Северного полюса, разнообразных водоемов (морское дно, озеро, болото, их обитатели); плакаты, отражающие водоворот воды в природе, выставки рисунков, поделок, мини – огород, «сухие аквариумы», картотеки экспериментов и многое другое, оживилась работа в лабораториях.

Экологические макеты, изготовленные совместно с воспитанниками, используются на занятиях, и в самостоятельных играх. Они являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. А педагогам, позволяет закреплять и систематизировать знания детей об окружающем мире и его особенностях.

И как показали результаты проекта, именно насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в каждой группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни каждого ребенка, основным средством формирования основ экологической культуры, источником его знаний и положительного социального опыта.

Очень велико значение природоведческой книги, через неё педагоги знакомят детей с окружающим миром, раскрывают тайны природы. Например, произведения известных детских писателей природоведов Пришвина «Живительный дождь», рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» обращают внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.

Что вода – вещество привычное и необычное дети убедились в ходе исследовательской деятельности. В каждой возрастной группе проводились эксперименты водой. Благодаря практической деятельности самостоятельно делали выводы, что вода это единственное вещество, которое переходит в природе из одного состояния в другое (вода, пар, снег, лед). Убедились в том, что вода хороший растворитель - и именно поэтому, если в нее попадают вредные, ядовитые вещества, она тоже становится ядовитой и вредной для всего живого. С помощью экспериментов убедились в том, что загрязнить воду легко, а очистить очень сложно. А ведь людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями.

Просмотр познавательного мультфильма «Откуда берется кислотный дождь» в группах старшего дошкольного возраста вызвал массу эмоций. Узнав, что до начала промышленной эпохи вода в естественных, природных условиях была чистой, но по мере развития цивилизации, техногенных катастроф люди стали загрязнять источники воды отходами своей деятельности. Совместно, пришли к выводу: что источниками загрязнения воды являются Промышленность, Нефтедобыча и транспортировка нефти и др. (Энергетика,бытовая сфера, сельское хозяйство).

Просмотр презентаций, познавательных фильмов и мультфильмов («Капля», «Приключение капельки», «Круговорот воды в природе», «Зачем нужно беречь воду», «Мир глазами капельки», «Что делают с водой животные», «Опустевшая река», «Драгоценная вода», «Свойства воды», «Как вода становится паром и росой», «Три состояния воды», «Секреты здоровья», «Вода, вода, кругом вода!», «Нужная и важная вода», «Что такое водопад», «Что такое болото», «Что такое река», «Что такое рыбы», «Животные морей и океанов», «Способы очистки воды в домашних условиях», «Безопасность на воде») не только углубил знания детей, но и позволил сделать их более яркими и эмоционально окрашенными и показать детям значение воды и научить беречь ее. Они даже стали предлагать решение проблем: «когда я стану

взрослым, посажу много деревьев»; «я придумаю современные фильтры для очистки рек и озер»; «открою современный мусоро-перерабатывающий завод для правильной переработки мусора». В результате полученных знаний, дети нашли свои собственные эффективные методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Демонстрационный опыт «Делаем облако и дождь» позволил детям убедиться в том, что в природе действительно происходит круговорот воды. Педагог, поставив на стол стеклянную банку с горячей водой, закрыла ее крышкой, на крышку положили кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, стал охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар начал конденсироваться, образуя капли воды, капли воды становясь тяжелыми, вновь падали в сосуд. С помощью элементарного опыта, дети узнали, что именно так и происходит в природе: крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде дождя или града и снега.

А наблюдая за снегопадом, обратили внимание, на то, какой белый снег и как легко дышится. Набрав снег в баночку, принесли в группу, понаблюдав за таянием снега, еще раз убедились, что вода становится мутной с мелкими темными точками. Педагог объясняет, что снег , падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких вредных частиц, очищая тем самым воздух, и, несмотря на то, что он кажется белым - всё равно грязный. Еще раз убедившись, что снег – это вода, дети выстроитли экологическую цепочку: если загрязненная вода испаряется в облака, то и осадки в виде дождя и снега выпадают на землю загрязненными, вредными для растущих и живых организмов.

Просмотр мультфильма «Сколько воды на земле?» донес до сознания детей, что пресная вода - источник жизни, но ее на земле очень мало по сравнению с соленой, которая содержится в морях и океанах.

В каждой группе созданы «Лаборатории» постоянных наблюдений и опытов для установления взаимосвязей в природе. Дети подготовительной группы, экспериментальным путем, решили попробовать добыть пресную воду из соленой (морской) воды. Налили в таз воду, добавили соль, тщательно размешали, попробовав на вкус, определили - вода соленая. Взяли пластиковый стакан, для того, чтобы он не всплывал, положили на дно промытую гальку, и поставили стакан в середину таза с водой. Сверху натянули пленку, завязав ее вокруг таза. Продавили пленку в центре над стаканчиком и положили в углубление еще один камешек. Таз поставили на подоконник ближе к батарее. На следующий день дети увидели, в стакане накопилась несоленая, чистая питьевая вода, но ее очень немного. Дети еще раз убедились, что вода под воздействием тепла - испаряется, превращается в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан, а вот соль же не испаряется и остается в тазу. Дети пришли к выводу, что из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду. А эти, приобретенные знания помогут им, если они когда-нибудь окажутся в экстремальной ситуации. Этот эксперимент и просмотр мультфильма, очень впечатлили детей, теперь многие следят за тем, чтобы краны были закрыты.

Кроме того, опыты с водой проводились в семье. Дети готовили сообщения о воде на тему: «Как человек использует воду», «Круговорот воды в природе», «Можно ли жить без воды» и др. Из сообщения «Как вода попадает в дом», дети узнали, что мы пользуемся артезианской водой, ее очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, дальше - фильтры, где становиться совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры – водопроводчики построили длинные пути к каждому дому, детскому саду, магазину.

Просмотр документального фильма о последствиях катастрофы нефтяного танкера (гибель рыб, птиц, млекопитающих), произвел на детей очень удручающее впечатление. На вопрос, какими дети хотят видеть и какими должны быть все водоемы на планете земля дети просто наперебой стали говорить: вода должна быть чистой, здоровой, вкусной; люди на всей планете, должны беречь и охранять водоемы, не строить заводы и фабрики на брегах рек, или нужно строить очистительные сооружения; нельзя мыть автомобили на берегах водоемов, следить за тем, чтобы корабли, танкеры, катера, были исправными. Конечно, эти выводы дети делали на основе полученных знаний.

Проведя с детьми старших групп, мозговой штурм о том, сможем ли мы хоть один день прожить без воды, выяснили, что вода необходима практически везде: для того, чтобы помыть пол, протереть пыль, помыть игрушки, полить цветы, помыть посуду и т.д. Зная о пользе растений, о том, что они выделяют кислород, которым мы дышим, а поглощают вредный воздух, обеспечивая им необходимый уход, дети сделали выводы, что без воды растения начинают погибать, значит, вода - это не только источник жизни человека и животных, но и растений. И сделали еще одно, неожиданное умозаключение - без воды невозможно приготовить никакую пищу, даже испечь хлеб! На вопрос, как они понимают выражение: «Чистота-залог здоровья!» дети объяснили, что именно вода помогает сохранить наше здоровье.

Организованная работа с детьми делала их не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными участниками. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине и т.д.

Итак, заключительным этапом работы над проектом во всех возрастных стали, итоговые детско – родительские познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста). Разученные в рамках темы проекта, поэтические тексты, танцы и песни, познавательные викторины (в соответствии с полученными знаниями), эксперименты с водой, игры, творческие задания и т.п., позволили сделать итоговые мероприятия познавательными, содержательными, интересными, захватывающими.

В младших группах и средних группах заключительным и логическим завершением проекта, стало развлечение «Волшебница Вода». Дети показали все свои знания и умения, представив их в творческом ключе, в эмоциональной форме «рассказав» о драгоценном даре природы - воде, и показав еще раз, что, загрязняя воду, мы загрязняем планету, тем самым, наносим вред всему живому.

В старших группах, в процессе развлечения инсценирован спектакль «Сказка о ручейке». Это сказка о том, как весной родился маленький жизнерадостный ручеек. Он креп и наполнялся водами, к нему прилетали насекомые, птицы, прибегали животные, и ни для кого он не жалел чистой прозрачной воды. Когда медведь и ежик «обидели» ручеек, он затянулся тиной и перестал весело журчать. Негде стало животным напиться водички в жаркие летние деньки и пошли они искать ручеек, чтобы помочь ему. В процессе подготовки к спектаклю дети осознали, что небрежное, расточительное отношение к воде, водоемам может привести к их исчезновению.




В подготовительных группах поставлен спектакль «Вода – главное чудо Земли» о том, как царь отправил своих сыновей походить по земле – Матушке, принести чудо - чудное. Злато – серебро, драгоценные камни принесли старшие сыновья, а один принес обыкновенную простую воду, и стали все над ним потешаться... И у царя это вызвало удивление: «Зачем простой воды мне принес?». И впечатлил рассказ третьего сына не только царя-батюшку, но и всех участников проекта:

«Встретил по дороге путника я, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибель леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел, страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства».

И объявил царь воду самым большим чудом земли. Повелел в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять!


Родители в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. Результативность проекта была отмечена родителями: дети стали больше проявлять инициативы, активно рассказывать о том, что узнали нового, стали больше интересоваться познавательными фильмами, мультфильмами, книгами, журналами на экологическую тематику, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.

Вся вышеперечисленная деятельность была направлена на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т.е. к развитию у детей экологического природоохранного сознания.

Самый главный результат проекта «Чистая вода – здоровая планета» - у детей сформировались начальные представления о воде, как источнике жизни и здоровья.

Эко логическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраст! .

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание».

2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека

4. Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении

5. Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе

Формы и методы валеологического воспитания школьников.

Эпиграф:

“Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”

ВА. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”

1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Современные экологические проблемы.

Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.

На государственном уровне об экологических проблемах задумывались еще несколько столетий назад. Так, например, в России во времена правления Петра I была разработан проект создания «коллегии для усовершенствования природы». Постепенно экология расширила сферу своих интересов, и сейчас она изучает весь окружающий человека мир, делая акцент на отношениях между организмами и внешними факторами (физическими, биологическими, химическими и др.).

Энциклопедический словарь дает такое современное толкование экологии: «Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

В ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природоиспользования и охраны живых организмов. Это было обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния окружающей среды вследствие техногенных катастроф, испытаний различного вида оружия, нерационального использования природных ресурсов человеком и др. причин. На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека.

На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий.

Экологическое образование – это:

· разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);

· изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;

· связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.

На этой основе выпускник средней школы должен знать:

· экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;

· причины обострения современных экологических проблем;

· пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);

· возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).

Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.

Цель экологического воспитания формирование у школьников экологической культуры , которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.

Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

Экологическое сознание включает в себя:

· экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в сфере их обитания и в целом, в окружающей среде);

· эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром);



· экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду).

Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней;

Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.

2. Задачи и содержание экологического образования и воспитания школьников

Обозначенные выше компоненты экологической культуры определяют следующие основные задачи экологического образования и экологического воспитания школьников:

· формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека;

· развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих;

· формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства;

· стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.

Большие возможности в плане экологического образования и воспитания учащихся содержит учебный процесс , особенно такие дисциплины как биология, химия, география, физика (учащиеся изучают природу как среду обитания, физические факторы природной среды, развитие энергетики и ее экологические показатели, биосферу и ее охрану, природные катастрофы и пути защиты от них, средства борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.).

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад и предметы гуманитарного и художественного цикла – история, «Человек. Общество. Государство», литература, изобразительное искусство, музыка.

Изучая гуманитарные предметы, школьники знакомятся со спецификой природоохранительной деятельности в нашем обществе, с законодательством, регулирующим отношение к природе государственных и общественных организаций, а также всего населения в целом.

Предметы художественного цикла раскрывают эстетическую сущность природы, оказывающую огромное влияние на нравственность человека и его отношение к природе и ко всему живому.

Полученные на уроках знания служат основой для дальнейшего экологического образования и воспитания школьников в сфере внеурочного времени. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера.

К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся:

· деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. В их программах предусматривается не только просветительская работа, но и практические работы – очистка леса, парка, организация зоны отдыха, благоустройство микрорайона, работа в лесничестве или заказнике, организация живых уголков в школах и центрах детского творчества и т.д.;

· разработка экологической тропы , которая может быть рассчитана на разные категории посетителей – 1) педагогов, воспитателей, студентов вузов; 2) дошкольников, учащихся средних школ и училищ; 3) взрослого населения. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.);

· деятельность туристско-краеведческих кружков и секций , изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний;

· работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях.

К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся:

беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);

трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района;

– дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.);

литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.);

встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.);

экскурсии на природу с выполнением различных заданий (выполнение зарисовок с натуры, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление отчетов и сочинений по итогам экскурсии).

читательскиеконференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы («Белый Бим – Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «»Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В. Распутина и др.).

Цель

реализация комплексной системы мер по формированию экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в условиях школы, создание санитарно- гигиенических условий в сочетании с грамотным просвещением и соблюдением принципов природосообразности и целостности развития личности ребёнка.

Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

Расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование

ряда основополагающих экологических понятий;

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности

учащихся по изучению и охране окружающей среды;

Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование

заинтересованного отношения к собственному здоровью, позитивных факторах,

влияющих на здоровье);

Формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме,

структуре, полезных продуктах;

Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возра-

стных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях

физической культурой и спортом;

Формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и

отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и

контролировать свой режим дня;

Формирование представления с учётом принципа информационной безопасности

о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная актив-

ность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и

причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиках и других

психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

Научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие

сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены и развить

готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здо-

Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в

том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, учас-

тия в азартных играх;

Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здо-

рового образа жизни;

Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым

вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, раз-

витие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе исполь-

зования навыков личной гигиены;

Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстрема-

льные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного пове-

дения, то есть грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встре-

титься на жизненном пути;

Сформировать у детей устойчивые привычки дисциплинированного, осторо

жного поведения на улицах, дорогах, в быту, навыки самоконтроля,

самоорганизации в определённых жизненных ситуациях.

С целью исключения или минимизации вредных для здоровья учащихся воздействий школы и всего образовательного процесса, в школе должно быть сформировано здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство. В психолого – педагогической модели, основанной на приоритете психолого-педагогических принципах и здоровьесберегающей педагогики, основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся должна быть отведена учителю.

Модель формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает в себя:

1) Анализ состояния и планирование работы по данному направлению;

2) Просветительскую работу

а) просветительско-воспитательная работа с обучающимися;

б) просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами,

родителями.

В школе отдаётся приоритет здоровью, то есть грамотной заботе о здоровье, соблюдая принципы здоровьесберегающей педагогики:

Принцип не нанесения вреда;

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть всё происходящее в учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др., оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно – нравственного);

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно – нравственного здоровья);

Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учётом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно – воспитательной работе);

Принцип субъект – субъективного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за своё здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход;

Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологом, медицинским работником согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий над негативными. Приоритет активных методов обучения;

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии: для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является охранительным (щадящим), ниже утомляющего.

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно –оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями и должна способствовать формированию ответственного отношения к природе, ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание».

2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека

4. Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении

5. Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе

6. Формы и методы валеологического воспитания школьников.

Эпиграф:

“Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”

ВА. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”

1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Современные экологические проблемы.

Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.

На государственном уровне об экологических проблемах задумывались еще несколько столетий назад. Так, например, в России во времена правления Петра I была разработан проект создания «коллегии для усовершенствования природы». Постепенно экология расширила сферу своих интересов, и сейчас она изучает весь окружающий человека мир, делая акцент на отношениях между организмами и внешними факторами (физическими, биологическими, химическими и др.).

Энциклопедический словарь дает такое современное толкование экологии: «Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

В ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природоиспользования и охраны живых организмов. Это было обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния окружающей среды вследствие техногенных катастроф, испытаний различного вида оружия, нерационального использования природных ресурсов человеком и др. причин. На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека.

На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий.

Экологическое образование – это:

    разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);

    изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;

    связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.

На этой основе выпускник средней школы должен знать:

    экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;

    причины обострения современных экологических проблем;

    пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);

    возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).

Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.

Цель экологического воспитания формирование у школьников экологической культуры , которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.

2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

Экологическое сознание включает в себя:

    экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в сфере их обитания и в целом, в окружающей среде);

    эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром);

    экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду).

Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней;

Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.

2. Задачи и содержание экологического образования и воспитания школьников

Обозначенные выше компоненты экологической культуры определяют следующие основные задачи экологического образования и экологического воспитания школьников:

    формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека;

    развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих;

    формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства;

    стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.

Большие возможности в плане экологического образования и воспитания учащихся содержит учебный процесс , особенно такие дисциплины как биология, химия, география, физика (учащиеся изучают природу как среду обитания, физические факторы природной среды, развитие энергетики и ее экологические показатели, биосферу и ее охрану, природные катастрофы и пути защиты от них, средства борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.).

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад и предметы гуманитарного и художественного цикла – история, «Человек. Общество. Государство», литература, изобразительное искусство, музыка.

Изучая гуманитарные предметы, школьники знакомятся со спецификой природоохранительной деятельности в нашем обществе, с законодательством, регулирующим отношение к природе государственных и общественных организаций, а также всего населения в целом.

Предметы художественного цикла раскрывают эстетическую сущность природы, оказывающую огромное влияние на нравственность человека и его отношение к природе и ко всему живому.

Полученные на уроках знания служат основой для дальнейшего экологического образования и воспитания школьников в сфере внеурочного времени. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера.

К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся:

    деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. В их программах предусматривается не только просветительская работа, но и практические работы – очистка леса, парка, организация зоны отдыха, благоустройство микрорайона, работа в лесничестве или заказнике, организация живых уголков в школах и центрах детского творчества и т.д.;

    разработка экологической тропы, которая может быть рассчитана на разные категории посетителей – 1) педагогов, воспитателей, студентов вузов; 2) дошкольников, учащихся средних школ и училищ; 3) взрослого населения. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.);

    деятельность туристско-краеведческих кружков и секций, изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний;

    работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях.

К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся:

– беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);

– трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района;

– дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.);

– литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.);

– встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.);

    экскурсии на природу с выполнением различных заданий (выполнение зарисовок с натуры, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление отчетов и сочинений по итогам экскурсии).

    читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы («Белый Бим – Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «»Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В. Распутина и др.).

3. Принципы экологического образования учащихся. Показатели экологической воспитанности.

Принципы экологического образования школьников:

    междисциплинарный подход в формировании экологической культуры;

    систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

    единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды;

    взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Показатели экологической воспитанности:

    понимание экологических проблем;

    сознание ответственности;

    активная природоохранительная деятельность;

    развитое чувство любви к природе (умение видеть и наслаждаться).

3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов: 50 %- образа жизни, 20%- наследственности, 20 %-экологической обстановки, 10 % - здравоохранения”. Давайте, исходя из этой позиции, рассмотрим состояние этой проблемы на сегодняшний день.

В числе причин, приведших к проблемам нарушения здоровья, мы можем назвать следующие:

– ухудшение экологического состояния окружающей среды, вызывающее ряд серьезных заболеваний;

– завышенные учебные нагрузки школьников, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость;

– малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома (как следствие - нарушение осанки, сколиоз, повышенное артериальное давление и т.д.);

– нерегулярность и несбалансированность питания детей;

– неблагоприятный психологический климат и периодически возникающие стрессы в ходе учебно-воспитательного процесса школы и др.

В 1980 г. И.И. Брехман ввел термин “Валеология” (от лат. Valeo- здравствовать, быть здоровым), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека. При этом Брехман обращая внимание на то, что “наука о здоровье должна быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии и др. наук”, так как здоровый образ жизни зависит от знаний и умений человека, которые он может получить, знакомясь с этими науками. На современном этапе педагогическая валеология, являясь междисциплинарной наукой, также использует достижения педагогики, философии, физиологии, традиционной и нетрадиционной медицины.

Одна из главных задач валеологического воспитания убеждение и мотивация учащихся следовать главному закону валеологии закону меры. Для этого педагогу необходимо самому владеть системой валеологических знаний, включающей знания физиологии человека и правил личной гигиены, основных законов здорового образа жизни, сущности и последствий экологических проблем и способов взаимодействия человека с окружающей средой. Следующая важнейшая задача педагога создавать необходимые условия для оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса и осуществлять систематический контроль за их реализацией. Рассмотрим эти условия.

4. Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении

1. Необходимо планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой недели и учебной четверти с учетом биоритмов развивающейся личности. Так работоспособность в течение дня приходится с 8 до 12 час. и с 15 до 17 час. вечера. Следовательно, расписание уроков в первую и вторую смену должно быть планировано с учетом взаимообусловленности формы занятия, уровня сложности материала и работоспособности учащихся. При этом и в первую и во вторую смену самыми плодотворными считаются уроки со второго по четвертый. В течение недели наиболее продуктивные дни - со вторника до пятницы, что также нужно учитывать при составлении расписания уроков. На фоне всего учебного года наиболее неблагоприятными периодами для здоровья личности считаются первая половина весны и вторая половина осени, когда организм человека ослаблен, проявляется авитаминоз и др. Также отличаются уровнем работоспособности учащихся различных школьных возрастов. Наибольшая работоспособность проявляется по данным медиков и физиологов с 10 до 12 лет, затем с 16–18 лет. С 13 до 15 лет организм подростка является менее работоспособным на фоне происходящих возрастных физиологических изменений. Все эти факты необходимо учитывать педагогам при планировании урочной и внеклассной деятельности учащимися, их физических нагрузок.

2. Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся. С этой целью мебель учебных помещений (столы и парты) должна соответствовать возрасту учеников, освещенность кабинетов должна соответствовать принятым нормам, в специальных помещениях (спортзал, мастерские и др.) состояние оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности.

3. Большое значение имеет соблюдение гигиенических норм в условиях школы. К ним относят чистоту и регулярную проветриваемостъ учебных кабинетов и служебных помещений (санузлов, столовой и т.д.); соблюдение режима питания в школьной столовой, его рациональность и полноценность; контроль за содержанием учащимися в чистоте своих обуви и одежды.

5. Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе

Как правило, продуктивная учебная деятельность требует от учащихся максимальной затраты физических, интеллектуальных и эмоциональных сил. На этом фоне на результат учебной деятельности значительное влияние оказывает психологический климат, в котором осуществляется жизнедеятельность учащихся в условиях школы. Как показывают результаты исследования М. Безруких, отраженные в статье “Здоровье детей”, (Учительская газета, 1996 г., № 10) “... при прочих равных условиях в классах с бескомпромиссным, властным учителем, придерживающимся жестких требований, текущая заболеваемость в два раза выше, почти втрое больше детей с нарушениями нервно-психического здоровья, чем в параллельном классе - с мягким, доброжелательным преподавателем”. Это же подтверждает исследование В.Н. Касаткина, который заявляет, что у доброжелательно настроенных учителей заболеваемость детей в классе на 15 % ниже, чем у работающих авторитарно. Усугубляет обстановку нежелание или неумение учителя считаться с учебными возможностями учащихся, связанными с их индивидуально-психологическими особенностями и способностями, состоянием здоровья. Таким образом, одна из причин, приводящих к разрушению здоровья ученика – периодически возникающие в процессе обучения стрессы и нервно-психические перегрузки, которые в свою очередь вызывают негативное отношение учащихся, как к самому учителю, так и к преподаваемому им предмету.

Другой причиной, негативно влияющей на здоровье учеников, выступает нерациональное структурирование учебного процесса. Это в свою очередь вызывает учебные перегрузки школьников и быструю утомляемость. Как следствие, не только ослабление физического здоровья, но и угнетенное психологическое состояние школьников, а также их формальное отношение к изучаемым предметам.

На этом фоне современная валеологическая педагогика предлагает следующие пути нравственно-психологического оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса:

– создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников;

– рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности;

– создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;

– организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т.д.;

– устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.

6. Формы и методы валео л огического воспитания школьников.

Специальные формы и методы оздоровления учащихся и формирования у них здорового образа жизни призвана осуществлять в условиях школы валеологическая служба. Как правило, в ее штат входят медицинский работник, педагог-валеолог, психолог, социальный педагог (если есть в школе). В деятельности этой службы принимают участие также все учителя и воспитатели школы, Валеологическая служба призвана выполнять следующие функции в условиях школы.

1. Диагностическая функция (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью путем систематического осмотра и контроля, соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи)

2. Профилактическая функция (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдения правил личной гигиены и поведения на воде, влияния на здоровье пагубных привычек - употребление алкоголя, наркотических средств, курение и т.д.)

3. Корректирующая функция (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в шкоде, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни - соблюдении режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.)

4. Консультативная функция (привлечение к валеологической пропаганде среди учащихся психологов, психотерапевтов, врачей, спасателей и т.д. с беседами, лекциями, практическими занятиями.)

Оздоровление учащихся в процессе физического воспитания

Одним из основных путей оздоровления учащихся является физическое воспитание в условиях учебного учреждения. Физическое воспитание рассматривают как процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие и саморазвитие физической культуры человека. Физическое воспитание предполагает организацию активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, осмысление школьниками психофизиологической сущности и влияния занятий физической культурой на состояние организма, формирование навыков здорового образа жизни.

Физическое воспитание призвано решать в условиях школы следующие задачи:

Оздоровительные: содействие укреплению здоровья учащихся; развитие двигательной и костно-мышечной системы; формирование двигательных навыков; разностороннее развитие физических способностей; повышение физической и умственной работоспособности, повышение жизнедеятельности организма, его закаливание; формирование привычки заботиться о собственном здоровье и нормальном самочувствии.

Образовательные: овладение школьниками основами знаний в области физической культуры и способами их применения с целью физического самосовершенствования; формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности, а также связанных с самозащитой в экстремальных ситуациях.

Развивающие: развитие стремления к здоровому образу жизни и формирование на этом фоне негативного отношения к пагубным привычкам (алкоголь, курение и т.д.); развитие навыков физического самовоспитания и соответствующих личностных качеств - целеустремленности, выносливости, силы воли, решительности, ответственности и др.; индивидуальная работа с физически одаренными детьми в различных областях спорта.

При реализации названных задач в ходе учебно-воспитательного процесса необходимо опираться на основные средства физического воспитания, в качестве которых выступают:

Естественные силы природы (солнце, вода, воздух)

Режим питания, труда и отдыха

Утренняя гимнастика,

Уроки физкультуры и спецподготовки

Внеклассная спортивно-массовая работа, включающая спортивные праздники (“Спортландия” и др.), соревнования по различным видам спорта, спортивные игры (“Зарница” и др.), работу спортивных секций, туристические походы.

При организации физкультурно-оздоровительной деятельности, как в учебном процессе, так и в ходе внеклассной воспитательной работы используются, как правило, следующие методы физического воспитания:

Физические упражнения или физическая тренировка;

Методы убеждения и разъяснения;

Метод положительного примера

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ...

  • Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни

    Реферат >> Педагогика

    Способствующие формированию валеологической грамотности, организации здорового образа жизни , укреплению здоровья учащихся в сфере общеобразовательной учебной деятельности, физической культуры ...

  • Формирование здорового образа жизни подростков на примере старшеклассников п Стойба Амурской области

    Дипломная работа >> Педагогика

    На пропаганду здорового образа жизни ), физической культуры и спорта. Формирование здорового образа жизни важнейшая обязанность... здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков отношения к здоровому образу жизни ...

  • Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

    Курсовая работа >> Психология

    И половой культуры ;- искоренение вредных привычек. 2. Учет в процессе формирования установки структуры... самих учащихся , учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни , спорте, экологических аспектах здоровья , ...

  • Формирование здорового образа жизни младших школьников (1)

    Дипломная работа >> Педагогика

    Совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся , их родителей, педагогов. С... экологических , деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Здоровый образ жизни ...