«Сад и огород». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Огород на окне в детском саду: оформление (идеи) Растения садов и огородов в средней группе

Программные задачи: 1. Закреплять умение правильно называть овощи и фрукты. 2. Уточнять представление об обобщающем понятии овощи и фрукты. 3. Развивать умение обследовать предмет, выделять некоторые его свойства и качества. 4. Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, различать отдельные звуки в словах. 5. Воспитывать умение слушать друг друга.

Материал: игрушка Копатыч, корзинка с муляжами овощей и фруктов, мешочек с овощами и фруктами, разрезные картинки, блюдце с кусочками фруктов, ложечки по количеству детей.

Ход занятия.
Дети входят в группу. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: — Ой, ребята, кто-то к нам пришел в гости (открывается дверь, там медвежонок Копатыч).
Копатыч: – Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Как и обещал пришел к вам в гости. Я собрал большой урожай, но ни как не могу в нем разобраться. Где тут что? Пришел к вам за помощью. Помогите мне.
Воспитатель: – Ребята, поможем Копатычу? (да)
Копатыч : – Я принес вам свой урожай.
Воспитатель : — Ребята, давайте посмотрим, что же у Копатыча в корзинке.
Дети подходят к столу (все содержимое высыпаем на поднос).

Воспитатель: – Сколько здесь всего. А давайте разложим овощи и фрукты по тарелочкам (предлагаются тарелочки с сигналами).
Копатыч : – Возьмите по одному предмету и положите на ту тарелочку, на которую вы считаете правильным. Дети раскладывают овощи и фрукты.
– Посмотрите, дети, что мы положим на эту тарелочку. Почему? Как одним словом можем назвать? А на другую?
Воспитатель : — Вот, Копатыч, посмотри на эти тарелочки и запоминай! Перечислим, что положили на тарелочки.

Также интересное занятие по познавательному развитию:

II. Наш гость устал с дороги, пойдемте на стульчики, поиграем с Копатычем и еще расскажем ему что-нибудь интересное.
Воспитатель : – Игра называется «Угадай-ка овощи». Покажем медвежонку, что мы с вами умеем отгадывать овощи и на ощупь. Я положу несколько овощей в корзинку, а вы закрытыми глазами достаете и называете овощ и показываете ребятам, затем рассказываете все, что про него знаете (в корзинке 4 овоща).Ребята составляют небольшие рассказы об овощах.
Воспитатель : – А ты, Копатыч, все запомнил?

А теперь поиграем в игру «Есть у нас огород!» (физ. пауза)
Есть у нас огород
Там морковка растет
Вот такой вышины
Вот такой низины
Вот такой ширины
Вот такой ужины
Ты морковка, поспеши
С нами вместе попляши.

III. А теперь пойдемте на полянку вместе с Копатычем, будем собирать волшебные картинки (дети садятся на ковер, собирают картинки фруктов и овощей, разрезанные на части).
Воспитатель : – Посмотри, Копатыч, что у ребят получилось! Что можно приготовить из овощей и фруктов?
Копатыч : – Молодцы ребята! Вы так хорошо все знаете! А теперь я приготовил для вас вкусные загадки. Посмотрим, справитесь ли вы?
Дети идут к столу. (Под салфеткой спрятаны кусочки фруктов и овощей).

– Вы будете закрытыми глазами, угадывать на вкус, что за фрукты вы съели? (Одному ребенку завязывают глаза и дают попробовать). Что ты ешь? Какой он на вкус?
Воспитатель : – Ну что, Копатыч, справились ребята с твоими загадками?
Копатыч : — Ваши ребята, замечательно знают фрукты! Я очень рад, что обратился к вам за помощью. А у меня для вас подарки.
Копатыч дарит ребятам раскраски и прощается с ними.

Название: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Во саду, ли во огороде»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №17 «Ручеёк»
Месторасположение: Архангельская область, город Северодвинск

Долгосрочный проект

в средней группе

Тема: «Чудо-огород»

Вид проекта: познавательно - практический.

Участники проекта : воспитатели - дети - родители.

Продолжительность проекта: 6 месяцев (с марта по август 2013 года)

Актуальность темы проекта: Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Обогатить знания детей об окружающем мире, через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность. Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Программные задачи:

  1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
  2. учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
  3. обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. 4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
  4. воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
  5. знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
  6. знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни), развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить урожай зелени, огурцов, помидоров, перца, выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Основные принципы работы.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Мордовии.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги - дети - родители:

Дети.

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Мордовии, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.

Возрастание речевой компетенции:

Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предварительная работа.

Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.

Приобретение семян, контейнеров, земли.

Сбор коллекции семян.

Выставка книг с русскими и мордовскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.

Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».

Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т.д.)

Практическая часть проекта.

Беседа «Что такое огород и что на нем растет»

Опыты «Наблюдение за ростом лука, овса»

Эксперименты: «Узнаем: какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения»,

Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т.д.

План экспериментальной деятельности .

Беседа: «Узнаем: какая земля».

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Беседа: «Вода и растения».

Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Беседа: «Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Беседа: «Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудо-огород».

Мероприятия

Ответственные

Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо-огород».

воспитатель

Расширять кругозор детей.

воспитатель

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

воспитатель

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

воспитатель

Познакомить с фольклорными

произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

Развивать опытническую экспериментальную деятельность

родители

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, С. Маршака, напомнить содержание сказки «Репка».

воспитатель

Учить ухаживать за растениями.

воспитатель

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

воспитатель

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

Учить оказывать взрослым посильную помощь.

воспитатель

16.Сбор урожая огурцов, перца, помидоры для столовой ДОУ.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Заключительная часть проекта:

- Сбор урожая.

Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.

Презентация фотоальбома «Чудо-огород».

Литература:

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме

«Наш зеленый огород нас прокормит круглый год»

(средняя группа, сентябрь 2-я неделя)

Цель: Обобщение представления об овощах и их пользе для человека.

Задачи:

Обучающая: Формировать представления о пользе растений для человека.

Развивающая: Закреплять умение различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи (капуста, лук, морковь, картофель и др)

Воспитательная: Воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

Итоговое мероприятие: творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»!

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами по реализации образовательной программы ДО

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПОНЕДЕЛЬНИК

I. Изобразительная деятельность «Яблочки на яблоне»

Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать дерево, передовая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить приему рисования листьев. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценки своих работ.

Цветные карандаши или восковые мелки бумага ½ листа на каждого ребенка

Среда взаимодействия: ребенок-воспитатель, ребенок

Ребенок

Примерный план действий:

  1. Мотивационно побудительный этап: Проговорить с детьми о том, что в садах поспели яблоки, они круглые, румяные.
  2. Основной этап: Предложить 2 детям нарисовать дерево возле доски, Затем показать как можно круговыми движениями изобразить листья. Пальчиковая игра «Мои игрушки»
  3. Рефлексивный этап: Предложить поставить рисунки ребят на доску и поговорить о том, как много нарисовали яблонь.

II. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя. Подготовка к осеннему празднику «Наш веселый огород»

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики «Мы сажали огород»

Беседа: «С корзиной в огород»

Цель: Знакомить с новыми понятиями.

Артикуляционная гимнастика «Овощи»

Д/И «Сад огород»

Творческая мастерская: «Изготовления овощей из использованного материала»

Прогулка

Наблюдение за почвой Цель: учить видеть зависимость состояние почвы от погоды.

Опыт «Состояние почвы зависимости от температуры П/И «Удочка»

Д/И «Что где растет»

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Игра «Большой- маленький»

СРИ «Мы поможем бабушке на огороде»

Прогулка Наблюдение за почвой (продолжить опыт с почвой)

П/И «Кто скорее до флажка»

Д/И «Вершки корешки»

Первая половина дня

Иллюстрации овощи и фрукты.

Раскраски овощи и фрукты. Дидактически мультфильм «Огород»

Внесения масок в уголок театрализации «Овощи»

Прогулка

Выносной материал, лопатки, ведерки, машинки, мячи.

Вторая половина дня

Муляж овощей и фруктов для игры «Собири кузовок»

Беседа «Начинаем, учится вместе»

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

ВТОРНИК

II. Познавательно-исследовательская деятельность. «В гостях у кролика» (См. метод . стр 13 Помораева)

Программное содержание: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или не равенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Предметно-практическая среда: Игрушки: Вини Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Кубы и призмы треугольные по 5 штук для каждого ребенка.

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Игровое упражнение «Положим кубы в коробку» Вини пух и Пятачок собираются в гости к Кролику

2. Основной этап: Игровое упражнение «Построим домик», «Поможем Вини Пуху разложить картинки»

3. Рефлексивный этап: вспомнить по картинкам части суток.

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастики.

Ситуативный разговор «Какую пользу приносят овощи»

Игра ситуация «Незаметно пролетело лето» стр 54 Габанова

Пальчиковая музыкальная гимнастика «Ладушки», «10 мышат»

Прогулка

Наблюдение за собакой и кошкой. Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире, прививать любовь к домашним питомцам, познакомить с историей приручения собак человеком, дать представления о том как собаки помогают человеку в жизни.

Д/И «У кого кто»

П/И «Птички и кошки»

Трудовая деятельность

Творческая мастерская «овощи с огорода»

Вторая половина дня

Игра «Мы растем»

Дежурство в уголке природы.

СРИ «Наши дружные соседи»

Д/И «Перепутанные картинки»

Прогулка

Наблюдения за облаками

П/И «Ловишки»

Загадки (овощи)

Первая половина дня

Трафареты для рисования «овощи»

Д/И «Разрезанные картинки»

Прогулка

Выносной материал.

Пакеты для мусора.

Вторая половина дня

Настольно печатные игры. Картотека комнатных растений. Лейки для полива цветов.

Бумага для создания макета овощей. Краски, клей.

Создать условия для Организации сюжетно-ролевых игр «Овощной магазин», «Семья»

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике

Поговорить о самочувствие детей

СРЕДА

  1. Двигательная деятельность. Работа по плану инструктора по физическому развитию.

II. Коммуникативная деятельность. «Звук [С] [СЬ]

Программное содержание: Объяснить детям артикуляцию звука С , упражнять в правильном, отчетливом произнесения звука (в словах и фразовой речи).

Предметно-практическая среда: Чистоговорки на звук С , полоска бумаги

Среда взаимодействия: воспитатель-ребенок, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Сказка про язычок.

2. Основной этап: упражнения с полоской бумаги, Упражнения «Язычок сочиняет песенки» Чтение стихотворения «Сорока, сорока» Загадка физминутка «Закачалось деревцо»

3. Рефлексивный этап: Что запомнили?

Первая половина дня

Комплекс утренней гимнастике

Игровое упражнение «Румяные щёчки»

Чтение рассказа Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Тувим «Овощи»

Игровое упражнение «Угощение для гостей». Цель: Учить находить сходство и различие между фруктами и овощами.

Работа в уголке природы

Игра- забава: заводные игрушки

Театрализованная игра по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу»

Прогулка

Наблюдения за изменением цвета листвы. Цель: Расширять представление об осени как времени года, развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства, воспитывать интерес к самостоятельным наблюдения.

Трудовые поручения: подготовка почвы для пересадки комнатных растений и посадки огорода

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения.

Познавательный рассказ « Вкусно и полезно»

Творческая мастерская «Огород»

Напомнить детям о правилах поведения в группе.

Беседа «Движение»

Д/И «Что сажают в огороде»

Прогулка

Наблюдение за березой

Д/И «Узнай чей лист»

П/И «Жмурки»

Первая половина дня

Центр книги: внесение книг.

Маски в центр театра

Прогулка

Выносной материал. Мяч, шарф для игры в жмурки.

Дидактические упражнения по ПДД «Можно нельзя», «Собери машину», «сломанный светофор»

Вторая половина дня

Свободная деятельность под контролем педагога. Конструирование из песка.

Создать условия для рисования по трафаретам овощей, грибов, фруктов Цель: учить аккуратно, обводить контуры, отличать фрукт от овоща

Подготовка к выставке «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем!»

Беседа «Начинаем учится вместе»

Подготовка к родительскому собранию.

Предложить родителя изготовить макеты овощей в разной технике.

Анкетирование.

Выпуск газеты «Наш огород»

ЧЕТВЕРГ

  1. Музыкальная деятельность. Работа по плану музыкального руководителя.

II. Изобразительная деятельность. (Лепка) «Овощи большие и маленькие» (стр. 26 Комарова)

Программное содержание: Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умения катать прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы. Учить, пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Предметно-практическая среда: Натуральный огурец и свекла. Пластилин, доска для лепки

Среда взаимодействия: ребенок воспитатель, ребенок-ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Рассмотреть с детьми огурец и свеклу. Чем отличаются овощи?

2. Основной этап: Показать прием лепки огурца. Затем вместе с детьми повторить в воздухе. В процессе лепки уточнять приемы. Пальчиковая игра «Репка»

3. Рефлексивный этап: Все выполненные овощи рассмотреть с детьми, отобрать разные по величине изображения.

Первая половина дня

Комплекс утреней гимнастики

Рассматривание альбома «У природы нет плохой погоды».

Чтение потешки «Солнышко- вёдрышко»

Дидактическая игра « Угадай, кто я?»

Чтение: русск. нар. сказка «Бычок- чёрный бочок, белые копытца»

Самостоятельная игровая деятельность (сюж.- рол. Игры)

Труд. Поручения: помогаем накрывать на стол

Прогулка

Наблюдение за листьями клена и березы. Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру, закреплять представления о сезонных изменениях

П/И «Зайцы и волк»

Д/И «Кто же я»

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Чтение Сутеев «Яблоко» Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.

Творческая мастерская:

Прогулка

Наблюдение за растениями в огороде.

П/И «Кто скорей соберет»

Д/И «Что сажают в огороде»

Первая половина дня

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Дидактическая игра: «Косыночка» . Цель игры: развить в детях доброту и заботливое отношение к окружающим, а также мелкую моторику рук.

Прогулка

Показать детям, как нужно убирать игрушки для песочницы. Предложить понаблюдать за работой дворника.

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Ситуативные разговоры и беседы. Трудовые поручения. Релаксации: минуты тишины, уголки уединения, музыкальные паузы.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Памятка для родителей: «Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми»

ПЯТНИЦА

I. Познавательно- исследовательская деятельность «Моя семья»

Программное содержание: Внести понятие семья. Дать детям первоначальное представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), мама- папа, дочка- сын, дедушка- бабушка. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Предметно-практическая среда: матрешка, шестью матрешками, мяч, корзиночки, 3 комплекта картинок Семьи, коши, собаки, птицы, рыбы. 3 листа бумаги формата А3 , текст стихотворения Маршака С. «Матрешки», фотографии членов семьи педагога планшет для набора фотографий.

Среда взаимодействия: воспитатель- ребенок, ребенок – родитель, ребенок- ребенок

Примерный план действий:

1. Мотивационно побудительный этап: Загадка. От имени матрешки знакомиться с ребятами, предлагает найти перечисленных родственников матрешки

2. Основной этап: Игра рассуждения «Кто ушел? Кто пришел», Игра «Составь портрет своей семьи» Рассказ детей по фотографии о своей семье. Игра с мячом «Назови ласково»

3. Рефлексивный этап: Кто был в гостях? Назовите членов семьи? Что запомнили?

II. физическое развитее (двигательная деятельность, плаванье) Работа по плану инструктора по плаванью

Первая половина дня

Рассматривание альбома «Овощи»

Дидактическая игра « У кого какой предмет?»

Трудовые поручения: ухаживаем за комнатными растениями.

Сюж.-рол. игра «Магазин»: сюжет «Овощной магазин»

Творческая мастерская: рисование пальчиковыми красками «Овощи в корзинке»

Изготовления сказочных героев из овощей.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду, воспитывать любознательность, любовь к природе.

Д/И «Кто летает»

П/И «Замри»

Вторая половина дня

Гимнастика после дневного сна.

Игра ситуация «Наши дружные соседи»

Д/и «А у нас порядок» - закреплять умение наводить порядок в группе.

Прогулка

П/И «Пчелки»

Д/И «Что за насекомые»

Первая половина дня

Овощи для игры овощной магазин.

Краски для рисования пальцами.

Листы бумаги А 4 с изображением корзинок.

Прогулка

Свободная деятельность под контролем педагога.

Подвижные игры по желанию детей .

Вторая половина дня

Настольно-печатные игры по выбору детей. Свободное рисование. Д/и «Чудесный мешочек» - определять форму предметов на ощупь.

Центр Экспериментирования Альбом «Семена овощей»

Сценарный план итогового мероприятия для детей среднего дошкольного возраста

Творческая мастерская «Мы корзиночку возьмем, урожай мы соберем»

Цель: обобщения представления у детей знания об овощах, их разновидностях.

Задачи:

Обучающая: Совершенствование умения определять овощи по признакам, группировать по цвету, вкусу, семенам.

Развивающая: Развивать творческие способности детей.

Воспитательная: Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми

Образовательная среда:

Характер взаимодействия субъектов деятельности: Воспитатель – ребенок, ребенок- родитель, ребенок - ребенок

Среда обучения и восприятия: центр выставочного материала

Предметно-практическая среда: Дидактический материал по теме огород, овощи. Работа в центре творчества.

Ведущая образовательная область: социально- коммуникативная развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: В ходе наблюдений у детей будет сформирован уровень знаний об овощах, цветах.

Дети научатся ухаживать за растениями, определять и называть растения по их внешнему виду, семенам.

С помощью наблюдений, экспериментирования дети научатся делать простейшие умозаключения .

Примерный план действий:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность

Мотивационно- побудительный

Создание в группе творческой мастерской. Маски овощи.

Дети изображают овощи различными художественными способами овощи.

Основной

Изготовления масок «Овощи»

Разучивание стихов о овощах

Театрализация «Огород»

Выставка групповых и семейных поделок.

Изготовления сказочных героев из овощей

«Изготовления овощей из использованного материала»

(коробки, баночки, пластиковые бутылки)

Дети изображают овощи различными художественными способами.

Описание овощей по мнемотаблицам.

Рефлексивный

Что мы делали? Зачем нам это надо? Где пригодиться? Что узнали нового? Что понравилось?


Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет);
  • подготовительная группа (6-7 лет).

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.

Задачи: образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах. Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок. Продолжать знакомить с русскими народными традициями на примере праздника капустник.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру.

День

Совместная деятельность

Инд. работа

Самостоятельная деятельность

Понедельник

1. Познание окр. Мира «Сад и огород»

2. Музыка «Листья кружатся, летят»

Утро: 1. Беседа на тему: «Что растет в саду и в огороде?»

2.Подв.игра «Огуречик»

3. Д/и «Кому что нужно?»

4. Пальч. Гимн. «Овощи»

5. Работа в уголке природы. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.

Прогулка: 1. Наблюдение за деревьями

2.П/И «Самый внимательный»

3. Трудовое поручение: уборка сухих листьев

4. Творческая игра «Автобус»

Вечер: 1. СРИ «Фруктовое кафе»

2.Д/и «Что сажают в огороде?»

3. Чтение стихотворений Е. Трутнева «Урожай, урожай!», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»

4. Игра на дет. муз. инструментах «Мы- музыканты».

5. ОЭД «Почему не тонет апельсин?»

Счет в пределах 5

Прыжки на месте

Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Настольно- печатные игры «Овощи и фрукты», «Что лишнее»

Игры с выносным материалом

Настольно-печатные игры: Что и где растет?, игры со строительным материалом

Вторник

1. Математические представления «В гостях у бабушки»

2. Лепка «Грядки с капусткой и морковкой»

Утро: 1. П/И «Огород»

2.Физ.упр. «Капаем картошку»

3. Беседа на тему: «Какая польза от овощей и фруктов?»

4. П/г «Пальчики в саду»

5. Формирование культуры поведения за столом. Практическое упр. «Послушные локоточки».

Прогулка: 1. Наблюдение за осенними работами на огороде.

2.Чтение стихотворения «Дуют ветры…»

3. П/И «Найди, где спрятано»

4. Труд: сбор семян бархатцев.

5. Д/и «Вершки и корешки»

Вечер: 1. Чтение р. н. сказки «Вершки и корешки»

2.Работа в уголке природы. Полив комнатных растений.

3. Д/и «Что лишнее?»

4. СРИ «Семья». Сюжет - на огороде

5. Разв. Игра «Опиши фрукт, овощ»

Д/и «Сосчитай»

Д/И «Отгадай загадку»

Сл. игра «Апельсин какой?...»

Рисование на тему: овощи и фрукты, рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

Игры с песком, с мячом и кеглями.

Игры с конструктором «Лего»

Среда

1. Рисование: «Овощи»

2. Физкультура.

Утро : 1. Беседа на тему: «Заготовки на зиму»

2.Д/и «Пересчитай предметы»

3. П/и «Баба села на горох»

4. П/г «Капуста»

Прогулка : 1. Экскурсия в овощной магазин

2.Чтение стихотворения «В магазине»

3. Трудовое поручение: «уборка опавших листьев»

4. Сл. Игра «Садовник»

Вечер: 1. Д/и «Назови одним словом»

2.Беседа на тему: «Я садовником родился…»

3. Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Под грибом».

4. СРИ «Увозим урожай с дачи»

5. Игра - хоровод «Кабачок»

Чистоговорка: В огороде у
Феклы – свекла.

Прыжки через скакалку.

Составление описательных рассказов по схеме.

Рисование по трафаретам «Овощи».

Игры с выносным материалом.

Строительные игры, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам, предложить раскраски.

Четверг

1. Музыка «Секреты музыкальной шкатулки»

2. Развитие речи «Зина, коза и заяц»

Утро: 1. П/ и «Яблонька»

2.Русские нар. потешки, песенки «Заинька войди в сад»

3. Работа в уголке природы. Рассматривание семян фруктов и овощей.

4. Дежурство по столовой: «Учимся правильно сервировать стол».

5. П/г «Компот»

Прогулка: 1. Наблюдение за трудом взрослых.

2.Д/и «Кто выше?»

3. П/И «Чучело»

4. Труд. Окапывание кустарников.

Вечер: 1. Д/и «Что и где растет?»

2.СРИ «За покупками в магазин»

3. Разучивание песни «Осенняя»

4. Театрализация по сказке «Репка»

5. Чтение сказки «Чиполино»

Разучивание стихотворения: Ю. Тувима

Прыжки с места

Аппликация «Овощи на тарелке»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Чиполино»

Игры с метанием

Пазлы, мозаика.

Пятница

1. Конструирование: «Ворота»

2. Физкультура

Утро: 1. Рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

2.Беседа на тему: «Растения тоже любят умываться»

3. Д/и «Чудесный мешочек»

4. П/и «Яблонька»

Прогулка: 1. Наблюдение за грузовым транспортом

2.П/И «Поиграем с овощами и фруктами»

3. Трудовые поручения Уборка сухостоя на огороде

4. Д/И «Угадай, что загадаю»

Вечер: 1. Итоговое мероприятие: «Путешествие в страну Витаминка»

2.Беседа на тему «Фрукты- какие они?»

3. Музыкальная игра «Огородная хороводная»

4. СРИ «Дочки- матери»

Чистоговорка «Не топчи, бычок, кабачок, не топчи»

Метание «Попади в цель»

Песня «Наш огород»

Рисуем по памяти

Предложить атрибуты для СРИ «Кафе»

Игры с кольцебросом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей среднего дошкольного возраста

На тему: «Во саду ли в огороде».

Задачи: образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах. Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок. Продолжать знакомить с русскими народными традициями на примере праздника капустник.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру.

День

НОД

Совместная деятельность

Инд. работа

Самостоятельная деятельность

Понедельник

  1. Познание окр. Мира «Сад и огород»
  1. Музыка «Листья кружатся, летят»

Утро: 1. Беседа на тему: «Что растет в саду и в огороде?»

2.Подв.игра «Огуречик»

3. Д/и «Кому что нужно?»

4. Пальч. Гимн. «Овощи»

5. Работа в уголке природы. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.

Прогулка: 1. Наблюдение за деревьями

2.П/И «Самый внимательный»

3. Трудовое поручение: уборка сухих листьев

4. Творческая игра «Автобус»

Вечер: 1. СРИ «Фруктовое кафе»

2.Д/и «Что сажают в огороде?»

3. Чтение стихотворений Е. Трутнева «Урожай, урожай!», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»

4. Игра на дет. муз. инструментах «Мы- музыканты».

5. ОЭД «Почему не тонет апельсин?»

Счет в пределах 5

Прыжки на месте

Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Настольно- печатные игры «Овощи и фрукты», «Что лишнее»

Игры с выносным материалом

Настольно-печатные игры: Что и где растет?, игры со строительным материалом

Вторник

  1. Математические представления «В гостях у бабушки»
  1. Лепка «Грядки с капусткой и морковкой»

Утро: 1. П/И «Огород»

2.Физ.упр. «Капаем картошку»

3. Беседа на тему: «Какая польза от овощей и фруктов?»

4. П/г «Пальчики в саду»

5. Формирование культуры поведения за столом. Практическое упр. «Послушные локоточки».

Прогулка: 1. Наблюдение за осенними работами на огороде.

2.Чтение стихотворения «Дуют ветры…»

3. П/И «Найди, где спрятано»

4. Труд: сбор семян бархатцев.

5. Д/и «Вершки и корешки»

Вечер: 1. Чтение р. н. сказки «Вершки и корешки»

2.Работа в уголке природы. Полив комнатных растений.

3. Д/и «Что лишнее?»

4. СРИ «Семья». Сюжет - на огороде

5. Разв. Игра «Опиши фрукт, овощ»

Д/и «Сосчитай»

Д/И «Отгадай загадку»

Сл. игра «Апельсин какой?...»

Рисование на тему: овощи и фрукты, рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

Игры с песком, с мячом и кеглями.

Игры с конструктором «Лего»

Среда

  1. Рисование: «Овощи»
  2. Физкультура.

Утро : 1. Беседа на тему: «Заготовки на зиму»

2.Д/и «Пересчитай предметы»

3. П/и «Баба села на горох»

4. П/г «Капуста»

Прогулка : 1. Экскурсия в овощной магазин

2.Чтение стихотворения «В магазине»

3. Трудовое поручение: «уборка опавших листьев»

4. Сл. Игра «Садовник»

Вечер: 1. Д/и «Назови одним словом»

2.Беседа на тему: «Я садовником родился…»

  1. Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Под грибом».
  2. СРИ «Увозим урожай с дачи»
  3. Игра - хоровод «Кабачок»

Чистоговорка: В огороде у
Феклы – свекла .

Прыжки через скакалку.

Составление описательных рассказов по схеме.

Рисование по трафаретам «Овощи».

Игры с выносным материалом.

Строительные игры, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам, предложить раскраски.

Четверг

  1. Музыка «Секреты музыкальной шкатулки»
  1. Развитие речи «Зина, коза и заяц»

Утро: 1. П/ и «Яблонька»

2.Русские нар. потешки, песенки «Заинька войди в сад»

3. Работа в уголке природы. Рассматривание семян фруктов и овощей.

4. Дежурство по столовой: «Учимся правильно сервировать стол».

5. П/г «Компот»

Прогулка: 1. Наблюдение за трудом взрослых.

2.Д/и «Кто выше?»

3. П/И «Чучело»

4. Труд. Окапывание кустарников.

Вечер: 1. Д/и «Что и где растет?»

2.СРИ «За покупками в магазин»

3. Разучивание песни «Осенняя»

4. Театрализация по сказке «Репка»

5. Чтение сказки «Чиполино»

Разучивание стихотворения: Ю. Тувима

«Овощи»

Прыжки с места

Аппликация «Овощи на тарелке»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Чиполино»

Игры с метанием

Пазлы, мозаика.

Пятница

  1. Конструирование: «Ворота»
  2. Физкультура

Утро: 1. Рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

2.Беседа на тему: «Растения тоже любят умываться»

3. Д/и «Чудесный мешочек»

4. П/и «Яблонька»

Прогулка: 1. Наблюдение за грузовым транспортом

2.П/И «Поиграем с овощами и фруктами»

3. Трудовые поручения Уборка сухостоя на огороде

4. Д/И «Угадай, что загадаю»

Вечер: 1. Итоговое мероприятие: «Путешествие в страну Витаминка»

2.Беседа на тему «Фрукты- какие они?»

3. Музыкальная игра «Огородная хороводная»

4. СРИ «Дочки- матери»

Чистоговорка «Не топчи, бычок, кабачок, не топчи»

Метание «Попади в цель»

Песня «Наш огород»

Рисуем по памяти

Предложить атрибуты для СРИ «Кафе»

Игры с кольцебросом.