Как лечить заикание у ребенка 9 лет. Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения. Формы заикания у детей

Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.



Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.



Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.



Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.



Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Формирование речи у детей - очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более - структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое - заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • недоношенность;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: , энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: , рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина - патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб...ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, .

Заикание формирует у ребёнка логофобию - это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

С миру - по нитке. Самые известные заики - пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Виды

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма - это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное - вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

Диагностика

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

  • логопеда;
  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка - психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Лечение

Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

Профессиональная коррекция

Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

  • Смешные карусели

Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели - опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

  • Дирижёр

Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова - всё, что ему захочется.

  • Весёлые цыплята

Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

  • Медвежонок

Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

  • Артисты

Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача - попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение.

Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

Массаж

Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

Основные правила для её проведения таковы:

  • медленный и неторопливый темп;
  • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
  • звучание успокаивающей музыки;
  • тёплые руки массажиста.

Процедура проводится последовательно по зонам:

  1. верхний плечевой пояс;
  2. мимическая мускулатура;
  3. губы;
  4. гортань.

Основная цель такого массажа - расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

Медикаментозные препараты

Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

  • Фенибут;
  • Галопер;
  • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
  • Глицин;
  • Гопантам;
  • Пантогам;
  • Пентокальцин;
  • Сенорм;
  • Тенотен;
  • Магне В6;
  • Цитраль;
  • Феназепам;
  • Тазепам;
  • Сибазон;
  • Элениум.

Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

  • Нотта;
  • Беби-Сед;
  • Нервохель;
  • Валерианахель;
  • Зайчонок;
  • Леовит;
  • Эдас;
  • Шалун;
  • Дормикинд.

Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

Народные средства

Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

Снять напряжение помогут:

  • валериана;
  • пустырник;
  • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
  • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
  • сок крапивы;
  • гусиная лапчатка;
  • хмель и вереск;
  • ягоды калины.
  • мёд (в любом виде).

Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

Игры

Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте ), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

  • Незадачливый художник

Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

  • Ферма

Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

  • Творчество

Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное - ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

Дыхательная гимнастика

Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала - со специалистом, затем - с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

Её задача - развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

  • Насос

Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой - можно через нос, можно через рот).

Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое - артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

  • Обними плечи

Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается - крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов - 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания - сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное - родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше - предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

А Вы знали, что... существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

Профилактика

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство - обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

Задержка речевого развития, заикание и другие нарушения речи ребенка первых лет обычно не вызывают тревоги родителей. Срабатывает правило «Все индивидуальны – перерастет». Однако к трем годам, когда ребенка отправляют в детский сад, существующая проблема впервые становится препятствием к нормальному процессу общественной адаптации. Коррекция заикания у детей 3-х лет определяется причинами, и лечение должно быть направлено непосредственно на этиологический фактор. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности диагностики и начала работы над проблемой.

Заикание: механизм развития патологии

Заикание – нарушение речи, которое характеризуется отсутствием плавности темпа и ритма разговора, сбивчивостью, многократным повторением звуков и непроизвольными паузами. Заболевание считается преимущественно детской патологией, чаще встречается у мальчиков. Однако под воздействием сильных потрясений заикание может проявиться и у взрослого человека.

Возникновение нарушений устной речи связано с непроизвольным сокращением мышц, отвечающим за артикуляцию и звукопроизношение. Детские неврологи утверждают, что есть два варианта заикания у детей:

  • Тоническое, которое характеризуется возникновением стойкого спазма голосовых мышц. В норме после каждого сокращения, наступает период релаксации мышечных волокон. Чтобы произнести новый звук, голосовые связки должны ответить на нервный импульс после периода расслабления. В случае тонического заикания, после очередного сокращения не наступает релаксация. Вследствие этого, в речи заикающегося ребенка возникает пауза, разрыв между слогами.
  • Клоническое, которое отличается многократными судорожными сокращениями. Каждый новый нервный импульс поступает к исполняющему органу в период, когда тот не полностью расслабился после предыдущего звука. Голосовые связки не успевают перестроиться на новое задание, когда приходит череда импульсов. Речь детей с клоническим заиканием характеризуется многократным повторением отдельных слогов проблемного слова: «касе-се-се-та».
  • Кроме того, у детей до 4-х лет часто диагностируют смешанный вариант патологии: периодическое проявление в речи и разрывающих пауз и звукоповторений.

    Важно! У многих людей в норме встречаются при разговоре повторяющиеся заминки с «э-ээ». Однако о патологическом заикании говорят, если прерывания составляют более 10% всей речи

    Периоды развития речи ребенка

    Характерные симптомы нарушения речи появляются в определенные периоды развития ребенка. Первые попытки устного разговора возникают в возрасте одного года с помощью лепета и отдельных слогов.

    До 2-х лет в речи преобладает пассивный словарный запас (200-300 слов, которые ребенок не произносит, но понимает значение), активные – используемые слова составляют 10%. Этот период считается первым критическим в развитии ребенка, поскольку происходят изменения и формирование речевого центра в коре головного мозга. Воздействие сильного эмоционального потрясения или небольшой физической травмы головы становится реальной угрозой нарушения функций речевого центра.

    Второй критический период припадает на возраст до 4-х лет, когда устная речь развивается в быстром темпе, увеличивается активный и пассивный словарный запас. В это же время, возникает дисбаланс между нервной и эндокринной регуляцией функций организма. В головном мозге усиливается синтез биологически активных веществ со стимулирующим эффектом (дофамин, серотонин). Однако нервной системой недостаточно сформирован механизм контроля над действием гормонов.

    Дети этого возраста при попадании в стрессовую ситуацию или под эмоциональное давление окружающих часто начинают проявлять активный негативизм: отказываться выполнять порученные задания, перестают разговаривать. В менее выраженном варианте – начинают заикаться.

    Третий критический период связан с развитием письменной речи в возрасте 6-7 лет. Первый учебный год в школе сопровождается истощением адаптационных возможностей детского организма. Кроме того, появление потребности излагать мысли в письменной форме является серьезным напряжением для речевого центра.

    Причины возникновения заикания у детей

    Единого установленного фактора, что провоцирует развитие патологии в детском возрасте, не существует. Известный педиатр Евгений Комаровский разделяет врожденные и приобретенные причины заболевания:

  • Врожденные: генетическая предрасположенность, внутриутробные инфекции и травмы (особенно в первом триместре беременности), родовая травма, преждевременные роды.
  • Повреждение развития тонкой структуры нервной ткани плода вследствие травмы, кровоизлияния, инфекционного или токсического воздействия в первую очередь влияет на когнитивные функции. Нарушение двигательной или чувствительной сферы являются самыми грубыми последствиями травм.

    Кроме того, ребенок со вспыльчивым темпераментом заикается чаще, чем его уравновешенный и флегматичный сверстник.

  • Приобретенные в процессе жизнедеятельности. К этой группе принадлежат перенесенные инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы ребенка до 5-ти лет. После этого периода дети менее чувствительны к появлению патологии.
  • Эмоциональные потрясения и психологические травмы после развода родителей, смерти близких, стихийных бедствий и техногенных катастроф – приобретенные причины заикания, связанные с влиянием внутренней тревоги на структуры головного мозга.

    Кроме того, Комаровский говорит о влиянии общества на развитие речи. Чрезмерное внимание к разговорным ошибкам, частые исправления, тесное и длительное общение с заикающимися — все эти факторы способствуют развитию патологии у ребенка

    Традиционные методы лечения заикания

    Устранение заикания у дошкольников проводится совместными усилиями родителей, педагогов и врачей. Традиционными считаются методы:

  • Дыхательной гимнастики. Упражнения направлены на улучшение контроля над актом дыхания, сокращением диафрагмы, голосовых связок и артикуляционного аппарата. Применяются варианты занятий по А.Н. Стрельниковой, Ненашева-Агаджаняна и Бутейко.
  • Логопедические приемы для улучшения артикуляции (артикуляционная гимнастика). Логопеды занимаются преимущественно развитием мелкой моторики щек, губ и языка.
  • Медикаментозная терапия, цель которой снизить активность очага возбуждения в головном мозге и снять судороги, улучшить обмен веществ и кровоснабжение нервной ткани.
  • Кроме того, часто в комплексном подходе лечения ребенка используется логопедический массаж. Путем механического воздействия на активные точки тела происходит «переключение» доминатного (главного) возбуждения. Курс процедур длится от двух до пяти месяцев.

    Логопеды-массажисты также проводят специальный инструментальный (зондовый) массаж, который улучшает кровоток и отток лимфы непосредственно в мышцах гортани и глотки. Противопоказанием для данной манипуляции является возраст ребенка до двух лет, а также ощущение тошноты и приближающейся рвоты при воздействии на слизистую глотки.

    Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

    Упражнения в комплексе дыхательной гимнастики способствуют устранению речевых дефектов. Кроме того, метод эффективен для развития дыхательного объема легких, расширения и улучшения дренажной способности бронхов.

    Особенностью дыхательных упражнений является сочетание акта дыхания с сокращением других мышц тела. Таким образом, происходит воздействие на органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, а также на центральную нервную систему.

    Другими словами, головной мозг «тренируется» сочетать волевые сокращения мышц с дыханием. Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо скоординировать сокращение дыхательных и голосовых мышц, что достигается путем выполнения комплекса упражнений.

    Известный детский врач, Евгений Комаровский, настоятельно рекомендует следовать таким правилам при выполнении гимнастических занятий:

  • Постепенность. Сначала используются более простые движения, нарастание сложности происходит по мере усваивания предыдущих комплексов. Например, в гимнастике по Стрельниковой различают базовые и основные упражнения. На начальном этапе выполняются «Ладошки», «Погончики» и «Насос». В последующем — «Ушки», «Маятник» и др.
  • Системность. Результат зависит от чередования занятий с отдыхом. Детскому организму необходимо время, чтобы сформировать устойчивый рефлекс плавной речи и ровного дыхания.
  • Непрерывность. Эффективными считаются ежедневные двухразовые занятия.
  • Возрастная адекватность и учет индивидуальных особенностей. Ребёнку с тяжелым общим состоянием разрешается выполнять комплекс движений в положении сидя или лежа. Кроме того, для детей разных возрастных групп используются модификации стандартных методик.
  • Важно! Используемые в комплексе упражнения выполняются под строгим контролем логопеда или родителей, если лечение проводится в домашних условиях

    Постановка артикуляции при заикании

    Занятия с логопедом проводятся детям возрастом старше трех лет, потому что в первые два года жизни ребенок не способен понять и исполнить просьбу педагога.

    Артикуляционная зарядка подразумевает выполнение мелких и точных движений языка, губ и других мимических мышц. Метод применяется для лечения не только заикания, но и других нарушений речи (шепелявость, гнусавость, картавость). Для постановки каждого отдельного звука используются разные упражнения.

    Наиболее применяемые движения представлены в таблице:

    Заикание у детей 2-3 лет – причины, тактика любящих родителей

    Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

    Причины заикания у детей 2-3 лет

    Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

    Причинами заикания у детей в два-три года являются:

  • Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.
  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.
  • Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

    Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

    Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

    При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

    Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

    Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

    Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

    Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

    Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

    До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

    Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

    Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

    Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

    Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

    Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

    Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

    Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

    Заикание у детей 3-х лет

    Заикание – нарушение темпа, ритма речи, дыхания во время говорения, вызванное перенапряжением мышц речевого аппарата. В речи проявляется как внезапные запинки и повторения отдельных слогов. Чаще всего заикание проявляется у детей 3-х лет – с началом периода активного развития речи. Мальчики более склонны к заиканию, чем девочки, поскольку они менее устойчивы в эмоциональном плане.

    Ребенок начал заикаться в 3 года: причины

    1. Физиологические . Заикание не передается по наследству, но возможна предрасположенность. Также проблемы с речью могут быть вызваны родовой травмой, органическими нарушениями в структуре речевых центров головного мозга, а также инфекционными заболеваниями – корью, коклюшем, тифом и болезнями органов речи – гортани, носа, глотки.
    2. Психологические . Заикание невротического характера носит название логоневроза у детей. Он может быть спровоцирован резкими эмоциональными потрясениями, детскими страхами, внезапным испугом. Это объясняется тем, что когда ребенок волнуется, его речь не успевает за мозгом, и возникают запинки.
    3. Социальные . Эту группу причин подчас сложнее всего выявить, поскольку в этом возрасте дети очень впечатлительны и подвержены влиянию. Так, например, они могут неосознанно копировать речь заикающихся сверстников. Нередко заикание возникает при перегрузке трехлетки речевым материалом, например, при одновременном изучении нескольких языков. Также причиной заикания в 3 года может стать чрезмерная строгость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
    4. Кроме того, существует ряд провоцирующих факторов, которые могут способствовать проявления речевых нарушений, например, переутомление, рост зубов, преобладание в рационе ребенка белковой пищи, аденоиды, вызывающие нарушении дыхания.

      Заикание у детей 3-х лет — лечение

      Лечение заикания заключается в комплексе мероприятий, назначаемых логопедом. В этом случае важно установление доверительных отношений между родителями ребенка и специалистом для того, чтобы терапевтическое взаимодействие оказалось наиболее эффективным. Если заикается ребенок в 3 года, в первую очередь следует соблюдать следующие рекомендации:

    5. соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
    6. следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
    7. ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
    8. создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и, тем более, смеяться;
    9. общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.
    10. На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка:

    1. Клоническое . Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
    2. Тоническое . Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
    3. Смешанное . Сочетает признаки клонического и тонического заикания.
    4. Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

      Признаки заикания у детей

      Симптомы или признаки заикания у детей различаются в зависимости от степени тяжести расстройства. Так, например, признаки нормального, или временного, заикания у детей характеризуются следующими проявлениями:

    5. Однократное или двукратное повторение звука, слога или слова. Сюда же относится употребление различных междометий для связи слов.
    6. Заикание носит переменный характер: исчезает на несколько недель и снова появляется. Если ребенку от 1 года до 5 лет, то это отражает фазы изучения языка.
    7. Признаки заикания средней тяжести у детей выражены более ярко и характеризуются следующими симптомами:

    • Повторение звуков, слогов больше двух раз.
    • Напряжение и усилия при произнесении звуков можно увидеть на лицевых мышцах, особенно вокруг рта.
    • Резкое повышение тона голоса при заикании.
    • Паузы, или блоки, в речи в течение нескольких секунд.

    Логоневрозы у детей тяжелой степени обусловлены следующими признаками:

  • заикание занимает более 10% речи ребенка;
  • ребенок говорит, заикаясь, с большим трудом и напряжением;
  • во время построения фразы ребенок переставляет в ней слова, а в словах - слоги;
  • использование дополнительных словосочетаний, помогающих начать речь;
  • избегание ситуаций общения с другими людьми;
  • преобладание тонического вида заикания.
  • Заикание у детей различается также частотой и степенью тяжести. Чем раньше будет выявлено речевое расстройство и начало лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

    Диагностика

    Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза. Некоторые характеристики речи детей-заик трудно определить на слух неспециалисту. Логопед решит, требует ли случай вмешательства и последующей терапии или можно обойтись без помощи врача.

    Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.
  • Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями.

    Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

    Методы лечения заикания у детей

    Во время работы с логопедом, родителям необходимо реалистично оценивать свои ожидания. Лечения как такого от заикания не существует, как и прошедших клинические испытания медикаментов. Однако существует ряд методов, которые научат ребенка контролировать речь и уменьшат в той или иной степени проявления логоневроза.

    Логопед работает с ребенком, чтобы развить у него индивидуальные модели поведения, которые смогут помочь произносить слова без усилий или научить разговаривать без заикания. Методы лечения варьируются и зависят от степени тяжести заикания и конкретных условий, в которых находится ребенок. Терапия должна подбираться каждому отдельному ребенку.

    Выделяют два основных метода лечения заикания у детей. Первый сконцентрирован на том, чтобы развить у ребенка навык плавной речи. Этого можно добиться тогда, когда ребенок может следить за собой, имеет навык самонаблюдения. В начале работают над произношением одного слова максимально медленно и расслабленно. Затем количество слов увеличивают до тех пор, пока ребенок не сможет произносить плавно целые предложения. Например, «мяч» – «красный мяч» – «большой красный мяч» – «у меня есть большой красный мяч». Преимущество этого метода лечения в том, что он подходит детям любого возраста.

    Другой метод направлен на уменьшение вторичных признаков заикания, таких как подергивания, моргания, зажимами челюсти. Занятия с логопедом оказывают положительное влияние на большинство детей с длительным заиканием. В одних случаях проблема полностью исчезает, в других – речь становится значительно лучше. Независимо от результата, терапия укрепит у ребенка уверенность в себе, ведь он научился справляться с заиканием и улучшил навыки общения.

    Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

  • Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
  • Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
  • Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
  • Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
  • Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
  • Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения. Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
  • Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
  • Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.
  • Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме.

    Вместо заключения

    Лечение заикания у детей требует усилий не только от ребенка во время занятий с логопедом и в повседневной жизни, но и от всей семьи. Успех зависит от обстановки, психологической атмосферы дома, терпения родителей и их умения выделить время для занятий и общения с малышом. А это требует некоторой работы над своим поведением и коммуникативным стилем всех членов семьи. Ребенок с заиканием должен чувствовать, что его понимают, поддерживают и принимают таким, какой он есть. Поддержка семьи особенно важна, ведь в обществе люди с заиканием и другими расстройствами речи все еще подвергаются стигматизации.

    Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

    Что такое заикание?

    Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

    Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

    Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

    Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

    У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

    Причины заикания

    Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

    При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

    Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

    1. Физиологические нарушения:
    • поражение нервной системы после родовой травмы;
    • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
    • наследственная предрасположенность;
    • травма ;
    • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
    • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания ( , инфекционных болезней);
    • переучивание левши на правшу.
    1. Психологические причины:
    • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
    • потеря близких;
    • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
    • выраженное чувство обиды, ревности;
    • желание привлечь внимание родителей;
    • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
    1. Социальные причины:
    • чрезмерная родительская строгость;
    • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
    • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
    • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
    • перевод малыша в другой детский сад или школу;
    • переезд на другое место жительства.

    К провоцирующим факторам можно отнести:

    • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
    • семейные неурядицы и скандалы;
    • проблемы в школе;
    • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
    • период прорезывания зубов и переходный возраст;
    • нарушения эндокринной системы;
    • инфекционные заболевания.

    Тактика поведения родителей


    Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

    При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

    Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

    Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

    Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

    • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
    • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
    • можно разучивать с ребенком песни;
    • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
    • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
    • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
    • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
    • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
    • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
    • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

    В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

    • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
    • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
    • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
    • короткие слова и фразы выговариваются легко.

    Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

    Лечение заикания


    Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

    Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

    Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

    Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

    Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

    Существует достаточно много методов лечения заикания :

    • логопедические уроки;
    • дыхательные упражнения;
    • компьютерные программы;
    • точечный массаж;
    • лечение гипнозом;
    • медикаментозное лечение;
    • общеукрепляющее лечение.

    На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

    Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

    Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

    При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

    Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

    Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

    Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, . Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

    Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

    Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

    Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

    Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

    Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

    Причины заикания:

    • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
    • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
    • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
    • последствия перинатального поражения ЦНС;
    • склонность к судорожному реагированию;
    • различные повреждения головного мозга;
    • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
    • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
    • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
    • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
    • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

    В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

    Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

    Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

    Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

    Что делать, если ребенок заикается?

    Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

    Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

    Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием , помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

    Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

    Занятия у логопеда

    Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

    На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

    Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения . Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

    На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

    Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика . Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

    Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

    Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос , это может лишь усугубить заикание.

    Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

    Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания ; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью ; у 80% – улучшение речи разной степени.